Что такое образ жизни? Какие существуют образы жизни.

Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирую­щих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека. Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватываю­щими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного време­ни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в обществен­ной жизни, нормы и правила поведения.

Образ жизни - один из критериев обще­ственного прогресса, это «лицо» человека. В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50-55 % приходится на образ жизни. В свою очередь, к основным факторам, определяющим образ жиз­ни человека, следует отнести:

Уровень общей культуры человека и его образованность;

Материальные условия жизни;

Половые, возрастные и конституциональные особенности человека;

Состояние здоровья;

Характер экологической среды обитания;

Особенности трудовой деятельности (профессии);

Особенности семейных отношений и семейного воспитания;

Привычки человека;

Возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются особенности профессио­нальной, общественной, социально-культурной и бытовой деятельности челове­ка. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую

и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека - то,

как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жиз­недеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установ­ки, эталоны поведения и т. д. Образ жизни, обусловленный в значительной степе­ни социально-экономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конк­ретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функцио­нальных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное мно­гообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жиз­ни и стиль жизни.

Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих по­требностей (преимущественно социологическая категория).

Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), нося­щих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

В процессе жизни каждого человека должны удовлетворяться материальные и духовные потребности, причем его поведение будет направлено на реализацию этих потребностей. У каждой личности при одинаковом на данный момент в лю­бом обществе уровне потребностей существует свой индивидуальный способ их удовлетворения, поэтому поведение у людей разное и зависит оно в значительной степени от воспитания.

Понятие «здоровый образ жизни» - концентрированное выражение взаимо­связи образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бы­товых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укреп­ления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Здоро­вье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетво­рение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоя­тельств, и прежде всего тем, что:

В нашем государстве у населения еще не сформирована в достаточной сте­пени положительная мотивация на бережное отношение к своему здоровью;

В человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека);

Здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не ста­ло на первое место в иерархии потребностей человека.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных челове­ческих ценностей, а также о необходимости разработки основных положений и ус­ловий здорового образа жизни, методологии их внедрения, привития и освоения

людьми. В достижении этой цели намечаются два основных пути. Первый - об­разование каждого человека, начиная с детского возраста, в дошкольных, школь­ных учреждениях, в колледжах, вузах и т.

Д. Второй - самовоспитание личности (сотвори себя сам!). Естественно, что для достижения здорового образа жизни не­обходимо сочетать оба пути.

Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением ин­дивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и спо­собностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недо­статочно сосредоточить усилия лишь на преодолении факторов риска возникнове­ния различных заболеваний, борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это также имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Основу здорового образа жизни составляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Этот выбор в значительной мере зависит от конституциональных характеристик индивида. Образ жизни человека должен соответствовать его конституции.

Конституция человека - это генетический потенциал организма, продукт на­следственности и среды, реализующий наследственный потенциал; именно кон­ституция человека определяет основные законы его индивидуальной жизни. Кон­ституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Ре­альная конституция человека складывается из набора составляющих. Перечислим основные из них.

Рефлексивная конституция - генетическая память (наследственность), эпиге­нетическая память (эмбриональный путь развития), иммунная память (о перене­сенных заболеваниях), нейронная память (память, фиксируемая нейронами).

Гепотипическая конституция - это «наследственный паспорт» (геномная ха­рактеристика, хромосомная система человека), определяющий регенерационные способности нашей морфологии.

Фенотипическая конституция - это традиционное (а подчас и единственное) представление о конституции человека на основе наследственной структуры его костно-мышечного и жирового габитуса.

Иммунная конституция - система глобулиновой защиты, в основе которой лежит механизм антиген-антительных связей, определяющих характер и интен­сивность иммунологических реакций.

Нейронная конституция - состояние неврологической реактивности, опреде­ляющее базисные основы обучения, приобретения знаний; это базисная основа эмоций и волевых процессов, детерминирующих наше здоровье и нашу невроло­гическую симптоматику.

Психологическая конституция определяет психологический тип личности, ее характер и темперамент.

