К проблеме адаптации первокурсников к новой учебной среде. Успехи современного естествознания

Постановка проблемы. Актуальной проблемой современной психологии до сих пор является проблема социальной адаптации и развития личности. Успешная адаптация, по мнению отечественных и зарубежных ученых, является важнейшим условием полноценной жизнедеятельности человека. Проблема психолого-педагогической поддержки студентов- первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в вузе с каждым годом приобретает большую значимость. От того, насколько студент войдет в вузовскую систему требований, норм и социальных отношений, приспособится к новой системе обучения, режиму жизнедеятельности, зависит его дальнейшее отношение к учебной работе, взаимодействие с педагогами и сверстниками.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических особенностей эффективной адаптации первокурсников к вузовскому обучению.

Основное изложение материала. Попадая в новую социальную среду, студент сталкивается с различными противоречиями в межличностном взаимодействии. Эмоционально-волевая сфера дает срывы в виде повышенной агрессии, тревожности, фрустрации. Нормальное и здоровое функционирование психологической сферы человека на этом этапе зависит от двух факторов: состояние организма и успешности прохождения личностью процесса адаптации к условиям новой среды.

В словаре В. Г. Крысько термин адаптация имеет следующее значение - это результат взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности.

В отечественной психологии проблемой изучения адаптации занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.

Значительный вклад в понимание сущности проблемы адаптации личности и ее развития внесли С. Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев. Разработанная на положениях теории Л.С. Выготского концепция деятельности дала новый этап в разработке этой проблемы.

Выготским было выдвинуто предположение о том, что среда определяет развитие ребенка и оказывает на это развитие существенное влияние.

В зарубежной психологии проблемой адаптации занимались такие известные психологи как З. Фрейда, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, и другие.

Бандурой была предложена идея об активности индивида. Эта идея заключается в том, что индивид может активно управлять событиями, тем самым изменять среду оказывающую влияние на его жизнь, он может контролировать условия и выбирать способ реакции на них.

Б. Скиннер полагал, что успешность действий человека в различных ситуациях определяется набором ранее изученных моделей поведения.

В рамках когнитивного подхода, основанного на теории Ж. Пиаже, адаптация рассматривается, как процесс освоения понятий и норм общества, в которое попадает индивид. Тем самым личность подчиняет свое поведения требованиям общества, в котором она находится в данный момент времени.

Эффективность образовательных процессов и психическое здоровье, по мнению, В. С. Ильина и В. А. Никитина, зависят от того, как быстро и успешно студент адаптируется к новым условиям социальной среды. В данной статье социально-психологическая адаптация рассматривается как результат (процесс) взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию (установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы.

Наиболее распространенными трудностями, на первых порах обучения, является отсутствие навыков самостоятельной учебной работы.

Исследуя процесс адаптации студентов И. Ю. Мильковская выдвинула три блока факторов оказывающих воздействие на адаптацию студента в социальной среде ВУЗа.

Она подразделила их на внешние и внутренние:

Первый социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования), и второй педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей) относится к внешним факторам

Третий психологический блок Мильковская отнесла к внутренним факторам, эта группа включает индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника).

В.Ю. Хицкая выделила четыре категории факторов влияющих на адаптацию:

В первую группу вошли факторы, связанные со степенью готовности учащихся к учебной деятельности в ВУЗе: в первую очередь это широта и глубина знаний бывших школьников, профессиональная направленность и заинтересованность в процессе получения новых знаний.

Вторая группа факторов обобщающие индивидуальные особенности адаптации, например, уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов.

К третьей группе были отнесены те факторы, которые являются значимыми для успешного процесса адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости.

Факторы, связанные с условиями обучения и проживания, были выделены в отдельную группу. Это факторы благополучия внутригруппового общения, санитарно-гигиенические условия обучения и проживания и фактор устройства учебного процесса. Эти факторы составили четвертую группу.

Рассматривая вузовскую адаптацию, В. В. Лагерев выделил в ее структуре процессуальные составляющие: социально-психологическую, деятельностную, психологическую.

Социально-психологическая адаптация охватывает принятие новой социальной роли студента, усвоение норм, ценностей и традиций того учебного заведения, в котором он обучается.

Психологическая составляющая включает в себя развития мышления, речи, зрительного восприятия, внимания, воли, креативных способностей.

Деятельностную составляющую образуют механизмы приспособления студента к учебному процессу, его ритму, методам и формам работы, знакомство и приобщения к новым видам учебной деятельности.

В течение первого курса формируется студенческий коллектив, складываются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности .

У молодых людей, поступивших в ВУЗ, адаптивные возможности развиты слабо, попав в новую социальную среду, они испытывают как психологические, так и физические трудности . Выявление трудностей у студентов, во время периода адаптации и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность, успеваемость и, соответственно, качество знаний.

Выводы. Таким образом, мы можем считать, что социально-психологическая адаптация - это сложный процесс взаимодействия личности со средой в результате которого личность соотносит свои цели и ценности с целями и ценностями группы. Успешное прохождение процесса адаптации студентами первого курса способствует развитию умений и навыков образовательной деятельности, осознания призвания к выбранной профессии. Успешное преодоление трудностей связанных с процессом адаптации позволит повысить активность студентов и интерес к познавательной деятельности, сформировать навыки необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Введение

Совершенствование системы среднего специального образования требует внедрения в практику работы данных образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому вчерашнему школьнику-студенту нового набора в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями условий развития, формирования полноценной, адаптированной личности, получение профессионального образования. Это требует серьезного подхода к организации педагогическим работникомтехникума периода адаптации первокурсников и психолого-педагогического сопровождения студентов в этот период.

Цель:

Задачи:

· Во-вторых, студенты адаптируются к новому коллективу. Проблемы межличностных отношений в коллективе помогают разрешить классные руководители.

· Создали социальный паспорт студентов первокурсников.

Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшнийдень?

1) адаптация формальная
2) социальная адаптация
3) дидактическая адаптация

1) объективному : успеваемость и посещаемость;

2) субъективному


6) коммуникативные барьеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Методическая разработка

«Проблемы адаптации первокурсников»

Выполнила преподаватель Шашнина Инна Олеговна

Рославль 2015

Введение

Экономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи, приводит к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению успеваемости и воспитанности, следствием чего является низкая социальная адаптивность выпускников СПО, неадекватная приспособленность к учебному процессу. Эти процессы непосредственно затрагивают систему среднего профессионального образования. Как показывают опыт, одна из ключевых причин низкой профессиональной подготовки - слабая адаптация студентов к учебному процессу в техникуме. Адаптация студентов в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме.

Совершенствование системы среднего специального образования требует внедрения в практику работы данных образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому вчерашнему школьнику - студенту нового набора в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями условий развития, формирования полноценной, адаптированной личности, получение профессионального образования. Это требует серьезного подхода к организации педагогическим работником техникума периода адаптации первокурсников и психолого-педагогического сопровождения студентов в этот период.

