Упрощенка получения гражданства рф для украинцев. Упрощенная система получения гражданства рф для украинцев

Сложная и многоэтапная процедура получения российского гражданства пугает многих иностранцев. Полное её прохождение подразумевает соблюдение массы условий. Однако для некоторых граждан из бывших республик РСФСР возможно смягчение требований и получение заветного статуса по упрощенной схеме. Особенно актуальна такая схема для жителей Украины.

Как получить гражданство – основные этапы

Этап первый – оформление РВП

Прибывшему в Россию иностранцу, желающему в дальнейшем стать россиянином, необходимо сразу озаботиться получением разрешения на временное проживание (РВП) в местном отделении ФМС. От него потребуется оформить прошение в отделении службы миграции и приложить к нему комплект установленных документов, а именно:
  • Национальный паспорт.
  • 4 фотографии в черно-белом или цветном формате, соответствующего размера. Если имеются дети – по 2 фотографии детей.
  • Отмеченная на границе, карта мигранта.
  • Справка из медучреждения об отсутствии опасных болезней.
  • Подтверждающая уплату госпошлины, квитанция на 1000 рублей.
  • Свидетельства о рождении детей, если они включены в заявление.
Рассмотрение заявления может длиться до 60-ти дней, по истечении которых выносится положительное или отрицательное решение. РВП выдается мигрантам в территориальном отделении ФМС.

На территории Российской Федерации количество выдаваемых РВП имеет квотируемый характер. В начале каждого года регионы получают «разнарядку», определяющую максимальное количество выдаваемых разрешений. Следовательно, наибольший шанс получить РВП есть у граждан, обратившихся с заявлением в начале года. Те, на кого разрешений не хватило, могут попытать счастья в начале следующего года или повторить попытку в менее популярном среди мигрантов регионе.

Без квотирования, т.е. невзирая на наличие или отсутствие мест, получают РВП иностранцы, являющиеся:

  • Бывшими гражданами РСФСР, которые родились в СССР и были его гражданами, а также местом рождения которых была территория современной России.
  • Гражданами не способными к трудовой деятельности, но имеющими трудоспособных детей/родителей с российским гражданством.
  • Работоспособными гражданами, у которых нетрудоспособные (недееспособные) родители/дети являются российскими гражданами.
  • Мужьями/женами, чьи супруги имеют гражданство и живут в РФ.
  • Несовершеннолетними детьми, у которых родители российские граждане.
  • Родителями/опекунами, несовершеннолетние дети которых – граждане РФ.
  • Военнослужащими, несущими воинскую службу в ВС России.
  • Инвесторами, вкладывающими средства в экономику РФ, в размере, определенном законодательными актами.
Установленный срок действия разрешения на временное проживание – не более трех лет.

Этап второй – регистрация вида на жительство

Следующим этапом процедуры под названием «получение гражданства» станет подача заявки и оформление вида на жительство. Этот документ также оформляется в миграционном отделе, куда и следует подавать заявление и сопутствующие документы. Озадачиться получением вида на жительство (ВНЖ) нужно за 6 и более месяцев до того, как истечет срок разрешения на проживание, которое было выдано ранее.

Имея с собой РВП с актуальным сроком, мигрант должен подать в миграционную службу два экземпляра заявления о выдаче ему ВНЖ. Заявление сопровождается комплектом следующих документов:

  • Ксерокопия и подлинник национального паспорта.
  • 4 фотографии, размер которых соответствует 3,5х4,5 см.
  • Официальные справки с работы, из банков, ПФР, социальных органов, или другие документы, свидетельствующие о его финансовой состоятельности.
  • Документы о наличии в собственности или долгосрочной аренде недвижимости жилого характера (дома, квартиры, комнаты и т.д.).
  • Справка от медкомиссии о том, что состояние здоровья гражданина безопасно для окружающих.
  • Документ, служащий подтверждением льготного получения РВП, если оно было выдано сверх установленных норм.
  • Квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины 2000 рублей.
На этом этапе заявление с документами рассматриваются в течение 6 месяцев. В случае положительного решения заявитель вызывается в миграционную службу, где подписывает необходимые документы. Оформленный ВНЖ действует до 5 лет.

