Паспортный контроль на границе с белоруссией. Правила въезда в Белоруссию для россиян: пересечение границы

Отчет о поездке на машине в Беларусь на майские праздники в 2017 году. Несвижский замок, Минск, "Линия Сталина", Курган Славы, Хатынь.

Предисловие

Беларусь — страна, в которой мы с мужем любим бывать вне зависимости от времени года, места и цели путешествия. Манит она, во-первых, потому что пропитана "советскостью", дружелюбием и в целом позитивом, во-вторых, напоминает о юных годах жизни, проведенных здесь, а в-третьих, гладкими дорогами, ухоженными, уютными улочками, приветливыми местными жителями, относительной дешевизной цен.

Объехать всю страну, если задаться целью, можно буквально за 10-15 дней. Мы пока такого марш-броска не совершили, но во многих городах уже побывали (Витебск, Гродно, Гомель, Борисов, Могилев, Дзержинск, Брест, Минск, Кобрин).

По славной семейной традиции, незадолго до ухода на длительные, связанные с праздниками, "каникулы" мы начинаем планировать отдых. В мае большое количество праздников, сам Бог велел отправиться в поездку. Давно хотелось побывать в белорусских замках, одним из наиболее привлекательных для меня оказался Несвижский, судя по отзывам и описанию в интернете (находится в городе Несвиж, неподалеку от Минска по направлению на юго-запад), а заодно муж предложил посетить достопримечательности, связанные с Великой Отечественной войной — площадь победы в центре белорусской столицы, Курган Славы, Хатынь и музей под открытым небом, историко-культурный комплекс, под названием "Линия Сталина".

Подготовка

Готовиться к поездке мы начали еще в конце апреля, поскольку планировали отправиться в дорогу на первые майские праздники. Муж купил зеленую карту, рассчитанную на 15-дневное пребывание на территории Беларуси, и тщательно исследовал машинк на предмет его технического состояния. Благо, супруг — механик, поэтому обошлись своими силами, каких-то особенных затрат касательно ремонта не понесли. К слову, машина не новая — Volkswagen Passat 1993 года выпуска, зато надежная.

Дату поездки пришлось отложить по причине неблагоприятных погодных условий: аккурат 29, 30 апреля и 1 мая намечались дожди в Минске. Провести все эти дни в машине или каких-либо забегаловках не очень хотелось, поэтому пришлось подождать наступления следующих праздников (6, 7, 8, 9 мая).

Зато оставалось время собраться с мыслями, определиться с маршрутом, временем выезда, изучить праздничную программу в музеях и т.д. Планировали в субботу 6 мая выехать из Москвы поздно вечером, пересечь границу Беларуси через 5-6 часов, остановиться на ночлег на любом из попавшихся по пути кемпингов, пожарить шашлыки, а наутро 7 мая быть в Несвиже как раз к открытию музея, а оставшийся день погулять по городу и замку.

Затем планировали переночевать в гостинице в Минске, 8 мая посмотреть достопримечательности, посетить Национальную библиотеку, Курган Славы, "Линию Сталина" и Хатынь. 9 мая нужно было с утра отправиться домой. Для того, чтобы не пользоваться лишний раз интернетом на территории Республики Беларусь, мы скачали на телефон Maps.Me, загрузили карту страны и вполне успешно ею пользовались всю дорогу.

Накануне отъезда, в пятницу 5 мая, начались сборы. Набор необходимых вещей у нас для поездок всегда стандартный — документы, зарядные устройства, инструменты, постельные принадлежности, навигатор, теплая одежда и обувь, мангал с решеткой для барбекю, термос, еда, посуда.

Дорога и граница с Беларусью

От Москвы до Минска есть прямая дорога — . Именно на нее мы и выехали, направляясь в столицу Беларуси. Как и планировали, около 19 часов вечера мы отъехали от дома. Путь пролегал через Одинцово, Можайск, Вязьму, Сафоново, Смоленск.

Как таковой границы между нашими странами нет. Единственное, зачем могут остановить российские пограничники - показать документы (паспорт), после просмотра с миром отпускают. На белорусской же границе останавливают крайне редко. Забегу вперед и скажу, что зеленую карту мы ни разу никому не показали.

На границе с Беларусью

Около часу ночи мы оказались неподалеку от Орши. На одной из заправок, совмещенных с кемпингом, решили заночевать. Белорусские кемпинги заслуживают отдельного разговора — обычно это просторные, всегда чистые площадки, оборудованные скамьями, столиками и бесплатными туалетами, напоминающими душевые кабинки. Иногда на территории есть кафе, иногда кемпинги объединены с заправками.

Пока что все шло по намеченному плану, разве что кроме шашлыков — ночью было совершенно не до них. Наутро мы отправились дальше — в Несвиж. Дорога пролегала через Борисов, Жодино, Минск и Дзержинск. Замок, в который нам не терпелось попасть, — главная достопримечательность маленького городка. Дорога к самому Несвижу после поворота с основной трассы мне показалась похожей на американскую, а-ля местная Флорида. Только вместо пальм по обочинам возвышались тополя, создавая совершенно уютную, ни с чем не сравнимую атмосферу.

Панорама Несвижского замка

Как только попадаешь в город, сразу видишь направление. Несвижский замок находится в центре и возвышается на небольшом рве так, что его видно, наверное, из любого конца и с любой улицы. Проехав по мощеной дороге пару километров, мы оказались возле ворот, за которыми скрывалась главная достопримечательность. Справа возвышался храм, который находился на реставрации.

