Социальная работа с молодежью: социально-технологический подход. Методы и модели социальной работы с молодежью

Молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества характеризуется не только возрастными признаками, но и местом, которое она занимает в социальной структуре общества, особенностями социального становления, своим общественным назначением. Именно молодежь выступает проводником демографического, социально-экономического, политического и духовного развития, определяющим фактором преобразований, адекватных назревшим потребностям и вызовам времени. От того, насколько будет молодое поколение готово взять на себя ответственность за развитие государства, как активно и конструктивно присоединится к общественным процессам, насколько инициативно оно будет участвовать в решении насущных задач, в значительной степени зависит судьба страны, завтрашний день которой принадлежит именно молодежи. Все это предопределяет необходимость осуществления эффективной молодежной политики .

Под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Основы государственной молодежной политики в независимой Украине был заложен принятием Верховной Радой Украины Декларации "Об общих началах государственной молодежной политики в Украине" (15 декабря 1992) и Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" (5 февраля 1993 г. .).

Декларация "Об общих началах государственной молодежной политики в Украине" определила место государственной молодежной политики в деятельности государства, главные задачи и принципы ее осуществления. Главными направлениями государственной молодежной политики были названы следующие:

Развитие и защиту интеллектуального потенциала молодежи,

Улучшение условий и создание гарантий для получения молодежью образования, специальной профессиональной подготовки и переподготовки;

Обеспечение занятости молодежи, ее правовой защиты с учетом экономических интересов, профессиональных и социальных возможностей общества;

Создание условий для овладения духовными и культурными ценностями украинского народа и для непосредственного участия молодых людей в их возрождении и развитии, охране и воспроизводстве окружающей среды;

Формирование у молодежи чувства национальной гордости, патриотизма, готовности защищать суверенитет Украины;

Охрана здоровья молодежи, формирование у нее глубокой потребности в духовном и физическом развитии, принятия других мер, обеспечивающих сохранение и укрепление генофонда Украины.

Декларация стала основой для дальнейшего развития молодежной политики, ее правовой базы и практической деятельности. Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" определены общие принципы создания организационных, социально-экономических, политико-правовых условий социального становления и развития молодых граждан в интересах личности, общества и государства. Важным шагом в развитии нормативно-правовой базы молодежной политики стало принятие 1 декабря 1998 Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях". Им были определены особенности организационных и правовых основ образования и деятельности объединений молодых граждан и государственные гарантии обеспечения их деятельности.

21 июня 2001 принят Закон Украины "О социальной работе с детьми и молодежью", которым регламентировалась деятельность уполномоченных органов, предприятий, организаций и учреждений независимо от их подчинения и формы собственности и отдельных граждан, направленная на создание специальных условий жизнедеятельности, гармоничного и разностороннего развития детей и молодежи, защита их конституционных прав, свобод и законных интересов, удовлетворение культурных и духовных потребностей. В этом законодательном акте определено, что субъектами социальной работы являются уполномоченные органы (органы исполнительной упади и местного самоуправления, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, предприятия, учреждения и организации) и специалисты социальной работы.

Центры социальных служб для молодежи и их специализированные службы являются главными уполномоченными государством органами, осуществляющими социальную работу с детьми и молодежью. Объектами этой деятельности выступают дети, молодежь и члены их семей, профессиональные и другие коллективы, социальные группы. Сферами осуществления социальной работы признаны следующие: общественная, экономическая, образовательная, воспитательная, культурная, оздоровительная .

За годы независимости было принято более 700 законов Украины, около 800 подзаконных нормативно-правовых актов, которые в той или иной степени направлены на решение молодежных проблем. В стране проведена значительная работа по созданию нормативно-правовой базы для молодежной политики, которая является сейчас одной из лучших среди тех, что действуют во всех странах постсоветского пространства.

Одним из главных направлений деятельности социальных работников в рамках работы с молодежью является решение вопросов социальной помощи, предоставления социальных услуг, профилактики и реабилитации молодежи.

Основной задачей социальной работы является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получить навыки самостоятельной жизни и участвовать в общественной самоуправлении. Субъект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

На государственном уровне функционирует Украинский государственный центр социальных служб для молодежи. На региональном уровне в Украине действуют 27 региональных центров социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦССМ). На местном уровне в каждом регионе действуют районные, городские и районные в городах центры ССМ.

Особое внимание здесь уделяют такой задачей, как предоставление различных социальных услуг, социально-медицинской, психолого-педагогической, правовой, информационной и других видов социальной помощи, консультирование детей и молодежи. При этом все эти виды социальной помощи молодежи могут осуществляться в различных формах: глазных, заочных, стационарных, комплексных. Ведется также разработка и осуществляются мероприятия по созданию условий, достаточных для комфортной и успешной жизнедеятельности различных категорий детей и молодежи; социально-профилактическая работа среди детей и молодежи; применяется комплекс мер, направленных на преодоление негативных явлений; разрабатываются и внедряются реабилитационные программы, содержанием которых является восстановление социальных функций, морального, психического и физического состояния молодежи, приспособление к безопасных социальных и семейных условий жизнедеятельности, а также оказывается помощь детям, молодежи, подвергшихся жестокости и насилия от других попали в экстремальные ситуации; осуществляется международное сотрудничество, изучается и распространяется международный опыт работы по вопросам социальной поддержки, помощи и защиты детей и молодежи; ведется сотрудничество с центральными и местными органами самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, физическими лицами в решении вопросов социальной поддержки и социального развития детей и молодежи; осуществляется содействие детским, молодежным организациям и отдельным гражданам в их образовательно-культурном и физическом развитии, участия в трудовой и общественно-полезной деятельности .