Цель: создание условий для первокурсников в процессе обучения, создание наиболее оптимальных условий, для безболезненного вхождения студентов в учебную жизнь.

Задачи:
проведение воспитательно-информационных мероприятий для студентов;
оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его родителям;
координация, действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.

К чему надо адаптироваться студентам?

Во-первых, к учебному процессу в колледже, который во многом отличается от школьного процесса. Успех повышения успеваемости первокурсников заключается в чередовании дидактических методов и приемов учебной работы, особенно индивидуальной работы со слабоуспевающими студентами, проведении консультаций по предмету для такого рода студентов.

  • Во-вторых, студенты адаптируются к новому коллективу. Проблемы межличностных отношений в коллективе помогают разрешить классные руководители.

В-третьих, студенты адаптируются к новым условиям жизни: самостоятельная организация учебы, организация быта и своего свободного времени.

В-четвертых, студенты также адаптируются и к новым отношениям с родителями, ибо они начинают выполнять роль автономной личности.

Классные руководители решают многие задачи, связанные с процессом адаптации студентов:

Выявили и уточнили списки студентов, требующих особого внимания: сироты, студенты из неблагополучных и малообеспеченных семей.

  • Создали социальный паспорт студентов первокурсников.

Создали в группе атмосферу для развития личностных качеств студентов путем создания оптимальных условий для самореализации личности каждого студента.

Организовали совместную внеурочную деятельность для сплочения группы: коллективные походы в ледовый дворец, туристическая поездка в г. Смоленск, коллективная экскурсия в музей города, участие в спортивном празднике «День здоровья».

Осуществляют постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов.

Поддерживают постоянную связь с родителями.

Это необходимо, прежде всего, потому, что взрослый этап жизни - окончание школы, начало самостоятельной жизни и обучение в среднем специальном учебном заведении, требует от подрастающего поколения внимательного отношения к своему здоровью и способности сказать «Нет» пагубным привычкам.

Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день?

Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки, только что поступивших в техникум. Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!».

И правда, это, только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, неготовностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и однокурсниками.

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Мы знаем, что социализация длится всю жизнь. Юность завершает активный период социализации. Этот этап влечёт за собой психофизиологические изменения. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведения: от почти полного послушания юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому или открытому неповиновению родителям. У личностей этого возраста выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

· Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан возрастом;

· Несовпадением старого стиля родительства, и новых потенциальных возможностей этого возраста;

· Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников;

В своих наблюдениях за студентами можно самостоятельно определить уровень адаптации первокурсника, если знать три формы:

1) адаптация формальная - познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре техникума, к содержанию профессионального обучения в нем, к требованиям и своим обязанностям;
2)
социальная адаптация – «вхождение» во внутреннее пространство группы и объединение этих групп со студенческим коллективом в целом;
3)
дидактическая адаптация – приспособление к новым формам и методам учебной деятельности, имеющей профессиональную направленность.

Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:

1) объективному : успеваемость и посещаемость;

2) субъективному : степень удовлетворенности личности коллективом, самим собой и качеством выполняемой работы.

Основными проблемами адаптации студентов являются :

1) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней;

2) готовность компонентов профессионально-личностной перспективы;

3) неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности самостоятельно;

4) недостаточная готовность навыков самостоятельной деятельности;

5) организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
6) коммуникативные барьеры.

Основные причины, вызывающие трудности адаптации к обучению:

Специфическое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам.

Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того, чтобы студент был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Студенты с заниженной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к учебной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими людьми: со сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Они порой идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями.

Техникум и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому педагоги и классные руководители Рославльского многопрофильного колледжа создают условия для последующего полноценного развития студента – первокурсника. Они решают проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ, проживающих в разных городах, районах. За короткий срок они должны найти к каждому индивидуальный подход, добиваться не только сплочения новичков в коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития, раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.

Заключение

Таким образом. адаптаци является неотъемлемым элементом жизни каждого человека.

Любая из стадий социализации играет свою роль в жизни индивида. И как, мы уже убедились особенно важной, является стадия юности и связанный с ней период начала обучения в техникуме. Ведь на ней формируется взрослая и самодостаточная личность. Важно, чтобы этот процесс эволюционировал, а не деградировал, так как психика только формируется и она подвержена активному влиянию со стороны других. И необходимо, чтобы это влияние было благотворным, для создания зрелой и адекватно мыслящей личности.

Список используемой литературы:

1.Захарова, Г.М. Адаптация студентов первого года обучения //Специалист.-2010.-№9.-С.21-22.

2.Александров, М.А.Значимость социально-культурной деятельности в процессе социальной адаптации студентов //Среднее профессиональное образование студентов.-2012.-№7.-С.45-46.

3. Н.И.Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально-

Психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. №3. – С.116-120.

4.Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. №9.- С.202-207.

5.И.А.Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004г

6.Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с


Из множества проблем высшей школы в настоящее врем особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями первого года обучения в вузе, в частности с социальной адаптацией студентов.

Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – приспособлениестроения и функций организма к условиям среды. Социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, а также как харак-теристика реальности, отражающая степень реализации и развития социальных потенций, возможностей человека (его способностей, знаний, умений и навыков, стремлений, целей и задач). Адаптация личности к внешним условиям выступает как одна из линий ее раз-вития. Адаптация как процесс психологического включения лич-ности в социальную, профессиональную среду происходит по мере того, как данная среда оказывается сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности.

В основе адаптации личности как динамического явления лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшеству-ющего опыта. Разрешение этих противоречий путем перестройки деятельности и поведения личности, а также регулирующего влия-


320

ния объективных факторов на процесс взаимодействия личности

и среды обусловливает динамику процесса адаптации, показателями которой выступают качественные изменения в структуре личности

и моделях ее поведения в новой ситуации.

Различают несколько форм социальной адаптации: дезадапта-цию, пассивную и активную.

Дезадаптация характеризуется недифференцированностью целей

и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решае-мых проблем и, что особенно важно, неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействием им.

Пассивная адаптация подразумевает то, что индивид принимаетнормы и ценности, по принципу «Я – как все», но не стремится что-либо изменить, даже если это в его силах. Она проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения

и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации. Активная адаптация прежде всего способствует успешной социа-

лизации в целом. Индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко форми-руются все новые и новые разнообразные цели, но главная из них – полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широкий. В конечном счете этот уровень адаптации ведет к гармоническому единству с людьми, с собой и с миром.

Процесс адаптации как специфический момент в развитии и ста-новлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения, ибо подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. Во-вторых, потому что в хо-де этого процесса совершается важнейшее событие – формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на два вида:

1) профессиональную , под которой понимается приспособление

к характеру, содержанию, условиям и организации учебного про-цесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

2) социально-психологическую – приспособление индивида к груп-пе, к взаимоотношениям с ней, а также выработка собственного сти-ля поведения.

Типичная структура проблем у дезадаптированной группы сту-дентов такова:


Недостаточный уровень школьных знаний по многим дисци-плинам (во многих вузах прием абитуриентов осуществляется без конкуренции);

Неумение первокурсников планировать время дня;

Неготовность работать с большим объемом новой информации;

Неготовность к выполнению высоких требований преподава-телей;

Отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а глав-ное – желания учиться.

