Значение правовой информации для людей. Понятие и структура правовой информации

Широкий смысл. Вся информация о праве, включая юридическую деятельность и практику юристов. Узкий смысл. Принятые официально нормативно-правовые документы, только источники права, т.е. все НПА.

Правовая информация – образ правовой действительности, отражённый в сознании властвующего субъекта и выраженный в форме нормы права.

Основные тезисы о сущности:

Право имеет информационную природу.

Правовая норма – основной носитель правовой информации; абстрактная модель идеальных правил поведения.

Сущность проявляется в соотношении юрид. действительности, отражении её в правовом сознании законодателя, оформлении образа в норме права.

Структурные элементы процесса формирования правовой информации:

Исторически обусловленная правовая действительность . В юриспруденции правовая действительность – правоотношения, совокупность правоотношений: реальные жизненные ситуации, которые остро нуждаются в правовом регулировании, но они еще не урегулированы. Правовая действительность – источник и решающий фактор формирования правовой информации.

Правовые нормы как образ и форма правовой информации. Норма права – это абстрактный образ правовой действительности. Символ этого образа – норма права, написанная в тексте НПА.

Правосознание законодателя как признак правовой информации, решающий фактор формирования прав. информации. Тесно связано с наличием госуд. воли, особой духовной среды, правотворческого сознания законодателя.

Свойства правовой информации:

Адекватность. В нормах права должны отражаться не только все существующие жизненные ситуации, но и проектироваться (моделироваться) ситуации возможные. Адекватность правовой информации проявляется в высоком качестве законов и подзаконных нормативных правовых актах, свободных от дефектов.

Транспарентность. Правовая информация должна свободно распространяться в обществе и каждый должен иметь возможность использовать ее для улучшения условий своего существования и уважения прав других. Адресат правил поведения должен быть «информирован» об их существовании, т.е. субъекты права должны обладать знаниями о правовой информации.

Системность правовой информации проявляется в объективном процессе организации ее массива в зависимости от логической связанности и характера норм права. Массивы (совокупность) норм права как элементарных частей правовой информации отражают множество существующих правоотношений и формируют критерии (признаки) распределения правовой информации по правовыминститутам, отраслям, подотраслям системы права.

Устойчивость. Создание запаса прочности норм права от их «преждевременного старения», т.е. утраты ими юридической силы. При проектировании образов (моделей) правовой информации необходимо учитывать все возможно допустимые угрозы для правовой информации, сохранять ее параметры в состоянии устойчивости.


Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.

^ Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

92. Правовая информатика как наука и учебная дисциплина

^ 93. Понятие и сущность правовой информации

Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и документы, имеющие правовой характер, а также неофициальные сообщения, непосредственно связанные с практикой нормотворчества и юридической деятельностью.

Таким образом, к правовой информации относятся:

^ 94. Свойства правовой информации

Совместное исследование информационных процессов в информационной сфере, правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в этих процессах, с действиями над информацией, позволяет установить такие особенности и свойства. К основным из них можно отнести следующие.
^ 1. Свойство физической неотчуждаемости информации. Оно основано на том, что знания не отчуждаемы от человека, их носителя. Исходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее использование и передаваться вместе с этими правами.
^ 2. Свойство обособляемое информации. Для включения в оборот информация всегда овеществляется в.виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него. Это подтверждает факт оборотоспособности информации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений, в результате чего появляется возможность передачи информации в такой форме от одного субъекта к другому.
^ 3. Свойство информационной веши (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информации (ее содержания) и носителя, на котором эта информация (содержание) закреплено. Это свойство позволяет распространить на информационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов - института авторского права и института вещной собственности.
^ 4. Свойство тиражируемое (распространяемости) информации . Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация (содержание) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (неограниченный круг лиц может знать содержание этой информации). Отсюда следует, что юридически необходимо закреплять объем прав по использованию информации (ее содержания) лицами, обладающими такой информацией (обладающими знаниями о содержании информации).
^ 5. Свойство организационной формы. Информация, находящаяся в обороте, как правило, представляется в документированном виде, т.е. в форме документа. Это могут быть подлинник (оригинал) документа, его копия, массив документов на бумажном или электронном носителе (банк данных или база данных) тоже в виде оригинала или копии, библиотека, фонд документов, архив и т.п. Такое свойство дает возможность юридически закреплять факт «принадлежности» документа конкретному лицу, например, закрепив его соответствующей подписью в традиционном или в электронном видепомощью ЭЦП). Это свойство позволяет также относить к информационным вещам (информационным объектам) как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.
^ 6. Свойство экземплярности информации . Это свойство заключается в том, что информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих информацию. Понятие экземплярности дает возможность учитывать документированную информацию и тем самым связывать содержательную сторону информации с ее «вещным» обрамлением, т.е. с отображением на носителе, вводить понятие учитываемой копии документа, а отсюда и механизма регистрации информации, в особенности учитывать обращение оригиналов (подлинников) документов. Экземплярность информации уже сегодня активно реализуется при обращении информации ограниченного доступа.
Указанные юридические особенности и свойства должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений.