Важна региональная молодежная политика. Основные формы и методы производства государственной молодежной политики на местах в основном являются общими для всех регионов. Фестивали, конкурсы, викторины, олимпиады, наставничество и многие другие формы содействия социальному становлению и развитию молодежи прошли апробацию и зарекомендовали себя еще с советских времен, другие (молодежные биржи и центры труда, молодежные бизнес-инкубаторы, центры развития, службы "Телефона доверия" и др.) получили распространение в Украине нового времени.

В то же время региональный и административно-территориальное деление Украины, специфика отдельных регионов требуют определенных особенностей в подходе к социальной работе с молодежью. Прежде всего они заключаются в выделении приоритетных направлений деятельности ее субъектов, их активности, что, в свою очередь, основывается на различии местных условий, в частности, таких из них, как демографическая ситуация; региональные этнические и культурные традиции; структура народного хозяйства и финансово-экономическое положение региона; природно-географические условия; исторические и т.д., то есть зависят от факторов, в большей или меньшей степени определяющих в конкретной местности.

Вообще, под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельной молодому человеку, так и группам молодых людей с целью улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.

Можно определить две модели социальной работы с молодежью - интегративной и дефицитную.

Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика. Реализация данной модели возможна только через причинение государственно-общественного затратного механизма, использования значительных финансовых, а также человеческих и материальных ресурсов. Поэтому большинство стран с рыночной экономикой выбирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную, в первую очередь, на социально пораженные слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Главным в социальной работе с молодежью является ее социальную защиту. Исследователями он рассматривается как минимум в четырех направлениях.

1. Социальная защита процесса формирования и развития личности молодого человека. В основе этого направления лежит положение о том, что личность молодого человека формируется и развивается в соответствии с объективными законами, произведенных в процессе эволюции человека, и последовательности этапов развития. Поэтому социальная защита процесса развития направлен прежде всего на максимально возможное обеспечение благоприятного для всех молодых людей прохождения через каждый из этапов развития, в котором решается определенный комплекс задач, а также благоприятное прохождение критических уровней.

2. Социальная защита среды формирования и развития личности. В этом направлении внимание государственных институтов должно быть сосредоточено на среде обитания молодого человека и тех его элементах, которые способствуют или препятствуют процессу формирования и развития личности в самом широком диапазоне - от экологических проблем среды к социальным, экономическим и моральным.

3. Защита прав молодого человека. Это специальное направление деятельности государственных институтов, нацелен на правовое обеспечение и регулирования как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.

4. Целевой социальной защите. В рамках этого направления речь идет как минимум о двух важнейших моментах. Во-первых, о целевой помощи молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, для решения конкретных задач, без чего успешная жизнедеятельность очень проблематичной. Иными словами, речь идет о краткосрочной целевой программе, когда сам молодой человек не в состоянии решить задачу, или когда усилия, затраченные на достижение результата, ставят под сомнение сам результат. Во-вторых, о постоянную помощь тем, кто не может без нее обходиться, существует на грани бедности. В условиях общей жизненного кризиса это направление становится особенно важным и актуальным.

В работе с молодежью в условиях современной Украины актуален является использование новейших зарубежных технологий в области социальной работы с молодежью, которые получили обобщающее название "мобильная социальная работа с молодежью".

Сущность мобильной социальной работы - контроль за той частью молодежи, которая не подвержена обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, проявляя склонность к девиантному поведению и агрессивность. Принцип мобильной социальной работы - установление взаимоотношений и взаимодействий с целью проникновения в мир молодых людей, склонных к правонарушениям.

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников с "сублимации" агрессивности в молодежной среде, то есть превращение ее в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны различные решения - организация секций американского футбола, бокса, восточных единоборств и тому подобное.

Социальная работа с молодежью является одним из ее важнейших направлений. Она нуждается в научной обоснованности, творчества, инициативности, настойчивости, системности, координации усилий различных ведомств, занимающихся проблемами молодежи.

Впервые понятие «технология досуговой деятельности» введено в начале 90-х гг. XX в., ранее в понятийном аппарате использовались такие термины, как «организация» и «методика» досуговой деятельности. Одними из авторов и разработчиков научного подхода к определению технологии досуговой деятельности являются исследователи Д.М. Генкин, А.Д. Жарков.

Под технологией досуговой деятельности молодежи понимаются средства, формы и методы досуговой деятельности, используемые в учебной и внеаудиторной работе, с помощью которых достигается личностный рост и развитие различных категорий молодежи.

Под технологией досуговой деятельности понимается также совокупность методик, разработок, расчетов, внедрение различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели.

