Платить за скорую помощь. Закон «О платной скорой помощи

Приложение 5

к Тарифному соглашению

Порядок применения способов оплаты скорой медицинской помощи

1. При оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), - по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи

2. За вызов производится оплата скорой медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями гражданам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации.

Тариф за вызов скорой медицинской помощи установлен в приложении 6 к настоящему Тарифному соглашению.

Предельные размеры расходования средств при оплате скорой медицинской помощи по направлениям расходования средств составляют:

Расходы на заработную плату , начисления на оплату труда и прочие выплаты - не менее 77% и не более 91,3%,

Приобретение лекарственных средств и расходных материалов (без учета расходов на проведение тромболитической терапии) - не менее 2% и не более 5%,

Прочие статьи расходования средств - не менее 4,4% и не более 17%.

3. Оплата скорой медицинской помощи, оказанной лицам, получившим полис ОМС на территории Новосибирской области осуществляется по подушевому нормативу финансирования в пределах объемов медицинской помощи распределенных для медицинской организации Комиссией и планового размера финансирования.

4. Оплата скорой медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования производится с учетом численности населения, прикрепленного в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Новосибирской области.


Сверка численности прикрепленного населения медицинской организацией и СМО производится ежемесячно в установленном порядке. Численность прикрепленного населения в разрезе половозрастных групп населения устанавливается на 1 число каждого месяца.

5. Оплата скорой медицинской помощи осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам финансирования скорой медицинской помощи с учетом следующих коэффициентов дифференциации:

Половозрастные коэффициенты дифференциации, предусматривающие различия в затратах на оказание медицинской помощи по отдельным группам застрахованных лиц в зависимости от пола и возраста (таблица 1);

Интегрированные коэффициенты дифференциации, учитывающие особенности затрат подразделения СМП (таблица 2).

6. Медицинские организации формируют базу данных медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам, с заполнением всех обязательных полей:

6.1. тип документа (полис, паспорт, др.),

6.2. серия и номер полиса ОМС,

6.3. наименование СМО, выдавшей полис ОМС,

6.4. страховой статус (застрахован, иногородний…),

6.5. фамилия, имя, отчество (полностью в разных полях),

6.6. пол (мужской, женский),

6.7. дата рождения (число, месяц, год),

6.8. код МЭС,

6.9. код по МКБ-10,

6.10. код поликлиники по месту прикрепления пациента,

6.11. номер карты вызова скорой медицинской помощи,

6.12. фактическое количество вызовов,

6.13. дата вызова,

6.14. время (часы, минуты) приема вызова,

6.15. время (часы, минуты) прибытия на место вызова.

6.16. форма оказания помощи (плановая, неотложная, экстренная).

7. Сведения об оказании скорой медицинской помощи и счета на ее оплату предоставляются медицинскими организациями в СМО по принадлежности полиса ОМС в установленные сроки.

Кодировка случаев оказания скорой медицинской помощи по МЭС приведена в таблице 3.

8. Объем средств, для финансирования скорой медицинской помощи на один месяц (ОФ) рассчитывается по формуле:

ОФi=∑ОФni (1), где

ОФi – объем средств подушевого финансирования скорой медицинской помощи для i-той медицинской организации в месяц по всем СМО;

ОФni – объем средств подушевого финансирования скорой медицинской помощи для i-той медицинской организации в месяц n-ой СМО.

ОФni = ∑(Днij х Чij) х Киi (2), где

Днij - дифференцированный месячный подушевой норматив финансирования скорой медицинской помощи для i-той медицинской организации граждан, j-той половозрастной группы;

Чij - численность прикрепленных к i-той медицинской организации граждан, j-той половозрастной группы;

Киi – интегрированный коэффициент дифференциации, учитывающий особенности затрат подразделения СМП;

Днij = БН х Кпвзij (3), где

БН – базовый норматив финансирования скорой медицинской помощи в месяц;

Кпвзij – коэффициент половозрастных затрат j-ой возрастной группы для i-той медицинской организации.

