Администрация муниципального образования восточное городское поселение омутнинского района кировской области. Льготы депутатам местного самоуправления Муниципальный депутат полномочия

Действующий

(с изменениями на 27 декабря 2017 года)

О статусе депутата Московской городской Думы

ГОРОДА МОСКВЫ

О статусе депутата Московской городской Думы


Документ с изменениями, внесенными:

(Тверская, 13, N 43, 23-29.10.97);
Законом города Москвы от 3 декабря 1997 года N 58 (Тверская, 13, N 9, 26.02-04.03.98);
Законом города Москвы от 29 апреля 1998 года N 8 (Ведомости Московской Думы, N 8, 1998 год);
(Тверская, 13, N 23, 07-13.06.00);
Законом города Москвы от 25 апреля 2001 года N 16 (Тверская, 13, N 24, 14-19.06.2001);
Законом города Москвы от 19 декабря 2001 года N 77 (Вестник мэрии Москвы, N 6, февраль, 2002 год);
Законом города Москвы от 12 марта 2003 года N 15 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 23, 23.04.2003);
(Тверская, 13, N 128, 24.10.2006);
(Ведомости Московской городской Думы, N 11, 27.11.2006);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 55, 06.10.2009);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 13, 06.03.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 08.05.2013);

(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 23.10.2013);
(Официальный сайт Московской городской Думы, www.duma.mos.ru, 30.12.2013);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 07.07.2014);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.07.2014);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 07.05.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 09.02.2016);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 27.10.2016);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 28.12.2016);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2016);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 28.12.2017).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
В настоящем Законе с 4 ноября 2006 года произведена нумерация частей статей - Закон города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 .

____________________________________________________________________


В соответствии с , Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Уставом города Москвы настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Московской городской Думы, устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности (преамбула в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 8)

Статья 1. Депутат Московской городской Думы

1. Депутатом Московской городской Думы (далее - депутат Думы) является избранный в соответствии с законодательством о выборах представитель жителей города Москвы, осуществляющий в Московской городской Думе (далее - Дума) законодательные полномочия, а также иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными законами города Москвы.

2. Должность депутата Думы является государственной должностью города Москвы.
Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство города Москвы о статусе депутата Думы (исключена)

(Исключена с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы
от 20 сентября 2006 года N 45 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Срок полномочий депутата Думы

Срок полномочий депутата Думы начинается со дня регистрации избранного депутата Московской городской избирательной комиссией или окружной избирательной комиссией по выборам депутата Думы и прекращается с момента открытия первого заседания Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата Думы

1. Полномочия депутата Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления депутата Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания депутата Думы депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избрания или назначения его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного частью 1.2 статьи 6 настоящего Закона), назначения его судьей, замещения им иной государственной должности Российской Федерации, иной государственной должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы или должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальной должности или должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;
Законом города Москвы от 16 июля 2014 года N 42 . - См. предыдущую редакцию)

в) установленного вступившим в законную силу решением суда факта осуществления депутатом Думы, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также факта осуществления преподавательской, научной и иной творческой деятельности с нарушением требований, установленных пунктом "а" части 1.1 статьи 6.1 настоящего Закона;
(Пункт в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

г) вхождения депутата Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

д) утраты депутатом Думы гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

е) несоблюдения депутатом Думы требования, установленного частью 3 статьи 6.1 настоящего Закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2016 года Законом города Москвы от 27 января 2016 года N 5 . - См. предыдущую редакцию)

ж) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Думы;

з) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата Думы либо о признании его недееспособным;

и) признания депутата Думы безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

к) отзыва депутата Думы в соответствии с законом города Москвы;

л) роспуска Думы в случаях, предусмотренных законодательством;

м) смерти депутата Думы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 17 октября 2009 года Законом города Москвы от 16 сентября 2009 года N 34 , - см. предыдущую редакцию)

н) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
(Пункт дополнительно включен с 18 мая 2015 года Законом города Москвы от 29 апреля 2015 года N 20)

2. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы, за исключением случая, предусмотренного пунктом "и" части 1 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы, в котором определяется день прекращения полномочий депутата Думы.

3. Полномочия депутата Думы в случае, предусмотренном пунктом "и" части 1 настоящей статьи, прекращаются со дня роспуска Думы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата Думы

1. Депутат Думы имеет удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата Думы, и нагрудный знак "Депутат Московской городской Думы", которым он пользуется в течение срока своих полномочий Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

2. Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата Думы, их образцы и описания утверждаются постановлением Думы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

Статья 6. Условия осуществления депутатом Думы депутатской деятельности

1. Депутат Думы осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.
Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

1.1. Председатель Думы, заместители Председателя Думы, а также по решению Думы руководители постоянных структурных подразделений Думы осуществляют свою деятельность в Думе на профессиональной постоянной основе.
Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37)

1.2. Депутат Думы, совмещающий осуществление полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутата Думы, со дня вступления в силу решения о наделении его полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет полномочия депутата Думы без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 4 августа 2014 года Законом города Москвы от 16 июля 2014 года N 42)

2. Для депутата Думы, являющегося на день начала срока депутатских полномочий, военнослужащим либо проходящего службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иных органах и учреждениях, установленных федеральным законодательством, военная служба или служба в указанных органах и учреждениях приостанавливаются в соответствии с федеральными законами на весь срок полномочий депутата Думы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2017 года Законом города Москвы от 14 декабря 2016 года N 50 . - См. предыдущую редакцию)

(Статья в редакции, введенной в действие с 17 октября 2009 года Законом города Москвы от 16 сентября 2009 года N 34 , - см. предыдущую редакцию)

Статья 6.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с осуществлением депутатом Думы депутатской деятельности

(Название в редакции, введенной в действие с 18 мая 2015 года Законом города Москвы от 29 апреля 2015 года N 20 Законом города Москвы от 27 января 2016 года N 5 . - См. предыдущую редакцию)

1. Депутат Думы в течение срока своих полномочий не вправе:

а) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного частью 1.2 статьи 6 настоящего Закона), судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности или должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2014 года Законом города Москвы от 16 июля 2014 года N 42 . - См. предыдущую редакцию)

б) пункт утратил силу с 15 июля 2014 года - , - см. предыдущую редакцию ;

в) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

г) пункт утратил силу с 15 июля 2014 года - Закон города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 , - см. предыдущую редакцию ;

д) использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

1.1. Депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не может:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2016 года Законом города Москвы от 19 октября 2016 года N 35 . - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37)

2. Часть утратила силу с 15 июля 2014 года - Закон города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию .

