Электронные обучающие системы. Социализация в образовании - желание людей делиться знаниями и информацией. Пользователь имеет возможность самостоятельно оценить уровень своих знаний

С чего начинается Ваше утро? Пожалуй, с того, что Вы выключаете будильник на мобильном телефоне. А еще лет 15-20 назад? Да ведь тогда у нас были совсем другие будильники! И вроде бы мы все так же просыпаемся по утрам, но все-таки мир изменился, технологии заполнили наш быт.

А как Вы думаете, изменилось при этом что-то в технологиях обучения? Безусловно.

Также называемые вопросы завершения, без лишних намеков на заполнение вопросов необходимо, чтобы учащиеся действительно знали правильный ответ. Хотя вы можете разместить ряд возможных ответов ниже, это не так эффективно, чтобы проверить фактические знания. Однако, если вы действительно ищете мастерство, предложите предложение с пробелами в нем и без намеков. Пример, предложенный следующим образом.

В электронном курсе можно реализовать

Соответствие, например, заполнение вопросов с помощью подсказок, дает учащимся немного больше времени, и поэтому это хороший подход, если вы хотите дать студентам больше времени для поглощения материала. В соответствующем вопросе вы предоставляете несколько фраз или понятий вместе с несколькими словами, и учащийся должен заполнить слово, с которым связана фраза или концепция.


Широкое понятие e -learning

E-l earning (англ. electron learning) - электронное, дистанционное обучение. Иными словами, обучение на расстоянии с использованием современных технологий.

E -learning существует в разных формах. Это разнообразные открытые платформы, где любым желающим предоставляются серии бесплатных курсов, а по подписке - и более продвинутые. В качестве зарубежных примеров можно привести: Khan Academy (www.khanacademy.org ), Code Academy (www.codecademy.com).

Вы можете задавать вопросы по викторине вопросов двумя разными способами: сопоставление определений с словами, использующими вышеуказанный формат, или предоставление определений и ожидание того, чтобы учащиеся сами заполнили слова. Опять же, последний формат лучше, если вы действительно ищете мастерство, а первый, если цель викторины - цементировать знания.

Есть ли один инструмент, чтобы включить это все?

Теперь, когда у вас есть идеи для написания хороших вопросов викторины, качество ваших электронных курсов, скорее всего, улучшится. Цель этой статьи - дать возможность взглянуть на мир электронных платформ с высоты птичьего полета, не вникая в особенности, какую платформу для электронного заработка использовать. Итак, если вы новичок в концепции онлайн-обучения, и вам поручено разработать онлайн-учебную программу в вашей компании или вы работаете в сфере образования и хотели бы получить широкое представление о том, что такое платформы электронного обучения, то эта статья для вас.

Это центры дистанционного образования, основанные университетами. Наконец, это корпоративное обучение с использованием e -learning технологий.

При этом форм e-learning обучения также существует великое множество, например:

  • Серии видеоуроков (например, сайт ted.com )
  • Серии текстовых статей, разбитых по шагам/урокам, которые могут быть дополнены видео
  • Специально организованное и модерируемое обсуждение на форумах
  • Онлайн-тестирования и прочие задания
  • Вебинары (Webinar - от англ. web + seminar) - трансляция выступления преподавателя через специальный интерфейс слушателям с возможностью обратной связи, захвата экрана и т. д.
  • Интерактивные образовательные игры
  • Электронные курсы

Из всех видов обучения электронный курс, пожалуй, является базовой единицей e -learning , законченной темой, в первую очередь потому, что он позволяет в одном законченном продукте использовать практически все остальные сущности e -learning . То есть в электронный курс могут включаться видеоуроки, тексты, иллюстрации, тестирования, упражнения, игры. Пожалуй, только вебинары и онлайн-обсуждения принято вести вне рамок электронного курса. Две этих возможности осуществляются обычно через систему дистанционного обучения.

Возможность тиражирования знаний сквозь границы и время

И, система управления обучением по своей сути создает много возможностей для гибкости при выборе соответствующей модели обучения. В традиционной обстановке ученик сначала познакомится с новым материалом в лекции или классе. Учитель представляет материал, а затем ученик возвращается домой и работает над проблемами, связанными с материалом.

Начальное обучение тогда зависит от учащегося; это активный процесс с самого начала. И, хотя захватывающая концепция, действительно ли работает классный класс, по-прежнему остается, и, возможно, является моделью, которая работает только при определенных обстоятельствах.