Для обеспечения соответствия суммы средств, сформированной для оплаты скорой медицинской помощи по подушевому нормативу, месячной плановой сумме финансирования ТФОМС НСО ежемесячно устанавливает и доводит до СМО нормировочный коэффициент (Кнi):


Кнi = ПФ/∑ ОФni (4), где

ПФ – месячная плановая сумма финансирования, установленная государственным заданием для i-той медицинской организации.

ТФОМС НСО в срок до 10 числа доводит до сведения СМО окончательный месячный размер финансирования медицинских организаций:

Фi = ОФni х Кнi (5), где

9. Авансирование медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь, осуществляется СМО в порядке, определенном договором на оказание и оплату медицинской помощи. В указанном порядке также производится окончательный расчет.

10. Оплата скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, в части не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи, структурными подразделениями медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования лицам, осуществляется за счет межбюджетного трансферта, передаваемого из областного бюджета Новосибирской области в бюджет ТФОМС НСО.

10.1. Медицинские организации ведут персонифицированный учет медицинской помощи, оказанной не застрахованным по ОМС лицам, и представляют ТФОМС НСО сведения, необходимые для оплаты медицинской помощи, оказанной не застрахованным по ОМС лицам:

До 02-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, реестр счетов в электронном виде (при необходимости на бумажном носителе), сформированный в соответствии с таблицей 4;

До 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на бумажном носителе счет на оплату медицинской помощи незастрахованным по ОМС лицам в соответствии с таблицей 5.

10.2. ТФОМС НСО оплачивает медицинскую помощь, оказанную не застрахованным по ОМС лицам, при условии получения в соответствующем объеме средств по межбюджетным трансфертам из областного бюджета Новосибирской области на соответствующие цели до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

10.3. ТФОМС НСО ежеквартально до 30 числа месяца следующего за отчетным кварталом, составляет акт сверки расчетов за оказанную скорую медицинскую помощь не застрахованным по ОМС лицам, и направляет в медицинские организации.

Таблица 1

Половозрастные коэффициенты дифференциации подушевого норматива скорой медицинской помощи на 2015 год:

Таблица 2

Интегрированные коэффициенты дифференциации подушевого норматива

финансирования скорой медицинской помощи

Наименование медицинской

организации

Интегрированные коэффициенты

ГБУЗ НСО «ССМП»

ГБУЗ НСО «Баганская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Барабинская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Болотнинская ЦРБ»

ГБУЗ НСО "Венгеровская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Здвинская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «ИЦГБ»

ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Каргатская центральная районная больница»

ГБУЗ НСО «Колыванская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Коченевская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Кочковская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Куйбышевская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Купинская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Кыштовская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Маслянинская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Мошковская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «НЦРБ»

ГБУЗ НСО "Ордынская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Северная ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Сузунская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Татарская ЦРБ им. 70-лет. НСО»

ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Убинская ЦРБ»

ГБУЗ НСО « Усть-Таркская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Чановская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Черепановская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Чистоозерная ЦРБ»

ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ»

ГБУЗ НСО «БЦГБ»

ГБУЗ НСО «ОЦГБ»

ГБУЗ НСО «Линевская РБ»

ГБУЗ НСО «НРБ № 1»

Таблица 3

Кодировка случаев оказания скорой медицинской помощи

Единица измерения

Наименование МЭС

Вызов фельдшерской бригады

Вызов врачебной бригады

Вызов специализированной бригады

Осуществление транспортировки

Безрезультативный вызов

Попутный вызов

Неотложная помощь

Вызов скорой медицинской помощи

Вызов скорой медицинской помощи при остром коронарном синдроме и остром ишемическом инсульте с проведением тромболитической терапии

Примечание:

Коды МЭС 000001 «Вызов фельдшерской бригады», 000002 «Вызов врачебной бригады», 000003 «Вызов специализированной бригады» применяются медицинской организацией в случаях, когда во время транспортировки пациенту осуществляется медицинское вмешательство (проведение медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций и др.), при этом применение данных кодов МЭС зависит от бригады, выполнившей вызов.

Код МЭС 000004 «Осуществление транспортировки» применяется медицинской организацией в случае, когда во время транспортировки пациенту не проводится медицинское вмешательство.

