Основы тушения пожаров. Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ Организация тушения пожара подразделениями

Методический план

для проведения занятий с работниками ПСЧ №3 ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия» по «Основам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» с 19 по 22 января 2013 года.

Тема №1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения Аварийно спасательных работ».

Вид занятия: Классно-групповое

Отводимое время: 2 часа.

Цель занятия: Приобретение личным составом подразделения и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР; Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены; Совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

1. Литература, используемая при проведении занятия:
- Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ, 2003 г.;





- Интернет ресурсы.

2.Развернутый план занятия
Понятие пожарной тактики

Усложнение технологических процессов, увеличение площадей застройки объектов народного хозяйства повышает их пожарную опасность. В связи с этим все больше внимания уделяется совершенствованию профессионального мастерства пожарных, повышению уровня боевой готовности, гарантирующий защиту от огня собственности и имущества.

Пожарная тактика - это теория и практика подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров. Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению и тушение пожаров различными силами и средствами. Подготовка к тушению включает: определение структуры пожарной охраны, обоснование численности и дислокации подразделений, разработку и корректировку оперативных документов, планирующих тактическую и психологическую подготовку подразделений пожарной охраны, а так же разработку мероприятий, обеспечивающих необходимые условия для успешного тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

Пожарная тактика - это совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре. Средства тушения пожаров (пожарная техника и огнетушащие средства, и люди, работающие с этими средствами, составляют материальную основу тушения пожара. Поэтому одним из важных вопросов, рассматриваемых пожарной тактикой, является тактико-технические данные пожарной техники, свойства огнетушащих средств и правила их применения, а так же способы прекращения горения.

Составляющими тактики являются не только способы действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, но и действия, связанные с подготовкой к тушению (организация тушения пожаров в населенных пунктах), предшествующие тушению (выезд и следование на пожар, разведка пожара, боевое развертывание), выполняемые в процессе тушения пожара (спасание людей, эвакуация материальных ценностей и животных, борьба с дымом и температурой, вскрытие и разборка конструкций и др.), а так же вопросы управления подразделениями и поддержания их в постоянной боевой готовности.

Задачи пожарной тактики

За последние годы пожарная тактика из описательной дисциплины все в большей степени стала превращаться в научную, способную исследовать и выявлять закономерности, присущие процессам подготовки и ведения боевых действий по тушению пожара. Пожарная тактика решает следующие задачи:
познает закономерности развития пожара, разрабатывает способы и приемы спасания людей и тушения пожаров, а так же способы ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров, разрабатывает организационную структуру подразделений, изучает их тактические возможности и методы подготовки. Задачами пожарной тактики являются:
1) Изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а так же установление действующих в этих процессах закономерностей;
2) исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны;
3) разработка способов действий подразделений;
4) организация тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении;
5) организация тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава.

Поскольку факторов, воздействующих на ход и результат тушения пожаров, очень много и влияние их на процесс тушения различно, первую задачу можно решить двумя путями:
первый - это тщательное исследование и научный анализ тушения пожаров, изучение непрерывно меняющихся условий тушения, учет всех изменений в технических средствах и установление на этой основе общих положений, раскрывающих сущность тушения пожаров;
второй - это проведение экспериментальных работ как по изучению процесса горения различных веществ в условиях пожара и развития его в зданиях и сооружениях, так и по тушению опытных пожаров.

Развитие и современное состояние пожарной тактики

Наука о пожарной тактике в наше стране, критически переработав и впитав в себя все лучшее из того, что было накоплено человечеством в борьбе с пожарами, прошла большей путь развития. Она формировалась обогащалась постепенно, по мере изменения материальных условий жизни общества, совершенствования технических средств и повышения боевых возможностей подразделений пожарной охраны. В прошлом, когда населенные пункты застраивались в основном деревянными домами, крытыми соломой и щепой, пожар, возникший внутри помещения, быстро переходил в открытый (наружный). Тактика тушения такого пожара сводилась к поливанию горящего строения водой из ведер.