Именно СДО обычно ведет сбор статистики прохождения курсов пользователями и позволяет качественно оценивать результаты обучения, анализируя большие массивы данных.

Глобальный e - learning рынок по объему движется к отметке в 107 биллионов долларов в 2015 году. По оценкам, глобальный показатель выручки в этой сфере достигает 49,9 миллиардов долларов в 2015 году. В рейтинге стран с самыми высокими темпами роста рынка электронного обучения на первом месте стоит Индия (55%), затем Китай (52%), затем Малайзия (41%). На 10-м месте разместилась Украина (20%). Россия в 10-ку не вошла.

Вопросы для самопроверки

В перевернутом классе начальное обучение зависит от учащегося. В этом случае первоначальное преподавание материала по-прежнему происходит в классе. И система управления обучением - это скорее «система управления курсом», чем настоящая платформа электронного обучения.

Однако, как инструмент управления курсом, это может быть действительно удобный способ записи баллов, общения с учащимися по электронной почте и хранения документов, связанных с курсом. Кроме того, эти функции управления курсом могут быть незаменимым способом сэкономить административное время, и тогда сбережения времени могут быть использованы учителем, чтобы сосредоточиться на учениках.

Глобальный e - learning рынок по объему движется к отметке
в 107 биллионов долларов в 2015 году.

Итак, мы прошли небольшое введение в e -learning . Теперь перейдем к рассмотрению его особенностей и преимуществ.


Особенности e -learning



Видео как платформа электронного обучения

Для обучения, которое хорошо работает в среде «один на один», платформа для электронного обучения на основе видео может быть очень эффективной моделью. В качестве одного из практических примеров, если вы являетесь корпоративным тренером для компании, у которой есть небольшие спутниковые офисы, расположенные далеко друг от друга, и вам необходимо предоставить индивидуальное обучение для какого-либо нового продукта, тогда было бы нецелесообразно экономить отправляйтесь в каждое из мест.

Однако роль учителя - это больше, чем у модератора курса. Хотя преподаватель создал материал курса, студенты перемещаются по курсу, даже не взаимодействуя с учителем. Вместо этого студенты взаимодействуют друг с другом через форумы и дискуссионные группы. И хотя эти типы курсов имеют широкую привлекательность, уровень завершения колеблется около 15%, что указывает на то, что этот тип обучения, возможно, не подходит для большинства учащихся.

Особенностью e -learning , или дистанционного обучения, является отсутствие очного преподавателя или наставника. То есть пользователь проходит обучение самостоятельно. Расстояние и устройства не имеют значения.

Обучение может проводиться на рабочих местах, в компьютерных классах или на планшетах сотрудников в любом удобном для них месте.

«Свободный» тип платформы электронного обучения, который также следует упомянуть, - это весь веб-сайт. Есть бесчисленные учебники онлайн по темам от Кулинария до Физики. Кроме того, существуют онлайн-форумы практически для любой темы, заполненной людьми, которые заинтересованы в ответах на вопросы и обмене их знаниями.

Этот тип «платформы», вероятно, не будет работать лучше всего в крупной организации, которая нуждается в формальном обучении тем. Тем не менее, вся сеть может служить сотруднику или студенту, который хотел бы продолжить развитие своих знаний без какой-либо формальной структуры курса.

Особенностью e - learning является отсутствие очного преподавателя
или наставника.

E -learning технологии наиболее эффективны в решении следующих задач:

1. Обучение новых сотрудников, когда необходимо быстро передать пакет конкретных начальных знаний.

2. Оперативное обучение новым методикам, стандартам, формам, программам, системам, изменениям в них.

Кроме того, это может быть интересный способ разработки независимого учебного курса в университете. Учащийся выбирает тему, а затем должен найти все свои ресурсы и учебные материалы через Интернет. Нет единого способа определить «платформы электронного обучения». Вместо этого следует подумать об этом как о концепции, которая охватывает множество методов, которые можно использовать для изучения онлайн.

Пользователи и поставщики электронного обучения имеют одну общую цель: они хотят интересного контента! С одной стороны, вы хотите выступать в качестве поставщика от конкурентов, сиять с потрясающим контентом и тем самым вдохновлять своих клиентов в долгосрочной перспективе и сохранять их. С другой стороны, как пользователь электронного обучения, нет ничего более скучного, чем плохо разработанный контент. Как следует чему-то научиться, когда он сух и унывает? Хотя обе стороны мечтают об одной и той же цели, провайдеры должны предоставлять такой хороший контент.

