Органы предварительного следствия. Правоохранительные органы Российской Федерации Органы осуществляющие предварительное расследование преступлений

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность, т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности, преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы безопасности - наиболее опасные преступления против государственного строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел - преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и др.

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые обеспечивают их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений, связанных с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения, принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке и т. д.).

Письменные указания прокурора по каждому конкретному делу обязательны для выполнения следователем. Вместе с тем предусматривается возможность при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В случае признания их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим. В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию преступлений, опирается на несколько иную законодательную базу. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий регулируется Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007) // "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349. и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными актами, Приказ МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 "Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.05.2007 N 9407) // "Российская газета", N 101, 16.05.2007.; Указание Генпрокуратуры РФ, ФСБ РФ от 18.04.2002 N 20-27/10 "О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением федерального закона "об оперативно - розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности" // "Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ", том 1, 2004. тогда как следователь в своей работе должен руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством.

Имеются и определенные процессуальные отличия: проведение следственных действий допускается только после возбуждения уголовного дела, тогда как оперативно-розыскные этим не ограничиваются. Они могут проводиться не только при наличии возбужденного уголовного дела, но и в тех случаях, когда стало известно о подготовке противоправного деяния, но достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нет, или, например, в случае сообщения о лицах без вести пропавших или при обнаружении неопознанных трупов.

Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов. Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления процессуальным путем. Результатом же оперативно-розыскных действий являются лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе необходимых оперативно-процессуальных действий.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет те ведомства, которые обладают правом осуществлять такую деятельность. К ним, в частности, относятся: оперативные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы РФ, таможенных органов, органов службы внешней разведки РФ, министерства юстиции РФ.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление и раскрытие преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Для ведения оперативно-розыскной деятельности могут применяться не только гласные, но и негласные методы. Их перечень установлен законодательством и может быть изменен только федеральным законом. К числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

На проведение некоторых из названных действий требуется обязательная санкция прокуроров соответствующих уровней, на которых возложен и общий контроль за соблюдением законности всей оперативно-розыскной деятельности.

Важно отметить, что действующее законодательство не допускает частной деятельности в сфере оперативно-розыскных мероприятий. Частная детективная и охранная службы в какой-то мере схожи с оперативно-розыскными мероприятиями, но их не следует смешивать. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 24.07.2007) "О частной детективной и охранной деятельности в российской федерации" // "Российская газета", N 100, 30.04.1992. определяет такую деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг (сыска и охраны) физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В ст. 1 указанного Закона прямо говорится, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. На граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, а также ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать собранную информацию и т. д. Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченными на то законом органами. В зависимости от преступления оно осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Предварительное расследование подразделяется на две формы дознание и предварительное следствие; в зависимости от преступления оно осуществляется либо органами дознания либо органами предварительного следствия см. Первое сводится к тому что и органы дознания и органы предварительного следствия применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи; при наличии признаков преступления они обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело. Объединяет их и единое правовое обеспечение: свою деятельность и органы...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 16. Органы предварительного расследования

В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование, под которым понимается регламентируемая уголовно-процессуальным законом правоохранительная деятельность (уголовное преследование)1 уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица (или лиц), виновного (ных) в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений. Таковым оно называется потому, что все выводы, сделанные в его процессе о виновности, о доказанности, и другие не являются окончательными, а только предварительными, предшествующими разбирательству в суде уголовных дел. Не случайно УПК такую деятельность определяет понятием «досудебное производство», имея в виду под ним уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5).

Хотя органы предварительного расследования, привлекая лицо в качестве обвиняемого, и считают его виновным, однако, согласно конституционному принципу презумпции невиновности (ст. 49 Уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Участники уголовного судопроизводства (стороны) выполняют функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения на основе состязательности (п. 45, 48, 55 ст. 5, ст. 15 УПК). Законодатель дистанцировался от следственного (иначе инквизиционного) характера уголовного процесса, отдав предпочтение обвинительному на основе состязательности сторон Конституции), оно признается таковым самостоятельной ветвью власти в государстве — судом, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Презумпция невиновности опровергается путем доказывания установленными процессуальным законом средствами только после вынесения обвинительного приговора, вступившего в силу. Суд, рассматривающий уголовное дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении. «Суд, — констатируется в ч. 3 ст. 15 УПК, — не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав».

