Сценарий мероприятия "путешествие в страну прав и обязанностей". Сценарий воспитательного мероприятия по правовому воспитанию учащихся младшего школьного возраста Внеклассное занятие по правовой культуре школьников «Мы будущие избиратели

Актуальность выбранной темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую деятельность обучающихся. Так как, именно этот период является основополагающим для становления духовных идеалов, моральных приоритетов учащихся. Цель мероприятия разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом в рамках правового аспекта. Задача данного мероприятия: продолжать в занимательной форме учить детей работать с информацией, повышать уровень правовой компетенции учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРБАЧЕВА СВЕТЛАНА БОРИЕВНА

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с. Колокольцовка

Калининского района Саратовской области»

Класс: 2

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Тема: «Я имею право»

Форма проведения: игра-викторина.

Цели.

Образовательные: Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

Развивающие: Развивать у детей умение работать с информацией и информационными источниками. Продолжать формировать у детей умение выполнять самопроверку по эталону.

Воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Способствовать осознанию детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку).

Деятельностные: Побуждать работать в группе.

Формирование УУД:

ПознавательныеУУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе.

Личностные результаты: Развивать умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?», изучение символов, обозначающих права. Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с позиции правонарушений. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Я имею право», символы прав, атрибуты «Шляпки» для проведения рефлексии.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. (Псих. гимнастика)

Внимание!

«Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять –

Слушать и запоминать!»

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь!

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза друг другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

2. Основная часть: игра-викторина «Я имею право»

Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в школе недели правовых знаний. Сегодня к нам пришла ученица старших классов Сороконенко Юля, помощник уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, чтобы сделать небольшое сообщение по этой теме.

Выступление старшеклассницы

Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Для защиты граждан государством приняты специальные указы, которые выражают правила поведения и отношения людей друг с другом. Эти правила называются правами и нормами.

Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.

Есть такие страны, в которых дети голодают, живут в тяжелых условиях и даже подвергаются жестокому обращению.

Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Сегодня мы будем говорить о правах.

Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах, мы уже начали с вами знакомиться с правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права, и даже оформили в классе стенд, посвященный правам ребенка. Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Я имею право»

Слайд 1

Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. В качестве приза победители смогут подготовить и провести в интересной форме выступление для учащихся 1 класса по правам. А Юля поможет нам в проведении викторины, она будет раздавать командам жетоны за правильные ответы.

И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей)

Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова

+ (ответы детей: в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у взрослых)

Я тоже нашла в словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше первое задание.

Слайд 2

(дети читают представленные понятия и выбирают правильное. Команда, игроки которой первыми дали правильный ответ, получает жетон)

Слайд 3 (Правильное значение слова)

(учитель помещает на доску плакат со значением слова «Право»)

Но мы с вами уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка. Так как уже сказала Юля дети – это будущее наше и нашей страны.

А теперь, следующее задание, в ходе которого вам предлагается вспомнить символы, обозначающие права, с которыми вы уже знакомы.

Слайд 4

(далее учащимся представляются поочередно слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10 на которых представлены сюжетные картинки, соответствующие изученным правам ребенка (право на жизнь, право на жизнь в семье, право на медицинский уход, право на обучение, символ на уважение к правам другого человека, право на отдых). Игрок, давший правильный ответ, выходит к доске. Выбирает из разложенных на столе символов, подходящий к сюжету слайда и помещает этот символ на доску. За правильный ответ команда получает жетон)

Молодцы, ребята, вспомнили и правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.

Продолжим нашу викторину. Следующее задание.

Слайд 11

Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.

1. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

Кто главный герой этой сказки?

Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?

Где можно учиться?

Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

(Игрок, ответивший правильно, получает жетон)

  1. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

С кем жили Кай и Герда?

Как жилось им у бабушки?

Что случилось с Каем?

Какое право Кая нарушила Снежная королева?

Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.

  1. Русская народная сказка «Морозко»

С кем жила падчерица?

Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?

Куда мачеха велела отвезти падчерицу?

Какое право Настеньки она нарушила?

Кто побеждает в сказке добро или зло?

Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.