Третий этап – получение гражданского статуса

Начать последний этап получения гражданства можно лишь после года проживания, с полученным в миграционном центре, видом на жительство (граждан бывшего СССР это ограничение не касается, и они могут сразу после получения ВНЖ начинать оформление гражданства). По истечении срока ограничения, мигрант может обратиться в государственные органы за получением гражданства РФ.

Порядок общей выдачи гражданства предполагает соблюдения определенных условий: пятилетнее проживание в пределах РФ, свободное владение русским языком, наличие официального заработка и готовность отказаться от прежнего гражданства. При соблюдении всех требований – можно смело отправляться в территориальную службу работы с мигрантами.

Заявление о предоставлении гражданства пишется в 2-х экземплярах и принимается к рассмотрению вместе с нотариальной ксерокопией вида на жительство. Комплект сопровождающих документов имеет следующий вид:

  • Фотографии в количестве 4-х штук.
  • Заверенные у нотариуса ксерокопии свидетельств о рождении и браке.
  • Аттестат или диплом об образовании.
  • Письменное согласие ребенка (после 14 лет) или его родителя/опекуна (до 14 лет) на принятие гражданства.
  • Справка из медицинского учреждения.
  • Письменный отказ от предыдущего гражданства, заполненный в 2-х экземплярах. (1- остается в деле мигранта, 2-передается стране бывшего подданства).
  • Квитанция об уплате пошлины.
Если гражданство оформляет лицо пенсионного возраста – необходима нотариальная копия удостоверения пенсионера (с переводом, по необходимости). Если лицо меняло фамилию – нотариальная копия документа из ЗАГСа. Если гражданин обучался не на территории русскоговорящих государств (Россия, Беларусь) – нужно предоставить документ, подтверждающий прохождение теста по русскому языку (не требуется для лиц старше 60/65 лет).

Все документы на национальных языках требуется перевести на русский и заверить точность перевода у нотариуса.

При нахождении претендента на получение гражданства за пределами РФ, ему необходимо подать документы в Российское представительство лично, по почте или через доверителя. Каждая подпись, в этом случае, должна быть заверена нотариусом. Срок вынесения решения о предоставлении (или не предоставлении) гражданства может составлять год. Решение выносится лично президентом РФ.

Облегченная процедура получения гражданства для украинцев

Переселенцам из Украины для того, чтобы стать гражданами РФ также потребуется пройти все три этапа процедуры. Однако в 2015 году для них предусмотрен ряд льгот, позволяющих существенно ускорить и упростить сложный процесс.

Во-первых, оформление разрешения на временное проживание для жителей Украины доступно вне квотирования по следующим основаниям:

  • Регистрация в статусе беженца или лица, нуждающегося во временном убежище.
  • Оформление статуса носителя языка.
  • Вступление в программу «Соотечественники».

Рассмотрение заявлений от граждан Украины производится в максимально короткие сроки. Для них же возможно продление временного разрешения, как для лиц, чья страна находится в состоянии военного конфликта.


Во-вторых, оформление вида на жительство происходит в течение 3-х месяцев, вместо обычных шести. Сразу после получения этого документа можно подавать заявление на получение гражданства (в обычных случаях эта процедура доступна по истечении года).

В-третьих, для граждан Украины отменен 5-летний порог проживания на территории РФ и возможно получение гражданства всего через 8 месяцев после первого визита в ФМС. Особенно это касается мигрантов, выразивших желание стать участниками Государственной программы переселения соотечественников.

Для получения статуса беженца необходимо обратиться в миграционную службу с заявлением о присвоении такого статуса не позднее суток, после пересечения границы.

Для присвоения статуса носителя русского языка необходимо пройти специальную комиссию в ФМС и получить соответствующий сертификат. Также требуется иметь близких предков (родителей, бабушек/дедушек) проживающих или проживавших на территории РФ или бывшего СССР на постоянной основе.

Для участия в программе «Соотечественники» требуется обратиться в ближайших орган ФМС и написать соответствующее заявление. Обратившимся предложат варианты регионов, участвующих в программе и оказывающих материальную и социальную поддержку переселенцам.

На сегодняшний день при оформлении гражданства РФ от вынужденных украинских мигрантов не требуется документ о выходе из украинского гражданства. Однако каждый, желающий стать гражданином РФ подписывает документ, гарантирующий такой выход в ближайшее время. Ходатайства о выходе рассматриваются комиссией в Украине, там же принимается решение.

Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.

ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.

ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.

ВЫВОДЫ

1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Общий порядок получения российского гражданства довольно длительный. Можно с уверенностью говорить о том, что на его реализацию уйдет более 5 лет, так как после оформления ВНЖ иностранцу необходимо прожить на территории государства именно такой срок. И не у всех есть появляется возможность сразу после этого стать обладателем паспорта РФ. Но Украина – это страна, которая входила в состав Российской империи и СССР. Несмотря на события, которые происходят в ней последние годы, многие её жители, в особенности восточных регионов, имеют тесную историческую, культурную, языковую связь с РФ. Следовательно, можно найти основания, чтобы реализовать упрощенный порядок получения ее подданства.

О том, как осуществить ускоренную процедуру оформления гражданства Российской Федерации украинцам, речь пойдет в настоящей статье.

Правовые основы

Чтобы понять, по какому основанию иностранец из соседнего государства может претендовать на облегченный вариант оформления подданства, подробно рассмотрим нормы законодательства – ст. 13, 14 Федерального закона «О гражданстве в РФ».

Политические мотивы

Ст. 13 упомянутого правового акта говорит о том, что инициировать вопрос о получении статуса гражданина России спустя 1 год с момента начала проживания в стране, могут лица, которые получили:

  • политическое убежище;
  • официальный статус беженца.

И такие основания для украинцев, к сожалению, стали актуальны в последнее время. Смена власти, военные действия в восточной части страны, политические гонения, создающие угрозу жизни и здоровья, подталкивает граждан Украины к переезду в РФ. Эти люди просят предоставить убежище или присвоить статус беженцев. Не все просьбы удовлетворяются, однако счастливчики могут рассчитывать на то, что через относительно короткий срок – 12 месяцев, станут полноценными подданными России.

Добавим, что сами процедуры признания беженцем не очень простые, реализуются не всегда быстро. Для этого необходимы веские основания. Федеральный закон (ФЗ №4528-1) выделяет следующие этапы оформления данного статуса:

  • подать соответствующее ходатайство;
  • добиться его предварительного рассмотрения;
  • получить об этом свидетельство;
  • пройти процедуру рассмотрения ходатайства.

Только после этого присваивается статус, о котором идет речь или издается акт об отказе считать человека беженцем.

Семейные обстоятельства

Как получить еще гражданство РФ подданному Украины, не в стандартном, а в упрощенном порядке? Как уже упоминалось в начале статьи, оба государства, о которых идет речь, тесно связаны между собой. Украина – бывшая республика в составе СССР. В прошлом веке люди свободно перемещались по территории Союза, жили и работали там, где считали необходимы, или там, куда направляла партия. Миграция в пределах страны осуществлялась активно. Дети из семьи, проживающей в Сибири, направлялись после окончания учебы в Крым для поднятия сельскохозяйственной отрасли в этом регионе. Проблема определения с вопросами подданства остро встала при распаде СССР. Многие жители Союза, проживавшие в УССР и считающие себя русскими, остались на территории современной Украины и получили гражданство этой страны. Не всегда по доброй воле, скорее исходя из обстоятельств.

Это лишь немногие примеры, когда подданство, указанное в документах, разделило людей с семьями и родиной.

Российское законодательство учитывает эти моменты, поэтому ст. 14 ФЗ «О гражданстве» содержит следующие основания для получения украинцами данного статуса по упрощенной схеме:

  • на территории России проживают родители заявителя, являющиеся подданными государства;
  • человек родился в РСФСР и имел паспорт СССР;
  • у нетрудоспособного иностранного гражданина в России есть совершеннолетние дети с документами РФ;
  • у украинца на территории Российской Федерации живет ребенок, не достигший 18 лет, который остался без попечения второго родителя (например, маму-россиянку лишили прав на сына или дочь).

