Национальная граница. Территориальная целостность российской федерации и международно-правовое оформление государственной границы

А. Понятие и виды территорий в международном праве.

Территория - это физическое пространство с определённым правовым режимом. Соответственно, одна и та же физическая территория может иметь разный правовой режим. И наоборот - один и тот же правовой режим может распространяться на несколько видов физических территорий. Правовой режим определяется нормами. Норм всего два вида - международные и национальные.

Следовательно, вывод: три вариант правовых режимов. 1) Там, где больше международного. 2) Там, где больше национального. 3) Поровну и международного, и национального.

Территории в международном праве делятся на три большие группы: 1. Государственные территории. В них больше национального права. 2. Территории со смешанным режимом. В них и того, и того поровну. К ним относятся континентальный шельф и экономическая зона. 3. Международные территории. Там больше международного.

Б. Государственные территории.

В государственные территории включаются: 1) Сухопутная территория (материк и острова). 2) Внутренние воды. 3) Территориальные воды. 4) Воздушное пространство. 5) Недра.

Государственная территория ограничена границей. Воздушная граница государства проходит на высоте 100 километров. Международные договоры играют вспомогательную роль в регулировании правового статуса территории государства.

В. Государственная граница.

Государственная граница - это линия и проходящая поверх по ней плоскость, которая определяет пределы государственного суверенитета. Граница устанавливается в два этапа. Первый этап. Делимитация. Это определение прохождения границы по карте. Когда государства заключают международные договоры о границе, то они прилагают к этому договору карты - с указанием градусов, минут, секунд и прочего.

Второй этап. Демаркация. Стороны создают двустороннюю комиссию, которая на месте определяет прохождение границы.

Существует такое понятие, как "режим государственной границы".

Режим государственной границы включает в себя порядок пересечения границы товарами, транспортными средствами и лицами, режим приграничной территории (около границы устанавливается пограничная зона - она до 5 километров; в этой зоне главными являются пограничные власти, они решают, кто и как может въезжать, где, чего и как).

Способы разрешения пограничных инцидентов. Для этого предусмотрена должность пограничного комиссара (пограничного представителя), он решает эти вопросы.

Режим пограничной зоны в свою очередь регулирует порядок въезда и выезда в зону, и режим ведения хозяйственной деятельности в пограничной зоне (где можно пахать, чего, как и почему).

Международные договоры устанавливают изъятия из национальной юрисдикции. Так, по общему правилу преступления, совершённые на территории государства, подлежат его юрисдикции. У РФ есть международные договоры, которые регулируют вопросы уголовной ответственности за преступления, совершённые на иностранных судах в российских портах.

Порт - это внутренние воды государства. По международным договорам Россия будет осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений на иностранных невоенных судах, если:

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство (иными словами, если матрос этого судна набил морду нашему гражданину, то можно привлекать, а если другому матросу, своему - то какой смысл вмешиваться в это РФ); 2) если преступление связано с наркотиками; 3) когда просит вмешаться капитан судна или консул.

Преступления, совершённые в порту, считаются преступлениями, совершёнными на территории государства. Но существуют три изъятия - мы их записали.

Иностранное судно, нарушающее правила пребывания в российских территориальных или внутренних водах, может преследоваться государственными судами - военными, полицейскими, таможенными - до тех пор, пока оно не скроется в территориальных водах своего или третьего государства. Однако преследование должно быть непрерывным и начинаться сразу после нарушения.

В. Режим государственной границы Российской Федерации.

Государственной границей РФ является граница РСФСР, закреплённая действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.

Режим гос. границы РФ включает правила содержания границы, пресечения границы лицами и транспортными средствами; перемещения и пропуска через границу грузов, товаров и животных; ведения на границу либо вблизи неё на территории России хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Режим гос. границы устанавливается ФЗ и межд. договорами России.

Пресечение гос. границы на суше лицами и ТС осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы.

В интересах безопасности России, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства РФ пресечение Государственной границы на отдельных её участках может быть временно ограничено или прекращение с уведомлением властей заинтересованных государств.

Пограничный режим служит интересам создания необходимых условий охраны государственной границы РФ.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью России, российским берегам пограничных рек, озёр и иных водоёмов, и в пределах территорий островов на указанных водоёмах. На въездах в приграничную зону устанавливаются предупреждающие знаками. исходя из характера отношений России с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.

Г. Территории со смешанным режимом.