  1. К. И. Чуковский «Айболит»

Кто такой Айболит?

Чем он занимался?

Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?

Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.

(вместе с учителем выполняют дыхательную гимнастику)

  1. Ш. Перро «Золушка»

Как относилась к Золушке мачеха?

Что по дому делала золушка?

Какое право Золушки нарушила Мачеха?

В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.

  1. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Почему невзлюбили Гадкого утенка?

Он виноват в том, что он таким родился?

Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?

Имели ли они право обижать его? Почему?

Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию.

Слайд 12

В этом задании каждый игрок команды может заработать для своей команды жетон, если выполнит задание правильно. Вам необходимо внимательно прочитать высказывания в ячейках таблицы и составить соответствия между правом и высказыванием об этом праве. Ответы занести в нижнюю таблицу.

(учащиеся выполняют задание слайда 12 на раздаточных карточках)

Хорошо, а теперь давайте выполним самопроверку этого задания по образцу.

Слайд 13

Кто выполнил задание правильно? (получают жетоны)

У кого есть ошибки, давайте в них разберемся.

Слайд 12

(возвращаются к слайду 12 и проговаривают соответствия вслух)

Ну что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины.

(вместе со старшеклассницей ребята ведут подсчет жетонов, определяют команду-победителя)

Слайд 14

А сейчас давайте проведем рефлексию нашей деятельности. Выполним это при помощи «шести шляп критического мышления»

(см. приложение: дети поочередно выходят, надевают одну из шляп и дают ответ на вопрос, который предполагает та или иная шляпа)

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я очень рада, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. В заключение, хочу раздать вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и сказать, что мы свами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких.

(учитель раздает памятки о правах)

Слайд 15.

Мне хочется пожелать вам счастья и солнца!

Спасибо вам, ребята, большое за работу. Наше мероприятие окончено.

ПРИЛОЖЕНИЕ

“Шесть шляп критического мышления”

«Белая шляпа” - СТАТИСТИЧЕСКАЯ

(констатируются факты по проблеме, без их обсуждения), - что было на уроке?;

“Желтая шляпа” - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

(высказываются положительные моменты) - что понравилось?;

“Черная шляпа” - НЕГАТИВНАЯ

(группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме) - что не понравилось?;

“Синяя шляпа” - АНАЛИТИЧЕСКАЯ

(проводится анализ, группа отвечает на вопросы; почему? зачем? связи?);

“Зеленая шляпа” - ТВОРЧЕСКАЯ

(можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”) - что хотелось бы добавить?;

“Красная шляпа” - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Слайд 2

Право (права) 1. нормы и правила, установленные государством, которые регулируют отношения в обществе (права людей); 2. документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение автомобиля или мотоцикла (водительские права); 3. направление сторон право – лево, указывает, где правая сторона, где левая сторона (команды на корабле: «Право руля! Право на борт!»).

ПРАВА - это нормы и правила, установленные государством, которые регулируют отношения в обществе

ЗАДАНИЕ: О каком праве ребенка можно говорить, используя следующие иллюстрации Соотнесите символ с сюжетом слайда

Право на жизнь

Право на жизнь в семье

Право на медицинский уход

Право на обучение

Уважение к правам другого человека

Право на отдых

ЗАДАНИЕ: Какие права детей нарушали или соблюдали герои сказок. А. Н. Толстой «Приключения Буратино» Г. Х Андерсен «Снежная королева» Русская народная сказка «Морозко» К. И. Чуковский «Айболит» Ш. Перро «Золушка» Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Внеклассное мероприятие по праву "Но вечный выше вас закон"

Учитель истории

МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района

Цель игры: воспитание правовой культуры школьников.

Задачи игры:

· расширение правовых знаний, знаний о государстве, праве, правах человека;

· развитие творческого мышления;

· формирование навыков практического использования знаний.

Подготовительный этап:

Формируются две команды из разных классов.

Командам дается задание:

1) выбрать капитана;

2) придумать название команды, девиз, эмблему (3 балла);

3) приветствие команды в адрес команды-соперницы.

