Общие положения методики расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. Преступления прошлых лет раскрывают даже спустя десятилетия Расследование преступлений прошлых лет

И невозможности найти виновного в совершении преступления дело направляется в архив. Но в некоторых случаях его расследование может быть возобновлено. Расследование уголовного дела возобновляется при появлении вновь открывшихся обстоятельств.

Вновь открывшимися обстоятельствами выступают:

  1. установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля , заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств , протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;
  2. установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора , повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;
  3. установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи , совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела. В данном случае основаниями для возобновления расследования уголовного дела являются такие незаконные доказательства, приговоры и тому подобное, которые привели к тому, что преступление не было раскрыто.

Также расследование возобновляется при появлении подозреваемого, который не был найден ранее при расследовании уголовного дела. Например, при расследовании в качестве доказательств на месте преступления были обнаружены только отпечатки пальцев преступника, но он так и не был найден, а его личность не была установлена. При расследовании нового уголовного дела был обнаружен подозреваемый, у которого отпечатки пальцев проходят по старому уголовному делу. В этом случае расследование возобновляется.

Сотрудники следственных органов периодически обязаны проверять старые уголовные дела по нераскрытым преступлениям. При проверке проводятся повторные допросы лиц, проходивших при расследовании этого уголовного дела, – свидетелей, потерпевших. Положительный результат при проверке возможен при повторном осмотре места происшествия , хотя возможность такого результата очень мала из-за изменения обстановки с течением времени.

Новые доказательства могут быть получены при проведении экспертизы вещественных доказательств с использованием новых научно-технических методов. Вещественные доказательства хранятся при уголовном деле, а в случае их громоздкости или иных причин передаются на хранение, о чем составляется протокол. Если доказательства не требуют особых условий хранения, то они хранятся в специальных помещениях при следственных органах. Если вещественные доказательства представлены документами, то они могут храниться в папке с уголовным делом в конвертах. При проверке нераскрытого уголовного дела может потребоваться повторный осмотр доказательства, при этом оно изымается из места хранения под расписку следователя.

В последнее время правоохранительные органы уделяют особое внимание раскрытию преступлений прошлых лет, поскольку значительное число нераскрытых преступлений крайне негативно сказывается на общей криминогенной ситуации в стране. Невозможность обеспечения принципа неотвратимости наказания ведет к продолжению преступной деятельности лиц, преступивших закон, и довольно часто проявляется в более дерзкой и опасной форме. Это, в свою очередь, приводит к отрицательной оценке всей деятельности правоохранительных органов со стороны граждан, повышает социальную напряженность в обществе, вызывая недоверие к способности государства обеспечить защиту жизни, здоровья и иных предусмотренных конституцией прав и свобод граждан, сохранность собственности.

Другим фактором, обосновывающим пристальное внимание к преступлениям прошлых лет, является очевидная связь между ростом числа приостанавливаемых по данному основанию уголовных дел и увеличением количества уголовных дел, числящихся на остатке следственных органов, поскольку все нераскрытые на 1 января каждого года преступления образуют общий массив нераскрытых преступлений прошлых лет. При этом следует иметь в виду, что правоохранительными органами ежегодно из числа приостановленных дел исключаются уголовные дела, прекращаемые на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК в связи с истечением установленных законом сроков давности уголовного преследования. Соответственно, задачи уголовного процесса не разрешаются, а нарушенные права граждан не восстанавливаются.

Именно эти обстоятельства послужили основанием для создания в ряде субъектов РФ экспериментальных оперативно-разыскных частей МВД России по раскрытию преступлений прошлых лет (указание МВД России от 29.07.2005 № 1/5152). Реализация этого решения показала его полную целесообразность. В настоящее время оперативно-разыскные части по раскрытию преступлений прошлых лет действуют во всех субъектах РФ, а результаты их работы уже позволяют говорить о положительной динамике в этой сфере деятельности правоохранительных органов. Подобные отделы (отделения) созданы и в структурах Следственного комитета РФ, а в небольших районных следственных подразделениях с этой категорией преступлений работают наиболее опытные следователи.

Понятие и характеристика нераскрытых преступлений прошлых лет

Рассмотрение методики расследования преступлений прошлых лет, безусловно, следует начать с определения данной категории преступлений. Традиционно к числу преступлений прошлых лет относятся:

  • а) преступления, предварительное следствие по которым приостановлено по тем или иным основаниям;
  • б) преступления, выявленные длительное время спустя после их совершения;
  • в) преступления, совершавшиеся длительное время (серийные преступления).

В указанный перечень, по нашему мнению, не следует включать латентные незарегистрированные преступления, которые по самым скромным подсчетам значительно превышают зарегистрированные, поскольку данная категория представляет собой самостоятельную проблему, безусловно, связанную с раскрытием и расследованием преступлений, уже попавших в статистическую отчетность и также требующих не меньшего внимания со стороны научных работников и сотрудников правоохранительных органов.

Среди указанных групп наиболее значительное место в количественном отношении занимает категория уголовных дел, предварительное следствие по которым приостановлено и которые согласно сложившейся практике и существующей в правоохранительных органах системе статистической отчетности являются нераскрытыми. К ним относятся преступления, по которым предварительное следствие приостановлено в связи с тем, что: "лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено" (н. 1 ч. 1 ст. 208 УПК).

Таким образом, под нераскрытыми преступлениями прошлых лет следует понимать совершенные и зарегистрированные в установленном порядке в прошлые годы преступления, предварительное следствие по которым приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК, но не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Надо отметить, что криминалистическая характеристика нераскрытых преступлений прошлых лет может быть рассмотрена в двух аспектах:

  • 1) общая характеристика преступлений независимо от вида и уголовно-правовой квалификации;
  • 2) характеристика конкретного вида преступлений (убийства, изнасилования, разбойные нападения и грабежи, кражи и т.д.).

