Политическая экономия и история экономических учений. История экономических учений

Мировоззрение и миросозерцание человека не мыслимы без социальных элементов, без общих исторических знаний, а область общих исторических наук включает в себя право, историю, социологию, политологию и т.д. Но и

смотреть на рефераты похожие на "История экономических учений"

Введение в предмет. Экономические учения Древнего Мира и
Средневековья.

1. Задача высшей школы состоит в том, чтобы развить общие взгляды студентов на окружающий мир, выработать мировоззрение и миросозерцание.
Другими словами не узкая специализация предмета, а стройный синтез научного познания.

Мировоззрение и миросозерцание человека не мыслимы без социальных элементов, без общих исторических знаний, а область общих исторических наук включает в себя право, историю, социологию, политологию и т.д. Но изучение всех вышеназванных предметов невозможно без предварительного изучения экономической системы в рамках которой развиваются все эти предметы.

Вывод: только сознание социально-экономической основы дает ключ к пониманию общих исторических явлений и в основе всех мировоззрений экономики. Из сказанного следует, что в основе всех взглядов лежит история изменения в производительных силах и производственных отношениях.

Предметом истории экономических отношений является исторический процесс возникновения, борьбы и смены экономических систем взглядов на разных этапах развития человеческой цивилизации. История экономических учений относится к числу гуманитарных дисциплин и занимает очень важное место. Методологической основой курса является учение о базисах и экономических надстройках.

Когда экономическая наука появилась? Над явлениями экономической системы люди раздумывали много тысяч лет назад. Но эти раздумывания не были наукой. Экономическая наука появилась в эпоху зрелого рабовладельческого общества, которая опиралась на более зрелые производительные силы (4-5 тыс. лет назад). Первые источники относятся к странам Древнего Востока (Египет,
Вавилон, Китай). Но высшие образцы дали греки и римляне.

2. С появлением первых государств и зарождением различных экономических форм государства в экономической жизни перед обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется и по сей день (для России обостряется).

Главная проблема – это выбор идеальной модели социально-экономического устройства. Сделать этот выбор можно лишь на основе выбора экономической теории, принятия ее, и всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как делался выбор идеальной модели в Древнем Мире? В это время господство рабовладельческой системы и приоритета натурального хозяйства над товарно-денежным.

1) Выразители экономической мысли древности (философы и правители рабовладельческих государств), они были аполагиатами рабовладельческого времени и считали такой порядок единственным;

2) Их доказательства базировались преимущественно на категориях морали, этики, справедливости и были направлены против торгово- ростовщищеских операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала. В них усматривалась искусственная сущность, нарушающая принцип эквивалентности и пропорциональности в обмене.

Итак аполагизация рабовладения и натурального хозяйства с одной стороны и отрицательного денежного капитала и товарного с другой – это то общее, что присуще всем школам Древнего Востока и классического рабовладения.

Но между ними есть и различия. Рассмотрим их подробнее: главная особенность восточного рабства состоит в масштабах функций государства, которые отчасти были обусловлены их объективными предпосылками
(строительство грандиозных ирригационных сооружений требовало государственного вмешательства).

Однако, грандиозная государственная опека натурального хозяйства требовала регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы.
Кроме того, на Востоке ведущая роль в экономике принадлежала государственной собственности. Масштабность функций государства в экономике и ведущая роль государственной собственности в ней стали теми критериями, которые легли в основу способа – азиатского способа производства.

Элементы этой системы веками существовали в России, влияя на формирование менталитета, обычаев и традиций нашего народа.

3. Экономические учения Древней Греции.

Рабство Древней Греции и Рима в 1 тыс. до н.э. называлось классическим. Лучшими достижениями экономической мысли того времени – труды
Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430 – 354 гг до н.э.)

1) Разделение труда на умственный и физический, людей соответственно на свободных и рабов – имеет естественное происхождение;

2) Естественным является преимущественное развитие сельского хозяйства, по сравнению с ремеслом и торговлей;

3) Производственно может выполняться наиболее простая работа, а упрощение трудных операций можно добиться с помощью разделения труда;

4) Всякому товару присущи полезные свойства (потребительская стоимость) и способность обмениваться с другими товарами

(меновая стоимость);

5) Степень разделения труда обусловлена размерами рынка;

6) Деньги изобретены для того, чтобы с их помощью осуществлять обращение товаров и накопление, но ни как ростовщических операций.

Платон (428- 347 гг до н.э.)

Родился в Афинах и жил там. По основным положениям соглашался с
Ксенофонтом, предвосхитил появление так называемой модели социально- экономического устройства. Отстаивал натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества. Эти его позиции нашли свое отражение в 2х основных произведениях «Государство» и «Законы». В первом произведении
Платон утверждает, что аристократы и воины не должны обременять себя хозяйством, а их обеспечение по уравнительному принципу должно взять на себя общество. Остальная же часть общества должна владеть и распоряжаться собственностью (землевладельцы, собственники, купцы).

В «Законах» отражено отрицательное отношение к ростовщичеству и доказывается приоритет сельского хозяйства над ремеслом и торговлей.

Здесь же ог - овариваются условия передачи имущества по наследству.

Аристотель (384 – 322 гг до н.э.)

Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Свои выводы строит не на абстрактных умозаключениях, а на основе анализа реальных фактов. Основная работа «Никомахова этика» и «Политика». В этих трудах – проект идеального государственного устройства. Основные положения этого устройства:

1) Показывал деление общества на свободных и рабов, а труда на умственный и физический;

2) Доказывал, что хозяйство должно быть натуральным;

3) Доказывал приоритет сельского хозяйства над другими отраслями.

Поставил и попытался решить 2а очень важных вопроса, над которыми человечество потом билось долгие века: a. Чем определяется соотношение при обмене товаров и что делает их сравнимыми? Почти подойдя к правильному ответу, все-таки делает неправильный вывод, что сравнимыми их делают деньги. А то общее, что есть во всех товарах – это потребность. b. Что такое деньги? По Аристотелю, это результат соглашения между людьми.

Свойства золота-денег:

Делимость;

Портативность;

Антикоррозийность;

Однородность.

4. Экономическая мысль Средневековья.

Фома Аквинский (1332 – 1404 гг)

Труды его были тесно замешаны на теологии. Основные положения:

1) Необходимость вмешательства государства в экономику;

2) Доказывает естественность социального неравенства;

1) и 2) роднят его с мыслителями древности.

3) С учетом роста городов, ремесленного производства, торговли и ростовщичества Фома не отдает приоритета сельскому хозяйству и не считает торговлю и ростовщичество греховным делом;

4) Ценность денег по его мнению устанавливается не по весу содержимого в них металла, а по усмотрению государства

(номиналистическая теория денег).

