Федеральный закон о национально-культурной автономии. Национально-культурная автономия как субъект Российской Федерации Национально культурная автономия на территории

Национально-культурная автономия - это правовая форма удовлетворения культурных, языковых потребностей и запросов этнических групп, национальных меньшинств, сохранения и выражения их самобытности. Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В отличие от национально-территориальной автономии национально-культурная автономия имеет экстерриториальный характер, она объединяет людей данной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания.

Впервые идея национально-культурной автономии получила разработку в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основу их концепции положена мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе всех межнациональных распрей, а сами нации, точнее - национальные союзы, создаваемые на основе добровольного личного волеизъявления. В конституировании нации по персональному признаку и в предоставлении ей, а не территории, публично-правового статуса К. Реннер и О. Бауэр усматривали оптимальный способ разрешения национальных противоречий и прежде всего обеспечения прав национальных меньшинств.

В.И. Ленин и его сторонники выступили против идеи национально-культурной автономии, рассматривая ее как способ разделения и обособления трудящихся по национальному признаку. Они считали, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея основана на неправильном понимании нации (как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы). Поэтому в Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, а принцип национально-культурной автономии считался неприемлемым и даже вредным.

Национально-культурная автономия широко применяется для этнических меньшинств во многих государствах современного мира. В конце 1980-х гг. в СССР проявился активный интерес к идее национально-культурной автономии. Позже в Российской Федерации началась разработка проекта Закона о национально-культурной автономии. Закон этот был принят в июне 1996 г.

Национально-культурная автономия является формой действенной реализации прав и интересов этнических групп как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Такая персональная (личностная) автономия, основными чертами которой являются экстерриториальность, персональность и признание за субъектом права этноса, а не территории, может гарантировать защиту прав национальных меньшинств, не вступая в противоречие с правами личности, но напротив, подтверждая их.


Национально-культурная автономия направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств, сохранение и развитие традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства, этнической идентичности. Национально-культурная автономия реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан. Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин (в том числе по принципу землячества), создания языково-культурных центров (клубов), организации школ с преподаванием на родном языке и учетом этнических традиций и т. п. Такая практика существует в странах с полиэтническим составом населения, с большими группами иммигрантов (например, в США, Великобритании, ФРГ и других государствах).

Согласно Закону РФ "О национально-культурной автономии" национальным меньшинствам предоставлено право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы.

Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление определенной степени самостоятельности. Территориальная автономия - это предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму в Украине), нескольким частям (двум округам, населенным англоязычными индейскими племенами, на побережье Никарагуа), всем однопорядковым единицам (например, областям в

Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Именно в этом смысле в Конституции Японии 1946 г. говорится о «принципе местной автономии». Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие (как в Японии). В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые автономные территориальные единицы в государстве, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Гренландия в Дании). Они в той или иной степени имеют какие-то элементы государственности, но государствами не являются, если даже называются республиками. Ниже рассматривается именно территориальная автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц. Как правило, такая автономия имеется в унитарных государствах, и лишь в редчайших случаях нечто вроде автономных образований существует в единичных субъектах федераций (в отдельных штатах в федеративной Индии). Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

Национально-культурная автономия - это автономия другого рода. Она не связана с компактным проживанием этноса на определенной части территории государства (хотя, конечно, вне какой-либо территории такие объединения невозможны) и представляет собой общественные объединения разрозненно проживающих граждан определенного этноса и других граждан, желающих участвовать в развитии, в частности его языка, культуры.

В условиях национально-культурной автономии национальности создают свои организации и выборные органы, имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве или местных органах государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп , в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов (коренного малочисленного северного народа).

Виды автономии. В зависимости оттого, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.

Первая - это, в сущности, национально-культурная автономия для разрозненно проживающих национальных меньшинств (Австрия, Венгрия и др.), о которой говорилось выше.

Корпоративная автономия обычно связывается с разрозненными языковыми общностями, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате в местном самоуправлении, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса.

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или, иначе говоря, этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории.

В отечественной литературе принято различать две формы национально-территориальной автономии: политическую (ее часто называют законодательной, государственной) и административную.