Поскольку нераскрытые преступления прошлых лет относятся к самым разным видам деяний, некоторые элементы криминалистической характеристики рассматриваются не как сведения, характерные для того или иного вида преступлений, а как совокупность обобщенных данных, характеризующих такое явление, как нераскрытые преступления. Разумеется, что в деятельности по расследованию данной группы преступлений исследуются и многие аспекты видовой методики расследования.

1. Сведения о потерпевшем рассматриваются с точки зрения его отношения к преступнику. По этому признаку выделяют следующие группы:

I группа - лица, предполагающие, что конкретные субъекты причастны к совершенному преступлению, но по каким-либо причинам не дающие о них показания либо сообщающие неправдивую информацию;

II группа - лица, знающие преступников, находящиеся с ними в определенных отношениях (в том числе криминальных) и не желающие сообщать об этом должностным лицам органа расследования;

III группа - лица, которые не могут сообщить о преступниках практически никакие сведения.

  • 2. Обстановка по делам данной категории понимается более широко, чем обычно по конкретным видам преступлений, и включает в себя два аспекта:
    • - оперативную обстановку, сложившуюся на тот момент на территории обслуживания правоохранительного органа;
    • - уровень организации работы в конкретном правоохранительном органе по преступлениям прошлых лет.

Что касается личности преступника, то по большей части преступлений прошлых лет отмечается повышенный уровень рецидива. Так, по раскрытым делам прошлых лет многие преступники совершали деяния либо в группе, либо в одиночку, либо в составе организованного преступного формирования общеуголовной или экономической направленности. Особо следует отметить наличие среди субъектов этой категории лиц, серийно совершающих особо тяжкие и тяжкие преступления против личности (убийства, изнасилования, насильственные действия сексуального характера и др.).

Исследование причин несвоевременного и неполного раскрытия преступлений позволяет выделить две группы факторов:

  • 1) объективные, которые связаны с особенностями совершения конкретного преступления, затрудняющими процесс его раскрытия. К их числу следует отнести:
    • o совершение преступления в определенной обстановке, исключающей возможное наблюдение и восприятие преступного события иными лицами (безлюдное место, время, нехарактерное для нахождения людей в данном месте) и создающей помехи для обнаружения и изъятия следов преступления (наличие неблагоприятных погодных условий);
    • o наличие у лиц, совершающих преступления, преступного опыта и квалификации, выражающихся в применении специальных мер по подготовке, совершению и сокрытию как самого преступления, так и следов своего участия в нем (инсценировка, маскировка, уничтожение и фальсификация следов, иных вещественных доказательств);
    • o отсутствие связи между преступником и потерпевшим, создающее невозможность обоснованного подозрения в совершении преступления конкретных лиц, являющихся знакомыми, родственниками и т.д.;
    • o совершение преступления в месте, с которым преступник не связан какими-либо отношениями (место жительства, место работы, место проживания родных и близких и т.д.), например совершение преступления "гастролерами";
    • o несвоевременное заявление или сообщение о совершении преступления либо обнаружение преступления сотрудниками правоохранительных органов спустя длительное время, когда следы преступления уже исчезли, а возможные очевидцы остались неизвестными (поздние заявления об изнасиловании, попытка потерпевших самостоятельно установить причастных к краже имущества.тип, и т.д.);
  • 2) субъективные, заключающиеся в допущенных следователем или взаимодействующими с ним должностными лицами ошибках и просчетах организационного и тактического характера в ходе расследования:
    • o ошибки в организации процесса расследования, связанные с несвоевременным созданием следственной группы, отсутствием взаимодействия следователя и органа дознания;
    • o недостатки в планировании расследования, которые привели к бессистемному, нецелеустремленному расследованию и неправильному распределению сил и средств;
    • o невыявление всех возможных версий или отсутствие их тщательной всесторонней проверки;
    • o низкий уровень использования при расследовании специальных знаний экспертов и специалистов;
    • o некачественное проведение следственных действий (ненадлежащий осмотр места происшествия, неквалифицированный обыск, поверхностный допрос и т.д.);
    • o игнорирование необходимости использования при производстве следственных действий технико-криминалистических средств, результатом чего становится необнаружение следов данного преступления;
    • o неприменение эффективных тактических приемов и их комплексов, направленных на получение полезной информации в сложных следственных ситуациях;
    • o отсутствие оперативно-разыскной инициативы, неиспользование всех возможностей гласной и негласной деятельности органов дознания;
    • o неиспользование следователем оперативно-разыскной информации.

Безусловно, следует также обратить внимание на недостаточную активность расследования, которое зачастую сводится к интенсивной деятельности в первые несколько дней после совершения преступления. Сотрудники оперативных подразделений, несмотря на стоящие перед оперативно-разыскными службами задачи, ориентирующие их на безусловное раскрытие преступлений, тоже далеко не всегда проявляют активность, проводя оперативно-разыскные мероприятия не в полном объеме, а нередко и просто отписываются, ссылаясь на отсутствие информации, представляющей интерес для органов расследования.

В зависимости от результата первоначального расследования и цели, поставленной перед повторным расследованием, различают:

а) повторное или дополнительное дознание;

б) повторное или дополнительное следствие;

в) дополнительное, повторное след­ствие в полном объеме.