Фома Аквинский был представителем позднего каноничества.
Представителем же раннего каноничества является Святой Августин или
Августин Блаженный.

|Ранние каноники (Августин |Поздние каноники (Фома |
|Блаженный) |Аквинский) |
|1. Разделение труда | |
|Умственный и физический труд |Деление людей по профессиям |
|равноценны и не должны влиять|и сословиям, обусловленное |
|на человека в обществе. |Божием проведением и |
| |склонностями людей. |
|2. Богатство | |
|Труд создает богатство в |Золото и серебро |
|форме материальных благ, |рассматривают, как |
|включая золото и серебро; |приумножение частной |
|нетрудовое накопление денег |собственности и богатства. |
|называют искусственным | |
|богатством и относят к | |
|греховным деяниям. | |
|3. Обмен | |
|Обмен осуществляется по |Обмен рассматривается, как |
|принципу пропорциональности и|субъективный процесс, не |
|является актом свободного |всегда обеспечивающий |
|волеизъявления людей. |равенство извлекаемой |
| |пользы. |
|4. Справедливая цена | |
|Цена должна устанавливаться в|Отрицают затратный метод |
|соответствии с трудовыми и |установления цены, |
|материальными затратами по |утверждают, что цена должна |
|его производству. |содержать доход, |
| |обеспечивающий продавцу |
| |соответствующее положение в |
| |обществе (цена выше |
| |стоимости товара). |
|5. Деньги | |
|Деньги являются искусственным|Стоимость денег |
|образованием и необходимы для|устанавливается |
|ускорения и облегчения |государственным штемпелем. |
|меновых операций на рынке; | |
|стоимость денег определяется | |
|содержанием металла в монете.| |
|6. Торговая прибыль, | |
|Ростовщический процент | |
|Торговая прибыль и |Крупные доходы торговцев и |
|ростовщический процент |ростовщиков допустимы, когда|
|извлекаются из крупных |они связаны трудом по |
|операций, превращаются в |транспортировке товаров, а |
|самоцель и по тому |так же с риском, имеющим |
|расценивается как не Богу |место в благопристойной |
|угодные и греховные явления. |деятельности. |

Меркантилизм. Концепция рыночной экономики. Экономическое учение физиократов.

1. Меркантилизм – концепция богатства. Эпоха первоначального накопления капитала.

1. Меркантилизм– концепция богатства. Эпоха первоначального накопления капитала.

Америка была открыта благодаря погоне европейцев за индийскими пряностями. Завоевана и основана, в следствии их ненасытной жажды золота и серебра. Таким образом, великие географические открытия были сделаны благодаря развитию торгового капитала и в свою очередь способствовали его дальнейшему развитию.

Торговый капитал становился доминирующим, а рыночные экономические отношения размывали натуральное хозяйство средневековья. Торговый капитал являлся исходной формой капитала из которого постепенно вырастал промышленный капитал. Происходило это в 15-17 веках и в значительной степени в 18 веке.

Это была эпоха первоначального накопления капитала. Это был переходный период от феодализма к капитализму.

Процесс первоначального накопления капитала следует рассматривать двояко: с одной стороны это накопление богатства на одном полюсе, а на противоположном полюсе – обнищание и пролетаризация масс. Существуют различные взгляды на эти процессы, так апологеты буржуазного общества утверждают, что богатеи наиболее трудолюбивые, бережливые и искусные ремесленники, а разорялись пьяницы, лодыри и неумехи.

Марксисты утверждали, что это был насильственный процесс лишения основных средств производства (земли у крестьян). Огораживание, например, было характерно для Англии. Другие способы: работорговля, неэквивалентный обмен, колониальный грабеж.

Золотой бум способствует всему развитию строя. Это часть буржуазного образа мыслей, но в эпоху первоначального накопления капитала блеск этого идола был особенно яркий, «купить, чтобы продать дороже» - вот принцип торгового капитала. Разница от этих актов купли-продажи мыслилась в форме золота, о том что эта разница может возникнуть только благодаря труду еще никто не думает. Положительное внешнеторгового сальдо считалось верхом государственной мудрости, а накопление в стране драгоценных металлов являлось целью экономической политики

Первоначальное накопление капитала – это предыстория капитализма, а меркантилизм – предыстория политэкономии, экономической теории.

В 16 веке в Западной Европе сложились центральные государства с сильной королевской властью. Феодалы были сломлены, их дружины остались без работы – эти люди превращались либо в батраков, либо шли служить в армию и флот, отправлялись грабить колонии и в этом случае обогащали судовладельцев и торговцев.

Городская ремесленная и торговая буржуазия были союзниками королей в борьбе с баронами, они давали королям оружие, деньги, а часто людей для этой борьбы. Короли, или государство в свою очередь, поддерживали интересы национальной буржуазии против феодалов, черни и иностранных конкурентов.

В интересах национальной буржуазии (торговой) проводилась экономическая политика – меркантилизм.

Во многих случаях эта политика была и в интересах дворянства, так как его доходы были связаны с торгово-кредитной деятельностью.

Исходным пунктом предпринимательской деятельности являются деньги.

Формула торгового капитала: Д – Т – Д`

Формула промышленного капитала: Д – Т СП … П … Т` -
Д`

Формула ссудного банковского капитала: Д - Д`

Меркантилизм происходит от английского слова merchant, что означает купец. Основоположником был французский дворянин Монкретьен, после одной из дуэлей вынужден был иммигрировать в Англию, где увидел экономическую организацию, будучи патриотом он изучил экономический строй в Англии в 1615 году в Роане опубликовал трактат политической экономии, где давал практические рекомендации, как сделать Францию процветающей. Эта работа была посвящена проблеме увеличения богатства государства, а всеобщим воплощением богатства, по мнению меркантилистов, были деньги (золото и серебро), поэтому объективно экономическая политика, которую предлагал
Монкретьен, не могла быть иной, как политикой накопления денег.

Экономическая политика меркантилизма сводится к всемирному накоплению денег в государстве и государственной казне, а теория сводится к поиску экономических закономерностей в сфере обращения ведущих и обогащению.
Верхом государственной мудрости меркантилисты считали продажу товаров за границу в большом объеме, чем покупку их там, а разницу между экспортом и импортом в золоте составляют доходы, которые и умножают богатство государства. Существовали два направления в меркантилизме: раннее и позднее.

2. Ранний и поздний меркантилизм. Сравнительный анализ.

В эпоху раннего меркантилизма мероприятия по накоплению богатства были примитивные, они были направлены на накопление золота в стране и осуществлялось с помощью внеэкономических методов, в частности иностранных купцов заставили расходовать на месте всю выручку от продаж и их товаров и даже назначали для этого специальных надсмотрщиков.

Поздний меркантилизм ищет возможность обогащения нации в развитии внешней торговли, торгового активного баланса. Поздние меркантилисты считали, что самым надежным способом привлечения денег в страну является развитие производства экспортных товаров, государство должно всемерно помогать такому производству и помогать осуществлять внешнюю торговлю, поэтому государство стало насаждать промышленное производство, обеспечивало строительство мануфактур. Теория и практика меркантилизма были направлены на накопление денег и предполагали государственную регламентацию хозяйственной деятельности. Политика эта проводилась во всей Европе и не могла быть иной в период становления абсолютийских государств и развитие национального хозяйства. Ускоренное капиталистическое развитие было возможно только в национальных рамках и во многом зависело от помощи государства, которое способствовало накоплению капитала и тем самым хозяйственному росту. Своими взглядами меркантилисты выражали подлинные закономерности и потребности экономического развития.

Идеи меркантилизма живы и до сих пор активно используются в той или иной степени многими государствами сегодня.

Вывод: ранний меркантилизм (монетарная система) не шел дальше административных мероприятий для удержания денег в стране; поздний меркантилизм ищет источники обогащения нации в развитии внешней торговли, покровительстве национального производства и активного внешнеторгового баланса. Поздние меркантилисты одобряли лишь такое вмешательство государства в экономику, которое, по их мнению, соответствует принципам естественного права. Идеи этого права берут начало от Аристотеля, но в новое время получил новое содержание, эта теория выводилась из абстрактной природы человека и его природных прав. Так как эти права во многом противоречили светскому и церковному деспотизму, Средневековью, то они содержали элементы: к естественным правам человека относится право частной собственности и право на безопасность человека. В социальном смысле теория меркантилизма состоит в государственном обеспечении роста буржуазного богатства.

