Дидактическая цель урока: классификация, характеристика, особенности проведения, структура урока и поставленные задачи.

Классификаций уроков десятки. Проблема эта очень сложна и не решена окончательно ни в мировой, ни в отечественной дидактике.
Современная классификация уроков осуществляется на основе дидактической цели. Авторами такой классификации является В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, Н. И. Махмутов и др.
Основные типы уроков в современной отечественной школе:
комбинированные (смешанные) уроки;
уроки усвоения новых знаний;
уроки формирования навыков и умений;
уроки обобщения и систематизации знаний;
уроки практического применения знаний, навыков и умений;
уроки контроля и коррекции знаний, навыков и умений.
Такая классификация является наиболее удобной для планирования, прогнозирования деятельности учителя, обоснование методики каждого урока.
Каждый тип урока имеет свою структуру, то есть этапы построения урока, их последовательность, взаимосвязи между ними. Характер элементов структуры определяется задачами, которые нужно постоянно решать на уроках типа, чтобы наиболее оптимальным путем достичь той или иной дидактической, развивающей и воспитательной цели урока. Определение и последовательность этих задач зависят от логики и закономерностей учебного процесса. Понятно, что логика усвоения знаний отличается от логики формирования навыков и умений, а потому и разнится структура уроков соответствующих типов. Каждый тип урока имеет свою структуру.

Комбинированный урок: проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера; проверка, оценка и коррекция ранее усвоенных знаний, навыков и умений; воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся; сообщение темы, цели и задач урока и формирование мотивации учения; восприятие и осознание учащимися нового материала; осмысление, обобщение и систематизация новых знаний; итоги урока и сообщение домашнего задания. Из всех указанных типов комбинированный урок распространенный в современной общеобразовательной школе. Ему принадлежит 75-80 процентов общего количества уроков, проводимых. Этот тип урока в основном используется в начальных и средних классах.
Раскроем содержание основных этапов комбинированного урока.

Подготовка учителя к уроку. Этот этап предполагает: изучение учащихся класса; стиля преподавания других учителей в этом классе; подробное изучение содержания учебного материала; планирование учебной работы; подготовку учебно-материальной базы.

Подготовка учителя к конкретному уроку. В. А. Сухомлинский отмечал, что учитель к уроку готовится всю свою жизнь. Его подготовка к конкретному уроку включает: формулировку темы; определение воспитательной, развивающей и дидактической целей урока; подбор конкретного материала к теме; определение структуры выбранного типа урока; определение методики урока; подготовку дидактических средств и материалов; определение формы контроля и оценки знаний, навыков и умений; определение места и роли наблюдения, демонстрации средств наглядности и опроса в рамках урока; проверку своей готовности к уроку; проверка готовности учащихся к уроку.
Тематическое планирование предусматривает определение типа урока; определение объема учебного материала; подготовку средств наглядности, использование технических средств обучения и подбор фактического материала.
Поурочный план включает дату проведения урока, его порядковый номер по тематическому плану; название, тип урока и его цель; структуру урока; содержание урока; методы работы учителя и учащихся; учебное оборудование и домашнее задание.

Начало урока. Организация активного участия учеников в уроке является важной методической проблемой. Она не должна отнимать много времени, поэтому желательно привлекать учащихся к учебно-познавательной деятельности с первой минуты урока. Для этого начало урока должно быть динамичным, давать учащимся заряд энергии, бодрости, деловитости. Урок начинается так: взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка внешнего состояния помещения; проверка рабочих мест и внешнего вида учащихся; организация внимания.

Важность повторительно-учебной работы обусловлена тремя причинами:
1) более ответственным отношением учащихся к подготовке к уроку, потому что их знания обязательно проверяются;
2) актуализацией знаний учащихся во время проверки, что способствует осознанию, углублению, систематизации и закреплению учебного материала;
3) направленностью повторения и проверки знаний на развитие речи и мышления учащихся. Поэтому эта работа должна быть творческой и, одновременно, нацеленной как на отдельного ученика, так и на весь класс.

С этой целью можно применить индивидуальный устный опрос, фронтальный и другие виды опроса по поурочному оцениванию.

Сообщение темы, цели и задач урока. Тему каждого Урока учитель сообщает в начале занятия или работы над новым материалом. При этом важно четко ее сформулировать, определить задачи урока и основные вопросы, которые учащиеся должны усвоить.
Мотивировка учителем учебно-познавательной деятельности учащихся должна происходить в течение всего урока. Оно направлено на формирование и развитие у учащихся широких интересов, потребностей в разнообразных знаниях, четких жизненных перспектив, профессиональной ориентации и самосовершенствования. Мотивы - это внутренние импульсы, побуждающие ученика к активной учебно-познавательной деятельности.

Объяснение материала. Этот этап должен соответствовать следующим требованиям: учитель должен продумать свое место в классе, чтобы его было слышно и видно всем ученикам; не ходить по классу; говорить громко и четко; темп повествования должна быть размеренным; речь доступной. При этом важно опираться на предыдущий опыт учащихся; выделять существенное и главное в учебном материале; последовательно излагать тему; использовать иллюстративный и демонстрационный материал.

Восприятия, осмысления и усвоения нового материала. Восприятие является первым этапом процесса усвоения учащимися нового материала. Оно самое успешное, когда правильно сочетаются изложение материала, наглядные пособия и самостоятельную работу учащихся. Осмысление знаний - это углубление в суть явлений, процессов, которые изучаются. Оно предполагает прежде всего раскрытие внутренних закономерностей этих явлений. Основными приемами такой работы являются анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение и обобщение, моделирование, классификация и тому подобное.

Формирование навыков и умений. Вместе с усвоением учебного материала ученики осваивают разнообразные навыки и умения, которые формируются на основе знаний. Основные компоненты формирования навыков и умений: разбор и усвоение правила, которое лежит в основе навыков; преодоление трудностей во время приобретения навыка; совершенствование и автоматизация навыка; закрепление достигнутого уровня навыков и использования ее на практике. Основным методом формирования навыков являются упражнения.