Однако это не могло привести к успеху, поэтому горящее строение, как правило, сначала разбирали, а затем уже отдельные конструкции поливали водой и тушили. Появление в России ручных насосов в XVII веке не могло изменить применяемого ранее способа, тушения - разборки конструкций - из-за недостаточной эффективности насосов и их ограниченного числа. В XVIII в., и особенно в XIX веке, в связи с увеличением размеров зданий и сооружений и применением в строительстве несгораемых материалов изменился и характер пожаров. Они все чаще стали возникать внутри помещений и достигать больших размеров. Для тушения таких пожаров нужны были новые методы и средства. Во второй половине XIX века в России развиваются нефтедобывающая промышленность, а так же другие отрасли промышленности, связанные с применением огнеопасных веществ. Пожары возникающие на предприятиях, где использовались такие вещества, принимали угрожающие размеры. В связи с этим надо было найти способы и средства борьбы с такими пожарами.

Современная пожарная тактика, опирающаяся на новейшие достижения науки и техники и располагающая грамотными и квалифицированными кадрами, позволяет охранять от пожаров общественную собственность, личное имущество граждан Российской Федерации. Благодаря успехам в развитии науки и техники качественные изменения произошли в средствах и способах тушения пожаров. Пожарное дело стало инженерно-технической отраслью. Это требует от личного состава пожарной охраны, и прежде всего от начальствующего состава, глубоких теоретических и практических знаний. Одной из задач подготовки начальствующего состава является изучение пожарной тактики. Основы тактических знаний изучают в пожрано- технических учебных заведениях (училищах). Пожарная тактика рассматривает так же вопросы организации тушения пожаров, в городах и сельских населенных пунктах, подготовки населенных пунктов и объектов к тушению пожаров, ведения оперативной документации и т.д. Боевая работа подразделений пожарной охраны требует от всего личного состава высоких моральных качеств, профессионального мастерства, инициативы, способности выдерживать большие физические нагрузки. Поэтому необходимо заботиться о воспитании личного состава частей пожарной охраны и поддержании их в состоянии постоянной боевой готовности.

Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Основные исходные положения пожарной тактики содержатся в Приказе МЧС России №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений пожарной охраны по тушению пожаров, а результаты теоретических исследований изложены в виде определенных положений, принципов, правил, выведенных на основании глубокого анализа опытных данных и всесторонней теоретической разработки. Приказ №156 дает руководящие указания по организации тушения пожаров и обеспечивает общность взглядов начальствующего состава пожарной охраны на вопросы тушения пожаров. Положение данного приказа облегчают работу руководителя тушения пожара и ускоряют процесс выработки им решения. Однако положения, изложенные в данном приказе, не объясняют явлений, происходящих в процессе развития и тушения пожаров. В нем содержатся лишь готовые выводы и обобщения, но не указываются их предпосылки. Кроме того, привила, способы и приемы, приведенные в уставе, действительные лишь для наиболее типичных условий в общим виде. Поскольку обстановка на пожаре может быть самой различной начальствующий состав должен не только знать положения устава, но и уметь применять на практике. Следовательно, чтобы успешно руководить тушением пожара, нужно не только твердо знать положения устава, но и иметь хорошую теоретическую подготовку, глубоко понимать сущность явлений, происходящих на пожаре. Таким образом, очевидна необходимость глубокого изучения теоретических трудов по пожарной тактике, учебников, учебах пособий и периодической пожарно-технической литературы. Настоящий Приказ определяет основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ. Выполнение требований Приказа №156 является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных, привлеченных к тушению пожаров, сил. Во второй половине XX века во многих странах начали создаваться государственные службы спасения, призванные оказывать помощь людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий. В 1988 году, когда в Армении произошло разрушительное землетрясение, спасатели Швейцарии, Франции, Израиля и других стран продемонстрировали свой профессионализм, высокий уровень технической оснащенности и, главное, способность действовать в зоне бедствия автономно. Тогда же стало очевидно, что в Советском Союзе нет службы, способной оперативно и эффективно оказывать подобную помощь людям. В декабре 1990 года постановлением Совета Министров РСФСР был образован Российский корпус спасателей, в задачи которого входило обеспечение безопасности населения во время стихийных бедствий и техногенных катастроф. На его базе в ноябре 1991 года Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в его состав вошли войска гражданской обороны. В январе 1994 года Указом Президента РФ Госкомитет был преобразован в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ему были переданы функции Госкомчернобыля и Комитета по проведению подводных работ особого назначения. Не так давно в состав МЧС России вошли Государственная противопожарная служба и Государственная инспекция по маломерным судам. Сегодня Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям является одной из самых эффективных спасательных служб в мире, способной оказывать помощь населению в самых сложных кризисных ситуациях.