Суд лишен права восполнять неполноту обвинения, собирать доказательства по уголовному делу, направлять его с этой целью на доследование. Но если с самого начала были ущемлены права обвиняемого таким образом, что их нельзя исправить в ходе судебного заседания, например, текст обвинительного заключения или обвинительного акта составлены с нарушением требований УПК (не указана статья УК, инкриминируемая обвиняемому), не вручены копии данных документов или если человека ошибочно признали невменяемым, то судья может возвратить уголовное дело прокурору для устранения указанных нарушений (ст. 237 УПК).

В соответствии со ст. 306 УПК в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»2 суду предписывается в тех случаях, когда он прекращает уголовное преследование в отношении конкретного лица в связи с его непричастностью к совершению преступления, а также в иных случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, решать вопрос о направлении уголовного дела для производства предварительного расследования и установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Без этого дополнения работа над раскрытием преступления, которое, как это признал суд, на самом деле оказалось нераскрытым, или совсем не велась, или была чрезвычайно затруднена.

Очевидно, предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Роль предварительного расследования чрезвычайно велика. Его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения.

Собрав доказательства и изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, органы предварительного расследования вместе с материалами уголовного дела через надзирающего за законностью расследования прокурора направляют их в суд для окончательного разрешения вопроса о виновности лица (лиц) в совершении инкриминируемого ему (им) преступления и назначения наказания. Предварительное расследование подразделяется на две формы дознание и предварительное следствие; в зависимости от преступления оно осуществляется либо органами дознания, либо органами предварительного следствия (см. схему 19). Между этими органами имеются и сходство, и различия. Первое сводится к тому, что и органы дознания, и органы предварительного следствия применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи; при наличии признаков преступления они обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело. Объединяет их и единое правовое обеспечение: свою деятельность и органы дознания, и органы предварительного следствия осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.

Различия дознания и предварительного следствия не ограничиваются тем, что они осуществляются разными органами. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания не только не единственной, но даже не основной (за исключением органов внутренних дел). Производство предварительного расследования для них является вспомогательной функцией. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сферах их административной деятельности.

Система органов предварительного расследования в РФ тельного следствия является конкретное должностное лицо — следователь. Органами же дознания являются не только должностные лица (командиры воинских частей, начальники учреждений УИС и но и органы в целом (органы внутренних дел, таможенные органы и др.). Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознания, в сроках производства дознания и следствия и т.д. Указанные различия, как и сходство, ни в коей мере не препятствуют выполнению органами дознания и предварительного следствия стоящих перед ними задач.

Задачи предварительного расследования состоят в том, чтобы при получении сведений о совершенном или подготавливаемом преступлении или о покушении на преступление собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения, пресечь или предотвратить совершение преступления, установить и изобличить преступника, не допустить привлечения к ответственности невиновного, обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступником. В целях эффективного выполнения указанных задач на органы дознания, кроме того, возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности. Эта деятельность не является дознанием в указанном выше смысле, а относится к самостоятельной функции, выполнение которой возлагается на органы дознания, располагающие оперативными службами.

В тех случаях, когда факт совершения преступления тщательно скрывается, для выявления его признаков, предотвращения, установления лиц, совершивших преступление, и лиц, причастных к его совершению (подстрекателей, пособников, других соучастников), требуются специальная подготовка, техническая оснащенность, конспиративная деятельность. В зависимости от содержания выявляемых фактов и конкретных обстоятельств может быть, как отмечалось выше, разведывательная, контрразведывательная, а чаще оперативно-розыскная деятельность, имеющая дело с абсолютным большинством готовящихся или совершенных преступлений.