^ 95. Виды правовой информации

Нормативная правовая информация.

К наиболее распространенному виду правовой информации, то есть информации непосредственно относящейся к норма права, являются нормативные правовые акты разного уровня и разновидностей (международные правовые документы, федеральные нормативные акты, региональные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления).

К нормативной правовой информации относятся также нормативные акты локального характера (документы организаций нормативного характера – приказы и распоряжения, инструкции и др.).

Ненормативная правовая информация.

К этому виду относятся официальные акты и сообщения, принятые органами власти и судебными органами в ходе осуществления ими правоприменительных функций. То есть функций, непосредственно связанных с реализацией норм права. Именно поэтому они относятся к правовой информации. К ним относятся постановления и распоряжения органов исполнительной власти, на основе которых реализуются права и интересы субъектов права; акты правосудия.

К ненормативной правовой информации относится также огромный массив неофициальной информации правового характера судебных органов (официально опубликованные обобщения и обзоры судебной практики).

Кроме того, к ненормативной правовой информации относятся сообщения (документы) о результатах юридической деятельности правоохранительных органов, которые имеют правовое значение (в которых дается правовая оценка действий и деятельности субъектов права) в существующей действительности или в будущем времени.

К ненормативной правовой информации могут относиться официальные (документально оформленные) заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов, а также доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

Электронная правовая информация.

Наряду с информационным правовым массивом официального характера существует целая система неофициальной правовой информации.

Начиная с 90-х годов, с момента начала информатизации государственной и общественной жизни и массового внедрения компьютеров получило распространение массовое использование справочных правовых систем (далее - СПС) в электронном виде. Такие системы формируются на основе применения информационных технологий и электронно-вычислительной техники.

Быстрый поиск и удобные условия использования выдвинули такие информационно-справочные правовые системы в число наиболее распространенных в настоящее время.

К числу электронной правовой информации относятся не только известные СПС, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС», но и правовая информация размещаемая и распространяемая по каналам глобальных телекоммуникационных сетей (например, ИНТЕРНЕТ). В последнее время, в связи с внедрением наиболее интеллектуальных и высокотехнологичных поисковых систем, в сетевом режиме юристы и другие специалисты используют полезную правовую информацию (нормативные правовые акты, информацию о судебной деятельности, аналитическую правовую информацию и т.д.).

В последнее время внедрение электронных форм ведения деловой жизни позволило использовать новые формы передачи правовой информации (в том числе электронных документов). В связи с принятием закона «Об электронно-цифровой подписи» такие формы получают все большее распространение.

96. Информационные процессы и системы в правовой сфере, понятие правовой информатизации

98. Государственная политика правовой информатизации

99. Понятие и основные положения правового мониторинга

100. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации

101. Информационные системы Минюста России

1. В целях обеспечения реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации через портал «Нормативные правовые акты Российской Федерации » обеспечивает доступ к сведениям о нормативных правовых актах:


  • Федерального законодательства;

  • Государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

  • Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

  • Фонда международных документов и соглашений;

  • Реестра уставов муниципальных образований и реестра муниципальных образований;

  • Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
На портале представлены как текущие редакции нормативных правовых актов, так и предыдущие. Кроме того доступны дополнительные сведения: информация о юридической экспертизе, опубликовании и обнародовании и т.д.

^ 102. Понятие СПС и краткая история их создания

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы ) - класс компьютерных баз данных , содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учёту, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Компьютерные справочно-правовые системы появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система, заработавшая в 1967 году.

Начало созданию справочно-правовых систем в СССР было положено в 1975 году, когда было принято решение о создании первой информационной базы нормативных документов.

В 1990 году была выпущена СПС «Гарант » - разработка Научно-производственного объединения «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»). В дальнейшем от НПО «ВМИ» отделилась компания «Гарант-Сервис», которая в настоящее время распространяет систему «Гарант». В системе имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты различных указов, судебная и арбитражная практика, международные договоры, проекты законов, формы документов, бизнес-справки и пр. Еженедельное пополнение составляет 8-12 тыс. документов. Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам признала словесное обозначение «Гарант» общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, начиная с 1 января 1998 года.

