Виды юридических лиц в рф мчп. Правовое положение иностранных юридических лиц в рф

1. Понятие и сфера действия личного закона юридического лица. Основные приемы определения «национальности» юридического лица, их преимущества и недостатки. Критерии определения личного закона юридического лица (доктрина «инкорпорации», доктрина «оседлости», доктрина «центра эксплуатации», доктрина «контроля»).

2. Международные юридические лица и проблемы определения их правового статуса.

3. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ. Правовое положение филиалов и представительств иностранных юридических лиц в РФ.

4. Правовое положение российских юридических лиц за границей.

Затрагивая вопрос о правовом положении юридического лица в МЧП, необходимо отметить, что в современных гражданско-правовых кодификациях, как правило, не содержится четкого определения термина «юридическое лицо» . Можно назвать признаки юридического лица, которые характеризуют его как субъект права: 1) организационное единство; 2) имущественная обособленность; 3) самостоятельная имущественная ответственность; 4) возможность выступать в гражданском обороте, а также истцом и ответчиком в суде от собственного имени.

Правовое положение юридического лицакак субъекта МЧП также определяется по его личному закону (lex societatis) . Данный тип коллизионной привязки означает применение права того государства, которому принадлежит юридическое лицо. По нему определяются право- и дееспособность юридического лица, порядок совершения сделок его органами, вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Определение государственной принадлежности юридического лица требуется также для установления налогового режима, решения коллизионных вопросов, обращения за дипломатической помощью и т.п. Необходимо иметь в виду, что к юридическому лицу неприменимы понятия «гражданство» и «место жительства». Можно говорить о «национальности» или «национальной принадлежности» юридического лица. Эти понятия в разных странах определяются по-разному. Существует четыре основные доктрины определения принадлежности юридического лица.



1. Доктрина «оседлости» , согласно которой личным законом юридического лица признается закон места нахождения его административного центра (то есть органа управления).

Как правило, учредительные документы юридического лица содержат указание на место его пребывания. Эта доктрина получила широкое распространение во Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии и ряде других стран континентального права. Определение личного закона на основании этой доктрины удобно, поскольку место пребывания организации легко проверить (по торговому регистру), и следовательно, не возникает проблем по поводу получения сведений о право- и дееспособности организации.

2. Доктрина «центра эксплуатации» , согласно которой личным законом корпорации считается закон места осуществления ее основной деятельности.

Сторонники применения этой доктрины немногочисленны. Действительно, если в качестве основного критерия определения личного закона юридического лица взять «центр эксплуатации», то совершенно не будет учтен тот фактор, что коммерческая деятельность организации (заключение договоров и других сделок), порождающая юридические обязательства, совершается в центре управления. Более того, компания может обладать несколькими местами осуществления «основной деятельности» в разных странах с равным объемом осуществляемых операций, например транснациональные корпорации (далее по тексту ТНК). Явные недостатки этой доктрины послужили основной причиной ее непризнания в Англии, США и континентальной Европе, хотя она была одобрена многими французскими учеными.

3. Доктрина «инкорпорации» , согласно которой личным законом юридического лица является право государства, где создано данное юридическое лицо. Наибольшее распространение данная доктрина получила в странах англо-американской системы права. Наша страна также придерживается данной доктрины (ст. 1202 ГК РФ). Существенным недостатком является отсутствие связи между законом места образования компании и законом места осуществления ее деятельности и, следовательно, возможность невыполнения тех требований, которые предусмотрены законодательством страны, где юридическое лицо осуществляет свою практическую деятельность (например, при создании организации в оффшорной зоне).

4. Доктрина «критерия контроля» , возникшая в военное время, согласно которой национальность юридического лица определяется с учетом многочисленных аспектов, характеризующих корпорацию. К числу таких аспектов относятся такие факторы, как национальность акционеров, директоров, служащих, рабочих; национальность держателей ценных бумаг; национальность патентов или товарных знаков, которые корпорация использует по лицензии, и т.п. Однако у всех названных критериев также имеются свои недостатки. Члены одного акционерного общества могут обладать различной национальностью. Аналогичная ситуация может возникнуть и при привязке к национальности акционерного капитала, использовании технологии, состоящей из процессов, запатентованных в нескольких странах. Отсутствие единых четких критериев определения национальности юридического лица, а также существование несовпадающих коллизионных привязок в праве различных государств привели к необходимости определения национальности юридических лиц посредством заключения двухсторонних международных договоров (в частности, договоров о поощрении и защите иностранных инвестиций).