А оттого, что предписывается выпол­нить органам расследования в ходе дополнительного рассле­дования, будут определяться и его направления. В одних слу­чаях - это осуществление повторных следственных действий и ОРМ, когда в письменных указаниях прокурора или начальника следственного управления указывается на недостаточ­ную исследованность материалов дела в ходе первоначаль­ного расследования. В других - проведение дополнительных следственных действий и ОРМ, когда предписывается собрать дополнительные доказательства участия лиц в расследуемом преступлении или установить соучастников преступления. В третьих - проведение нового расследования (когда участ­вуют другой следователь и оперативные работники) в услови­ях, когда первоначальное расследование проводили лица с корыстными или иными негативными намерениями, неквали­фицированными сотрудниками, либо ввиду отработки новых версий из-за изменившихся обстоятельств дела и т. д.

Итак, мы остановились на том, что в деле при первона­чальном расследовании был допущен пробел, промах, непол­нота или есть необоснованное решение следователя или дознавателя, что привело к приостанов­лению дел, к его прекращению за недоказанностью виновно­сти обвиняемого. Следователь и оперативный работник по­ставлены перед фактом, в деле имеется процессуальное реше­ние, свидетельствующее о невозможности дальнейшего про­движения дела в уголовном процессе. Повторное расследова­ние необходимо начинать с тщательного кропотливого анали­за, ревизии выдвигавшихся версий, разрабатывавшихся пла­нов, результатов проведенных ОРМ и следственных действий.

Криминалистический анализ проведенного неудачно рас­следования помогает:

Установить необнаруженные ошибки и причины имеющихся ошибок;

Наметить направления повторного расследования и вы­работать новую тактику расследования;

Доказать в необходимых случаях необоснованность на­правления дела на его прекращение, либо неправомерность требований прокурора в своих решениях.

Причины непрекращающихся на практике и в юридической науке споров между субъектами доказывания, участвующими в решении вопроса об обоснованности приостановлении или прекращении уголовных дел, заложены изначально в субъективных оценочных категориях полноты расследования, доказывания, достаточности, достоверности, относимости и допустимости доказательств, предмета и пределов доказыва­ния. Внутреннее убеждение прокуроров и следователей относительно оценок этих правовых понятий, охраняемое за­коном опирается в основном, на ненаполненные конкретным содержанием понятия, указанные в зако­не, а также на их личный профессиональный и жизненный опыт. Однако, если проблема не снимается, а имеет тенденцию к обострению, очевидно необходимо принимать дополнитель­ные усилия, направленные на то, чтобы найти резервы для ее разрешения.



Для того, чтобы энергично и целеустремленно вести рас­следование, следователь должен по каждому делу, прежде всего, определить цель и наметить круг задач, которые необ­ходимо решить.

Цели такого анализа материалов дела со­стоят:

В исследовании и оценке доказательств, собранных при расследовании;

В оценке их с учетом имеющихся в распоряжении следо­вателя иных данных, особенно полученных после приостанов­ления дела;

В установлении пробелов, ошибок и иных недостатков в расследовании и возможностей их устранения;

В определении задач и целей дальнейшей работы по при­остановленному делу.

Важнейшей задачей этого анализа является вычленение и оценка данных о личности преступника. Чаще всего по таким делам прямых указаний на виновного не имеется. Однако не­редко в материалах дела есть доказательства, в каком-то отно­шении характеризующие преступника и дающие возможность в будущем при определенных условиях идентифицировать его или отнести к определенной группе лиц (следы пальцев рук, следы обуви, описание внешних признаков, способ действия и т. п.). Выявление и систематизация этой информации, опреде­ление возможных путей ее использования составляют основу для дальнейшей работы по раскрытию преступления.

Объектом изучения в первую очередь должно быть приостановленное производством уголовное дело со всеми ве­щественными доказательствами и приложениями (например, магнитными звукозаписями допросов и других следственных действий). Необходимо также изучить планы расследования по делу, которые должны храниться следователем, поскольку рас­следование не окончено, а лишь приостановлено. Не могут также не учитываться оперативно-розыскные материалы, отно­сящиеся к совершению данного преступления. Они анализиру­ются оперативным работником, который сообщает следователю сведения, имеющие отношение к личности преступника и об­стоятельствам совершения преступления. Целесообразно изу­чить материалы нескольких уголовных дел о преступлениях, ана­логичных по способу их совершения (как нераскрытых, так и раскрытых).

Важным источником информации (и соответственно объектом изучения) являются материалы об отказе в возбуждении дела, относящиеся к потерпевшему, заподозренному лицу или месту совершения преступления.

Главной специфической целью анализа является вычленение любых данных о личности преступника и их систематизация, создание модели лица, совершившего данное преступление.

Объектами анализа должны быть все без исключения документы приостанов­ленного дела, приобщенные к нему или находящиеся в иных местах вещественные до­казательства, магнитные звуко- и видеозаписи. Тщательному изучению подлежит вспомогательная документация, отражающая организацию проведенного расследования; план расследования, планы отдельных следственных действий, схемы связей потерпевшего или подозревающегося по делу лица, диаграммы, графики и т.п. С помощью оперативного работника при анализе учитываются оперативно-розыскные материалы, относящиеся к совершению данного преступления.

Формами фиксации хода и результатов анализа могут быть:

а) конспектирование, при котором выписки, черновые записи, памятные за­метки делаются непосредственно в ходе изучения дела;

б) составление аналитической справки, содержащей краткое обобщенное из­ложение основных результатов анализа с выводами;

в) заполнение анкеты - "контрольно-наблюдательной карты", представляющей типовую рабочую программу анализа;

г) составление графических схем связей потерпевшего, заподозренного по делу лица, графиков, диаграмм и иных графических выражений взаимозависимостей меж­ду установленными по делу фактами.

