Федеральный закон о национально-культурной автономии. Что такое национально-культурная автономия? Культурная автономия

Федеральным законом «О национально-культурной автономии» устанавливается, что организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий .

В Российской Федерации предусматривается организация трех уровней деятельности национально-культурных автономий. В зависимости от этого национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными (действуют на уровне субъектов Российской Федерации) и федеральными. Практика создания национально-культурных автономий в федеральных округах отсутствует.

Местные национально-культурные автономии образуются путем консолидированного решения местных национальных объединений. Непосредственно граждане создавать национально-культурную автономию не вправе, она создается только объединениями граждан. Образование региональной национально-культурной автономии в соответствии с законом может идти двумя путями. Первый предполагает, что ее учреждают местные национально-культурные автономии на учредительном съезде. Второй путь осуществим, если в пределах конкретного субъекта РФ создана только одна местная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. В этом случае такая автономия может приобрести статус региональной.

Федеральные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовываться региональными национально-культурными автономиями двух или более субъектов РФ. Если в пределах страны создана только одна региональная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, то национально-культурная автономия может приобрести статус федеральной.

Создание национально-культурной автономии должно сопровождаться обязательной государственной регистрацией. Для некоторых других общественных объединений регистрация необходима только тогда, когда объединение желает получить статус юридического лица и само заявит об этом (ст.21 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Обязательная же государственная регистрация при создании союза необходима тогда, когда характер его будущей деятельности имеет большое значение для государства. В этом смысле национально-культурные автономии стоят в одном ряду с политическими партиями, при создании которых также обязательна регистрация.

В России ведется реестр национально-культурных автономий. Данные об их регистрации направляются органам юстиции, принявшим решение о регистрации, в соответствующий орган исполнительной власти Российской Федерации по делам национальностей.

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» прекращение деятельности национально-культурной автономии возможно в двух основных формах, которые по характерным признакам правового механизма можно условно назвать добровольной и принудительной.

Добровольная форма прекращения деятельности общественного объединения вытекает из свободного характера их создания, когда требуется лишь волеизъявление граждан. Поэтому объединение вправе само принять решение о прекращении деятельности в том случае, если, например, цели его создания достигнуты.

Процедура принудительного прекращения деятельности общественного объединения разделена на две стадии - приостановление и ликвидация. Приостановление деятельности зарегистрированной национально-культурной автономии, как и других общественных объединений, может быть произведено в случае нарушения Конституции РФ, конституций или уставов субъектов Российской Федерации, законодательства России.

Процедура приостановления деятельности федеральной национально культурной автономии может быть инициирована только Генеральным прокурором Российской Федерации, а региональных и местных автономий - прокурором соответствующего субъекта РФ и осуществляется решением суда того же субъекта.

В случае, если в указанные в судебном решении о приостановлении деятельности сроки национально-культурная автономия не устранит нарушения, орган, внесший такое представление, вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении деятельности общественного объединения.

На практике такое заявление могут направить Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Федерации, а также органы юстиции, которые до этого инициировали приостановление.

Законодательно устанавливаются несколько оснований, по которым общественное объединение может быть ликвидировано в судебном порядке. Такими основаниями, в частности, являются:

Нарушение требований по ограничению создания и деятельности общественного объединения;

Виновное нарушение общественным объединением своими действиями прав и свобод граждан;

Неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов;

Систематическое осуществление общественным объединением деятельности, которая противоречит его уставным целям.

Национально-культурная автономия может быть ликвидирована не только по основаниям, предусмотренным ФЗ «Об общественных объединениях», а и в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ст.9) .

В случае приостановления деятельности общественного объединения его права приостанавливаются, а также его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации; им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам.

В случае принятия судом решения о ликвидации общественного или религиозного объединения его региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

Должностное лицо или орган с момента его обращения в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Унификация законодателем процедуры прекращения деятельности всех видов общественных объединений, включая и национально-культурную автономию, понятна - все они обладают общим правовым статусом, который конкретизируется в дополнительных целях, правах и обязанностях. Хотя распространение общих процедур ликвидации на национально-культурные автономии, даже предпринятых на законных основаниях, может быть воспринято представителями национального меньшинства как покушение на их права, проявление националистических амбиций и т.п. Для многонационального государства, каковым является Россия, возможно, необходим более продуманный механизм принудительной ликвидации общественных объединений, созданных на национальной основе. Речь в данном случае может идти не столько о пересмотре законодательно установленных процедур, сколько о вопросах организационного плана. К примеру, очевидна необходимость качественного информационного обеспечения механизма ликвидации национально-культурной автономии с тем, чтобы представители данного этноса имели возможность наглядно убедиться в действительно незаконном характере деятельности объединения и не искали бы в действиях государственных органов политической подоплеки.

Национально-культурная автономия - это правовая форма удовлетворения культурных, языковых потребностей и запросов этнических групп, национальных меньшинств, сохранения и выражения их самобытности. Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В отличие от национально-территориальной автономии национально-культурная автономия имеет экстерриториальный характер, она объединяет людей данной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания.