Технологии досуговой деятельности реализуются в различных направлениях работы учреждений и охватывают все этапы подготовки и проведения мероприятий и программ, включая социальный заказ, цель, формы и методы, средства достижения цели, материально-техническое и кадровое обеспечение, конечные результаты.

В технологиях досуговой деятельности молодежи можно выделить следующие подсистемы:

  • 1) организационную - предполагает деятельность учреждения, организующего молодежный досуг, определение его структуры, сложившуюся систему распределения полномочий между сотрудниками, специфические особенности работы с той или иной молодежной аудиторией;
  • 2) методическую - принятый алгоритм разработки и реализации отдельных культурно-досуговых программ, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия молодежи (наблюдатели, участники, организаторы), освоение инновационных технологий деятельности;
  • 3) социально-психологическую - особенности формальных и неформальных отношений сотрудников и молодежных групп в организации, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий;
  • 4) управленческую - связь с общественностью, овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, сложившаяся практика работы с сотрудниками и др.

Составными элементами технологии досуговой деятельности с молодежью являются:

концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую обоснование достижения поставленных целей при организации различных форм работы с молодежью;

системность, заключающаяся в логике и целостности досугового процесса, взаимосвязи всех его элементов;

управляемость, что предполагает компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию досуговых проектов и программ, способность варьировать средства и методы досуга для достижения лучших результатов;

эффективность современных досуговых технологий, которая должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

воспроизводимость технологии, ориентированная на возможность применения разработанной технологии досуговой деятельности в других подобных учреждениях, работающих с молодежью.

Таким образом, технологии досуговой деятельности могут быть реализованы во всех сферах жизни молодых людей, в их основе лежит содержательная техника реализации теории досуга в практику досуговой деятельности.

В науке и практике выделяют общие, функциональные и дифференцированные технологии, применяемые в сфере досуговой деятельности.

Общие технологии ориентированы на наиболее характерные процессы, происходящие в досуговой деятельности молодежи (например, процесс организации молодежного праздника в учреждениях досуговой сферы). Праздник - самая крупная форма досуга, так как сочетает множество различных средств и методов досуговой деятельности. Праздники могут приходиться как на выходные, так и на рабочие дни. Они делятся на государственные, неофициальные, народные, профессиональные, личные, религиозные и др.

Государственные праздники в России объявлены дополнительными выходными днями, например, различные категории молодежи имеют отношение к празднованию новогодних каникул (1-5 января), Дня защитника Отечества (23 февраля), Международного женского дня (8 марта), Дня Победы (9 мая) и других государственных праздников. К неофициальным праздникам, которые интересны молодежи, могут быть отнесены такие, как Старый Новый год (14 января), День Святого Валентина (День всех влюбленных) (14 февраля), День смеха (1 апреля) и т.п. Профессиональные праздники служат для сплочения коллектива, где осуществляют трудовую деятельность молодые специалисты, награждения активных и добросовестных сотрудников. К таким праздникам могут быть отнесены дни различных профессий, приобретенных молодежью: День знаний (1 сентября), День социального работника (8 июня), День учителя (5 октября) и другие профессиональные праздники.

Молодые люди также имеют отношение к празднованию международных и всемирных дней, которые зачастую могут отмечаться в рамках массового мероприятия (форума, фестиваля): Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта), Международный день защиты детей (1 июня), Всемирный день молодежи (27 июня) и т.п.

Праздниками называют и корпоративные вечеринки, семейные торжества (дни рождения, юбилеи свадеб) и многие другие подобные мероприятия.

Качественное проведение праздника - довольно сложная задача для организаторов досуга. Как свидетельствует практика, импровизация зачастую бывает удачной, если она хорошо подготовлена. Таким образом, первым и важным этапом праздника является его планирование или подготовка, т.е. создание плана и сценария.

Технология досуговой деятельности включает несколько основных этапов, которые необходимо учитывать всем организаторам досуга.

Подготовительный этап представляет моделирование и построение досуговой программы. Сначала необходимо четко сформулировать цель планируемого мероприятия. Один из критериев эффективности - соответствие конечного результата поставленной цели. Перед организаторами встает задача добиться от участников понимания целесообразности общей работы, вызвать у каждого молодого человека заинтересованность в осуществлении поставленной задачи.

Подготовительный этап предполагает анализ известных досуговых программ, их отличительных особенностей и перенесение целого мероприятия или его элементов в местные условия. Также нужно адаптировать содержание программы и к творческим возможностям организатора. При этом необходимо ввести элементы новизны в следующие структурные звенья программы: содержание, организационно-методические условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных и других технических средств. В результате будет создана новая (авторская) модель программы.

Построение досуговой программы начинается с творческого замысла, концепции сюжетно-образного построения и проведения программы как массового действа. Если в театральном искусстве в качестве исходного материала выступает пьеса, которая строится на основе художественного вымысла, то в досуговой деятельности исходным является сценарий, сформированный на основе реального фактического материала (документов, событий, персоналий). В досуговой программе концепция определена общественно значимым событием, выраженным в художественной форме. Сценарий досуговой программы является не догмой, а руководством к действию, поэтому он может быть изменен, доработан, дополнен новыми материалами.