Все поисковые версии по приостановленному делу можно разделить на три группы:

1) старые версии, то есть выдвигавшиеся и проверявшиеся при расследовании, но оставшиеся не проверенными до конца;

2) новые версии, не выдвигавшиеся и не проверявшиеся ранее, но основанные на имевшихся в материалах расследования фактических данных;

3) версии, основанные на фактических данных, полученных уже после приос­тановления производства, например, о совершении нераскрытого преступления ли­цом, арестованным после приостановления расследования в связи с совершением им преступлений аналогичных нераскрытому, либо лицах внезапно выехавших в другой регион после приостановления расследования по уголовному делу.

План поисковых мероприятий по приостановленному делу должен включать в себя:

Беседы с потерпевшим и отдельными свидетелями с целью проверки имею­щейся и получения дополнительной информации;

Личное ознакомление следователя с местом происшествия, если осмотр его в свое время производил другой сотрудник;

Повторное уведомление других органов внутренних дел и прокуратуры о не­раскрытом преступлении с сообщением дополнительных сведений об обстоятельст­вах его совершения, новых данных, относящихся к личности преступника, похищен­ным вещам и т.п.;

Запросы в различные учреждения и организации с целью установления и про­верки отдельных фактических данных;

Обращение к учетам органов внутренних дел;

Проверки в местах хранения и реализации вещей;

Изучение документов организаций, предприятий и учреждений непосредст­венно в местах их хранения;

Истребование и изучение архивных уголовных дел и иных архивных материа­лов органов внутренних дел;

Организация проведения по приостановленному делу криминалистических и иных специальных исследований;

Дача оперативному работнику поручений и указаний, направленных на уста­новление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

Меры по обеспечению явки с повинной и проверке заявления явившегося с по­винной;

Меры по использованию помощи общественности;

Изучение дел о новых преступлениях, совершаемых на территории, обслужи­ваемой органов внутренних дел;

Использование возможностей расследования по тем делам, по которым пре­ступники установлены (особенно обысков и допросов).

По результату выполненные следственные действия и ОРМ можно разграничить на:

а) действия, в результате которых получена та же самая информация;

б) действия, при осуществлении которых добыта совершенно новая информация;

в) действия, при которых получена ин­формация, опровергающая в какой-то части имеющуюся ин­формацию.

Повторное расследование может включать в себя одну или несколько тактических операций, иногда все оно являет­ся тактической операцией, т. е. комплексом действий, разра­батываемым для достижения обшей цели. Очень часто пов­торное расследование - это результат мощного противодей­ствия заинтересованных лиц, стремящихся уйти от уголовной ответственности. Отдельное следственное или оперативное мероприятие не может решить задачи по ликвидации такого противодействия, следовательно, возникает необходимость в разработке тактической операции.

К нераскрытым преступлениям прошлых лет в соответствии с УПК РФ относятся преступления, по которым предварительное следствие приостановлено по основаниям, перечисленным п. 1–4 ч. 1 ст. 208, но лишь после истечения сроков, отведенных УПК РФ на проведение расследования. Вместе с тем на основании н. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока. Однако до приостановления предварительного следствия в любой ситуации следователь должен выполнить все следственные действия, которые можно было провести и в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принять меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

После приостановления расследования следственные действия не допускаются. В то же время в соответствии с ч. 2 ст. 209 У11К РФ следователь должен принимать меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, или места его нахождения, или меры по его розыску.

Процессуальными или фактическими основаниями для возобновления расследования по делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет чаще всего являются следующие обстоятельства:

  • установление следователем или органом дознания ранее не выявленного лица, совершившего прошлое преступление:
  • задержание установленного и находящегося в розыске по прошлому делу подозреваемого или обвиняемого;
  • дача показаний, относящихся к нераскрытому преступлению, лицами, подозреваемыми или обвиняемыми по другим расследуемым уголовным делам;
  • информация от потерпевшего или иных граждан о новых фактах, относящихся к нераскрытому преступлению;
  • явка с повинной лица, совершившего нераскрытое преступление;
  • появление реальной возможности участия подозреваемого или обвиняемого в приостановленном уголовном деле, например скрывшегося за границей и выданного иностранным государством (экстрадиция) либо добровольно возвратившегося в Российскую Федерацию.

Расследование преступлений прошлых лет обычно осложняется целым рядом обстоятельств, основными из которых являются: невыявление при ранее проведенном расследовании ряда важных доказательств; частая утрата к началу нового расследования выявленных ранее вещественных доказательств и личностных источников доказательств, и др.

Криминалистическая характеристика ранее нераскрытых преступлений прежде всего обусловлена типовыми криминалистическими чертами вида преступления, по которому приостановлено расследование (убийства, кражи, грабежи, хищения чужого имущества и др.), а также и теми индивидуальными чертами, которые были выявлены при первом расследовании. Эти особенности могут проявляться во всех структурных элементах их криминалистической характеристики (способе, механизме, обстановке их совершения, типовых чертах лиц, их совершивших и др.).

Поэтому судить об особенностях криминалистической характеристики такого рода преступлений можно лишь с учетом типовых черт этой характеристики, свойственных виду нераскрытого преступления и индивидуальным ее чертам. А вот выявлены ли были эти особенности при первом расследовании, необходимо выяснить при анализе всех материалов нераскрытого преступления.

Началу расследования преступлений прошлых лет прежде всего должно предшествовать изучение и анализ всех материалов дела. При этом важно обращать внимание не только на документальные доказательства, но и на все сохранившиеся вещественные доказательства и приложения к уголовному делу в виде схем, фотоснимков, видео- и звукозаписей и др.