Связь экономической теории с естественным правом в последствии перешла из меркантилизма в классическую политэкономию, но характер этой связи изменился, так как буржуазия окрепла и не нуждалась в сильной опеке государства, поэтому классики стали выступать против чрезмерного государственного вмешательства в экономику.

Вторым видным представителем меркантилизма был англичанин Томас Ман.
Его называли стратегом торговли, в отличии от Монкретьена, он прожил довольно спокойную жизнь, отей его был купцом. Сам Томас Ман начинал клерком, прошел все ступени служебной карьеры, разбогател, стал видным человеком. В 20-х годах 17 века был одним из авторов экономической политики, которая проводилась в жизнь до конца столетия, но и сейчас отдельные элементы этой политики исполняются Основные положения этой политики:

2) Вывоз готовой продукции поощрять, в том числе и государственных субсидий – эта рекомендация действует и сейчас (в Японии);

3) Англия захватила все новые колонии – этот процесс, по мнению Томаса Мана, должен был продолжаться, поскольку колонии дают дешевое сырье, а торговцам прибыли от торговли;

4) Предлагается ограничить доступ иностранных товаров в

Англию высокими пошлинами, что подрывало конкурентоспособность этих товаров и стимулировало развитие собственных мануфактур;

5) Развитие флота (торговый и военный).

Вывод: в совокупности политэкономию меркантилистов называли протекционисты, цель их мероприятий – увеличение притока золота в страну, средства реализации, развитие национального производства, торговли и флота.

3. Кенэ – основатель школы физиократов.

Школа возникла во Франции в 18 веке, сам термин физиократ возник от 2х греческих слов: «физиос» (природа) и «кратос» (сила). Основной представитель Кенэ родился в семье крестьянина, был естествоиспытателем и врачом, экономическими проблемами занимался, когда ему было около 60 лет.
Франция в середине 18 века мало отличалась от того, что было в 16 веке. Это была аграрная страна с нищим и крестьянским населением. Промышленная революция еще не коснулась Франции. В отличии от меркантилистов, физиократы видели источник возрастания богатства не в обращении, а в производстве, но не во всем, а только в сельском хозяйстве, потому что физиократы связывали его с физическими приростами. Кенэ рассмотрел проблему распределения прибавочного продукта и пишет:»вспахав, ударив и засеяв крестьянин выращивает урожай, затем он выделяет семенной фонд, зерно на пропитание семьи, часть продает для приобретения городских товаров и отмечает, что у него остался еще избыток – он отдает его;сеньору, королю и церкви: сеньору
-4/7, королю – 2/7 и церкви – 1/7. Что касается короля и церкви это от
Бога, что касается сеньора, то рента составляет поз стельные авансы – это некие капиталовложения, сделанные в незапамятные времена для приведения земли в пригодное для сельскохозяйственной обработки состояния».
Рекомендации, которые давали физиократы правительству: поправить и способствовать сельское хозяйство.

Заслуга физиократов в том, что они перенесли источник богатства из сферы обращения в сферу производства.

Классическая буржуазная политэкономия.

3. Экономические учения Д. Рикардо.

1. Зарождение, общие признаки и этапы классической школы.

Все предшествующие экономические школы обосновывали необходимость широкого государственного вмешательства в экономические процессы. Но по мере развития рыночных экономических отношений укрепление позиций капитала становилось все более очевидным, что чрезмерное экономическое вмешательство государства в экономические дела ограничивает предпринимательские свободы и сдерживает частную инициативу (ограничивает).

Вытеснение до индустриальных условий производства системы свободного частного предпринимательства способствовало разложению меркантилизма и появлению требований полного невмешательства в экономику (экономический либерализм). Проводниками этой теории явились классики буржуазной политэкономии, они вели борьбу с протекционистской политикой меркантилистов. Классики в отличие от меркантилистов заново сформировали предмет и метод экономической теории.

Развитие промышленного капитала обусловило выдвижение на первый план предприятий, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях.
Поэтому в качестве предмета изучения классики берут сферу производства.

В методологии классики отошли от эмпирического (поверхностного) описания действительности, свойственного меркантилизму и взяли на вооружение новейшие методологические приемы, обеспечивающие глубокие аналитические результаты. Классики были добросовестными и глубокими исследователями.

Сравнительный анализ теоретико-методологических характеристик меркантилизма и классической школы.
|Меркантилизм |Классическая школа |
|1. Главный принцип | |
|экономической политики. | |
|Протекционизм, политика |Экономический либерализм |
|свободной конкуренции |(фритридерство). |
|отрицалась. | |
|2. Предмет экономического | |
|анализа. | |
|Сфера обращения в отрыве от |Изучение проблем |
|производства (оно не |производства в отрыве от |
|рассматривалось). |обращения. |
|3. Метод экономического | |
|анализа. | |
|Эмпирический (описание |Причина-следственный, метод |
|внешних проявлений |индукции-дедукции, анализа и|
|экономических процессов), |синтеза, научной абстракции.|
|отсутствие системного | |
|изучения всех сфер экономики.| |
|4. Трактовка происхождения | |
|стоимости (ценности) товара. | |
|В связи с «естественной» |По затратной характеристике |
|природой золотых и серебряных|с учетом либо издержек |
|денег и их накоплением в |производства, либо |
|стране. |количества затраченного |
| |труда. |
|5. Концепция экономического | |
|роста. | |
|Осуществляется посредством |Посредством увеличения |
|увеличения денежного |национального богатства, |
|богатства страны, благодаря |создаваемого |
|достижению активного |производственным трудом в |
|торгового баланса во внешней |сфере материального |
|торговле. |производства. |
|6. Принцип достижения | |
|макроэкономического | |
|равновесия. | |
|Благодаря координирующим и |Самоуправление совокупного |
|регулирующим действиям |спроса и совокупного |
|государства. |предложения, благодаря |
| |«закону рынков». |
|7. Позиции в области теории | |
|денег. | |
|Деньги – это искусственное |Деньги – это стихийно |
|изобретение людей, это фактор|выделившийся товар в мире |
|роста национального |товаров, это техническое |
|богатства. |орудие, вещь облегчающая |
| |процесс обмена. |

Хронология классической школы.

Существуют два подхода. Марксисты считают, что классическая политэкономия завершилась в начале 19 века трудами А. Смита и Д. Рикардо. И затем на смену классической школе пришла «вульгарная» экономическая теория, родоначальниками которой были Жан-Батист Сэй, Мальтус, Синеор.

Маркс к классикам относил тех экономистов (Смит, Рикардо, Петти), которые стояли на позиции теории трудовой стоимости и которые раскрывали классовые антогонистические противоречия капиталистического общества и подводили концепции без классового коммунистического общества.

Современные западные, а вслед за ними и значительная часть наших экономистов, трактуют расширительно, включают в него и так называемых представителей «вульгарной» экономики.

Принимая во внимание обозначенные выше принципы теоретическо - методологической школы, можно утверждать, что так называемые «вульгарные» экономисты и Миль и сам Маркс относятся к классической школе.

Характеристика общих признаков и особенности этапов развития классической школы.

