Общая характеристика оснований и порядка реорганизации юридического лица. Реорганизация юридических лиц: что нужно знать юристу

Реорганизация юридических лиц представляет собой процедуру прекращения деятельности и существования организации (предприятия, фирмы и т.д.) в качестве субъекта гражданско-предпринимательского оборота, при котором права и обязанности данного юр.лица переходят к другим лицам, то есть, обеспечивается правопреемство.

Виды и способы реорганизации юридических лиц, а также общие положения, порядок осуществления, регламентированы статьями 57—60 Гражданского кодекса Российской федерации. Специальные нормы реорганизации отдельных видов юр.лиц прописаны в статьях ГК РФ:

ст. 68 — хозяйственные товарищества и общества;

ст. 92 — общества с ограниченной ответственностью;

ст. 104 — акционерные общества;

ст. 112 — производственные кооперативы;

ст. 115 — казенные предприятия и др.

Выделяют следующие виды реорганизации юридических лиц (компании, предприятия, фирм):

    Добровольная реорганизация . Она осуществляется по решению учредителей (участников) фирмы или органа, имеющего соответствующие полномочия, согласно учредительным документам данного юридического лица.

    Принудительная реорганизация . Процедура принудительной реорганизации инициализируется решением уполномоченного государственного органа, либо по решению суда (в случаях, прямо прописанных в законодательстве РФ).

Примером тому является ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в соответствии с которой решение о принудительном разделении (выделении) юридического лица (хозяйствующего субъекта), доминирующего на товарном рынке и злоупотребляющего данным положением, может быть принято Федеральной антимонопольной службой РФ. При этом, важно, что в решении государственного органа обязательно устанавливается срок реорганизации предприятия (фирмы). Если учредители (участники) или уполномоченный ими орган юр.лица, не укладываются в установленный срок, судом назначается внешний управляющий, которому поручается проведение процедуры реорганизации.

Способы реорганизации юридических лиц (регламентированы ст. 57 ГК РФ):

    Слияние - это объединение нескольких (двух и более) юридических лиц в новое единое юр.лицо, обеспечивая преемственность прав и обязательств. Реорганизация предприятия (фирмы) способом слияния считается завершенной с момента государственной регистрации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ о вновь возникшем юридическом лице.

    Разделение - создание на основе одного юридического лица двух и более самостоятельных фирм (компаний, предприятий). При реорганизации методом разделения, права и обязанности старого юридического лица переходят к новым фирмам (нередко, методом соответствующего разграничения). Права и обязанности вступают в силу после внесения данных в ЕГРЮЛ.

    Присоединение - это «вливание» одной и более организаций в другое юридическое лицо, к которому происходит присоединение. Реорганизация способом присоединения считается завершенной после внесения в гос.реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юр.лиц.

    Выделение - образование одного и более самостоятельных предприятий (фирм), при сохранении исходного реорганизуемого юридического лица. При этом происходит разделение прав и обязанностей. Процедура реорганизации является завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникшего юр.лица.

    Преобразование - прекращение деятельности юридического лица с формированием на его базе новой организации. Внесение записи в ЕГРЮЛ свидетельствует о завершении процедуры реорганизации.

Нередко различные способы и виды реорганизации юридических лиц являются отличной альтернативой ликвидации ООО . Они позволяют не закрыть ООО (предприятие, фирму), а преобразовать, восстановив жизнеспособность юридического лица методом слияния с другой компанией или путем выделения нерентабельной составляющей, ставшей затрудняющим балластом в развитии фирмы.

Наша компания готова выполнить профессиональное юридическое сопровождение на любых этапах реорганизации фирм.

Юридические лица могут как полностью прекратить предпринимательскую деятельность (в результате ликвидации), так и иметь правопреемников в отношении их имущества и обязательств.

Реорганизация является таким способом прекращения деятельности юридического лица, при котором его и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.

Реорганизация - преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (Современный экономический словарь).