Таблица 4

РЕЕСТР СЧЕТОВ

(наименование медицинской организации, ОГРН в соответствии с ЕГРЮЛ)

за период с

на оплату медицинской помощи, оказанной не идентифицированным и не застрахованным в системе обязательного медицинского страхования гражданам Российской Федерации

Главный бухгалтер

Исполнитель

(подпись, расшифровка подписи)

Таблица 5

Счет на оплату

медицинской помощи, оказанной не идентифицированным и незастрахованным в системе обязательного медицинского страхования гражданам Российской Федерации

№__ от___________

За период ____________(квартал)

Итого сумма к оплате (сумма прописью)

Руководитель организации

Главный бухгалтер организации

В социальных сетях активно распространяется информация о том, что новый закон о скорой помощи с 20 июня 2018 года сделает платной работу бригад неотложки. Якобы бесплатные услуги медиков в экстренных ситуациях ограничат до 4 вызовов в год, а за остальные придется платить.

Соответствующее предложение по реформированию института скорой помощи действительно однажды прозвучало и всерьез обсуждалось на самом высоком уровне, однако закона о платной скорой помощи с 20 июня 2018 года не существует.

Закон о платных вызовах скорой – откуда появилась информация?

Базой для распространяющихся сведений про закон о платных вызовах скорой помощи послужили предложения 2015 года. Их разработал для Минздрава подведомственный Минфину Научно-исследовательский финансовый институт. Именно в этих предложениях впервые прозвучала информация о том, что:

  • 4 раза в год пациенту полагаются бесплатные визиты скорой помощи, а все последующие - за плату;
  • срочная медпомощь без ограничений и оплаты предоставляется только малоподвижным инвалидам и детям;
  • нужно оставить бесплатными 8 визитов к терапевту в год, а выходящие за эти рамки услуги предоставлять пациентам за деньги;
  • там же фигурировала инициатива перевести на возмездную основу обслуживание в нерабочее время, прием у врачей с высокой квалификацией;
  • количество госпитализаций рекомендовалось ограничить плановым пребыванием в стационаре не чаще 2 раз за год.

Напомним, эта информация обсуждалась в 2015-2016 годах, и Минздрав решительно отверг подобные предложения, заявив, что «право на получение скорой помощи является базовым и не может быть ограничено какими-то экономическими рамками».

Масла в огонь подлили сведения о проведении пилотного проекта в ряде регионов по переводу скорой помощи на аутсорсинг. Эксперимент касался не работы врачей и фельдшеров, а исключительно предоставления и обслуживания транспортных средств. Как известно, собственный парк машин скорой помощи страдает от нехватки финансирования и существенно изношен.

Итоги эксперимента, который проводился в республиках Чувашия, Марий Эл, в Перми, Архангельске, Вологде, Кирове, подводили весной 2016 года по поручению Президента РФ Владимира Путина. Министр В. Скворцова отчиталась о том, что опыт передачи транспортных услуг сторонним фирмам получился положительным. Позднее О. Голодец указала, что в регионах медучреждения вправе самостоятельно решать, стоит ли вовлекать в работу скорой медпомощи частные организации для предоставления таких услуг. После этого к 2017 году было выделено 5 миллиардов рублей на обновление автопарка неотложки.

Вопросы и мнения

Сами медики отнесли бы к введению хозрасчетной составляющей в своей работе положительно. Такое мнение легко услышать на профессиональных форумах. Причины в том, что скорая помощь слишком часто тратит время, трудовые и материальные резервы на обслуживание необоснованных вызовов. К необоснованным медработники причисляют звонки от пьяных, наркоманов, людей с тревожным расстройством, пожилых людей с повышенным давлением и просто ложные вызовы, когда машину вызывают по несуществующему адресу.

В 2015 году даже возникла инициатива Минфина ввести штраф за ложный вызов по аналогии с ложным сообщением о заминировании. Предложение не реализовали.

От читателей в связи со слухами о введении платной скорой с 20 июня 2018 года к юристам поступают вопросы соответствующего содержания. Вот некоторые из них.