3. Депутат Думы, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит. Во фракцию могут входить также депутаты Думы, не являющиеся членами данной либо иной политической партии.
(Часть в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

3.1. Депутат Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются Думой в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" , обязан сообщать в комиссию Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Московской городской Думы (далее - комиссия Думы по контролю), о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
(Часть 3.1 дополнительно включена с 20 февраля 2016 года Законом города Москвы от 27 января 2016 года N 5)

4. Часть утратила силу с 15 июля 2014 года - Закон города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию .

5. Депутат Думы обязан соблюдать иные ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с депутатской деятельностью, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 18 мая 2015 года Законом города Москвы от 29 апреля 2015 года N 20 ; в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2016 года Законом города Москвы от 27 января 2016 года N 5 . - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 17 октября 2009 года Законом города Москвы от 16 сентября 2009 года N 34)

Статья 6.2. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Думы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

(Название в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Законом города Москвы от 24 апреля 2013 года N 20 . - См. предыдущую редакцию)

1. Депутат Думы ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию Думы по контролю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также сведения о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и в объеме, определенных федеральным законодательством, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки.
Законом города Москвы от 24 апреля 2013 года N 20 Законом города Москвы от 29 апреля 2015 года N 20 ; в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2016 года Законом города Москвы от 27 января 2016 года N 5 . - См. предыдущую редакцию)

2. Комиссия Думы по контролю создается из числа депутатов Думы. Состав и порядок работы комиссии Думы по контролю утверждаются постановлением Думы. Председатель Думы или по его поручению заместитель Председателя Думы в двадцатидневный срок после начала работы Думы нового созыва вносит в Думу проект постановления Думы о составе комиссии Думы по контролю.

3. Комиссия Думы по контролю проводит проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Думы, соблюдения ими ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными законами города Москвы (далее - проверки).
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Законом города Москвы от 24 апреля 2013 года N 20 . - См. предыдущую редакцию)

4. Основанием для проведения проверки является получение достаточной информации, представленной в письменной форме в установленном порядке:

1) правоохранительными и другими государственными органами, в том числе Контрольно-счетной палатой Москвы;

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

3) Общественной палатой Российской Федерации;

4) общероссийскими средствами массовой информации и средствами массовой информации города Москвы.

5. Комиссия Думы по контролю проводит проверку в течение 60 дней после получения достаточной информации, представленной в письменной форме органами или организациями, указанными в части 4 настоящей статьи. Срок проведения проверки может быть продлен до 90 дней по решению комиссии Думы по контролю.

6. Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.

7. Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии Думы по контролю, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке.

8. Информация о представлении депутатом Думы заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных комиссией Думы по контролю, подлежит опубликованию в "Ведомостях Московской городской Думы" и размещению на официальном сайте Думы в течение 10 дней со дня рассмотрения результатов проверки.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Законом города Москвы от 24 апреля 2013 года N 20 . - См. предыдущую редакцию)

9. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Думы, размещаются на официальном сайте Думы в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Думы, предоставляются средствам массовой информации для опубликования в течение 30 дней после получения их запроса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Законом города Москвы от 24 апреля 2013 года N 20 ; в редакции, введенной в действие с 18 мая 2015 года Законом города Москвы от 29 апреля 2015 года N 20 . - См. предыдущую редакцию)

10. На официальном сайте Думы размещаются и средствам массовой информации для опубликования по их запросам предоставляются следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Законом города Москвы от 24 апреля 2013 года N 20 . - См. предыдущую редакцию)

1) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих депутату Думы, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из объектов;

2) перечень принадлежащих на праве собственности депутату Думы, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям транспортных средств с указанием вида и марки;

3) декларированный годовой доход депутата Думы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 мая 2015 года Законом города Москвы от 29 апреля 2015 года N 20 . - См. предыдущую редакцию)

4) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма таких сделок превышает общий доход депутата Думы и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих календарному году, который предшествовал году представления сведений.
(Пункт дополнительно включен с 19 мая 2013 года Законом города Москвы от 24 апреля 2013 года N 20 ; в редакции, введенной в действие с 18 мая 2015 года Законом города Москвы от 29 апреля 2015 года N 20 . - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 17 марта 2012 года Законом города Москвы от 15 февраля 2012 года N 5)

Статья 7. Формы депутатской деятельности депутата Думы

1. Формами депутатской деятельности депутата Думы являются:

а) участие в заседаниях Думы;

б) участие в работе комиссий, рабочих групп, координирование направлений деятельности Думы;

в) внесение в Думу проектов законов города Москвы, проектов постановлений Думы, проектов иных принимаемых Думой документов, внесение поправок к указанным документам (пункт в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию);

г) участие в выполнении поручений Думы;

д) участие в депутатских слушаниях;

е) внесение депутатского запроса, обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, а также обращение к указанным должностным лицам по иным вопросам, входящим в их компетенцию (пункт в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию);

ж) работа с избирателями;

з) участие в работе фракций и иных депутатских объединений в Думе (пункт в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

2. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных законодательством (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

Статья 8. Взаимоотношения депутата Думы с избирателями

1. Депутат Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, представляет интересы избирателей этого округа.
(Часть в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

2. Представляя интересы своих избирателей, депутат Думы:

а) принимает предусмотренные законодательством меры по обеспечению законных прав, свобод и интересов избирателей;

б) ведет прием населения;

в) изучает общественное мнение и при необходимости взаимодействует с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями;

г) информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

2.1. Каждый депутат Думы самостоятельно определяет порядок ведения приема населения. При этом лично депутатом прием населения должен проводиться не реже одного раза в месяц, за исключением летнего и зимнего перерывов в работе Думы (часть дополнительно включена с 17 октября 2009 года Законом города Москвы от 16 сентября 2009 года N 34).