Лимфогематологическая конституция - это особенности лимфотока и группа крови, носящие геномный, конституциональный характер и определяющие интен­сивность метаболизма и энергетики организма.

Гормонально-половая конституция характеризует существенный момент во всех поведенческих реакциях человека. Половое поведение детерминируется взаимодей­ствием определенных мозговых структур с половыми гормонами (андрогенами при мужском половом поведении и эстрогенами при женском половом поведении).

Энерго-акупунктурная конституция - это специфика системы так называе­мых энергоканальных связей в организме.

Системное представление о конституции человека дает интегральную харак­теристику, лежащую в основе жизнедеятельности человека. Здоровый образ жиз­ни - это жизнь по законам своей конституции. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции.

К основным принципам здорового образа жизни относятся:

Социальные: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым;

Биологические: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энер­гетически, укрепляющим и ритмичным.

Совершенно очевидно, что реализация этих принципов преломляется через призму социально-экономических мероприятий и формирование соответствую­щих моделей поведения человека..

Абсолютно ясно, что ведение здорового образа жизни предполагает:

Стремление к физическому совершенству;

Достижение душевной, психической гармонии в жизни;

Обеспечение полноценного питания;

Исключение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алко­голизма, наркомании, гиподинамии и т. д.);

Соблюдение правил личной гигиены; закаливание организма и его очище­ние и т. д.

Говоря о принципах здорового образа жизни, следует обратить внимание на опыт наших предков. Так, например, особый интерес представляет тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья». Приведем его основные положения.

Образ жизни - это прежде всего способ жизнедеятельности людей. В различных обществах по своей социальной сущности он неодинаков. В его понятие входит конкретный способ жизнедеятельности людей, включающий в себя всю сложную систему взаимоотношений между ними как в производственном процессе, так в социальной и культурной сферах. Одновременно он есть выражение всех общественных норм поведения, опирающихся на определённые правила, обычаи, национальные привычки, отражающие материальные и духовные потребности людей.

Образ жизни - понятие объёмное и многомерное. Образ жизни - что это такое? Это и повседневный труд, и общественная деятельность каждого из нас. Но это - и быт, и сфера досуга, разнообразные формы отдыха и развлечений. Вместе с тем образ жизни характеризуется и складом мышления того или иного человека, кругом его общения, поведением дома или в обществе.

Первостепенное значение в образе жизни людей имеет способ производства материальных благ и их распределение. Именно эти два кита прежде всего определяют основную сущность образа жизни людей, их «манеры жизни».

Образ жизни людей, таким образом, отражает прежде всего степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей, формы общения между ними с учётом социальных особенностей общества. Социальный строй общества определяет условия труда, быта и культуры и в целом их образ жизни.

Среди всех этих особенностей образа жизни особое значение имеет уровень жизни, от которого зависит благосостояние людей. Уровень жизни - это не только величина зарплаты, реальный доход на душу населения, позволяющие в определённой степени потреблять какое-то количество продуктов питания и промышленных товаров, но вместе с тем это и степень доступности образования, здравоохранения, физкультуры и спорта и других культурных ценностей при благоприятных условиях труда и обеспеченности нормальным жильём.

Соблюдая здоровый образ жизни в течение всей своей жизни, человек остаётся полезным для общества, так как весь опыт, накопленный человечеством, передаётся все новым и новым поколениям.

После второй мировой войны была создана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Коллективным умом учёных многих стран в уставе ВОЗ было сформулировано понятие о здоровье. Оно гласит: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В данное определение правильно введено понятие «социального благополучия», без которого действительно невозможно создать условия для сохранения здоровья всех людей общества. Это убедительно доказано историей развития здравоохранения, которое создало максимальные возможности для оказания медицинской помощи населению.

Все это свидетельствует о том, что наступило время, когда природно-биологические и социальные проблемы, связанные с сохранением здоровья народа, слились в диалектическое единство, которое и обеспечивает разрешение проблемы всестороннего развития каждого человека.

