Подзаконные акты и их виды. Законы и подзаконные акты

Это документы, которые издаются в пределах компетенции исполнительных органов госвласти. Они не должны противоречить Конституции, ФЗ, действующим на территории страны. Рассмотрим далее существующие виды подзаконных актов.

Основные признаки

Подзаконные акты РФ обладают спецификой. По их основным признакам можно отличить их от других принимаемых документов. Среди специфических черт следует отметить:

  1. Соответствие закону.
  2. Регулирование отдельных конкретных аспектов общественных отношений.

Основная функция, которую выполняют подзаконные акты, это исполнение и развитие норм, конкретизация их положений.

Классификация

К подзаконным актам относятся:

Это исчерпывающий список существующих документов из рассматриваемой категории.

Указы и распоряжения главы страны

Такие виды подзаконных актов во все времена обладали особым воздействием на развитие права в России. В дореволюционную эпоху, в частности, Указами утверждалась Высшая воля монарха. Фактически такие акты имели действие закона. В годы Советского Союза указы принимались Президиумами ВС страны и республик. Часть таких документов, касающихся вопросов законодательного характера, направлялась на рассмотрение на очередной сессии представительных структур. В настоящее время в Конституции установлено право президента издавать распоряжения и указы. Считается, что последние обладают более широким и существенным действием. Распоряжения, как правило, не содержат правовых норм. Обычно они утверждаются по определенным оперативным вопросам, касающимся госуправления. Также не все указы выступают как подзаконные акты. Это обусловлено тем, что они также часто принимаются по оперативным вопросам. Например, указы о присвоении званий, назначении на пост и так далее.

Специфика нормативных указов

Такие документы:

  1. Не могут противоречить положениям федерального законодательства, однако обладают приоритетным действием относительно прочих подзаконных нормативных документов.
  2. Включают в себя правовые положения.
  3. Обладают общим обязательным характером.
  4. Регламентируют разные сферы жизни общества.

По характеру полномочий указы президента разделяются на принятые:

  • В пределах своей компетенции.
  • В рамках полномочий, переданных парламентом.

Существуют также указы, которые должны утверждаться в Совете Федераций. Они касаются введения военного положения, назначения на должности Генпрокурора, должностных лиц высших судов.

Правительственные постановления

Основная цель, которую реализуют такие подзаконные акты, - это исполнение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, правительственные постановления содержат правовые нормы. Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.

Документы ведомств и министерств

Акты такого рода подчиняются правительственным нормативным положениям и, как правило, обладают отраслевым назначением. Последнее означает, что их действие распространяется исключительно на субъектов, занятых в конкретной отрасли. В ряде случаев, однако, они могут охватывать более широкий круг отношений. Это может быть обусловлено, например, функциональной, межотраслевой направленностью ведомства/министерства. В таких случаях подзаконные акты адресуются нескольким структурам и регулируют межотраслевые взаимодействия.

Приказы и инструкции

Это две основные категории документов, издаваемых на министерском/ведомственном уровне. Приказы могут иметь нормативный характер или не содержать правовых положений. Первые посвящены наиболее актуальным вопросам деятельности исполнительных органов госвласти. В частности, они регламентируют их структуру, функции, задачи. Ненормативные приказы выступают как правоприменительные документы. Инструкциями регламентируются основные формы/виды служебной деятельности. Они устанавливают функциональные обязанности для конкретных категорий трудящихся. Инструкции обладают нормативным содержанием.

Региональные нормы

Подзаконным актом является указ или распоряжение президента республики, входящей в состав России. Такие документы принимаются в соответствии с Конституцией страны и конкретного региона. Право издавать распоряжения и постановления имеют также губернаторы, главы в администрациях автономных областей и округов, городов фед. значения, краев, правительства регионов (при наличии). Принятие и утверждение соответствующих документов осуществляется в пределах полномочий этих субъектов. Право на издание инструкций и приказов есть и у региональных департаментов, министерств, ведомств и прочих исполнительных институтов региональной власти. Такие акты принимаются в соответствии с полномочиями каждого конкретного органа, в рамках конституций, нормативных положений, уставов, ФЗ. Они действуют локально - их положения обязательны для исполнения в пределах конкретной территории (в границах субъекта).

Нормативные положения местных институтов власти

По Конституции, территориальные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы. В частности, они осуществляют управление муниципальным имуществом, составляют, утверждают и исполняют впоследствии местный бюджет, формируют сборы и налоги в конкретном МО. В их функции также входит обеспечение охраны, поддержания порядка в обществе, решение прочих вопросов местного характера. В рамках переданных полномочий, территориальные властные структуры издают:


Локальные документы

К ним относятся подзаконные акты, издаваемые в пределах учреждений и организаций. Такими документами регламентируются научные, коммерческие, учебные, производственные, управленческие и прочие взаимодействия, касающиеся назначения предприятия. В каждом учреждении или организации, таким образом, действует собственный устав, нормативное положение либо другой учредительный акт, правила внутренней дисциплины, распорядка и прочие нормы. Все они обладают правовым значением. Подзаконные локальные акты подлежат утверждению либо регистрации в государственных уполномоченных структурах. В качестве такого рода документов могут, например, выступать:

  1. Распоряжения, приказы как индивидуального, так и нормативного значения, которые принимаются руководителями организаций, учреждений, предприятий. Такими документами регламентируются вопросы, связанные с установлением внутреннего распорядка, назначением материального поощрения (вознаграждения) и пр.
  2. Решения, утвержденные коллегиальными органами управления. К таким структурам, в частности, относят советы директоров, общее собрание учредителей (акционеров). Решения в этом случае касаются управления, организации деятельности предприятия.