В развитии классической школы условно можно выделить 4 этапа:

1й - конец 17 века начало 18 века (представители: Петти, Боагильбер)

Они осуждали сдерживающий предпринимательство протекционизм меркантилистов, сделали первые попытки создать затратные трактовки стоимости, подчеркивали приоритетные значения либеральных принципов хозяйствования, но не будучи профессионалами экономистами они не смогли глубоко проработать теоретические проблемы эффективного развития производства.

2й – последняя треть 18 века (представитель: А. Смит).

Он создал теорию «экономического человека», теорию «невидимой руки», по существу открыл объективно действующие экономические законы, выступал за свободную конкуренцию и не вмешательство государства в экономические дела.
На положениях А. Смита покоится современная концепция о товаре и его свойствах, о деньгах, о заработной плате, прибыли, капитале, производительном труде.

3й – середина 19 века, в течение которого состоялся переход от мануфактурного производства к фабричному (представители: Мальтус, Синеор,
Сэй).

Все они последователи А. Смита, в том отношении, что как и он главным в экономической науке считали теорию стоимости и придерживались затратной концепции. Тем не менее каждый из них оставил в теории заметный след.

Суть теории состоит в том, что народонаселение увеличивается более высокими темпами, чем происходит прирост материального благосостояния. Это вызывает дефицит товаров, рост цен, безработицу, снижение жизненного уровня населения. Свои выводы он сделал основываясь на статистике США того времени и у него выходило следующее:

Рост народонаселения 1, 2 , 4, 8, 16, 32……

Рост материальных благ 1, 2, 3, 4, 5, 6……

Вывод: в нищете, безработице, росте цен виноваты сами рабочие, которые слишком быстро плодятся, а не производственные отношения капитализма.
Виновными за сложное положение дел Мальтус считает и капиталистов, которые слишком много платят, позволяя им плодиться. Считал, что войны, эпидемии, мор – благие явления, позволяют ограничить рост народонаселения и избавить его от голода.

Утверждает, что рыночная экономика является саморегулирующейся, потому что производство само создает спрос равный себе, а следственно государственного регулирования не нужно.

Заработная плата, процент, рента

Труд, земля, капитал

Суть теории: рабочие владеют способностью к труду, но не обладая капиталом не могут эту способность реализовать. Средствами и предметами труда владеют капиталисты, но не могут привести их в движение. Таким образом, рабочие заинтересованы в капиталах, которые дают им возможность реализовать их способность к труду, а капиталисты заинтересованы в рабочих, которые приводят в движение средства труда.

Рикардо – он выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, разрабатывал законченную теорию о формах земельной ренты, сформировал теорию стоимости денег и товаров, в зависимости от их количества в обращении (то есть сторонник количественной теории денег).

4й – вторая половина 19 века.

В это время доминируют труды Миля и Маркса, они всесторонне обобщили лучшие достижения предшественников. В этот период уже началось формирование неоклассической теории, но популярность классиков осталась внушительной.
Это потому, что они стояли на позициях трудовой теории стоимости, эффективность ценообращения в условиях свободной конкуренции осуждали классовую тенденциозность, в основном симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму и реформам.

2. Экономические учения А. Смита.

Осуществил революционный переворот в экономических воззрениях, обратил внимание на то, что богатство государства в наличии продукта, а не в наличии золота и серебра, как думали меркантилисты. Богатство возрастает в производстве, а не в сфере обращения.

А. Смит – шотландец. Родился в 1723 году в семье небогатого таможенника. В 14 лет поступил в Глазговский университет. В 1746 году Смит читает лекции по естественному праву, оно – естественное право – включало юриспруденцию, политические учения, социологию, экономику. Уже в эти годы высказывает основные идеи экономического либерализма. «Человек обычно рассматривался государственными деятелями и прожектерами (политиками), как некий материал для политической механики. Прожектеры нарушают естественный ход человеческих дел. Надо же предоставить природу самой себе и дать ей полную свободу в преследовании ее целей и осуществлении ее собственных проектов. Для того, чтобы поднять государство с самых низких ступеней варварства до высшей ступени благосостояния нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильно направляют события иным путем, пытаются приостановить развитие общества, считается противоестественным. Чтобы удержаться у власти они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию».

Экономические воззрения Смита вытекали из философии естественного права, которое провозглашало свободу личности и приоритет прав личности над правами государства и общества, то есть ценности либерализма. Объективная теория естественного права была направлена против феодального абсолютизма, против кастовых и цеховых ограничений. Эта теория явилась основой для формирования правового государства. В экономике теории естественного права лежала в основе теория свободного рынка.

Самым замечательным производством Смита является книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (Лондон 1776). В этой работе Смит провозглашает идеи либерализма к идее экономики. Основой его экономических воззрений стала философия французских рационалистов (Ильвеция), который провозгласил эгоизм естественным свойством человека и фактором общественного прогресса. Ильвеций сравнивал роль своего корыстного интереса с ролью всемирного тяготения. Эту точку зрения принял А. Смит и перенес ее на политэкономию. Ход мыслей А. Смита: главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес, но преследовать свой интерес может только человек, оказывая другим услуги, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Естественным стремлением людей улучшить свое материальное положение – это такой мощный стимул, что если ему предоставить свободу действий, он сам способен привести общество к благосостоянию.

Смит впервые вводит понятия объективных экономических законов, чем по сути дела поставил политэкономию на научную основу, поскольку наука существует в той мере, в какой исследуют объективные законы. Смит иллюстрирует экономические законы на примере закона стоимости. Но самого термина экономические законы А. Смит еще не ввел, подозревая их он говорит о «невидимой руке», это не что иное как стихийно действующий объективный экономический закон.

Концепция своекорыстного интереса поставила вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека. С этой проблемой остро столкнулся социализм.

Из концепции своекорыстного интереса вытекает и политика не вмешательства в экономику. Если деятельность в конечном итоге ведет к благу общества, то эту деятельность не надо ничем стеснять.

Смит считал, что свобода передвижения товаров и денег, капитала и труда, ресурсы общества будут использоваться самым оптимальным образом.
Свобода конкуренции была альфой и бетой его экономического учения.

Завершение классической политэкономии.

1. Завершения учения Миля.

2. Экономические учения К. Маркса.

1. Завершение учения Миля.

Его отец был экономистом. В 10 лет Миль сделал обзор всемирной истории. В 13 лет историю Рима. Главное произведение Миля «Основы политэкономии» в 5 томах. Практическая деятельность Миля была связана с ост
- индийской компанией. Так же он был членом парламента.

Миль очень много взял от Рикардо, как в методологическом, так и в теоретическом плане.

Что роднит Рикардо и Миля:

1) Миль принял рикардийский взгляд на предмет политэкономии, выделив на 1й план законы производства и 2й план законы распределения.

Предметом – законы экономического развития.

2) В методологическом плане Миль был солидарен с Рикардо концепцией

«нейтральности» денег, привержен, как и Рикардо, количественной теории денег. Данная концепция по поводу денег ведет к недооценке функции денег. В частности Миль не признает такую функцию, как меру стоимости.

3) Миль дает упрощенную характеристику богатству. Богатство по Милю это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ.

Но у Миля есть и своя специфика в теории:

1) Миль уже противопоставляет законы производства и законы распределения. Законы производства по Милю неизменны и заданы технологическими условиями, они так же, как и физические истины объективны, то есть, в них нет ничего зависящего от воли человека.