Удачно припарковавшись, мы направились к замку. Сначала во дворике прошли мимо всевозможных завлекаловок — лавок со всякой всячиной типа магнитиков и брелоков, зазывал, приглашающих выковать именные монетки, и прочих предпринимателей. Затем оказались у здания с надписью "касса", купили билеты (на наши деньги: по 500 рублей на человека). К слову, при оплате мы воспользовались обычной российской картой, обмен валют нас даже не интересовал, поскольку в Беларуси можно рассчитываться безналом даже в непримечательных деревенских магазинчиках.

Туристов, покупающих вместе с нами билеты, было не очень много, однако у самого входа в музей мы обнаружили достаточно большое скопление людей. Мало кто добирался сюда своим ходом. В основном, были организованные группы с гидом, приехавшие на автобусах из России. К одной из таких мы незаметно и присоединились — изучили весь замок, тайком подслушивая рассказы экскурсовода.

Время, проведенное в музее, пролетело незаметно, но оно был очень насыщенным. Замок в пору существования Литовского княжества (в состав которого входила Беларусь) принадлежал роду князей Радзивиллов вплоть до середины 20 века. Каждая комната в нем — это целый мирок, целая эпоха.

Бильярд и чучела животных

Еще охотничьи трофеи

Здесь князья Радзивиллы обедали

Богатый интерьер впечатляет

Музей не похож ни на какой другой, все здесь дышит каким-то европейским духом, чем-то манящим. 7 мая (день, когда мы как раз посетили Несвижсий комплекс) — день его возведения. По такому событию актеры даже разыграли сценку из жизни князя Радзивилла, повествующую о рождении семьи и рода в целом.

Сказать, что мы были в восторге, когда вышли из замка — не сказать ничего. Продлить его помогли прогулки по территории близлежащего парка, увитого изумрудной зеленью, обрамленного прудиком, по которому летом совершают лодочные прогулки.

Прогулки по Минску

Было уже около 17 часов вечера, когда мы нагулялись по замку и парку и решили двигаться дальше, в Минск. На подъезде к городу зашли в местный супермаркет Евроопт — сеть очень распространена во всех городах страны. Мы купили продукты, чтобы самостоятельно приготовить в гостинице и перекусить.

Гостиниц в Минске не так уж и много, при этом многие из них весьма бюджетные. На одну из таких прямо неподалеку от Большого театра оперы и балета, напротив Острова Слез, мы случайно набрели. Называется гостиница "Апартаменты на Богдановича", находится по адресу ул. Богдановича, 23, вот ссылка на Booking . Номер на двоих в ней стоил 1500 рублей. Комната совершенно обычная, с двумя кроватями, не очень просторная и напоминает советский санаторий. Но комната эта чистая, со свежим постельным бельем и даже телевизором.

Утром 8 мая мы отправились гулять по городу. В Минске за последние 3 года мы были раз 5, и каждый раз столица Беларуси раскрывается для нас с новой стороны. От многих знакомых, побывавших здесь, мы слышали эпитет "домашний". Поспорить сложно — здесь настолько уютно, настолько свободно, спокойно и непринужденно, что действительно ощущаешь, будто находишься дома в безопасности.

В этот раз нашей целью была Национальная библиотека, в которой можно "прокатиться" на стеклянном лифте до смотровой площадки и полюбоваться городом с высоты птичьего полета.

Одна из центральных улиц Минска

Ничего сверхъестественного, вид совершенно обычный. Но тут можно еще раз убедиться, что Минск — чистый, зеленый и не по-столичному уютный город.

Ради интереса мы заехали на площадь Победы, посмотреть, идет ли подготовка к 9 мая. Несмотря на дождь, она шла полным ходом — ребята репетировали танец под очень проникновенную песню и под бдительным присмотром руководителей, стоящих под зонтиками.

День второй. "Линия Сталина" и Курган Славы

В этот день (8 мая) наша программа была еще более насыщенной. Мы посетили сразу три знаковых места — "Линию Сталина", Курган Славы и Хатынь.

Чтобы добраться до "Линии Сталина", нужно было выехать на трассу Р28 и двигаться по направлению к селу Лошаны. Мы ориентировались по указателям. Входной билет на территорию комплекса стоил 500 рублей на человека. По программе намечалось представление — реконструкция боя за Берлин.

Реконструкция боя за Берлин

Сама территория представляет собой большую площадку с небольшим уклоном, сверху расположена боевая техника, снизу — ложбина для демонстрации реконструкций. На представление собралось большое количество зрителей, в их числе были даже иностранные делегаты.

После просмотра реконструкции организаторы приглашали всех желающих пострелять из пулеметов, пистолетов и другого оружия военного времени. Была даже возможность проехаться на танке и отведать полевой кухни. Вся эта атмосфера не может не вызвать скорбные чувства. Задача актеров и организаторов — приобщить общественность к изучению истории — выполнена на отлично.

Как от Кургана Славы, так и от Хатыни направляться в Москву одинаково удобно. Добраться до Кургана Славы из Минска можно за 30-40 минут по трассе М2. Сам комплекс представляет собой возвышенность, на которой расположены ступеньки и стела.

Близлежащая территория засажена деревьями, рядом есть кафе. На парковке мы встретили иностранцев — французов, совершающих на нескольких автомобилях вояж из Франции через Беларусь по всей России. Это счастливые и обеспеченные европейские пенсионеры, решившие устроить себе такое захватывающее путешествие, при этом не зная ни слова по-русски.

"Мы не хотели умирать...". Хатынь

Что касается Хатыни — ее мы уже посещали в 2013 году, но почему-то снова захотели приехать на это место. Добраться до нее можно по дороге на Логойск, трасса Минск-Витебск, 54 километр (М3). В этот раз мы поехали по дороге от Кургана (Р80) до МКАД-2 (Минская кольцевая) и повернули на М3 (там еще был указатель на Силичи — горнолыжный спорткомплекс). Дорога заняла около часа. На подъезде к мемориалу установлен указатель — большие бетонные буквы "Хатынь". После поворота остается проехать несколько километров.