Вопрос о правовой природе реорганизации (а следовательно, об основаниях и порядке ее оспаривания) является в юридической науке дискуссионным.

Реорганизация юридического лица может рассматриваться:

  • в качестве сделки;
  • как акт правопреемства и представляет собой сложный , который может включать в себя такой юридический факт, как сделка (например, или слияния).

В отсутствие законодательного закрепления понятия "реорганизация" представляется возможным сформулировать следующее ее определение.

Реорганизация представляет собой совокупность юридически значимых действий учредителей юридических лиц и государственных органов, направленных на осуществление перехода прав и обязанностей юридических лиц к другим юридическим лицам в порядке правопреемства, а также совершаемых уполномоченным государственным органом актов государственной регистрации создания и ликвидации юридических лиц, изменений к их учредительным документам.

Статья 57 ГК РФ устанавливает основания реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования):

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
  • по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (в случаях, установленных законом, в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц).

Таким образом, в зависимости от основания и субъекта, принимающего решение об осуществлении реорганизации, можно выделить две разновидности реорганизации:

  1. добровольную;
  2. принудительную.

Основания принудительной реорганизации указаны в ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" .

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих реорганизацию юридических лиц, прежде всего необходимо назвать ГК РФ, ст. ст. 57-60 которого;

  • содержат общие положения о реорганизации;
  • определяют порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц;
  • регулируют содержание передаточного акта и разделительного баланса;
  • устанавливают прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.

ГК РФ устанавливает следующие пять форм (способов) реорганизации :

  1. слияние;
  2. присоединение;
  3. разделение;
  4. выделение;
  5. преобразование.

При осуществлении реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения, преобразования происходит прекращение деятельности юридического лица.

Реорганизация в форме выделения не предполагает прекращения существования юридического лица, из которого произошло выделение.

Порядок осуществления и конкретные формы реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм установлены отдельными законодательными актами, к которым относятся:

  1. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
  2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
  3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
  5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О государственного и муниципального имущества" и т.д.

Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Ст. 50 НК РФ определяет правовые последствия реорганизации для исполнения обязанностей по уплате налогов, детализирует их применительно к различным формам реорганизации. Так, по общему правилу обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками). В то же время при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Среди источников правового регулирования реорганизации важное место занимают акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Порядок принятия решений о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации

Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации регулируются ст. 58 ГК РФ. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В результате присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В случае выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Необходимо отметить, что действующее законодательство содержит определенные ограничения для преобразования коммерческих и некоммерческих организаций в иные организационно-правовые формы, а также прямо предписывает случаи, когда возможно изменение вида юридического лица - его преобразование из некоммерческой организации в коммерческую, и наоборот. Так, общее правило ст. 68 ГК РФ о преобразовании хозяйственных товариществ и обществ только в хозяйственные товарищества и общества другого вида или производственные кооперативы конкретизируется в положениях ст. 92 ГК РФ о том, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или производственный кооператив. В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. От преобразования как формы реорганизации необходимо отличать изменение вида юридического лица в рамках одной организационно-правовой формы, происходящее, в частности, при преобразовании закрытого акционерного общества в открытое.

В п. 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрен механизм реализации принудительной реорганизации . Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В числе норм, направленных на обеспечение прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц, необходимо назвать в первую очередь требование п. 1 ст. 59 ГК РФ, согласно которому передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Гарантиям прав кредиторов юридического лица при его реорганизации посвящена также ст. 60 ГК РФ, в соответствии с которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Порядок осуществления прав кредиторов конкретизируется в законах, регламентирующих правовое положение юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Порядок реорганизации юридических лиц

Учредители (участники) юридического лица или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации юридического лица, утверждают передаточный акт или разделительный баланс, изменения к учредительным документам существующих юридических лиц, а также учредительные документы вновь возникших юридических лиц.

Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.

  • государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию ликвидации юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию изменений к учредительным документам юридических лиц, продолжающих свое существование (при реорганизации в форме выделения).

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с нормами главы V Закона о регистрации.

Закон не запрещается юридическим лицам реорганизовываться, если это проходит в соответствии с законом, и не нарушает права наёмных работников. Какие есть основания для реорганизации юрлица?

Понятие

Реорганизация – является прекращением одной формы собственности бизнеса и созданием новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.

Она может происходить в нескольких формах и видах, но результат всегда одии и тот же – предприятие одной организационно-правовой формы прекращает свою деятельность, а новое предприятие или даже несколько, начинают свою экономическую деятельность.

Чем регулируется

Процесс реорганизация происходит на основании положений действующего гражданского законодательства. Стоит обратить внимание на

В зависимости от формы собственности реорганизуемого юридического лица, следует ориентироваться на нормы следующих «узких» нормативных актов.

  • и — если реорганизуется публичное или непубличное акционерное общество (ОАО и ЗАО ранее);
  • — это реорганизации подлежит такое учреждение;
  • другие «узкие» нормативные акты.

Государственная регистрация нового юридического лица, происходит на основании
Правопреемство происходит на основании нескольких положений налогового законодательства, а именно НК РФ.

Формы и виды

Реорганизация может осуществляться в форме по следующим 5 видам.

  • в форме слияния – это объединение нескольких действующих предприятий в одно;

    При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие.

  • присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать;
  • разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы;
  • выделение – образование нового юрлица;

    При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность.

  • преобразование – один субъект предпринимательского права прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности.

Видео: перспективы

Причины

Реорганизация любого юридического лица может производиться по нескольким причинам.

Наиболее «популярные» причины реорганизации предприятия:

  • падение спроса на производимый товар;

    Посредством реорганизации будет проведена модернизация оборудования, что поможет увеличить конкурентоспособность товара.

  • поглощение другого предприятия;

    Это, так называемый, передел бизнеса. Одно, более сильное предприятие, поглощает другое, более слабое, с целью увеличения свое конкурентоспособности.

  • разделение бизнеса;

    Может быт и так, что учредители не могут договориться между собой. Единственный выход из такой ситуации – разделить бизнес.

  • вывод активов;

    Вывести активы из оборота юридического лица, не нарушая законодательство, довольно сложно. Но, можно выделить новое юрлицу, ему передать эти активы. Это единственный законный способ, хотя довольно длительный.

  • передача активов третьим лицам;

    Если действующему юрлицу запрещено совершать сделки, то преобразование – единственный выход.

  • минимизация налогообложения.

    Некоторым предприятиям нельзя использовать специальные режимы налогообложения или применять налоговые льготы. Но, после реорганизации, новые фирмы смогут использовать и то, и другое. Это приведёт к увеличению общей прибыли.

Не может являться основанием реорганизации административное право и нарушения по нему.

Падение спроса

Такое обстоятельство может привести к краху всего предприятия. Если срочно не предпринять меры, то предприятие просто обанкротится. Учредители принимают решение провести реорганизацию.

В какой форме она будет проходить – решать тоже им. В ходе проведённых действий будет произведена модернизация имеющегося оборудования. Это поможет выпускать более конкурентоспособный товар.

Как следствие, повышение спроса на него, и увеличение прибыли уже реорганизованного предприятия.

Убыточное производство

Тоже довольно серьёзная причина! Можно преобразоваться из одной организационно-правовой формы в другую.

На новое юридическое лицо можно:

  • оформить кредит;
  • закупить новое оборудование;
  • модернизировать старое;
  • сменить систему налогообложения – то есть провести ряд мероприятий, которые помогут вывести бизнес из «минуса».

Экологическая опасность

Если предприятие нарушает нормы по охране окружающей среды, то его обязательно оштрафуют. А могут, даже, и закрыть на основании решения суда!

Чаще всего, такое основание применяют к государственным предприятиям.