3. Повышение квалификации сотрудников по конкретным темам, направлениям, областям, компетенциям.


Преимущества e-learning



1. Возможность тиражирования знаний сквозь границы и время

  • По локальной сети
  • Через внутренний портал или систему обучения
  • Через Интернет
  • На дисках

Кроме последнего варианта, распространение курса происходит мгновенно. Простым назначением курса в системе дистанционного обучения Вы можете подписать столько тысяч человек на курс, сколько необходимо.

Широкое понятие e -learning

Вот почему мы представляем вам три наиболее распространенных типа контента для электронного обучения в этой статье. 1 Используйте компоненты отдельно или смешайте их вместе. Вы увидите, как только вы узнаете и поймете каждый вид, гораздо проще использовать правильный тип контента в нужное время.

Содержание электронного обучения обычно можно отнести к одной из трех категорий: поддержка производительности, опыт обучения или информация. Ниже мы подробно объясняем отдельные типы контента. В общем, вы должны убедиться, что вы уже определились, прежде чем создавать свой контент, какой тип контента наиболее подходит для ваших целей.

Электронный курс - это инструмент, который предоставляет множество возможностей для интересного интерактивного обучения. Пользователь постоянно взаимодействует с курсом, движется по нему, изучает материалы, следит за своим прогрессом. Если курс сюжетный, то необходимо управлять персонажем, участвовать в интересной истории вместе с героем. Помимо этого, от пользователя может потребоваться слушать диктора, знакомиться с видеоматериалами.

Поддержка производительности. Благодаря поддержке производительности вы можете предоставить своим поставщикам информацию, которая им нужна быстро и в компактном виде. Однако существует риск получения неверной информации или информации, которые ваша компания не поддерживает в этом отношении. Поэтому желательно предоставить конкретные знания для прямого поиска. Убедитесь, что ваши пользователи четко понимают смысл поддержки производительности, чтобы они знали, где искать. Поскольку этот поиск информации обычно должен быть быстрым, желательно сформулировать информацию, предоставленную компактным и недвусмысленным образом.

Ну а практические задания вообще требуют 100% вовлеченности, здесь уже нельзя отвлечься и «думать о своем», как это бывает в аудитории с преподавателем, когда внимание рассеивается.

И главное! Курс будет говорить на понятном пользователю языке, с помощью логичной структуры, понятного текста, визуализации, графики, схем, видео и так далее!

Эта краткость может быть прекрасно дополнена фотографиями и инфографикой. Обучающий опыт Изучение опыта имеет целью не передавать твердые факты, а способствовать различным навыкам ваших участников. Например, практические навыки или умения. Видео-демонстрации, образовательные игры, тематические исследования или опросы. Информация Тип информации предназначен для предоставления вашим участникам «чистой» информации. Например, это помогает лучше понять определенную ситуацию или ответить на конкретные вопросы.

Убедитесь, что информация представлена ​​в привлекательной упаковке и что на каждую информацию предоставляется только компактная информация. Вот как ваши ученики могут лучше всего держать небольшие «укусы». Поэтому подумайте о том, как и где вы хотите отправить отдельную информацию.


3. Практика и только практика

В электронном курсе можно реализовать:

  • Практические тренажеры по программным продуктам, работе с системами
  • Тренажеры по заполнению бланков и форм
  • Кейсы на отработку навыков ведения диалогов
  • Другие навыковые кейсы

Пользователь имеет возможность самостоятельно оценить
уровень своих знаний.

Немаловажный факт при этом - мгновенная обратная связь. Пользователь имеет возможность самостоятельно оценить уровень своих знаний, узнать, что было сделано верно, а что нет, а также получить рекомендации по исправлению своих пробелов.

При разработке курсов электронного обучения вам часто приходится сначала делать несколько анализов. На мой взгляд, это самый важный анализ. Они могут развивать лучшее в мире обучение, но если это действительно не нужно, это не окажет большого влияния на производительность сотрудников и не принесет значительного улучшения. Однако существует ситуация, когда анализ потребностей никогда не требуется: когда обучение требуется по закону. В этом случае, конечно, он должен быть создан.

В анализе потребностей вы оцениваете фактическую производительность сотрудников и сравниваете их с ожидаемой производительностью. Если есть различия, существует разрыв в производительности или знаниях. Здесь ваше обучение может начать улучшать работу сотрудника.