Воплощением досуговой программы занимается режиссер. В его задачи входит идейное истолкование сценария, его творческая интерпретация, распределение ролей, решение постановки во времени и пространстве, проведение репетиций, подбор выразительных средств (музыки, света, костюмов, декораций).

Основной этап - проведение программы - представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников.

Классическая структура молодежной досуговой программы состоит из нескольких элементов:

экспозиция - начало события, задача которого состоит в погружении молодых людей в атмосферу праздничной программы, подготовка к восприятию, установление режима общения (представление гостей, церемониал знакомства, звуковые, световые, технические эффекты, которые сопровождают начало досугового мероприятия);

завязка - исходное событие, в котором заложено начало драматического конфликта, своего рода пролог дальнейшего действа, заставляющего молодых людей следить за развитием событий;

основное развитие действия - самая обширная часть сценария, в которой укладывается практически весь сюжет молодежной программы (его длительность определяется сюжетным ходом). Основная часть программы может быть рассыпана по композиции или собрана в один блок (общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы);

кульминация - наивысшая точка эмоционального накала для молодых людей - участников досуговой программы, смысловой центр композиции (хореографическая композиция с факелами, фейерверк и т.п.);

развязка - завершение сюжетной линии мероприятия (заключительное событие, подведение итога, разрешение конфликта, завершение сюжета);

финал - фрагмент полного завершения сценического действия (бурные аплодисменты, фейерверк, награждение, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, общая песня и т.п.).

И наконец, заключительный этап работы организаторов над молодежной программой - анализ ее проведения. От него во многом зависит качество последующего молодежного мероприятия. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков. Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и проведения программы и результаты проделанной работы являются одним из важнейших показателей уровня профессионального мастерства организатора досуга.

Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления досуговой деятельности молодежи (примером могут служить технологии информационно-познавательной деятельности, технологии самодеятельного молодежного творчества, технологии организации отдыха и развлечения и ряд других). Современная информационно-познавательная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы молодых людей.

Социальная ценность досуга возрастает с каждым днем, и для того, чтобы молодой человек любого общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально значимые занятия в свободное время, необходимо:

  • ? последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга;
  • ? создавать условия для овладения новейшими информационно-познавательными технологиями на уровне поиска, обработки и трансляции информации;
  • ? включать в интерактивные формы потребления знаний.

В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:

  • ? возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;
  • ? разнообразие релаксационных технологий;
  • ? увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг;
  • ? широкое использование информационных технологий.

Средства массовой информации - самостоятельная социокультурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуговой сферы объединяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, общественного сознания и поведения. На сегодняшний день сложились такие направления организации молодежных досуговых форм:

  • ? транслирование различных досуговых программ в СМИ (конкурсные программы: КВН, Comedy Club «Интуиция»; информационно-развлекательные программы: «С добрым утром» «Модный приговор»; интеллектуальные шоу: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», ток-шоу: «Пусть говорят», «Глас народа» и многие другие;
  • ? освещение в средствах массовой информации проблем культуры, искусства, досуга; популяризация молодежных досуговых программ, рекламная информация для различных категорий молодежи;
  • ? развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники: форумы, сайты, чаты, социальные сети, интернет-клубы, виртуальные шоу, электронные библиотеки;
  • ? мультимедийные центры, создаваемые в системе общественного досуга для молодежи (обучение всех желающих навыкам овладения современными информационными технологиями), ме- диаобразовательные программы (обучение молодых людей рациональному пользованию информационными источниками); воспитание культуры потребления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что СМИ информируют население о деятельности культурно-досуговых учреждений по организации содержательного досуга и дают рекламу, анонс, пресс-релиз ближайших массовых мероприятий.

Большие возможности для реализации досуговых интересов и предпочтений молодежи создает Интернет, посредством которого осуществляется приобщение молодых людей к культурным, духовно- нравственным ценностям, включению в мир искусства и культуры. Интернет является одним из самостоятельных неорганизованных видов досуговых предпочтений молодежи и служит средством развития их разнообразных жизненных навыков, возможностей творческого самовыражения. Многие молодые люди используют Интернет для общения. Интернет - наиболее емкая международная телекоммуникационная сеть. Исследователи выделяют три основных вида потребностей, которые молодые люди удовлетворяют с помощью Интернета: коммуникативная, познавательная и игровая. Потребность в коммуникации молодежи удовлетворяется через переписку по электронной почте, общение в чатах, форумах и т.п. Познавательная потребность молодого человека удовлетворяется посредством чтения сетевой прессы, поиска конкретной информации или знакомства с текущими новостями, а также дистанционных форм образования и т.п. Примерами удовлетворения игровой потребности могут быть индивидуальные и групповые игры с компьютером или реальными партнерами посредством Интернета.

К недостаткам сетевой коммуникации для молодежи можно отнести:

  • ? вероятность потери или несанкционированного уничтожения электронного сообщения;
  • ? отсутствие доступа пользователя к форуму или другим средствам сетевой коммуникации по вине провайдеров;
  • ? вероятность несоблюдения конфиденциальности со стороны провайдеров или администрации интернет-ресурсов и т.д.