Также процедура получения государственного паспорта сокращается, если у человека зарегистрирован брак с подданным РФ. Но в этом случае нужно учитывать нужно следующее:

  1. Брак должен соответствовать требованиям, установленным Семейным кодексом РФ. Главное – он не может быть заключен только в целях получения иностранцем гражданства. В таком случае семейный союз вполне могут признать фиктивным.
  2. Для инициации процедуры оформления гражданства на ускоренных условиях, нужно прожить в браке как минимум 3 года. Это упростит положение вещей, ведь в общем порядке нужно жить в России на протяжении 5 лет, но и 36 месяцев – это долгий срок.

Экономические факторы

Часть жителей Украины работает и ведет бизнес в России. Когда начался политический кризис в данной республике, произошла смена власти, все обратили внимание на то, что сам президент государства – Порошенко П.А, имеет заводы по изготовлению кондитерских изделий в РФ. Он, конечно, не нуждается в российском гражданстве, но некоторым предпринимателям и трудоспособным украинцам полезно знать, что Россия предоставляет подданство на льготных условиях следующим лицам:

  • получившим образование в Российской Федерации и отработавшим легально в государстве более 3 лет;
  • имеющим статус ИП и ведущим бизнес в стране на протяжении указанного срока;
  • обладающим 10% доли в уставном капитале компании, занимающейся деятельностью в России на протяжении трех и более лет.

Если с обычными работниками все достаточно просто, то к бизнесменам предъявляется требование об отчислении больших по объему налогов (их размеры указаны в ФЗ). Таким образом, по упрощенной программе могут сделать себе гражданство только крупные предприниматели.

Программа переселения

Указом Президента РФ от 2016 года, в который вносились изменения и в 2017, утверждена программа переселения соотечественников. Ключевые моменты, которые она содержит:

  1. Правила, прописанные в документе, позволяют начать делать гражданство, находясь еще не на территории РФ. Человек сначала подает заявление по установленной форме, будучи в стране проживания, а уже потом приезжает в Россию и обращается в органы ФМС (ГУВМ МВД).
  2. Под соотечественниками понимаются не только лица, проживающие за рубежом, но и иностранные граждане, которые находятся в тесной связи с РФ и являются представителями одной из традиционных национальностей для страны. Таким образом, упомянутый Указ может облегчить жизнь большому числу людей с украинским подданством.
  3. Иностранец в короткие сроки получает гражданство, причем российские паспорта выдаются и на его семью.

Подчеркнем, что на членов программы не распространяются правила о квотах и другие ограничения.

Правительство Российской Федерации заинтересовано, чтобы граждане, являющиеся по факту россиянами, смогли в кратчайшие сроки вернуться на родину и получить полный объем прав.

Льготы для носителей языка

Быстро оформить подданство России можно и тем, кто свободно владеет государственным языком.

Ст. 33.1 ФЗ «О гражданстве» говорит о следующем:

  1. Носителем языка признается иностранец, в том числе, и украинец, который свободно использует русскую речь. Кроме того, у этого лица должны быть родственники, которые ранее или в настоящее время проживают на территории РФ.
  2. Знания языка проверяются специальными комиссиями, которые существуют при всех Управлениях по вопросам миграции: в Москве и в других городах.
  3. Если установлено, что человек, действительно, владеет русской речью на уровне носителя, то гражданство будет выдано в короткие сроки.

Как следует из статьи, оснований для получения подданства РФ в упрощенном порядке довольно много. Причем каждый случай индивидуален. Срок оформление гражданства при тех или иных условиях может составлять от 6 месяцев до 3 лет. В большинстве ситуаций придется получать ВНЖ, но существуют и варианты, когда даже вида на жительство оформлять не нужно.

19 июля 2017 года Государственная дума в третьем чтении приняла объемный пакет поправок, которые объединены в один Федеральный закон от 29.07.2017 № 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». После утверждения Советом Федерации 29 июля новый закон подписал Президент РФ Владимир Путин. Вступивший с 1 сентября в силу закон предусматривает значительное упрощение процедуры получения вида на жительства и гражданства РФ для украинцев, вводит принятие присяги при вступлении в гражданство Российской Федерации. Также предусмотрено лишение гражданства за экстремистскую и террористическую деятельность. В предлагаемой статье мы достаточно подробно рассмотрим порядок упрощенного получения гражданства РФ для украинцев.

Как было до принятия закона об упрощенном получении гражданства РФ украинцами?