На определенном этапе эта деятельность преобразовывается (трансформируется) в расследование реального события, содержащего признаки конкретного преступления по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) (англ. activity) — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Ее правовой характер (природа), единство целей — борьба с преступностью, обусловливают органическую связь с предвари тельным расследованием. Налицо различия между ними: если следственные действия регулируются уголовно-процессуальным законом и проводятся, правило, только после возбуждения уголовного дела, то ОРД осуществляется на основе указанного выше Закона. Еще более значимы различия их результатов: в ходе следственных действий могут быть получены доказательства, а в ходе ОРД лишь предварительные данные, которые станут таковыми по результатам их закрепления процессуальным путем. Напрямую ее результаты в силу вспомогательного характера не могут служить доказательствами по делу (ст. 89 УПК), но они выступают сведениями, определяющими направление расследования, обеспечивают успешное раскрытие преступления и изобличение лиц, его совершивших.

Проведение ОРМ, сопровождающих производство предварительного расследования по уголовному делу, не может подменять процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Практика свидетельствует, что успешное выявление и раскрытие неочевидных, замаскированных, наиболее сложных и опасных преступлений, так называемых висяков (преступлений прошлых лет), обеспечивается совместной деятельностью оперативно-следственных групп, состоящих из следователей и оперативных («сыщиков») работников. ОРД основывается как на общеправовых принципах (законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина), так и на принципах, свойственных данной отрасли права: конспирации, сочетании гласных и негласных методов и средств.

Правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, указанный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. связи»; Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»; приказ Минсвязи России от 25 июля 2000 г. № 130 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования». Органы дознания и предварительного следствия Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения В соответствии со ст. 13 указанного выше Закона (в ред. от 30 июня 2003 г.) на территории РФ вправе осуществлять ОРД только оперативные подразделения органов внутренних дел; федеральной службы безопасности; Федеральных органов государственной охраны; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; таможенных органов РФ; Службы внешней разведки РФ; Минюста России, а также оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России.

При этом последние проводят ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, перечисленных выше. Задачами оперативно-розыскных подразделений указанных органов являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

ОРМ могут проводиться инициативно соответствующими органами, осуществляющими ОРД как по возбужденным уголовным делам, так и на основании ставших им известными сведений, представляющих оперативный интерес (например, обнаружение неопознанного трупа, признаков подготавливаемого противоправного деяния, событиях, создающих угрозу безопасности РФ, и др.); по поручению следователя, органа дознания, указанию прокурора по уголовным делам, находящимся в их производстве, по запросам других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в законе (ст. 7). В настоящее время регулирование ОРД поднято на уровень федерального закона. Кроме того, создан надежный механизм соправ и свобод человека и гражданина, обеспечивающий при проведении оперативно-розыскных мероприятий неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, тайну корреспонденции.

Во-первых, путем закрепления в Законе исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий при проведении Ими считаются: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Законом установлены условия проведения каждого ОРМ (судебное решение, согласие руководителя органа, имеющего право осуществления ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов и др. (ст. 8). Закон регламентирует работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с агентурой — лицами, оказывающими содействие в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий с их согласия (с сохранением по их желанию конфиденциальности), в том числе по контракту (ст. 17).

За это они могут получать вознаграждения и другие выплаты. Такие лица находятся под защитой государства (ст. 180). Сегодня вознаграждение за информацию о готовящемся или совершенном преступлении, как правило, объявляют крупные коммерческие компании или состоятельные граждане. Выплаты, чаще всего, касаются похищений людей, угонов автомашин, убийств, компьютерных взломов. Однако коммерческий путь в агентурной работе хоть и не тупиковый, но не самый эффективный.

С распадом СССР агентурная работа была скомпрометирована: к ней прикрепился ярлык «стук» (а «стучать», как известно, низко), вербовать «за идею» стало сложно. В других странах понятия агентуры и «стукачей» строго дифференцированы. «Стук» — это грязный донос на ближнего с целью решить какие-то свои личные проблемы, а сообщение о готовящемся или совершенном преступлении — долг каждого гражданина в любой стране. В Германии, например, и «стучать» считается незазорным, а у немецкой полиции нет недостатка в «добровольных помощниках». Наш менталитет иной. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что построение агентурной работы на морально-патриотической основе осталось только в одной стране — Израиле (неслучайно внутреннюю и внешнюю разведку этой страны сейчас признают лучшей в мире).

Запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Проведение ОРМ, использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то лицами (например, субъектами частной детективной и охранной деятельности), запрещается. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, устанавливается Правительством РФ.

Деятельность по разработке, производству, реализации, приобретению в целях продажи, ввоз в РФ и вывоз за ее пределы указанных специальных технических средств не уполномоченными на осуществление ОРД лицами подлежат лицензированию в установленном порядке.

Во-вторых, не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных указанным Законом. В-третьих, законом закреплен порядок использования результатов ОРД.

Они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий (например, допроса свидетелей, изъятия вещественных доказательств, документов и др.); проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии со ст. УПК, регулирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Частная охранная детективная деятельность не является ОРД, хотя проводимые частными детективами поисковые мероприятия в какой-то мере схожи с ОРМ. Она осуществляется на основании Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа в установленном порядке.

В-четвертых, лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать их в установленном порядке. При прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям лицо, располагающее фактами проведения в отношении его ОРМ и считающее, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, полученные о нем сведения в пределах, допускаемых законом. В случае отказа в предоставлении запрошенных сведений указанное лицо вправе обжаловать это в судебном порядке.

На этот счет высказался Конституционный Суд РФ в мотивировочной части Определения по конкретному делу: «Соответствующие гарантии предусмотрены в уголовно-процессуальных нормах, специально определяющих статус обвиняемого и имеющих приоритет (в качестве lex specialis) перед нормами, регулирующими какие-либо общие правила. Следовательно, нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении обвиняемого без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний статей 48, 49 и 51 Конституции Российской Федерации».

В-пятых, органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается: проводить ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В-шестых, финансовым обеспечением ОРД из федерального бюджета и контролем за его расходованием.

В-седьмых, контролем за ОРД, который осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, уполномоченными на проведение ОРД, осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Ведомственный контроль возложен на руководителей органов, осуществляющих ОРД, которые несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении Дознание это форма предварительного расследования правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Дознание, как сказано выше, является одной из двух форм предварительного расследования3. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, дознаватели органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, командиры и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание проводится следователями прокуратуры (ч. 3 ст. 150, ст. 447 УПК). И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные в соответствии с федеральным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания. Кроме того, выделяются отдельные должностные лица, на которых уголовно-процессуальный закон ввиду исключительности обстоятельств возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий, хотя и не называет их органами дознания (или дознавателями). К ним относятся следующие должностные лица: капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40, ст. 157 УПК). Организация дознания в тех или иных органах регламентируется ведомственными нормативными актами.

Задачами органов дознания являются: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Надо сказать, что вопреки идее разработчиков Концепции судебной реформы (они предлагали ликвидировать дознание как особую форму расследования)1 в последние годы прослеживается тенденция к расширению круга органов дознания в РФ. В частности, статусом органа дознания наделена служба судебных приставов Минюста России (по делам о вмешательстве в разрешение судебных дел, об угрозах по отношению к судье, народному или присяжному заседателю, о неисполнении судебного решения) п. 4 ч. УПК.

На органы дознания возлагается обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных и предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, необходимых для предупреждения и пресечения преступления. Перечисленные выше органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий: процессуальные действия, которые в совокупности образуют дознание в указанном выше смысле. Оно возможно только по преступлениям небольшой и средней тяжести, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления). Перечень таких дел дан в ч. 3 ст. 150 УПК. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора; производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Тем самым новый УПК (в отличие от УПК РСФСР) устранил такую форму дознания, как расследование органом дознания уголовных дел о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, заменив ее производством неотложных следственных действий. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело и в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования посредством тех же процессуальных действий, что и следователь (с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК), заканчивая его составлением обвинительного акта (ст. 225 УПК), который утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.

Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности, в частности срок указанного дознания, по общему правилу, не должен превышать 15 суток (в исключительных случаях срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток — ч. 3 ст. УПК); по окончании дознания его материалы предъявляются только обвиняемому и его защитнику, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания (по их ходатайству они также могут быть с ними ознакомлены). В случаях, когда срок дознания (15 суток — основной и 10 суток — дополнительный, при продлении его прокурором) истек, то уголовное дело подлежит направлению следователю (с санкции прокурора) для производства предварительного следствия.

Неотложные следственные действия, которые осуществляются «органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования», что называется «по горячим следам» (п. 19 ст. 5 УПК). К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.

Об обнаруженном преступлении и начале производства указанного дознания немедленно уведомляется прокурор. Срок производства неотложных следственных действий «по горячим следам» ограничен десятью днями. До его истечения дело направляется следователю. После этого орган дознания может осуществлять по данному делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах (ст. 157). В случае возникновения у следователя необходимости приступить к производству расследования до истечения установленного указанной статьей 10-дневного срока для производства органом дознания неотложных следственных действий, уголовное дело должно быть санкции прокурора направлено в орган предварительного расследования с учетом правил подследственности.

Итак, органы дознания выполняют следующие уголовно-процессуальные функции: дознание (ст. 223—226 УПК); производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей (ст. 40, 41, ч. 4 ст. 157 УПК); оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38). Законодатель снял ограничения по перечню неотложных следственных действий, поскольку, например, к их числу сегодня обоснованно отнесено назначение и производство экспертизы по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК).

Органы дознания и предварительного следствия Очевидно, расследование преступлений (в отличие от органов предварительного следствия, см. следующий параграф) не является единственной функцией органов дознания, хотя производство дознания в их процессуальной деятельности занимает наибольший объем. При этом, как отмечалось, все органы дознания обладают равными процессуальными возможностями; акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия. Успешное выполнение стоящих перед органами предварительного расследования задач в области борьбы с преступностью, среди прочего, во многом определяется взаимодействием следователей с органами дознания. Правовая основа такого сотрудничества регламентируется п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК, в соответствии с которой следователь вправе по расследуемым им делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры руководитель (начальник органа дознания) и лицо, производящее дознание (дознаватель). Первый вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. Полномочия дознавателя и начальника органа дознания регулируются соответствующими статьями УПК: дознавателя — ст. 41, 25, 26, 144, 145, 146 и в ряде других; органа дознания — 3 ст. 41, ст. 144, 145, 157, ч. 2 ст. 225 и рядом других. Начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5 УПК), для обеспечения процессуального контроля за производством дознания.

Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают соответственно начальник органа внутренних дел, начальник органа пограничной службы, начальник органа службы судебных приставов, начальник таможенного органа, а также руководители иных органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Дознаватель — это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

К дознавателю, которому предоставлено право принимать процессуальные решения, относятся не только «штатный» дознаватель, но и сотрудники других служб, на которых приказом начальника возложены полномочия органа дознания. В органах внутренних дел ими могут быть оперативный уполномоченный уголовного розыска, отделов БЭП, участковый уполномоченный, инспектора службы безопасности дорожного движения. Недопустимо возложение полномочий дознавателя на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК).

Все решения дознавателя (о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела прокурору и т.д.) имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с ним ответственность за их законность и обоснованность. Среди перечисленных органов дознания на первое место законодатель не случайно поставил органы внутренних дел. Они — основной орган дознания, проводят дознание (в той или иной форме) по подавляющему большинству дел. Надо сказать, что нагрузка на дознавателей, особенно органов внутренних дел, по количеству принятых ими процессуальных решений постоянно растет. В соответствии со ст. 148 УПК дознаватель, наряду с прокурором и следователем, наделен правом вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. «Отказные» материалы тоже занимают значительное время, если иметь в виду, что за ними стоят конкретные события, факты, и Их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания, что позволяет считать органы внутренних дел универсальным органом дознания. Они обязаны принимать заявления и сообщения о любых правонарушениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, которые не требуют проведения оперативно-розыскных мероприятий, и дознание, проводимое в полном объеме, поручаются дознавателям специализированных подразделений дознания, функционирующим в составе милиции Службы общественной безопасности. В то же время органы внутренних дел не должны подменять иной орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производства дознания по первичному материалу о преступлении. Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений и учреждений УИС сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателями наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, контролируя их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, давать по ним обязательные для исполнения указания. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры процессуального пресечения (гл. 16 УПК). В числе самостоятельных правоохранительных органов обычно называют и органы предварительного следствия.