Принято считать, что благосостояние людей прямо пропорционально связано с нравственным совершенствованием личности, с его духовным здоровьем. Правда этого положения заключается в том, что лучшее благосостояние человека действительно создаёт большие возможности для его всестороннего развития. Однако не всегда большая доступность материальных благ гарантирует рациональное использование их во имя здорового образа жизни.

А одна из главных ценностей, которыми располагает человек, это - свободное время. В распоряжении каждого работающего человека ежегодно 1100 - 1500 часов. Из этого количества 1/6 составляет очередной отпуск, 1/3 - свободное время после рабочего дня, 1/2 - выходные в конце недели.

Труд и отдых неразрывно связаны в едином процессе жизнедеятельности человека, и регулярный и систематический труд требует такого же регулярного и систематического отдыха. Выдающийся русский физиолог академик Н.Е. Введенский ещё в конце 19 века образно сказал, что человек устаёт и изнемогает не от того, что много работает, а потому, что не умеет отдыхать.

Факты свидетельствуют, что и в наши дни не все ещё научились правильно использовать свободное время, разумно и с пользой отдыхать. А учиться этому искусству необходимо. Ибо полноценный отдых - это высокая производительность труда, хорошее настроение, ибо личное время людей - не только их личное дело, ибо крепкое здоровье каждого труженика - это достояние, ибо в здоровье - истинная красота человека.

единство типичных видов жизни, жизнедеятельности человека, социальной группы. Образ жизни берется в соответствии с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни. С помощью этого понятия можно показать, как живет человек в том пли ином обществе; как общество создает условия для реализации творческих сил и способностей индивидов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБРАЗ ЖИЗНИ

понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60-х 20 в., активно использовался на протяжении 70-х - начала 80-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 80-х: использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей). Причем это понятие употреблялось как достаточно метафорическое, его "жесткое" социологическое содержание не рефлексировалось, вопрос об онтологическом статусе практически не ставился. Ситуация изменилась качественным образом, когда в контексте идеологической борьбы все чаще стал употребляться как самодостаточный термин оборот "социалистический О.Ж."; именно эти вненаучные причины и породили сопряженный исследовательский "бум" 70-х. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать вне экономики аргументы, которые позволяли "показать коренные преимущества социализма". С этих позиций О.Ж. стал трактоваться именно как социалистический, подминая значение термина в прикладной социологии. Он понимался, исходя из существующих нормативных моделей социализма как должного (а не реально имеющейся социальной действительности), прежде всего как антипод "всего буржуазного" и характеризовался через "эмпирически обосновываемые" черты-признаки: коллективистский, трудовой, интернационалистский и т.п. О.Ж. Трагизм ситуации заключался в том, что, дав толчок определенного рода исследованиям, идеология исказила реально возникшие социологические проблемы, заблокировала исследование онтологических структур обыденной жизни людей в ее целостности, которые в западной традиции представлены в различных вариантах так называемой "социологии повседневности". Вопрос об онтологии О.Ж. стал подниматься, хотя и не был отрефлексирован до конца, а предлагаемые решения носили явно половинчатый характер, в так называемой "ситуативной концепции О.Ж.", разрабатываемой примерно с начала 80-х. Перед исследователями, рискнувшими обратиться к разработкам в этом направлении, встал ряд проблем. Прежде всего, это касается выявления уровня, на котором онтологическим представлено понятие О.Ж. Анализ текстов выявляет здесь две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция, идущая от прикладной социологии, когда О.Ж. понимается как непосредственная эмпирическая фиксация наличной жизнедеятельности людей. С другой стороны, это тенденция, порожденная попытками теоретического осмысления понятия. Она выводит рассмотрение на уровень общества как тотальности, определяющей специфику поведения социальных субъектов на всех этажах социальной организации. В фокус внимания попадает целостность жизнедеятельности субъектов, охватывающая все сферы (участки приложения) их социальной активности. Первая традиция пытает прорисовать понятие как бы "снизу". Вторая - вписать его в понятийный ряд достаточно высокого уровня общности. Основой для сближения позиций выступает признание большинством авторов того, что именно целостность жизнедеятельности субъектов задает новое социальное качество, "схватываемое" понятием "О.Ж.". Феномен О.Ж. возникает не только как специфические реализации в жизнедеятельности субъектов тех возможностей, которые заложены в том или ином обществе и его подсистемах, не только как своеобразные реакции субъектов на воздействие внешних условий жизнедеятельности. Прежде всего, он порождается целостностью жизнедеятельности самих этих субъектов. Охарактеризовать О.Ж. - значит, поэтому, вскрыть причины многообразия поведения людей в одних и тех же условиях. О.Ж. есть особая форма, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, но одновременно он является и формой, способом реализации себя в социальном, изменения самих этих условий своей жизни. Применительно к нему можно говорить об индивидуализации типического в жизнедеятельности субъектов, но с не меньшим основанием и о типизации индивидуального. Таким образом, понятие О.Ж. отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического. Основной теоретической проблемой, обсуждавшейся в литературе об О.Ж., была проблема соотношения форм и условий жизнедеятельности. Это требует прояснения фундаментальной для теории О.Ж. посылки: в какой мере автономны онтологические структуры О.Ж. и как они соотносятся с другими онтологическими структурами общества, с одной стороны, и в какой мере (и каким образом) целостность О. Ж. как особой социальной реальности "задается" самой этой реальностью, а в какой она есть результат воздействия внешних социальных сил, с другой. По сути, в основе данной трактовки лежит не неэксплицированное допущение редукции проблематики О.Ж. к специфике проявления общесоциального на уровне повседневной жизнедеятельности, что является неизбежным следствием классических марксистских трактовок проблемы, результатом имплицитно присущей им ориентации на "естественно-исторический" характер социального развития, на безусловный приоритет надындивидуальных структур, на то, что деятельность индивидов в конечном итоге детерминирована общесоциологическими законами. Наиболее последовательно данная точка зрения выражена, в так называемом "сфер-ном" (структурно-декомпозиционном, описательном) подходе к исследованию О.Ж. в прикладной социологии. Здесь субъекты жизнедеятельности (О.Ж.) выделяются по заранее выбранным параметрам (условиям, характеризующим различные общественные сферы) и задача сводится к тому, чтобы проследить последовательность и меру их включения в различные сферы общественной жизни. За скобки рассмотрения выносится, фактически, проблема самодеятельности, самоорганизации субъектов, проблема целостности их жизнедеятельности. Попытки преодолеть эти недостатки связаны с концепцией, понимающей О.Ж. в терминах "социальной сферы". Оба эти наиболее разработанные в литературе подхода лишают, хотя и в разной степени, понятие О.Ж. собственного содержания, не выявляют его онтологической специфики, позволяя в конечном итоге редуцировать его из системы общественных отношений в целом или из целостности собственно социальных отношений (социальной сферы). Остаются не выясненными здесь и механизмы конкретного присвоения и порождения индивидами общественных условий их жизни. Собственное содержание, не передаваемое через какие-либо другие категории, понятие "О.Ж." приобретает только тогда, когда мы движемся не от общества к индивиду, а от индивидов к обществу, когда мы способны "прорисовать" конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями на уровне повседневной жизнедеятельности, понятой в ее относительной (по достаточно значительной) автономности от макросоциальных структур и в ее воздействии на эти макроуровни организации общества. Раскрыть конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями, организации людьми своей повседневной жизнедеятельности, ее вписывания в более широкие социокультурные контексты попыталась оформившаяся к середине 80-х так называемая ситуативная концепция О.Ж. Этот исследовательский проект, к сожалению так и не реализованный по разным причинам до конца, интересен еще и тем, что он основывался на подробной концептуальной проработке онтологической проблематики и ставил своей конечной целью выход на крупномасштабные сравнительные (как региональные, так и временные) исследования. Центральным в этой концепции является понятие ситуации (ср. с исходной установкой у Парсонса). Оно используется в качестве единицы анализа О.Ж. человека как индивида или как представителя социокультурной группы. Исходной для человека является так называемая жизненная ситуация как итог особого, характерного именно для данного индивида на данном этапе его жизненного цикла сплетения всей системы его деятельности, поведения и общения с набором параметров условий, втянутых в орбиту его жизнедеятельности через активное оценочно-избирательное отношение к ним. Таким образом, это понятие позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации. Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов О.Ж., накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества. Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации. Т.обр., жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей. Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность; 2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией. В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым О.Ж. индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне О.Ж., позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом. Поэтому О.Ж. очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов. Структурная же упорядоченность проявляется через устойчивую связь условий деятельности людей с формами ее организации, иерархизацию процессов жизнедеятельности по их социальной значимости. При этом встает вопрос выделения критериев этой значимости для различных субъектов и социальных структур, их соотнесения между собой. В более общем виде - это проблема оценки многообразных репрезентированных моделей О.Ж., их типологизации и соотнесения между собой, что, в свою очередь, предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение. В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Если первый из них ориентируется прежде всего на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, то другой - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения О.Ж. выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности. На уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.), с одной стороны. С другой стороны, это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций О.Ж. как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в той или иной социальной среде или в обществе в целом моральных и юридических норм. На уровне субъектов деятельности (конкретных индивидов) это позволяет оценивать О.Ж. с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемым, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития О.Ж. и его подсистем. Нельзя "простроить" теорию О.Ж., не дифференцируя понятие О.Ж. от близкородственных понятий "уклад", "уровень", "качество", "стиль" и "стандарт жизни". Под укладом жизни понимают, как правило, характер структурации условий жизни. Прежде всего - экономических. В социологической традиции понятие используется редко. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения так называемых непосредственных потребностей. Как правило, через это понятие "схватывается" объем и структура личного потребления. Оно также характеризует прежде всего условия О.Ж., но может служить важным показателем его развития. Как дополнительное к нему можно рассматривать понятие "качество жизни", отражающее оценку качества условий бытия и возможностей использования этих условий. Это понятие особенно хорошо улавливает специфику так называемых субъективных условий О.Ж., характеризует репрезентированные ценностные и целевые системы субъектов, во многом определяя параметры удовлетворенности индивидов условиями и образом своей жизни. Наконец, понятие "стиль жизни" характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объемы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами, т.е. отражаемое им содержание характеризует О.Ж. уже не со стороны условий, а как бы изнутри его самого. В обществе в целом, в его отдельных подсистемах, у различных социальных групп и у отдельных индивидов формируются системы оценок нормативного или компаративного характера, которые можно обозначить как репрезентированные стандарты О.Ж., составляющие в значительной мере предмет исследования в нормативно-сравнительных разработках О.Ж.