«Верить ли постам в Одноклассниках о том, что у нас будет платная скорая помощь с 2018 года, закон принят или нет?» - Ольга Николаевна, 59 лет, г. Саратов.

«Не могу найти закон о платной скорой помощи с 20 июня 2018 на сайте Кремля, хотя о нем много говорят. Поделитесь ссылкой, если есть» - Василий, 28 лет, г. Тверь.

Стоит ли говорить, что приезжать по вызовам на телефон 03 медперсонал продолжит бесплатно и после указанной даты – это их обязанность. Упомянутого закона не существует.

Последние изменения в законодательстве о скорой помощи

Анализ правовых норм, регулирующих работу скорой помощи, показывает, что в последнее время их меняют только в пользу пациентов.

В феврале 2016 года был подписан Приказ Минздрава России № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». В нем прописано, что норматив прибытия бригады по вызову - 20 минут.

Каждый человек, вне зависимости от возраста и пола, может обратиться за услугами платной скорой помощи. Услуги предоставляются без установленных нормативов обслуживания. То есть врачи находятся с пациентам столько, сколько того требует его состояние.

20 июня 2016 года в силу вступило новое Постановление Минздрава «О внесении изменений в порядок оказания скорой помощи российским гражданам». Приказ был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Содержание документа вызвало разную реакцию у населения России. Людей, прежде всего, возмутило условие, согласно которому бригада может выезжать к человеку бесплатно не более четырех раз в год. Если гражданину понадобится сверхурочный вызов (пятый за год), за оказанные услуги ему придется платить.

В содержании недавно принятого законодательства говорится о том, что на бесплатную скорую помощь могут рассчитывать только пожилые люди, несовершеннолетние и инвалиды. Остальные жители страны воспользоваться бесплатными услугами не смогут. Таким решением Правительство сэкономит денежные средства, на которые будут куплены новые автомобили скорой службы. Кроме того, Министерство здравоохранения предложило штрафовать граждан за ложные вызовы экипажа врачей.

Изменения в законе о предоставлении скорой медицинской помощи

В новом законе внесены изменения в состав бригады врачей

Согласно выданному в 2016 году постановлению, существенное изменение коснулось состава бригады. Раньше бригада скорой помощи состояла из санитара-водителя и фельдшера водителя. Медицинских сестер не было. Новые правила позволяют приобщить к составу и медсестер. Дополнительно фельдшеры-водители и санитары-водители упразднены. Теперь существуют обязанности только водителя, который при экстренном состоянии здоровья должен подчиняться доктору.

Все бригады теперь разделяются согласно их профессиональной деятельности:

  • Реанимационная;
  • Педиатрическая;
  • Психиатрическая;
  • Консультативные экстренные.

Поэтому, прежде чем набрать 03, уточните, в каком состоянии пациент. В зависимости от населенных пунктов Российской Федерации, бригады скорой службы могут пребывать и на вертолете. Это возможно в том случае, если от районного центра до населенного пункта далеко или общественные дороги были перекрыты из-за стихийного бедствия. В случае необходимости врачи обязаны будут в ускоренном порядке создать бригады кардиологической или неврологической помощи.

Время прибытия скорой помощи

Если в населенном пункте проживают более 100 тысяч граждан, то в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации создаются подстанции медицинской «скорой» с двадцати минутным расчетом транспортной доступности.

Если в городе от 50 до 100 тысяч человек, согласно приказу, создается специальное медицинское учреждение с круглосуточной быстрой поддержкой. Подобное условие также прописано в новом постановлении.

В небольших деревнях и селах должны быть построены подразделения скорой помощи, недалеко от местных больниц. Районные власти обязаны обеспечить медицинскими услугами любого, кто позвонит по номеру 03.

В мегаполисах с численностью жителей более 100 тысяч человек скорая помощь должна приезжать по адресу в течение 20 минут. Нормативы времени не отложенной поддержки для других населенных пунктов не устанавливаются. Действует общее правило, согласно которому медицинская служба оказывается незамедлительно. Если врачи в течение получаса не прибыли на место назначения или отказали в медицинской помощи, гражданин может позвонить по номеру 02. Неправомерные действия врачей влекут за собой уголовную ответственность (статьи 124 и 125 УК).