Политическая автономия имеет существенные признаки государственности. Она (ее органы) обычно обладает правом законодательства по местным вопросам. Перечень ее полномочий бывает указан в конституции (например, в Конституции Украины в отношении Автономной Республики Крым ) или определяется специальным законом (например, британский закон об автономии Шотландии 1998 г.). Иногда такой автономии принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований (Азорские острова в Португалии, Гренландия в Дании и др.). В политической автономии создается местный парламент (законодательное собрание). Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей (в Автономной Республике Крым свои законы не издаются, есть только законы Украины, в Автономной Республике Нахичевань в Азербайджане издаются, Конституция Азербайджана 1995 г. устанавливает, что Нахичевань - «автономное государство»). Законы (постановления) обычно могут издаваться только по вопросам «автономного» значения: организация административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориальное деление автономии, местная полиция, рынки, санитария, ремесленное обучение, дорожная сеть, сельское хозяйство и др. Иногда такие полномочия шире. В Северной Ирландии (по закону 2001 г.), Шотландии (закон вступил в силу в 2000 г.) они включают вопросы хозяйства региона, финансово-кредитную политику, общественную безопасность, культуру, образование, охрану окружающей среды. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии (например, Исполнительный совет в Северной Ирландии или Совет министров по Конституции Автономной Республики Крым), а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб (Корсика во Франции). В политической автономии почти всегда есть назначенный из центра губернатор (иное должностное лицо), но его полномочия часто невелики. В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство (это одновременно гражданство государства) и свою конституцию. Свою конституцию имеет Автономная Республика Крым (Украина), но собственного гражданства она не имеет. Аландские острова в Финляндии, напротив, имеют свое гражданство, но не имеют конституции. Широкими правами пользуется палестинская автономия в Израиле, имеющая собственное управление.

Наибольшее число политических автономий в Италии (20) и Испании (17). В других странах существуют два, например Северная Ирландия и Шотландия в Великобритании (Уэльс - автономия административная), одно территориальное политическое автономное образование (Аландские острова в Финляндии).

Административная автономия не обладает правом издавать свои законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах своих полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автономных образований могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов). В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, ведутся радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

Административная автономия существует в Никарагуа, где есть два округа на атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии - Гагаузия, где проживают гагаузы (тюркская народность), в Таджикистане - Горно-Бадахшанская автономная область. С 2000 г. административной автономией (без права издания местных законов) стал Уэльс в Великобритании. Административная автономия может создаваться в редких случаях и в субъектах федеративных государств. В Индии нечто подобное существует для некоторых мелких народностей в отдельных штатах (например, в штате Ассам). Губернаторы тех штатов Индии, где есть автономные округа для этнических групп, вправе допускать изъятия из федеральных законов и законов штатов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др. Административной автономией пользуется остров Тобаго в Республике Тринидад и Тобаго, как, впрочем, зачастую и многие другие острова в островных государствах. В 2005 г. создана автономия в Иордании для территории Асех. Больше всего административных автономных образований в Китае (156). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший по территории из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

Своеобразными автономиями в некоторых унитарных государствах являются ассоциированные территории. В Новой Зеландии это острова Кука (с населением 18 тыс. человек), острова Ниуэ (3 тыс. человек) и др. У них имеются свои так называемые конституции, представительные органы, но органы исполнительной власти назначаются генерал-губернатором Новой Зеландии.

В отдельных странах Африки есть межгосударственная «кочевая автономия» для туарегов - кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.

В целом возрастает разнообразие вариативных форм автономии, увеличивается численность автономных образований в мире. Вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования. Конституция Болгарии 1991 г. запрещает создавать территориальную автономию в стране, исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления.

В унитарных государствах имел место выход автономии из состава государства (автономной области Эритрея из Эфиопии в 1993 г.) . В настоящее время вопрос о создании собственного государства в будущем ставят местные партии в Шотландии, в автономных Гренландии (Дания) и Стране Басков (Испания).