К ней относится континентальный шельф и экономическая зона. Эти территории регулируются и международными нормами, и национальным правом. Они не являются государственной территорией. Следовательно, начинаются шельф и зона начинаются там, где заканчивается государства - после государственной границы. Прибрежное государство на шельфе имеет суверенные права.

Суверенные значит, что только у этого государства и ни у кого другого. Но не суверенитет - суверенитет заканчивается там, где кончается государства, здесь не суверенитет, а суверенные права. Суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов этих территорий. Природные ресурсы - нефть, газ, рыба, крабы.

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение.

Границы государства - это проложенные в натуре или воображаемые линии на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

Государственная граница понимается и как юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории.

Границы государства подразделяются на сухопутные, речные и озерные (водные), морские, воздушные и границы недр.

Под сухопутными границами понимаются линии, проходящие по характерным точкам рельефа местности или через определенные точки графических координат, а также параллелям и координатам. Как правило сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горы, пески, реки, берега, моря, и др.), но могут проводиться по прямой линии от одной точки до другой или совпадать с параллелями и меридианами. В связи с этим различают следующие типы государственной границы:

а) орографические - проводимые с учетом рельефа местности;

б) геометрические - проводимые прямым линиям без учета рельефа местности;

в) астрономические - совпадающие с географическими параллелями и меридианами;

г) комбинированные - строятся на сочетании выше перечисленных типов.

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские.

Речные границы государства проходят по рекам, причем, если иное не предусмотрено международным правом в виде договора, то границей считается линия, проходящая: на судоходных реках - по середине главного фарватера или по тальвегу (линии наибольших глубин), а на несудоходных реках (ручьях) - по их середине или по середине главного рукава ручья.

На озерах и иных водоемов границы государства проходят по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема. Иногда эта граница может проводиться по меридиане, если водоем имеет вытянутую форму, а противолежащие берега принадлежат соседним государствам.

Сухопутные границы и границы по рекам, озерам и иным водохранилищам устанавливаются согласно договорам между определенными государствами. Границы государства, проходящие по реке (ручью), озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов, или уровня воды, так и при отклонении русла в ту или иную сторону, если граничащие государства не имеют между собой иные договоренности по этому вопросу.

Границы государства, проходящие по железнодорожным и автодорожным мостам, а также по плотинам и другим сооружениям, возведенным через пограничные участки рек и ручьев, проводятся по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения границ по реке, ручью или иному водоему.



Морские границы устанавливаются на море самостоятельно каждым государством на основе норм международного морского права по внешнему пределу своих территориальных вод, если эти воды не соприкасаются с аналогичными водами других государств. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. В тех случаях, когда территориальные воды двух или более государств соприкасаются, линия границ между ними устанавливается на основе соглашения. При отсутствии такового ни одно из них не имеет права распространять свои территориальные воды за среднюю или равноотстоящую линию, если только нет на то особых обстоятельств.

Морские границы, отделяющие территориальные воды государства от открытого моря, устанавливаются, как правило, законодательством прибрежного государства, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы ее воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства служит вертикальная плоскость проходящая через сухопутные и водные линии границ и, поскольку, воздушная всегда следует этим линиям, то никаких особых соглашений по боковым воздушным границам государства не заключается. Высотный предел воздушной территории, отделяющий воздушное пространство от космического, международным правом пока не установлен, но многие государства признают таковым высоту 100-110 км. над уровнем океана.

Никаких особых соглашений по воздушным границам не заключается.

Границы государства неприкосновенны. Их нарушение расценивается как посягательство на суверенитет государства и запрещено международным правом.

Современные сухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными.

Процедура установления сухопутных и водных границ между государствами обычно имеет две стадии: делимитацию и демаркацию.

Делимитация - договорное определение общего направления происхождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Договоры, как правило, содержат общее описание прохождения линии границы.

Демаркация - это установление госграницы на местности. Демаркация осуществляется смешанными комиссиями сторон, которое обозначают прохождение госграницы установленными знаками. О всех действиях по демаркации составляются протоколы с подробным описанием прохождения линии границы сопредельных государств, и пограничных знаков. Государственные границы обычно устанавливаются по наиболее характерным точкам и линиям рельефа: рекам, горным хребтам, высотам и т. д.

Редемаркация – это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков. Такая редемаркация была произведена в районе реки Аракс на советско-турецкой границе в 1967-1972 гг.