3. Префект соответствующего административного округа города Москвы обязан обеспечить создание условий, необходимых для работы депутата Думы и его помощников (советников) с избирателями, и извещение населения о месте и времени встречи депутата Думы с избирателями своего избирательного округа.

4. Проведение встреч депутата Думы с избирателями в форме публичных мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Законом города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований".
(Часть дополнительно включена с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 53)

(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Основные гарантии депутатской деятельности (статьи 9 - 31)

Статья 9. Право законодательной инициативы депутата Думы

1. Депутат Думы обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется внесением в Думу проектов законов города Москвы, проектов постановлений Думы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

2. Законодательная инициатива депутата Думы подлежит обязательному рассмотрению в Думе в порядке, установленном Регламентом Думы .

Статья 10. Участие депутата Думы в заседании Думы, комиссии, рабочей группы

1. Депутат Думы пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании Думы, комиссии, рабочей группы, членом которых он является.

2. Депутат Думы реализует на заседании Думы, комиссии, рабочей группы предоставленные ему права в соответствии с Регламентом Думы и иными принятыми Думой документами (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

3. Депутат Думы принимает личное участие в заседании Думы, комиссии, рабочей группы, членом которых он является. При этом присутствие на заседаниях Думы, комиссии, рабочей группы, участие в голосовании по вопросам повестки дня заседания Думы обязательны, за исключением случаев мотивированного отказа от участия в голосовании (часть в редакции, введенной в действие с 17 октября 2009 года Законом города Москвы от 16 сентября 2009 года N 34 , - см. предыдущую редакцию).

4. Депутат Думы вправе присутствовать на всех мероприятиях, проводимых Думой.

5. Депутат Думы вправе участвовать в проводимых в рамках заседаний комиссий Думы депутатских слушаниях. Депутатские слушания проводятся по инициативе депутатов Думы или комиссий Думы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

6. Аппарат Думы осуществляет организационное, правовое, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Думы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

Статья 11. Депутатский запрос

Депутат Думы имеет право на внесение депутатского запроса. Порядок внесения и рассмотрения депутатского запроса устанавливается законом города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 12. Право депутата Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами

1. По вопросам своей депутатской деятельности депутат Думы пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления в городе Москве, находящихся на территории города Москвы или зарегистрированных в городе Москве организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Законом города Москвы от 9 октября 2013 года N 53 . - См. предыдущую редакцию)

2. Должностные лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны в трехдневный срок со дня поступления обращения депутата Думы о приеме принять депутата Думы либо согласовать с ним иное время приема.

3. Депутат Думы по предъявлении депутатского удостоверения имеет право беспрепятственно посещать органы исполнительной власти города Москвы, иные государственные органы города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве, присутствовать на заседаниях и совещаниях их коллегиальных органов, информация о которых официально распространена, а также беспрепятственно посещать находящиеся на территории города Москвы или зарегистрированные в городе Москве организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет бюджета города Москвы, местных бюджетов, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в городе Москве.
(Часть в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2013 года Законом города Москвы от 9 октября 2013 года N 53 . - См. предыдущую редакцию)

4. Порядок приема депутата Думы руководителями и другими должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по городу Москве, командирами (начальниками) дислоцирующихся на территории города Москвы воинских частей, соединений, военных учреждений и военно-учебных заведений определяется федеральным законодательством.
(Часть дополнительно включена с 3 ноября 2013 года Законом города Москвы от 9 октября 2013 года N 53)
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию)

Статья 13. Право депутата Думы на получение и распространение информации

1. Депутат Думы безвозмездно обеспечивается документами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по городу Москве, органов государственной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления в городе Москве, их структурных подразделений, государственных и муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с перечнем, определенным Думой (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

2. При обращении депутата Думы в органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации должностные лица безвозмездно обеспечивают депутата Думы информацией по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документацию (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

3. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии с федеральным законом (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

Статья 14. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата Думы

________________
* Название в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию .

1. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата Думы дополнительной проверки указанных в обращении вопросов руководители органов и должностные лица, указанные в части 2 статьи 13, обязаны сообщить об этом депутату Думы в десятидневный срок со дня получения обращения депутата Думы. Окончательный ответ представляется депутату Думы не позднее чем через 30 дней со дня получения обращения депутата Думы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

2. Депутат Думы имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат Думы должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 . - См. предыдущую редакцию .

4. Депутат Думы имеет право выступать по вопросам депутатской деятельности в московских государственных средствах массовой информации в соответствии с законодательством (часть в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Законом города Москвы от 18 октября 2006 года N 52 , - см. предыдущую редакцию).

Статья 14.1. Недопустимость вмешательства депутата Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов

Вмешательство депутата Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.
Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 15. Гарантии депутатской неприкосновенности

1. В случае привлечения депутата Думы к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата Думы, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

2. Депутат Думы не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата Думы, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом Думы были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию)

Статья 16. Порядок получения согласия на лишение депутата Думы неприкосновенности и информирование о результатах производства по уголовному делу (исключена)

Статья 17. Государственное страхование депутата Думы

1. Жизнь и здоровье депутата Думы на весь срок его полномочий подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств бюджета города Москвы на сумму, установленную Законом города Москвы от 15 июля 2005 года N 43 "О государственных должностях города Москвы" для лиц, замещающих государственные должности города Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

2. Договор страхования заключает руководитель аппарата Думы после утверждения Думой условий страхования.