Что такое образ жизни?

Многие современные люди начинают все чаще и чаще задумываться о том, каким образом они живут, чему себя посвящают и с кем они каждый день общаются. Все это можно объединить под единым названием - наш образ жизни. Что такое образ жизни? Как его улучшить? Возможно ли в корне поменять свой образ жизни? Наша сегодняшняя статья будет посвящена именно этому. Поговорим об образе жизни.

Образ жизни: что это?

Для того чтобы наглядно представить, что такое образ жизни, рекомендуется выполнить следующее. Вспомните свой день. Каким образом вы просыпаетесь? Во сколько? Как вы завтракаете и как вы умываетесь? В какой очередности вы это делаете? Как вы добираетесь на работу и как проходит ваш рабочий день? Что вы делаете вечером? Как вы готовитесь ко сну? Ну и самый главный вопрос состоит в том, какие вы испытываете ощущения и чувства, по поводу ваших рутинных дней? Почему именно этот вопрос самый важный? Дело в том, что человек, который недоволен своей жизнью, испытывает не самые радужные ощущения. Это недовольство имеет свойство накапливаться, и когда уже нет никаких сил, чтобы мириться с тем как человек живет, начинается процесс смены своего образа жизни.

Хочется отметить, что этот процесс длительный и мучительный. Любое изменение обыденности - это развитие. Любое развитие - это разрушение старого и создание нового. Человек, который хочет поменять свой образ жизни, стремится к созданию новых привычек, действий и автоматизмов. Ну, а каждый автоматизм требует огромного количества повторений. Именно в этом и заключается сложность смены образа жизни. Мы привыкли поступать тем или иным образом уже очень давно. И также давно мы именно так и поступаем. А теперь нам приходится отказаться от старых действий и начинать действовать по-новому.