Для обеспечения неприкосновенности своих границ государства, путем издания законодательства и заключения соответствующих международных договоров устанавливает специальный режим границ.

Режим государственной границы - это порядок передвижения через границу, проведения различных работ на границе по содержанию линии границы и спецзнаков ее обозначающих, размещения и деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, ведения производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы,порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и т. д.

В целях обеспечения необходимого порядка охраны своих границ государства создают в приграничных областях специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренним законодательством. Пограничный режим устанавливается в пограничной зоне и пограничной полосе.

Пограничная полоса – это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы (в России не существует).

Пограничная зона – это местность шириной до 5км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами-членами СНГ государственные границы “прозрачные”, номинальные.

Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда, временного пребывания, передвижения граждан и иных лиц, производства работ, учета и содержания на пристанях, причалах и в пунктах базирования самоходных и несамоходных судов и средств для передвижения по льду и в территориальных водах, во внутреннем море и в частях вод пограничных рек, озер и иных водохранилищ.

Для упрочнения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества в практике взаимоотношений России с определенными государствами применяется институт пограничных представителей, которые имеются пограничными комиссарами и уполномоченными. В функции пограничных представителей входит принятие необходимых мер по предотвращению нарушений порядка на границе, расследование и разрешение пограничных инцидентов, а также вопрос о возмещении ущерба, связанного с нарушением режима границы. Вопросы, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются в дипломатическом порядке.

1апреля 1993 г. был принят Закон о Государственной границе Российской Федерации, который вступил в действие 4 мая 1993 г. Закон содержит положения об установлении границ, их режиме, о пограничном режиме, полномочиях органов государства в сфере охраны границы и др.

Россия в настоящее время имеет границы с 18 сопредельными государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Среди них – границы, совпадающие с границами бывшего СССР (Норвегия, Финляндия, Польша, Монголия, Китай, КНДР), границы с государствами СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан, Грузия, Азербайджан), границы с бывшими советскими республиками, не вошедшими в СНГ (Эстония, Латвия, Литва). В силу ряда причин часть государственной границы России не оформлена в международно-правовом отношении. Последнее относятся прежде всего к границам с государствами СНГ.

Детально позиция России в отношении границ раскрывается в Основах Пограничной политики РФ, утвержденных Президентом 5 октября 1996 г. и представляющих собой “систему официально принятых взглядов”. Основы соответствуют международному праву, в частности, подтверждают принцип нерушимости границ. Оформление границы “осуществляется на основе универсальных принципов международного права”. В соответствии с международным правом решается вопрос о границе с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории СССР. Она “совпадает с прежними границами административно-территориального деления СССР.

Здесь следует отметить, что многократно подчеркиваемая в рамках СНГ “открытость/прозрачность границ” совсем не означает, что Россия не может в соответствующих случаях принимать жесткие меры пограничного, таможенного, санитарного, иммиграционного и прочего контроля на отдельных участках своей государственной границы.

Отмеченное обстоятельство, а также то, что новые государства не всегда в состоянии обеспечить безопасность своих “внешних” границ, побудили их обратиться к совместной охране границ. Этому посвящен целый ряд актов СНГ. В 1994 г. была принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ. Декларация не только подтвердила решимость уважать эти принципы, но и закрепила долг каждого участника пресекать действия, направленные против границ других участников.

Значение границ, прежде всего, тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют сферу территориальной юрисдикции.

Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства.

Границы имеют огромное значение для каждого государства, прежде всего, с точки зрения обеспечения безопасности и определения пределов его верховной власти.

В последние годы по многих приграничных районах России интенсифицируется хозяйственная деятельность. Нередко заключаются соглашения об условиях эксплуатации естественных ресурсов этих районов (нефть, уголь, вода и т.д.). Все это требует постоянного внимания не только к внешнеполитическим вопросам сотрудничества с приграничными государствами, но и к вопросам техники установления и обустройства границ России. В связи с этим заслуживает внимания то, что Россия стала участницей Европейской Рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г., а в Государственной Думе РФ рассматривается проект федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации".

В Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" государственная граница определяется как "линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории", т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России. Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Согласно п. "н" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится "определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации". Органы государственной власти и управления субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обеспечивают условия для охраны государственной границы, предоставляют для этих целей земельные участки, контролируют выполнение на подведомственных территориях соблюдения пограничного законодательства, выполняют ряд других функций. Нормативные и распорядительные акты, которые могут издавать органы государственной власти и управления субъектов РФ по пограничным вопросам, не должны затрагивать компетенцию федеральных властей, определенную Конституцией, а могут касаться лишь вопросов применения федерального пограничного законодательства.