Следствие в уголовном процессе — собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие — собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие. Предварительное следствие — самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Судебное следствие — составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции. Предварительное следствие — выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. В отношении дел, по которым проводилось дознание, предварительное следствие начинается после его окончания. Как отмечено выше, среди государственных органов в настоящее время нет единого структурного образования, предназначенного для осуществления названного вида правоохранительной деятельности.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России, в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения (вопросы организации следственных подразделений в указанных ведомствах рассмотрены в соответствующих главах, посвященных этим правоохранительным органам). Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

В этом случае на них распространяются все полномочия следователя. Задачи органов предварительного следствия производны от задач органов предварительного расследования и уголовного судопроизводства в целом. Ими являются: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных; всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден; способствование укреплению законности и правопорядка; Следует отметить, что идея создания единого следственного аппарата периодически обсуждается среди практических работников и ученых.

Ее поддерживают и разработчики Концепции судебной реформы в РФ обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного тельства; обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовного делу; установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения; выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению. Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением ограниченного числа преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК (это преступления небольшой и средней тяжести побои, клевета, оскорбление и др.). В ст. 151 УПК определяется подследственность.

Подследственность — это разграничение компетенции между органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того, какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности: а) предметная (родовая) подследственность, т.е. с учетом лификации совершаемых преступных деяний; б) подследственность по видам преступлений; в) территориальная подследственность (по месту совершения преступления); г) персональная подследственность (по субъекту преступления). Например, предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел. Кроме того, в компетенции следователей ОВД наибольшее число других, предусмотренных УК преступлений — против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах (кражи, грабежи, разбои и т.д.), общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК).

Федеральным законом от 30 июня 2003 г.2 к компетенции следователей ОВД отнесены и налоговые преступления, ранее расследовавшиеся следователями упраздненной Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП). Этим же Законом (ст. 47) к компетенции следователей органов Госнаркоконтроля России отнесено расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Следователи органов прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц ряда правоохранительных органов (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица ОВД и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами (подпункт «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).

Следователи ФСБ ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (контрабанда, бандитизм, государственная измена, шпионаж, диверсия, разглашение государственной тайны и т.д.), а также о преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией (п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 151 УПК). Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют и одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий, кроме случаев, когда закон требует получения судебного решения и (или) санкции прокурора (например, прекращение уголовных дел по некоторым основаниям, арест обвиняемого, освобождение его под залог, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей) и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Следователь обязан: полно, всесторонне, объективно расследовать дело, принятое к производству; установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого), собрать и проверить с этой целью все необходимые доказательства; установить и привлечь в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступления, установить невиновность и реабилитировать лиц, неосновательно подозревавшихся в совершении преступления; принять меры к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению ст. 158 УПК).

Указанные обязанности следователя корреспондируются с его правомочиями по: вызову и обеспечению явкой свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей, обвиняемых (подозреваемых); по производству следственных действий (допрос, выемка, обыск, наложение ареста на имущество и др.)1; производить задержание и применять меры пресечения в порядке, установленном законом; принимать меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества; давать обязательные поручения и указания органам дознания о производстве следственных действий и об участии в них; давать поручения руководителям органов, уполномоченных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» на производство оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым им уголовным делам; поручать соответствующим следователям производство следственных действий вне своей территории подследственности.