Законы распределения, поскольку ими управляет человеческая интуиция, являются такими, какими их делают мнения и желания правящей части общества. Они весьма различны - в разные века и в разных странах. Именно законы распределения, на которые влияют обычаи данного общества, предопределяют персональное распределение собственности между основными классами.

2) Миль вносит различия в понятия статика и динамика, он отмечает, что до него все экономисты изучали законы в статичном обществе, но к этому исследованию, он говорит, надо добавить динамику.

Теоретические проблемы Миля. o Теория производительного труда. Здесь он во многом солидарен со

Смитом. Он говорит, что только производительный труд, результаты которого осязаемы, создает богатство. Миль расширяет сферу производительного труда, включая в нее труд по охране частной собственности и труд по приобретению квалификации. o Заработная плата. Так же как и у Рикардо – это плата за труд.

Величина заработной платы зависит от соотношения спроса и предложения. Миль считает, что заработная плата должна равняться минимуму необходимому для воспроизводства рабочей силы. o Капитал. Это ранее накопленный запас прошлого труда, накопление капитала расширяет масштаб занятости и предотвращает безработицу, правда в том случае, если имеют место производственные накопления. o Миль принял теорию ренты Рикардо и видит в ренте компенсацию за пользование землей, но тут Миль вносит некоторое уточнение. Он говорит, что в зависимости от формы исполнения земельного участка, он может либо обеспечивать ренту, либо наоборот требует издержек. o В теории распределения доходов (заработная плата, прибыль, рента).

Здесь Миль стоит на позициях Мальтуса и уже на примере Англии показывает, что прирост средств, для существования не опережает прироста народонаселения. Он предлагает регулировать народонаселение за счет регулирования семьи, за счет регулирования рождаемости и эмансипации женщин. o В теории стоимости, Миль, рассмотрев понятия - меновая стоимость, потребительская стоимость и стоимость, обращает внимание на то, что стоимость не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость понятие относительное.

Меновая стоимость

Потребительская стоимость Стоимость (относительно другого товара)

Миль, как и все классики, утверждает, что стоимость создается трудом, а величина стоимости определяется затратами труда. o В экономике нет ничего более несущественного, чем деньги. Они нужны лишь, как средство для экономии времени и труда. o Милю первому принадлежит трактовка социализма и трактовка социалистического общества. Но при всех симпатиях к социализму,

Миль отмежевывался от социалистов в том, что социальная несправедливость якобы связана с правом частной собственности. По его мнению, частная собственность – вещь совершенно прекрасная, а задача состоит лишь в том, чтобы преодолеть индивидуализм и злоупотребления, возможные в связи с правом частной собственности.

Таким образом, миль не за ликвидацию частной собственности, а за усовершенствование распределения частной собственности. o По вопросу о роли государства в социально экономическом развитии.

Миль утверждает, что ЦБ следует повышать банковский процент, так как за этим следует прилив в страну иностранного капитала и усиление национального валютного курса. Кроме того, это ведет к предотвращению утечки из страны золота и национальной валюты.

Призывает к сокращению государственных расходов. o Будучи убежденным сторонником свободного предпринимательства, Миль, все же указывает, что есть сферы общественной деятельности (сферы бессилия рынка, где рыночные механизмы не приемлемы), это инфраструктура, наука, образование, законодательное регулирование и т.д. o Говоря о социальных реформах, Миль утверждает, что законы производства изменять нельзя, а можно усовершенствовать лишь распределение. Здесь Миль явно не понимает того, что распределение, обмен и потребление – это лишь элементы производства в широком смысле слова.

2. Учения Карла Маркса.

Родился в городе Триле (1818-1883), в семье юриста. Он получил хорошее образование (широкое). Идеи Маркса сочетались с философскими, социологическими и политологическими. Он учился в 2х университетах
(Боннском и Берлинском). Жил и работал в Англии.

Методологически Маркс исходил сразу из 3х источников:

1) Английская классическая политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо, В.

2) Классическая немецкая философия (Гегель, Фейербах);

3) Французский утопический социализм (Сен Симон, Фурье, Оуэн).

У первых Маркс заимствовал трудовую теорию стоимости, положение закона тенденции нормы прибыли к понижению.

У вторых заимствовал идеи диалектики и материализма.

У третьих – понятия классовой борьбы и социального устройства общества.

Маркс рассмотрел политику и государство, как вторичное явление по отношению к экономике, то есть создал учение о базисе и надстройке.
Экономическое учение – базис, а государство, политика, образование, наука – это все надстройки.

Основной труд Маркса – «Капитал» (порядка 40 лет он затратил на его написание). В нем исследуется капиталистический способ производства. По
Марксу исключается гуманизация общества и демократии из-за частной собственности на средства производства. В капиталистической системе трудятся ради прибыли, и имеет место эксплуатация одного класса другим. А человек при капитализме (и рабочий, и предприниматель) становится чуждым самому себе, так как не может само реализоваться в труде, потому что труд деградировал в лишь средство существования.

Общественным идеалом Маркс считал коммунизм, при котором все средства производства уже не принадлежат отдельным собственникам, а являются общественным достоянием и каждый человек приобретает свободу, прежде всего от эксплуатации.

Как и его предшественники, Маркс рассматривает распределение доходов, полной занятости, экономического роста, благосостояния. Но центральной идеей Маркса является идея классов и теория классовой борьбы с тенденцией упрощения и поляризации классовых групп вокруг 2х основных классов
(пролетарии и капиталисты).

Борьба классов неизбежно должна привести к победе социалистической революции. Социальная революция неизбежна, потому что по мере накопления капитала богатые становятся богаче, а бедные – беднее.

Во времена Маркса это действительно было справедливо, но в настоящее время бедные беднее не становятся, в настоящее время в развитых странах рост реальной заработной платы идет параллельно с ростом национального дохода и даже несколько опережает его.

Новации Маркса в теории классов:

1. Существование классов связано лишь с определенными фазами развития общества.

2. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата.

3. Эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всех классов и построение бесклассового общества.

В области экономики:

Анализируя капитал, Маркс определяет его, как средство эксплуатации рабочего класса и установления власти над рабочей силой.

Маркс впервые вводит понятие органического строения капитала C / V, где C – постоянный капитал (средства производства и орудия труда)

V – переменный капитал.

W = C + V + M, с ростом НТП C (, а V(

Стоимость товара Прибавочная стоимость

Маркс открыл норму прибавочной стоимости (норма эксплуатации)

M`=M / V * 100% - выражает степень эксплуатации рабочего класса.

Норма прибыли – p`=M / (C +V) * 100% - показывает результативность капитала.

Норма прибыли по Марксу имеет тенденцию к понижению, потому что M растет медленно, а знаменатель (C + V) быстрее. Главной своей заслугой
Маркс считает открытие двойственного характера труда воплощенного в товаре.

Меновая стоимость

Потребительская стоимость Труд
Стоимость

Конкретный труд
Абстрактный труд

Частный труд
Общественный труд

Противоречия

Стоимость создается абстрактным трудом, а абстрактный труд – труд вообще, как затрата человеческой энергии в физическом смысле.

Конкретный труд – труд определенный квалификацией и все виды конкретного труда отличаются друг от друга: a) По предмету труда (то на что он воздействует); b) По средствам труда; c) По профессиональным движениям; d) По конечному результату (потребительской стоимости).

Конкретный труд по природе является частным трудом (что и как частное дело товаропроизводителя).

Абстрактный труд – общественный труд по своей природе, так как труд направлен на удовлетворение общественной необходимости.