Россия имеет границы с 16 сопредельными государствами протяженностью 61 тыс. км. В своей пограничной политике Россия руководствуется интересами обеспечения собственной и международной безопасности, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ, а также мирного разрешения пограничных вопросов (ст. 2 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

На суше государственные границы представляют собой линию, отделяющую территорию одного государства от территории соседнего государства. Такие линии определяются сопредельными государствами, как правило, в договорном порядке и в соответствии с заключенными договорами устанавливаются на местности.

Границы, установленные с учетом имеющихся на местности естественных преград (горы, реки, озера, моря и др.), называются орографическими. Границы, установленные посредством проведения прямых линий между точками на местности (примером может служить карта Африки), называют геометрическими. Наконец, государственные границы, установленные по параллелям и меридианам, называются географическими.

Границы но рекам и озерам устанавливаются, как правило, также по договоренности между соседними государствами. По судоходным рекам границы чаще всего устанавливаются по середине главного фарватера или по тальвегу реки – линии наибольших глубин. На несудоходных реках (ручьях) границы обычно проводятся по середине реки или но середине ее главного рукава. В связи с тем, что речные границы бывают подвержены природным изменениям, в договорах нередко указывается порядок учета таких изменений или же, наоборот, подтверждается неизменность пограничной линии. На пограничных озерах и иных подобных водоемах сопредельные государства устанавливают границу посредством проведения прямых линий, соединяющих выходы государственной границы к берегам водоема.

В ст. 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" сказано, что "государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону". Государственная граница проходит: на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – по той линии границы, которая проходила по этой местности до ее затопления, а на мостах, плотинах и иных гидротехнических сооружениях, проходящих по рекам, ручьям, озерам и иным водоемам, – по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения линии границы на воде. Все перечисленные правила действуют, если иное не установлено международными договорами РФ.

Государственной границей на море является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря сопредельных или противолежащих государств. В зависимости от географического положения государства его морская граница устанавливается либо внутренним актом такого государства с учетом общепризнанных принципов и норм международного морского права, либо по соглашению с сопредельным или противолежащим государством.

В Российской Федерации в точном соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. установлен 12-мильный предел ширины территориального моря. В случае, если морская государственная граница устанавливается по соглашению между сопредельными или противолежащими государствами, то в соответствии с международным правом ни одно из этих государств не может, если только они не договорятся об ином, распространять границы своего территориального моря за срединную линию, каждая точка которой является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых принято отмерять ширину территориального моря .

Воздушной государственной границей считается воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Никаких специальных соглашений по боковым воздушным границам государства не заключают.

В определении линии прохождения государственной границы выделяют две стадии: делимитацию и демаркацию. При делимитации договаривающиеся государства составляют подробное описание прохождения линии границы и наносят эту линию на карту. Как правило, карта и описание прохождения линии государственной границы становятся приложением к пограничному договору между государствами. После этого государства осуществляют демаркацию границы – на основе пограничного договора, приложенных к нему карты и подробного описания линии границы, с помощью специальных пограничных знаков проводят государственную границу на местности.

Для проведения работ по демаркации государства обычно создают совместные комиссии, которые осуществляют топографические работы и, как правило, аэрофотосъемку местности, на основании чего изготавливается подробная топографическая карта пограничной полосы с нанесенными на нее пограничными знаками. Обычно пограничные комиссии по итогам своей работы подписывают протокол, содержащий подробное описание линии прохождения демаркированной границы, карты с нанесенной линией границы, протоколы на каждый установленный пограничный знак, схемы, фотоснимки и т.п. Все эти документы, являясь приложением к пограничному договору, имеют важное международно-правовое значение: в наглядной форме они фиксируют соглашение сторон относительно линии прохождения границы, подписываются сторонами, скрепляются печатями и т.д.

В решении Международного Суда ООН от 13.12.1999 по делу о прохождении границы между Ботсваной и Намибией по реке Чобе и принадлежности острова Касикили (Седуду) Суд не принял во внимание предложенные сторонами карты в качестве доказательства принадлежности острова, так как, по мнению Суда, карты, не являющиеся приложением к международному договору, не могут быть правовым основанием для владения территорией.