Ход мероприятия

Ведущий: Декабрь месяц богат важными событиями: 4 декабря выборы в Государственную Думу РФ, 10 декабря - день прав человека. 12 декабря – День Конституции. Она прията в 1993 году. Конституция – основной закон государства. Множество других законов и правовых актов подчиняются Конституции. Права каждого человека на Земле призвана защищать организация, созданная в 1945 году – ООН – Организация Объединенных Наций. ООН приняла множество международных документов «Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.) Но у каждого человека есть не только права, но и обязанности.

Речь в нашем конкурсе пойдет о правах и обязанностях, об основном законе нашей страны. Пройдя все конкурсы достойно, команда победительница получит приз.

В нашей игре участвуют две команды. Познакомимся с командами (представление команд).

Начнем игру с блицопроса для капитанов команд .

Вопросы для капитана первой команды.

1.Кто избирает депутатов Государственной Думы? (Граждане РФ)

3.В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком признается человек в возрасте до? ( До18 лет)

4.Как называется богиня правосудия? (Фемида)

5.Сколько депутатов в Госдуме? (450)

Вопросы для капитана второй команды.

1.В каком году была принята первая Конституция СССР? (в 1924 году)

2.Назовите количество субъектов РФ после образования в 2005 году Пермского края? (8 8 )

3.Кто является источником власти? (Народ)

4.Как называется малая группа, основанная на отношениях между мужем и женой? (Семья)

5.Что держит в руках богиня правосудия? (Весы и меч)

Конкурс 1. Права человека

Определить, какое право сказочного героя нарушено и закончить фразу. За каждую правильно законченную фразу командам начисляется 1балл. Время выполнения задания 3 минуты.

1. Схватив крысу Шушару за хвост, Буратино нарушил её …..(право на личную неприкосновенность.)

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим …(правом на получение бесплатного образования.)

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было ….(право пользоваться учреждениями культуры.)

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино иметь ….(имущество в собственности .)

5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его …(право на неприкосновенность жилища.)

6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались ….(правом уехать из своей страны и вернуться на родину. )

Конкурс 2. Корыстные преступления

Команды получают контрольные листы с таблицей, в первой колонке которой приведены описание корыстных преступлений, т. е. преступлений против собственности. Во второй необходимо написать, к какому виду преступлений относится данное правонарушение, т. е. квалифицировать его. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждый правильный ответ -1б.

Задание

Ответ

Схватил шапку с головы прохожего и скрылся

Грабеж

Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку

Кража

Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения

Разбой

В автобусе залез пассажиру в карман

Кража

Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу

Кража

Вовлёк в азартную уличную игру и путём обмана обыграл

Мошенничество

Затащил мальчика в раздевалку и потребовал, чтобы тот принёс ему на следующий день 100 рублей

Вымогательство

Взял взаймы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но деньги так и не вернул

Мошенничество

Конкурс 3. Обстоятельства совершения преступления

Команды получают карточки, на которых указаны обстоятельства совершения преступления.

Необходимо квалифицировать обстоятельства преступления на:

1. Смягчающие обстоятельства;

2. Отягчающие обстоятельства;

3. Не влияющие на наказание обстоятельства.

Время – 4 минуты, правильный ответ – 0,5 балла.

1. Оскорбил, но публично попросил прощения.

2. Украл во время землетрясения.

3. Отнимал мелкие деньги, не зная, что это грабёж.

4. Защищаясь от пьяного хулигана, столкнул его под проходящий поезд.

5. Залез в чужую квартиру, потому что взрослые пригрозили расправой.

6. Четверо договорились и обокрали склад магазина.

7. В нетрезвом состоянии приставал к гражданам.

8. После задержания помог следствию раскрыть преступление и задержать своих сообщников.

9. На суде, будучи подсудимым, назвал участником драки того, кто на самом деле драться отказался.

10. Не знал, что данное заранее обещание хранить краденое является соучастием в преступлении.

11. Явился с повинной и рассказал о совершенном преступлении.

12.Сразу после нанесения телесных повреждений сам оказал пострадавшему первую медицинскую помощь.

13. Сыграл особо активную роль в совершении преступления.

14. Повторно совершил преступление, за которое уже отбывал наказание.