Способов избежать суда, и принудительного закрытия нет! Поэтому приниматься за реорганизацию нет смысла.

Объединение с другим предприятием

Такой способ является оптимальным для повышения конкурентоспособности предприятий.

Если есть несколько убыточных предприятий, занимающихся одним видом деятельности, то их можно объединить в одно юрлицо.

Затем провести модернизацию производства и кадров, поменять систему налогообложения, и открыть новую, конкурентоспособную фирму.

Альтернативная ликвидация

При некоторых формах реорганизации, «старые» предприятия исключаются из реестра юрлиц. Таким способом, их владельцы закрывают свой бизнес, а потом открывают новый.

Единственный минус – правопреемство остаётся, то есть всё имущество «старой» фирмы, а также его долги и обязательства, переходят к вновь открывшейся.

Изменение масштабов бизнеса

Когда компания успешно осуществляет свою деятельность, естественным результатом является увеличение масштабов производства и численности наёмного состава. Это приводит к тому, что и управленческий аппарат также нужно увеличивать.

Именно поэтому многие предприятия преобразуются из одной формы собственности в другую. Наиболее часто преобразуются ООО в АО, где количество учредителей не ограничено.

Прочее

К прочим причинам реорганизации юридических лиц, можно отнести:

  • оптимизация налогообложения;

    Одно большое предприятие не может применять каких-либо специальных режимов налогообложения или использовать налоговые льготы, в силу своей «обширности». Если из одного такого предприятия выделит несколько некрупных компаний, то условия для применения налоговых льгот могут появиться. Это станет выгодным в плане общей прибыли.

  • уменьшение убытков отдельной отрасли предприятия;
  • модернизация оборудования;
  • уход от налогов – это криминальная причина, потому что, если в ходе проверки будет выяснено, что предприятие «затеяло» реорганизацию в этой целью, это может стать причиной для налоговой и уголовной ответственности руководства предприятия;
  • «уход» от банкротства;
  • оптимизация управленческого аппарата;
  • снижение расходов на обслуживание отдельных отраслей;
  • другие причины, которые могут возникнуть у учредителей или собственников бизнеса.

Реорганизация юридического лица на основании документа

Реорганизация юридического лица происходит на основании решения учредителей компании, её участников или акционеров.

  1. Если их несколько, то решение оформляется в форме протокола.
  2. Если же собственник у бизнеса один, то оформлять протокол не нужно – реорганизация будет проведена на основании единоличного решения.

Чтобы принять решение и оформить протокол, необходимо собрать общее собрание учредителей, акционеров или участников данного предприятия. В зависимости от организационно-правовой формы собственности, количество проголосовавших «за» может меняться.

Протокол собрания или решение необходимо представить в ФНС вместе с остальными документами на реорганизацию.

Кто принимает решения

Решение о проведении реорганизации принимают:

  • учредители;
  • акционеры;
  • участники.

То есть, этот факт зависит от организационно-правовой формы реорганизуемого предприятия.

Например, если данные изменения происходят с ЗАО, то решение принимают акционеры, если с ООО – то участники, если с некоммерческим предприятием – то учредители.

Кто принимает решение не играет особой роли! Главное условие – чтобы протокол собрания или единоличное решение было оформлено правильно, и подписано всеми, кто принял положительное решение.

Влияют ли причины на форму проведения

Конечно! В зависимости от того, какова причина будущих изменений, зависит и форма, в которой будет проходить реорганизация.

Например, предприятие решило оптимизировать систему налогообложения, так как применяемая сейчас система сильно «бьёт» по кошельку фирмы.

Проводить реорганизацию по этой причине нужно в форме выделения нескольких некрупных юрлиц, которые смогут применять специальные режимы налогообложения или налоговые льготы.