Иностранные юридические лица организуются на территории принимающих государств в различных разрешенных национальным законодательством организационно-правовых формах. Однако соблюдение требований законодательства при организации юридического лица с участием иностранного элемента не всегда является достаточным условием для разрешения деятельности такого юридического лица на внутреннем рынке. Необходимо, чтобы юридическое лицо было признано субъектом права и допущено к осуществлению предполагаемой хозяйственной деятельности. В большинстве стран такое признание становится действительным без какого-либо специального административного акта со стороны государства, где юридическое лицо предполагает осуществлять свою деятельность. Такое положение существует в Великобритании, где суды признают существование любого юридического лица, если оно создано надлежащим образом по законодательству страны места государственной регистрации юридического лица. В то же время французское и германское право выдвигают определенные дополнительные условия. Во Франции для признания иностранного юридического лица необходимо издание специального приказа. В Германии специальный административный акт требуется для иностранных юридических лиц, которые не занимаются торговой деятельностью. Для торговых компаний германское законодательство более либерально и не требует специального признания. Надо иметь в виду, что признание иностранного юридического лица не превращает его в национальную (местную) компанию. Оно лишь рассматривается в признавшем его государстве как юридическое лицо.

Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности регулируется внутренним законодательством принимающего государства и будет рассмотрен в отдельной теме об иностранных инвестициях.

Достаточно интересной и весьма сложной в МЧП является проблема определения правового статуса так называемых международных юридических лиц, получивших в настоящее время весьма широкое распространение. Международные юридические лица, в частности ТНК, имеют филиалы и дочерние предприятия практически по всему миру. Причем данные филиалы и дочерние предприятия регистрируются как самостоятельные юридические лица по национальному законодательству принимающих стран. Это означает, что ТНК, являясь экономически единым механизмом, с юридической точки зрения представляет собой множество юридических лиц, зарегистрированных в разных странах и являющихся субъектами национального права этих стран. Данное положение существенно осложняет контроль за деятельностью ТНК. Регулирование статуса и деятельности ТНК в настоящее время осуществляется на основании многостороннего международного договора о ТНК, подписанного в марте 1998 года. Определенные усилия предпринимаются также и странами Латинской Америки. К примеру, можно назвать два важных документа, принятых странами-участницами Андского пакта: решение № 220 «Общий режим использования иностранного капитала, товарных знаков, патентов и лицензий» и решение № 46 «Режим многонациональных предприятий и регулирование использования субрегионального капитала».

Закон юридического лица определяет правовой статус юридического лица. Понятие правового статуса охватывает целую группу правоотношений, включающих:

  • 1) правовой статус организации в качестве юридического лица;
  • 2) организационно-правовую форму юридического лица;
  • 3) требования к наименованию юридического лица;
  • 4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
  • 5) содержание правоспособности юридического лица;
  • 6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
  • 7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
  • 8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам (п.2 ст.1202 ГК РФ).

Смысл данной формулы прикрепления заключается в том, что правовой статус юридического лица определяется законом того государства, чью государственную принадлежность (национальность) имеет юридическое лицо. Трудность состоит в том, что право разных государств по-разному регулирует этот вопрос в силу различия исторически сложившихся критериев определения государственной принадлежности (национальности) юридических лиц. Определение национальности юридического лица существенным образом влияет на установление его принадлежности к конкретному правопорядку -собственному или иностранному, который и является его личным статутом. Таким образом, личный статут юридического лица устанавливается посредством определения его государственной принадлежности (национальности). Традиционно для этого используются критерии инкорпорации, оседлости и места ведения деятельности.

Критерий инкорпорации (места учреждения) означает, что за юридическим лицом признается национальность того государства, на территории которого выполнены формальности по его учреждению, где оно организовано и зарегистрировано. Этого критерия придерживается законодательство стран англосаксонской системы права и ряда других государств, в число которых входит и Россия. В соответствии с п.1 ст.1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена (ст.1203 ГК РФ). Аналогичный критерий используется и в Минской конвенции, где указано, что правоспособность юридического лица определяется законодательством того государства-участника, по законам которого оно было учреждено (п.3 ст.23).