Периодически, обычно в соответствии с правилами пограничного договора, стороны проводят работу по редемаркации государственной границы, которая заключается в совместной проверке, а при необходимости – замене разрушенных или установке новых пограничных знаков. В случае утраты, разрушения или повреждения пограничного знака его восстановление должно производиться немедленно. Особое внимание при этом обращается на то, чтобы положение пограничного знака на местности не изменялось. Эта работа также осуществляется смешанными комиссиями и сопровождается составлением новых документов на участки редемаркированной границы.

Документы по демаркации и редемаркации государственных границ нуждаются в утверждении в соответствии с внутренним законодательством заинтересованных сторон и обычно вступают в силу после обмена уведомлениями об их утверждении.

Режим государственной границы устанавливается в соответствии с внутренним законодательством каждого государства и его международными договорами. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" содержит положения о режиме государственной границы РФ, пограничном режиме и режиме в пунктах пропуска через границу. Так, к режиму государственной границы отнесены вопросы содержания границы; пересечения границы людьми и транспортными средствами; перемещение через границу товаров и животных; ведение на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, и ряд других вопросов, которые получают отражение в пограничных договорах с сопредельными государствами.

Особое значение в режиме государственной границы имеют вопросы въезда и выезда. Порядок въезда на территорию РФ и выезда из нее регулируется Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и заключенными по этим вопросам международными соглашениями.

Для характеристики пограничного режима важное значение имеют заключаемые соседними государствами в случае необходимости соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий. Специальные пропуска для такого пересечения выдаются жителям приграничных территорий в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной стороне, владения недвижимостью, свидания с родственниками, проведения совместных мероприятий вдоль линии границы местными органами власти, по так называемым гуманитарным основаниям (посещение мест захоронений, исполнение религиозных обрядов, болезни, несчастные случаи и т.п.), а также по другим уважительным причинам.

Пограничный режим устанавливается в полосе шириной до 5 км вдоль государственной границы в целях создания необходимых условий для ее охраны. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" относит к вопросам пограничного режима въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной полосе; хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и лругих мероприятий в пограничной полосе; содержание и выпас скота у государственной границы; учет, содержание и использование российских маломерных судов и средств передвижения по льду; ведение промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Любое ограничение прав граждан в пограничной полосе, кроме вышеперечисленных, возможно лишь на основании закона.

В законодательстве РФ и ряда других стран для разрешения вопросов соблюдения режима государственных границ, урегулирования пограничных инцидентов, поддержания сотрудничества по пограничным вопросам предусмотрено на договорной основе создание института пограничных представителей (комиссаров, уполномоченных).

Положение о пограничных представителях Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 № 462. Вопросы, не урегулированные по каким-либо причинам пограничными представителями, разрешаются, как правило, по дипломатическим каналам.

С точки зрения международно-правового статуса государственных границ наибольшее значение имеют принципы их неприкосновенности и нерушимости. Принцип неприкосновенности запрещает насильственный захват и присоединение чужих территорий, односторонние действия по пересмотру границ, а соответственно, посягательство на границы других государств. Принцип нерушимости европейских границ нашел свое подтверждение, в частности, в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.

В международном праве утвердилась норма, согласно которой смена территориального суверена или иные случаи возникновения проблемы правопреемства не дают правовых оснований для пересмотра границ. Согласно ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. "правопреемство государств как таковое не затрагивает: а) границ, установленных договором; или b) обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы". Это означает, что международные договоры, устанавливающие границу, не могут прекращаться по таким основаниям, как прекращение существования субъекта договора, его отмена, аннулирование и другим подобным обстоятельствам, предусмотренным в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Этим обеспечивается стабильность договоров о границах. Практика международных отношений показывает, что в случаях правопреемства государство-преемник сохраняет границы государства-предшественника.

Пограничные договоры, как правило, являются бессрочными. Это, однако, не означает, что государственные границы при необходимости не могут изменяться "в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности".

Проблема международно-правового оформления границ стоит и перед государствами – участниками СНГ, поскольку бывшие административные границы СССР, ставшие для стран – участниц СНГ государственным и границами, требуют делимитации, демаркации и международно-правового оформления. Существует много спорных участков, что требует деликатного урегулирования.

Россия активно сотрудничает с государствами – участниками СНГ но вопросам охраны государственных границ. Так, государства – участники СНГ заключили соглашения об охране государственных границ и морских экономических зон 1992 г., Соглашение о сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на внешних границах стран – участниц СНГ 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств – участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество 1995 г.