Основными задачами МЧС России являются:
- выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах;
- организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в этих областях деятельности;
- осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

В состав Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям входят территориальные органы – региональные центры МЧС России и главные управления МЧС России по субъектам РФ, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, войска гражданской обороны, Государственная противопожарная служба, Государственная инспекция по маломерным судам, образовательные, научно-исследовательские учреждения и организации.

3.Пособия и оборудование, используемые на занятии:

Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ, 2003 г.;
- «Учебник спасателя»: С.К. Шойгу и др., изд. Советская Кубань, 2002 год;
- «Пожарная тактика»: Повзик Я.С. и др., М.: Стройиздат, 1990;
- Рекомендации об особенностях ведения боевых действий и проведения пер­воочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на различных объектах, Москва 2002 год;

- Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02 «Правила по охране труда в подраз­деле­ниях ГПС МЧС России (ПОТ РО-2002)».
- Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»
- Интернет ресурсы.

4.Задания для самостоятельной работы и подготовка к следующему занятию:__________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Руководитель занятия:
Начальник ПСЧ №3 ФКУ
«ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия»
майор внутренней службы М.В. Хамхоев
«__»__________2013г.

Под организацией тушения пожа-ров в городах и населенных пунктах принято понимать комплекс организа-ционных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожар-ных подразделений.

Организация тушения пожаров включает в себя:

Организацию гарнизонной и ка-раульной служб;

Разработку оперативных докумен-тов (планов пожаротушения, привле-чения сил и средств, расписания выез-дов пожарных подразделений на по-жары и т. п.).

Организация тушения пожаров, как составная часть пожарной такти-ки, тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно от-нести:

Создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и опреде-ление им конкретных задач;

Организация связи и взаимодействия между пожарными подразделе-ниями, а также с другими службами города (объекта);

Определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.

Разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;

Материально-техническое обеспече-ние пожарных подразделений;

Поддержание высокой боевой го-товности пожарных подразделений.

Тактические возможности первичного и ос-новного пожарного подразделения.

Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направлен-ных на ликвидацию пожаров и сниже-ние последствий от них.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям при ликвидации пожара, но и в ре-зультате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организа-ции.

Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и насе-ленных пунктах направлены на свое-временное прибытие пожарных под-разделений к месту пожара и введе-ние в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени все больше воз-растает.

При организации подразделений учитывают размеры города, числен-ность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пунк-та.

Пожарно-профилактические меро-приятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обе-спечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т. п.), выпол-няются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промыш-ленных зданий и сооружений в соот-ветствии с действующими СНиПами, а также правилами пожарной без-опасности.


При организации тушения пожа-ров очень важно создать условия, поз-воляющие первому пожарному под-разделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горе-ния требуются минимальные силы и средства.

Время с момента обнаружения до начала тушения, т. е. время свобод-ного развития пожара, мин, можно определить по формуле

Все временные значения имеют прямую связь с организацией туше-ния пожаров, борьба за уменьшение каждого из них — повседневная зада-ча подразделений пожарной охраны.

Согласно требованиям СНиП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунк-тов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в го-роде определяется с учетом того, что-бы путь следования пожарной части в своем районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть может прибыть на пожар за 8-10 мин с момента вызова.

Радиус обслуживания одной по-жарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоя-нии от пожарной части.

Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движе-ния автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет воз-растать.

Уже в 1986-1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомо-билей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесооб-разно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 мин для первого подразделе-ния пожарной охраны.

Если учесть, что какой-то проме-жуток времени будет затрачен на бое-вое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных — больше, т. е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.

Количество основных и специаль-ных пожарных автомобилей в де-журном карауле пожарной части за-висит от особенностей охраняемого района.

В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15 %) составляют автонасосы, т. е. в боевом расчете караула одновременно нахо-дится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономи-чески оправдан, так как большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10 % с участием азто-насосов или установкой автоцистерны на водоисточники.

Есть районы выезда, куда пожар-ная часть не может своевременно

прибыть, в этом случае создаются отдельные посты (караулы) на рас-стоянии более 5 км от пожарной части.

В боевом расчете отдельных постов в одну смену дежурит отделение на автоцистерне.