В некоторых государствах (США, Канада, Австралия, страны Латинской Америки) есть резервации - территории поселения различных племен коренных народов. Они вправе пользоваться своими обычаями, избирают свои племенные советы. Выход из резервации теперь свободен, но лица, воспитанные в резервациях, плохо адаптируются к новым условиям жизни.

0 школьных, экологических, энергетических и некоторых других специальных округах говорилось выше.

  • В Венгрии омбудсман по правам национальных меньшинств представляется наэту должность после того, как президент запросит мнение организаций национальныхменьшинств.
  • Этот текст принимается местным парламентом Автономной Республики Крым иутверждается парламентом Украины.
  • Гренландия не является, например, членом Европейского Союза, хотя им является Дания. Отношения Гренландии с ЕС регулируются особым соглашением. В Гренландии (свыше 57 тыс. человек населения) выдвигаются требования о независимости ипровозглашении государства. Дания своим законом разрешила провести такой референдум. В 2007 г. ответ избирателей был отрицательным.
  • Тогда Эфиопия была унитарным государством с автономиями.

Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.

Автономии в основном построены по национальному признаку. Различаются два основных вида национальной автономии - национально-территориальная и национально-культурная. Национально - территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.

Национально-культурная автономия сознается в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства. Национально-культурные автономии создаются в виде национальных организаций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-территориальные автономии разделяются на политические и административные. Политическая автономия предполагает возможность издания собственных законов (иногда - конституции), наличие собственных законодательных и исполнительных органов, обладающих более широкими полномочиями, чем органы просто административно-территориальных единиц. Административная автономия не обладает элементами государственности, однако учитываются национальные особенности (преподавание, издание газет, судопроизводство на национальном языке, учет местных обычаев в правовой сфере и т. п.).


Смотрите также:

культу́рно-национа́льная автоно́мия

право национального меньшинства в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. п.). Впервые принципы культурно-национальной автономии выдвинуты в начале XX в. К. Реннером, О. Бауэром и другими деятелями австрийской социал-демократии.

КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

КУЛЬТУ́РНО-НАЦИОНА́ЛЬНАЯ АВТОНО́МИЯ, (национально-культурная автономия, культурная автономия) - в конституционном праве (см. ПРАВО (система норм)) предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек, театров. Культурно-национальная автономия является статусом этнических групп, который определяется законом. Это государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Культурно-национальная автономия является формой самоорганизации лиц одной национальности, создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных интересов. Она строится на экстратерриториальной основе, распространяется не на конкретную территорию, а на всех представителей национальности. Культурно-национальная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации.
Идеи культурно-национальной автономии были разработаны в конце 19 - начале 20 века в Австро-Венгрии лидерами австрийской социал-демократии К. Пеннером и О. Бауэром, и легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавшего, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как национально-культурная автономия нашла широкое применение во многих государствах для удовлетворения запросов этнических меньшинств. Сущность культурно-национальной автономии сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин (землячеств), этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. После распада СССР проблема национально-культурной автономии стала актуальной для русского этноса.
В Российской Федерации право на культурно-национальную автономию закреплено законом. Она представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Культурно-национальные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются куьтурно-национальными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Особым видом экстратерриториальной (культурно-национальной) автономии является корпоративная автономия - способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов. В порядке корпоративной автономии этнические меньшинства вправе создавать свои органы, представляющие их интересы на общегосударственном уровне. В Финляндии существует Шведская народная ассамблея (75 членов) и Саамский парламент (25 членов). Саамские парламенты существуют также в Швеции и Норвегии. Советы различных национальных меньшинств существуют при правительстве Австрии.
От корпоративной автономии следует отличать корпоративную федерацию - экстерриториальную форму федеративного устройства, в соответствии с которой разделение власти осуществляется не по географическому, а по культурно-национальному принципу. На практике корпоративный федерализм в большинстве стран оказался недолговечным и деформированным. Положительный пример корпоративного федерализма представляет Бельгия, соединившая в себе черты федерации с системой культурных сообществ.
Еще одним способом решения национального вопроса является персональная автономия - вид экстерриториальной (культурно-национальной) автономии, которая представляет собой законодательно закрепленную возможность национальных меньшинств, в том числе не составляющих компактной общины на территории государства, сохранять самобытность: исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать ассоциации, поддерживать контакты с другими представителями своей национальности, изучать родной язык, историю, традиции и культуру своей этнической группы. В некоторых странах персональная автономия включает участие представителей разрозненных национальных меньшинств в деятельности центральных органов государства.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "культурно-национальная автономия" в других словарях:

    - (культурная автономия) в конституционном праве предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек,… … Политология. Словарь.