Кроме того, причинами низкой успеваемости студентов на пер-вом курсе являются:

Существование разницы в организационных формах и методах обучениях в школе и в вузе;

Отсутствие систематического контроля за самостоятельной ра-ботой;

Систематические пропуски занятий, несерьезное отношение не-которых студентов к учебе;

Психология «троечника».

Для пассивно адаптированных студентов характерны те же про-блемы, но к ним можно добавить еще низкий уровень культуры об-щения. Для активно адаптированных остается проблема реализации себя полностью, применение своих знаний, умений, навыков в со-ответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой жизни.

Исходя из этого анализа рассматриваемой проблемы очевидно, что при работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни.

Указанные выше проблемы, стоящие на пути к успешной адап-тации первокурсника в новой среде, значительно усугубляет неупо-рядоченный режим учебной аудиторной и внеаудиторной нагрузки из-за неравномерной загруженности по различным дисциплинам и трудностей составления расписания занятий в связи с нехваткой учебных аудиторий.

Поскольку студенческая жизнь начинается с первого курса, то успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе – это залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста.

Анализ литературы и практического опыта работы в вузе позво-ляет обозначить некоторые характеристики статуса студента первого курса вуза. Сутью такого социального статуса можно считать овла-дение нормами и функциями будущей профессиональной деятель-ности. К отличительным чертам статуса можно отнести:


322 Глава 15. Психологические особенности студенчества

Осознание нового качества в своей социальной позиции, повы-шенное чувство собственного достоинства;

Стремление закрепиться в этой новой для себя позиции;

Стремление добиться первых успехов, подтверждающих новую более высокую позицию;

Интерес и старательность в выполнении учебной и иной работы

в стенах вуза;

Многообразие учебных и внеучебных интересов.

Признаками реализации нового социального статуса можно счи-тать принятие личностью целей, ценностей и эталонов действий

и поведения, характеризующих ту или иную профессиональную группу в целом.

Лучше всего к поступлению в вуз (и, следовательно, к адаптации к студенческой жизни) готовят школы «нового типа» – гимназии, лицеи, специализированные классы. Во многом это определяет и те тесные организационно-педагогические связи и взаимоотношения, которые сложились между этими школами и вузами. Тем более что со-циальный отбор и социальное расслоение по шансам получения выс-шего образования все больше перемещается в средние классы школ, когда дети (да и их родители) решают, в какой школе им продолжить обучение, чтобы наверняка поступить в вуз. У выпускников школ

и выпускников колледжей свои «плюсы» и «минусы» с точки зрения адаптации к студенческой жизни. У первых «плюсы» прежде всего связаны с более высокой общеобразовательной подготовкой, но они

и менее самостоятельны – для них оказывается наиболее сложным является переход от более жесткого семейного и школьного контроля к более мягкому вузовскому. Выпускники колледжей лучше школь-ников сориентированы на профессиональную деятельность и более самостоятельны. Но им особенно нужна помощь и поддержка в уче-бе, на младших курсах слишком отражаются недостатки в их общеоб-разовательной подготовке (даже у тех, кто пришел в колледж на базе одиннадцати классов, сказывается двухлетний перерыв в системати-ческом изучении общеобразовательных дисциплин). В большей мере эти проблемы относятся к выпускникам средних профессиональных технических училищ, по чьим оценкам их адаптация к студенческой жизни была наиболее сложной и продолжительной.

Степень социальной адаптации первокурсника в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, цен-ностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д. Для успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наи-


более типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения, и причины их возникнове-ния. Препятствия, стоящие на пути включения молодого человека

в студенческую жизнь, связаны с тем, что он приходит в вуз с уже сложившимся динамическим стереотипом. При поступлении же в вуз происходит ломка старого стереотипа и формирование нового.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсни-ков к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отри-цательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива и необходимостью вхождения в новый студенческий коллектив; неопределенность мотивации выбора про-фессии, недостаточная психологическая подготовка к учебе в вузе; неумение осуществлять психологическое саморегулирование по-ведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха

в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие, и, наконец, отсут-ствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями и справочниками.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Трудности возникают уже на этапе подготовки будущего перво-курсника к поступлению в вуз. Выпускные экзамены, подготови-тельные курсы, занятия с репетиторами связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых для молодого человека условиях, что в свою очередь ведет к утомлению и переутомлению.

В основе работы с первокурсниками необходимо использовать принцип постепенности, предложенный И.П. Павловым. На первом этапе применяются тесты-опросники, позволяющие провести все-стороннее исследование личности учащегося. Кроме того, с помо-щью данных тестов выявляются трудности, возникающие на первом году обучения и снижающие академическую активность и успевае-мость студентов. На втором этапе составляются рекомендации по изменению условий обучения и разработке индивидуального подхо-да и социально-психологической помощи студентам, а на третьем – следует внедрить полученные разработки в учебный процесс и про-вести исследование степени адаптации первокурсников.

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую под-готовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы та-


324 Глава 15. Психологические особенности студенчества

кие черты личности, как готовность к учению; способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности; умение правильно распределять свое рабочее время для самостоя-тельной подготовки.

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них не-достаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школь-ных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать ре-гулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обста-новку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лек-ции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возни-кает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семе-стре, формируется уверенность возможности все наверстать и осво-ить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоя-тельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточ-ников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Процесс адаптации каждого студента идет по-своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются

к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники –

к академической работе.

Во многих вузах обычно специально планируется система меро-приятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты», выступления ведущих преподавателей

в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославив-шими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-старшекурсников; раскрытие перед студентами целей и структуры образовательного процесса

в вузе, их прав и обязанностей; улучшение условий, совершенство-вание методов и средств обучения, увеличение доли практических занятий; помощь кураторов в организации академической группы


в целом; помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студен-тов; консультативная помощь психолога; введение межсессионной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Большие резервы для повышения качества подготовки специали-стов открывает совершенствование контроля за знаниями студентов . Система контроля успеваемости на экзаменационных сессиях по-рождает нередко лишь штурмовщину, когда студент в течение не-скольких дней зазубривает записанные в конспекте основные по-ложения данного учебного курса, а после экзамена забывает их. Не случайно часть студентов не умеют работать с книгой, систематиче-ски заниматься в течение всего семестра.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптималь-ную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и ин-тересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции по-ведения и т.д. Успешное решение этой проблемы связано с развити-ем психологической службы вуза.

Преподаватель, читающий лекцию потоку, естественно, не может учитывать индивидуальный темп усвоения учебного материала каж-дым студентом, способность каждого к анализу и синтезу, уровень развития мышления. Не случайно многие студенты-первокурсники, чувствовавшие еще вчера внимание и опеку школьных учителей,

в условиях вуза чувствуют себя на первых порах дискомфортно. Новые условия деятельности их в вузе – это качественно иная си-стема отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего пове-дения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.