Подзаконный акт - один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов.

Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1) нормативные указы Президента , которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2) постановления Правительства . Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3) ведомственные нормативные акты - нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4) подзаконные акты органов местного самоуправления . К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5) внутриорганизационные акты - такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1 . Законность . Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2 . Компетентность . Нормативно-правовой акт должен составляться, компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3 . Четкость и непротиворечивость изложения . Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т.д.).


4 . Своевременность принятия . Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5 . Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

Функционирование и состояние государства и гражданского общества требуют регламентации в виде документирования, с помощью которого обеспечивается организация и регулирование проведения мероприятий, их отдельных операций, а также общественных отношений в ходе их реализации. Нормативный документ должен быть оформлен в письменном виде, иметь официальный характер и юридическую силу. Для его детализации применяется дополнительная документация, составленная на основании базового нормативно-правового источника в случае, если в его положениях присутствуют пробелы или спорные вопросы, которые можно интерпретировать двояко. Чтобы понять юридическую актуальность документа и возможную сферу его использования, следует уяснить, что такое подзаконный акт, какова иерархия подзаконных актов?

Законы и подзаконные акты

Общая информация

В зависимости от сферы применения и аппарата утверждения, все правовые акты подразделяются на нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные. Подзаконные акты и законы относятся к категории нормативно-правовых документов, формально закрепляющих определенные предписания. Подзаконная документация рассматривается только в тесной связи с базовым законом, являющимся основанием составления второстепенного документа. Она должна ему соответствовать и конкретизировать отдельные положения.

Подзаконный акт — это правовые нормы, изданные на основе определенного законодательного источника с целью обеспечения его исполнения. Документ обладает меньшей значимостью, чем закон, на котором он базируется, поскольку при регулировании актуальных для него вопросов, в первую очередь учитывается основной акт, а его вспомогательные элементы детализируют некоторые положения.

Что такое подзаконный акт

Выделяют несколько видов подзаконных актов, каждый из которых классифицируется по иерархии составления базового документов. Они могут являться дополнением к:

  • распоряжению или указу главы государства;
  • правительственным нормативно-правовым актам;
  • ведомственным или федерально-министерским актам;
  • документам исполнительной власти субъектов государства;
  • документации органов местного самоуправления;
  • профессионально-специализированным актам.

Признаки подзаконных актов

Основные параметры подзаконных документов определяются компетенцией издающего их субъекта.

Все документы должны быть составлены и утверждены в соответствии с полномочиями, которыми наделяется издатель. Данный факт свидетельствует о том, что нормативно-правовые источники отличаются юридической силой, местом расположения издающего органа в иерархии государства, а также кругом вопросов общественных отношений, для регулирования которых они издаются. Документ подзаконного характера является разновидностью нормативного акта.

Указы и распоряжения

Документация правового характера, относящаяся к категории указов и распоряжений главы государства, обязательна к исполнению на всей территории России. Она должны быть составлена в пределах президентских полномочий, сфера которых предусмотрена конституционными нормами. При помощи указов реализуются элементы правового статуса руководителя. Их издание актуально в ситуациях, когда в правовых источниках присутствуют недоработки, позволяющие двусмысленно оценивать ситуацию.

Некоторые виды указов не относятся к нормативно-правовой категории, поскольку они могут быть приняты по вопросам управления, таких как назначение на должность, присвоение звания или лишение полномочий. Такие указы носят характер правоприменительных актов, которые по характеристикам схожи на распоряжения.

Закон и подзаконный акт. Общая информация

Отличительными признаками президентских указов являются:

  • общеобязательный характер;
  • регулирование отдельной сферы общественной жизни населения;
  • наличие нормы права;
  • приоритетное отношение к конкретному подзаконному акту;
  • отсутствие противоречий с содержимым федеральных законов.

Читайте также: Как рассчитывается валовой национальный доход ВНД

Президентские указы классифицируются в зависимости от характера полномочий его издателя. Документы могут быть оформлены не только в пределах собственных возможностей, но и с делегированным участием представителей парламента. Некоторая документация должна быть одобрена и утверждена Федерационным советом.

Распоряжения предназначены для частного назначения. Они не относятся к категории нормативно-правовых актов, поскольку принимаются в экстренных ситуациях, касающихся необходимости организации решения текущих и процедурных вопросов государственного управления. В их компетенции мероприятия по созданию рабочих комиссий и выделению средств из резервных фондов регионам. Документы адресуются узкому кругу исполнителей и относятся к категории правоприменительных актов.