    Культурно-национальная автономия - см. Национально культурная автономия … Энциклопедия права

    Право национальных меньшинств в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. п.). Впервые принципы культурно национальной автономии выдвинуты в нач. 20 в. К.… … Большой Энциклопедический словарь

    культурно-национальная автономия Этнопсихологический словарь

    КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - концепция развития этноса (нации) как самостоятельной единицы общества (государства), а также деятельность, ориентированная на самостоятельное развитие национальной культуры в многонациональном обществе. Одним из основоположников представлений о… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике - оппортунистическая националистическая теория, выдвинутая в начале 20 в. некоторыми деятелями австрийской социал демократии и являвшаяся составной частью Австромарксизма. Эта теория претендовала на разрешение национального вопроса (См.… … Большая советская энциклопедия

    Антимарксистская бурж. националистич. программа решения нац. вопроса, выдвинутая в кон. 19 нач. 20 вв. австр. с. д. и др. деятелями 2 го Интернационала (см. Интернационал 2 й). Идея К. н. а. была сформулирована лидерами австр. социал демократии К … Советская историческая энциклопедия

    Культурно-национальная автономия - см. Автономия культурно национальная … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Сегодня мы поговорим об одном интересном общественном объединении, довольно актуальном для такой многонациональной страны, как Российская Федерация. Речь пойдет о национально-культурной автономии. Разберем само понятие, особенности таких организаций, их разнообразие в России, ряд важных организационных моментов и иную полезную информацию.

Определение

Культурная (или же национально-культурная) автономия - действующая на основе самоутвержденных принципов обособленная этническая группа, самостоятельно решающая вопросы своей организации и культурной жизни в общем. Но ее правомочия распространяются только на представителей данного этноса, а не на конкретную территорию.

Национально-культурная автономия - один из видов социальных объединений. Ее организационно-правовая форма - общественная организация. Это одно из важных средств выявления и удовлетворения этнических, культурных гражданских запросов, достижения социальной стабильности, недопущения конфликтов на национальной почве.

Главная цель создания такого рода объединений - принятие представителями этноса самостоятельных решений по поводу сохранения свой самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

В Российской Федерации

В нашем государстве национально-культурные автономии регулируются ФЗ №74, принятым в 1996 году. Мы обязательно рассмотрим важные выдержки из него.

По данному акту местная, региональная, федеральная национально-культурная автономия - это одна из форм этнокультурного самоопределения. Представляет собой объединение граждан РФ, причисляющих себя к определенному этносу, находящихся в национальном меньшинстве на конкретной территории. Таким образом, автономия выступает их добровольным объединением, чья цель - решение вопросов собственной самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

Виды автономии

Данное этническое объединение имеет три разновидности:


В Российской Федерации все названные автономии имеют право на:

  • Координацию собственной деятельности.
  • Участие в разработке субъектных и федеральных программ, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, языка на базе взаимных договоров и соглашений.

Российские культурные автономии

От ФЗ "О национально-культурной автономии" перейдем к конкретным ее примерам в нашей стране. Всего в Российской Федерации на настоящее время зарегистрировано более 900 подобных образований. Посмотрим на наиболее популярные федеральные виды автономий:

  • "Конгресс поляков в России".
  • Чувашская автономия.
  • Цыганская автономия.
  • Татарская национально-культурная автономия.
  • Литовская автономия.
  • Автономия российских корейцев.
  • Автономия курдов.
  • Автономия карачаевцев.
  • Казахская автономия.
  • Грузинская автономия.
  • Белорусская автономия.
  • Лезгинская автономия.
  • Немецкая национально-культурная автономия.
  • Азербайджанская автономия.
  • Еврейская автономия.
  • Ассирийская автономия.