Другой пример. Акции для АО так и не были выпущены в установленный законом срок. То есть, часть акций была выпущена, и зарегистрирована, а часть – нет. По каким причинам это произошло – не важно! Важен факт – Центробанк отказал в регистрации! Общество нужно срочно реорганизовывать в ООО. Это происходит посредством преобразования ЗАО в ООО.

Такая причина, как убыточность целого производства, структурного подразделения или отдельной отрасли, может привести к тому, что предприятие будет реорганизовано путем присоединения к другой организации.

То есть, «вольётся» в состав другого, более успешного предприятия, а само прекратит свою деятельность.

Такое решение может стать выходом из банкротства, и, как следствие, принудительной ликвидации. Часто применяется при банкротстве кредитных организаций.

Если собственники предприятия не могут поделить бизнес, то выходом может стать разделение одного предприятия на несколько небольших фирм.

Это позволит избежать конфликта интересов, поделить активы и не разориться.

Для повышения конкурентоспособности и расширения бизнеса, можно реорганизовать несколько фирм, занимающих каждая свою «нишу» на рынке, в форме слияния в одну крупную, конкурентоспособную компания или корпорацию. Это поможет «завоевать» новые сегменты рынка, выйти на новый уровень сбыта и производства.

Поэтому выбирать форму реорганизации нужно, исходя из причины таких действий.

Заключение

Реорганизация – довольно серьёзный шаг. Принимать такое решение нужно обстоятельно, изучив причины и последствия. Стоит понимать, что такие изменения могут привести к прямо противоположным результатам, а не к тем, ради которых они совершались.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, существуют следующие основные виды реорганизации юридических лиц (статья 58 ГК РФ): слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций, и на их базе образуется новое юридическое лицо. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - правопреемника. С данного момента юридические лица, реорганизованные путем слияния, считаются прекратившими свое существование. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. То есть одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое, а это «другое» продолжает свое существование. Реорганизация юридического лица путем присоединения осуществляется путем регистрации прекращения деятельности юридического лица, присоединяющегося к другому юридическому лицу. Это «другое» юридическое лицо считается правопреемником присоединившегося юридического лица с момента прекращения существования последнего. Присоединенное юридическое лицо считается прекратившим существование с момента исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Государственная регистрация прекращения деятельности присоединяющегося юридического лица осуществляется Московской регистрационной палатой путем внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Одновременно в устав «другого» юридического лица вносятся сведения о правопреемстве, то есть об обязательствах, перешедших к нему от присоединившегося юридического лица в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Соответствующие изменения устава также подлежат государственной регистрации в Московской регистрационной палате. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Иными словами, на базе прекратившегося юридического лица возникают новые.

Реорганизация юридического лица путем разделения осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование с момента государственной регистрации всех юридических лиц - правопреемников реорганизованного. Московская регистрационная палата вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о новых юридических лицах, возникающих в результате разделения юридического лица. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Таким образом, возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование. Реорганизация юридического лица в форме выделения осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица (лиц), которое будет правопреемником юридического лица, из которого произошло выделение в части прав и обязанностей, определенных разделительным балансом.

При реорганизации в форме выделения юридическое лицо, из которого произошло выделение юридического лица (лиц), не прекращает свое существование. Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации юридического лица - правопреемника. В устав юридического лица, из которого произошло выделение, вносятся сведения о правопреемстве, то есть об обязательствах, перешедших к выделившемуся юридическому лицу в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Указанные изменения устава подлежат государственной регистрации в Московской регистрационной палате.

Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида заключается в изменении организационно-правовой формы. При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В этом случае юридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое.

Преобразование юридического лица осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица. Преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (правопреемника). Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них - при разделении, слиянии и преобразовании - наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.

Реорганизация ООО, или иными словами реорганизация фирмы может выполняться пятью различными способами, которые различны по своему содержанию. Вот они:

Слияние; Разделение; Выделение; Присоединение; Преобразование.

Способы реорганизации юридических лиц.