Подводя итоги урока, учитель кратко сообщает цели урока и определяет, достигнуты ли они, оценивает дисциплину, как отдельных учащихся, так и всего класса.

Домашнее задание. Методика предусматривает четкую систему домашних заданий; определение и конкретизацию отдельного домашнего задания; определение времени на ознакомление с ним учащихся; доходчивость домашнего задания; инструктаж о его выполнении.
Урок усвоения новых знаний: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение темы, целей и задач урока; мотивация учения; восприятие и осознание учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого материала; обобщение и систематизация знаний; итоги урока; сообщение домашнего задания.

Урок формирования навыков и умений: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, навыков и умений; сообщение темы, целей и задач урока; актуализация мотивации обучения учащихся; изучение нового материала (вступительные, мотивационные и познавательные упражнения); первичное применение новых знаний (пробные упражнения); самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные упражнения по образцу, инструкции, заданию); творческое перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие упражнения); итоги урока и сообщение домашнего задания.

Урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы, целей и задач урока; актуализация мотивации обучения учащихся; воспроизведение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей им системы знаний; обобщение и систематизация основных теоретических положений и соответствующих научных идей; итоги урока и сообщение домашнего задания.

Урок практического применения знаний, навыков и умений: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, навыков и умений; сообщение темы, целей и задач урока; актуализация мотивации обучения учащихся; осмысление содержания и последовательности применения способов выполнения действий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя; отчет учащихся о работе и теоретическое обоснование полученных результатов; итоги Урока и сообщения домашнего задания.

Урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений: сообщение темы, целей и задач урока; актуализация мотивации обучения учащихся; проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий; проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения; применение учащимися знаний в стандартных и изменяющихся условиях; проверка, анализ и оценка выполненных во время урока работ; итоги урока и сообщение домашнего задания.

Методика определенных типов уроков состоит из трех частей:
- организация работы - 1-3 мин;
- основная часть (формирование знаний, навыков и умений; их усвоение, повторение, закрепление и контроль; применение на практике и т. п) - 35-40 мин;
- подведение итога урока и сообщение домашнего задания - 2-3 минуты.
Творческие педагоги постоянно совершенствуют методику проведения классического урока, в результате чего в учебный процесс внедряются нестандартные уроки. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Названия уроков дают некоторое представление о целях, задачах и методике проведения таких занятий. Самые распространенные среди них - уроки-пресс-конференции, уроки-аукционы, уроки - деловые игры, уроки-погружения, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки-консультации, компьютерные уроки, уроки-консилиумы, уроки-сочинения, уроки-открытия, уроки-зачеты, театрализованные уроки, уроки взаимного обучения учащихся, уроки творчества, уроки-сомнения, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, интегральные уроки и тому подобное.
Нестандартные уроки направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, ибо они глубоко затрагивают эмоционально-мотивационную сферу, формируют дух состязательности, возбуждают творческие силы, развивают творческое мышление, формируют мотивацию учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности. Поэтому такие уроки больше нравятся учащимся и вызывают у них творческий интерес.

Итак, форма организации обучения является важной дидактической проблемой, которая непосредственно влияет на результативный компонент учебного процесса. Она тесно связана с методами и средствами обучения, поскольку конечный результат определяется комплексом дидактических условий, среди которых важное место занимают организационные формы обучения.

Уроки усвоения новых знаний - применяются при изучении нового, неизвестного учащимся учебного материала информационного характера, включающего относительно широкий круг вопросов, достаточно простых для усвоения. Основная цель таких уроков - восприятие и первичное осмысливание учебного материала, фиксация в памяти основных, существенных фактов, понятий, закономерностей.

Уроки закрепления и совершенствования знаний и умений - на них происходит вторичное осмысливание изучаемого материала, воспроизведение и применение полученных знаний и умений для достижения их прочности. Закрепление и применение знаний при этом может производиться на репродуктивном и творческом уровнях. Повторительно-обобщающие уроки - проводятся для воспроизведения и систематизации знаний и умений, что способствует восполнению пробелов, более глубокому раскрытию основных положений, узловых вопросов темы, раздела, предмета в целом. В процессе повторения и обобщения знания и умения обогащаются и расширяются, учащиеся овладевают новыми сведениями и способами учебной деятельности.

Контрольно-проверочные уроки - их целью является получение данных для обоснованной оценки успеваемости учащихся, выявления степени осознанности и глубины знаний, прочности приобретенных умений и навыков. На таких уроках преподаватель производит также работу по устранению обнаруженных пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Комбинированные уроки - на них решается комплекс различных дидактических задач. Это самый распространенный тип урока при изучении общетехнических и специальных предметов.

Необходимо отметить, что такое деление уроков по дидактическим целям носит в известной степени условный характер, им пользуются как рабочим инструментом, в частности при построении системы уроков по теме, разделу учебной программы. Уроки определенного типа «в чистом виде» встречаются редко. В реальном учебном процессе почти на каждом уроке решается ряд дидактических задач .

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление сознаваемых учащимися межпредметных связей.

Связь с заранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.


6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств.

8. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.

9. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков.

10. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:

Четкое определение задач каждого урока;

Рационализация информационного наполнения урока;

Внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

Творческий подход к формированию структуры урока;

Сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной работой учащихся;

Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

Научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

Формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

Воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно-необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности,

Внимательности, работоспособности, самостоятельности и др.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

Формирование и развитие у учащихся интересов, творческой инициативы и активности;

Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся;

Проведение учебных занятий на "опережающем" уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. В зависимости от того, какие признаки уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий. Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками.

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам - дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6) уроки практического применения знаний, умений.