Должен изучаться и весь ход расследования. При этом необходимо обратить внимание на то, проводилось ли расследование по продуманному плану, все ли необходимые следственные версии выдвигались и достаточно ли полно и до конца целенаправленно проверялись, либо расследование было не столь четко спланировано и велось не совсем последовательно.

Изучаются материалы оперативно-разыскных дел на предмет полноты, всесторонности и своевременности проведения оперативно-разыскных мероприятий, в том числе направленных на установление и розыск лиц, причастных к совершению данного преступления. Если при этом будут установлены факты слабой подготовки разыскной работы не только по этому делу, но и на обслуживаемой оперативно-разыскным органом территории, то это может быть расценено как обстоятельство, способствовавшее нераскрытию данного преступления и основанием для принятия мер по устранению такого рода недостатков. Выясняется также то, какая информация была собрана в ходе расследования, могла ли она помочь в установлении преступника, оценки его личности и места его нахождения, и была ли использована эта информация для его задержания.

Проверке и изучению подлежат также вопросы использования по делу специальных знаний: какие специальные знания, для решения каких вопросов использовались; правильно ли были оценены заключения экспертов и специалистов?

Чаще всего указанное изучение материалов нераскрытых преступлений проводит следователь. Он обязан побеседовать со следователем, проводившим расследование, и оперативным сотрудником, осуществлявшим оперативно-разыскные мероприятия по данному делу. Это позволит ему получить дополнительную информацию об обстоятельствах и фактах, не нашедших отражения в материалах изучаемого дела.

Первоначальный этап расследования ориентируется на проверку тех версий, которые выдвигались в ходе первого расследования, но не были проверены до конца, а также на проверку таких версий, которые не были выдвинуты и проверены ранее.

Для проверки указанных версий проводятся традиционные следственные действия, но со специальной задачей – устранить возможно допущенные пробелы при их проведении в процессе первого расследования. К числу этих следственных действий относятся:

  • осмотр места происшествия;
  • допросы потерпевших и свидетелей. Однако целесообразно допросить тех из них, от которых можно получить дополнительную информацию. При этом следует тщательно проверять их правдивость;
  • новые экспертные исследования тех же объектов, которые исследовались первыми экспертизами (проводятся при необходимости). Соответственно при оценке новых экспертных заключений необходимо учитывать возможность влияния на выводы экспертов изменения объектов исследования под влиянием прошедшего времени. Например, износ обуви у подозреваемого, протекторов автомашины и других объектов, которые ранее были объектами экспертного исследования;
  • следственный эксперимент, предъявление для опознания, обыски (проводятся при необходимости).

Сотрудников оперативно-разыскных органов сразу же надо подключить к активной деятельности, направленной на установление места нахождения не задержанного ранее подозреваемого и на его задержание.

Целесообразно провести изучение уголовных дел прошлых лет со сходными обстоятельствами их совершения, хранящихся в архиве суда того города, где было совершено расследуемое преступление. Необходимо также изучить дела о преступлениях, вновь совершенных на этой же территории, находящихся в стадии предварительного расследования. Все это может дать дополнительную информацию по расследуемому преступлению прошлых лет.

На последующем этапе расследования обычно продолжается поисково-познавательная работа путем проведения дополнительных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий с целью уточнения каких-либо фактов, обстоятельств, не выявленных на предыдущей стадии расследования.

В плане расследования могут быть выдвинуты новые следственные версии, основанные на фактических данных, полученных после проведения расследования на первоначальном этапе. Например, версии о совершении данного нераскрытого преступления лицом, задержанным или арестованным за другое сходное по способу совершения преступление, и его сокрытия; или лицом, которого ранее не удалось привлечь к уголовной ответственности по причинам допущенных ранее просчетов.

На этой стадии могут допрашиваться новые свидетели, нередко осуществляется судебно-медицинское исследование обнаруженного трупа или его частей, а также приходится идентифицировать вещи, предметы, найденные при новом расследовании. С выявлением ранее неустановленного подозреваемого проводятся его допросы, обыск по месту его жительства, предъявление его для опознания потерпевшему и свидетелям, и др. При этом необходимо проверить возможность принадлежности подозреваемого к какой-либо организованной преступной группе.

Тактика отдельных следственных действий в процессе такого расследования во многом обусловлена необходимостью учитывать следующие обстоятельства:

  • возможное забывание свидетелем и потерпевшим отдельных обстоятельств и событий нераскрытого преступления, а также возможную трансформацию характера и оценки событий нераскрытого преступления;
  • частичную утрату к началу нового расследования выявленных ранее вещественных доказательств, документов, следов биологического происхождения, которые могли бы быть использованы при проведении следственных действий;
  • изменения в вещной обстановке места происшествия и в других местах, где проводились основные следственные действия.

По этим делам нередко возникает необходимость проведения эксгумации трупа, его повторной судебно-медицинской экспертизы или первой экспертизы в случае обнаружения трупа, который не был найден при первом расследовании. Возможно проведение и различных криминалистических экспертиз.

Стукалов Вячеслав Владимирович

кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности

в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России (тел.: +79183623746)

Горбунов Алексей Николаевич

старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности

в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России (тел.: +79180491491)

Проблемы раскрытия преступлений

прошлых лет

В статье рассматриваются проблемные вопросы раскрытия преступлений прошлых лет. Исследуется роль руководителей оперативных подразделений в организации работы по раскрытию преступлений прошлых лет.

Ключевые слова: преступления прошлых лет, организация раскрытия преступлений, взаимодействие, оперативные сотрудники.