Следует согласиться с тем, что в настоящее время электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные интернет-журналы и газеты, да и, собственно, сам Интернет для многих стали не менее важным аспектом повседневности, чем телевизор или телефон, а порой они полностью вытесняют их. Общение посредством Интернета не обязательно может проходить только в рамках одной страны. Поскольку Интернет - Всемирная паутина, то через нее могут общаться люди из разных стран. Это дает молодежи возможность участвовать во всевозможных международных интернет-форумах и общаться в чатах, обеспечивая себя возможностью исследовать культуру других стран и давать иностранцам представление о своей культуре.

Технология организации самодеятельного творчества представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественнокоммуникативной и художественно-организационной деятельности участников молодежных коллективов. Эта деятельность направлена на самосовершенствование личности и создание условий для творческой самореализации в группах и коллективах.

Термин «творчество» нами понимается как способность к преобразованию, созданию чего-либо нового. В творчестве осуществляется выражение индивидуальности молодого человека, результатом этого может стать создание чего-либо нового.

Самодеятельное художественное творчество представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, может включать ценностные ориентации и новые оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других видах художественной культуры.

К традиционным жанрам самодеятельного творчества молодежи могут быть отнесены:

  • 1) музыкальное искусство (академический хор, хор народной песни, вокальные и инструментальные ансамбли, духовые, джазовые, эстрадные оркестры);
  • 2) театральное искусство (музыкально-драматические коллективы, коллективы художественного слова, драматические, камерные театры, музыкальные театры, театры пародии и др.);
  • 3) хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, бального танца);
  • 4) изобразительное и декоративно-прикладное искусство (студии живописцев, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, например бисероплетения, декупажа, оригами и др.);
  • 5) цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра: клоунада, дрессура, пародия и т.д.);
  • 6) киноискусство (фотостудии, любительские киностудии, арт-площадки);
  • 7) техническое творчество (моделирование, конструирование, компьютерный дизайн и др.).

Разнообразные технологии любительского творчества молодежи могут быть успешно реализованы при соблюдении ряда требований: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; ориентация творческой деятельности на институциональную принадлежность учреждений.

Также особое внимание следует уделять пропаганде самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм и видов в музыкальном, театральном, хореографическом, изобразительном искусстве. Каждый жанр может быть представлен различными видами. Например, в фольклорные виды входят фольклорные театры, театр песни и танца и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные, народных инструментов, народного танца; народные хоры.

Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры; театральные - народными театрами; новые формы - музыкально-театральными, народными коллективами.

Хореографические коллективы - это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанров. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформительского искусства (разработка эскизов и пр.).

Кроме традиционных форм молодежный досуг может быть представлен в новых инновационных формах художественной деятельности: брейк-данс, рэп-фестивали, граффити, тектоник, джампстайл, fair show, hand make, капоэйра и др., а также экстремальные виды спорта (аквабайк (гонки на гидроциклах), паркур, сноубординг, скейтбординг и др.).

Помимо организованных в учреждениях молодежной сферы современных спортивных и творческих объединений, молодые люди могут самостоятельно формировать любительские объединения, которые также имеют свою технологию. Любительское объединение - организованная форма общественной самодеятельности молодежи, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и учета индивидуальности каждого из его участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов молодых людей в сфере свободного времени. В процессе любительской деятельности молодой человек имеет возможность для создания своей микросреды, самовыражения, самореализации. Любительское объединение - сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Они могут быть различной направленности - политические, спортивные, туристические, коллекционеров, выходного дня, молодой семьи и др.

В клубное любительское объединение приходят молодые люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубные любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий. Следует различать клуб как социокультурный институт; клуб как учреждение, созданное для организации досуга определенных категорий граждан; клуб как специфический тип объединений - добровольная ассоциация. Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Через клубную работу может быть реализована технология рекреативно-оздоровительной деятельности, ориентированная на оздоровление образа жизни молодых людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

В настоящее время в стране быстрыми темпами развивается оздоровительная отрасль для молодежи. Основными структурными подразделениями, реализующими такую деятельность, являются клубы здоровья (фитнес, шейпинг, аэробика, калланетика, йога, spa и др.), физкультурно-оздоровительные, спортивно-оздоровительные, рекреационно-оздоровительные, оздоровительные центры, туристские базы, курортные гостиницы, санатории, молодежные оздоровительные лагеря, косметические центры и др.

В первые годы развития оздоровительного движения в нашей стране начали создаваться клубные объединения аэробики, шейпинга и фитнеса с достаточно простыми программами, основой которых является физическая тренировка. Относительно новыми из них можно назвать spa и велнес, они ориентированы на отдых и психофизическое оздоровление различных категорий молодых людей, но также используют в своей практике достаточно простой, мало персонализированный набор рекреационных и оздоровительных технологий.

Один из важнейших видов активного отдыха и рекреации для молодежи - туризм, представляющий собой активный отдых, осуществляемый для молодежи туристскими организациями по различным маршрутам. Существуют многочисленные виды туризма (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, велосипедный, пешеходный, спортивный, лечебно-оздоровительный, музейный И Т.Д.).