Введем понятие структуры урока, под которым будем подразумевать его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется последовательностью и наличием структурных частей.

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.

От Коменского берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение знаний на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного . Этапами комбинированного урока являются: повторение изученного; изучение новых знаний, формирование новых умений; закрепление, систематизация, применение; задание на дом.

Элементы урока могут быть комбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.

Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей:

1) организации работы (1-3 мин);

2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль и т.д.) (35 - 40 мин);

3) подведения итогов и задания на дом (2 - 3 мин).

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков.

Перечислим наиболее распространенные :

Уроки - деловые игры;

Уроки-пресс-конференции;

Уроки-соревнования;

Уроки типа КВН;

Театрализованные уроки;

Уроки-консультации;

Компьютерные уроки;

Уроки взаимообучения учащихся;

Уроки творчества;

Уроки, которые ведут учащиеся;

Уроки-зачеты;

Уроки-конкурсы;

Уроки-обобщения;

Уроки-концерты;

Уроки-диалоги;

Уроки-семинары;

Уроки-экскурсии.

Нестандартные уроки , не обычные по замыслу, организации, методике, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия познавательного труда и невысокой результативности.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа:

Диагностики,

Прогнозирования,

Проектирования (планирования).

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий. Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока.

В плане должны быть отражены:

Дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

Название темы урока и класса, в котором он проводится;

Цели и задачи образования, воспитания и развития школьников;

Структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

Методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

Задание на дом.

Лекция как форма организации обучения. Под лекцией понимается занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний учащимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. По времени лекция может занимать один или два академических часа (в зависимости от возраста учащихся, специфики содержания).

Семинар - это относительно самостоятельная организационная форма, предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности.

Лабораторно-практические занятия как форма организации занятий - одна из форм организации педагогом учебной деятельности учащихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабинета).

Консультация - это форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. В переводе с латинского консультация означает совет, даваемый специалистом.

Самостоятельная работа . Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель.

Самоподготовка

Самостоятельная работа осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время

Самостоятельная работа активизирует учащихся как своим организационным устройством, так и содержанием заданий. Она позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле.

В профессиональной школе распространены следующие формы внеурочной

Домашняя учебная работа учащихся является одной из форм самостоятельной работы.

Дополнительные занятия. К дополнительным занятиям относятся все виды учебной работы с учащимися, проводящиеся, как правило, сверх сетки учебного времени, определенного учебным планом, кроме домашней учебной работы учащихся.

Типы уроков

Типология уроков представляет собой классификацию уроков по типам по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям. При выборе типа урока необходимо помнить о логике изучения учебного материала ( восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение). Кроме того, при выборе типа урока необходимо помнить о том, что на предметом материале должны формироваться универсальные учебные действия учащихся, а для этого необходимо увеличение доли самостоятельной работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

1. Классификация уроков по дидактическим целям:

Комбинированный урок;

Урок совершенствования знаний, умений, навыков;

Урок изучения нового материала;

Урок контроля;

Урок обобщающего повторения;

Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью.

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

Вводный урок;

Тренировочный урок;

Итоговый урок.

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

Урок-практикум;

Урок-семинар;

Урок-лекция;

Урок-зачет;

Урок-игра;

Урок-конференция;

Урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

Урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

Урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

Урок работы в малых группах;

Урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

Информирующий урок;

Проблемный урок;

Исследовательский урок;

Эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

Интегрированный урок;

Библиотечный урок;

Клубный урок;

Медиаурок.

7. Классификация уроков по структуре учебной деятельности .

В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, связанные с методологическими параметрами данных образовательных систем.

Так в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова используется классификация уроков по структуре учебной деятельности, включающая:

Урок постановки учебной задачи.

Урок преобразования условий учебной задачи.

Урок моделирования.

Урок преобразования модели.

Урок построения системы конкретно-практических задач

Урок контроля

Урок оценки

Комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности).

При этом сам урок представляет собой не временной (45 минут), а содержательный компонент образовательного процесса, связанный с выполнением определенного учебного действия.

8. По способам создания учениками собственного образовательного продукта и типам образовательной продукции

В системе эвристического обучения А.В. Хуторского используется типология уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, организационно-деятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.

1. Уроки когнитивного типа:

Урок-наблюдение;

Урок-эксперимент;

Урок исследования объекта;

Поисковый урок;

Лабораторно-практический урок;

Урок постановки проблем и их решение;

Урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);

Урок конструирования теорий;

Урок-концепт, построение картины мира или ее части;

Урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);

Интегративный урок;

Метапредметный урок;

Межпредметный урок;

Урок философского обобщения.

2. Уроки креативного типа:

Урок составления и решения задач;

Урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

Урок-парадокс;

Урок-фантазия;

Урок изобретательства;

Урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;

Урок моделирования;

Урок символотворчества;

Урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);

Урок - эвристическая ситуация;

Урок открытий;

Сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);

Деловая игра;

Ролевая игра;

Урок-путешествие (реальное, виртуальное);

Урок-наоборот (ученик в роли учителя);

Урок в школе будущего;

Прогностический урок;

Урок защиты творческих работ;

Урок-олимпиада;

Урок творческого обобщения.

3. Уроки оргдеятельностного типа:

Урок целеполагания;

Урок нормотворчества;

Урок разработки индивидуальных образовательных программ;

Урок защиты индивидуальных образовательных программ;

Уроки с группой работой;

Урок-проект (с использованием метода проектов);

Урок-консультация (взаимоконсультация);

Урок самооценок (взаимооценок);

Урок-зачет (самозачет);

Урок-рефлексия.