Комплекс представляет собой две части. Первая — парковка, кассы для оплаты услуг экскурсовода (сам вход бесплатный), вторая — мемориалы в виде печных труб на местах сгоревших домов.

На них расположены небольшие колокола, звонящие через небольшой промежуток времени. По центру установлен памятник кузнецу, держащему на руках своего погибшего сына.

Памятник кузнецу

Без слез там находиться невозможно. Кажется, здесь каждый клочок земли пропитан кровью и слезами людей, погибших от рук фашистов. Здесь о войне помнят каждый день.

Именно эта территория приняла на себя первый удар в далеком 1941 году.

Мемориальные послания в Хатыни

Хатынь стала завершающей точкой нашего белорусского путешествия. Отсюда по трассе М3, а потом Р63 (М1) мы вернулись назад в Москву утром следующего дня, 9 мая.

Оба дня, проведенные нами в Беларуси, ознаменовались дружелюбной и солнечной погодой. Столица России же встретила неожиданно выпавшим снегом. Каникулы закончились, а воспоминания остались.

Итоги и финансы

В целом, мы проехали около 1500 километров. Бензин выгоднее покупать в России, он здесь заметно дешевле. Однако перевозить его в канистрах через границу нежелательно. Если вас остановят белорусские пограничники, можно нарваться на неприятности.

Следует быть внимательным на трассе от Смоленска — камер очень много, одна из них нас сфотографировала. В самой Беларуси также следует соблюдать скоростной режим, особенно в населенных пунктах — штрафы существенные, при этом в качестве залога могут забрать права.

  • бензин: около 5000 рублей (туда и обратно);
  • зеленая карта: 800 рублей;
  • билеты: 2000 рублей (в Несвижский замок и на территорию "Линия Сталина");
  • продукты: около 3000 рублей;
  • проживание в гостинице: 1500 рублей;
  • мелкие траты (магнитики, кофе в кафе): около 500 рублей.

Итого: 13 000 рублей. Очень бюджетно и насыщенно.

Директор ФСБ России Александр Бортников распорядился установить пределы пограничной зоны в Брянской, Смоленской и Псковской областях вдоль границы с Белоруссией. В приказах директора ФСБ Пограничной службе ФСБ РФ поручено "установить места и время для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону", а также установить предупреждающие знаки на въездах в пограничную зону. Приказ должен вступить в силу 7 февраля 2017 года. На сегодняшний день в Смоленской области пограничная зона отсутствует, в Брянской области существует только вдоль границы с Украиной, в Псковской - вдоль границы с Латвией и Эстонией. ТАСС объясняет, что изменится после введения режима погранзоны.

Что такое режим погранзоны?

Режим пограничной зоны - это участок местности длиной до 5 километров, необходимый для охраны государственной границы. Въезд транспорта или проход людей в пограничную зону возможен только по документам, удостоверяющим личность, и пропускам, выдаваемым пограничными органами. В России пограничные зоны существуют в 47 субъектах, они могут проходить как по суше, так и по воде. Режимы допуска, то есть места въезда, маршруты и график пограничной зоны, определяются индивидуально.

Погранзона оборудуется далеко не на всех участках российской границы. "Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться", - говорится в законе .

Какая ситуация на границе РФ и Белоруссии?

Российско-белорусская граница существует с момента распада СССР, когда Белоруссия и РСФСР стали независимыми государствами. В 1995 году, при подписании Договора о Союзном государстве, была продекларирована полная отмена пограничного и таможенного контроля, но при этом КПП на границе сохранились и выборочные проверки транспорта шли вплоть до 2011 года. Вместе с тем в рамках Союзного государства России и Белоруссии граждане обеих стран получили возможность пересекать границу без виз по внутреннему паспорту. На сегодняшний день государственная граница между РФ и Республикой Беларусь не определена какими-либо договорами и не обозначена на местности - это официальная формулировка Росграницы.

С 1 июля 2011 года Россия, Белоруссия и Казахстан сняли внутренние границы в рамках начала работы Таможенного союза. Все контрольно-пропускные пункты на российско-белорусской границе были демонтированы. Транспортный контроль на границе был отменен еще раньше - 1 апреля 2011 года. Проще говоря, последние шесть лет легковые автомобили с российскими и белорусскими номерами пересекали границу без остановки, выборочной проверке подвергались только грузовики.

Однако в 2014 году президент Белоруссии Александр Лукашенко в одностороннем порядке ввел режим погранзоны с белорусской стороны. Тогда это решение называли "фактической приостановкой действия соглашения о Таможенном союзе" и связывали с похолоданием отношений Москвы и Минска (РФ обвиняла Белоруссию в том, что она потворствует проникновению в страну санкционной продукции). В течение некоторого времени после выхода приказа Лукашенко белорусские таможенники проверяли весь транспорт на границе, следующий в обоих направлениях. Но на сегодняшний день белорусских пограничников на границе с РФ нет, как и пограничной зоны, - такое заявление сделали в Государственном пограничном комитете Белоруссии.

Что изменилось?

Создание специальной пограничной зоны вдоль границы России и Белоруссии не создаст проблем гражданам двух стран при транзите или проезде транспорта или провозе товаров, заявили в Центре общественных связей ФСБ РФ. В ведомстве заверили, что на границе по-прежнему не будет осуществляться пограничный контроль, специальные пункты пропуска через границу также появляться не будут. Основная функция нововведения - предотвращение транзитной незаконной миграции, наркотрафика и незаконного перемещения через границу товарно-материальных ценностей. В ведомстве подчеркнули, что новые меры "не противоречат нормам международных договоров Российской Федерации с Республикой Беларусь и не накладывают ограничений на свободу пересечения государственной границы Российской Федерации гражданами обоих государств".