Закон предоставляет следователю право не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела (ст. 38 УПК). Указанная статья (в отличие от ст. 26 УПК РСФСР) предоставляет следователю право самостоятельно выделить из уголовного дела другое уголовное дело (ч. 1 ст. 154 УПК), выделить из уголовного дела материалы уголовного дела (ст. 155 УПК).

Также в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 453 УПК на основании принципа взаимности следователь вправе направить через соответствующие федеральные органы (МВД России, прокуратуру РФ и др.) запрос о производстве следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора, компетентным органом или должностным лицом иностранного государства. Е случае сложности уголовного дела или его большого объема, производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 163 УПК). Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер.

Постановления следователя по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы. Наделяя следователя дискреционными полномочиями (правом действовать по своему усмотрению), закон предъявляет определенные требования к лицам, назначаемым на эту должность.

Следователями могут назначаться граждане России, имеющие, как правило, высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев (ст. 40 Закона о прокуратуре). В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, других качественных характеристик следователи любой ведомственной принадлежности занимают разное должностное положение: следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам и старший следователь по особо важным делам.

Кроме того, следователи имеют классные чины (в прокуратуре), специальные звания (органы внутренних дел) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами (см. гл. учебника). Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному уголовному делу в письменном виде (ч. 3 ст. 37 УПК).

Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов (касающихся, например, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения и др.) вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которым не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю (ч. 3, 4 ст. 38 УПК). Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. В этих целях они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но они могут быть обжалованы им прокурору (ч. 3, 4 ст. 39).

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора. Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей (ст. 125, 126 УПК).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

250. Окончание предварительного расследования 61.13 KB
В настоящей лекции мы будем рассматривать окончание предварительного расследования как заключительный этап (часть) стадии предварительного расследования. Данный этап представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на проверку всесторонности, полноты и объективности проведенного расследования и обеспечения прав и законных интересов участников процесса
249. Приостановление и возобновление предварительного расследования 77.39 KB
Понятие сущность и значение института приостановления и возобновления предварительного следствия. Основания и условия приостановления предварительного следствия. Процессуальный порядок приостановления предварительного следствия...
17315. Дознание как форма предварительного расследования 28.71 KB
Уделив повышенное внимание процессуальной регламентации полномочий суда прокурора следователя руководителя следственного органа потерпевшего обвиняемого подозреваемого и подсудимого законодатель не предпринял тех же мер в отношении уголовно-процессуального статуса органа дознания. Исследование проблем процессуальной...
4120. Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования 72.09 KB
Предмет исследования в совокупности составили теоретические понятия и принципы, характеризующие прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования; особенности осуществления данной деятельности.
21365. Органы прокуратуры и органы внутренних дел США. Федеральное бюро расследований 17.19 KB
Система судебных органов США. Органы прокуратуры и органы внутренних дел США. Особенностью политической системы США является то обстоятельство. В XIX веке в США были образованы две правящие и по сей день партии это Республиканская и Демократическая.
20529. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания 36.38 KB
Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания...
14183. Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания 32.11 KB
Понятие и задачи надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства при производстве предварительного следствия и дознания. Предмет и пределы надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства при производстве предварительного следствия и дознания. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства при производстве предварительного следствия и дознания.
7137. Органы кроветворения и иммунопоэза 20.51 KB
Функции: Участие в процессе кроветворения и иммунопоэза обеспечивают защиту от микроорганизмов чужеродных антигенов Иммунный надзор за деятельностью клеток собственного организма Разделяется на 2 вида: Клеточные иммунные реакции осуществляется Тлимфоцитами взаимодействующими с антигеном представленной клетки Гуморальные реакции связанные с выработкой циркулирующих в крови антител. Обеспечиваются Влимфоцитами взаимодействие с антигенами представленной клетки и Тлимфоцитами хелперами В зависимости от роли органа в иммунной...
17957. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ГРАБЕЖЕЙ 76.97 KB
В то же время практика показывает что неоценимую роль для подготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД играет правильно составленная научно обоснованная методика расследования отдельных видов преступлений базирующаяся на передовом опыте следственной работы и современных достижениях криминалистики. Наряду с этим можно говорить о том что большой процент нераскрытых преступлений определенного вида группы свидетельствует не только о некачественной работе подразделений ОВД но и о недостаточном уровне разработанных наукой методов и...
721. Органы государственной власти 44.13 KB
Рассматриваемая тема - «Виды государственных органов» - важна и актуальна. Современное особое внимание к данной теме вызвано, потребностями существующей в нашей стране практики и особенно перспективами развития современного государства. А это, в свою очередь, требует самого пристального внимания.