V.V. Stukalov, Master of Law, Assistant Professor of the Chair of Operative and Detective Activity in Law-enforcement Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel: +79183623746;

A.N. Gorbunov, Senior Lecturer of the Chair of Operative and Detective Activity in Law-enforcement Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79180491491.

Problem solving crimes of past years

The article deals with the problematic issues of crime detection in previous years. In particular examines the role of line managers in the organization of work on the disclosure of crimes of past years.

Key words: crimes of past years, organization of crime detection, interaction, operational staff.

Актуальность проблемы снижения удельного веса официально зарегистрированных преступлений, которые остаются нераскрытыми, трудно переоценить. Угрожающая ситуация, сложившаяся с ростом числа нераскрытых преступлений, вынудила руководство МВД России принять экстренные меры по преодолению этой крайне негативной тенденции. Одной из таких вынужденных мер стало создание в структуре ОВД в 2005 г. специализированных подразделений по раскрытию преступлений прошлых лет .

В настоящее время эта проблема еще более актуализируется, т.к. нераскрытые преступления прошлых лет оказывают серьезное влияние на социально-психологический климат в обществе. Они порождают у граждан недоверие к способности государственной власти гарантировать их безопасность, создать благоприятные условия для реализации конституционных прав и свобод, эффективно вести борьбу с преступностью, обеспечить неотвратимость ответственности виновных за правонаруше-

ния. В свою очередь, безнаказанная преступность способствует «привыканию» населения к криминальным проявлениям, снижению уровня законности и моральной требовательности в обществе, к ослаблению чувства нетерпимости к правонарушениям и правонарушителям.

Данные обстоятельства лишний раз свидетельствуют о том, что раскрытие преступлений прошлых лет - задача на сегодняшний день важная, но довольно-таки не простая. Ведь чем больше проходит времени, тем вероятнее утрата информации о происшедшем, ошибки или неточности в показаниях свидетелей и очевидцев, опасность уничтожения материальных следов преступления, своевременно не обнаруженных и не зафиксированных соответствующим образом. Со временем происходят существенные изменения в обстановке места преступления, что в конечном итоге влияет не только на осмотр места происшествия, но и производство допроса, следственного эксперимента, проверки и уточнения показаний на месте. Получение новой информации по при-

остановленному делу нередко затрудняется отъездом потерпевших, свидетелей, иных лиц, осведомленных об обстоятельствах по делу. С течением времени могут видоизменяться объекты, установление тождества которых важно для раскрытия преступления: изнашивается обувь, которой оставлен след на месте убийства; стачиваются режущие или рубящие поверхности инструмента, использованного при совершении преступления; стареют предметы, индивидуальные признаки которых имели значение для доказывания, и т.п. Дополнительные трудности возникают в обнаружении похищенного имущества, которое может быть неоднократно использовано, перепродано, переделано либо утрачено (уничтожено, утилизировано). За истечением установленного срока хранения уничтожаются многие документы, портятся и приходят в негодность вещественные доказательства. Меняются вследствие старения некоторые физиологические и внешние признаки человека, что может затруднить его отождествление и последующее процессуальное опознание. Со временем многое меняется в памяти людей относительно событий, имевших место в их жизни, не говоря уже о преступлениях, невольными свидетелями или очевидцами которых они являлись. Вместе с тем, течение времени может и способствовать установлению истины. Главное - правильно распорядиться временем. Преступник, избежавший разоблачения, успокоившись, теряет бдительность и осторожность, начинает проговариваться о совершенном. Совершая новые преступления, он вновь оставляет следы, исследование которых в совокупности с прежними нередко позволяет раскрывать преступления прошлых лет.

Поскольку в конечном итоге виновные в совершении большинства преступлений рано или поздно устанавливаются, на что указывают данные статистики МВД России , то нераскрытые преступления, отнесенные к категории преступлений прошлых лет, не следует рассматривать как преступные посягательства, при совершении которых преступник не делает ошибок. Видимо, вследствие стечения определенных причин и условий сложившиеся обстоятельства просто не позволили оперативным сотрудникам своевременно, быстро и оперативно раскрыть преступление.

Анализ дел оперативного учета и уголовных дел показывает, что на том или ином этапе процесса раскрытия и расследования таких преступлений оперативными сотрудниками были допущены просчеты в выборе ме-

тодов, сил и средств или они использовались некомплексно. Следствием этого является то, что следы, оставленные преступником на месте происшествия, своевременно не обнаруживались, а преступления оставались нераскрытыми. Зачастую причиной того, что преступления не раскрываются быстро, является использование преступниками тщательно замаскированных или нетрадиционных способов совершения преступных деяний, активное противодействие оперативным и следственным работникам со стороны преступников, их сообщников и родственников. Несвоевременно предпринятые действия по преодолению криминального противодействия приводят, как правило, к снижению активности оперативных сотрудников по приостановленному уголовному делу, утрате перспективы раскрыть преступление по горячим следам. В сложившейся ситуации преодоление возникающего у начинающих оперативных сотрудников комплекса неверия в возможность раскрытия преступлений при прошествии длительного периода времени с момента его совершения является одной из важных задач наставников и руководителей оперативных подразделений. Изменение психологии не только рядовых оперативников, но и руководителей среднего звена относительно значения работы по раскрытию преступлений прошлых лет является второй по значимости задачей из числа первоочередных после общей задачи - раскрытия преступлений.