Критерий оседлости (места нахождения административного центра) предполагает, что за юридическим лицом признается национальность того государства, на территории которого расположены управленческие органы юридического лица. Этот критерий предусмотрен в законодательстве стран романо-германской системы права, однако понятие оседлости не одинаково трактуется в практике разных государств. В одних случаях под ним понимается уставная оседлость (место расположения управленческих органов, закрепленное в учредительных документах), в других случаях - реальная оседлость, обусловленная фактическим местонахождением административного центра юридического лица.

Критерий места ведения основной хозяйственной деятельности предусматривает, что юридическое лицо имеет национальность того государства, на территории которого оно осуществляет свою деловую активность. Данный критерий закреплен в законодательстве целого ряда арабских государств (Сирии, Египта) и в прошлом выступал как одно из средств борьбы за экономическую независимость*(24).

Наряду с общей предпосылкой, в целом правильно указывающей на то, что национальность юридического лица определяет его личный статут (т.е. правовой статус), нельзя не отметить целый ряд противоречий и коллизий, возникающих из-за применения разных критериев в разных государствах, что в конечном счете позволяет говорить об отделении личного статута и национальности юридического лица.

Во-первых, если юридическое лицо учреждено в государстве, использующем критерий оседлости (например, Бельгия), а впоследствии его управленческий центр перемещается в государство, где предусмотрен критерий инкорпорации (например, США), то данное юридическое лицо будет признано американским в Бельгии и бельгийским - в США, т.е. "теряет" свою национальность.

Во-вторых, если юридическое лицо учреждено в государстве, применяющем критерий инкорпорации (например, США), а его управленческий центр расположен в государстве, применяющем критерий оседлости (например, Германия), то в США оно будет признано американским, а в Германии -немецким, т.е. фактически приобретает две национальности. В-третьих, если юридическое лицо учреждается в государстве, предусматривающем критерий инкорпорации (например, Австрия), а его управленческий центр перемещается в государство, законодательство которого использует аналогичный критерий (например, Швейцария), то такое юридическое лицо будет считаться австрийским как в Австрии, так и в Швейцарии, т.е. приобретает одностороннюю (неполную) национальность.

Помимо вышеупомянутых коллизий необходимо отметить и проблему, связанную с определением правового статуса транснациональных корпораций (ТНК), представляющих разветвленную структуру (например, в форме холдинга). Такая структура объединяет сотни и тысячи компаний, действующих на территории многих государств, в разных юрисдикциях и в рамках разных правовых режимов. Кроме этого, подавляющее большинство ТНК создано в форме акционерных обществ, акционерами которых выступают граждане десятков государств и акции которых котируются на фондовых биржах в крупнейших финансовых центрах мира. Представляется, что одним из способов устранения таких коллизий и противоречий является унификация критериев определения национальности юридических лиц в рамках международных организаций (Европейского Союза, Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития), а также путем заключения многосторонних международных договоров, главным образом на региональном уровне. В российской науке МЧП была справедливо подчеркнута мысль о том, что "с возникновением международных корпораций, с возможным появлением в обозримом будущем европейских компаний или иных подобных региональных компаний не теряет своего значения категория личного статута, представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих "генетический статус" субъектов, которые имеют тенденцию к выходу на наднациональный уровень Суворов Л.Л. Проблема отделения личного статута юридического лица от его государственной принадлежности в современном международном частном праве // Журнал международного частного права. 1995. N 3 (9). С.11..

«Привязанность» юридического лица к определенному государству и его правопорядку именуется в международном частном праве «национальностью» юридического лица. Принадлежность юридического лица к определенному государству и соответственно его правопорядку отличается от гражданства физических лиц.

Критерии определения "национальности " юридического лица 1. 2. 3. места учреждения; данный критерий характерен для стран англо- американской системы права; места нахождения его административного (управляющего) центра, который характерен для стран континентальной Европы; места осуществления его деятельности, "центр эксплуатации".

Теория инкорпорации. n Личным законом юридического лица считается право того государства, в котором данное лицо зарегистрировано (инкорпорировано).