Между частным и общественным трудом противоречия, которые обостряются с развитием производства.

Ленин считал краеугольным камнем Марксистской теории – учение о прибавочной стоимости.

Маркс открыл природу экономических кризисов капитализма. Производство это раскручивающаяся спираль, а потребление закручивающаяся. Между ними разрыв постоянно увеличивается.

Маркс охарактеризовал все фазы промышленного производства (теория промышленного цикла).

Классический цикл 10 – 12 лет, содержит 4 фазы, цикл от кризиса до кризиса.

Экономическая мысль Древнего Востока

Экономическая мысль Древнего Востока имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан.

Экономическая мысль Античности

Экономическая мысль Античности нашла своё отражение в основном в трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта , Платона , Аристотеля в V-IV вв. до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и пытавшихся выявить закономерности развития общества .

Мыслители Древней Греции не только поставили сложнейшие экономические вопросы, но и дали на них свои ответы. Они ввели термин «экономия » и производный от него «экономика ». Под экономией понималась наука, с помощью которой можно обогащать своё хозяйство. Также выдвинули идею о разделении труда , высказали догадку о том, что в основе равенства между товарами лежит что-то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Экономические открытия мыслителей Древней Греции способствовали в дальнейшем развитию экономической науки .

Экономическая мысль средневековья

Экономическая мысль Средневековья носит преимущественно теологический и канонический характер. наполнена религиозно-этническими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов . В этот период изменилось отношение к физическому труду, сделав его уважаемым .

Меркантилизм

Сущность меркантилизма сводилась к богатству, прежде всего к золоту, на которое можно было купить все, так как деньгами того времени были благородные металлы.

Физиократия

Физи́ческая эконо́мия, физио́кратия - экономическая школа, один из научных подходов к исследованию и организации экономики, предметом которого являются измеряемые в физических (натуральных) величинах экономические процессы и способы управления обменом вещества-энергии-импульса-информации в хозяйственной деятельности человека, подчиненные требованиями законов физики.

Классическая экономическая теория

Между школами существовала соревновательность, но также многие школы, существовавшее в одно время, не конкурировали между собой. Так как они занимались изучением различных аспектов экономики, поэтому они могли мирно сосуществовать одновременно.

Исследования экономических учений

По мнению крупнейшего историка экономической мысли Йозефа Шумпетера , первыми публикациями, посвященными изучению истории экономических концепций, стали статьи французского физиократа Пьера Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» в 1767 и 1768 годах. Также серьёзный анализ ранних экономических воззрений был проведен родоначальником современной экономической теории Адамом Смитом в его трактате 1776 года «Исследование о природе и причинах богатства народов ». Английский ученый в данной работе рассматривает основные концепции того времени - меркантилизм и физиократию .

В XVIII веке вместе с развитием экономической теории появляются и работы, посвященные изучению уже сложившихся экономических доктрин. Так, в 1824−1825 годах появляются обзоры экономических воззрений последователя Д. Рикардо Дж. Р. Мак-Куллоха . В 1829 году французский экономист Жан-Батист Сэй посвятил истории науки 6-й том своего «Полного курса практической политической экономии». В 1837 году выходит в свет «История политической экономии в Европе» французского экономиста Жерома Бланки . В 1845 году выходит еще одна работа Дж. Р. Мак-Куллоха «Политэкономическая литература». Также анализ экономических воззрений можно обнаружить в книге 1848 года немецкого экономиста Бруно Гильдебрандта «Политическая экономия настоящего и будущего» и публикациях его соотечественника Вильгельма Рошера . В 1850-1868 годах выходит несколько статей, посвященных обзору экономических доктрин итальянского учёного Франческо Феррары . В 1858 году русский экономист И. В. Вернадский выпускает «Очерк истории политической экономии». В 1871 году немецкий философ Евгений Дюринг публикует «Критику истории национальной экономии и социализма», а в 1888 году вышла книга ирландского экономиста Дж. К. Ингрэма «История политической экономии».

В XIX веке экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов. Так, в 1805 году английский экономист Томас Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Британской Ост-Индской компании , в 1818 году в Колумбийском университете Нью-Йорка появилась должность профессора моральной философии и политической экономии, в 1819 году французский ученый Жан-Батист Сэй занял кафедру промышленной экономии в Парижской Консерватории искусств и ремесел. Политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в 1825 году в Оксфорде , в 1828 году в Университетском колледже Лондона , а 1832 году в Дублинском университете .

Среди российских работ по истории экономических учений XIX и начала ХХ веков выделяются «Очерк истории политической экономии» 1883 года И. И. Иванюкова, «История политической экономии» 1892 года А. И. Чупрова , «История политической экономии» 1900 года Л. В. Федоровича и «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» 1909 года А. Н. Миклашевского . В рамках книги «Экономические очерки», российский ученый В. К. Дмитриев анализирует основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена , модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов.

Свой вклад в данную область экономического знания внес и великий английский экономист Альфред Маршалл , включивший в свой трактат 1891 года «Принципы экономической науки» приложение под названием «Развитие экономической науки». «История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг.» английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 году содержит интерпретацию идей Д. Рикардо, Джеймса и Джона Стюарта Миллей , Т Мальтуса и других. Таким образом, формирование истории экономической науки завершилось в конце XIX - начале ХХ вв., к этому времени историю экономических учений уже начали преподавать в парижской Сорбонне .

Среди работ начала XX века, посвященных изучению экономических воззрений, выделяется «Теория прибавочной стоимости» Карла Маркса в редакции Карла Каутского , написанная в 1905-1910 годах, где анализируются теории А. Смита, Д. Рикардо, и других представителей так называемой «вульгарной политической экономии». В 1909 году вышло первое издание «Историй экономических доктрин» французских экономистов Шарля Жида и Шарля Риста. В данной работе анализировались концепции неортодоксальных направлений, например, сенсимонистов, утопистов, фабианцев, анархистов (в том числе показаны взгляды М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина). Важнейшей работой, посвященной истории меркантилистской теории и сохраняющей научное значение по сей день, является двухтомное произведение 1934 года шведского экономиста Эли Хекшера «Меркантилизм». Также подробный анализ меркантилизма приведен в «Общей теории занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса .

Во второй половине ХХ века вышло большое количество исследований по истории экономических учений, среди авторов которых были такие крупные экономисты, как Й. Шумпетер, М. Блауг , Р. Хайлбронер, Дж. Стиглер , У. К. Митчелл , Дж. К. Гэлбрейт и многие другие.

Примечания

Литература

  • Galbraith J.K. Economics in Perspective: A Critical History. - Boston: Houghton Mifflin, 1988. - 324 p. - ISBN 978-0395483466
  • W. Mitchell. Types of Economic Theory: From Mercantilism to Institutionalism. - Augustus M Kelley Pubs, 1969. - ISBN 978-0678002346
  • H. Spiegel, A. Hubbard. The Growth of Economic Thought. - 3 Sub edition. - Duke University Press Books, 1991. - 896 с. - ISBN 978-0822309734
  • G. Stigler. Essays in the history of economics. - University of Chicago Press, 1965. - 391 с.
  • М. Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. - Москва: Дело, 1996. - 687 с. - ISBN 5-86461-151-4
  • Роберт Л. Хайлбронер. Философы от мира сего = The Worldly Philosophers. - Москва: КоЛибри, 2008. - 432 с. - ISBN 978-5-389-00073-5
  • Й. Шумпетер. История экономического анализа . - Экономическая школа, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, Высшая школа экономики, 2004. - ISBN 5-900428-60-5 , 5-900428-64-8, 0-415-10888-8
  • Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. - 2-е изд. - М .: Высшее образование, 2009. - 515 с. - ISBN 978-5-9692-0406-5

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

1) Что является предметом изучения истории экономических учений?