В условиях активного криминального противодействия эффективность оперативного поиска напрямую зависит от психологической устойчивости и типа организационного поведения руководителя оперативного подразделения. Так, если раскрытие преступлений по горячим следам требует от руководителя оперативного подразделения жесткого спроса в быстром и точном выполнении его указаний, обусловленных оперативной ситуацией, то постоянная и кропотливая работа по раскрытию преступлений прошлых лет предусматривает иной вариант поведения. Умение анализировать навыки и способности, психологические особенности и возможности своих подчиненных - вот самое важное качество руководителя оперативного подразделения, позволяющее добиваться высоких показателей в работе по раскрытию преступлений прошлых лет. В последнее время значение такого умения все более увеличивается, что обусловлено рядом причин. В первую очередь, усиливающееся противодействие криминальных структур диктует необходимость регулярного изучения

передового опыта и обучения оперативных сотрудников современным методикам раскрытия преступлений прошлых лет.

Практика показывает, что по-прежнему актуальной проблемой в организации работы по раскрытию преступлений прошлых лет остается организация взаимодействия между оперативными подразделениями различных органов внутренних дел, службами и подразделениями других правоохранительных органов, наделенных правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также органами следствия.

Анализ дел оперативного учета и уголовных дел показывает, что результативно работа по раскрытию преступлений прошлых лет может вестись только в условиях четкой организации взаимодействия между подразделениями уголовного розыска и:

следственными подразделениями МВД и следственного комитета;

другими службами и подразделениями органов внутренних дел, наделенными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, подразделения по противодействию экстремизму и др.);

информационными подразделениями МВД России (ГИАЦ МВД России и ИЦ МВД, ГУ УВД, УМВД субъектов Российской Федерации);

оперативными подразделениями других правоохранительных органов, имеющих право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации (ФСНК, ФСБ, Федеральной таможенной службы, ФСИН).

Одним из важных принципов организации согласованной работы по раскрытию и расследованию преступления является обеспечение преемственности в действиях следственно-оперативной группы и последующими действиями оперативных работников и следователя, продолжающих работу по раскрытию преступления. Для обеспечения такой преемственности целесообразно с самого начала вводить в состав СОГ тех сотрудников оперативных подразделений и участковых уполномоченных полиции, которые обслуживают данную линию работы или территорию, на которой было совершено преступление.

В общем виде содержание работы по раскрытию преступлений прошлых лет является продолжением работы, начатой на первоначальной стадии раскрытия преступления по горячим следам в части выдвижения версий, разработки планов по их проверке, мероприя-

тий по личному сыску, проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на использование оперативно-справочных и оперативно-розыскных учетов, ориентирования подсобного аппарата, отработку задержанных и арестованных, оперативного прикрытия мест возможного сбыта и хранения похищенного имущества, выявления связей преступника и мест его возможного нахождения, выявления связей потерпевшего.

Однако применительно к преступлениям, совершенным в городах, раскрытие преступления после истечения дежурных суток является более сложной задачей: следов меньше, преступник имел время, чтобы предпринять встречные шаги для сокрытия важной информации, например сбыть похищенное или скрыться. На данном этапе существенно возрастает роль взаимодействия территориальных органов внутренних дел, а в некоторых случаях необходимой становится организация межрегионального взаимодействия .

В любом случае, приступая к работе, оперативный сотрудник при изучении уголовного дела и оперативно-розыскных документов по нераскрытым преступлениям прошлых лет должен прежде всего выявить основные недостатки предшествующей работы по раскрытию, чтобы учесть их в дальнейшей работе. Чаще всего отмечаются следующие недостатки:

отсутствие должного взаимодействия между подразделениями ОВД и другими правоохранительными органами;

некачественный поиск вещественных доказательств;

неправильное или необоснованное выдвижение версии о лицах, могущих быть причастными к преступлению;

игнорирование необходимости полной проверки всех выдвинутых версий;

поверхностный опрос основных фигурантов дела;

недостаточное использование всего необходимого арсенала средств и методов оперативно-розыскной деятельности из числа предусмотренных ФЗ «Об ОРД»;

недостаточная работа с негласными источниками информации, а также с открытыми источниками информации, общественностью;

недостаточное использование возможностей БСТМ (особенно при похищении средств мобильной связи) и ОПБ;

недостаточное использование криминалистических и оперативно-справочных учетов.

Анализ направленных в суд уголовных дел, возобновлявшихся в связи с установлением че-

рез два года и более лица, совершившего преступление, показал, что приостановление производства по ним было следствием просчетов в организации и тактике процесса раскрытия преступления на первоначальных этапах работы. Так, достаточно распространенными являются случаи, когда виновные непосредственно сразу после совершения преступления обоснованно включались в круг подозреваемых лиц, но затем без всякой проверки исключались из их числа. Объяснить это можно только недостаточно глубоким контролем руководителей подразделений УР за ходом раскрытия преступления.

Еще одной из основных проблем в работе по раскрытию преступлений прошлых лет является недостаток информации, как прямой, так и косвенной, о лицах, представляющих оперативный интерес, местах сбыта похищенного имущества и т.п.

Источником получения оперативной информации, предоставляющим возможность продолжения работы по раскрытию преступлений прошлых лет, остается работа оперативных частей ФСИН с арестованными и осужденными -по собственной инициативе или по заданиям органов внутренних дел.

По-прежнему одним из важных источников получения значимой информации остаются оперативно-справочные и оперативно-розыскные учеты органов внутренних дел.

В настоящее время работа по раскрытию преступлений прошлых лет должна включать в себя следующие необходимые элементы: во-первых, это упорядочивание каналов сбора оперативно-розыскной информации; во-вторых, выявление лица или группы лиц, которых можно обоснованно подозревать в совершении преступления, их систематическая и тщательная проверка.