4. Уроки коммуникативного типа:

Бинарный урок (ведут два учителя);

Урок рецензирования;

Урок взаимоконтроля;

Урок-вернисаж;

Урок-выставка;

Урок-аукцион;

Урок-конференция;

Урок-соревнование;

Урок-КВН;

Урок-«суд над явлением»;

Урок-спектакль;

Урок-«круглый стол»;

Урок-панорама;

Творческий отчет.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов творческих уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.

Классификации уроков посвящено много исследовательских работ. Авторы по-разному классифицировали уроки, исходя из методов обучения (), способа организации учебной деятельности (), из содержания и способов проведения урока (ИЛ. Казанцев), из дидактической цели () и из основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов).

Практически целесообразной является классификация уроков не только по типам, но и по видам. Исходя из характера деятельности учителя и учащихся, это деление совпадает, по мнению, с делением по способам реализации методов обучения.
Среди теоретиков и практиков значительную поддержку получила классификация уроков по таким признакам, как дидактическая цель и место урока в общей системе. На основании этого положения можно обозначить следующий перечень главных типов уроков:
1) уроки изучения новых знаний;
2) уроки формирования новых умений;
3) уроки обобщения и систематизации изученного;
4) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
5) уроки практического применения знаний, умений (, и др.);
6) комбинированные (смешанные).

Третий подход к классификации уроков, который очень близко примыкает ко второму,- классификация по основной дидактической цели урока и месту его в системе уроков (,).

Наиболее разработанной здесь является классификация, предложенная, который выделяет:

1) комбинированные, или смешанные, уроки;

2) уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;

3) уроки закрепления знаний;

4) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков;

6) имеющие основной целью проверку знаний.

Типы уроков

Традиционно в дидактике ведущее место отводится следующим типологиям уроков:

1) по основной дидактической цели;

2) по основному способу проведения уроков;

3) по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

– уроки ознакомления с новым материалом;

– урок закрепления изученного;

– урок применения знаний и умений;

– урок обобщения и систематизации знаний;

– урок проверки и коррекции знаний и умений;

– комбинированный (смешанный) урок.

По основному способу проведения подразделяются уроки: в форме беседы, лекции, самостоятельной работы учащихся, лабораторных и практических работ , сочетания различных форм занятий.

По основным этапам учебного процесса выделяют:

– вводные уроки;

– уроки первичного ознакомления с материалом;

– уроки усвоения понятий, законов, правил;

– уроки применения знаний на практике;

– смешанные или комбинированные уроки.

Такая классификация уроков, предлагаемых дидактикой, не лишена недостатков.

Известно, что проблема типологии уроков, как правило, наиболее широко разрабатывается именно в общедидактическом плане. В таком же виде типы уроков используются нередко и в частных методиках без учета специфики того или иного предмета. При этом большинство работ по данной проблеме относится к периоду 60-80-х годов прошлого столетия.

Тогда наиболее известными были работы таких авторов вузовских учебников (и учебных пособий), как, и др. Следует особо подчеркнуть, что классификации уроков разных авторов отличались не только по тому, что кладется в их основание, но и по количеству выделяемых типов, даже если в их основу положен один и тот же признак (или ряд признаков). Например, классификации, построенные по дидактической цели, имеют неодинаковое количество типов уроков (у 10 типов уроков, у – 5, у – 5, у – 4 и т. д.).

Одной из причин разнобоя в классификации уроков является неоднозначное понимание некоторых важных понятий дидактики, например, понятий «общая дидактическая (образовательная) цель» и «цель организации занятий

Представляют определенный интерес исследования современных дидактов, в частности, которые утверждают, что организационные формы обучения могут быть объединены следующими общими целями:
1. Освоение новых знаний. В этом случае целесообразны следующие формы - школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа , учебный трудовой практикум.
2. Закрепление знаний, формирование навыков и умений - практикум, лабораторная работа, семинар, консультация.
3. Выработка умений целесообразно, самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций - семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры.
4. Обобщение единичных знаний и их систематизация - конференции, уроки-обобщения, семинары.
5. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками - урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум , семинар-зачет, общественный смотр знаний.

Кроме этого, подразделяет уроки по способу их организации или ведущему методу обучения:
урок-лекция;
урок-беседа;
урок-экскурсия;
киноурок;
урок самостоятельной работы;
лабораторные и практические занятия;
уроки с разнообразными видами заданий.

5. Нетрадиционные формы уроков
Урок-лекция "Парадокс"
Урок-"Эврика"
Урок-сочинение
Урок-аукцион
Урок-деловая игра
Игра-обобщение
Урок-пресс-конференция
Урок-диспут
Уроки-творчества
Урок-творческий отчет
Урок-"общественный смотр знаний"
Урок-соревнование
Урок-соревнование (алгебра)
Урок-турнир
Урок типа "КВН"
Урок "Что? Где? Когда?"
Урок-эстафета
Урок взаимообучения учащихся
Уроки, которые ведут ученики
Урок-экскурсия
Урок-заочная экскурсия
Урок-консультация
Компьютерные игры
Групповой урок внеклассного чтения
Конференция старшеклассников
Урок-семинар
Урок-бенефис
Уроки книжной панорамы
Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал)
Уроки решения задач
Урок-эссе
"Атака мыслей"
Бинарный урок
Консультанты на опросе
Конспект-лекция
Круглый стол
Лекция-дискуссия
Лекция-консультация
Лекция с обратной связью
"Определение понятий"
Проблемное изложение
Методика поабзацной проработки текста
"Синтез мыслей"
Лекция "Улучшить и повторить"
Конференция однородных групп
Урок-лабиринт
Урок-путешествие
Интегрированный урок
Обобщающий урок
Зачет-игра
Интегративные уроки