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел определяются в указанных статьях УПК примерно следующим образом:

  • следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные и свободы человека и , на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи ФСБ - о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля - о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел - о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями . Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора , даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер . Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области - следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ - старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В субъектах РФ организуются :

  1. главные следственные управления;
  2. следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.

Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах. Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции:

  • осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам;
  • оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) - при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершенного преступления.

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.

Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения.

Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания.

Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного.


По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен до 12 месяцев руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ субъекта РФ и приравненным к нему руководителем (заместителями) специализированного следственного органа, в том числе и военного.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ , руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Предварительное следствие ведет специально на то уполномоченное государством лицо - следователь. УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следователь - это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, виновного в его совершении.

В отличие от следователя орган дознания выполняет целый ряд взаимосвязанных функций (задач). Так, основной функцией органа дознания является оперативно-розыскная деятельность, которая не имеет процессуального характера. Выполняет орган дознания и функции в сфере административной деятельности, а также по охране общественного порядка. Наконец, дознание по уголовно-процессуальному законодательству РФ - одна из форм предварительного расследования. Процессуальные акты органа дознания в пределах его компетенции имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя, а материалы законченного расследованием уголовного дела служат основанием для рассмотрения дела в суде.

Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, не представляющим большой степени общественной опасности и, как правило, не представляющим большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи срок дознания может быть продлен прокурором субъекта и приравненного к нему военным прокурором до 12 месяцев.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору для утверждения и затем в суд.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь уполномочен:

Возбуждать уголовное дело;

Принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

Самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с требованиями УПК требуется получение судебного решения;

Давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа осуществляет как организационно-распорядительные функции, в силу возложенных на него должностных обязанностях, так реализует и процессуальные полномочия.

Так, в соответствии с УПК руководитель следственного органа уполномочен:

Поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

Проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

Давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

Отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;

Возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования и др.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного отдела.

К органам дознания в соответствии с УПК относятся:

Органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Органы Государственной противопожарной службы РФ. На органы дознания возлагаются следующие полномочия:

Производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

Выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Однако в соответствии с требованиями УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель наделен следующими полномочиями:

Самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.

Задачи органов предварительного следствия в Российской Федерации

1. Задачами органов предварительного следствия в Российской Федерации являются:

а) организация предварительного следствия и производство предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

б) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер обеспечения возмещения гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям ущерба, причиненного им в результате совершения преступлений;

в) принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению чести, достоинства и иных прав граждан, подвергнувшихся незаконному задержанию, аресту и привлечению к уголовной ответственности;

г) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и мер к их устранению.

2. В соответствии с возложенными на них задачами органы предварительного следствия:

а) производят предварительное следствие по уголовным делам;

б) анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования;

г) организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

д) изучают правоприменительную практику следователей и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

е) обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;

ж) организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, другие территориальные и иные специализированные следственные отделы.


Органы дознания. Их задачи, полномочия и система.

Органы пограничной службы РФ;

Органы Службы судебных приставов Минюста России;

Таможенные органы РФ;

Органы Государственной противопожарной службы;

Прокуратура;

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреж-дений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются:

Дознание по уголовным делам, по которым производство предваритель-ного следствия необязательно;

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное осу-ществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению доз-нания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

Самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дей-ствия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.

Дознаватели подразделяются на штатных и внештатных.



Поделиться