Ответ

В системе экономических наук и экономического образования история экономических учений - самостоятельная научная и учебная дисциплина.

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческой цивилизации.

Под учениями понимаются различные формы теоретического выражения и фиксации знания, которые возникают и развиваются по мере эволюции человеческого общества, а также теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых исторический процесс углубления познания социально-экономических явлений находит свое концентрированное логико-понятийное выражение. История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений. Таким образом, данная дисциплина постоянно обращается к различным экономическим идеям. Экономические идеи разъясняют сущность социально-экономических явлений, взаимосвязанных между собой, и возникают как следствие отражения их в сознании. Исследование процессов возникновения, развития явлений и смены социально-экономических явлений позволяет выделить в них позитивные и негативные моменты, отразить их прогрессивность или реакционность.

Обьектом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества. Таким образом предметом истории экономических учений являются история теории экономической мысли, а также история экономической политики и идеологии.

2) На какие методы экономического анализа опирается история экономических учений как научная дисциплина?

Ответ

История экономических учений - это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика». Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях. Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, индукции, логической абстракции, каузальный, функциональный, системный, математического моделирования и др. Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория. Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволят ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической, культуры. Но в процессе ее изучения, говоря словами нобелевского лауреата по экономике Милтона Фридмена, следует обращаться еще и к «автобиографиям и биографиям... и стимулировать его с помощью афоризмов и примеров, а не силлогизмов. § 2. О структуре курса истории экономических учений Исходя из логики научного анализа и особенностей эволюции мировой экономики и экономической науки, в курсе истории экономических учений правомерно выделить следующие три раздела: 1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. 2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. 3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Первый раздел включает в себя характеристику экономической мысли в периоды древнего мира и средневековья, особенностью которых было господство натурально-хозяйственных отношений и экстенсивный характер воспроизводства. В эту эпоху экономическая наука еще объективно не могла сформироваться, а в качестве выразителей экономической мысли выступали, как правило, философы, правители государств, религиозные идеологи, чьи воззрения объединяло неприятие рыночных экономических отношений. В этом же разделе рассматривается особый период в развитии экономической мысли - меркантзм, который явился первой теоретической концепцией зародившейся в недрах натурального хозяйства рыночной экономики. С этого времени (примерно XVI-XVII вв.) по существу и произошло обособление экономической теории в самостоятельное звено отраслей науки. Ее называли в ту пору «Политическая экономия», а основным теоретико-методологическим принципом являлся протекционизм.

Второй раздел истории экономических учений охватывает периоды эволюции школ и направлений экономической мысли, придерживавшихся теоретико-методологических принципов, т.е. принципов ничем не ограниченной свободы предпринимательской деятельности. Именно в эту эпоху возникли «бесспорные», как казалось, положения «невидимой руки» А. Смита и «закона рынков» его последователя Ж.Б. Сэя. Ведь почти 200 лет классики (с конца XVII по вторую половину XIX в.) и затем около половины столетия неоклассики (с конца XIX в. и до 30-х гг. XX в.) не допускали в своих научных изысканиях возможности государственного (протекционистского) вмешательства в экономические процессы. В результате на всем протяжении этой эпохи воззрениям идеологов экономического либерализма - классикам и неоклассикам не могли сколько-нибудь существенно противостоять ни альтернативные по сути экономические идеи социалистов-утопистов (начало XIX в.), ни концепции реформ экономистов-романтиков о воссоздании «ради социальной справедливости» мелкотоварного производства (первая половина XIX в.), ни серьезные доводы немецких авторов о целесообразности выявления взаимосвязи в процессе экономического роста совокупности факторов экономического и неэкономического свойства (вторая половина XIX в.) Третий раздел истории экономических учений образуют новейшие теоретико-методологические достижения XX столетия, связанные с творческим наследием авторов вновь появившегося (20-30-е гг.) социально-институционального направления экономической мысли, а также новых лидеров неоклассического направления, возникшего еще в конце XIX в. В частности, первые обогатил современную экономическую науку антимонопольными концепциями, базирующимися на идее социального контроля общества над экономикой; вторые - обосновали чрезвычайно важные теории о рынке с несовершенной (монополистической) конкуренцией, включая олигополистическую.

Наиболее значимым достижением экономической мысли XX в. стали, пожалуй, концептуальные решения государственного вмешательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней. Эти теории в экономической литературе подразделяют на кейнсианские и неолиберальные, и именно их эволюция положила начало дискуссиям о теоретических моделях «социального рыночного хозяйства», монетарных экономических доктринах «рейганомика» и «тэтчеризм», самуэльсоновской концепции «неоклассического синтеза» и т.д. Направления, течения и школы современной экономической мысли выражают, таким образом, все многообразие взглядов на проблемы формирования социально ориентированной рыночной экономики, что одновременно свидетельствует и об альтернативных возможностях для их практического воплощения в жизнь. В этой связи весьма уместно знаменитое напутствие профессора Кембриджского университета Дж. Робинсон, по словам которой «смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам».

Наконец, не лишним будет взять на вооружение и предостережение французского нобелевского лауреата по экономике М. Алле, которое гласит: «Сомнение относительно собственного мнения, уважение к мнению других - вот исходные условия всякого реального прогресса науки. Всеобщее согласие же согласие большинства на может рассматриваться в качестве критерия истины»

3) Дайте характеристику этапов развития экономической теории.

Ответ

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономические школы

Период развития

Представители

Меркантилизм

Томас Ман (1571-1641)

Физиократы

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая экономика

конец 18 - 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Марксизм

2-я пол. 19 - 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 - начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство

20 - начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм

20 - начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

Монетаризм

20 - начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

История экономической науки довольно длительна и богата. Люди всегда интересовались процессами, которые прямо или опосредованно влияли на их достаток.

Предмет истории экономических учений составляют этапы формирования экономики, ее развитие и преобразование на большом временном отрезке. Также она детально рассматривает основные направления экономической мысли, господствовавшей в тот или иной период.

К сожалению, в рамках данной статьи не может поместиться вся история экономических учений. Представляется возможным лишь указать ключевые этапы развития школ и направлений с древних времен до конца 19 века.

Учений начинается с попыток Аристотеля и Платона как-то систематизировать известные им сведения в этой области. Особенно ценный вклад внес Аристотель. Он первый назвал экономику наукой, изучил разработал денег и стоимости.

Происхождением термина «экономика» мы обязаны Ксенофонту - историку и писателю из Древней Греции. Название состоит из двух слов, которые в совокупности имеют значение «закон о ведении хозяйства».

История экономических учений связывает с разделением обмена и труда в обществе формирование экономики как одного целого в масштабах государства. Это говорит о возникновении необходимости в знаниях о хозяйстве страны в целом. В начале 17 века А. Монкретьен публикацией трактата о доказал, что главной целью производства является торговля, и дал окончательное название молодой науке. Этот экономист, а также Томас Мэн, И. Т. Посошков - представители меркантилизма, основного направления экономической мысли того времени. В основе процветания нации они видели накопление драгоценных металлов.