3. Часть исключена с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 . - См. предыдущую редакцию .

Статья 18. Отсрочка депутата Думы от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов

Депутату Думы в соответствии с федеральным законом на срок его полномочий предоставляется отсрочка от призыва на военную службу и он освобождается от военных сборов.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 19. Гарантии трудовых прав депутата Думы

1. Срок полномочий депутата Думы, работающего на профессиональной постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
(Часть в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

2. Депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия депутата Думы - другая работа (должность). Ответственность за предоставление работы возлагается на Правительство Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

3. Депутату Думы, работающему без отрыва от основной деятельности, на время участия в заседаниях Думы, комиссий, рабочих групп, фракций (иных депутатских объединений), в состав которых он входит, на время участия в депутатских слушаниях, выполнения поручений Думы, а также на время работы с избирателями гарантируется сохранение места работы (должности), но не более чем на шесть рабочих дней в месяц.
(Часть дополнительно включена с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37)

Статья 20. Права депутата Думы, работающего на профессиональной постоянной основе, в случае роспуска Думы

Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

1. В случае роспуска Думы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы депутат Думы, работающий на профессиональной постоянной основе, получает единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения срока его полномочий, из расчета половины его месячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий; в этом случае на депутата Думы распространяются гарантии трудовых прав, изложенные в статье 19 настоящего Закона.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

2. Депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе и имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста.
(Часть в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 21. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом Думы его полномочий

1. Депутаты Думы, работающие на профессиональной постоянной основе, независимо от занимаемой в Думе должности получают одинаковое денежное вознаграждение в соответствии с .
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

1.1. Депутаты Думы, работающие без отрыва от основной деятельности, не получают денежного вознаграждения за осуществление депутатской деятельности.
(Часть дополнительно включена с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37)

Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 . - См. предыдущую редакцию .

3. Денежное вознаграждение выплачивается депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, со дня оформления с ним трудовых отношений, но не ранее даты начала срока депутатских полномочий.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

4. Индексация или повышение денежного вознаграждения депутатов Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, осуществляются в размерах и в сроки, предусматриваемые для лиц, замещающих государственные должности города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

5. Финансирование расходов на обеспечение деятельности депутата Думы, в том числе в его избирательном округе, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы (часть дополнительно включена с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45).

Статья 22. Командирование депутата Думы

1. Любое командирование депутата Думы осуществляется по его заявке, если расходы на командирование не превышают лимитов, выделенных заявителю на эти цели (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

2. Часть утратила силу с 8 января 2018 года - Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 60 . - См. предыдущую редакцию .

2.1. Командирование депутата Думы в составе делегации (группы) осуществляется за счет средств, которые могут быть зарезервированы в смете расходов на обеспечение деятельности Думы в части бюджетных ассигнований, выделенных на возмещение расходов, связанных со служебными командировками депутата Думы, на очередной финансовый год. При этом сумма средств, зарезервированных на командирование депутата Думы в составе делегации (группы), составляет не более одной третисуммы указанных бюджетных ассигнований.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2018 года Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 60)

(Статья дополнительно включена с 13 июня 2000 года Законом города Москвы от 29 марта 2000 года N 9)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Статья 23. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата Думы, работающего на профессиональной постоянной основе

(Название в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

1. Депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 календарных дней с предоставлением бесплатной санаторно-курортной путевки или компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

2. В случаях, предусмотренных законодательством, депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется отпуск продолжительностью, превышающей продолжительность, установленную в части 1 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 24. Медицинское обслуживание депутата Думы

Медицинское обслуживание депутата Думы и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 25. Предоставление депутату Думы служебного помещения

1. Депутату Думы в здании Думы, а также в его избирательном округе предоставляются на весь срок его полномочий отдельные оборудованные служебные помещения (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

2. Ответственность за предоставление помещений в избирательном округе несет префект соответствующего административного округа города Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

3. Ответственность за предоставление помещений в здании Думы несет руководитель аппарата Думы.

4. Число отдельных помещений в избирательном округе, перечень необходимого оборудования, мебели, средств связи, порядок охраны определяются решением Думы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 июня 2000 года Законом города Москвы от 29 марта 2000 года N 9 , - см. предыдущую редакцию)

Статья 26. Использование средств связи депутатом Думы

1. Депутат Думы при осуществлении им депутатских полномочий имеет право пользоваться видами связи, которыми располагают органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве, организации, расположенные на территории города Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

2. Депутат Думы при осуществлении им депутатских полномочий пользуется правом бесплатных телефонных переговоров, в том числе междугородних и международных, в пределах сметы расходов на обеспечение деятельности Думы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

Статья 27. Транспортное обслуживание депутата Думы

1. Депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется служебный автотранспорт.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

1.1. Депутату Думы, работающему без отрыва от основной деятельности, для поездок, связанных с исполнением депутатских полномочий, предоставляется служебный автотранспорт по заявке депутата Думы в порядке, установленном постановлением Думы.
(Часть дополнительно включена с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37)

2. Часть исключена с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 . - См. предыдущую редакцию .

Статья 28. Служебный заграничный паспорт депутата Думы

На весь срок полномочий депутату Думы оформляется служебный заграничный паспорт.
Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

1. Депутат Думы вправе иметь не более четырех помощников (советников), являющихся государственными гражданскими служащими города Москвы, а также помощников (советников), работающих на общественных началах, количество которых определяется постановлением Думы.
Законом города Москвы от 25 декабря 2013 года N 71 . - См. предыдущую редакцию)

2. Обязанности помощников (советников) депутата Думы определяются депутатом Думы в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы.