Известные региональные и местные национально-культурные автономии:


Принципы автономии

Закон о национально-культурной автономии выделяет ряд ее важных принципов:

Права

Национально-культурные автономии области, края, АО, города и проч. наделены следующими правами:


Важно отметить также следующие частности:

  • Осуществление вышеописанных прав не должно ущемлять интересы иных этнических объединений.
  • Право на национально-территориальное объединение не есть право на национально-культурную автономию.
  • Участие/неучастие в жизни данного объединения не служит основанием для ограничения правомочий граждан РФ.
  • Национальная принадлежность личности в Российской Федерации не является препятствием для ограничения участия/неучастия в деятельности культурной автономии.

Обеспечение прав на сохранение и развитие родной культуры и языка

Третья и четвертая главы ФЗ №74 посвящены вопросу обеспечения права национальных автономий на использование, сохранение и развитие собственного языка, самобытной культуры в целом.

Что здесь можно выделить:


Учреждение

Как и любая другая, данная организация начинает свою историю с основания. Местные культурные автономии учреждаются на общем собрании гражданами РФ, которые относят себя к определенной этнической группе и постоянно проживают на территории данного населенного пункта. Вместе с ними учредителями могут выступать общественные объединения представителей национальности, зарегистрированные в данном муниципальном образовании.

Делегаты национально-культурных автономий местного уровня на общем съезде, конференции правомочны утвердить уже региональное объединение, действующее на территории субъекта РФ.

И теперь - последний, высший уровень. Делегаты региональных культурных автономий учреждают объединение федерального уровня.

Государственная регистрация

Порядок регистрации национальных автономий, комплект необходимых документов, сроки и особенности процесса на территории РФ регулируются двумя законодательными актами:


В частности, учредители обязательно должны предоставить следующий перечень документации:

  • Заявление о регистрации с подписью уполномоченного лица.
  • Готовый устав своей автономии.
  • Выписка из протокола учредительной конференции или съезда, где прописаны сведения о создании объединения, утверждении ее общего устава, формировании руководящих и ревизионных структур.
  • Квитанция об оплате соответствующей госпошлины.
  • Сведения об учредителях.
  • Данные о постоянном месте нахождения руководящего органа, посредством которого будет осуществляться связь со всей национально-культурной автономией.
  • Необходим документ, подтверждающий, что за 3 месяца до даты учредительной конференции (относительно федеральных, региональных автономий), за 1 месяц до проведения учредительного собрания (относительно местных автономий) о данном событии была размещена информация в СМИ, которые распространяются на прилегающей территории.

Регистрация и Минюст

Государственная регистрация придает культурной автономии статус юридического лица. Полный комплект документов должен быть направлен в уполномоченный орган не позднее 3 месяцев с даты проведения учредительного собрания, схода, конференции.

Решение о госрегистрации национально-культурных автономий принимают:

Минюст также ведет реестр всех российских национально-культурных автономий. Его списки - открытая информация, находящаяся в свободном доступе. Ознакомиться с ней возможно на официальном сайте Министерства юстиции РФ.

Устав автономии

В соответствии со ст. 20 ФЗ "Об общественных объединениях" устав культурной автономии должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:


Вопрос финансирования

Деятельность автономии, определенная ее правами, может финансироваться как из ее собственного фонда, так и из следующих источников, не запрещенных законодательством:

  • Федеральная исполнительная власть - помощь национально-культурным объединениям всероссийского уровня (средства из федерального бюджета).
  • Структура власти субъектов - помощь региональным, местным объединениям (бюджет субъекта РФ).
  • Органы местного самоуправления - помощь культурным автономиям, зарегистрированным на своей территории (местный бюджет).

Этнокультурные автономии весьма распространены в многонациональной России. Их учреждение, регистрация, права, деятельность регулируются отдельным законодательным актом - ФЗ № 74.



Поделиться