В те же годы существовала и противоположна точка зрения, которую выражали последователи школы физиократов. Они считали, что только труд работников села на земле может принести доходы, которые значительно превышают затраты. Все остальные виды деятельности лишь занимаются переработкой продуктов, не производя ничего нового.

И, конечно же, история экономических учений не мыслится без таких классиков науки, как Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Давид Рикардо. По многим вопросам у них были расхождения, но существовал и ряд предпосылок, который их объединял. Так, все они ратовали за то, чтобы государство не вмешивалось в экономические процессы и предоставило личности позволило свободно конкурировать. Стремление человека (как субъекта в первую очередь экономического) приумножить свои богатства непременно влечет за собой и приумножение богатств всего общества в целом. Адам Смит назвал самонастраивающийся механизм экономики «невидимой рукой». Она, таким образом, направляет действия производителей продукции и ее потребителей так, что соблюдается экономическое равновесие. В такой системе не может долго существовать безработица, производиться излишек товара или ощущаться его дефицит. Последователи Адама Смита и он сам считал, что не только земледелие создает богатство нации, а и труд остальных классов.

О том, что рыночное хозяйство носит эксплуататорский характер, создал учение Карл Маркс. Он основывался на стоимости труда и считал, что богатство народа составляет труд наемников. Не оплачивая труд простых работников, капиталисты получают огромную прибыль, тем самым общество поляризуется на два класса: богатые и нищие. А внутри такой капиталистической системы обязательно назревает революция пролетариата. На практике теория немецкого экономиста не подтвердилась.

В конце 19 века стал основоположником неоклассического направления. Он доказал, что благосостояние производителей и потребителей достигнет своего максимума только тогда, когда экономические субъекты будут иметь возможность конкурировать свободно.

Исследует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционируют трактовки базовых категорий, совершенствуются методы экономический исследований.

При первом знакомстве с историей экономических учений создается впечатление, что постичь ее невозможно, так как количество идей, авторов, теорий и необычайно велико, но постепенно становится очевидным, что новых идей и революционных прорывов в не так много. Экономическая теория достаточно легко поддается систематизации.

История экономический учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Знакомство с различными направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных , народов, стран. Важно понять последовательность, причины эволюции научных положений, идей, их связь с происходящими изменениями в экономической практике.

Изучение истории экономических учений позволяет выделить два типа анализа: позитивный и нормативный. Позитивная экономическая теория — часть экономической науки, которая изучает факты и зависимости между этими фактами. Нормативная теория занимается суждениями о том, хороши или плохи экономические условия или политика, эти суждения имеют рекомендательный характер, говорят о том, каким должен быть мир. Экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) в конце Х1Х в. в период возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части.

Авторы наиболее значительных экономических теорий являются лауреатами премии памяти А. Нобеля, которая с 1969 года вручается за достижения в области экономических наук . В курсе истории экономических учений изучаются наиболее яркие из них.

Потребовались сотни лет, чтобы сформировались сегодняшние направления экономической мысли : неоклассическое, марксистское, неокейнсианское, институциональное и неоинституциональное, неолиберальное. Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической культуры.

Предмет истории экономических учений

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своих действий, способами и средствами их достижения, а также отношениями, которые складываются между людьми, в процессе и результате добывания и распространения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль — понятие очень широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, которые касаются хозяйственных отношений, это и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий.

Многообразна также и сфера экономической мысли, поле приложения, размышлений и выводов, практических решений. Здесь и общие закономерности, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и хозяйственное законодательство.

Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющая движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

Экономические учения моложе экономической мысли. История экономических учений начинается с 16 века.

Предметом курса истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере. Эти идеи изучаются в теориях отдельных экономистов, теоретическими школами, течениями и направлениями.

Изучение данного курса является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии, как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции истории экономических учений формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью экономической культуры. В процессе её изучения следует обращаться к научным биографиям известных экономистов, которые представляет и научный, и практический интерес для читателей.

Направления и этапы развития экономической мысли

Преодолеть тенденциозный подход анализа эволюции экономических доктрин — означает, прежде всего, признать ошибочными идеи классификации экономической теории по классоформационному принципу (теория “буржуазная”, “мелкобуржуазная”, “пролетарская” либо “капиталистическая” и “социалистическая”), в том числе надуманной идеи противопоставления экономической теории по географическому принципу (“отечественная теория” и “западная теория”). В данном контексте речь идет о том, что структуризацию экономической мысли по основным направлениям и этапам ее эволюции целесообразно осуществлять с учетом лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации и совокупности, обусловливающих обновление и изменение экономической теории факторов исторического, экономического и социального свойства.

Предлагаемая на данном сайте структура курса истории экономических учении состоит из вводного и трех основных разделов. Ее новизна в отличие от изданий советского периода и даже ряда работ последних лет заключается, прежде всего, в отказе от критерия классовых общественно-экономических формаций (рабовладельческий, феодальный, капиталистический) и в выдвижении на первый план позиции конкретных качественных преобразований в экономике и экономической теории со времен дорыночной экономики до эпохи либеральной (нерегулируемой), а затем и социально ориентированной или, как еще нередко говорят, регулируемой рыночной экономики.

Соответственно это следующие основные структурные единицы курса:

  • раздел экономических учений эпохи дорыночной экономики;
  • раздел экономических учений эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
  • раздел экономических учений эпохи регулируемой (социально ориентированной) .

Здесь, однако, следует пояснить два обстоятельства. Во-первых, эпохи дорыночной и рыночной экономики предполагается различать по признаку преобладания в обществе натурально-хозяйственных либо товарно-денежных отношении. И, во-вторых, эпохи нерегулируемой и регулируемой рыночной экономики необходимо различать не потому, присутствует ли государственное вмешательство в экономические процессы, а по тому, обеспечивает ли государство условия для демонополизации хозяйства и социального контроля над экономикой.

Охарактеризуем теперь коротко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли в рамках названных выше разделов курса.

1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики . Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения, и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.

В частности, на заре своего исторического восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы “новые” отношения, получавшие впоследствии наименование то “рыночных”, то “капиталистических”, распространились на все аспекты общественных отношений государства.

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики . Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного “laissez faire” — словосочетание, означающее абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйства, обусловленные преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренции, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

Классическая политическая экономия занимала “командные высоты” в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в. в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего “зла” капиталистического настоящего.

Вместе с тем “классики” совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов “чистой” экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей, прежде всего благодаря сохранению “верности” идеалам “чистой” экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом “языке” маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.

3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики . Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20-30-х гг. XX в., т. е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа lаssez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.

В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории — макроэкономике.

В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших дней как никогда близка к выработке наиболее достоверных “рецептов” на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления.

К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории — “капитализма” и “социализма” и соответственно “капиталистической” и “социалистической теории”. Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о “рыночной экономике” или “рыночных экономических отношениях”.

Наконец, следует отметить, что посредством предложенной в настоящем учебно-методическом пособии неклассовой структуры курса истории экономических учений преследуется решение двуединой задачи, а именно — обосновать, что необходимы деидеологизированные принципы периодизации направлений и этапов эволюции экономической мысли как времен предыстории рыночной экономики и рыночной экономической теории, так и сегодняшних реалий в теории и практике регулируемого (социально ориентированного) рынка и что критерием прогресса науки и истины никогда не должны быть ни “всеобщее согласие”, ни “согласие большинства”.



Поделиться