Проблема адаптации студентов к обучению в вузе решается бо-лее успешно в условиях применения инновационных моделей образо-вания , в частности использования информационно-компьютерныхтехнологий обучения. Наличие сайта вуза, информация, которая имеется на кафедральной странице, особенно материалы для само-стоятельной работы и подготовки к экзаменам, семинарам, заче-там, облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствуют совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины мате-риал, логично излагать и аргументировать различные современные теоретические подходы к изучаемым вопросам. Использование но-


326 Глава 15. Психологические особенности студенчества

вых информационных технологий помогает студенту стать субъек-том учебной деятельности и повышает его академическую актив-ность (более подробно см. в гл. 7).

Решение проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу важно также не только потому, что ускоряется процесс «вхождения» студентов в вуз, но потому, что позволяет определить действитель-но посильную нагрузку первокурсников, снижению которой также способствует применение информационных технологий.

В современных условиях рыночной экономики важный диффе-ренцирующий фактор – материальное положение семьи (готовность и возможность родителей помочь своему ребенку-студенту, помочь не только в оплате контракта, но прежде всего в решении сложнейших материально-бытовых проблем). Кстати, в современных условиях важно преодолевать стереотип бесплатности образования, особен-но высшего. Развитие концепций «человеческого» и «социального» капитала подчеркивает не только выгодность, прибыльность инве-стиций в образование, но и необходимость таких инвестиций. Тем самым образование объективно становится одной из самых затрат-ных сфер социальной жизни. И весь вопрос в том, кто (государство, предприятия или фирмы, родители и родственники) и сколько пла-тит за обучение? Вопрос, решение которого пока – в современных российских условиях – весьма далеко от оптимального.

При всей условности самооценок студентами семьи прослежива-ется четкая тенденция: чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адапта-ции. И это еще один важный аргумент против однозначной трактов-ки успешности адаптации, в пользу социальной защиты малообес-печенных студентов как весьма значимого для них адаптационного фактора. В условиях растущего социального расслоения студенчества аспект социальной защиты в адаптации должен быть в поле постоян-ного внимания администрации и профсоюзных организаций вуза.

Позитивным результатом успешно организованного процесса адаптации является адаптированность личности . Она включает в се-бя совокупность индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих в новых условиях жизнедеятельности наибольшую успешность деятельности, значимой для данного индивида, положи-тельное отношение к этой значимой деятельности и эмоционально-нравственную удовлетворенность профессиональным обучением в целом.

Проведенный анализ проблем психологических аспектов адапта-ции студентов в процессе обучения в вузе подтверждает ее сложность и многоаспектность, что в итоге доказывает необходимость систем-


ного подхода не только к определению ее сущности и содержания, но и к непосредственной организации самого процесса адаптации в вузе.

Таким образом, выявление трудностей, возникающих перед сту-дентами на первом курсе в вузовской системе обучения, и опреде-ление путей их преодоления даст возможность повысить акаде-мическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе,

и выработанную привычку к дисциплине и труду; усилить интеллек-туальный потенциал нашей страны.

В заключение необходимо подчеркнуть, что успешная реали-зация программы адаптации первокурсников возможна лишь при достаточной готовности членов педагогического коллектива к вос-приятию всех вероятных аспектов и факторов адаптации студентов к условиям вуза (включая их собственные педагогические ошибки)

и к сотрудничеству с психологом, который, в свою очередь, должен иметь высокий уровень как профессиональной, так и социальной компетенции.

15.4. Типология личности студента

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, – их только можно принимать во внимание, и те, которые по-являются в процессе обучения, – ими можно управлять .

К первой категории относятся: уровень подготовки, система цен-ностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источни-ком информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя

и используя как отправную точку для воздействий на студентов. Факторы первой категории работают преимущественно на этапе

адаптации, когда первокурсники пытаются понять «куда я попал» и «кто меня окружает». «В чужой монастырь со своим уставом не хо-дят», – это студенты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в группах меж-ду ребятами идет «война» за право лидерства, поиск «своих» людей. Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций


328 Глава 15. Психологические особенности студенчества

освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, пред-стоящей работе, преподавателям.

Постепенно влияние этих факторов ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй категории . К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимо-отношений преподавателя и студента и т.д. Именно это в значитель-ной степени, а не исходный уровень определит профессиональный

и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями».

Различия в системах ценностей студентов и степень их личност-ной зрелости, именно в связи с успешностью обучения, находят свое выражение в многочисленных типологиях студентов. Основаниями для построения этих типологий выступают прежде всего отношения к профессии, учебе, науке, а также вся система жизненных ценно-стей и установок студентов.

Гуманитарий живет «в мире слов» – ярко выраженный вербаль-ный тип интеллекта, широта познавательных интересов, эруди-рованность, владение языком, богатый словарный запас, умение соотносить конкретные и абстрактные понятия, высокоразвитое аб-страктное мышление.

Естественники – высокоразвитое логическое и абстрактное мыш-ление, способность быстро и активно сосредоточиваться на интере-сующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального, наличие высокой степени концентрации внимания, безупречная строгость

и логичность. Эти качества нужны уже до поступления. Повышенная серьезность и независимость суждений. Недостаточно развитое уме-ние общаться с людьми. Самооценочные суждения о своих соци-альных свойствах в основном неадекватны. Себя они знают плохо

и нуждаются в помощи.

Инженеры – высокоразвитые пространственные представленияи быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического ин-теллекта. Пространственные представления максимальны к посту-плению и развиваются незначительно. Эти качества больше зависят от задатков. Развиваются положительные отношения к социальным нормам, повышается эффективность учебы. Однако узки познава-тельные интересы. Снижено внимание к политике и философским проблемам.


В этом отношении очень интересен анализ студенческой молоде-жи в связи с избранной ими профессией. Вся совокупность совре-менных студентов довольно явно разделяется на три группы * .

Первую группу составляют студенты, ориентированные на образо-вание как на профессию. Эта группа самая многочисленная. В нее входит около трети общего числа студентов. Для них интерес к буду-щей работе, желание реализовать себя в ней – самое главное. Лишь они отметили склонность продолжать свое образование в аспиран-туре. Все остальные факторы для них менее значимы.

Вторая группа – это студенты, ориентированные на бизнес. Онасоставляет около 26% общего числа опрошенных. Отношение к об-разованию у них совсем иное: для них оно выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы

в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться тор-говлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтере-сованно, чем студенты первой группы.

Третья группа – студенты, которых, с одной стороны, можно на-звать неопределившимися, с другой – задавленными разными про-блемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» – они не мо-гут выбрать своего пути, для них образование и профессия не пред-ставляют того интереса, как у студентов первых групп. Возможно, их самоопределение произойдет позже, но можно предположить, что

в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.

С появлением коммерческого набора в вуз пришли обеспеченные студенты, не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в пра-вильности своего профессионального выбора (62–77%), хорошо осведомленные о специфике будущей профессиональной деятельно-сти (самооценка в среднем выше на 10%, чем у «бюджетников»). Эти студенты, вдохновляемые примером родителей-предпринимателей, без страха глядят в будущее, имеющее для них четко прорисованную профессиональную перспективу.