Ответ

Смягчающие обстоятельства: 1,4,5,8,11,12.

Отягчающие обстоятельства:2,6,7,13,14.

Не влияющие на наказание обстоятельства:3,9,10.

Конкурс 4. Вставь слово

Командам раздаются карточки с отрывком из оды «Вольность» . Необходимо вставить пропущенные слова. Время выполнения – 2 минуты.

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Мощных сочетанье;

Где всем простерт их твёрдый щит,

Где сжатый верными руками

Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит «…..»

Владыки! вам венец и трон

Даёт ___________- а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас__________.

Правильный ответ оценивается в 2 балла.

Конкурс 5 «Черный ящик»:

(Нужно угадать, что находится в ящике. Правильный ответ – 5 б).

1. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает: «установление, устройство» (Конституция) .

Музыкальная пауза.

Конкурс 6 . Прав ли судья?

Дана правовая ситуация. Вопрос: Было ли нарушено право на справедливое ведение процесса? Свой ответ поясните. Время выполнения 4 минуты. Правильный ответ – 3 балла.

Известную актрису Василису Прекрасную задержали в магазине за кражу золотых изделий. Все документы по делу вместе с обвинительным заключением были переданы в суд. Данным делом сразу заинтересовались пресса и телевидение. На судебном заседании присутствовала толпа журналистов. Судья давал интервью газетам, радио - и телекомпаниям, называя Василису Прекрасную преступницей и обещая вынести ей суровое наказание, которое станет предупреждением для тех, кто ворует в магазинах. Было ли нарушено право на справедливое ведение процесса? Свой ответ поясните.

Ответ. В данном случае был нарушен принцип презумпции невиновности. Обвиняемая считается невиновной до тех пор, пока суд не вынесет решение о виновности. Судья не имел права до оглашения приговора называть Василису Прекрасную преступницей.

Конкурс 7. Форма правления

Командам раздаются карточки, на которых напечатан отрывок из работы древнеримского юриста Ульпиана Домиция «О праве и исполнении законов». Ответить на вопрос: Идеологом какой формы правления был автор этой работы? Время выцполнения – 1 минута. Правильный ответ – 2 балла.

«Принцепс свободен от (соблюдения) законов. То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принятого по поводу высшей власти принцепса, предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мошь… Таким образом, то, что император постановил путем письма и подписи или предписал, исследовал дело, или вообще высказывал, или предписал посредством эдикта, как известно, является законом.»

Ответ. Ульпиан Домиций был идеологом абсолютной монархии.

Конкурс 8. Субъекты Российской Федерации

Команды получают карточки с названиями субъектов РФ. В названиях ряда субъектов: республик, краев, областей допущены ошибки. Необходимо отобрать карточки, в которых названия субъектов РФ написаны правильно.

Время выполнения – 3 минуты. Правильный ответ – 0,5 балла, за неправильный ответ вычитается – 0,5 балла

1. Республика Кубань

2. Республика Корякия

3. Республика Алтай

4. Республика Осетия

5. Республика Северный Кавказ

7. Республика Коми

8. Черноморский край

11. Дальневосточный край

13. Красноярская область

14. Хабаровская область.

18. Санкт-Петербургская область

Ответ. 3,6,7,10,12,15,16,17,19,20

Республика Алтай

Республика Тыва

Красноярский край

Приморский край

Архангельская область

Читинская область

Амурская область

Московская область

Свердловская область.

Конкурс 9. Свобода выбора религии (совести)

Команды получают листы с описанием правовой ситуации и вопрос, на который необходимо ответить письменно. За правильный ответ команда получает 4 балла.

Правовая ситуация. Ответить на вопрос: Были ли нарушены права человека? Поясните ответ. Время выполнения 4 минуты. Правильный ответ – 4 балла.

Пятнадцатилетний Павел не верил в бога. А его родители считали, что каждый должен ходить в церковь, молиться и знать Библию. Родители заставили Павла ходить в воскресную школу при церкви. Были ли в данном случае нарушены права человека? Свой ответ поясните.