По данным источников ТАСС, приказ лишь определяет пределы границы этой зоны, где могут легитимно работать пограничники. Для россиян, которые захотят выехать из России в Белоруссию, правила пересечения границ останутся прежними. То есть и россиянин, и белорус может беспрепятственно ехать и по трассе М1 "Москва - Минск", и по А-240 "Брянск - Гомель" без всяких разрешений. "Когда дорога будет идти по погранзоне, которую отметят спецзнаками, автомобиль могут остановить пограничники для проверки. Если ничего криминального найдено не будет, то людям пожелают счастливого пути и они смогут продолжить путь", - отмечают в правоохранительных органах. Чтобы жители приграничных с Белоруссией районов могли беспрепятственно находиться в погранзоне, им нужно иметь регистрацию в местном населенном пункте или поставить отметку в паспорте "ПЗ" - пограничная зона.

Для граждан России и Беларуси установление пограничной зоны ничего не меняет, подтвердил посол РФ в Минске Александр Суриков. По его словам, собирать грибы белорусам в смоленских лесах можно будет, как и раньше, "но лучше все-таки иметь при себе паспорт". Пограничный контроль в поездах из Белоруссии вводиться тоже не будет. "Но, возможно, в Москве и нужно будет "пощупать" граждан третьих стран, - добавил посол. - Потому что мир-то очень неспокоен. ИГИЛ (запрещенная в России организация) никуда не делся".

Проблемы возникнут в первую очередь у жителей третьих стран, которые использовали российско-белорусскую границу как лазейку в РФ. Например, между Москвой и Тбилиси существует визовый режим, однако граждане Грузии обходят его, попадая на территорию России через Белоруссию. Больше такой трюк провернуть не получится. Иностранцев в погранзоне могут задержать пограничники и попросить въехать в Россию через погранпункты - "Новые Юрковичи" в Брянской области или КПП "Бурачки" на границе РФ и Латвии в Псковской области.

Впрочем, бороться с незаконным пересечением границы российские пограничники начали еще осенью-зимой 2016 года: сначала пограничные органы РФ запретили пропускать граждан ЕС на свою территорию через Республику Беларусь, а затем РФ сократила количество международных пунктов пропуска, через которые грузоперевозчики из третьих стран могут пересекать белорусско-российскую границу. По убеждению властей РФ, наличие в паспорте действующей российской визы - недостаточный фактор, чтобы попасть в Россию. По закону сделать это можно только через международные пункты пропуска.

С чем связаны изменения?

По словам источников в ФСБ, режим пограничной зоны вдоль белорусской границы вводится, чтобы сдержать поток мигрантов и санкционных товаров. СМИ в большинстве своем связывают данные меры с недавним приказом Лукашенко о введении безвизового режима для граждан 80 стран, включая весь Евросоюз, США, а также Бразилию, Индонезию, Японию и другие государства. Граждане Вьетнама, Гаити, Гамбии, Гондураса, Индии, Китая, Ливана, Намибии получат возможность безвизового въезда в Белоруссию в том случае, если у них есть многократная виза государств ЕС или Шенгенской зоны.

Белорусское руководство надеется, что новый порядок безвизовых поездок активизирует поездки иностранных туристов и бизнесменов в страну. Для въезда иностранцам, помимо паспорта, будут нужны денежные средства в валюте или белорусских рублях из расчета примерно €20 на каждый день пребывания, а также медицинский страховой полис. Новые правила, которые вступают в силу с 12 февраля, будут применяться только к туристам, прибывающим в Белоруссию не более чем на пять суток. Если программа будет успешной, срок пребывания впоследствии могут продлить, заявил глава МИД Белоруссии Владимир Макей.

При этом безвизовый порядок передвижения не распространяется на людей, приезжающих в Белоруссию авиарейсами из России, а также намеревающихся осуществить вылет в аэропорты России. Это связано с тем, что авиарейсы между Белоруссией и Россией являются внутренними, и потому пограничный контроль на них не осуществляется. Власти Белоруссии подчеркивали, что не допустят проникновения в РФ иностранцев без виз. Но, несмотря на их заверения, Пограничная служба ФСБ начала проверять паспорта пассажиров рейсов Минск - Москва.

Что говорят в Белоруссии?

По данным белорусских дипломатов, российская сторона приняла решение о погранзоне без предварительного уведомления, вопреки всем существующим договоренностям. МИД Белоруссии уверен: установление Россией погранзоны на границе противоречит духу отношений двух стран и фактически приравнивает белорусов к гражданам третьих стран. "Весьма показательно, что на границе РФ с другими странами такого нет, за исключением непростого участка российской границы в районе острова Сахалин и Курил, - отметил пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства Дмитрий Мирончик. - Поэтому возникают закономерные вопросы логики и соразмерности этих шагов. Мы не драматизируем ситуацию, но и не склонны ее упрощать".

Лукашенко назвал действия России нарушением международных договоренностей и "чисто политическим выпадом", который, по его мнению, делать это было нельзя. При этом президент добавил, что, пока он занимает пост главы государства, "ни один камень не будет брошен в сторону русского человека"."Россияне могут быть уверены, что они как приезжали, так и будут приезжать в Белоруссию. Люди не должны пострадать", - добавил президент.

Артур Громов

Лето, как известно, пора отпусков, то самое время, когда многие определяются, где стоит провести свое время отдыха. При этом среди множества «летних» направлений все большую популярность обретает Республика Беларусь, где имеется большое число достопримечательностей, санаториев и мест отдыха в районе Браславских озер.