Сейчас на территории Российской Федерации живет и работает, по разным оценкам, от 2-х до 4-х миллионов граждан Украины. Около миллиона человек из них желают получить российское гражданство. Однако сделать это было довольно сложно, так как требовался документ, который подтверждал бы согласие украинских властей. Власти соседнего государства воспользовались тем, что в российском законодательстве содержалась норма, согласно которой носители русского языка, желающие стать гражданами России, должны были получить согласие своей страны. Существовала достаточно сложная бюрократическая процедура, которая длилась годами и зачастую никаких результатов не давала. Также сложность заключалась в том, что для получения граждане Украины должны были, прежде всего, обратиться в свое Министерство иностранных дел, а затем в специальную комиссию при президенте Украины.

В марте 2017 года СМИ сообщали, что за 2016 год чуть больше 100 тысяч украинцев получили . Это очень низкий показатель, если учесть, что сегодня в России 476 тысяч человек обладают разрешением на временное проживание, 176 тысячам человек выдан вид на жительство, а 777 тысяч граждан Украины каждый год продлевают действие патентов на занятие трудовой деятельностью.

Как видно из приведенных данных, у украинцев, которые желают приобрести российское гражданство, часто возникали порой непреодолимые сложности с получением необходимых для этого документов в украинских государственных органах. Именно в целях решения проблемы по упрощенному получению гражданства РФ для украинцев и разрабатывались соответствующие поправки в российское миграционное законодательство.

Что изменилось с принятием закона об упрощенном получении гражданства РФ для украинцев?

В соответствии со статьей 3 Закона № 243-ФЗ новый порядок упрощенного получения гражданства РФ для украинцев вступает в силу с 1 сентября 2017 года. Теперь, когда принятый закон действует, всем украинцам, желающим получить гражданство Российской Федерации, обращаться к киевским властям и ожидать их согласия совершенно не обязательно. Желающим стать гражданами Российской Федерации необходимо будет только написать заявление, в котором они отказываются от украинского гражданства. Копия данного заявления, заверенная нотариусом, является документом, подтверждающим отказ от гражданства Украины. Такое заявление призвано заменить справку, которую раньше украинские граждане должны были получать от своих властей. С официальным текстом закона об упрощенном получении гражданства РФ украинцами вы можете ознакомиться, скачав его по ссылке ниже:

Необходимо отметить, что 31 августа 2017 года на официальном сайте Министерства внутренних дел размещено важное сообщение об упрощенном получении гражданства РФ украинцами.


В том же упрощенном порядке предусматривается процедура получения вида на жительство в России. Особенно это важно для граждан Украины, которые сейчас проживают на территории Республики Крым. Итак, с 1 сентября 2017 года пункт 2.1 статьи 14 «Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке» Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» будет звучать следующим образом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории РФ, признанные носителями русского языка, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке при условии, если они:

а) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства.

Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

Новое в законодательстве о гражданстве РФ

В соответствии с новым законом ко всем желающим получить гражданство России, лицам без гражданства и иностранным гражданам теперь станут предъявляться следующие требования. Одним из них является неукоснительное соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации. Если приобретение гражданства РФ ставило своей целью антиконституционную деятельность, например, подготовку к преступлению террористической или экстремистской направленности, то государство может лишить такого человека права называться гражданином РФ. Следует помнить, что решение об отзыве гражданства не может быть распространено на родственников человека, который лишен его за терроризм.

Также отменить решение о получении гражданства Российской Федерации можно в случаях, когда человек представил поддельные документы или заведомо ложные сведения при подаче заявления о вступлении в гражданство. Следует помнить, что факт использования гражданином подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений может быть установлен только судебным решением с его уголовным преследованием, в том числе, за занятие террористической деятельностью или же публичное оправдание подобной деятельности.

Поддерживаете ли вы упрощение получения гражданства РФ украинцами?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Принесение присяги желающими получить гражданство РФ

Новым законодательным актом также регламентирована процедура принятия присяги при вступлении в российское гражданство и утвержден ее текст. Теперь его необходимо будет знать всем иностранцам, которые захотят получить гражданство России. Депутатам пришлось изрядно потрудиться при подготовке текста присяги. В Государственную Думу поступило около ста предложений и проектов, из которых был отобран только один, который также пришлось дорабатывать. Но время не было потрачено зря. Утвержденный текст отличается динамичностью, краткостью и понятностью для людей с разным уровнем образования:

«Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь:

соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан;

исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества;

защищать свободу и независимость Российской Федерации;

быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».