Ответ. В данном случае нет ограничения или нарушения прав человека. Правом на свободу выбора религии обладают только взрослые. Государство уважает право родителей на создание условий для религиозного воспитания. Павел должен будет ходить на занятия в воскресную школу до своего 16 - летия, т. е. пока он находится под опекой родителей.

Конкурс 10. Афоризмы

Даны наборы карточек, на каждой из которых написаны по одному слову. Нужно так расположить их, чтобы можно было прочитать высказывания известных людей. Время – 5 минут.

Собрать слова так, чтобы получились высказывания известных людей.

законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались, тем, но, за, они.

Ответ. «Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Джон Локк»).

Конкурс 11. Конституция

Правильный ответ - 1б.:

1. Когда в нашей стране была принята последняя Конституция РФ ? (12 декабря 1993 года)

2. Кто, согласно Конституции, является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил России? (Президент)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция)

4. Назовите основные символы государства (Флаг, гимн, герб)

5. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой (Конституция)

6. Чем по государственному устройству является Россия (Федерацией)

7. Кто является гарантом Конституции РФ (Президент)

8. В каком году создана ООН? С какой целью? Расшифруйте аббревиатуру . (В 1945 году. Организация Объединенных Наций, защищать права человека).

Подведение итогов, вручение призов.

Использованная литература:

1. Антонов права человека. – М: Вита-Пресс, 1996. – 31 с.

2. ; Каширцева права. – М: Вита-Пресс, 2001. – 63 с.

3. Драхлер. Граждановедение. (Вопросы к олимпиаде). – М.: Владос-Пресс, 2001. – 192 с.

6. Никитин и политика: Учебное пособие для 9 класса . – М.: Просвещение, 2000. – 191 с.

Автор-составитель Г.В. Богданова
Ярославская область, г. Рыбинск.
МОУДОД Центр детского и юношеского технического творчества,
методист
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста
Количество участников : 12 - 15 чел.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе

А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2 . Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).

Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

Беседа «Закон суров, но он закон»

Задачи: объяснить значения «право», «закон» и «мораль»; на примерах показать, в чем заключается нарушение норм морали и права.

Ключевые термины: норма морали, норма права, закон, законность, правопорядок.

Методы: беседа, работа с источниками (познакомить с законами и конституцией Российской Федерации), работа в группах.

Примерная схема беседы:

С незапамятных времен люди в своем поведении стали руководствоваться нормами и правилами, выработанными путем проб и ошибок. Самыми первыми правилами поведения стали нравственные (моральные) нормы, в которых нашли свое отражение представления людей о добре и зле, долге, справедливости и т.д. Они содержались в различных религиозных текстах.

С появлением государства нравственные нормы уже не могли регулировать усложнившиеся отношения между человеком, обществом и государством. Сложился новый вид норм – правовые нормы.

Нормы права – установленные государством правила поведения, регулирующие определенную сторону общественных отношений (то, что можно, нужно или нельзя делать). Их нарушение влечет за собой санкцию со стороны государства.

Нормы морали – совокупность одобряемых обществом правил и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Их нарушение, как правило, само по себе не может быть основанием для санкций со стороны государственных органов.

Право и мораль взаимно дополняют друг друга. Право опирается на мораль, усиливает действенность морали, а мораль помогает праву регулировать общественные отношения, способствует повышению эффективности права.

Практически все правовые нормы имеют моральную основу. Все, что запрещает закон, запрещает и мораль. В то же время жадность, невнимание к людям, завистливость и другие аморальные качества не попадают под действие правовых норм, если не выражаются в противоправных действиях.

Учащиеся приводят примеры поступков, которые регулируются правом и которые регулируются морально.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что одни поступки могут регулироваться только морально, другие - только правом, а третьи – и морально, и правом. Кроме правых и моральных норм в обществе функционируют и другие виды норм: религиозные, традиционные и т. д. Все эти виды норм объединяются одним названием - социальные нормы.

Вопросы для обсуждения:

    Каковы общие черты права и морали? Право и мораль регулируют общественные отношения, предусматривают деление человеческих поступков на положительные (правомерные, высокоморальные) и отрицательные (неправомерные, аморальные); что запрещено законом, чаще всего запрещено и морально.

    Каковы отличия между нормами права и нормами морали?