Сколько раз можно вызывать скорую помощь?

Как уже было сказано выше, житель Российской Федерации в течение одного года может вызвать скорую помощь не более четырех раз. Если превысить количество допустимых вызовов, за услуги придется платить.

Состав машин не отложенной службы

Теперь автомобили оснащаются новыми моделями медицинской техники, способствующие применению современных технологий. Появляются устройства, позволяющие делать непрямой массаж сердца с голосовым сопровождением. Также устанавливаются аппараты искусственной вентиляции легких для новорожденных и детей.

Машина «скорой» оборудуется навигатором и видеорегистратором. В 2017 году были оснащены более 20 тысяч машин скорой помощи. В северных регионах навигаторы устройства (видеорегистраторы и навигаторы) есть во всех автомобилях службы медицинской помощи.

Поводом для всплеска дискуссий по этому поводу стало предложение Минфина полугодовой давности, сделанное Минздраву. Минфин, вернее, подведомственный ему научно-исследовательский финансовый институт, предложил брать с пациентов плату за вызов «скорой» чаще 4-х раз в год. Исключение предложили сделать для инвалидов, пенсионеров и детей. Кроме того, предлагалось оплачивать более 8 посещений в год терапевтов в поликлиниках, обслуживание в нерабочие часы, лечение у высококвалифицированного специалиста. До 1 июня должны были подвести итоги эксперимента в Мариий Эл, Чувашии и других регионах, где платные скорые работали с начала года. Вот, сетевой народ и возбудился. Вопрос, почему Минфин выступил с таким предложением, думаю, пояснений не требует. Интереснее, почему не поддержал Минздрав. Самая очевидная причина отказа в введении нового стандарта - не боязнь роста социальной напряженности, а чисто финансовые и практические соображения. Подсчеты показали, что частичный отказ от практики бесплатного вызова «скорой» позволит сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей в год. Это составляет 0,62% стоимости базовой программы госгарантий. Суммы мизерные, чтобы переустраивать сложившуюся практику. Однако дискуссия по поводу оправданности дармовой «скорой» для всех уже давно ведется в профессиональных кругах. «Скорая» значительные ресурсы тратит на пьяные вызовы, на шутников и бабушек, которые предпочитают снижать давление под присмотром профессионалов. Еще десять лет назад отдельно взятый город Ставрополь ставил подобный эксперимент. При всей дискуссионности метода, что и подтвердил нынешний фейсбук, оказалось, что с умом дифференцированный подход к вызовам «скорой» интересов граждан не ущемляет. Тогда во всех поликлиниках Ставрополя возобновили работу пунктов неотложной помощи, по сути, восстановив старую советскую практику при которой «Скорая» выезжала только на экстренные ДТП и пожары, а неотложка к больным на дом. Ставропольцам объяснили, что «скорую», конечно, тоже можно вызывать, но если врач сочтет вызов необоснованным, то придется платить. Всплеска социальной напряженности в Ставрополе этот эксперимент не вызвал, хотя в итоге и был признан местной прокуратурой незаконным. Эффект от двух месяцев работы таким - число вызовов «скорой» за сутки снизилось с 465 до 330. Автоматически сократилось время ожидания бригады. Эксперты Минздравсоцразвития еще тогда признавали, что плата за вызов «скорой помощи» при не жизнеугрожающих ситуациях - единственный оптимальный выход. Думаю, эта модель - а не 4 вызова даром, а остальные за плату может рассматриваться как наиболее перспективная для оптимизации работы «скорой». Во всяком случае именно за нее голосуют на своем профессиональном форуме feldsher.ru работники скорой помощи. Но при всей очевидности такого подхода даже профессионалы сомневаются, сможет ли такая формула эффективно работать. Вот выдержка из одного поста: В больших городах - масса ложных вызовов «скорой» наркоманами, людьми в нетрезвом состоянии, на «сопли», а также - «просто пообщаться», как часто делают это пожилые люди. Однако чем дальше населенный пункт от цивилизации, тем меньше подобных «фокусов» от пациентов. - Мы - за израильскую модель вызова «скорой», - в один голос твердят российские доктора. - Пока «скорая» летит к похмельному пьянице, кто-то умирает от инфаркта! Вызвал по делу - оплачивает страховая, просто так - плати сам. Израильская модель вызова «скорой», конечно, не предполагает вызовов без дела (штраф - 1000 шекелей, почти 250 долларов!). Однако если пациента довезли до больницы, помощь оказали в приемном покое и не госпитализировали, то платить ему все равно придется. Строго говоря, вызов не был ложным, но тяжести своего состояния пациент объективно оценить не мог. Сама ситуация с ложными вызовами тоже далеко не всегда однозначна. Когда у моего отца в Москве было предынфарктное состояние, мы дважды вызывали «скорую», которая констатировала - грипп. Фельдшера советовали пить витамины. И в результате он был доставлен в стационар той же бригадой по повторному вызову только через 6 часов: с диагнозом - обширный инфаркт миокарда. Фельдшера извинились, но состояние уже было критическим и купировалось в кардиореанимации. Занимаясь реформированием хорошо бы наладить объективный контроль и за вызовами, и за ошибочными диагнозами, и за грядущими штрафами за ложный вызов. Штрафы, кстати, еще в ноябре 2015 предлагал тот Минфин. Понятно, что сотрудники «скорой» постараются фиксировать свои ошибки по-минимуму, без нормального контроля снова будут страдать пациенты. Как утверждают российские медики, примерно две трети вызовов «скорой» к пожилым людям - это отсутствие адекватной терапии их хронических заболеваний. Участковым терапевтам, у которых бывает и по 70 вызовов на дом, просто некогда этим заниматься. Думаю, если взять сельский сектор, то обострившейся запущенной хроники будет еще больше. И выездные диагностические бригады ситуацию особо не улучшат. Надо вновь открывать ФАПы с целевыми и регулярными визитами в них специалистов. «Скорую» нередко вызывают и граждане с психическими нарушениями, не желающие при этом госпитализироваться в профильный стационар. При этом количество сотрудников психиатрических клиник и диспансеров Минздрав упорно сокращает. Следовательно, эта категория лиц будет продолжать беспорядочные вызовы, а расплачиваться за это даже не подумает. А пока все в работе «скорой» остается неизменным. Спасать людей и приезжать на вызовы медики будут бесплатно. Об этом заявили «Новой газете» в Минздраве и департаменте здравоохранения Москвы.