Теория оседлости (или нахождения административного центра). n Юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории находится его административный центр.

Теория центра эксплуатации (или места деятельности). n Юридическое лицо в качестве личного закона имеет статут той страны, где оно проводит производственную (в широком смысле слова) деятельность.

Теория контроля. n Юридическое лицо имеет национальность того государства с территории которого контролируется и управляется его деятельность.

Транснациональная корпорация предпринимательская единица, владеющая или осуществляющая контроль над производством товаров или услуг за пределами страны, в которой она базируется.

Качественные признаки ТНК n n Первым и основным признаком транснациональной корпорации, по мнению большинства исследователей, является то, что производственная (точнее, предпринимательская) деятельность такой корпорации осуществляется на территории нескольких стран. Вторым важнейшим признаком транснациональных корпораций является то, что они подчиняются вполне определенному государству и гораздо реже - двум или нескольким государствам. Третьим признаком ТНК является то, что отношения между материнской компанией или штаб-квартирой и зарубежными предприятиями построены на системе экономической зависимости, обычно системе участий. Четвертый признак транснациональных корпораций - это объединения монополистического капитала. Отсюда следует, что это не просто компании, имеющие прямые инвестиции за границей, а компании гигантские, с интересами, выходящими за пределы данной страны, превосходящие другие компании и по размеру капитала, и по уровню конкурентоспособности.

n n n Характерные черты российского юридического лица субъекта внешнеэкономической деятельности оно несет самостоятельную имущественную ответствен ность по своим обязательствам; личный статут определяется российским правом; деятельность регулируется нормами принимающего иностранного государства и положениями заключенного с ним торгового договора.

Оффшор (offshore – “вне границ”) – юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля.

Можно разделить на следующие виды: 1. Компании финансовой ориентации (оффшорные банки, финансовопосреднические компании, страховые компании); 2. Торгово-посреднического профиля (экспортноимпортные, закупочные, дистрибьюторские и т. п.). 3. Кроме того, для инвестирования за рубежом фирмы с международными активами могут создавать оффшорную компанию холдингового типа. К таким компаниям можно отнести: оперативно-холдинговые компании, инвестиционные, компании по владению интеллектуальной собственностью (лицензионные), недвижимостью, судами.

Юридическое лицо - созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и, в случае наличия такового, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возникают вопросы: 1) о признании правосубъектности иностранного юридического лица; 2) о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса: "1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо". Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении "национальности" юридического лица из критерия инкорпорации. Этот принцип применялся и в прежнем законодательстве. Из этого следует, что, для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, какую государственную принадлежность оно имеет. Согласно ст. 1203 ГК личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Например, если личным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, аналогичное образование будет рассматриваться как юридическое

На Государственную регистрационную палату, созданную при Министерстве экономики РФ, возложена регистрация российских инвестиций за рубежом. Палата регистрирует зарубежные предприятия, созданные с российским участием в соответствии с действующим российским законодательством и законодательством государства инвестирования, а также ведет Государственный реестр, в который вносятся все зарубежные предприятия с российскими инвестициями независимо от времени создания, организационно правовой формы и доли в капитале российского участника. Только с момента регистрации в Палате и получения свидетельства установленного образца на зарубежные предприятия с российским участием распространяется государственная поддержка и правовая защита в рамках межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

«Национальность» юридического лица – это принадлежность юридического лица к определенному государству , право этого государства компетентно ответить на весь круг вопросов, связанных с правоспособностью юридического лица. Такое право получило название «личный закон » или «личный статут» юридического лица.

Для определения национальности в международном частном праве было разработано несколько доктрин:

1) доктрина оседлости – в ее основу положен критерий местонахождения (применяется в континентальных странах Западной Европы). Юридическое лицо принадлежит тому государству, где находится его правление или административный центр;

2) доктрина инкорпорации – применяется в России, Великобритании, США . Согласно данной доктрине юридическое лицо принадлежит тому государству, где оно создано;

3) доктрина центра эксплуатации – в основу данной доктрины положен критерий места деятельности (центр эксплуатации). Применяется в Индии. Смысл заключается в том, что юридическое лицо принадлежит тому государству, где осуществляется его основная деятельность;

4) теория контроля . Бывают ситуации (вооруженные конфликты), которые вызывают потребность появления «враждебных иностранцев », с которыми запрещается ведение общих дел. Вопрос о «враждебных иностранцах» или теории контроля впервые возник в английской судебной практике, в известном деле Дайнвера 1916 г.