Есть еще один подводный камень. Где гарантии того, что новый образ жизни или хотя бы некоторые новые элементы нашего поведения, окажутся более достойными, чтобы их использовать. Может случиться так, что новые способы поведения будут еще хуже, чем предыдущие. Поэтому нужно быть аккуратным и прислушиваться к голосу своей интуиции и благоразумия. Любая неожиданная смена поведения влияет на окружающих нас людей. В особенности на тех, кто живет или работает с нами каждый день. Помните о том, что людям также придется перестраивать свое поведение под ваши новые привычки. Именно поэтому не стоит удивляться различным неадекватным выпадам со стороны близких и ваших коллег. Постарайтесь объяснить им в доступной форме, что вы задумали меняться. Убедите их, что это к лучшему.

Что такое здоровый образ жизни

Отдельного разговора требует понятие о здоровом образе жизни. Чем он отличается от нездорового?

  • Забота о своем здоровье. Этот пункт подразумевает отсутствие вредных привычек, таких как: злоупотребление алкоголем, курение и употребление наркотиков. Также здесь принято говорить о том, что человек периодически обследуется в поликлинике. Правильное питание, хороший полноценный сон - вот, что еще отличает здоровый образ жизни от нездорового.
  • Психологическое здоровье. Не секрет, что в здоровом теле - здоровый дух. Но согласно исследованиям в психологической науке, зачастую получается обратная ситуация. При здоровом духе - здоровое тело. Позитивные мысли, умение не обижаться и прощать, умение постоять за себя, проявление заботы о близких - все это ведет к формированию зрелой личности и здоровому образу жизни.

Вот так мы видим образ жизни и светлую его сторону. В этой жизни многое зависит от вас и от вашего общего настроя. Здоровый образ жизни не только достижим, но и необходим для того, чтобы ощутить себя счастливым и прожить долгую жизнь.

Если человек задумался над тем, как начать вести правильный образ жизни, это значит, его что-то не устраивает в текущем положении дел. Чтобы понять, нужны ли перемены, достаточно задать себе вопрос − мой образ жизни делает меня счастливым, помогает мне развиваться? Если ответ «нет», но настало время перемен, и в этом помогут простые рекомендации

Что такое образ жизни?

Образ жизни - это набор привычек, действий, реализуемых в определенном порядке или по графику. Выражается в особенностях поведения, мышления, принятия решений. Он определяет распорядок дня, культурные и социальные предпочтения. Это план, циклично повторяющийся на протяжении какого-то времени.

В чем заключается правильный образ жизни?

Разобравшись с тем, что такое образ жизни, можно понять правильный он или нет. Почему в адрес определённых людей можно услышать, что они живут неправильно? Чаще всего это означает, что они нарушают общепринятые нормы – социальные, моральные, законодательные.

Если мыслить шире, то правильный образ жизни нацелен на личностный, духовный, социальный рост . А вот неправильный приводит к деградации. Многое зависит от национальных и культурных особенностей. Например, в азиатских странах больше развит культ семьи, в то время как в европейских до определенного возраста на первое место выводится карьера. Традиции и воспитание очень влияют на поведение и расставление .

Но «правильный», не значит, нормируемый и не обязательно общепринятый. Часто под это определение попадает то, что делает человека счастливым, помогает ему добиваться целей, дает ему мотивацию.

Образ жизни человека, какой он бывает?

Здоровый

Особенности:

  • Отсутствие вредных привычек, например, курения или распития алкоголя.
  • Регулярные занятия спортом.
  • Правильное питание.

Тут сплошные плюсы. Придерживаясь такого поведения, можно улучшить здоровье, всегда выглядеть молодо, добиться долголетия. Важна мотивация, умение не поддаваться соблазнам. Также необходимо соблюдать баланс между трудом и отдыхом.