3. Помощникам (советникам) депутата Думы выдаются соответствующие удостоверения. Описания удостоверений утверждаются постановлением Думы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию)

Статья 30. Прием на работу и увольнение с работы помощника (советника) депутата Думы

1. Прием на работу помощника (советника) депутата Думы производится по представлению депутата Думы.

2. Помощник (советник) депутата Думы оформляется на работу в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе приказом Руководителя Аппарата Думы. С помощником (советником) депутата Думы заключается срочный служебный контракт на срок, не превышающий срок полномочий депутата Думы.

3. Помощники (советники) депутата Думы могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и законодательством о труде.

4. Фонд оплаты труда помощников (советников) депутата Думы равен двойному денежному вознаграждению депутата Думы, работающего на профессиональной постоянной основе.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Законом города Москвы от 25 декабря 2013 года N 71 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

5. Денежное содержание помощника (советника) депутата Думы состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных законодательством о государственной гражданской службе.

6. Увольнение с работы помощника (советника) депутата Думы до истечения срока действия срочного служебного контракта производится:

а) по представлению депутата Думы;

б) в случае досрочного прекращения полномочий депутата Думы независимо от срока действия заключенного срочного служебного контракта;

в) по собственному желанию помощника (советника) депутата Думы;

г) по иным основаниям, установленным законодательством о государственной гражданской службе и законодательством о труде.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Депутату Думы помимо гарантий его деятельности, указанных в настоящей главе, предоставляются также иные государственные гарантии, установленные Законом города Москвы "О государственных должностях города Москвы" для лиц, замещающих государственные должности города Москвы.
(Статья дополнительно включена с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Глава 3. Ответственность за невыполнение требований настоящего Закона (статьи 32 - 34)

Статья 32. Ответственность за создание препятствий в осуществлении депутатской деятельности

(Название в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию)

Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений настоящего Закона, в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим Законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на депутатские запросы и обращения депутата Думы, влекут ответственность, предусмотренную законодательством.
(Сстатья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 33. Ответственность за неправомерное воздействие на депутата Думы, членов его семьи и других родственников

Неправомерное воздействие на депутата Думы, членов его семьи и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера, влечет ответственность, предусмотренную законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 34. Ответственность за посягательство на честь и достоинство депутата Думы

Оскорбление депутата Думы, в том числе при исполнении им депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата Думы либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, предусмотренную законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 ; в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. предыдущую редакцию)

Статья 34. Ответственность за нарушение неприкосновенности депутата Думы (исключена)

Глава 4. Заключительные положения (статья 35)

Статья 35. Приведение нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты органов государственной власти Москвы приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
(Статья в редакции, введенной в действиее с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 . - См. и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей" (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

Статья 37. Порядок принесения присяги

1. Принесение присяги депутатами Думы проводится в торжественной обстановке в присутствии Мэра Москвы, членов Правительства Москвы, членов Московской городской избирательной комиссии, Председателя Московского городского суда, Председателя Арбитражного суда города Москвы, Прокурора Москвы, почетных граждан города Москвы, приглашенных представителей общественных и иных организаций (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

2. Текст присяги подписывается депутатом Думы и передается на хранение в Аппарат Московской городской Думы (часть в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2006 года Законом города Москвы от 20 сентября 2006 года N 45 , - см. предыдущую редакцию).

3. Церемония вступления в должность завершается исполнением гимна города Москвы.
(Глава дополнительно включена с 29 ноября 1997 года Законом города Москвы от 1 октября 1997 года N 38)

Мэр Москвы
Ю.Лужков

Приложение 1 (утратило силу с 18 мая 2015 года)

Приложение 1
к Закону города Москвы
от 13 июля 1994 года N 14-60;
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