Кроме того, законом предусматривается, что от принесения присяги освобождаются следующие лица:

  • не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • являются недееспособными или ограничены в дееспособности в соответствии с решением суда, вступившего в законную силу;
  • являются неспособными произнести или прочитать текст присяги и собственноручно его подписать из-за ограниченных возможностей здоровья.

Присяга приносится лицом только после того как принято решение о приобретении данным лицом гражданства Российской Федерации. Нормой закона подчеркивается, что принесение присяги происходит в исключительно торжественной обстановке и сопровождается вручением гражданина Российской Федерации.

Госдума упростила порядок получения паспорта РФ украинцам

Граждане Украины, не угодные нынешнему киевскому режиму, получили счастливый билет в Россию

Заместитель председателя комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий пригласил в Россию тех, кто подвергается политическим преследованиям на Украине. Несколькими днями ранее президент Владимир Путин подписал закон, облегчающий получение российского гражданства и вида на жительство в России для жителей Украины.

«Мы можем только одно сделать: всех тех, которым угрожает смерть, (для кого существует. — Прим. авт.) угроза жизни на Украине, мы приглашаем сегодня в Россию, — заявил Водолацкий РИА Новости. — Погоня за ведьмами, как в Средневековье, сегодня — это уже смысл жизни Порошенко и всей его команды. Естественно, все, кто связан с Россией, а это около 70% населения Украины, они автоматически попадают в эти списки или будут попадать».

фото © РИА Новости. Сергей Пятаков

Виктор Водолацкий — депутат Государственной Думы Российской Федерации от партии Единая Россия. Атаман войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское», казачий генерал

Таким образом, можно понять, что речь идет о достаточно широком месседже. Далее, по словам журналистом РИА Новости, «парламентарий подчеркнул, что на настоящий момент для пребывания таких украинцев в РФ проработана законодательная база». Речь, очевидно, и о законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подписанном 30 июля президентом России, а перед этим принятый 19 июля Государственной Думой и 25 июля Советом Федерации.

«Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин, — добавляет новый закон в нормативные правовые акты. — Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Закон уже вызвал крайне нервную реакцию как украинского МИДа, назвавшего этот закон «дискриминацией украинцев» (хотя он, наоборот, максимально снимает препоны в их отношении), так и главы МВД Арсена Авакова, по словам которого Россия «имеет наглость предлагать теперь нашим гражданам упрощенное российское подданство». Последний термин не верен, так как подданные были только в средневековых монархиях, а в демократиях — граждане, но по-своему весьма красноречив. Власти Украины действительно мыслят в рамках крепостнического отношения к своим жителям, которым в идеале было бы некуда от этого бежать.

Чем была так удобна для украинской стороны ситуация, когда за отказом от гражданства нужно было ехать собирать справки в Незалежную? Справки могли вернуться собрать обычные работяги-«заробитчане», те самые «простачки», которых изобразил жертвами нового закона Аваков. Но не политические эмигранты, возвращение которых и тем более появление в государственных инстанциях моментально привело бы к их аресту.

Примеров таких было немало еще до начала военных действий в Донбассе. В начале апреля 2014 года в Россию бежал секретарь Одесской епархии Украинской православной церкви протоиерей Андрей Новиков, у которого СБУ провело обыск и начало «раскручивать» на связи с местными антимайдановцами. После вызова на допросы в СБУ многие люди тогда в Одессе пропадали без вести, и протоиерей бросил все и бежал из страны. Спустя полгода, когда Владимир Путин посетил храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, где Новиков стал настоятелем, протоиерей пожаловался на сложности, существующие у него в Москве ввиду отсутствия российского гражданства.