Впервые идея национально-культурной автономии получила разработку в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основу их концепции положена мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе всех межнациональных распрей, а сами нации, точнее - национальные союзы, создаваемые на основе добровольного личного волеизъявления. В конституировании нации по персональному признаку и в предоставлении ей, а не территории, публично-правового статуса К. Реннер и О. Бауэр усматривали оптимальный способ разрешения национальных противоречий и прежде всего обеспечения прав национальных меньшинств.

В.И. Ленин и его сторонники выступили против идеи национально-культурной автономии, рассматривая ее как способ разделения и обособления трудящихся по национальному признаку. Они считали, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея основана на неправильном понимании нации (как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы). Поэтому в Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, а принцип национально-культурной автономии считался неприемлемым и даже вредным.

Национально-культурная автономия широко применяется для этнических меньшинств во многих государствах современного мира. В конце 1980-х гг. в СССР проявился активный интерес к идее национально-культурной автономии. Позже в Российской Федерации началась разработка проекта Закона о национально-культурной автономии. Закон этот был принят в июне 1996 г.

Национально-культурная автономия является формой действенной реализации прав и интересов этнических групп как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Такая персональная (личностная) автономия, основными чертами которой являются экстерриториальность, персональность и признание за субъектом права этноса, а не территории, может гарантировать защиту прав национальных меньшинств, не вступая в противоречие с правами личности, но напротив, подтверждая их.


Национально-культурная автономия направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств, сохранение и развитие традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства, этнической идентичности. Национально-культурная автономия реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан. Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин (в том числе по принципу землячества), создания языково-культурных центров (клубов), организации школ с преподаванием на родном языке и учетом этнических традиций и т. п. Такая практика существует в странах с полиэтническим составом населения, с большими группами иммигрантов (например, в США, Великобритании, ФРГ и других государствах).

Согласно Закону РФ "О национально-культурной автономии" национальным меньшинствам предоставлено право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы.

Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.

Автономии в основном построены по национальному признаку. Различаются два основных вида национальной автономии - национально-территориальная и национально-культурная. Национально - территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.

Национально-культурная автономия сознается в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства. Национально-культурные автономии создаются в виде национальных организаций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-территориальные автономии разделяются на политические и административные. Политическая автономия предполагает возможность издания собственных законов (иногда - конституции), наличие собственных законодательных и исполнительных органов, обладающих более широкими полномочиями, чем органы просто административно-территориальных единиц. Административная автономия не обладает элементами государственности, однако учитываются национальные особенности (преподавание, издание газет, судопроизводство на национальном языке, учет местных обычаев в правовой сфере и т. п.).


Смотрите также:

Сегодня мы поговорим об одном интересном общественном объединении, довольно актуальном для такой многонациональной страны, как Российская Федерация. Речь пойдет о национально-культурной автономии. Разберем само понятие, особенности таких организаций, их разнообразие в России, ряд важных организационных моментов и иную полезную информацию.

Определение

Культурная (или же национально-культурная) автономия - действующая на основе самоутвержденных принципов обособленная этническая группа, самостоятельно решающая вопросы своей организации и культурной жизни в общем. Но ее правомочия распространяются только на представителей данного этноса, а не на конкретную территорию.

Национально-культурная автономия - один из видов социальных объединений. Ее организационно-правовая форма - общественная организация. Это одно из важных средств выявления и удовлетворения этнических, культурных гражданских запросов, достижения социальной стабильности, недопущения конфликтов на национальной почве.

Главная цель создания такого рода объединений - принятие представителями этноса самостоятельных решений по поводу сохранения свой самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

В Российской Федерации

В нашем государстве национально-культурные автономии регулируются ФЗ №74, принятым в 1996 году. Мы обязательно рассмотрим важные выдержки из него.

По данному акту местная, региональная, федеральная национально-культурная автономия - это одна из форм этнокультурного самоопределения. Представляет собой объединение граждан РФ, причисляющих себя к определенному этносу, находящихся в национальном меньшинстве на конкретной территории. Таким образом, автономия выступает их добровольным объединением, чья цель - решение вопросов собственной самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

Виды автономии

Данное этническое объединение имеет три разновидности:


В Российской Федерации все названные автономии имеют право на:

  • Координацию собственной деятельности.
  • Участие в разработке субъектных и федеральных программ, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, языка на базе взаимных договоров и соглашений.

Российские культурные автономии

От ФЗ "О национально-культурной автономии" перейдем к конкретным ее примерам в нашей стране. Всего в Российской Федерации на настоящее время зарегистрировано более 900 подобных образований. Посмотрим на наиболее популярные федеральные виды автономий:

  • "Конгресс поляков в России".
  • Чувашская автономия.
  • Цыганская автономия.
  • Татарская национально-культурная автономия.
  • Литовская автономия.
  • Автономия российских корейцев.
  • Автономия курдов.
  • Автономия карачаевцев.
  • Казахская автономия.
  • Грузинская автономия.
  • Белорусская автономия.
  • Лезгинская автономия.
  • Немецкая национально-культурная автономия.
  • Азербайджанская автономия.
  • Еврейская автономия.
  • Ассирийская автономия.