В связи с вышесказанным технологии организации досуговой деятельности молодежи способствуют восстановлению эмоционального равновесия молодых людей, развитию творческого поиска и личностного роста в клубных объединениях, формированию здорового образа жизни молодого человека.

Дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями молодежи - технологии досуговой деятельности учащейся молодежи, студенческой молодежи, рабочей молодежи и др.

Таким образом, на сегодняшний день активизируется социально-культурная деятельность и творчество различных категорий молодежи, расширяется жанрово-видовой состав их художественной деятельности, создаются новые общественные молодежные организации и движения, любительские объединения и клубы по интересам, направленные на развитие молодого человека, активизацию его потенциала. Пристальное внимание уделяется народной культуре, возрождаются фольклорные формы организации свободного времени молодого человека. В соответствии с этим серьезное внимание должно быть уделено вопросам организации конструктивной досуговой деятельности молодых людей, поэтапной подготовке различных форм досуговых мероприятий, эффективной реализации всех технологий досуговой деятельности для молодежи.

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых, возраст от 14 до 30 лет.

Проблемы молодежи :

1. получение образования;

2. безразличие общества к проблемам молодежи;

3. проблема занятости;

4. рост суицида;

5. адиктивные формы поведения;

6. отсутствие нравственных устоев в обществе;

7. организация досуга;

8. демографические показатели (рождаемость, разводы, повышение возраста рождения детей).

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональ­ная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому чело­веку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановле­ния их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту житель­ства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной ра­боты при этом является выработка у молодежи способности само­стоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым соци­ально-экономическим условиям рыночной экономики, получать на­выки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъ­ект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосудар­ственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их ини­циатив.



Можно говорить о двух моделях социальной работы с молоде­жью - интегративной и дефицитной. Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способст­вовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной дея­тельности, как социальная педагогика. Реализация данной модели возможна лишь посредством госу­дарственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и матери­альных ресурсов, что возможно только в условиях распределитель­ного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно боль­шого объема средств, которые должны быть выделены на полно­ценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель разви­тия социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

В этих условиях особенно актуально использование новейших зарубежных технологий в области социальной работы с молоде­жью, которые получили обобщающее называние «мобильная со­циальная работа с молодежью».

Сущность мобильной социальной работы - контроль за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодеж­ные центры, ни в консультационные пункты, проявляя предраспо­ложенность к девиантному поведению и агрессивность. Как прави­ло, это рокеры, футбольные болельщики (фаны), представители радикальных группировок, наркоманы. Принцип мобильной соци­альной работы - установление взаимоотношений и взаимодейст­вий с ними с целью проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.

Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли «поис­ковую» деятельность по социальной помощи и адаптации дан­ной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных центров, ведомств и консультаци­онных пунктов непосредственно на улицы. Увеличение числа бездомных среди молодежи, не имеющей ни работы, ни профессии и склонной к противоправному поведе­нию, обусловило быстрое распространение социальной рабо­ты на улицах практически на всем европейском пространстве, сохранив при этом свое англоязычное звучание - «стритворк» (streetwork, т.е. работа на улице). В настоящее время существуют разнообразные формы мо­бильной социальной работы, в частности организация спортив­ных мероприятий, предоставляющих возможность контролиро­вать агрессию (американский футбол, бокс, восточные едино­борства и др.).

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать осо­бенности мужской социализации, связанной с проявлением аг­рессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессив­ности в молодежной среде, т.е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения - от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы - апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказав­шихся в кризисных ситуациях . Эти новые методы способствовали снятию табу с темы сексуального насилия в семье. В ФРГ существу­ет около 200 домов-приютов для женщин и девушек - жертв сек­суального насилия, работники которых призваны своевременно вме­шиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы соци­альной работы. Находиться в этих приютах могут не только женщи­ны - жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолют­но исключен. Деятельность женских домов-приютов осуществляет­ся в условиях анонимности и самоуправления.

Технологии:

Социальная терапия – это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:

Консультирование – установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

Арттерапия – «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;

Музыкотерапия – социализация индивида путем, обращения к какой – либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;

Библиотерапия – воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;

Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;

Творческие технологии – вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;

Логотерапия – (от греч. logos – слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80-90-х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля 1991 г.). С распадом Советского Союза данный Закон практически прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных условиях.

Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.

Объектами государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения*. Субъекты государственной молодежной политики относятся государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Основными целями государственной молодежной политики являются:

Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

Недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;

Создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Для достижения поставленных целей предполагается поэтапное и активное воздействие социальной работы в следующих важнейших направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, способствующих физическому и духовному развитию молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объединений; содействие международным молодежным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а впоследствии Президентской программы «Молодежь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. № 1922; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 1279), цель которой -. формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Программа предусматривает повышение роли социальной работы в становлении личности молодого человека, решении

Структура социальных служб системы органов по делам молодежи :

1) Центр социально-психологической помощи молодежи , предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального.

2) Центр информации для молодежи , предназначенный для оказа­ния информационных и методических услуг органам исполнитель­ной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, ра­ботающим с молодежью, различным группам молодых людей. Занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи.

3) Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вер­нувшихся из мест заключения - оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгруз­ки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивиду­альной работы с криминогенным контингентом, консультацион­ный пункт.

4) Консультационный центр для подростков и молодежи , предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону.

5) Приют для подростков , предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объ­ективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России во многом зависят от степени внимания к молодежи со стороны руководства или умения руководителей социальных служб найти взаимопонимание с представителями местной администрации.

Технологии социальной работы с молодежью

Библиографическое описание: Денисова Н. С. Технологии социальной работы с молодежью [Текст] / Н. С. Денисова, И. А. Гизатова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

Молодежь – одна из самых существенных групп общества, которая всегда находится в деятельности всей социальной жизни общества. Без молодежи невозможно развитие страны, общества.

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Она всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи.

При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы. Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим – социально-психологические особенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции). То же относится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности будут конкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле. Социальная служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.

Основными целями социальной работы с молодежью являются:

создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

Похожая статья: Применение бадминтона как оздоровительной технологии на учебных занятиях со студенческой молодёжью

Неотъемлемой частью социальной работы с молодежью являются методы и технологии.

Методы и технологии социальной работы с молодежью можно разделить на:

Индивидуальная социальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).

Групповая социальная работа – метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.

Общинная социальная работа - данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории в решении острых молодежных проблем.

Наряду с традиционными методами социальной работы с молодежью, формируются и новые к которым относится «мобильная социальная работа». Появление данного метода связано с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к этой категории относятся представители различных субкультур. Принцип и цель социальной работы состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли поисковую деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных ведомств, центров непосредственно на улицы. Увеличение числа бездомных среди молодежи, склонной к противоправному поведению обусловило быстрое распространение социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве. Одной из форм мобильной социальной работы является «уличная социальная работа», которая предполагает общение с молодежью не в стенах различных ведомств и учреждений, молодежных центров и консультативных пунктов, а непосредственно в среде обитания молодежи. Уличная социальная работа может встречаться в различных формах: предоставление различных альтернативных способов проведения свободного времени, организация спортивных мероприятия, работа автобусов, где собираются проститутки, наркоманы.

К технологиям социальной работы с молодежью относят:

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

Арт-терапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;

Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;

Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;

Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;

Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;

Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой. В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненного потенциала. Это, в свою очередь, требует новых управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.

В технологиях социальной работы с подростками и молодежью используются индивидуальные, групповые и общинные методы(классическая группировка методов, предложенная М. Ричмонд).

Индивидуальная социальная работа представляет собой направление, вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом. Основная форма индивидуального метода социальной работы с подростками и молодежью – оказание помощи и консультирование молодых людей (разовое или на пролонгированной основе), либо индивидуальное консультирование в кризисных ситуациях. В ходе индивидуального взаимодействия с клиентом оказывается и помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (их представителями) и службами, врачами, юристами, полицией, судами и тюрьмами, координация их деятельности в социальной работе с молодежью.

Групповая социальная работа - метод, используемый с целью оказания клиенту помощи (развитие его физического и духовного потенциала, формирование социально одобряемого поведения и т.д.) через передачу группового опыта. В качестве основной технологии используется контролируемая терапевтическая дискуссия. Метод ориентирован на работу с уличными молодежными группировками девиантной направленности с целью вовлечения их в общественно полезную и социально контролируемую деятельность. Важнейшей предпосылкой успешной групповой работы является установление доверительных отношений с семьями молодых людей и различными структурами, участвующими в процессе воспитания, образования и социализации «трудных» подростков (школа, органы внутренних дел и др.). Групповая социальная работа реализуется преимущественно в формах клубной и кружковой деятельности: она предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства взаимодействия (помещение, спортивный зал и т. п.) и фиксированного времени. В групповые программы вносятся игровые элементы, спортивные и культурные мероприятия. Большое значение уделяется разумному и гуманистическому проведению молодыми людьми их свободного времени.

Общинная социальная работа представляет собой интеграцию всех методов социальной работы при решении задачи осознания молодым человеком тесной зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем. Социальная работа в масштабах общины направлена на кооперацию деятельности соответствующих учреждений по удовлетворению потребностей клиентов, расширению и стимулированию имеющихся притязаний, ожиданий и интересов молодых людей. Общинная социальная работа с молодежью призвана максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории (например, микрорайона) в решение острых молодежных проблем. Данный метод реализуется в непосредственном жизненном пространстве молодых людей и подростков, но при этом должны учитываться интересы и жителей данной территории (района).


Наряду с традиционными (вышеперечисленными) методами социальной работы с детьми, подростками и молодежью, формируются и новые, к которым относится, например, «мобильная социальная работа ». Ее принцип состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Появление метода связано с необходимостью влияния и контроля за частью молодежи, не склонной обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к данной категории относятся представители различных молодежных субкультур.