Сами антимайдановцы, открыто выходившие в марте-апреле 2014 года на митинги в разных городах Украины, засветившиеся в СМИ, были вынуждены покидать страну без загранпаспорта, просто с имевшимися в кармане документами. Позже к ним прибавились участники ополчения самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

В марте 2017 года те же РИА Новости опубликовали материал «Депортация ополченцев. Почему Россия выдает Киеву защитников Донбасса», где речь шла о целом ряде таких резонансных случаев. Например, это активисты Партии регионов Александр Лах (Львов) и Виталий Хомутовский (Харьков), которых от депортации по решению суда спасли лишь усилия правозащитников и Общественной палаты РФ. В другом случае осужденный к депортации винничанин Николай Трегуб просто перестал выходить из квартиры, чтобы не быть пойманным полицейскими за нарушение миграционного режима. Кому-то из осужденных к экстрадиции удавалось «соскочить» прямо с уходящего из России поезда. И таких примеров, пусть и менее известных, много. Каждый такой случай с удовлетворением раздувался украинскими СМИ: мол, никто вас там не ждет, не примет, будете бедствовать, а мы вас там все равно достанем.

Тем более что с 1 января 2017 года в России закрыты пункты для приема беженцев с Украины, и, как можно было понять, более не принимаются таковые. Кроме того, даже получив имеющее срок действия разрешение о временном пребывании, гражданин Украины сталкивался с тем, что по этому документу практически невозможно устроиться на работу или даже встать на учет в Центр занятости.

фото © РИА Новости. Сергей Кузнецов

При этом нельзя сказать, чтобы на практике на пути получения российского гражданства для граждан Украины возводились искусственные бюрократические препоны. Но, во-первых, процесс получения гражданства был достаточно долгим (годы) и сложным, во-вторых, узнать о его практических аспектах можно было, лишь уже начав процесс получения.

Нотариально оформленный отказ от гражданства начали принимать в миграционной службе еще до подписания закона 30 июля Владимиром Путиным. Так, в Facebook Богдана Безпалько, председателя Федеральной национально-культурной автономии «Украинцы России», входящего в качестве такого в Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ, 26 июля было размещено объявление о помощи семье беженцев из Донецка, которые «сейчас получают гражданство по программе переселения соотечественников, и на оформление разных бумаг (например, нотариальный отказ от украинского гражданства и переводы документов с украинского на русский и т.д.), им нужно 13 тысяч рублей». И это не единичный пример.

Журналист Ukraina.ru переговорил с несколькими гражданами Украины, оформлявшими в последние годы российское гражданство (не в упрощенном порядке вследствие рождения на территории советской РСФСР, наличия близких родственников с гражданством РФ и иных причин). Беседы велись на условиях анонимности, так как на Украине до сих пор остаются их близкие родственники. По их словам, такой порядок действовал в ФМС (5 апреля 2016 года ведомство вошло в состав МВД) и до принятия нового закона.

«Раньше точно так же подавали нотариально заверенную копию заявления, направленного на Украину об отказе от гражданства. Украинская сторона обычно на такие заявления не отвечала, поэтому многие просто посылали туда пустое письмо. Это происходило на финальной стадии получения российского гражданства, — говорит один из них. — Буквально на днях я как раз поинтересовался этим вопросом в миграционной службе, и мне пояснили, что такой порядок на их памяти «существовал всегда».

Иначе говоря, произошло узаконение де-факто уже сложившейся практики, точно так же, как 18 февраля 2017 года Владимир Путин подписал указ о признании в России паспортов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (в официальной формулировке «документов… выданных… на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины»). Перед этим расследование «РБК» показало, что по документам этих непризнанных государств в России уже можно было приобрести железнодорожные и авиационные билеты на внутренние рейсы или оформить номер в гостинице. Однако, как отмечалось тогда, одни российские авиакомпании паспорта ДНР и ЛНР признавали, другие нет, и т.д. Поэтому понадобилось принятие официального нормативного правового акта.

«В большинстве случаев не требовали никаких подтверждений (об отказе от гражданства Украины. — прим. авт.), но везде все по-разному, нельзя исключать, что где-то чиновники их требовали», — говорит собеседник Ukraina.ru.

Важно, что теперь подобный порядок оформления документов будет применяться везде и в обязательном порядке, тогда как ранее являлся сложившейся и де-факто признаваемой практикой на местах. Вместе с тем, это стало ясным сигналом для граждан Украины, задумывающихся о том, чтобы бежать для спасения своей жизни из страны — Россия готова их принять, реалистично подходя к требующимся для этого от них документам.

Подпишитесь на нас



Поделиться