В 1992 году НПО «ВМИ» выпустило СПС «КонсультантПлюс », которая как учитывала опыт прошлых лет, так и содержала новые решения: во-первых, было реализовано оперативное, без задержек, обновление информации на компьютерах пользователей, во-вторых, налажена организация качественного и надежного сервиса для пользователей - основополагающие на сегодня элементы всей российской отрасли распространения правовой информации. В настоящее время пользователями «КонсультантПлюс» являются свыше 200 тыс. организаций. В системе имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации. Состоит из федеральной, региональной и местной базы данных.

В последующие годы была создана СПС «Кодекс », основным отличием которой является большое количество нормативно-технических документов (ГОСТ, СНиП, СанПиН и т. д.), наличие специализированных справочных систем по различным отраслям - строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и т. д.

^ 103. Общая характеристика СПС

Гарант - это система, в которой имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации и которая состоит из одной объединённой базы.
Компьютерная справочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. В настоящее время она является основным инструментом принятия решения по правовым вопросам для многих бухгалтеров, юристов, руководителей, других специалистов в России и за рубежом. Более 250 представительств компании обслуживают сотни тысяч пользователей в 200 городах России.
Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам признала словесное обозначение ГАРАНТ общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, начиная с 1 января 1998 года.
Полный объем информационного банка системы ГАРАНТ более 930 000 документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение составляет около 4 000 документов.("ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия"). Это 27 специализированных правовых блоков по всем разделам федерального законодательства и 127 правовых блоков по законодательству субъектов Федерации. В системе ГАРАНТ представлено законодательство 73 регионов Российской Федерации, а также практика 10 Федеральных Арбитражных Судов.
КонсультантПлюс - это система, в которой имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации и которая состоит из федеральной, региональной и местной баз данных.
Для сотен тысяч российских специалистов марка КонсультантПлюс неразрывно связана с понятием надежного информационно-правового обеспечения. Программные продукты КонсультантПлюс – это справочные правовые системы по федеральному и региональному законодательству, а также системы поддержки принятия решений.
Особое внимание разработчики КонсультантПлюс обращают на совместимость систем с различными платформами и широко используемым программным и сетевым обеспечением. Одним из технологических принципов является надежная работа систем на IBM PC-совместимых компьютерах и в распространенных локальных сетях. Существуют 32-разрядные однопользовательские, сетевые и Intranet-версии для Windows 95/98/NT/2000/XP. Одной из первых в России правовая система КонсультантПлюс была сертифицирована компанией Microsoft на совместимость с Windows NT, Windows 95/98, Windows 2000 и Windows XP.
Благодаря уникальной высокоэффективной технологии, разработанной компанией, пропускная мощность КонсультантПлюс составляет сегодня порядка 15 000 документов в месяц. При этом справочные системы КонсультантПлюс не имеют принципиальных технологических ограничений на включение любого объема информации. Всего в системы КонсультантПлюс входит 1496350 документов. На сегодняшний день это крупнейший информационный банк, который может быть передан пользователю.
Кодекс - это большое количество нормативно-технических документов - ГОСТов, СНиПов, РД и т. д. и имеющая специализированные справочные системы по различным отраслям деятельности (строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и пр.); также здесь имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента;

104. Особенности использования СПС «Консультант Плюс », «Гарант», «Кодекс»

105. Критериальные особенности СПС

106. Информационная инфраструктура правотворческой деятельности

Образовательный консорциум

«Среднерусский университет»

_____________________________________________________________

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

РАЗДЕЛ І.

Сущность правовой информации и информационные процессы в механизме действия права

Лекция 1. Понятие «информация» и «правовая информация». Классификация правовой информации. Нормативная и ненормативная правовая информация .

В законе "Об информации, информатизации и защите информации" (1995)г. к информации относятся сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация».

Правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Информационные технологии базируются на основе аппаратных средств и программных продуктов.

Правовую информацию можно разделить на три большие группы:

· официальная правовая информация,

· информация индивидуально-правового характера

· неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

В свою очередь официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию (законы РФ и субъектов РФ, подзаконные акты РФ и субъектов РФ, международные и внутригосударственные договоры) и иную официальную правовую информацию (акты общего характера, акты официального разъяснения, правоприменительные акты).

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативными правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.



В свою очередь, под нормой права (правовой нормой) принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781 – 11 ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельства, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком. Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки: неоднократность применения и неперсонифицированность.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнение (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т. п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др.

Правоприменительные акты – это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т. д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т. д.).