4. Психологический комфорт и мобильность

Пользователь находится один на один с курсом. И если он не в компьютерном классе, где часы посещения строго ограничены, у него есть отличная возможность потратить на обучение столько времени, сколько нужно. А если курс запускается с планшетов и других мобильных устройств, то обучение становится еще и крайне мобильным. Может, Вы повышаете личные компетенции, лежа дома на диване, а может, встречаете клиентов в торговом зале и под рукой держите планшет с возможностью быстро заглянуть в библиотеку продуктов и скрипты их продажи.

Ключевые тренды в развитии e -learning

Иногда в анализе потребностей вы можете обнаружить, что одна тренировка не является правильной, потому что идентифицированная проблема в конечном итоге обусловлена ​​другим фактором. Мой пост. Анализ аудитории - важная задача, которая влияет на многие решения на протяжении всего процесса разработки электронного обучения. Этот анализ должен проводиться после анализа потребностей, но до разработки контента. Анализ предоставляет вам информацию об учащихся и их предыстории: демографические данные, информацию об уровне опыта и многое другое.


Ключевые тренды в развитии e -learning



Так куда же мы движемся с учетом всех обозначенных возможностей и преимуществ? По статистике, зарубежный рынок электронного обучения в корпоративной среде будет расти на 13% ежегодно, вплоть до 2017 года. На сегодня 77% компаний в США имеют портал дистанционного обучения и успешно используют его возможности для обучения своих сотрудников. На самом деле можно выделить 5 ключевых трендов, господствующих в настоящее время в сфере e -learning .

Чтобы получить эту информацию о своих учениках, вам, возможно, придется поговорить с менеджерами, которые инициировали проект, или связаться с отделом кадров компании. Анализ целевой группы важен, потому что, если вы знаете свою целевую группу, вы можете решить, какой контент вы представляете и в какой форме это должно произойти. Они рассмотрят уровень технических знаний и разработают подходящий курс.

Поэтому анализ целевой группы так важен: если вы знаете как можно больше о своей целевой группе, вы тем самым можете способствовать успеху обучения. Обучение обычно касается улучшения работы или предоставления учащимся определенного курса действий. В этих ситуациях важно сохранить свою информацию в форме действия, основанного на действии, например.

По статистике, зарубежный рынок электронного обучения в корпоративной среде будет расти на 13% ежегодно.


1. Геймификация

Безумно модное слово в последние дни, не находите? Наверное, потому оно и стоит на первом месте.

Геймификация означает использование элементов дизайна игры, а также игровых механик за пределами традиционных компьютерных и мобильных игр.

Подобные приемы доказано увеличивают скорость обучения и вовлеченность в процесс. Пользователи подходят к изучению подобных курсов со стратегической точки зрения, планируя свое время и усилия в соотношении с получаемым вознаграждением. Система достижения и вознаграждений - одна из самых ключевых составляющих геймификации. Другими элементами является сюжетная линия, персонажи, игровые механики и так далее. Как минимум элементы геймификации позволяют значительно увеличить эффективность обучения. Как максимум продвинутые обучающие игры позволяют оценить разные аспекты поведения пользователей в тех или иных ситуациях, поставленных перед ними в процессе обучения.


2. Рост доли дистанционного обучения в корпоративном обучении

Эта тенденция сохраняется из года в год. Все больше компаний приходят к выводу, что инвестиции в обучение персонала приносят выгоды для всей компании в целом. Повышение качества клиентского сервиса, новый качественный уровень менеджмента, отладка внутренних процедур - это только часть вероятных преимуществ. В последнее время сложилась тенденция предоставлять сложные технологические продукты вкупе с обучением по ним, то есть e -learning может становиться качественным дополнением сложных программных продуктов или услуг.

Все больше компаний приходят к выводу, что инвестиции в обучение персонала приносят выгоды для всей компании в целом.


3. Открытые технологии и доступность e -learning

Системы дистанционного обучения, или LMS (Learning Management Systems ), постепенно упрощаются, становятся более доступными. Уже на сегодняшний день существует несколько открытых бесплатных систем: Coursera , OpenupEd , edX , Future Learn , UDACITY , Iversity . Идет постепенная стандартизация, например тот же стандарт SCORM . Возникают интересные облачные решения, все чаще звучит сокращение SAAS (software -as -a -service ). Последнее означает возможность использовать облачную СДО-систему за очень умеренную абонентскую плату. Так, программное решение становится услугой, что и зашифровано в сокращении SAAS . Такие системы удобны, современны, просты в администрировании и в целом направлены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в электронном обучении.