  • 9. Устав муниципального образования: понятие, признаки, структура.
  • 10. Теории местного самоуправления
  • 11. Реформа самоуправления земств и городов в 19 - начале 20 в.В.
  • 12. Основы организации местной власти в период с 1917 до конца 90-х хх века.
  • 13.Местное самоуправление: понятие, содержание, аспекты, система.
  • 14 .Местное самоуправление в системе Конституционного строя. Децентрализация.
  • 15. Местное самоуправление как форма осуществления публичной власти. Позиции кс рф.
  • 16.Принципы местного самоуправления
  • 17. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
  • 18. Функции местного самоуправления.
  • 18.Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с адм-территориальным устройством.
  • 20.Муниципальное образование: понятие, виды, уровни.
  • 21.Преобразование муниципальных образований (виды, порядок).
  • 22.Городское, сельское поселение как мо.
  • 23.Муниципальный район как мо.
  • 24. Городской округ как муниципальное образование.
  • 25.Особенности организации мсу в зато
  • 26. Компетенция муниципальных образований: понятия, структура.
  • 27.Вопросы местного значения: общая характеристика, виды. Символика мо.
  • 28.Наделение омс отдельными государственными полномочиями: понятие, процедура.
  • 29.Компетенция органов местного самоуправления: понятие, содержание.
  • 30. Социально-значимые и общественно-полезные работы: понятие, порядок осуществления.
  • 31.Органы местного самоуправления: понятие, система, структура.
  • 32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.
  • 34.Глава мо. Полномочия и акты главы мо.
  • 35.Местная администрация в структуре омс: понятие, структура, полномочия.
  • 36.Муниципальная служба: понятие, признаки, принципы, виды.
  • 37. Ответственность органов и должностных лиц мс: понятие, виды.
  • Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • 38. Муниципальные выборы: понятие, виды.
  • 40.Местный референдум.
  • 41. Территориальное общественное самоуправление
  • 42. Публичные слушания
  • 42.Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
  • 44. Местный бюджет: понятие, структура, виды.
  • 88.Бюджетный процесс в мо.
  • Тема 1 57
  • Тема 1 Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права.
  • Особенности муниципально-правовых норм.
  • Тема 3. Местное самоуправление (общие положения).
  • Общественное самоуправление
  • Территориальное с/у
  • 4) Принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочием.
  • Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления.
  • Тема 5. Органы местного самоуправления. Общая характеристика. Понятие органов местного самоуправления
  • Тема 6. Местные представительные органы.
  • Тема 7. Глава муниципального образования и исполнительно-распорядительные органы местной администрации.
  • Тема 8. Муниципальная служба
  • Понятие, признаки, принципы муниципальной службы.
  • Муниципальная должность: понятие, виды.
  • Муниципальные служащие: понятие, классификация.
  • Муниципальные служащие: правовой статус.
  • Прохождение муниципальной службы.
  • Тема 10. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
  • Местные референдумы.
  • Муниципальные выборы.
  • Территориальное общественное самоуправление (тос).
  • Раздел: экономические основы местного самоуправления.
  • Тема 2. Финансовые основы.
  • Тема №3. Бюджетный процесс.
  • 1. Понятие бюджетного процесса.
  • Тема № 4. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц и гарантии местного самоуправления.
  • 1) Татарстанское дело
  • 2) Пкс от 31 июля 1995 г. N 10-п по делу о проверке конституционности указа
  • Президента рф от 30 ноября 1994 г. N 2137 "о мероприятиях по восстановлению
  • Постановление кс рф от 31.10.1995 n 12-п "по делу о толковании статьи 136 конституции рф"
  • 5) Постановление кс рф от 28 ноября 1995 г. N 15-п по делу о толковании части 2 статьи 137 конституции рф
  • 6) Пкс от 18 января 1996 г. N 2-п по делу о проверке конституционности ряда положений устава (основного закона) алтайского края
  • 8) Постановление кс рф от 22.04.1996 n 10-п
  • 9) Пкс от 14 июля 1997 г. N 12-п по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 конституции рф положения о вхождении автономного округа в состав края, области
  • 11) Постановление кс рф от 11.12.98г. По делу о толковании положений ч. 4 статьи 111 Конституции рф
  • 12) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.1999 № 13-п
  • 14.Пост. Кс рф от 4 апреля 2002 г. №8-п. («1»).
  • 16) Постановление Пленума Верховного Суда рф от 10 октября 2003 г. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров рф.
  • 19.Пост. Кс рф от 3 марта 2004 г. №5-п. («1»).
  • 20. Пост. Кс рф №16-п от 16 ноября 2004 г
  • Особое мнение судьи кс рф в.Г. Ярославцева
  • Особое мнение судьи кс рф а.Л. Кононова
  • 29)Постановление Конституционного Суда рф от 10 октября 2013 г. N 20-п"
  • 30)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. N 27-п город Санкт-Петербург
  • 31)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 6-п г.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.

    Депутат - лицо, избранное жителями соответствующего избирательного округа в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Правовой статус депутата представляет место депутата в системе общественных отношений, урегулированное нормами права и в качестве структурных элементов включает в себя права и обязанности, гарантии и ответственность. Сам правовой статус депутата является составной частью правовой модели депутатской деятельности.

    Характер связи депутатов с избирателями определяется природой депутатского мандата, которым наделаются депутаты в результате выборов и который выступает юридической основой осуществления функций представительной власти на местном уровне как вида публичной власти.

    Мандат - должность в представительном органе с соответствующими правами и обязанностями; - синоним «статуса депутата»; - один из элементов статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномачивания депутата избирателями на осуществление воли народа в представительном органе.

    Депутатский мандат является средством, связующим депутатов и граждан в рамках конституционного принципа народовластия. Депутатский мандат выступает как итог взаимодействия граждан и депутатов, облекаемого в форму конституционно-правового отношения. В данном отношении праву граждан быть представленными в органах власти противостоит обязанность депутатов обеспечивать полноценную реализацию данного права путем осуществления властных полномочий, исходно принадлежащих первичному субъекту публичной власти. Данная обязанность депутата появляется у депутата в результате его избрания в ходе выборов или иной правонаделительной процедуры.

    Еще одним элементом депутатского мандата является та или иная модель взаимоотношений депутата и граждан после избрания депутата.

    В зависимости от того кто является носителем мандата и сложившейся модели взаимоотношений депутата и избирателей можно выделить:

    I. Индивидуальный депутатский мандат:

    1) Императивный мандат - уполномоченный избирателями.

    Структура:

    Наказы избирателей

    Отчет депутата перед избирателями

    Возможность отзыва депутата избирателями.

    2) Свободный мандат Структура:

    Нет первых двух элементов, характерных для императивного мандата.

    3) Реализуется в полупредстаивтельном режиме, основой которого является полусвободный или смешанный депутатский мандат.

    Структура: - нет отчетов -нет наказов -информирование -возможность отзыва

    II. Совокупность мандатов (депутатские группы, мандат депутатского корпуса).

    Основания возникновения и прекращения статуса депутата. Сроки полномочий.

    Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

    Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов.

    Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

    1) смерти;

    2) отставки по собственному желанию;

    3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

    4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

    5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

    6) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

    7) прекращения гражданства РФ

    8) отзыв; Основание – решение конкретного депутата, противоречащее уставу, законодательству; действия, бездействия обоснованные и подтвержденные в судебном порядке. Алтайское дело – отзыв должен производиться по решению большинства зарегистрированных избирателей.

    9) досрочного прекращения полномочий соответствующего ОМС;

    9.1) призыва на военную службу;

    Права и обязанности депутата представительного органа.

    Самое важное – нормотворческая инициатива.