Известные региональные и местные национально-культурные автономии:


Принципы автономии

Закон о национально-культурной автономии выделяет ряд ее важных принципов:

Права

Национально-культурные автономии области, края, АО, города и проч. наделены следующими правами:


Важно отметить также следующие частности:

  • Осуществление вышеописанных прав не должно ущемлять интересы иных этнических объединений.
  • Право на национально-территориальное объединение не есть право на национально-культурную автономию.
  • Участие/неучастие в жизни данного объединения не служит основанием для ограничения правомочий граждан РФ.
  • Национальная принадлежность личности в Российской Федерации не является препятствием для ограничения участия/неучастия в деятельности культурной автономии.

Обеспечение прав на сохранение и развитие родной культуры и языка

Третья и четвертая главы ФЗ №74 посвящены вопросу обеспечения права национальных автономий на использование, сохранение и развитие собственного языка, самобытной культуры в целом.

Что здесь можно выделить:


Учреждение

Как и любая другая, данная организация начинает свою историю с основания. Местные культурные автономии учреждаются на общем собрании гражданами РФ, которые относят себя к определенной этнической группе и постоянно проживают на территории данного населенного пункта. Вместе с ними учредителями могут выступать общественные объединения представителей национальности, зарегистрированные в данном муниципальном образовании.

Делегаты национально-культурных автономий местного уровня на общем съезде, конференции правомочны утвердить уже региональное объединение, действующее на территории субъекта РФ.

И теперь - последний, высший уровень. Делегаты региональных культурных автономий учреждают объединение федерального уровня.

Государственная регистрация

Порядок регистрации национальных автономий, комплект необходимых документов, сроки и особенности процесса на территории РФ регулируются двумя законодательными актами:


В частности, учредители обязательно должны предоставить следующий перечень документации:

  • Заявление о регистрации с подписью уполномоченного лица.
  • Готовый устав своей автономии.
  • Выписка из протокола учредительной конференции или съезда, где прописаны сведения о создании объединения, утверждении ее общего устава, формировании руководящих и ревизионных структур.
  • Квитанция об оплате соответствующей госпошлины.
  • Сведения об учредителях.
  • Данные о постоянном месте нахождения руководящего органа, посредством которого будет осуществляться связь со всей национально-культурной автономией.
  • Необходим документ, подтверждающий, что за 3 месяца до даты учредительной конференции (относительно федеральных, региональных автономий), за 1 месяц до проведения учредительного собрания (относительно местных автономий) о данном событии была размещена информация в СМИ, которые распространяются на прилегающей территории.

Регистрация и Минюст

Государственная регистрация придает культурной автономии статус юридического лица. Полный комплект документов должен быть направлен в уполномоченный орган не позднее 3 месяцев с даты проведения учредительного собрания, схода, конференции.

Решение о госрегистрации национально-культурных автономий принимают:

Минюст также ведет реестр всех российских национально-культурных автономий. Его списки - открытая информация, находящаяся в свободном доступе. Ознакомиться с ней возможно на официальном сайте Министерства юстиции РФ.

Устав автономии

В соответствии со ст. 20 ФЗ "Об общественных объединениях" устав культурной автономии должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:


Вопрос финансирования

Деятельность автономии, определенная ее правами, может финансироваться как из ее собственного фонда, так и из следующих источников, не запрещенных законодательством:

  • Федеральная исполнительная власть - помощь национально-культурным объединениям всероссийского уровня (средства из федерального бюджета).
  • Структура власти субъектов - помощь региональным, местным объединениям (бюджет субъекта РФ).
  • Органы местного самоуправления - помощь культурным автономиям, зарегистрированным на своей территории (местный бюджет).

Этнокультурные автономии весьма распространены в многонациональной России. Их учреждение, регистрация, права, деятельность регулируются отдельным законодательным актом - ФЗ № 74.

Национально-культурная автономия (НКА) - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия основывается на принципах:

свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

самоорганизации и самоуправления;

многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;

сочетания общественной инициативы с гос. поддержкой;

уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;

законности.

Национально-культурная автономия имеет право:

· получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов МСУ, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

· создавать СМИ в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

· сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к нац. культурным ценностям;

· создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;

· участвовать через своих полномочных представителей в деятельности м/н неправительственных организаций;

Местные НКА граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности; учреждается на общем собрании (сходе); учредителями могут быть граждане РФ, зарегистрированные общественные объединения граждан РФ.

Региональные НКА двух и более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями. Федеральная НКА граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности. Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в соответствии с ФЗ, ФЗ от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004) «Об общественных объединениях» и иными ФЗ.

Порядок приема в члены НКА определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.

Вопрос (какой-то). Избирательное право: понятие, структура, нормативная база

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) – совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Избирательное право в узком смысле слова включает в себя: 1) пассивное избирательное право граждан РФ (право быть избранными в органы государственной и муниципальной власти); 2) активное избирательное право граждан РФ (право избирать в выборные органы власти).

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ: 1) признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными); 2) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ: 1) занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью; 2) осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке; 3) признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему: 1) федеральное законодательство о выборах и референдуме; 2) законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.



Поделиться