Уже на сегодняшний день существует несколько открытых бесплатных систем.


4. Социализация

О тотальном распространении социальных сетей сейчас знает каждый. С обучением этот тренд связывает желание людей делиться знаниями и информацией. Это актуально как для открытых ресурсов, когда пользователи с удовольствием обсуждают пройденные курсы и темы, ведут дискуссии, так и для корпоративных систем.

Социализация в образовании - желание людей делиться знаниями и информацией.


5. Смешанное обучение

Этот тренд также сохраняется на протяжении нескольких лет. Доказано, что самое эффективное обучение - это совмещение, во-первых, разных видов дистанционного обучения (электронный курс + вебинар + тест + форум, например), а во-вторых, дистанционного и очного обучения. В последнем случае организуются комплексные обучающие программы, позволяющие достичь максимального эффекта (как в плане обучения сотрудников, так и в плане оптимизации расходов компании).

Тема 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Виды электронных средств обучения

Электронные средства обучения. Образовательные электронные издания и ресурсы. Классификация электронных средств обучения

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние двадцать-тридцать лет компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения. Настоящее издание будет посвящено проблемам и технологиям создания тех средств информатизации, цель разработки и использования которых - непосредственное повышение эффективности учебного процесса.
Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих такие средства. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами. Этот список терминов можно продолжить. В рамках настоящего издания для именования средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, использован термин электронное средство обучения (ЭСО).
По мнению авторов при изучении технологии создания ЭСО в общем виде понятие электронного средства обучения с определенным допущением можно отождествлять с понятием образовательного электронного издания (ОЭИ). Использование обоих терминов для именования создаваемых электронных средств оправдано, поскольку терминология, связанная с ОЭИ, использована в других Интернет-изданиях настоящего проекта, образовательные электронные издания достаточно хорошо изучены в созданной в 2002 году "Концепции создания образовательных электронных изданий и ресурсов", подробно описаны требования, предъявляемые к качеству ОЭИ, учет которых целесообразен при создании электронных средств обучения. В связи с этими и другими причинами в рамках настоящего Интернет-издания понятия электронных средств обучения и образовательных электронных изданий будут употребляться равнозначно.
Определение понятий электронных средств обучения и образовательных электронных изданий традиционно производится опосредовано через более общее понятие электронного издания.
Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание и электронные средства обучения не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери дидактических свойств.
Благодаря специфике своего определения, ЭСО существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании электронных средств в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.
Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:

  • сервисные программные средства общего назначения,
  • программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
  • электронные тренажеры,
  • программные средства для математического и имитационного моделирования,
  • программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
  • информационно-поисковые справочные системы,
  • автоматизированные обучающие системы (АОС),
  • электронные учебники (ЭУ),
  • экспертные обучающие системы (ЭОС),
  • интеллектуальные обучающие системы (ИОС),
  • средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы школьников.
Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Как правило, задачей обучаемого является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов. Такие программы позволяют разгрузить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.
Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий. Использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (перерывы в электроснабжении, возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т.п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. В одних случаях моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. Такие средства позволяют сократить затраты на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижается уровень безопасности работ в учебных лабораториях. К моделирующим программным средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса.
Информационно-поисковые справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипертекстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам. Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Учебные базы данных рекомендуются для самостоятельной работы учащихся с целью поиска и анализа необходимой информации.
Автоматизированные обучающие системы (АОС) , как правило, представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.
Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ.
Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач. ЭОС способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом ЭОС обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожалению, при работе с ЭОС не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения, как организация применения учащимися полученных первичных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При работе с ЭОС обучаемым не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи.
Интеллектуальные обучающие системы (ИОС ) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В ИОС на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управление обучением. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накопления данных. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.
Средства автоматизации профессиональной деятельности (пакеты прикладных программ, CALS-системы и т.п.) рассматриваются в составе электронных средств обучения не только как предмет изучения, но и как средство обучения при решении профессионально-ориентированных задач.
Из приведенного списка и последующего описания видно, что указанные средства информатизации образования являются не более чем примером электронных средств обучения или их компонент. Естественно, что существуют и другие средства, которые попадают под приведенное выше определение ОЭИ или ЭСО.
Кроме того, включение в состав ЭСО сервисных средств, а также необходимость изучения в рамках настоящего Инетрнет-издания различных инструментальных сред, редакторов, конструкторов и других аналогичных средств образовательного назначения наравне с ЭСО делает целесообразным одновременное рассмотрение электронных средств обучения, образовательных электронных изданий и образовательных электронных ресурсов. Далее в настоящем пособии эти понятия будут использоваться вместе в виде единого термина образовательные электронные издания и ресурсы (или, равнозначно, электронные средства обучения). В некоторых случаях слово "ресурсы" использоваться не будет для простоты изложения. Аббревиатуры ОЭИ или ЭСО будут употребляться взамен этого более емкого составного понятия.