Существуют также качественные различия, в частности резуль-таты анализа статистических данных показывают, что у «коммер-ческих» студентов более ярко выражено стремление к достижению успеха в сфере бизнеса (9–18,5%), в связи с чем они выше, чем «бюд-жетные» студенты, оценивают значимость хорошего образования,

* См. Социология молодежи. – М., 1997.


330 Глава 15. Психологические особенности студенчества

профессиональной подготовки (30,5–40%), свободного владения иностранными языками (22–37%), духовно и культурно богатой жизни (36–44%).

Выявились также различия в структуре мотивации получения высшего образования у сравниваемых групп студентов: «бюджет-ники» в целом высказали более традиционные установки – по-лучить диплом (4–14%), приобрести профессию (56–62%), вести научные исследования (5–15%), пожить студенческой жизнью (8–18%), тогда как у «коммерческих» студентов доминирует стрем-ление добиться материального благополучия (43–53%), свободно овладеть иностранными языками (17–41%), стать культурным че-ловеком (33–39%), получить возможность обучения, работы за гра-ницей (20–29%), освоить теорию и практику предпринимательства (10–16%), добиться уважения в кругу знакомых (10–13%), продол-жить семейную традицию (6–9%).

Контингент «коммерческих» студентов в большинстве своем представлен выпускниками средних школ, хотя среди них несколь-ко больше лиц, имеющих опыт трудовой (производственной) дея-тельности в отраслях народного хозяйства, чем среди «бюджетни-ков». Среди их родителей значительно больше предпринимателей, бизнесменов (14–16%), работников кооперативов, акционерных обществ, совместных предприятий (11–17%), высших государствен-ных служащих. Именно для данной социальной группы посильна оплата высшего образования. Достаток в этих семьях значительно выше. Каждый седьмой «коммерческий» студент имеет собственный ежемесячный заработок, а каждый десятый – доход от самостоятель-ного предпринимательства.

По числу вузовских отличников они уступают «бюджетным» сту-дентам.

Следует выделить несколько больше типов современных студен-тов, чем простое деление на «бюджетных» и «коммерческих», при-чем эти типы встречаются и в той, и в другой из описанных групп.

Первый тип условно можно назвать «предпринимателем». Этотстудент предпочитает достижение успеха в сфере бизнеса, получа-ет высшее образование для того, чтобы освоить теорию и практику предпринимательства, быстро продвигаться по службе, заниматься руководящей, организаторской деятельностью, он уверен в пра-вильности выбора специальности, обучения, соответствии ему своих способностей, но в то же время он более критичен к своему учеб-ному заведению, лучше знает специфику профессии (возможности профессионального роста, размер заработной платы, условия труда, перспективы служебной карьеры), не опасается безработицы, у не-


го более развиты (по самооценке) такие актуальные личностные ка-чества, как индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды при смене обстоя-тельств, быстрая адаптация и легкая вживаемость в новые условия.

Второй тип с той же долей условности называют «эмигрант».Высшее образование «эмигранты» в большей мере получают для того, чтобы свободно овладеть иностранными языками, получить возможность обучения и работы за границей. Они уверены в пра-вильности собственного выбора специальности и в соответствии ему своих способностей, а также в возможности вуза дать им подготов-ку на необходимом уровне. У них хорошо развиты (по самооценке) индивидуализм, жизненный оптимизм, легкая вживаемость в новые условия.

Обоим этим типам противостоит «традиционалист». Он ценит хорошее образование, профессиональную подготовку, получает высшее образование для того, чтобы иметь диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает реа-лии дальнейшей профессиональной деятельности, больше опасается безработицы, у него сильно развиты профессионализм и работоспо-собность, менее – предприимчивость, способность рисковать, ме-нять взгляды при смене обстоятельств, вживаться в новые условия.

По отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.

1. Студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения

и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них – необходимый путь к хорошему овла-дению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предме-там учебного цикла. Их интересы затрагивают широкий круг зна-ний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнива-ют, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.

2. Студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сфе-рах учебной деятельности. Для этой группы студентов характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности – лучше всего понемногу. Они не затрачи-вают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учат-ся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.


332 Глава 15. Психологические особенности студенчества

3. Студенты, которые проявляют интерес только к своей профес-сии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов ха-рактерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний – только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональ-ной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам учебного плана.

4. Студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе от-носятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные за-нятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические за-нятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятель-ности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.

5. Лодыри и лентяи, которые пришли в вуз по настоянию роди-телей или за компанию с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, по-стоянно пропускают занятия, имеют «хвосты», им помогают товари-щи и зачастую они дотягивают до диплома.

При разработке типологии студентов В.Т. Лисовский выделил четыре группы качеств, которые должны наиболее полно характери-зовать студента, а именно ориентацию на: 1) учебу, науку, профес-сию; 2) общественно-политическую деятельность (активную жиз-ненную позицию); 3) культуру (высокую духовность); 4) коллектив (общение в коллективе). Разработанная им типология студентов вы-глядит следующим образом.

1. Гармоничный – выбрал свою специальность осознанно. Учитсяочень хорошо, активно участвует в научной и общественной рабо-те. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, зани-мается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный то-варищ.

Хамикоев Феликс Георгиевич

кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин, декан факультета физической культуры и спорта, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

Кочиева Элина Романовна

кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин факультета физического воспитания и спорта Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

The problems and the main directions of adaptation of first-year students to the educational process

Hamikoev Felix Georgievich

candidate of pedagogical sciences, professor of the department of sports and biomedical disciplines, dean of the faculty of physical education and sport North Ossetian state university name K.L. Khetagurov Vladikavkaz, Russia

Kochieva Elina Romanovna

candidate biological sciences, associate professor sports games and biomedical sciences faculty physical education and sport North Ossetia state university named after K.L. Khetagurov Vladikavkaz, Russia

Abstract: This paper analyzes the major trends of adaptation of first-year students, argued the need for activities that contribute to the successful adaptation of first-year students to the unusual conditions for their university.

Keywords: higher education, first-year students, educational and cognitive activity in high school, issues of adaptation of first-year students to the modern university

Решение проблем образовательных организаций, как показывает практика, сталкивается с неприспособленностью первокурсников к условиям вуза, и, прежде всего с психологической точки зрения, к легкой адаптации ко всему укладу высшей школы. Такая ситуация особенно заметно при попытках ввести в учебный процесс современные образовательные технологии. Отсюда одна из важных проблем в работе высшей школы - поиск эффективных методов и средств приобщения студентов-первокурсника к новым для них условиям учебно-познавательной деятельности, то есть более эффективной и «безболезненной» адаптации к учебно-познавательной деятельности.