Критерии, обоснованные доктриной, с целью определения принадлежности юридического лица к определенному государству превратились в коллизионные привязки, все они решают только один коллизионный вопрос: право какого государства подлежит применению для определения правового положения юридического лица.

Согласно ч. 3 Гражданского кодекса РФ на основе личного закона определяются:

  • правовой статус организации в качестве юридического лица;
  • организационно-правовая форма юридического лица;
  • вопросы создания, реорганизации, ликвидации юридического лица ;
  • вопросы правопреемства;
  • содержание правоспособности юридического лица;
  • порядок приобретения юридическим лицом ряда прав и обязанностей;
  • отношения внутри юридического лица, включая отношения его участников;
  • способность юридического лица отвечать по своим обязательствам .

В соответствии с п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено это юридическое лицо.

Гражданский кодекс выбирает тот критерий, который связывает юридическое лицо с местом его учреждения.

Если юридическое лицо, учрежденное российскими лицами со 100 %-ным российским капиталом , зарегистрировано в оффшорной зоне, например на Кипре, то возникает вопрос, по какому праву будет определяться его правоспособность, в данном случае – право страны, где учреждено юридическое лицо, будет всегда его личным законом независимо от его принадлежности.

Правила, касающиеся положения иностранных юридических лиц, содержатся в разных международных договорах , например о поощрении и защите капитала, правовой помощи, избежании двойного налогообложения.

Международный договор имеет важное значение как источник международного частного права. Между договорами в области МПП и МЧП есть существенные различия. Создателем (субъектом) и адресатом норм международных соглашений в МПП одновременно выступает само государство. Государство создает нормы МПП, самому себе их адресует и на себя же возлагает ответственность за их нарушение. Нормы международных соглашений, регулирующих отношения в сфере публичного права, как правило, не являются самоисполнимыми. Они адресованы государству в целом и не могут быть применены в национальном праве без издания специального внутригосударственного акта, конкретизирующего такие нормы и приспосабливающего их для действия в национальном праве.

Создателем (субъектом) норм международных соглашений, регулирующих проблемы международного частного права, также является государство. Независимо от предмета регулирования любое межгосударственное соглашение входит в сферу МПП. Однако подавляющее большинство международных конвенций, посвященных регламентации частноправовых вопросов, адресовано не государству в целом, а его национальным правоприменительным органам, физическим и юридическим лицам. Такие международные договоры содержат в основном самоисполнимые нормы, т. е. конкретные и завершенные, уже полностью приспособленные для непосредственного действия в национальном праве. Для имплементации норм такого международного договора во внутреннее право не нужно издания специальных законов, а достаточно ратификации договора или его подписания. Разумеется, все международные соглашения по вопросам международного частного права содержат и обязательства государств в целом (изменить свое законодательство в целях исполнения обязательств по данному соглашению, денонсировать ранее заключенные соглашения и др.). Однако поскольку нормы подобных договоров адресованы национальным участникам гражданских правоотношений, то имеется прямая возможность непосредственного применения норм международных договоров в национальных судах и арбитражах (ст. 7 Гражданского кодекса).

Международные договоры, регулирующие вопросы международного частного права, составляют в международном праве целую систему. Большинство таких договоров – двусторонние договоры (о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, консульские конвенции, договоры о торговле и мореплавании, торговом судоходстве). Наибольшее значение для международного сотрудничества имеют, естественно, не двусторонние, а универсальные международные соглашения, устанавливающие единообразное правовое регулирование на глобальном уровне. В настоящее время разработана целая система универсальных конвенций, регулирующих отношения практически во всех областях международного частного права. Основной недостаток большинства таких соглашений – их недостаточно представительный характер (например, в Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. участвуют всего около 100 государств мира). Многие универсальные международные соглашения в сфере международного частного права, принятые довольно давно, до сих пор не вступили в силу, так как не набрали необходимого количества участников.



Поделиться