1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (,). Выделяются следующие признаки и методы:
а) пассивное восприятие - слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);
б) активное восприятие - работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.
2. Классификация методов на основании дидактических задач (, .). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (, и др.). Методами этой классификации являются:
а) словесные - живое слово учителя, работа с книгой;
б) практические - изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).
4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (,). Характер познавательной
деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);
в) проблемное изложение знаний;
г) частично-поисковый (эвристический);
д) исследовательский.
5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (). Данная классификация представлена следующими методами:
а) методы преподавания: информационно - сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;
б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (). Эта классификация представлена тремя группами методов:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д. р.),
репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в
учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
7. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (и).
8. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.
а) Монологические методы:
- лекция;
- рассказ;
- демонстрация.
б) Формы сотрудничества:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- коллективные.
в) Диалогические методы: – беседы.
9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:
а) искусственное (школьное);
б) естественное (окказиальное).
Этим методам соответствуют два метода обучения:
а) преподносящее;
б) поисковое.
10. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная в “Введении в общую дидактику” В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами:
а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);
б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:
- классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;
- метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т. д.;
- ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения;
- банк идей - это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей;
- микро-преподавание - метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента;
- дидактические игры - использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т. е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе);
в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности:
- импрессивные методы;
- экспрессивные методы;
- практические методы;
- учебные методы;
г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т. д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.

    Традиционная педагогическая технология

Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных , и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

    учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; основной единицей занятий - урок; урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

Технологии личностно-ориентированного образования

Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

Авторитарные технологии , в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процес о, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии , в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические тех ое й ия в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Сразу отметим неточность термина "личностно-ориентированное образование". Правильнее говорить "индивидуально-ориентированное образование", потому что все педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Однако, следуя сложившейся традиции, впредь индивидуально-ориентированные тех ое й ия мы будем тоже называть личностно-ориентированными.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

    антропоцентричностью; гуманистической сущностью; психотерапевтической направленностью; ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка .

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

    гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания; эзотерические технологии.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) зна ое - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина - Библера, где обоснованно ею идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. "Диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение … Где начинается сознание, там начинается и диалог" ().

    Технология поддержки ребенка

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

    на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним; учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности; учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению; учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося; учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его; учитель должен быть активным участником группового взаимодействия; он должен открыто выражать в классе свои чувства; должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника; учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Академик Российской академии образования выделяет ряд существенных требований к технологии личностно-ориентированного образования:

    диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.
    Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (, ), школы советского периода (, ) и зарубежных педагогов (, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн ) в области психолого-педагогической практики и науки.

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

    новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность ; используется положительная стимуляция.

Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах , в идее свободного выбора Р. Штей-нера , в опережении , в идее крупных блоков , в интеллектуальном фоне класса , развитии личности по , в способностях творческих и исполнительских , в зоне ближайшего развития , и др.

Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

    превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы ; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребенка; возрождение русских национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.
    Гуманно-личностная технология

Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".

Целевые ориентации технологии определяются следующим:

    способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания - самовоспитание.

Основные концептуальные положения:

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества. Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить. Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

Гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; мастерство общения: закон взаимности , гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики; резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей; учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

    Игровые технологии

Игровые технологии

Происхождение и социально-педагогическое значение игры

Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер , к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Прежде всего следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:

    осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в "большую жизнь"; рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре; приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей; накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

И его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Социокультурное назначение игры . Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности , учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.

Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность.

    Технологии развивающего обучения

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

    проблемность обучения; оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического); индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности; специальная организация анемической деятельности.

Выход здесь один: выделить всего лишь два уровня - максимальный , определяемый зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы (то, что называл "высоким" уровнем трудности), и необходимый минимум, то есть тот минимальный объем знаний, который обеспечивает возможность дальнейшего обучения.

Самостоятельная работа с проверкой в классе

По мнению , закрепление материала в системе развивающего обучения не должно носить только лишь воспроизводящий характер, а должно вестись параллельно с исследованием новых идей: углублять изученные свойства и отношения, расширять кругозор детей. "Пережевывание уже известного детям, - писал он, - осуществляемое в виде многократных повторений, способствует умственной лени, апатии, а значит, препятствует развитию".

Поэтому деятельностный метод, как правило, не предусматривает уроков "чистого" закрепления. Даже в уроки, главной целью которых является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые элементы - это может быть углубление материала, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем.

Такой подход - можно назвать его "опережающей многолинейностью" (или, по , "слоеным пирогом") - позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом : дети с невысоким уровнем подготовки имеют достаточно времени, чтобы "не спеша" усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают "пищу для ума", что делает уроки привлекательными для всех детей и сильных, и слабых.

III. Современное традиционное обучение (ТО

IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
4.1. Педагогика сотрудничества.
4.2. Гуманно-личностная технология
4.3. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
5.1. Игровые технологии
5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре ()
5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала ()

6.1. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
6.2. Технологии уровневой дифференциации
6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (). .
6.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей ().
6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,)
6.6. Технология программированного обучения
6.7. Коллективный способ обучения КСО (,)
6.8. Групповые технологии.
6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
7.1. «Экология и диалектика» ().
7.2. «Диалог культур» (,).
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ ()
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий ().

VIII. Частнопредметные педагогические технологии.
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте ().
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе ()
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач ().
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков ()
8.5. Система поэтапного обучения физике ()

IX. Альтернативные технологии.
9.1. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер).
9.2. Технология свободного труда (С. Френе)
9.3. Технология вероятностного образования ().
9.4. Технология мастерских.

X. Природосообразные технологии.
10.1 Природосообразное воспитание грамотности ().
10.2 Технология саморазвития (М. Монтессори)

XI. Технологии развивающего обучения.
11.1. Общие основы технологий развивающего обучения.
11.2. Система развивающего обучения.
11.3. Технология развивающего обучения -.
11.4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (,).
11.5 Личностно-ориентированное развивающее обучение ().
11.6. Технология саморазвивающего обучения ()

XII. Педагогические технологии авторских школ.
12.1. Школа адаптирующей педагогики (,).
12.2. Модель «Русская школа».
12.3. Технология авторской Школы самоопределения ().
12.4. Школа-парк ().
12.5. Католикова.
12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард).