Адаптация – это процесс активной плодотворной деятельности и необходимое условие для успешного функционирования индивида в том или ином социальном пространстве. Ученые различают три разновидности адаптации студентов-первокурсников к условиям системы высшего образования (Д.А. Андреева , С.А. Васильева , Н.С. Копеина , Е.Е. Федорова ):

  1. Формальная адаптация, касающаяся познавательного информационного механизма приспособления обучающихся к новому пространству, к незнакомой структуре вуза Э.Р. Кочиева), к содержанию обучения в этой системе, к ее повышенным требованиям, к своим изменившимся обязанностям .
  2. Дидактическая адаптация, отвечающая за подготовку студентов к новым методам, приемам, средствам, формам организации учебной деятельности в системе высшего профессионального образования.
  3. Общественная адаптация, определяющая характер процесса внутренней интеграции групп студентов-первокурсников, процесса интеграции этих же групп со студенческим составом образовательной организации в целом, а также характер их взаимоотношений.

Таким образом, адаптация обучающихся в системе высшего профессионального образования – это многосторонний, динамический, сложный и многоуровневый процесс преобразования потребностно-мотивационной сферы студента, комплекса имеющихся знаний и умений, навыков и привычек в соответствии с новыми образовательными задачами, функциями, целями, перспективами и условиями их успешной реализации. Существенная часть адаптивных обстоятельств возникает вследствие видоизменений условий обучения при поступлении в университет (Д.А. Андреева , С.А. Васильева, Н.С. Копеина ). В настоящее время вопросы адаптации студентов-первокурсников на начальном этапе профессиональной подготовки занимают одно из основных мест в педагогической теории и практике, и не случайно от успешности процесса адаптации во многом зависит дальнейшее личностное развитие и профессиональная карьера будущего специалиста.

Термин «студент» в переводе с латинского означает занимающийся, усердно работающий, то есть активно овладевающий знаниями и навыками. Студент как личность, и как человек определенного возраста, может характеризоваться с трех позиций: с биологической, психологической и социальной. Исследование этих сторон раскрывает возрастные и личностные особенности студента, а также его возможности и способности к обучению. Так, если отнестись к обучающимся как к людям определенного возраста, то для них будут характерны минимальные величины латентного периода реакций на элементарные, комбинированные, письменные и словесные сигналы; максимум разностной и абсолютной чувствительности анализаторов, максимальная гибкость в образовании сложных психомоторных, рефлексивных и других навыков. По сравнению с другими возрастами в юношеском возрасте наблюдается наивысшая скорость переключения внимания, оперативной памяти, решения вербальных логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст, особенно на 1 и 2 курсах, характеризуется «пиковыми», наибольшими достижениями, базирующимися на всех предшествующих процессах физического, биологического, физиологического, психологического, социального развития.

Если же рассматривать студента как личность, то период 18-20 лет – это возраст наиболее активного, энергичного развития духовных, нравственных, этических и эстетических чувств, динамичного развития и стабилизации характера и, что немаловажно, овладения полным набором социальных ролей взрослого человека: личностных, гражданских, профессиональных, трудовых, физических и т.д. С этим периодом связана основа «экономической активности», под которой ученые (С.А. Амбалова, С.В. Васильева, И.В. Дубровин, Ю.И. Киселев, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Ряховский и др.) понимают включенность личности в самостоятельную производственно-трудовую деятельность, начало профессионально-трудовой биографии и образование собственной семьи, формирование семейных отношений . Преобразование системы ценностных ориентаций, мотивации, нравственных приоритетов с одной стороны, и формирование специальных способностей и навыков в связи с интенсивной профессионализацией – с другой стороны, представляют этот возраст как основной период становления характера, осмысление потребностей и развитие интеллекта. Это время высоких спортивных достижений, начало научных, художественных, технических и других творческих достижений.

Студенческому возрасту свойственно еще и то, что в этот период достигают своего максимального уровня физические и интеллектуальные силы человека. Но нередко обнаруживаются одновременно и «ножницы» между этими возможностями и их успешной реализацией. Непрестанно возрастающие творческие способности и возможности, развитие психических, интеллектуальных и физических сил, которые сопутствуются и растущей внешней привлекательностью, таят в себе и иллюзии, что это повышение сил будет продолжаться «пожизненно», что вся наилучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достигнуть и т.д.

Период обучения в вузе совпадает не только со вторым периодом юности, но еще и с первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных качеств – процесс, рассмотренный в трудах таких известных ученых, как Б.Г. Ананьев, А. Антоновский, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Дж. Морено, 3.Ф. Есарева Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин и др. Характерной особенностью нравственного становления в этом возрасте считается приумножение сознательных мотивов поведения и деятельности. Заметно повышаются и проявляются те качества, которых не хватало в достаточной мере в старших классах школы – инициативность, решительность, целеустремленность, настойчивость, проявление интереса, самостоятельность, умение владеть собой. Значительно повышается интерес к морально-этическим, духовно-нравственным проблемам (любви, верности, цели жизни, образу жизни, долгу, ответственности и т.д.).

Факт поступления в высшее учебное заведение усиливает веру молодого человека в свой особый «взрослый статус», собственные силы, возможности и способности, порождает потребности и надежду на полноценную, интересную жизнь. Но, однако, на 2 и 3 курсах зачастую возникает вопрос о безошибочности выбора образовательной организации, будущей профессиональной деятельности, специальности, соответствия своего личностного и трудового потенциала выбранной профессии и др. К концу 3 курса почти решается вопрос о профессиональном самоопределении. Иногда случается, что в это время принимается решение избежать работы по специальности в будущем, и тогда встает вопрос о получении второго высшего образования в дальнейшем. Зачастую наблюдаются кардинальные перемены в настроении студентов – от скептического в первые месяцы учебы в высшей школе до восторженного при оценке реального вузовского режима, системы образования, качества преподавания преподавателей и т.д. А бывает и наоборот, что крайне нежелательно.

Очень часто профессиональный выбор выпускника общеобразовательной школы определяют случайные внешние факторы. Это явление недопустимо при выборе образовательной организации, так как такие ошибки обходятся дорого и обществу, и, особенно, самому обучаемому. Поэтому активная профориентационная деятельность с учениками общеобразовательных школ, поступающими в вуз, необходима.

По утверждению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст выступает сенситивным периодом для более интенсивного развития ведущих социогенных потенций личности. Поэтому огромное влияние в этот период на психику студента, развитие его личности оказывает высшее образование. За время обучения в высшей школе, при наличии соответствующих условий, у студентов происходит успешное формирование всех психических качеств и познавательных процессов (мышление, память, речь, воображение и др.). Они определяют направленность ума обучающегося, то есть формируют критическое, креативное мышления, который характеризует профессиональную направленность студента. Для наиболее плодотворного обучения в вузе требуется довольно высокий уровень общего интеллекта, в частности таких свойств, как восприятие, представление, оперативная память, логическое мышление, внимание, эрудированность, устойчивость познавательных интересов, мировоззрение и т.д. При частичном снижении уровня каких-либо из этих свойств, возможна компенсация за счет твердости воли и характера, усидчивости, требовательности к себе, высокой мотивации или работоспособности, тщательности и дисциплинированности в учебном процессе. Но существует и граница такого понижения, при котором компенсаторные механизмы не поддерживают, и студент может быть отчислен из-за неуспеваемости. В разных вузах эти уровни слегка отличаются, но в основном они совпадают, даже если сравнивать ведущие столичные и региональные вузы.