Поводом для всплеска дискуссий по этому поводу стало предложение Минфина полугодовой давности, сделанное Минздраву. Минфин, вернее, подведомственный ему научно-исследовательский финансовый институт, предложил брать с пациентов плату за вызов «скорой» чаще 4-х раз в год. Исключение предложили сделать для инвалидов, пенсионеров и детей. Кроме того, предлагалось оплачивать более 8 посещений в год терапевтов в поликлиниках, обслуживание в нерабочие часы, лечение у высококвалифицированного специалиста.

До 1 июня должны были подвести итоги эксперимента в Мариий Эл, Чувашии и других регионах, где платные скорые работали с начала года.

Вот, сетевой народ и возбудился.

Вопрос, почему Минфин выступил с таким предложением, думаю, пояснений не требует. Интереснее, почему не поддержал Минздрав.

Самая очевидная причина отказа в введении нового стандарта — не боязнь роста социальной напряженности, а чисто финансовые и практические соображения. Подсчеты показали, что частичный отказ от практики бесплатного вызова «скорой» позволит сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей в год. Это составляет 0,62% стоимости базовой программы госгарантий. Суммы мизерные, чтобы переустраивать сложившуюся практику.

Однако дискуссия по поводу оправданности дармовой «скорой» для всех уже давно ведется в профессиональных кругах.

«Скорая» значительные ресурсы тратит на пьяные вызовы, на шутников и бабушек, которые предпочитают снижать давление под присмотром профессионалов.

Еще десять лет назад отдельно взятый город Ставрополь ставил подобный эксперимент. При всей дискуссионности метода, что и подтвердил нынешний фейсбук, оказалось, что с умом дифференцированный подход к вызовам «скорой» интересов граждан не ущемляет.