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова»

Валентина Евгеньевна Приходько

Доцент кафедры педагогики начального обучения

Кандидат педагогических наук

УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Таганрог

1. Предисловие ………………………………………………………..
2. Виды уроков технологии….………………………………………..
2.1. Классификации уроков по содержанию работы………………….
2.2. Классификации уроков по характеру познавательной деятельности учащихся…………………………………………….
3. Структура урока…………………………………………………….
4. Послесловие…………………………………………………………
5. Литература…………………………………………………………..
6. Приложение 1……………………………………………………….
7. Приложение 2……………………………………………………….
8. Приложение 3……………………………………………………….

ПРЕДИСЛОВИЕ

Будущему учителю очень важно разобраться в тех научных позициях, которые определяют отбор специфического содержания уроков технологии в начальной школе. В общеобразовательной школе нужно готовить создателей современной предметной среды (в самом широком смысле слова) и ее потребителей, т.е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания.

Необходимость создания данных рекомендаций возникла потому, что дисциплину «Методика преподавания технологии с практикумом» студенты проходят на II курсе обучения, а уроки технологии в начальной школе проводят на III и IV курсе. Освежить ранее полученные знания студентов помогут методические рекомендации, разработанные для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования». Предлагаемый консультативно-методический материал окажет помощь студентам в организации сотрудничества с учащимися на уроках технологии.



ВИДЫ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

Систематизация уроков технологии возможна по разным основаниям: по материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по дидактическим целям, способам организации и т.д.

Если исходить, например, из дидактической цели, то типология уроков ручного технологии будет такой же, как и любых других уроков: уроки изучения нового материала, уроки повторения и закрепления полученных знаний и умений, уроки обобщения, контрольные уроки, и, вероятно, самым распространенным типом (как и по другим учебным предметам в начальных классах) будет комбинированный урок технологии. Безусловно, к этим урокам применима и любая другая принятая в дидактике классификация, поскольку данный учебный предмет строится на тех же принципах, что и все остальные.

В определении видов уроков ручного труда имеет смысл обратиться к тем специфическим основаниям, которые для технологии являются наиболее существенными, определяющими.

Классификация уроков по содержанию работы

Можно выделить три основные типа уроков:

а) рационально-логические (решение логических задач);

б) эмоционально-художественные (создание художественного образа);

в) формирующие приемы и навыки практической работы.

Особенности познавательных процессов и характер деятельности в каждом из них направляются по-разному.

Рационально-логические задания предполагают достаточно жесткий и однозначный анализ конструкции и установление совершенно определенной, единой логики работы. К таким заданиям можно отнести все, что по преимуществу осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально: например, аппликации-головоломки (так называемое плоскостное конструирование), объемное конструирование, задачи на симметричное вырезание, переплетные работы, разметочные, расчетно-измерительные построения и вычисления и пр. Многие из них построены по аналогии с математическими задачами или психодиагностическими заданиями, направленными на проверку пространственного конструктивного мышления, аналитических способностей.

Главное в подобных работах - проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчинено взаиморасположение деталей, установить способы работы и т.д. Эти задачи решаются рассудочным путем; на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем. Творчество, которое здесь проявляют ученики, будет преимущественно интеллектуального свойства. Разумеется, чаще всего встречаются такие работы, в которых рационально-логические задания составляют лишь какую то часть всей деятельности. Достаточно редки изделия, вообще не предполагающие какого-либо художественного разнообразия. Даже те формы и композиции, которые создаются сугубо рассудочным путем, благодаря своей гармоничности бывают обычно не лишены художественной выразительности, а сама работа учащихся на таких уроках носит эстетический характер. Тем не менее, основным содержанием работы на таких уроках является, как правило, логический анализ устройства изделия.

В отличие от них задания эмоционально-художественные предполагают поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею. Это, например, различные художественные композиции на плоскости, игрушки из яичной скорлупы, лепка животных из пластилина, скульптуры из природных материалов и т.п. В подобных работах нет места жесткой регламентации, они не могут выполняться по единому плану. Более того, едва ли здесь вообще будет уместно какое-либо «планирование работы», поскольку оно противоречило бы самому ее характеру и психологической природе художественного творчества. Каждое такое изделие «сочиняется» путем творческого комбинирования материалов, и по ходу работы направление поиска может меняться. Вообще, на таких уроках все средства (включая материалы, способы их обработки и пр.) выступают для детей чаще всего во множестве вариантов, поскольку они соотносятся с особым художественным содержанием, которое каждый ученик стремится выразить в своей работе. Если эти средства превратятся только в набор технических приемов и правил, то сразу же, автоматически, станут безразличными к этому содержанию, что лишит работу учащихся всякого смысла. Выполняя задания эмоционально-художественного плана, ребенок по возможности самостоятельно определит цвет, форму отдельных деталей своего изделия, их общую композицию. Он также может самостоятельно подбирать материал и наиболее подходящие способы его обработки. Всеми этими средствами он пытается выразить какую-то идею, передать настроение, отношение, создать образ. Задача учителя на таком уроке - максимально пробудить и по возможности расширить, обогатить образные впечатления детей.

Как видим, обозначенные выше типы уроков значительно отличаются по своим задачам и содержанию, следовательно, организация деятельности детей на них тоже должна быть разной. При этом названия изделий и формулировки тем, которые предлагаются ученикам, могут даже иметь определенное сходство. Что касается материалов и способов их обработки, то они вообще могут быть одинаковыми, и это обстоятельство никак не отразится на особенностях того или иного урока.