Такая форма реорганизации организации как слияние, подразумевает собой создание нового юр.лица, которое примет все имущественные и неимущественные обязанности и права участников слияния. Организации, которые приняли участие в слиянии, более не существуют в виде отдельных юридических лиц.

Разделение.

Эта форма реорганизации ООО полностью противоположна первой. Эта форма - организация юридических лиц совершенно новых, имеющих свои права и обязанности, созданных из одного юр.лица, которое ранее работало, но в свою очередь прекращает существовать.

Выделение.

Чем-то похоже на разделение, однако же, есть одна деталь - первоначальное юр.лицо продолжает деятельность. Подобная процедура характерна для предприятий, у которых во владельцах несколько человек, которые желают вести бизнес самостоятельно.

Присоединение.

Очередной способ реорганизации фирм. Суть такова: одно или несколько предприятий просто вливаются в уже функционирующее другое, одновременно с этим передавая ему свои права и обязанности. Как правило, такая процедура характерна для крупных холдингов, а также при объединении фирм, что функционируют в одной отрасли, или же когда поглощаются конкуренты.

Преобразование.

Последняя форма, реорганизации организаций. Преобразование представляет собой переход юр.лиц из одной организационно-правовой формы в другую. Теперь, когда мы с вами понимаем, какие существуют виды реорганизаций ООО (или например ЗАО), можно идти дальше.

Порядок реорганизации юридических лиц.

Общий порядок проведения самого процесса реорганизации юр.лиц закреплен непосредственно в Федеральном законе «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Планирование, подготовка, проведение, сопровождение процесса реорганизации юридического лица – процесс крайне трудоемкий, и требует специальных юридических знаний, посему рекомендую для проведения реорганизации обратиться к специалистам (желательно из крупных городов, например, таких как Москва), ибо они уже долгое время занимаются вопросом реорганизации, как с теоретической, так и с практической стороны. Цена у каждого специалиста своя, поэтому не могу её точно обозначить. Так как процесс реорганизации, повторюсь, крайне трудоемкий, то руководитель должен быть к нему хорошо подготовлен. Предлагаю рассмотреть процесс проведения реорганизации поэтапно.

Этапы реорганизации:

Принятие решения о реорганизации.

Принимается оно на общем собрании учредителей или акционеров, составляется план реорганизации, получаем справочку об отсутствии задолженности в пенсионном фонде.

С для принятия решения о реорганизации, в течение трех дней надлежит уведомить налоговую о начале реорганизации, на основании этого уведомления ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации. В течение пяти дней со дня направления уведомления, оповещаются кредиторы, о том, что начата реорганизация. После того, как внесена запись о начале реорганизации в ЕГРЮЛ, в «Вестнике государственной регистрации» публикуется уведомление о реорганизации, публикуется дважды, по разу в месяц.

Инвентаризация.

Срок инвентаризации назначает приказом руководитель организации, если он не утвержден решением учредителей.

Затем идет этап составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

После составляем передаточный акт (для присоединения, слияния, преобразования) или составляем разделительный баланс (для разделения, выделения).

Необходимо отметить, что к передаточному акту прилагают акты инвентаризации и бухгалтерскую отчетность.

Получаем учредительные документы, которые вновь возникли в результате реорганизации общества.

Составляем заключительную отчетность реорганизованного юридического лица:

начисляем зарплату работникам;

рассчитываем амортизацию по основным средствам и активам нематериальным;

списываем расходы будущих периодов, которые невозможно будет включить в наш передаточный акт;

закрываем счета учета затрат наших прибылей и убытков, обязательно выводим чистую прибыль со дня составления промежуточной отчетности до того дня, который предшествовал дате исключения юр.лица из ЕГРЮЛ;

составляем заключительную бухгалтерскую отчетность всех ликвидированных ЗАО или ООО;

передаем архив документов материально ответственным лицам наших вновь образованных обществ;

передаем ценности и материальные активы новому обществу.

    Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.



Поделиться