В пожарной части в боевой готов-ности содержится 100 %-ный резерв основных пожарных автомобилей.

Особенности города или объектов в районе выезда регламентируют количество и вид специальных автомо-билей. Например, пожарными авто-лестницами и коленчатыми подъемни-ками снабжают части, в районе выез-да которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета примерно одна автолестница в районе на 50 тысяч человек населения, две, три — при населении 50-100 тыс. человек (или одна автолестница на две пожарные части).

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областных или республи-канских центрах, или пожароопасных объектах народного хозяйства.

Пожарные подразделения по охра-не объектов народного хозяйства орга-низуются исходя из народнохозяйст-венного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей нор-мируется от 2 до 4 км в зависи-мости от категорий зданий и поме-щений объекта.

Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.

Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.

Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.

Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.

Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.

Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы является:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:

Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Де­журный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.

Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.

Основные задачи СПТ.

Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.

Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области ор­ганизации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.

Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гар­низон.

Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.

Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.

Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.

Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

По принципу прекращения горения способы тушения пожаров делятся на 4 группы: 1 способы, основанные на принципе охлаждения зоны горения или горящего вещества; 2 способы, основанные на принципе изоляции реагирующих веществ от зоны горения; 3 способы, основанные на принципе разбавления реагирующих веществ; 4 способы, основанные на принципе химического торможения реакции горения. Способы охлаждения:сплошными струями воды, распыленными, перемешиванием горючих веществ… Способы разбавления:струями тонко распыленной воды, газоводяными струями АГВТ, разбавлением ГЖ водой, разбавлением негорючими парами и газами… Способы изоляции:слоем пены, слоем продуктов взрыва ВВ, созданием разрыва в горючем веществе, слоем огнетушащего порошка, огнезащитными полосами… Способы химического торможения реакции:огнетушащим порошком, галоидоуглеводородами. Приемы тушения– это боевые действия л.с. подразд. на конкретном этапе применения средств тушения с целью создания условий прекращения горения. Группы приемов подача ОС на горящие или защищаемые поверхности; подача ОС по объему (пр. объемного тушения); удаление горючих в-в и материалов с путей распространения пожара; создание искусственных преград на путях распространения горения. Как способы, так и приемы тушения в ходе тушения п. могут изменяться (пояснить). В конечном итоге, тушение п. должно быть организовано так, чтобы п. нанес наименьший ущерб. Огнетушащие средства классифицируются по доминирующему принципу прекращения горения по группам: охлаждающего, изолирующего, разбавляющего и ингибирующего действия. ОС охлаждения:вода, раствор воды со смачивателем, твердый диоксид углерода (в снегообразном виде), водные растворы солей. ОС изоляции:химическая и воздушно-механическая огнетушащие пены; огнетушащие порошковые составы: ПС, ПСБ-3, СИ-2. П-1А; негорючие сыпучие в-ва (песок, шлаки, флюсы, графит...), листовые материалы (покрывала, щиты...) ОС разбавления:инертные газы (СО 2 ,N 2 ,Ar); дымовые газы; водяной пар; тонко распыленная вода; газо-водяные смеси; продукты взрыва ВВ; летучие ингибиторы, образующиеся при разложении галоидоуглеводородов. ОС хим. торможения реакции:галоидоуглеводороды: бромистый этил, хладоны 114В2 (тетрафтордибромэтан) и 13В1 (трифторбромметан); составы на основе галоидоуглеводородов: 3, 5, 4НД, 7, БМ, БФ-1, БФ-2; водобромэтиловые растворы (эмульсии), огнетушащие порошковые составы. В практике тушения пожаров наибольшее распространение получили следующие принципы прекращения горения: 1) изоляция очага горения от воздуха или снижение путем разбавления воздуха негорючими газами концентрации кислорода до значения, при котором не может происходить горение; 2) охлаждение очага горения ниже определенных температур; 3) интенсивное торможение (ингибирование) скорости химической реакции в пламени; 4) механический срыв пламени в результате воздействия на него сильной струи газа и воды; 5) создание условий огнепреграждения, т.