Правовая информация является разновидностью информации вообще, ее видовым понятием. Поэтому все признаки, характерные для понятия информации, присущи в равной степени и понятию правовой информации. В то же время правовая информация имеет специфические особенности, которые позволяют выделить ее в самостоятельное понятие.До 70-х годов термин "правовая информация" в юридической литературе не употреблялся. Авторы предпочитали, рассматривая информационные проблемы права, пользоваться предметной терминологией: "источники права", "правовые источники", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и т. п.

Появление кибернетических методов в исследовании правовой проблематики повлекло необходимость обобщения конкретных правовых терминов в информационном аспекте в единое понятие -- правовой информации.

Комплексный характер функций права предопределяет и многообразие правовой информации, что затрудняет на практике ее отделение от политической, идеологической, экономической информации. Вот почему в юридической литературе нет единого определения понятия правовой информации.

Вместе с тем имеющиеся определения правовой информации принципиально не различаются с содержательной стороны этого понятия, в них выделяется главным образом тот аспект, который представляется тому или иному автору наиболее актуальным в рассмотрении соответствующей проблемы. Поэтому в одних определениях правовой информации не находится места существенным элементам этого понятия, в других -- смещается акцент важности тех признаков, которые отличают правовую информацию от других видов научной информации.Наиболее верен комплексный подход к изучению понятия правовой информации. Во-первых, правовой информацией является информационно-смысловое содержание правовых норм. К ним следует отнести не только акты высших и местных органов власти и управления, ведомственные нормативные акты, но и судебную, арбитражную, нотариальную практику.

Если принять такое определение правовой информации, то имеется возможность отграничить ее от политической, экономической, идеологической и других видов научной информации.

Правовая информация имеет особенности в семантическом (смысловом) и прагматическом аспектах.

Содержанием правовой информации является не просто набор сведений о тех или иных общественных отношениях и их анализ. Информация становится правовой только тогда, когда она проходит через государственный механизм и находит свой метод регулирования, преобразуясь в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Отражая волю законодателя, правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества.

Степень реализации поставленных государством задач на основе исполнения правовых предписаний характеризует эффективность юридических норм, и в зависимости от ее состояния законодатель дополняет или изменяет содержание правовой информации.

Общеобязательность правовых норм, их государственное значение предопределяют универсальную потребность в правовой информации, ценность ее для всего общества.

Комплексный подход к исследованию понятия правовой информации позволяет включить в него информацию, содержащуюся:

  • а) в правовых актах высших и местных органов власти и управления;
  • б) в ведомственных правовых актах, судебных, арбитражных и других правоприменительных документах;
  • в) в различного рода справочных материалах о юридических документах;
  • г) в статистических сведениях о праве;
  • д) в научно-правовых исследованиях, проведенных на основе анализа правовых актов;
  • е) в приказах и распоряжениях должностных лиц учреждении, предприятий и организации, актах нотариальных органов.

Элементы, составляющие понятие правовой информации, служат в свою очередь основанием для ее классификации.

Источники правовой информации подразделяются в научной литературе на официальные и неофициальные.

К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов. То есть правовая информация, исходящая от перечисленных органов, имеет статус официальной.

Под неофициальными источниками правовой информации следует рассматривать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения, акты нотариальных органов; научно-правовые исследования и юридические доктрины.

Говоря обобщенно, к официальным источникам правовой информации относятся нормативные акты государственных органов, а также акты высших судебных и арбитражных органов. Все остальные правовые документы и самого различного характера научно-правовые исследования, доктрины, учения, рекомендации, программы, положения и т. п. следует отнести к неофициальным источникам.

Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную.

Правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания о праве, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

К недокументальной информации относится та, которая либо материально не выражена (например, устные высказывания о праве, о связанных с ним процессах и явлениях), либо хотя и закреплена на материальном носителе, но не имеет общественного значения (например, личные записи правового характера, не имеющие общественного применения).

По форме документы в информатике классифицируют на: текстовые (книги, журналы, отдельные страницы и т. п.); графические (чертежи, схемы, планы и т. п.); аудиовизуальные (звукозаписи, кинопленки и т. п.).

Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее "вмешиваются" электронно-вычислительные машины и, в частности, автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые формы носителей правовой информации. Правовая информация в управленческом процессе ЭВМ закрепляется, хранится, движется на различных магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т. п.). Появились специфические виды бумажных носителей (перфокарты, распечатки и т. п.).

Правовая информация может закрепляться и храниться на пленках для последующего ее размножения на фотокопиях. Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.