В связи с этим очень многим автолюбителям интересно, с какими особенностями и трудностями могут столкнуться те водители, которые собираются поехать в Беларусь на машине.

Пересечение государственной границы

Пограничный контроль между Беларусью и Российской Федерацией, по сути, является фикцией. Проверке подвергаются исключительно большегрузные автомобили (фуры).

Для физических же лиц на собственном автомобиле даже не требуется останавливаться на пропускном пункте. Впрочем, по возвращению обратно в Россию вас все же могут остановить для проверки паспортов, что, впрочем, не занимает много времени.

Единственным существенным нюансом при подготовке к поездке является приобретение международной страховки типа «зеленая карта». Этот страховой полис представляет собой аналог , но в международном формате и купить его можно на срок от 15 дней до одного года.

При этом покупка полиса на длительные сроки обходится существенно дешевле «кратковременного». После кризиса цены на «зеленые карты» несколько возросли, однако их стоимость остается весьма доступной – от семисот рублей до без малого пяти тысяч рублей за полис, действующий на протяжении года.

Актуальную информацию о ценах на страховку типа «зеленая карта» можно узнать на специализированных сайтах — информация, предложенная там, позволяет довольно точно рассчитать стоимость страхования при различных сроках поездки.

При этом купить сам полис можно как в страховой компании по месту жительства (к слову, далеко не все страховщики продают страховки этого типа), так и непосредственно у границы – перед каждым крупным контрольно-пропускным пунктом имеется огромное число небольших «представительств» страховщиков типа «будка», где можно стать обладателем вожделенного полиса. Для его оформления потребуется только паспорт транспортного средства (ПТС), а сама процедура занимает порядка десяти минут времени.

В остальном, для поездки потребуется стандартный и общегражданский паспорт (как уже мы писали, его могут потребовать пограничники).

Движение по дорогам, правила дорожного движения и общение с представителями правопорядка

Езда по белорусским дорогам оставляет, в большинстве случаев, очень приятные впечатления у россиян. Высокое качество покрытия, четкая дорожная разметка, своевременный ремонт неровностей являются первыми преимуществами, которые бросаются в глаза. Даже в сельской местности (в стороне от основных магистралей) радует качество дорог.

Не напрягает и проведение самих дорожных работ – все сужения полотна имеют полный спектр обозначений, а на наиболее сложных участках объездные пути с временной разметкой, которые также отличаются высоким качеством покрытия.

С точки зрения езда по Беларуси, на первый взгляд, ничем не отличается от России. Однако тут имеются некоторые нюансы.

В частности, действие дорожного знака распространяется не до первого перекрестка, а до первого обозначенного перекрестка, то есть того, на котором установлен соответствующий знак. Об этом следует также помнить.

В республике Беларусь очень и следует помнить, что приоритет у тех водителей, которые уже движутся по кругу, если иное не установлено дорожными знаками.

Контроль скоростного режима в Республике Беларусь весьма жесткий и может обернуться рядом проблем для россиянина, рассчитывающего на безнаказанность. Так, штраф за превышение скорости, исчисляемый в так называемых «базовых величинах», может оказаться весьма впечатляющим.

Кроме того, нарушивший ПДД гражданин, без разницы какой страны, вносится в единую базу данных, и последующее превышение скорости более чем на 25 километров в час может обернуться не только штрафом, но и лишением «прав».

Отдельно стоит сказать и о системах автоматической видеофиксации нарушений. «Камер» на дорогах Беларуси довольно много, они установлены практически в каждом населенном пункте, возле которого имеется соответствующее обозначение.

Госавтоинспекция Республики Беларусь использует весьма современные системы, осуществляющие съемку с кормы автомобиля. Подобные комплексы практически не фиксируются (последние «засекают» их срабатывание лишь в момент непосредственного проезда и, как результат, не позволяют своевременно затормозить автомобиль).

Ранее россияне могли не опасаться «писем счастья», однако за последний год ситуация коренным образом изменилась. В частности, на основных пунктах пропуска между Россией и Беларусью осуществляется установка камер, которые заранее фиксируют номера проезжающих автомобилей.

В случае, если за авто числится штраф, выписанный автоматической системой, сотрудники ГАИ останавливают автомобиль и могут потребовать оплаты штрафа до выезда из страны.

Еще одним важным моментом можно назвать очень суровые санкции в отношении водителей, злоупотребивших спиртным. Первоначально у автомобилиста, севшего за руль , отбирают водительское удостоверение и накладывают крупный штраф.

Повторное нарушение приводит к тому, что ГАИ изымает автомобиль нарушителя, который обращается в доход государства и уходит «с молотка». При этом данный закон распространяется и на граждан других государств – между Беларусью и Россией имеются соответствующие договоренности.

Общение с сотрудниками Госавтоинспекции в Беларуси тоже отличается некоторыми нюансами. Основной из них кроется в том, что вручить взятку работнику ГАИ в большинстве случаев не удастся.

Добиться этого в республике удалось тем, что «гаишники» имеют весьма неплохие зарплаты и могут легко получить реальный срок без права последующей работы в государственных органах в случае, если попытаются увеличить доход за счет автолюбителя.

Тем не менее, на наиболее «популярных» у россиян направлениях бывают редкие случаи (за три года частых поездок автору этих строк с этим довелось столкнуться лишь раз) злоупотреблений со стороны инспекторов ГАИ.

Злоупотребления эти заключаются в использовании законов Беларуси по отношению к россиянам, с ними не знакомыми. Это касается тонировки на задних стеклах, которая, в соответствии с местным законодательством, полностью запрещена.

Этот аспект касается только транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, и если инспектор пытается наложить на вас соответствующий штраф, можете смело предложить ему проехаться к начальнику ГАИ соответствующего района или пригрозить обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции.