    Права и обязанности, виды:

    1. В представительном органе

    а) на реализуемые в заседаниях представительного органа:

    Организационные

    Контрольные

    Учредительные

    б) в деятельности постоянных комиссий;

    в) в деятельности депутатских объединений;

    2. В избирательном округе по отношению к избирателям.

    Рассмотрение обращений

    Решение вопросов содержащихся в обращении

    Ведение приема граждан,

    Проведение встреч с избирателями

    Изучение общественного мнения

    Права и обязанности депутатов в представительном органе, группы:

    Индивидуальные

    Коллективные

    Общеколлегиальные (в процессе заседания представительного органа)

    В избирательном округе и по отношению к избирателям права и обязанности определяются характером мандата.

    Участие в работе представительного органа:

      участие в заседании представительного органа;

      обеспечение выполнения решений представительного органа;

      участие в работе комитетов (комиссий) представительного органа;

      участие в выполнении поручений представительного органа;

      участие в депутатских слушаниях – обсуждение законопроектов

      участие в работе депутатских объединений и депутатских групп;

      обращение с депутатским запросом.

    Депутат обязан:

      соблюдать правила служебной этики

      отчитываться перед избирателями не реже двух раз в год

      выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является

    Депутат не вправе: не могут одновременно исполнять полномочия депутата иного муниципального образования. Не вправе заниматься предпринимательской, быть членом коммерческой организации а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

    Гарантии депутатской деятельности.

    Гарантии - это условия и средства, обеспечивающие эффективное осуществление депутатами своих прав и обязанностей.

    1) Общие гарантии - это те условия, которые имеются в государстве и на основании которых депутат осуществляет свою деятельность. - политические, экономические гарантии, правовые гарантии.

    2) Специальные гарантии - это установленные законодательством меры возможного и должного поведения, соответствующих субъектов права по обеспечению депутатской деятельности:

    А) Организационные гарантии, которые связаны с обязанностью органов и ДЛ обеспечивать, создавать условия для реализации депутатами их прав и обязанностей (освобождение депутатов от трудовой деятельности по месту работы; освобождение от призыва на военную службу; предоставление служебного помещения, средств связи и техники; принятие депутата должностным лицом в первоочередном порядке и рассмотрения его обращения; обеспечение депутата необходимой информацией; оказание безвозмездной помощи по правовым вопросам; повышение квалификации за счет бюджет; наличие помощников;)

    Б) Социально-экономические гарантии (гарантии трудовых прав; право на ежегодный отпуск; обязательное страхование жизни; льготы связанные с пенсионным обеспечением; ежемесячное денежное вознаграждение; возмещение расходов депутатов; право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси в пределах муниципального образования; медицинское обслуживание)

    В) Юридические гарантии. Депутатская неприкосновенность:

    депутатский индемнитет - невозможность привлечения к ответственности за его выступления;

    депутатский иммунитет - запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей. Порядок привлечения к уголовной ответственности устанавливается УПК

    "

    Вопрос о полномочиях не регулируется в законодательстве, полномочия депутатов определяются в уставах муниципальных образований и в регламентах представительных органов.

    Как правило, большинство муниципальных актов подразделяет их на определённые группы в зависимости от форм депутатской деятельности:

    1. Поэтому выделяют полномочия, реализуемые на заседаниях представительного органа. Наиболее типичные наборы – право решающего голоса (все депутаты обладают этим правом по всем вопросам), право вносить предложения по повестке дня, право предлагать проекты решений представительного органа, избирать и быть избранным во все органы данного совета, данного представительного органа (предлагать свою кандидатуру в качестве председателя и так далее).

    2. Полномочия, которые они реализуют, работая со своими избирателями. В это число в основном входят обязанности: обязанность вести приём избирателей из своего округа, рассматривать поступающие от избирателей обращения и способствовать их разрешения, отчитываться о своей работе перед избирателями и ряд других, которые закреплены за ними в муниципальных актах.

    3. Иные виды полномочий, которые могут закрепляться в муниципальных актах. Могут быть полномочия в работе постоянных комиссий и так далее.

    Досрочное полномочий прекращение.

    Статья 40, пункт 10 ФЗ-131.

    Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

    1) смерти;

    2) отставки по собственному желанию;

    3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

    4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

    5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

    6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

    Положения пункта 7 части 10 статьи 40 в редакции Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ не распространяются на депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

    7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

    8) отзыва избирателями;

    9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

    Из средств массовой информации мы часто слышим о том, что некоторые граждане Российской Федерации имеют большие преференции от государства. К таковым относят чиновников и депутатов. На самом деле, такая информация правомерна. Она подтверждается действующим законодательством.

    Рассмотрим перечень льгот, положенных депутатам местного самоуправления. Все ли обладатели такого статуса ими пользуются. В каком объеме народным избранникам предоставляются преференции и бюджетные выплаты в 2020 году.

    Законодательные основания

    Привилегии народных избранников


    Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.

    Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.

    Преференции сохраняются за народными избранниками на определенный период, указанный в соответствующем нормативно-правовом акте.

    Заработная плата

    Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.

    Так, если народный избранник осуществляет деятельность на постоянной основе, то ему положены такие гарантии:

    • страхование здоровья, жизни, на случай порчи имущества;
    • медицинское обслуживание;
    • дополнительный отпуск и выплаты к нему.

    Кроме того, люди, занимающие выборные должности имеют такие права:

    1. За этим лицом сохраняется средний заработок после законного прекращения полномочий:
      • на один год;
      • до очередного трудоустройства.
    2. Если доход на новом месте службы будет ниже депутатского, то разницу компенсируют из бюджета.
    3. По окончании полномочий избранник народы получает материальную помощь, если это оговорено в уставе муниципалитета.
    4. Если основа деятельности непостоянная, то человека не могут уволить с работы до истечения срока полномочий.
    Если депутат работает без отрыва от производства, то ему тоже положена зарплата. Но она начисляется только за сессионные дни.