е. таких условий, при которых пламя распространяется через узкие каналы. ВОДАимеет хорошие охлаждающие свойства: удельная теплоемкость С=4,19 кДж*град, высокая теплота парообразования (2236 кДж/кг). Превращаясь в пар вода разбавляет реагирующие в-ва (1л. Н 2 О – 1700 л. пара).Довольно низкая теплопроводность способствует созданию на поверхности горящего материала надежной тепловой изоляции. Значительная термическая стойкость воды (разлагается на О 2 и Н 2 при т-ре 1700 гр.С) способствует тушению большинства твердых материалов. Способность растворять некоторые жидкости (спирты, ацетон, альдегиды, органические к-ты) позволяет разбавлять их до негорючих концентраций. Вода растворяет некоторые пары и газы, поглощает аэрозоли. Вода доступна, экономически целесообразна, инертна по отношению к большинству в-в и материалов, имеет незначительную вязкость и несжимаемость. Отрицательные свойства воды: электропроводна, имеет большую плотность (не применяется для тушения нефтепродуктов как основное ОС), способна вступать в реакцию с некоторыми материалами и бурно реагировать с ними(азид свинца взрывается при увеличении влажности до 30%; калий, кальций, натрий, рубидий, цезий металлические реагируют с водой с выделением водорода, возможен взрыв, при подаче компактных струй в битум, происходит выброс усиливается горение…); имеет низкий коэффициент использования в виде компактных струй (пояснить); имеет довольно высокую т-ру замерзания и высокое поверхностное натяжение -72,8*10 3 Дж/м 2 (показать на что это влияет). Огнетушащая способность воды обуславливается охлаждающим действием, разбавлением горючей среды образующимися при испарении парами и механическим воздействием на горящее вещество, т.е. срывом пламени. Охлаждающее действие воды определяется значительными величинами ее теплоемкости и теплоты парообразования. Разбавляющее действие, приводящее к снижению содержания кислорода в окружающем воздухе, обуславливается тем, что объем пара в 1700 раз превышает объем испарившейся воды. Наряду с этим вода обладает свойствами, ограничивающими область ее применения. Так, при тушении водой нефтепродукты и многие другие горючие жидкости всплывают и продолжают гореть на поверхности, поэтому вода может оказаться малоэффективной при их тушении. Огнетушащий эффект при тушении водой в таких случаях может быть повышен путем подачи ее в распыленном состоянии. Вода, содержащая различные соли и поданная компактной струей, обладает значительной электропроводностью, и поэтому ее нельзя применять для тушения пожаров объектов, оборудование которых находится под напряжением. Тушение пожаров водой производят установками водяного пожаротушения, пожарными автомашинами и водяными стволами (ручными и лафетными). Для подачи воды в эти установки используют устраиваемые на промышленных предприятиях и в населенных пунктах водопроводы. Для того, чтобы обеспечить тушение пожара в начальной стадии его возникновения, в большинстве производственных и общественных зданий на внутренней водопроводной сети устраивают внутренние пожарные краны. По способу создания давления воды пожарные водопроводы подразделяют на водопроводы высокого и низкого давления. Пожарные водопроводы высокого давления устраивают таким образом, чтобы давление в водопроводе постоянно было достаточным для непосредственной подачи воды от гидрантов или стационарных лафетных стволов к месту пожара. Из водопроводов низкого давления передвижные пожарные автонасосы или мотопомпы забирают воду через пожарные гидранты и подают ее под необходимым давлением к месту пожара. К установками водяного пожаротушения относят спринклерные и дренчерные установки. Они представляют собой разветвленную, заполненную водой систему труб, оборудованную специальными головками. В случае пожара система реагирует (по-разному, в зависимости от типа) и орошает конструкции помещения и оборудования в зоне действия головок. Вода со смачивателем.Снижено поверхностное натяжение (до 36,4*10 3 Дж/м 2).