От государственных границ следует отличать демаркационные линии, которые появляются в результате вооруженного конфликта и последовавшего за ним военного перемирия. В качестве примера можно привести демаркационные линии на Ближнем Востоке (1949 г.), в Корее (1953 г., по 38-й параллели, существует до сих пор) и во Вьетнаме (1954 г.).

В упомянутых трех случаях ни одна из сторон не рассматривала эти линии в качестве государственной границы, а признавала их лишь в качестве временной линии размежевания вооруженных сил сторон конфликта, вдоль которой устанавливаются демилитаризованные зоны, чтобы предотвратить возникновение инцидентов.

В Родосских соглашениях 1949 г., заключенных Египтом, Сирией, Ливаном и Иорданией с Израилем, говорится: "Демаркационная линия перемирия ни в коем случае не должна рассматриваться как политическая или территориальная граница и устанавливается безотносительно к правам, притязаниям и позициям обеих сторон в том, что касается окончательного урегулирования палестинского вопроса" (п. 2 ст. 5). Аналогично в параграфе 6 Заключительной декларации Женевского совещания по Индокитаю 1954 г. отмечается, что "военная демаркационная линия... не может быть истолкована как являющаяся в какой-либо мере политической или территориальной границей".

Другой характерной чертой демаркационных линий является их временный характер. Упомянутые соглашения о перемирии заключались в целях прекращения огня и создания условий для поисков мирных средств решения спорных вопросов. Обязанность воздерживаться от нарушения демаркационных линий не должна наносить ущерба позициям сторон, заинтересованных в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

  • См., например: Пушкин С. М. Разграничение морских пространств: вопросы методологии в практике Международного Суда ООН // Международное право – International Law, 2010. № 3 (43). С. 21–32; № 4 (44). С. 11-17.

Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Для определения границ определенных территорий государства заключают международные договоры. Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы определяются по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах государственная граница представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море.


Процесс установления границ включает в себя две стадии:


1) делимитацию – это определенное в договоре общее направление прохождения границы и нанесение ее на карту;


2) емаркацию – это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Эта деятельность осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей определенных государств.


Режим государственной границы определяется как совокупность международно-правовых и внутригосударственных норм.


Режим государственной границы включает следующие вопросы:



Все государства обязаны содержать свои границы в таком состоянии, при котором прохождение через них является ясным и видимым, а пограничные знаки и просеки должны соответствовать требованиям демаркационных документов;


2) пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами.


Переход государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами могут осуществляться только в пунктах перехода границы, открытых для международного и двустороннего движения;


3) пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости – таможенного, иммиграционного, са-нитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитар-ного и других видов контроля;


4) ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Данная деятельность не должна причинять ущерб территории сопредельного государства;


5) разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением правил.


Пограничный режим – это правовой статус прилегающих к государственной границе территорий государства.



  • Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод...


  • Геометрическая граница государственной границы


  • Геометрическая граница – это прямая линия, которая объединяет две обусловленные на местности точки государственной границы и пересекает местность без учета рельефа.


  • Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие.


  • Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать...


  • В КП есть понятие государственной территории и государственных границ , определяющих ее параметры.


  • ...неприкосновенность - нерушимость государственных границ страны в) обороноспособность - совокупность
    Государственная измена относится к особо тяжким преступлениям. Статья 276.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права .

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами .

Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика , космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

Государственная территория

Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства . Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).

Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы , определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.

  • предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания;
  • остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;
  • снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;
  • осуществлять преследование «по горячим следам » — преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором .

Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.

Международные и пограничные озера и реки

Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.). Такие реки получили название международных.

Хотя международные реки или их части входят в состав территории соответствующего государства и находятся под его суверенитетом, их правовой режим регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами прибрежных государств. Так, правовой режим Дуная определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Рейна — Конвенцией о судоходстве по Рейну 1868 г. (с изм. 1919 и 1979 гг.) и т.п.

Соглашениями установлена свобода судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Иностранные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными государствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено.

Особые правила действуют в отношении пограничных рек. Пограничные реки (озера) — это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву , как правило, имеют только суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей неприбрежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.

Правовой режим Арктики

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

Правовой режим Антарктики

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участвует около сорока государств . Это соглашение на конференции государств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отрицает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых притязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия . Кроме того, на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль . Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.



Поделиться