Этого будет достаточно для того, чтобы ретивый служитель порядка пересмотрел свое решение. По сути, эти сложности единственные, с которыми можно столкнуться в путешествии.

Основные направления для отдыха в Беларуси

В большинстве случаев Россияне предпочитают для отдыха центральную часть Беларуси, где располагается большинство достопримечательностей и пансионатов для отдыха.

Минск раскритиковал решение России создать пограничные зоны на границе с Белоруссией. Меры направлены против граждан третьих стран, уверяют в Москве. Однако они могут затронуть и граждан двух стран, а принятое решение может быть политическим, говорят эксперты

Приказы ФСБ

Первого февраля на интернет-портале правовой информации были опубликованы Федеральной службы безопасности Александра Бортникова, в соответствии с которыми устанавливается пограничная зона на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей с Белоруссией. Пограничные зоны устанавливаются для «создания необходимых условий охраны государственной границы РФ», говорится в документах.

Региональные управления ФСБ в трех областях должны будут установить места и время для въезда и прохода лиц, а также транспортных средств в пограничную зону, организовать установку предупреждающих знаков. Ранее пограничных зон на границах субъектов России с Белоруссией не было.

Решение об установлении пограничной зоны на границе России и Белоруссии является превентивной мерой против возможных пересечений границы гражданами третьих стран, заявил в четверг журналистам посол России в Минске Александр Суриков. Он подчеркнул, что для граждан России и Белоруссии установление пограничной зоны ничего не меняет. Вводить пограничный контроль в поездах, прибывающих из Белоруссии, пока не планируется, также заявил он. «Речь идет о гражданах третьих стран. Например, соседней Украины», — настаивает председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев (цитата по «Интерфаксу»).

​Пограничная зона существовала до 1995 года и была упразднена после подписания Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Белоруссией. С 1995 года страны так и не согласовали правила въезда для граждан из других государств: в Россию можно было попасть через территорию Белоруссии, не имея необходимой для этого визы, объясняет собеседник РБК, знакомый с работой пограничной службы ФСБ. По его словам, не был организован и досмотр грузов, которые следовали из Белоруссии в Россию, что позволяло обходить ограничения по ввозу в страну санкционной продукции. Кроме того, отсутствие контроля на границе позволяло фигурантам уголовных дел и должникам покидать Россию и через Белоруссию уезжать в другие страны, отмечает источник. Базы у правоохранительных органов двух стран синхронизированы не в полной мере, поэтому человек, к которому были претензии у российских силовиков, мог пересечь границу, пройти контроль в аэропорту Минска и улететь. Теперь погранзона между Россией и Белоруссией будет организована так же, как и с другими странами: так, появятся пункты пропуска для автомобилей.

Взаимные претензии

Представители России в четверг, 2 февраля, также указывали на то, что принятые меры являются ответными на решение Белоруссии о введении с 12 февраля безвизового режима посещения страны для граждан почти 80 стран. О введении безвизового режима для туристов из США, стран Евросоюза и других президент Белоруссии Александр , а приказы Бортникова датированы 29 декабря 2016 года. Безвизовый режим будет действовать пять дней для прибывающих самолетом. Новый порядок не будет распространяться на лиц, намеревающихся осуществить вылет в аэропорты России, и лиц, прилетающих из российских аэропортов. «Мы уважаем суверенитет Беларуси, но нас немножко настораживает этот указ о безвизовом въезде в национальный аэропорт граждан 80 стран», — заявил посол Суриков.

Белорусская сторона резко прокомментировала решение Москвы. «Российская сторона приняла решение без предварительного уведомления», — заявила Мария Ваньшина, начальник отдела пресс-службы МИД Белоруссии. Это противоречит всем существующим договоренностям по охране госграниц двух стран и порядке их пересечения, сказала она. По ее словам, это не первый подобный случай: «Схожая ситуация произошла в начале 2016 года, когда Россия фактически начала вводить ограничения на въезд граждан третьих стран через границу Беларуси и России».

Вопрос ужесточения пограничного режима между Россией и Белоруссией возник осенью 2016 года. Как сообщала газета «Коммерсантъ» , в сентябре автобус с австрийскими туристами не пустили из Белоруссии в Россию через КПП на трассе М1, им пришлось ехать в объезд. В начале ноября официальный представитель МИД России Мария Захарова рассказала, что на протяжении многих лет иностранные граждане свободно пересекали российско-белорусскую границу, не проходя паспортный контроль, но ситуация в мире кардинально изменилась. По словам Захаровой, иностранцы могут въезжать в Россию лишь через специализированные пункты пропуска. Однако КПП для международного сообщения на российско-белорусской границе не были оборудованы.

Внутренним делом России назвал решение о погранзонах официальный представитель Госпогранкомитета Белоруссии Антон Бычковский. С белорусской стороны пограничников и пограничной зоны нет, напомнил он.

Союзность под вопросом

«У многих складывается впечатление, что эти действия ведут к восстановлению полноценного контроля на белорусско-российской границе, отмененного более двадцати лет назад. А это идет вразрез целому ряду существующих договоренностей», — обратила внимание в своем заявлении Ваньшина. Упрощенный порядок передвижения, фактически отсутствие границы — одно из самых очевидных и удобных для граждан достижений в отношениях двух стран, говорил ранее РБК собеседник в дипломатических кругах Белоруссии.