    Другие преференции

    Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

    • телефоном;
    • транспортным средством;
    • возможностью повышения квалификации;
    • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
    • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

    Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.

    Депутаты Госдумы имеют право воспользоваться бесплатно любым видом проезда по всей Российской Федерации. Их помощники обеспечиваются билетами на поезда, кроме вагонов СВ.

    Медицинское и пенсионное обеспечение

    1. В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
    2. Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
    3. В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.
    К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.

    Условия получения льгот депутатами


    В связи с тем, что указанные государственные гарантии оплачиваются из местного бюджета, основным условием их получение является бездотационность такового. Это означает, что за федеральный счет дополнительные деньги муниципальным депутатам не выплачиваются.

    Кроме того, есть дополнительные условия, когда с этих лиц снимают все преференции.

    К таковым относятся случаи:

    • отзыва лица его избирателями;
    • прекращения полномочий по инициативе руководителя совета;
    • вступления в силу обвинительного судебного решения;
    • постановления суда о незаконности соответствующих выборов;
    • добровольной отставки, если она не связана с получением инвалидности нерабочей группы.
    Работа в местных органах самоуправления дает право на льготную пенсию даже после прекращения полномочий.

    Как депутаты пользуются льготами


    Деятельность лиц, обеспечивающих нормальную работы органов местного самоуправления, связана с постоянным общением, частыми поездками в различные регионы.

    Бесплатный проезд осуществляется этими людьми на основании предоставления удостоверения установленного образца. Кондукторы в общественном транспорте обязаны учитывать его и не требовать оплаты.

    Преференции, обусловленные уставом совета, выплачиваются муниципальным органом. Для этого необходимо распоряжение его руководителя.

    К примеру, дополнительный отпуск и денежное пособие к нему назначаются на основании заявления должностного лица. Если произошла беда, то наследники тоже идут к руководителю совета. Им необходимо иметь при себе документы, доказывающие степень родства. Этим людям назначается и выплачивается компенсация.

    Квартирами освобожденные депутаты обеспечиваются по требованию. То есть нужду в жилплощади следует доказать начальству. Кстати, народные избранники избавлены от необходимости ждать своей очереди. Служебную квартиру им дают сразу, как только они приступают к работе.

    Если у муниципального образования нет своего жилого фонда, оно оплатит депутату наем квартиры.

    Как правило, под полномочием понимают право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определённой ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. В этом смысле не являются и исключением и полномочия депутата, которые представляют собой прежде всего совокупность его прав и обязанностей. Полномочия - это не только наличие прав как охраняемая законом возможность поступать каким-либо образом, как свобода усмотрения в их использовании. Властные полномочия депутата - это и обязанность осуществлять эти права. Всякая публичная сфера предполагает соединение прав и обязанностей в формулу «полномочия» как правообязанность,

    Так, И.В. Гранкин говорит о трёх группах полномочий, в которые входят, соответственно, следующие права депутатов:

    • 1)права, реализация которых обусловлена деятельностью депутата непосредственно в парламенте;
    • 2)права депутатов участвовать в деятельности правительств и других органов государственной власти и местного самоуправления;
    • 3)права депутатов осуществлять контроль за исполнением законов и других решений парламента.

    В.Е. Чиркин подразделяет полномочия депутатов по возможности их реализации на две группы: индивидуальные и коллективные.

    А.И. Лукьянов утверждал, что полномочия депутата лежат в областях:

    • 1)участия в выявлении, выражении и формировании воли избирателей;
    • 2)участия в принятии решения парламентом;
    • 3)участия в выполнении решения парламентом.

    По мнению И.В. Васильева, полномочия региональных депутатов, как и в советские годы, подразделяются на две группы:

    • 1)деятельность депутата на сессии парламента;
    • 2)деятельность депутата в органах парламента и в избирательном округе.

    Однако любая из указанных классификаций не учитывает того, что депутат является членом коллективного органа - парламента и что через полномочия депутата, как составную часть его компетенции, реализуются основные функции парламента.

    Таким образом, с учётом данной классификации основных функций регионального парламента правильнее разделить полномочия депутатов на четыре группы в зависимости от того, на

    реализацию каких функций они направлены:

    • 1)полномочия депутата по осуществлению представительной функции;
    • 2)полномочия депутата по осуществлению законодательной функции;
    • 3)полномочия депутата по осуществлению контрольной функции;
    • 4)полномочия депутата по осуществлению организационной (кадровой) функции.

    В настоящее время нет однозначного подхода к вопросу, является ли депутат должностным лицом и может ли он обладать полномочиями, не связанными с реализацией функций парламента. Однако этот вопрос поднимался на самом высоком уровне. Так, Президент Российской Федерации в своём открытом письме, посвящённом принятию первой редакции Федерального закона о статусе депутатов Федерального Собрания в 1994г., указывал, что депутат в данном законе рассматривался как самостоятельное должностное лицо, а не как законодатель. Данный подход, по мнению президента, был неправильным, и, соответственно, все полномочия, не связанные с законодательным процессом, из закона необходимо было исключить. Указанное мнение представляется отчасти верным. Действительно, принцип разделения властей не позволяет депутату принимать активное участие в деятельности органов, относящихся к другим ветвям власти, как это было в советский период, когда исполнительные комитеты являлись органами Советов народных депутатов и формировались из депутатов. С другой стороны, у парламента кроме законодательной, очевидно, есть ещё и другие функции, а реализация этих функций требует от депутатов деятельности, не связанной с законодательным процессом. В любом случае есть основания утверждать, что депутат может рассматриваться как самостоятельное должностное лицо, однако его деятельность в этом качестве всё-таки должна быть направлена на реализацию основных функций парламента, и прежде всего функции представления воли и защиты интересов избирателей, а данные полномочия должны входить в одну из вышеуказанных групп.



    Поделиться