Хорошая проникающая способность (при тушении волокнистых материалов, торфа, сажи…). Позволяет уменьшить расход воды на 30-50%, а также продолжить тушение пожара. Виды и концентрация смачивателя в воде: ДБ – 0,2…0,25%; Сульфанол НП-1, НП-5 – 0,3…0,5; Сульфанол Б – 1,5…2%; Эмульгатор ОП-4 – 1,95…2,1%; Пенообразователь ПО-1 – 3,5…4%; ПО-1Д – 6…6,5% Тонко распыленная вода(размер капель менее 100мк),получается в стволах-распылителях (специальных), гидротрансформаторах при высоком давлении (200…3м). Струи орошают значительную поверхность, обладают повышенным охлаждающим эффектом, хорошо разбавляет горючую среду, осаждает дым, снижает т-ру. Меньше проливается воды. Кроме ТГМ тушат нефтепродукты. Применяют для защитных действий Пена Пены применяют для тушения твердых и жидких веществ, не вступающих во взаимодействие с водой. Огнетушащие свойства пены определяют ее кратностью - отношением объема пены к объему ее жидкой фазы, стойкостью, дисперсностью и вязкостью. На эти свойства пены помимо ее физико-химических свойств оказывают влияние природа горючего вещества, условия протекания пожара и подачи пены. В зависимости от способа и условий получения огнетушащие пены делят на химические и воздушно-механические. Химическая пена образуется при взаимодействии растворов кислот и щелочей в присутствии пенообразующего вещества и представляет собой концентрированную эмульсию двуокиси углерода в водном растворе минеральных солей, содержащем пенообразующее вещество. Применение химической пены в связи с высокой стоимостью и сложностью организации пожаротушения сокращается. Пеногенерирующая аппаратура включает воздушно-пенные стволы для получения низкократной пены, генераторы пены и пенные оросители для получения среднекратной пены. Газы При тушении пожаров инертными газообразными разбавители используют двуокись углерода, азот, дымовые или отработавшие газы, пар, а также аргон и другие газы. Огнетушащие действие названных составов заключается в разбавлении воздуха и снижении в нем содержания кислорода до концентрации, при которой прекращается горение. Огнетушащий эффект при разбавлении указанными газами обуславливается потерями теплоты на нагревание разбавителей и снижением теплового эффекта реакции. Особое место среди огнетушащих составов занимает двуокись углерода (углекислый газ), которую применяют для тушения складов ЛВЖ, аккумуляторных станций, сушильных печей, стендов для испытания электродвигателей и т.д. Следует помнить, однако, что двуокись углерода нельзя применять для тушения веществ, в состав молекул которых входит кислород, щелочных и щелочноземельных металлов, а также тлеющих материалов. Для тушения этих веществ используют азот или аргон, причем последний применяют в тех случаях, когда имеется опасность образования нитридов металлов, обладающих взрывчатыми свойствами и чувствительностью к удару. В последнее время разработан новый способ подачи газов в сжиженном состоянии в защищаемый объем, который обладает существенным преимуществами перед способом, основанным на подаче сжатых газов. При новом способе подачи практически отпадает необходимость в ограничении размеров допускаемых к защите объектов, поскольку жидкость занимает примерно в 500 раз меньший объем, чем равное по массе количество газа, и не требует больших усилий для ее подачи. Кроме того, при испарении сжиженного газа достигается значительных охлаждающий эффект и отпадает ограничение, связанно с возможным разрушением ослабленных проемов, поскольку при подаче сжиженных газов создается мягкий режим заполнения без опасного повышения давления. Ингибиторы Все описанные выше огнетушащие составы оказывают пассивное действие на пламя. Более перспективны огнетушащие средства, которые эффективно тормозят химические реакции в пламени, т.е. оказывают на них ингибирующее воздействие. Наибольшее применение в пожаротушении нашли огнетушащие составы - ингибиторы на основе предельных углеводородов, в которых один или несколько атомов водорода замещены атомами галоидов (фтора, хлора, брома). Галоидоуглеводороды плохо растворятся в воде, но хорошо смешиваются со многими органическими веществами. Огнетушащие свойства галоидированных углеводородов возрастают с увеличением моряной массы содержащегося в них галоида. Галоидоуглеводородные составы обладают удобными для пожаротушения физическими свойствами. Так, высокие значения плотности жидкости и паров обуславливают возможность создания огнетушащей струи и проникновения капель в пламя, а также удержание огнетушащих паров около очага горения. Низкие температуры замерзания позволяют использовать эти составы при минусовых температурах. В последние годы в качестве средств тушения пожаров применяют порошковые составы на основе неорганических солей щелочных металлов. Они отличаются высокой огнетушащей эффективностью и универсальностью, т.е. способностью тушить любые материалы, в том числе нетушимые всеми другими средствами. Порошковые составы являются, в частности, единственным средством тушения пожаров щелочных металлов, алюминийорганических и других металлоорганических соединений (их изготавливает промышленность на основе карбонатов и бикарбонатов натрия и калия, фосфорно-аммонийных солей, порошок на основе грифита для тушения металлов и т.д.). У порошков есть ряд преимуществ перед галоидоуглеводородами: они и продукты их разложения не опасны для здоровья человека; как правило, не оказывают коррозионного действия на металлы; защищают людей, производящих тушение пожара, от тепловой радиации.