Проблема с передвижением не единственная в двусторонних отношениях. В 2016 году Москва и Минск не смогли договориться об условиях поставки газа, Россия ограничивала поставки мясо-молочной продукции с нескольких белорусских предприятий, что вызывало критику со стороны Минска. Проблемы появились и на уровне интеграционных объединений. В течение прошлого года президент Лукашенко не раз критиковал Евразийский экономический союз и Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ) за низкую эффективность, а в конце года . Однако речи о выходе Минска из указанных объединений не идет, заверил РБК источник, близкий к руководству Белоруссии. В секретариат ОДКБ от Белоруссии не поступало никаких обращений по выходу, под председательством страны регулярно проводятся заседания постоянного совета ОДКБ, заявил РБК пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов.

Однако, признает источник РБК в белорусских дипломатических кругах, в отношениях Москвы и Минска накопилось немало проблем и снизился уровень доверия.

Как заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству Михаил Емельянов, президент Белоруссии ведет «опасную игру». «Если Лукашенко продолжит свою «многовекторную политику», то отношения с Белоруссией будут меняться не в самую лучшую сторону», — спрогнозировал депутат (цитата по «Интерфаксу»). Кроме решения о предоставлении безвизового режима для иностранных туристов Минск договорился с ЕС о строительстве за европейские средства в Белоруссии центра содержания мигрантов. В прошлом году с белорусских чиновников были сняты европейские санкции.


Александр Лукашенко (Фото: Alexander Zemlianichenko/AP)

«Между Москвой и Минском есть вполне понятные экономические противоречия: это вопросы цены на энергоресурсы, доступа белорусских товаров на российский рынок и ведения согласованной экономической политики, — рассказал РБК белорусский политолог Вадим Гигин. — Однако противоречия между странами периодически возникают, и всегда находится механизм для их преодоления». Гигин ожидает, что по итогам правительственных и экспертных консультаций, а затем и встречи лидеров двух стран текущие проблемы будут решены. Встреча президентов может состояться в первой половине февраля, сообщал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Решение ФСБ о введении пограничных зон​, по мнению доцента РГГУ Александра Гущина, является демонстративным шагом, причина которого кроется в наслоении нескольких кризисов в двухсторонних отношениях. Однако политолог не исключает, что действия Москвы станут предметом торга в ходе грядущих двусторонних переговоров, в частности на президентском уровне. «У России и Белоруссии слишком тесные взаимоотношения, и понять, кто из них кому нужнее и чьи переговорные позиции будут более выгодны, довольно трудно, — пояснил РБК политолог, доцент РГГУ Александр Гущин. — Минск зависит от России и старается диверсифицировать свои международные связи, чтобы не попасть под полное политическое влияние. Но и Москве нужна Белоруссия: например, в военно-стратегическом плане и с точки зрения интеграционных процессов».

История конфликтов между Россией и Белоруссией

· 2006 год — под видом белорусского сахара из свеклы в Россию завозили тростниковый из Латинской Америки. Сахар, произведенный в Белоруссии из импортного сырца, должен был облагаться пошлиной в размере $340 за тонну. Россия ограничила ввоз. В ответ Минск остановил импорт алкоголя и кондитерских изделий из России. В начале 2007 года ограничения были сняты.

· Январь 2007 года — Россия ввела пошлину на продажу белорусской нефти. В ответ Минск ввел пошлину на транзит нефти из России, а Москва прекратила поставки. После телефонных переговоров президентов Белоруссия отменила ограничения, согласившись с российскими условиями.

· Начало июня 2009 года — запрет на ввоз в Россию сотен наименований молочной продукции из-за невыполнения белорусской стороной технического регламента по ней. Минск в ответ усилил таможенный контроль. Поставки белорусского молока в Россию возобновились во второй половине июня после переговоров.

· Июнь 2010 года — Россия сократила поставки газа в Белоруссию из-за задолженности. Белоруссия погасила долг за счет предоставленного Азербайджаном кредита.

· Сентябрь 2015 года — Владимир Путин поручил подписать соглашение о создании российской авиабазы на территории Белоруссии. В ответ Александр Лукашенко заявил, что эта тема не обсуждалась. Позднее Лукашенко пообещал обсудить вопрос с Путиным. Как сообщал пресс-секретарь последнего Дмитрий Песков, президенты обсудили эту тему в октябре 2015 года. В апреле 2016 года глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил, что вопрос на данный момент закрыт.

· Май 2016 года — между Белоруссией и Россией возникли противоречия из-за несвоевременной и неполной оплаты за газ, поставленный в Белоруссию. В июне 2016 года президенты двух стран поручили главам энергетических ведомств решить спор о цене на газ. 10 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что вопрос урегулирован. Несмотря на это, к январю 2017 года задолженность достигла $550 млн. При этом в августе 2016 года Россия сократила поставки нефти в Белоруссию, после чего официальный Минск увеличил тариф на транзит российской нефти (на 20,5% в среднем).

В 2019 году правила въезда в Белоруссию для россиян остаются без изменения. С 1997 года между государствами действует соглашение о безвизовом режиме. При поездке в республику на срок до 90 дней, оформлять визу не нужно. Въезд в Белоруссию осуществляется на основании внутреннего российского или заграничного паспорта.

Россияне освобождены от необходимости заполнять миграционные карточки, анкеты или какие-либо другие документы. Если срок проживания не превысит 30 дней, то и в регистрации нет необходимости. Путешествие через территорию республики в случае следования в третью страну осуществляется свободно: транзитная виза также не требуется. Граница практически отсутствует, путешествие в эту страну напоминает поездку в соседнюю область.

  • Свидетельство о рождении;
  • Внутренний паспорт, если ребенку уже исполнилось 14 лет;
  • Либо заграничный паспорт при наличии.

Правила въезда республики не исключают возможность путешествия несовершеннолетних по заграничным паспортам родителей, при условии, что информация о детях вписана в эти документы.