Правильный ответ может быть представлен в виде таблицы 7

Различия между нормами права и нормами морали

Сфера регулирования

Наиболее важные общественные отношения, затрагивающие интересы людей и общества

Все общественные и личные отношения: «человек – человек», «человек – группа» и

т. д.

Форма существования

Закрепляет в нормативно – правовых актов

Существуют, сложившись и общественном сознании

Ответственность

в случае нарушения

Возможность государственного принуждения

Моральное осуждение

Анализ ситуации

Ситуация

Норма

права

Норма морали

Религиозная норма

Обычаи

Олег обманул одноклассника

Игорь ударил прохожего

Врач не оказал помощи пострадавшему в аварии

Мужчина оскорбил женщину

Витя украл у одноклассника деньги

Никита не уступил старушке место в автобусе

Аня уехала за границу, и не пишет маме письма

Мальчишки мучают бродячего кота

Учащиеся объясняют следующие выражения:

    Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы.

    Высший суд – суд совести.

    Свобода предполагает ответственность.

    Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.

    Свобода есть право делать всё то, что не запрещено законом.

Закон нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке, имеющий высшую силу, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Вопросы для обсуждения :

    Что вы знаете об основном законе Республики Беларусь (Конституции)?

    Какие законы вы ещё знаете?

    Какой орган государственной власти принимает законы?

    Приходилось ли вам лично или вашим знакомым обращаться к каким-либо статьям закона? Как вы реагировали на эти законы? Казались ли они вам справедливыми? Если нет, именно вам не понравилось? Предложите свой вариант изменения конкретной статьи какого-либо закона. Обоснуйте свой вариант.

С понятием «закон» тесно связано понятие «законность». Оно подразумевает неукоснительное соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов, верховенство законов, охрану правопорядка.

Правопорядок – состояние общественных отношений, соответствующее требованиям правовых норм.

Составление схемы «Соотношение общественного порядка и правопорядка».

Как соотносятся общественный порядок и правопорядок? (Правопорядок – часть общественного порядка, как показано на схеме (см. рис. 1)).

Общественный порядок

Правопорядок


Рис. 1. Соотношение общественного порядка и правопорядка

Учащиеся делятся на две группы. Первая группа приводит примеры, в которых описываются нарушения норм морали либо норм права. Вторая группа указывает, какая именно норма нарушена. Затем задания для групп меняются.

Внеклассное мероприятие

«Имею право, но обязан»

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I. Круглый стол: На доске вывешены таблички с определениями:

Права Обязанности Долг Ответственность Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права - возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности - это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг - поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? -

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника .

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Права и обязанности гражданина

Перечень с надписями прав ребенка:

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанности

  • Защищать свое Отечество
  • Соблюдать законы
  • Охранять природу
  • Платить налоги

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА - это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня :-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель :-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник : - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Конкурс. Ситуации.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан - это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учет в ИДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Кроссворд

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 -летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду.)

Ответы кроссворда

Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
  6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Конкурс «Разомнись-ка!»

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)

Конкурс «Угадай-ка!»

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

Конкурс. “Песня о правах”.

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

  1. “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
  2. “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
  3. “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
  4. “Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
  5. “ На крутом бережку” (право на отдых).
  6. “Наташка-первоклашка” (право на образование).
  7. “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).

Приложение архив

А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

2. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

3. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)

4. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

5. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

6. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

7. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

9. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

10. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

11. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

Выберите правильный ответ.
1.Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?

А) Ф.М. Достоевскому +
б) А.П. Чехову
в) А.М. Горькому

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 г.
б) 1959 г. +
в) 1966 г.

3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 1968 г.
б) 1982 г.
в) 1989 г. +

4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья

5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)
в) члены правительства

6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

7. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а) чувства страха перед наказанием
б) осторожности в реализации своих желаний
в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

9. ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».

Литература

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. - М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.

2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.

3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.

4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.

6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М - НОРМА», М.: 2000. - 784 c.

7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА

8 http:// festival.1september.ru /authors/ 103- 879-569

9. http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623

10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.

www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра- викторина %20Большакова.doc




Поделиться