Например, в учебнике «Умелые руки» для 1 класса есть два урока, на которых выполняются аппликации из бумаги, изображающие птиц (с. 36-37 и 40-41). Первая работа по созданию изображения с птицей является типичным логическим заданием. Ученики путем рациональных рассуждений устанавливают закономерности , в соответствии с которыми чередуются перья в хвосте птицы по цвету и размеру, и должны точно отразить эти закономерности в аппликации. А вторая работа предполагает создание художественной композиции «Птицы прилетели!», в которой через определенное ритмическое расположение вырезанных из бумаги птичек первоклассники выражают настроение наступающей весны, ее «движение», ее ритмы. В обоих случаях, объявляя ученикам тему урока, можно сказать, что «сегодня будем создавать картинки-аппликации с птичками». Однако значит ли это, что руководство работой на том и другом уроке будет одинаковым? Нет, напротив, уроки будут заметно различаться.

Известно, что основная работа по разъяснению задания осуществляется в процессе вступительной беседы . Именно на этом этапе урока начинается активная деятельность детей, результаты которой затем воплощаются в изделии. Основная цель беседы - актуализировать имеющиеся у детей знания и представления и дополнить их новыми, в том объеме и такого качества, которые необходимы для успешного выполнения работы .

Исходя из этого общедидактического требования к вступительной беседе, мы понимаем, что на первом из рассматриваемых уроков не имеет смысла использовать серьезный художественно-образный материал; нет необходимости также обстоятельно останавливаться на приметах весны, ее образах. С учетом этого в альбоме дана соответствующая наглядность: цветовой круг, уменьшенная модель птицы, по которой ученики определяют общее количество и порядок расположения перьев; даны также шаблоны, пользуясь которыми дети могут выполнить задание на классификацию перьев по размерам. Все это поможет детям понять те закономерности, в соответствии с которыми создана аппликация. Во время беседы к этому Уроку учитель направляет именно логические рассуждения детей; нужно также актуализировать их знания о различных цветах (но вовсе не о цвете как средстве художественной выразительности, а просто, чтобы убедиться, что каждый ученик умеет отличить, например, синий цвет от голубого и различает все остальные цвета, т.е. сможет решать соответствующую задачу) и умение сравнивать отдельные элементы по величине. Дополнительно на этом уроке можно предложить первоклассникам и еще одну логическую задачу: поскольку из семи перьев в хвосте птицы выделяются два самых маленьких, одно самое большое и четыре средних (соответственно предлагаются три разных по величине шаблона), обязательно ли размечать каждое перо по отдельности или можно рационализировать работу? Первоклассники с удовольствием решают подобные задачи, которые здесь вполне уместны

А для выполнения художественной композиции «Птицы прилетели!» актуальными будут совсем другие знания и представления, например, как оживает природа с наступлением весны, как прилетают птицы, как они ритмично выстраиваются в полете и какое разное состояние может быть передано разными ритмами пятен (расположением силуэтов птиц в композиции). Желательно, чтобы этот образ в сознании детей был по возможности ярким и живым, поэтому в качестве иллюстрации к этому уроку в учебнике «Умелые руки» дана картинка, изображающая полет птиц (высоко над землей, на фоне просторного и светлого неба). Учитель может использовать и другие аналогичные наглядные материалы, а также диафильм или видеофильм, демонстрирующий птиц в полете, чтобы дети получили представление о выразительности и разнообразии летящих силуэтов, об упорядоченном и ритмичном построении их во время полета и т.д.

Во вступительной беседе к подобным работам используются художественные произведения (музыкальные, стихотворные произведения, картины), которые помогут каждому ребенку «увидеть» соответствующий образ, создать замысел. Под этот замысел ученик и будет подбирать материал, находить подходящие способы его обработки. Для какого-то образа, например, деталь из бумаги нужно отрезать, для другого - оторвать, а для третьего смять в комочек или изогнуть.

Технологии и приемы работы используются творчески и осмысленно; ребенок сам может выбирать материал и способ его обработки в зависимости от того эффекта, который необходимо получить. Другое дело, что первоклассник еще плохо представляет себе, каких именно эффектов и за счет каких приемов можно достигнуть, ведь опыт практической работы у него недостаточен. Но подобные задания и направлены на расширение этого опыта. Во вступительной беседе учитель может продемонстрировать образцы-аналоги творческих работ и обратить внимание детей на то, какие приемы применил в них автор; обязательно нужно показать несколько возможных способов использования тех или иных материалов. У детей должен быть выбор, а показанные приемы должны допускать возможность их творческого комбинирования. Кроме того, на таких уроках по ходу работы демонстрируют творческие находки отдельных детей, что еще более расширяет представления первоклассников о возможностях материалов и стимулирует их к самостоятельным поискам.

Следует иметь в виду, что некоторые уроки предполагают соединение (но не смешивание!) рационально-логического и художественного начал, а отработка практических приемов в той или иной мере включается почти в каждый урок. Например, вырезание снежинки из бумаги развивает пространственное мышление учеников, их умение анализировать конструкцию (поскольку эта форма особым образом сконструирована из симметрично расположенных звеньев). В то же время в ней сама природа соединила строгий математический расчет с изяществом линий, гармоничностью и изысканностью рисунка, которые создают яркое художественное впечатление. Поэтому на уроке, осваивая принцип изготовления фигуры с несколькими осями симметрии, основной акцент мы все-таки делаем на образной стороне работы.