Согласие на выезд из РФ с нотариальным заверением от второго родителя не требуется , если ребенок путешествует только с мамой или папой. Однако в ситуациях, когда несовершеннолетний выезжает из РФ в сопровождении третьих лиц или самостоятельно, согласие на выезд из России нужно получить от обоих родителей. Последнее правило закреплено в российском законодательстве.

Медицинская страховка

В Белоруссии не действует полис обязательного медицинского страхования, принятый в России. Тем не менее экстренную и скорую помощь при необходимости россияне получат. Но за дальнейшее лечение в стационаре придется платить по действующим тарифам. Поэтому перед поездкой в республику имеет смысл заранее позаботиться о покупке страхового полиса. В таком случае расходы на оплату медицинских услуг лягут на плечи страховой компании.

Как добраться до Белоруссии?

Существует несколько вариантов доехать до Беларуси. Перечень необходимых для путешествия документов остается неизменным. Единственное - есть нюансы при въезде на личном автотранспорте.

На самолете

Простой и быстрый способ добраться до республики - перелет на самолете. Стоимость билета из Москвы в Минск составляет порядка 9000-10000 рублей. Время перелета - 1 час 20 минут. Цена билета зависит от выбранной авиакомпании. В Белоруссию ежедневно совершают рейсы из столицы РФ три авиакомпании: «Белавия», «Ютэйр» и S7 Airlines. Есть варианты прямого перелета из Санкт-Петербурга, Краснодара, Самары, Новосибирска, Сочи, Екатеринбурга.

На поезде

Второй вариант - отправиться в республику на поезде. Добраться до Минска из Москвы можно за 8-10 часов. Билет в плацкартном вагоне стоит от 3000 рублей, в купе - от 5000 рублей. Регулярные поезда ходят из многих областей России.

На автобусе

Автобусы курсируют из всех приграничных с Белоруссией российских областей. Также поток транзитного транспорта через республику связывает Россию и Европу. Время в пути - от 10 до 12 часов. Стоимость билета варьируется от 1400 до 1800 рублей.

Поездка в Белоруссию на автомобиле

Поездка в Белоруссию на автомобиле - наиболее удобный способ попасть в страну. К тому же, если планируется осмотр как можно большего количества достопримечательностей, поездка на личном транспорте - идеальный, практичный и наиболее экономичный вариант. Расстояние между Москвой и Минском - 700 км. На его преодоление уйдет около 7-8 часов.

Камер видео- и фотофиксации много как на российской стороне, так и на белорусской. Превышение скоростного режима на более чем 30 км/ч может привести к штрафу до 7000 рублей. При повторном нарушении есть вероятность расстаться с правами на срок до года.

Дороги в республике качественные и не такие загруженные, как в России. Особо готовится к пересечению границы не нужно, ее фактически нет. Пограничного контроля между Белоруссией и РФ практически не существует. Проверке подвергаются только большегрузные автомобили. Физических лиц на личных легковых автомобилях на пропускном пункте останавливают редко. Однако по возвращению в Россию документы все-таки проверяют, но это не занимает много времени.

Документы для авто поездки:

  1. Внутренний или заграничный паспорт;
  2. Водительское удостоверение;
  3. Свидетельство о регистрации на авто;
  4. Страховка «Зеленая карта»;
  5. Доверенность на автомобиль, если его собственником является другой человек.

Рекомендуется заранее обменять российские рубли на белорусские. Сделать это, например, на заправочной станции будет проблематично. До 01 марта 2015 года заправляться за рубли разрешалось, но позже эту возможность отменили.

Видео: проезд границы России и Белоруссии на автомобиле (без остановки!)

«Зеленая карта»

Green сard - международная система страхования, действующая в 47 странах мира, это большинство государств Европы, Азии и Африки. «Зеленую карту» можно приобрести как заранее (такую услугу оказывают многие российские страховые компании), так перед границей. Страховка защищает интересы водителя, если он попал в дорожно-транспортное происшествие в другом государстве. Нанесенный материальный ущерб выплачивается страховой компанией.

Есть два варианта полисов:

  • Для путешествия по государствам-участницам «Все страны»;
  • Для поездок по Украине, Белоруссии или Молдове.

Гражданам России выгоднее приобретать полис, действующий только в Белоруссии, его стоимость дешевле в 3-4 раза, чем тариф «Все страны».

Цена полиса пересматривается каждые три месяца. Если намечается непродолжительное путешествие по Белоруссии, экономически оправданно покупать полис на короткий срок. Минимальный период страхования составляет 15 дней. Если визиты в страну носят регулярный характер, есть смысл приобрести «Зеленую карту» сразу на год, это позволит сэкономить на ежеквартальных подорожаниях.

К примеру, стоимость «Зеленой карты» на 2019 год для легкового авто составляет: около 920 рублей - на 15 дней, 1230 рублей - на 30 дней, 6150 рублей - 12 месяцев . Цена полиса существенно возрастет для грузовых автомобилей и тягачей.

Когда требуется разрешение на проживание

Бывают ситуации, когда специальное разрешение необходимо. Например, планируется длительное проживание в республике (свыше 90 дней), ведение предпринимательской деятельности, работа или обучения.

В таких случаях оформляется вид на жительство, для получения которого понадобятся документы:

  1. заявление о выдаче ВНЖ;
  2. внутренний или заграничный паспорт;
  3. 4 фотографии размером 4х5 см;
  4. документ о регистрации по месту проживания;
  5. медсправка, подтверждающая отсутствие опасных заболеваний;
  6. документация о необходимости длительного проживания в стране (трудовой договор, пригласительное письмо от близких, подтверждение о зачислении в образовательное учреждение и так далее).

Первоначально ВНЖ выдается на 2 года и в дальнейшем продлевается.

Таможенные правила



Поделиться