п.п.
Учебные вопросы Вре
мя
мин.
Содержание учебного вопроса
1 2 3 4
1. Подготовительная
часть.
5
мин
Проверка наличия всего личного состава; объявление темы и целей
занятия.
2.
2.1
Основная часть.
Предмет, цели и
задачи курса
«Основы
организации
тушения
пожаров и
проведения
аварийно
спасательных
работ». Место
пожарной
тактики в
обеспечении
пожарной
безопасности.
Организация с
учетом
требований
нормативных
актов и
руководящих
документов,
уровня
пожарной
безопасности
охраняемого
района (объекта)
и готовности
подразделения,
пожарно -
тактической
подготовки в
новом учебном
году и её
содержание.
80
мин
40
мин
Пожарная тактика – совокупность боевых действий по
организации усилий подразделений пожарной охраны для
успешной ликвидации пожара в тех размерах, который он принял
к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию
людей в случае угрозы для их жизни.
Задачи обучения:
- приобретение личным составом подразделений ГПС и
совершенствование навыков ведения боевых действий при
пожарах,
- подготовка личного состава к умелым и отлаженным
действиям в составе отделения, караула,
совершенствование пожарно-тактических знаний и
практических навыков начальствующего состава подразделений
ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной
охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров
определяется Государственной противопожарной службой и
утверждается:
· на межрегиональном уровне - федеральными органами
государственной власти;
· на территориальном и местном уровнях - соответственно
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и
участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на
безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
Организация тушения пожаров предусматривает организационные
мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных
боевых действий по тушению пожаров.
К таким мероприятиям можно отнести:
· создание подразделений пожарной охраны, оснащение их
техникой и огнетушащими веществами;
· организация связи и взаимодействия между пожарными
подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
· разработка оперативных документов службы, подготовки и
пожаротушения;
· поддержание высокой боевой готовности подразделений;
· материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.
Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря
активным и умелым боевым действиям, но и в результате
осуществления мероприятий,
предусмотренных системой организации. Все мероприятия по
организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах
направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к
месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в
современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора
времени все больше возрастает. При создании подразделений
учитывают размеры города, численность населения, пожарную
опасность объектов, особенности застройки и планировки города,
населенного пункта.
Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной
ликвидации пожара (обеспечение водой, средствами связи, и
сигнализации, проездами и подъездами к зданиям, сооружениям и
водоисточникам, устройство противопожарных зон, преград и разрывов
и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и
сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также Правилами
пожарной безопасности. Разрабатывая организационные мероприятия
тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому
пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства
тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения
требуется минимальные силы и средства. Время от момента
обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития
пожара (мин) можно определить по формуле:
(6.1)
где τобн – время с момента возникновения пожара до его
обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время
боевого развертывания, мин.
Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения
пожаров, борьба за уменьшение каждого из них - повседневная задача
подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных
норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных
частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования
пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком
размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10
минут с момента вызова.
Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по
времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от
пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя
скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому
при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара
возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных
автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до
40 км/ч.
Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому
радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени
прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого
подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток
времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства
будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных
случаях, а в остальных - больше, поэтому более целесообразно
нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.
Количество основных и специальных пожарных автомобилей в
дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района
(объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в
основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-
15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула
одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах.
Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат
от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с
установкой автоцистерн на водоисточник.
Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно
прибыть. В этом случае создаются отдельные посты (караулы),
обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.
Особенности города, района или объекта регламентируют количество
и вид специальных автомобилей. Например, пожарными
автолестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в
районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета,
примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как
правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.
Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями,
автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в
боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и
республиканских центрах или пожароопасных объектах.
Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из
хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных
частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от
категории пожарной опасности технологического процесса,