Выделяют и фактографическую информацию. Ее представляют сведения о фактах. Иначе говоря, это -- информационное отражение определенного факта без интерпретации или пояснения.

Фактографическая информация касается самых различных субъектов, объектов, явлений и весьма многообразна по форме и содержанию. К ней, например, относятся названия и наименования конкретных учреждений, организаций, предприятий, населенных пунктов, рек, морей, озер, станций, архитектурных сооружений, марок оборудования; номера объектов; их числовые характеристики.

Правовые документы делятся также на первичные и вторичные. Признаком классификации в данном случае является не форма закрепления информации, а источник ее возникновения.

Первичной признается правовая информация, содержащаяся в нормативно-правовых и правоприменительных актах. Информация не теряет первичного свойства, если она в физическом виде воспроизводится в порядке тиражирования, копирования, микрофильмирования и т. п. К первичной информации следует относить и результаты научной деятельности (скажем, труды, статьи).

Вторичная правовая информация является результатом апалитико-синтетической и логической переработки информационного содержания первичных документов.

Аналитико-синтетическая переработка документов направлена на их преобразование в соответствии с той или иной задачей информационной деятельности, например, библиографическое описание документов, их классифицирование, систематизация, аннотирование, реферирование, индексирование, перевод с языка на другой язык.

Всю информацию, циркулирующую в правовой системе, можно условно разделить на два больших класса.

Первый класс -- это собственно правовая информация. К правовой информации относятся прежде всего правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права. Второй класс -- это разнообразная информация, которая является объектом правоотношений. К ней можно отнести, например, информацию, составляющую профессиональную, коммерческую, государственную и другие виды тайн, информацию, распространяемую средствами массовой информации, информацию, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен, и т.д.

Исходя из сказанного выше, правовую информацию можно определить как массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. Кроме того, правовую информацию в зависимости от того, от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация. Официальная правовая информация -- это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию. Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт -- это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме право-творческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. К иной ненормативной официальной правовой информации можно отнести: акты общего характера; акты официального разъяснения; правоприменительные акты. Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением Акты официального разъяснения действующих норм -- это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. Правоприменительные акты -- это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, го-сударственными инспекциями и т.д. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, -- это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Неофициальная правовая информация -- это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечи-вающие эффективную реализацию правовых норм. правовой информация юридический закон

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информация до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др. Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

Известный юрист А. Б. Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах).

Более широко понимал правовую информацию С. С. Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.

В частности, О. А. Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».

Трудно не согласиться с каждым из приведенных мнений.

Однако для того, чтобы понять содержательный смысл названного понятия, необходимо все же обратиться к тому, какое значение оно имеет для юриспруденции, то есть области человеческой деятельности, связанной с правом.

Любая информация существует не само по себе. Не может она существовать в отрыве от отражаемого предмета или явления. Она есть их отображаемый образ. Одним словом, информация всегда тесно связана со своим объектом или предметом.

Правовая информация как отображаемый образ правовых явлений и предметов также тесно с ними связана и отражает все их многообразие.

Значит, с одной стороны, правовая информация является результатом юридической деятельности (как ее отражение). К примеру, результатом правотворческой деятельности является издание (принятие) нормативного правового акта.

С другой стороны, правовая информация может быть основанием для юридической деятельности (в случаях принятия правовых решений), так как она должна быть законной, т.е. основанной на нормативных правовых актах.



Следовательно, правовой информацией следует считать информацию, тесно связанную с юридической деятельностью и принятием правовых решений.

Поэтому вряд ли правильным будет относить к правовой информации абсолютно все сведения о протекающих в правовой сфере событиях и фактах существующей действительности. С другой стороны, нельзя суживать границы правовой информации только рамками официально принятых нормативных правовых актов и их аналогов в компьютерных справочных правовых системах.

Наиболее правильным является относить к правовой информации только те сообщения о правовой сфере и юридической деятельности, которые тесно связаны с принятием правовых решений и результатами юридической деятельности.

Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и имеющиеправовой характер документы, непосредственно связанные с результатами правоприменительной и иной юридической деятельностью.

Таким образом, к правовой информации относятся следующие виды правовых сообщений.

1.Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты);

2.Результаты правоприменительной и иной юридической деятельности организаций, имеющей правовой характер:

Судебные решения (судебные акты, принятые по существу юридических дел);

Обобщения судебной практики, которые ориентируют на принятие правильных судебных решений;

Нормативные акты корпораций и других организаций.

3.Правовые документы и сообщения, на основе которых принимаются правовые решения:

Официальные документы деятельности правоохранительных органов;

Официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных и правоохранительных органов;

Акты официального толкования, доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.



Поделиться