Не секрет, что методы, приемы и формы организации обучения в вузе во многом отличаются от школьных, так как в общеобразовательной школе система обучения выстроена так, что она все время побуждает школьника к занятиям, заставляет его учится регулярно, иначе очень быстро появится масса неудовлетворительных оценок. Переступив порог вуза, вчерашний школьник попадает совершенно в другую обстановку – лекции, семинары, практические занятия, непохожие на уроки, опять лекции, лекции и т.д. Но даже когда начинаются семинарские занятия, оказывается к ним тоже можно не всегда готовиться, или можно не готовить весь заданный материал. В общем, не надо каждый день что-то заучивать, пересказывать, решать, запоминать, доказывать, рассказывать. В результате очень часто в первом семестре появляется мнение о кажущейся легкости обучения в высшей школе, возникает беспечное отношения к учебе, формируется уверенность в возможности все наверстать и освоить непосредственно перед зачетами и экзаменами. Большинство первокурсников испытывают большие трудности на первых порах обучения из-за отсутствия способностей к самостоятельной учебной деятельности, они не умеют во время лекции конспектировать, работать с соответствующей литературой, искать и добывать знания из первоисточников, анализировать и обобщать информации больших объемов, лаконично излагать свои мысли и многое другое.

Необходимым условием благополучной адаптации студента является постижение новейших для него особенностей обучения в высшей школе, создающее ощущение внутреннего комфорта и устраняющее возможность конфликта со средой. На протяжении 1-2 курсов формируется студенческий коллектив, вырабатываются навыки и умения рациональной организации учебно-познавательной деятельности, осмысливается призвание к избранной профессиональной деятельности, вырабатываются оптимальные режимы учебы, труда, досуга и быта, определяется система работы по самообразованию и саморазвитию личностных и профессионально-важных качеств. Резкая перемена многолетнего привычного рабочего распорядка, основу которого составляет открытое еще И.П. Павловым психофизиологическая концепция – динамический стереотип, при котором студент утрачивает активный ориентировочно-деятельностный компонент, иногда провоцирует нервные срывы и стрессовые реакции.

По вышеперечисленным причинам период необходимой адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на начальных этапах способствовать и сравнительно низкой успеваемости, и проблемам в общении. У некоторых студентов формирование нового стереотипа проходит поступательно, а у многих – равномерно. Бесспорно, специфика этой перестройки связана с особенностями типа высшей нервной деятельности, однако достаточно решающее значение здесь имеют и социальные факторы. Учет индивидуальных особенностей студента (М.И. Бекоева, З.К. Малиева), на базе которых создается процесс включения его в новые виды деятельности и новую сферу общения, позволяет избежать синдром дезадаптации, сделать процесс адаптации более ровным и психологически совместимым .

Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов оптимизации и рационализации самостоятельной работы. Существующая система контроля и оценки самостоятельной работы студентов на семинарских, практических и лабораторных занятиях отнюдь не искореняет пассивность и уклонение от выполнения соответствующих требований со стороны определенной части обучающихся.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к учебно-познавательной деятельности в вузе (О.У. Гогицаева , С.А. Гулиева , Л.Н. Танклаева , И.М. Хадикова ) обычно выделяются следующие основные проблемы: негативные переживания, связанные с уходом вчерашних школьников из ученического коллектива с его моральной поддержкой и взаимной помощью; недостаточная определенность мотивации выбора профессии, низкая психологическая готовность к ней; отсутствие способностей к самостоятельной работе, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, указателями, со словарями, справочниками, методическими пособиями; отсутствие способности к психологическому саморегулированию поведения и деятельности, усугубляемое привычкой к повседневному контролю со стороны педагогов; поиск наилучшего режима трудового времени и отдыха в новых условиях; особенно при резком переходе из семейных условий в общежитские условия; наконец, наладка самообслуживания и повседневного быта. Все эти проблемы различны по своему происхождению и характеру. Одни из них объективно неминуемы, другие носят более субъективный характер, связаны с низкой подготовкой, недостатками воспитания в школе и семье, несформированностью способности к самостоятельной работе и т.п.

Следует обратить внимание на то, что первокурсники не овладевают знаниями в достаточной мере отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в общеобразовательной школе, а потому, что у них не сформированы такие личностно-важные качества, как способность учиться самостоятельно, готовность к обучению в целом, контролировать и оценивать свои знания и умения, свои индивидуальные особенности познавательной деятельности, умение грамотно распределять свое рабочее время, преимущественно для самостоятельной работы. Привыкшие к ежедневному контролю в школе (К.Э. Кетоев, Ф.Г. Хамикоев,), к постоянной опеке со стороны родителей, многие студенты-первокурсники не умеют принимать элементарные правильные решения. У них недостаточно сформированы навыки к самообразованию и самовоспитанию .

Большие возможности для повышения качества подготовки специалистов дает процесс совершенствования контроля за знаниями студентов (М.И. Бекоева) . Неправильно организованная система контроля успеваемости во время сессии порождает нередко «штурмовщину», когда студенты в течение нескольких дней зазубривают записанные в конспектах основные положения данного учебного предмета, а после экзамена забывают их напрочь. Не случайно значительная часть студентов не умеют работать с учебниками, с другими источниками информации, не в состоянии систематически заниматься в течение всего учебного семестра. Для совершенствования контроля за учебно-познавательной деятельностью студентов в течение учебного семестра необходимо определить три срока, к каждому из которых преподаватель обязан лично сообщать в деканат о текущей успеваемости своих студентов. Информация, полученная деканатами, должна распределяться по степени ее важности и содержанию и непосредственно передаваться кафедрам для поощрения успевающих и оказания помощи отстающим студентам.

Таким образом, для выработки эффективной тактики и стратегических целей, обеспечивающих максимальную адаптацию студентов-первокурсников к учебно-познавательной деятельности в вузе, важно знать уровень сформированности жизненных планов и интересов первокурсников, совокупность их доминирующих мотивов, уровень самооценки, способности к сознательной регуляции поведения и деятельности, готовности к самостоятельному принятию решения в процессе обучения т.д. Преподаватель, читающий лекции потоку, разумеется, не имеет возможности учитывать уровень индивидуального усвоения учебного материала каждым обучающимся, способность каждого к анализу и логическим рассуждениям, уровень развития познавательных механизмов. Этим преподавателям гораздо сложнее увидеть изменения психических состояний студентов в стрессовых ситуациях, например, во время экзамена или зачета, потому, что им не с чем сравнивать обучающихся – при посещении лекции студенты в общей массе аудитории «растворены». Неслучайно многие первокурсники, испытывавшие еще вчера пристальное внимание учителей и воспитателей школы, в условиях высшей школы на первых порах чувствуют себя предельно дискомфортно. Обычно во всех вузах специально планируется ряд мероприятий, способствующих адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в системе высшего профессионального образования. К числу наиболее важных мероприятий относятся, например: деятельность по формированию и комплектованию академических групп; добрая традиция «Посвящение в студенты», где абсолютно все участники награждаются грамотами за активную общевузовскую деятельность, чтение курса «Введение в специальность»; напутствия ведущих преподавателей в академических группах; знакомство с историей образовательной организации и выпускниками, прославившими имя вуза; ведение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, выделять наиболее успевающих обучающихся, вовремя оказывать отстающим студентам необходимую помощь. Активизация процесса адаптации студентов-первокурсников к новому для них учебно-познавательной деятельности и образу жизни, исследование психологических и психофизиологических особенностей, возникающих на начальном этапе обучения в вузе, а также совершенствование психолого-педагогических и учебно-академических условий оптимизации данного процесса – чрезвычайно важная задача любого вуза.