Светский

Особенности:

  • Активное посещение социальных мероприятий, их тематика зависит исключительно от интересов.
  • Выставление своей жизни напоказ, например, в социальных сетях.
  • Приверженность брендовой одежде, щепетильность в вопросах стиля, выбора друзей, отслеживании трендов.

Вести светский образ жизни не всегда означает принадлежать к элитным слоям общества. В более упрощенном варианте это означает быть модным, «тусоваться», меняться вместе с тенденциями в обществе. Для людей с такой жизнедеятельностью характеры многочисленные новые знакомства, им легче заводить связи, в том числе и деловые.

Из недостатков можно назвать стремление всему найти цену или навесить ярлыки. Но также такой стиль помогает заводить друзей, быть открытым, жить весело.

Холостяцкий

Особенности:

  • Нежелание вступать в брак или заводить долгосрочные отношения.
  • Мобильность.
  • Высокая ценность границ личного пространства.

Некоторые люди возводят свободу в культ, другие просто бегут от отношений из-за комплексов или страхов. Но если приписывать слово «холостяцкий» именно к образу жизни, то он не ограничивается исключительно свободой от отношений. Речь идет о свободе принятия решения в целом, когда человек оперирует лишь своим мнением, жизненным опытом.

Семейный

Особенности:

  • Забота о членах семьи, независимо от того, кто они – братья, сестры, родители, дети, супруги.
  • Желание находиться в группе людей, искать у них поддержку, чувствовать единство.
  • Умение идти на компромиссы, учитывать мнения разных людей.

Семейный образ жизни предполагает, что именно брак, создание ячейки общества является главной целью. Это определяет досуг, который чаще проводится в местах, где будет нравиться всем членам семьи. Даже в заработке мотивацией является построение фундамента для будущего благополучия семьи.

Как поменять образ жизни?

Главные и счастья – живи так, как тебе хочется. На основе этого постулата и должен строиться образ жизни.

  1. Ставить экологичные цели. Перед собой нужно ставить цели, которые намеренно не вредят вам или другим людям. К примеру, в компании открыли новую должность, на которую претендует 10 сотрудников. Понятно, что победитель будет один, он получит новый офис, прибавку к зарплате, но добиваться должности лучше честным путем, проявляя профессионализм, а не очерняя или подставляя коллег, идя на сделки с собственной совестью.
  2. Менять образ, не меняя жизни. Если человек решил стать вегетарианцем, это не значит, что теперь ему нужно перестать общаться с друзьями мясоедами или отказаться от семейных ужинов с запеченной курицей. Просто нужно оповестить близких, что ваш рацион поменялся, компромисс найдется.
  3. Быть гибким. Любой образ жизни можно корректировать в процессе. Если в какой-то момент холостяку захочется завести семью, он может это сделать. Ровно как и семьянин может захотеть немного личной свободы, для этого необязательно разводиться.
  4. Действовать сейчас. Некоторые решения требуют сиюминутного исполнения. Если человек собирается худеть, ему стоит тут же отставить от себя торт и котлеты, а не убеждать себя, что диету лучше начинать с понедельника. Если какие-то перемены назревают давно, их время пришло. И оно наступило прямо сейчас!
  5. Найти «окно» . Образ жизни человека охватывает все ее сферы. Ни одна из них не должна пострадать из-за перемен. Например, если человек решил ходить в тренажерный зал, он не может заниматься этим вместо свиданий с любимым (любимой) или вместо утреннего совещания на работе. Нужно подумать, где есть «окно» в расписании или как его сделать безболезненно для остальных сфер.

Если человек решился изменить образ жизни, это нужно делать так, чтобы перемены были ощутимы, но не вызывали дискомфорта. К примеру, затворник, который вдруг захочет начать жить светской , может быстро в ней разочароваться из-за отсутствия опыта общения с большим потоком людей.

Человеку, решившему вести активный образ жизни, не стоит сразу взбираться на Эверест, лучше начать с похода в ближайший лес или занятий по скалолазанию. Также нужно помнить, что любые перемены начинаются с внутреннего решения.



Поделиться