1.2. Преимущества использования электронных средств в обучении

Информатизация образования. Средства информатизации образования. Преимущества и недостатки использования электронных изданий и ресурсов в подготовке школьников

Прежде чем вести разговор об особенностях и деталях создания электронных средств обучения, необходимо определить область наиболее эффективного использования таких средств, рассматривая ее в общем контексте процессов, связанных с информатизацией общего среднего образования.
Развитие и распространение информации и информационных технологий позволяет говорить о наличии процессов информатизации, оказывающих революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяющих условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей.
Очевидный прогресс в области информационных технологий повлек за собой появление в научных и научно-популярных изданиях термина "информационное общество". Некоторые ученые под информационным понимают общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, уделяется повышенное внимание. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х годов прошлого века. Так, например, еще в 1990 году была разработана и принята "Концепция информатизации общества", а понятие "информатизация" стало все шире использоваться как в научной, так и в общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие "компьютеризация".
Относительно широкое определение понятия "информатизация " дал в своих публикациях академик А.П. Ершов. Он писал, что "информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности". При этом А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится "стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию". В то же время, по заключению ЮНЕСКО, информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития.
В настоящем комплексе Интернет-изданий для педагогов понятие "информатизация образования" вводится интеграцией этих двух определений.
Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.
Важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.
Информатизация образования на практике невозможна без применения специально разработанных компьютерных аппаратных и программных средств, которые называются средствами информатизации образования. Важно понимать, что к числу средств информатизации образования в полной мере относятся и электронные средства обучения.
Средствами информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.
Использование только средств информатизации образования недостаточно для полноценного применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации.
Информатизация образования, независимо от направления ее реализации, является широкой, многоаспектной областью деятельности человека, влияющей на функционирование всей системы образования, и, без преувеличения, на жизнь всего общества в целом.
Информатизации образования заставляет пересматривать традиционные учебные курсы информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении другим дисциплинам. С помощью методов и средств информатики будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Информатизация образования включает в себя научные основы создания, экспертизы и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. В этой области еще много не решенных задач. К ним можно отнести задачи адекватности таких средств реалиям учебного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры содержания средств информатизации, необходимость интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными образовательными изданиями и ресурсами, задействованными в разных областях деятельности школ и вузов.
Может сложиться впечатление, что использование электронных средств обучения всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы использования образовательных электронных изданий и ресурсов необходимо знать и учитывать в практической работе каждому педагогу, а уж тем более учителю, создающему такие средства. Использование средств информационных технологий в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности школы следующими значимыми возможностями:

  • совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания образования;
  • введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
  • внесения изменений в обучение большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
  • повышения эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
  • организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;
  • совершенствования механизмов управления системой образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.
Использование электронных средств во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информатизации образования в лице образовательных электронных изданий и ресурсов, что особенно характерно для людей, обучающихся дистанционно. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Другим существенным недостатком повсеместного использования образовательных электронных изданий и ресурсов является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.
Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.
Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения электронных средств обучения, предоставляющих педагогам и учащимся значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает учащегося "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.
Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми образовательными электронными изданиями и ресурсами, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.
Во многих случаях использование электронных средств обучения неоправданно лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.
И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое электронные средства обучения? Какие виды электронных средств обучения вы знаете?
2. Какие средства обучения принято относить к электронным учебникам?
3. В чем особенности функционирования тренажеров?
4. В каких случаях в обучении используются программы автоматизации профессиональной деятельности специалистов?
5. Что такое информатизация образования? Что такое средства информатизации образования? Приведите примеры средств информатизации образования.
6. Перечислите основные преимущества использования средств информатизации в образовании.
7. Укажите возможные недостатки использования электронных средств в обучении школьников.



Поделиться