Совершенно особым образом соединяются рационально-логическое и художественное направления на тех занятиях, которые посвящены изготовлению изделий с определенным утилитарным назначением (прихватки, посуда, упаковки и т.п.); таких в курсе дизайнобразования большинство. Это уроки художественного конструирования , красота и рациональность слиты в них неразрывно. Как же следует учителю подходить к их разработке? Точно так же, т.е. исходя из главного содержательного стержня работы. Дело в том, что для одних из этих изделий преобладающей является декоративная функция (и конструкция полностью ей подчиняется), для других, наоборот, основной смысл изделия заключается в его функции (а декор носит прикладной характер). Например, ваза для цветов или поздравительная открытка в первую очередь должны быть выразительными внешне, высокохудожественными. Поэтому форма, размер, особенности конструкции и все остальное в этих предметах продумывается и выполняется исходя из того впечатления, которое они должны произвести. Такие уроки должны быть отнесены преимущественно к художественному типу. Устройство изделий и способы их выполнения необходимо проанализировать, но этот анализ всецело подчиняется главному - как через конструкцию, выбор материала и его обработку усилить художественное впечатление.

А в таких изделиях, например, как игольница, записная книжка, подставка для кисти основной смысл заключается в их полезной функции. Эта функция должна быть выражена, прежде всего, через конструкцию, которая является основным предметом анализа на уроке. Подобные занятия носят преимущественно рационально-логический характер.

Рассмотрим, например, такой урок, как изготовление игольницы в обложке («Чудесная мастерская», с. 112). Заострив внимание детей на том, что предлагаемая конструкция игольницы удобна для хранения игл в дороге, учитель направляет их дальнейшие размышления. Изделие плоское и небольшое, чтобы удобно было положить его в кошелек. Но имея одни и те же размеры обложки (6x8 см), игольница может раскрываться по длинной или по короткой стороне; развертки обложек могут быть разными. Задачи на вычерчивание эскизов разверток и вычисление их размеров в данном случае очень уместны. Не нарушают логики такого урока и другие вычисления. Скажем, исходя из заданного размера обложки, ученики могут вычислить размеры матерчатого вкладыша и бумажного корешка для его оклейки. Самостоятельные вычисления в данном случае помогут лучше разобраться в конструкции, привлекут внимание к тому, что форма и величина всех элементов взаимосвязаны. Если бы учитель просто предписал работать по инструкции (пусть даже со всеми необходимыми разъяснениями, почему детали должны быть именно такими), соответствующая задача из этого задания просто бы исчезла. Что касается художественного оформления этой игольницы, то достаточно обратить внимание детей на то, что декор этого изделия должен быть сдержанным.

А вот изготовление коробочки-упаковки для новогоднего подарка, предполагает более «равноправное» соединение рационально-логического начала с художественным: дети осмысливают конструкцию коробочки с точки зрения ее функции (в зависимости от размеров и пропорций подарка меняются размер и пропорции коробочки) и продумывают декор , тоже исходя из особенностей функции (не просто коробочка, а новогодняя, сказочная упаковка). В подобных случаях учителю следует точно определить, где в структуре урока будут уместны логические рассуждения, а где нужно стимулировать декоративно-художественные идеи школьников.

Умение определить в той или иной работе ее основную направленность (рациональную или эмоциональную) очень важно, ведь сообразуясь с ней, учитель выбирает и соответствующие методы руководства деятельностью учеников. Чтобы помочь учителю в решении этой задачи, названные учебники по каждому уроку дают определенную модель его организации. Эта модель представлена в вопросах, в формулировке заданий, в наглядности. Вся информация дана очень кратко и схематично, но на нее следует обратить пристальное внимание, поскольку именно она является «ключом» к построению урока. Учитель может подобрать какой-либо дополнительный материал, помогающий лучше раскрыть тему урока, но это не обязательное требование. По каждой работе в наших учебниках содержится необходимая информация, позволяющая организовать полноценное занятие. Нужно только правильно ее использовать!

Уроки ознакомления с новыми приемами работы предполагают, что большая часть времени на них будет уделена демонстрации и поэтапной отработке конкретных практических действий. Подобные уроки проводятся в тех случаях, когда необходимо освоить какие-то трудоемкие, но нужные и применяемые во многих работах практические приемы, например, плетения, шитья и т.п. Понятно, что в зависимости от сложности и трудоемкости изучаемого способа работы для его освоения требуется разное время. Если необходим целый урок, то он, разумеется, не будет носить характера тренировочных упражнений, так как дети изучают необходимые способы работы непосредственно в процессе изготовления изделий. Вполне допустимы, а часто и желательны такие варианты, когда изучение нового способа работы сразу связывается с решением логической задачи или с разработкой конструкции изделия. Как уже говорилось ранее, многие не слитком трудоемкие приемы мы демонстрируем фактически постоянно, незаметно включая их в арсенал творческой деятельности детей, особенно в работах художественного плана.

Что касается задачи самодовлеющего изучения особенностей и свойств поделочных материалов в виде «теории», то она не ставится, а учитель не нацеливается на проведение специальных опытов и наблюдений. Как мы уже отметили, ранее любые чувственно воспринимаемые свойства вещей и явлений имеют для человека смысл не сами по себе, а лишь с точки зрения их жизненного значения, а это значение лучше всего постигается в тех случаях, когда те или иные свойства материалов учитываются в практической работе. Не включенные в конкретное задание, специальные сведения для младшего школьника сами по себе не имеют никакого практического смысла, они лишь обременяют память ненужной информацией.

Очень важно, чтобы учитель мог наглядно показать самые разнообразные, подчас неожиданные приемы использования материалов для выражения той или иной художественной идеи или конструкторского замысла. Например, как меняется впечатление в зависимости от того, вырезаны детали аппликации ножницами (и имеют четкий, ровный край) или оторваны пальцами (что придает контуру мягкий характер, позволяет передать воздушную среду и т.д.). В процессе конструирования отмечаем, что, например, гофрирование бумаги позволяет ей выдерживать большие поперечные нагрузки на изгиб; изготовленные из бумажного листа объемные формы (куб, цилиндр, конус и пр.) также приобретают новые свойства, отличные от свойств плоского листа. Все эти приемы, разумеется основаны на свойствах материалов, но изучение их в начальной школе целесообразно именно в прикладном плане, в том, что имеет отношение к конструкции, к творческой работе.



Поделиться