Обострение социальных проблем молодого поколения во всех странах мира привело к распространению такой формы мобильной социальной работы, как социальная работа на улице . Здесь деятельность по работе с молодежью перемещается из различных ведомств и учреждений непосредственно на улицы, в группы девиантной молодежи. Уличная социальная работа встречается в самых разнообразных формах: предоставление возможностей альтернативного проведения свободного времени; организация спортивных мероприятий, представляющих собой контролируемые формы агрессии (превентивные меры); работа так называемых «автобусов любви» на вокзалах, где собираются молодые проститутки, наркоманы; а также другие формы уличной социальной работы подростками и молодежью.

Важно отметить: если общая иерархия методов социальной работы с населением в целом представляет собой последовательность индивидуальных, групповых и общинных методов, то особенностью социальной работы с молодежью выступает как бы «перевернутость» пирамиды, в основе которой находится мобильная социальная работа, объединяющая всю совокупность методов. Первоочередное воздействие (первичный контакт) оказывается на жизненное пространство молодежи, осуществляется социальная работа на общинном уровне. Поскольку молодежь склонна формироваться по принципу групповых интересов, установление доверительных и солидарных отношений между социальным работником и молодыми людьми осуществляется на групповом уровне, на котором и включается механизм группового метода социальной работы. И только на последнем этапе возникает возможность индивидуального метода – консультирование и оказание конкретной помощи.

Особенности социальных технологий помощи молодежи связаны со спецификой ее социального положения. С одной стороны, молодежь нуждается в поддержке со стороны государства, так как ресурсов семьи может не хватать. С другой, любая помощь молодежи должна носить возвратный характер или сопровождаться социально-приемлемыми условиями, поскольку молодежь потенциально экономически наиболее активна.

Необходимо обогащение сложившейся социальной практики западным опытом применения гибких инновационных социальных технологий, где накоплен широкий опыт работы с маргинальными группами молодежи, их постепенной ресоциализации, в том числе через работу с трудными подростками или уличными детьми, а также на социальных предприятиях.

Таким образом, в развитых странах сегодня реализуются две основные стратегии социальной защиты молодого поколения: 1) «неоконсервативная» – государственная помощь только наименее защищенным категориям молодежи при жестком регламентировании расходования средств получателями помощи (США, Канада); 2) признание ответственности государства за успешное вхождение в общественные отношения всей молодежи и, соответственно, реализация долгосрочных программ, направленных на социальную защиту и поддержку всех представителей молодежной популяции (некоторые страны Центральной и Северной Европы).

Основные различия между вариантами формирования и реализации социальной политики и социальной работы с молодежью в зарубежных странах определяются:

1. Степенью вмешательства государства, правительственных и муниципальных органов: от минимальной (например, США) до всесторонней «патерналистской опеки» (Швеция).

2. Выбором подходов к социальной защите молодого поколения на том или ином этапе национального социально-экономического развития, а также эволюцией взглядов на роль молодежи в этом развитии.

3. Экономическими возможностями государств и муниципалитетов направлять на социальные программы в отношении подростков и молодежи финансовые средства, выделять бюджетные ассигнования.

Основное внимание деятельности по совершенствованию социальной работы с молодежью должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи, как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т.п.;

В связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью – интегративной и дефицитной. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Согласно материалам «Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи» существует следующая структура социальных служб:

Центр социально-психологической помощи молодежи – оказание медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактика и предупреждение девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов:

1) отдела социально-правовой помощи (приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация);

2) отдел психолого-медико-педагогической помощи (диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга).

Центр информации для молодежи – оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях самой молодежи.

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения – консультативная, социально-правовая, профориентационная и психологическая помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии.

Консультационный центр для подростков и молодежи – оказание квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи центра:

– обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и мест жительства;

– помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

– проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

– информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

– выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций.

Приют для подростков – обеспечение временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.

Молодежные проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма.

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в социальной работе с молодежью должно быть уделено:

– разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т. п.;

– в связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т. е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения – от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы с молодежью – поддержка девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эта деятельность осуществляется в основном посредством домов-приютов, работники которых призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. Находиться в таких приютах могут не только женщины-жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолютно исключен. Деятельность таких женских приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления.

В настоящее время наиболее распространенными формами социальной работы с молодежью в России являются социально-реабилитационные и консультационные центры для подростков и молодежи, а также телефоны экстренной психологической помощи. Их перечень и подчиненность достаточно подробно прописаны в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120 ФЗ от 24 июня 1999 г.) и соответствующих подзаконных актах.

Телефоны экстренной психолого-социальной помощи («телефоны доверия») организуются на базе специализированных государственных или муниципальных учреждений. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены методические рекомендации и типовое положение о таких центрах, где обобщен опыт работы «телефонов доверия» в различных городах нашей страны и за рубежом. Специфика проблем, с которыми обращаются по телефону доверия молодые люди, обусловила создание специализированных служб экстренной психологической помощи для подростков и молодежи («горячие линии» по вопросам ВИЧ/СПИД, наркотиков и др.). Номера телефонов обычно легко запоминающиеся, информация о них – доступна в любом месте, т.к. размещаются эти сведения не только во всех учебных заведениях, клубах, на стадионах, но и в транспорте, на улицах.

Социальная работа с молодежью осуществляется в рамках комплексного подхода.



Поделиться