Правительственные нормативно-правовые акты

Специализированные нормативные правовые подзаконные акты правительственного уровня регламентируются положениями Конституции, определяющей компетентность правительства и регламентируемую сферу его деятельности в этом направлении.

Документ может охватывать любые сферы, касающиеся правительственных полномочий, возложенных федеральным законодательством и Конституцией. Он может касаться области культуры, экологии, здравоохранения, науки, образования, социального обеспечения, а также реализации внешней и внутренней обороноспособности, борьбе с преступностью и защите прав и свобод граждан. Отдельным разделом рассматриваются вопросы по федеральному бюджету, управлению государственной собственностью и проведению единой денежной и финансовой политики.

Интерпретация подзаконного акта

Акты федеральных министерств и ведомств

Ведомственные или федерально-министерские нормативные подзаконные акты, как правило, имеют отраслевое назначение. Их действие распространяется на лиц, осуществляющих деятельность в сфере, которой касается правовой документ. В некоторых ситуациях документация может быть предназначена для регулирования межотраслевых отношений. В таких ситуациях она адресуется нескольким министерствам.

Акты имеют вид инструкций или приказов. Инструкции регулируют функционирование служебной деятельности. Нормативные приказы позволяют структурировать деятельность органов исполнительной власти, а также определить их функции и задачи. Ненормативные приказы относятся к категории правоприменительных документов.

Акты исполнительной власти

Базовые законы государственных субъектов могут касаться вопросов, относящихся к региональной компетенции или к сфере и порядку взаимодействия с другими регионами.

Они не могут противоречить требованиям федеральных законов и конституции. Юридическая сила документов актуальна только в том регионе, для которого был утвержден акт. Его подзаконная документация может быть оформлена в виде распоряжений, приказов или других актов, которые должны быть изданы уполномоченными представителями власти субъекта.

Акты органов местного самоуправления

Конституционные нормы определяют обязательства органов местного самоуправления. Их уполномоченные представители могут самостоятельно решать вопросы местного значения. В их компетенции управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, а также реализация мероприятий по охране общественного порядка. В пределах указанных полномочий они вправе издавать правовую документацию в форме постановлений и распоряжений, актов представительных органов, в том числе и поселковых собраний. Все эти документы могут иметь нормативный или правоприменительный характер.

Признаками подзаконных нормативных актов , которые отличают их от , является то, что они:

  • издаются в соответствии с законом;
  • регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

  • на указы и распоряжения Президента РФ;
  • акты Правительства РФ;
  • акты федеральных министерств и ведомств;
  • акты исполнительной власти субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты.

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

  • не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
  • содержат ;
  • регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
  • имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения , как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции . Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

  • постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;
  • акты поселковых и сельских сходов (собраний);
  • акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

  • приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
  • решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как "на основании и во исполнение закона", "не должны противоречить закону", "в соответствии с законом" и др, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием "подзаконные нормативные правовые акты". Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать "свои" правовые акты.

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. В Российской Федерации этот вопрос четко и исчерпывающим образом не решен ни в Конституции, ни в законах, ни в иных нормативных правовых актах. Это служит причиной частых нарушений законности в правотворческой сфере различными правотворческими органами при издании подзаконных нормативных актов.

Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как "на основании и во исполнение закона", "не должны противоречить закону", "в соответствии с законом" и др. Все эти законодательные формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актов от законов.

В-третьих, в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм*(109). К четвертому признаку подзаконных нормативных правовых актов можно отнести то, что им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения. Из этого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, как правило, принимает норму видового значения при наличии нормы родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных нормативных правовых актов.

В-шестых, подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Другое, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовых актов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все они находятся "под" законом. Приставка "под" в данном термине указывает на подчиненное положение одного предмета от другого. В специально-юридическом значении приставка "под" в термине подзаконный акт означает их системную зависимость, иерархическое свойство быть хотя бы на одну ступень, на один уровень, но ниже закона, располагаться под законом.

Однако подзаконность данной группы нормативных правовых актов вовсе не означает их юридическую "необязательность". Все эти акты обладают необходимой юридической силой, они также как и законы обязательны для исполнения. Разница только в том, что их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно, к примеру, для федеральных законов.

Помимо иерархической зависимости выделяется и материальная (содержательная) зависимость всех подзаконных нормативных правовых актов от закона, выражающаяся в том, что закон регулирует все наиболее важные, принципиальные отношения (первичное регулирование), а все остальные отношения регулируются всеми остальными нормативными правовыми актами меньшей юридической силы (вторичное регулирование). Существование сферы вторичного регулирования обусловлено тем, что после принятия, к примеру, федерального закона органы, наделенные различной компетенцией издают нормы более подробной регламентации, без которых невозможно реализовать предписания федеральных законов. Помимо этого, принимаются также нормы, распределяющие обязанности между различными подразделениями, службами по своевременному исполнению федерального закона, порядок взаимодействия с гражданами, приоритетные формы этого взаимодействия, процедурные вопросы принятия правовых и управленческих решений.


Похожая информация.




Поделиться