Тогда во всех поликлиниках Ставрополя возобновили работу пунктов неотложной помощи, по сути, восстановив старую советскую практику при которой «Скорая» выезжала только на экстренные ДТП и пожары, а неотложка к больным на дом. Ставропольцам объяснили, что «скорую», конечно, тоже можно вызывать, но если врач сочтет вызов необоснованным, то придется платить. Всплеска социальной напряженности в Ставрополе этот эксперимент не вызвал, хотя в итоге и был признан местной прокуратурой незаконным. Эффект от двух месяцев работы таким — число вызовов «скорой» за сутки снизилось с 465 до 330. Автоматически сократилось время ожидания бригады.

Эксперты Минздравсоцразвития еще тогда признавали, что плата за вызов «скорой помощи» при не жизнеугрожающих ситуациях — единственный оптимальный выход.

Думаю, эта модель — а не 4 вызова даром, а остальные за плату может рассматриваться как наиболее перспективная для оптимизации работы «скорой».

Во всяком случае именно за нее голосуют на своем профессиональном форуме feldsher.ru работники скорой помощи. Но при всей очевидности такого подхода даже профессионалы сомневаются, сможет ли такая формула эффективно работать. Вот выдержка из одного поста:

В больших городах — масса ложных вызовов «скорой» наркоманами, людьми в нетрезвом состоянии, на «сопли», а также — «просто пообщаться», как часто делают это пожилые люди. Однако чем дальше населенный пункт от цивилизации, тем меньше подобных «фокусов» от пациентов.

— Мы — за израильскую модель вызова «скорой», — в один голос твердят российские доктора. — Пока «скорая» летит к похмельному пьянице, кто-то умирает от инфаркта! Вызвал по делу — оплачивает страховая, просто так — плати сам. Израильская модель вызова «скорой», конечно, не предполагает вызовов без дела (штраф — 1000 шекелей, почти 250 долларов!). Однако если пациента довезли до больницы, помощь оказали в приемном покое и не госпитализировали, то платить ему все равно придется. Строго говоря, вызов не был ложным, но тяжести своего состояния пациент объективно оценить не мог.

Сама ситуация с ложными вызовами тоже далеко не всегда однозначна. Когда у моего отца в Москве было предынфарктное состояние, мы дважды вызывали «скорую», которая констатировала — грипп. Фельдшера советовали пить витамины. И в результате он был доставлен в стационар той же бригадой по повторному вызову только через 6 часов: с диагнозом — обширный инфаркт миокарда.

Фельдшера извинились, но состояние уже было критическим и купировалось в кардиореанимации.

Занимаясь реформированием хорошо бы наладить объективный контроль и за вызовами, и за ошибочными диагнозами, и за грядущими штрафами за ложный вызов. Штрафы, кстати, еще в ноябре 2015 предлагал тот Минфин. Понятно, что сотрудники «скорой» постараются фиксировать свои ошибки по-минимуму, без нормального контроля снова будут страдать пациенты.

Как утверждают российские медики, примерно две трети вызовов «скорой» к пожилым людям — это отсутствие адекватной терапии их хронических заболеваний. Участковым терапевтам, у которых бывает и по 70 вызовов на дом, просто некогда этим заниматься.

Думаю, если взять сельский сектор, то обострившейся запущенной хроники будет еще больше. И выездные диагностические бригады ситуацию особо не улучшат. Надо вновь открывать ФАПы с целевыми и регулярными визитами в них специалистов.

«Скорую» нередко вызывают и граждане с психическими нарушениями, не желающие при этом госпитализироваться в профильный стационар. При этом количество сотрудников психиатрических клиник и диспансеров Минздрав упорно сокращает. Следовательно, эта категория лиц будет продолжать беспорядочные вызовы, а расплачиваться за это даже не подумает.

А пока все в работе «скорой» остается неизменным. Спасать людей и приезжать на вызовы медики будут бесплатно. Об этом заявили «Новой газете» в Минздраве и департаменте здравоохранения Москвы.



Поделиться