Список литературы:

1. Амбалова С.А. О психологии способностей и их роли в развитии организаторских и коммуникативных качеств //В сборнике: Актуальные проблемы экологии и сохранения биоразнообразия России и сопредельных стран: материалы Научно-практической конференции. – Владикавказ, 2012. С. 303-309.

2. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе //Человек и общество: Уч. записки. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. – С. 62-69

3. Бекоева М.И.. – 2015. – No.06 (18) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://naukarastudent.ru/18/2760/

4. Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу //Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. – С. 33-36.

5. Гогицаева О.У., Хадикова И.М. Педагогика и психология в современной системе образования: Монография. – Ставрополь, 2012. Том 2. 299 с.

6. Гулиева С.А., Танклаева Л.Н. Формирование нравственно-профессиональной культуры студентов //Учебно-методическое пособие. – Владикавказ, 2013.

7. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№4 (19). С. 88-90.

8. Малиева З.К., Бекоева М.И. Роль современных интерактивных технологий в процессе самовоспитания студентов //Интернет-журнал "Науковедение". 2015. Т. 7. №4. С. 122.

9. Федорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности. – Магнитогорск, 2007 – 13.00.08.

10. Хамикоев Ф.Г., Кетоев К.Э. Педагогические условия организации процесса физического воспитания студентов вуза //Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. №19. С. 303-307.

2015 Хамикоев Ф.Г., Кочиева Э.Р.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Он является самым важным и сложным в нашем обществе. Так и студенты, войдя в новую роль чувствуют себя в ней совсем по-другому. Так же адаптационный период и его особенности существенно определяют и в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Выбор профессии влечет за собой возникновение перед подростками новых проблем, связанных с обучением в данном заведении, общением с однокурсниками, педагогами. Он вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при поступлении в учебное заведение. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностная ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.

Изучая процесс адаптации студентов к обучению в высших учебных заведениях, можно выделить четыре аспекта: психофизиологический, социальный, педагогический, профессиональный.

1. Психофизиологический аспект адаптации связан с ломкой выработанного годами динамического стереотипа и формированием новых установок и навыков.

2. Социальный аспект затрагивает взаимодействие их со средой и привыканием к новому коллективу.

3. Педагогический аспект связан с особенностями приспособления студентов к новой системе обучения.

4. Профессиональный аспект затрагивает процесс включения студентов в социально-профессиональную группу, освоение ими условий будущей конкретной трудовой деятельности. Адаптация - приспособление.

Адаптация - это приспособление организма и личности к характеру воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Это комплексный динамический процесс, обусловленный взаимодействием различных видов адаптаций: биологической (изменение в обмене веществ и функциях органов); физиологической (изменение во взаимодействии физиологических систем организма); психологической (изменение психологических процессов, состояний, образований и свойств); социальной (вхождение в новый коллектив).

Адаптация первокурсников - это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации дает возможность осуществить проверку социально-психологической подготовки учащихся к обучению, спрогнозировать возможность их дальнейшего продвижения и развития. Различная обстановка по-разному влияет на поведение и психологическое состояние первокурсников. Одно поведение, одни чувства в обществе друзей, другое - в незнакомом коллективе, третье - на виду у преподавателей. Некоторые преподаватели о первокурсниках, только поступивших в ВУЗ, к сожалению, судят по первому впечатлению, забывая, что у каждого из них свой период адаптации. Необычная, новая обстановка, новые товарищи, незнакомые преподаватели, множество трудностей - все это может отрицательно воздействовать на психику первокурсника и сделать его на какой-то период пассивным, осторожным, или, наоборот, неуравновешенным, раздражительным.

Адаптация к новым условиям проходит для одних спокойно, для других болезненно. И с этим нужно считаться преподавателю - воспитателю при изучении личностных качеств первокурсника. Становление личности первокурсника выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но и в выработке новых способов поведения, позволяющих справляться с трудностями и овладевать учебной и общественной деятельностью. Значительная часть первокурсников испытывает трудности в учебной деятельности. В связи с тем, что процесс становления личности в учебной деятельности существенно важен для первокурсника, выделим те трудности, которые вызваны условиями учебного заведения:

Изменения привычного ритма жизни;

Недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить;

Разлука с родителями, родственниками;

Повышенная требовательность преподавателей;

Перегрузки учебной деятельности;

Сложность учебного материала;

Особенности нового коллектива;

Слабая специальная и общеобразовательная подготовка;

Особенности взаимоотношений в классе по специальности;

Отсутствие навыков общения и ведения дискуссии;

Отсутствие навыков учебной деятельности;

Специфичность учебного заведения.

Наибольшие трудности связаны с изменением привычного ритма жизни (уроки по расписанию могут начинаться и утром, и в середине дня, причем перерывы бывают по часу и более), недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями.

1 этап - подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением подростка и формирование начальной психологической базы для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению.

2 этап - ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением подростка к общей специфике среднего специального учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил и подчинением его требованиям.

3 этап - происходит приспособление учащихся к особенностям и требованиям, связанным с выбором специальности, а также к учебной группе.

4 этап - первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей специальности формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и поведения в группе.

Существенную роль в преодолении трудностей адаптации первокурсников на современном этапе должны сыграть преподаватель и психолого-педагогическая поддержка всего коллектива. Понимание ведущей роли обучения в развитии первокурсника имеет огромное значение. Содержание обучения должно способствовать более эффективному развитию личности, а это возможно лишь тогда, когда методы обучения и воспитания будут разрабатываться с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития, и при этом, не только опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения первокурсников, но и задавать перспективу их дальнейшего развития.

Подводя итог, можно сказать, что эффективность обучения, а следовательно, и психического развития, зависит от того, насколько в методах преподавания акцентируется внимание на формирование у первокурсников умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребность в активном отношении к процессу обучения.

В заключение, возвращаясь, можно сказать, о том, что важнейшей задачей адаптационного процесса является проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Социологические исследования данной проблемы направлены на выявление факторов, способствующих формированию наиболее эффективной, активной формы социальной адаптации, на изучение тех элементов социальной политики, хозяйственного механизма и процесса демократизации общества, которые оказывают существенное влияние на эффективность социальной адаптации. Это способствует хорошей и качественной работе в каком-либо процессе.



Поделиться