огнестойкости зданий и сооружений.
Проведение аварийно–спасательных работ
Проведение аварийно-спасательных работ - неотложные действия
пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей
на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по
перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или
защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой
медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации
имущества.
АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью
времени на их проведение, сложностью обстановки и
предельным напряжением сил всего личного состава. Они
проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до
стабилизации положения. Это обеспечивается высокой
готовностью подразделений, высокой выучкой и
психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным
управлением подчиненными подразделениями и приданными
формированиями и всесторонним их обеспечением.
АСР включают в себя:
поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих
зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных,
задымленных и затопленных помещений или завалов, при
необходимости, с осуществлением мероприятий по
предотвращению паники.
вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных
помещений и спасение находящихся в них людей;
вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей)
транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения
жизни находящихся там людей;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
организацию эвакуации материальных ценностей из опасной
зоны;
укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений,
угрожающих обвалом и препятствующих безопасному
проведению работ.
Место и способ проведения АСР, обеспечивающий
наибольшую безопасность, должны определяться в каждом
конкретном случае по данным разведки, в зависимости от
состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние
инженерного оборудования и коммуникаций, свойств
обращающихся в них продуктов производства, а также состояния
основных и запасных путей эвакуации и технической
оснащенности объекта системами оповещения, аварийного
освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-
технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных)
подразделений.
2.2 Государственная
противопожарна
я служба МЧС
России –
функциональная
подсистема
Российской
системы
предупреждения
и действий в
чрезвычайных
ситуациях
(РСЧС). Цели,
задачи и
функции
подсистемы
РСЧС.
40
мин.
АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).
Спасение людей организуется и проводится в том случае,
если:
людям угрожает огонь, высокая температура, опасность
взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они
находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и
разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при
пожаре или другой ЧС;
имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям
эвакуации;
предусматривается применение опасных для жизни людей
огнетушащих веществ и составов.
Основными способами спасения людей и имущества
являются:
перемещение их, в том числе спуск или подъем с
использованием специальных технических средств, в безопасное
место;
защита их от воздействия опасных факторов и их вторичных
проявлений.
Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути
и способы. Такими путями могут быть:
основные входы и выходы;
запасные выходы;
оконные проемы и балконы с использованием технических
средств;
люки если через них можно выйти в безопасную зону;
проемы проделываемые в строительных конструкциях
зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах)
транспортных средств для перемещения пострадавших.
Перемещение спасаемых людей в безопасное место
осуществляется с учетом условий тушения пожара или
проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:
организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
вывода или выноса их из опасной зоны.
Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов
пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и
техногенного характера осуществляется в процессе их
перемещения в безопасное место, а также при невозможности
осуществления такого перемещения.
Указанная защита должна осуществляться с использованием
возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с
применением средств защиты органов дыхания, посредством
подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты)
конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в
помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или
воспламенения веществ и материалов.
При спасении людей с верхних этажах зданий с
разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными
клетками применяются следующие основные средства:
автолестницы, автоподъемники и другие машины;
стационарные и ручные пожарные лестницы;
спасательные устройства (спасательные рукава, веревки,
трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
средства защиты органов дыхания;
аварийно-спасательное оборудование и устройства;
летательные аппараты;
В исключительных случаях для ведения спасательных
работ допускается:
изготовление и установка подвесных или приставных
лестниц, трапов, переходов;
использование надувных и амортизирующих устройств.
Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном
количестве сил и средств проводится одновременно с другими
основными (главными) действиями.
Если сил и средств недостаточно, то они используются только
для спасения людей, другие основные действия не ведутся или
приостанавливаются.
Реализацию жизненно важных интересов в области защиты
населения и территорий от ЧС природного, техногенного,
эпидемиологического и социального характера призвана
осуществлять составная часть системы общественной
безопасности России - Единая государственная система
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения
усилий федеральных и региональных органов исполнительной
власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и
ликвидации последствий ЧС.
К силам РСЧС относятся:
- силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и
ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
- аварийно-спасательные формирования(АСФ)
министерств и ведомств РФ;
- части и подразделения Государственной
противопожарной службы МЧС России;
- специально подготовленные подразделения Вооруженных
Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
- учреждения и формирования Всероссийской службы
медицины катастроф (ВСМК).
3. Заключительная
часть.
5
мин.
Построение личного состава в учебном классе. Ответить на
возникшие у личного состава вопросы.
Объявление оценок с дальнейшим выставлением их в журнал.
Задание на самоподготовку.



Поделиться