Сотрудники оперативных подразделений должны начинать свою работу по раскрытию преступлений прошлых лет с систематизации и повторного изучения материалов, содержащихся в приостановленных уголовном и оперативно-поисковом делах. Задача такого изучения состоит в том, чтобы:

критически оценить всю проделанную ранее оперативную и следственную работу по раскрытию преступления, выявить пробелы и недоработки в ней;

провести выборку лиц, проходивших при проведении первоначальных следственно-оперативных мероприятий в качестве соучастников, но впоследствии освобожденных от уго-

ловной ответственности ввиду недостаточности доказательств, для их последующей разработки;

обеспечить анализ базы данных о лицах, состоящих на профилактических учетах и представляющих оперативный интерес, особенно нигде не работающих несовершеннолетних, наркоманов, условно осужденных, находящихся под подпиской о невыезде за совершение преступлений;

определить обоснованность ранее выдвинутых версий и полноту их проверки;

установить новые обстоятельства, которые возникли в течение времени с момента приостановления уголовного дела;

исходя из анализа изученных материалов, выдвинуть новые оперативно-розыскные версии, разработать планы по их проверке, определить формы взаимодействия между сотрудниками оперативных и следственных подразделений.

В комплекс организационных мер, обеспечивающих раскрытие преступления, должна входить проверка на причастность к нему лиц, состоящих на оперативном и профилактических учетах, в том числе лиц, проверяемых по подозрению в подготовке или совершении конкретных видов преступлений. Такие учеты позволяют ответить на два вопроса, если преступник не установлен и не задержан по горячим следам:

1) среди кого, в какой микросреде следует искать преступника с учетом способа совершения преступления и особенностей оперативной обстановки на данной территории;

2) каков круг лиц, требующих проверки на их причастность к преступлению.

К числу лиц, требующих проверки на их причастность к преступлению, относятся: лица, в отношении которых ранее было возбуждено уголовное дело по факту совершения отдельного вида преступления, но прекращено в связи с недоказанностью обвинения; лица, привлекавшиеся ранее к уголовной ответственности за совершение преступлений, но получившие наказание, не связанное с лишением свободы или освободившиеся из мест лишения свободы; лица, содержащиеся в СИЗО, ИВС и тюрьмах за совершение интересующих видов преступлений; несовершеннолетние правонарушители; лица, которые внезапно стали обладателями значительных денежных средств; лица, имеющие криминальные связи в преступной среде.

Оперативная информация в отношении интересующих лиц может поступать:

от конфиденциальных источников; в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 ФЗ «Об ОРД» (например, опросов, наведения справок, скрытого наблюдения, сбора образцов для сравнительного исследования, отождествления личности и т.д.);

путем цензуры корреспонденции осужденных; из инициативных сообщений, поступающих из оперативных частей СИЗО и ИУ;

посредством взаимного информирования оперативных аппаратов различных правоохранительных органов;

исходя из изучения массива уголовных, оперативно-поисковых дел и отказных материалов;

из данных, поступивших от представителей общественности;

из средств массовой информации. Кроме того, изучаются и анализируются материалы оперативно-розыскного характера:

первоначальные и последующие планы оперативных мероприятий, планы осуществления оперативных комбинаций по проверке отдельных розыскных версий;

информация и справки по результатам ее проверки о фактах, сообщаемых гражданами, оказывающими конфиденциальное содействие органам внутренних дел;

планы по проведению отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

Вышеназванный список оперативно-розыскных и иных мероприятий не является исчерпывающим, но он характерен для работы по раскрытию почти всех видов нераскрытых преступлений прошлых лет.

Вышеуказанные действия сопровождаются проведением оперативно-аналитических мероприятий, основными направлениями которых являются:

выявление особенностей криминалистической характеристики города и района, особенно по признакам;

установление связей лиц, представляющих оперативный интерес;

выявление статистической связи между характером совершенного преступления и характеристиками личности преступника;

выявление серийных преступлений, преступлений, сходных по способу совершения, месту, времени, предмету преступного посягательства.

По итогам проделанной работы должна быть создана специализированная следственно-оперативная группа по раскрытию преступлений прошлых лет, разработан и утвержден план ее работы .

В заключение хотелось бы отметить, что пока не будет организовано тесное взаимодействие между оперативными подразделениями ОВД и следственными органами, не будет и эффективного решения проблемы раскрытия преступлений прошлых лет. Также необходимо уделять должное внимание роли руководителей оперативных подразделений в раскрытии подобного рода преступлений, возобновить и вывести на качественно новый уровень институт наставничества. В противном случае сотрудники оперативных подразделений, которые работают по «старым» преступлениям, будут сталкиваться с множеством сложностей.

1. О мерах по активизации раскрытия преступлений прошлых лет: указание министра внутренних дел РФ от 29 июля 2005 г. № 1/5152.

2. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. URL: www.mvd.ru/presscenter/ statistics/reports/

3. Стукалов В.В., Усенко С.В., Яковлев В.В., Дармин М.В. Стратегия и тактика оперативно-розыскной деятельности по нераскрытым преступлениям прошлых лет: учеб.-ме-тод. пособие. Краснодар, 2009.

1. About measures to enhance the detection of crimes of past years: note of the Minister of the Interior of the Russian Federation of July 29, 2005 № 1/5152.

2. The official website of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. URL: www. mvd.ru/presscenter/statistics/reports/

3. Stukalov V.V., Usenko S.V., Yakovlev V.V., Darmin M. V. Strategy and tactics of operational and investigative activities unsolved crimes of the past years: guidance manual. Krasnodar, 2009.



Поделиться