«Правовые риски профессиональной медицинской деятельности. Управление правовыми рисками в медицинской организации Правовой анализ рисков нарушения законодательства об здравоохранении

Институт развития дополнительного профессионального образования (ИРДПО)

совместно с Национальным Институтом Медицинского Права (НИМП)

проводит обучение в электронной форме

с использованием дистанционных образовательных технологий по программе повышения квалификации:

(120 часов)

Для кого?

Программа повышения квалификации «Правовые риски при осуществлении профессиональной медицинской деятельности» разработана для руководителей и сотрудников медицинских организаций и органов управления здравоохранением; руководителей и сотрудников фондов обязательного медицинского страхования и страховых организаций; руководителей и профессорско-преподавательского состава медицинских ВУЗов, факультетов, медицинских колледжей и НИИ; руководителей и юрисконсультов медицинских организаций и органов управления здравоохранением, представителей фармацевтических компаний, медицинской индустрии и промышленности, которым необходимо приобретение навыков правового анализа и развитие правового мышления, свободное ориентирование в нормативных актах для самостоятельного принятия правомерных решений в конкретных ситуациях, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности.

О чем?

Курс повышения квалификации дает представление об основных положениях и нормах ведущих отраслей российского права как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также включает в себя практические вопросы правового обеспечения медицинской деятельности: особенности правового статуса медицинских работников, принципы и положения их социально-правовой защиты; правовые проблемы обеспечения качества медицинских услуг, алгоритм ответственности медицинских организаций и лиц медицинского персонала за профессиональные и должностные правонарушения, обеспечение мер правовой защиты от необоснованных претензий пациентов и т.д.

Учебный план образовательной программы повышения квалификации

«Правовые риски профессиональной медицинской деятельности»

120 ак. часов

Модуль 1 «Права и обязанности медицинских работников и медицинских организаций»

Модуль 2 «Современные требования к оформлению медико-правовых документов для обеспечения медицинской деятельности»

Модуль 3 «Порядок оказания платных медицинских услуг в медицинских организациях»

Модуль 4 «Правовые критерии оценки качества и безопасности медицинской услуги»

Модуль 5 «Ответственность медицинских работников за профессиональные и должностные правонарушения»

Модуль 6 «Особенности трудовых отношений медицинских работников»

Для чего?

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • Формирование навыков работы с нормативно-методической литературой, кодексами и комментариями к ним, подзаконными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере охраны здоровья;
  • Формирование навыков принятия правомерных решений в конкретных ситуациях, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности;
  • Формирование возможности самостоятельно давать юридическую оценку случаям ненадлежащего оказания медицинской помощи и определять возможные правовые последствия таких деяний, пути их профилактики;
  • Формирование навыков подготовки локальных нормативно-управленческих актов, используемых в деятельности медицинских организаций;
  • Формирование навыков использования юридических механизмов защиты прав и законных интересов, как медицинских работников, так и пациентов.

Что в программе?

Не считая более 800 страниц материала , направленного на удовлетворение познавательного интереса в сфере медицинского права и осуществляющейся деятельности в сфере здравоохранения, 28 ситуационных задач , которые придется решить, чтобы успешно освоить программу обучения, а также 6 тестов и ведущего вас на всем пути обучения тьютора в программу входят актуальные темы, разбитые на модули для логической и смысловой организации процесса обучения:

МОДУЛЬ 1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1.1. Современная нормативно-правовая база в сфере здравоохранения: практика применения.

1.1.2. Правовой статус участников правоотношений в сфере охраны здоровья.

1.1.3. Права и обязанности граждан при оказании медицинской помощи.

1.2.1. Права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования.

1.2.2. Обязанности медицинских и фармацевтических работников.

1.2.3. Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.

1.3.1. Права и обязанности медицинских организаций.

МОДУЛЬ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕДИКО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1.1. Информированное добровольное согласие (отказ) на медицинское вмешательство.

2.1.2. Оформление отказа от медицинского вмешательства.

2.2.1. Защита сведений, составляющих врачебную тайну.

2.3.1. Дефекты оформления первичной медицинской документации: анализ системных правовых ошибок.

МОДУЛЬ 3. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

3.1.1. Законодательное регулирования порядка оказания платных медицинских услуг.

3.2.1. Применение законодательства о защите прав потребителей при оказании медицинских услуг.

3.3.1. Досудебные процедуры разрешения конфликтов с пациентами. Минимизация рисков возникновения судебных споров.

МОДУЛЬ 4. ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ.

4.1.1. Понятие качества медицинской помощи в действующем законодательстве. Значение порядков и стандартов в обеспечении качества медицинской помощи.

4.2.1. Клинико-юридическая классификация дефектов оказания медицинской помощи. Правовой анализ наиболее часто встречающихся дефектов медицинской помощи.

4.3.1. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Экспертиза качества медицинской помощи. Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

МОДУЛЬ 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

5.1.1. Особенности гражданско-правовой ответственности медицинских организаций.

5.2.1. Уголовная ответственность за профессиональные и должностные преступления медицинских работников.

5.3.1. Ненадлежащее оказание медицинской помощи. Ответственность медицинских работников и медицинских организаций.

МОДУЛЬ 6. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.

6.1.1. Трудовой договор: порядок и условия заключения, изменения и расторжения трудового договора.

6.2.1. Особенности расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

6.2.2. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности медицинских работников и руководителей медицинских организаций.

6.3.1. Особенности трудовых отношений медицинских работников: сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставление дополнительного отпуска, пенсионное обеспечение медицинских работников.

И что в итоге?

  • знания для практического применения в своей профессиональной деятельности,
  • возможность продолжить обучение (со скидкой ) дальше, поскольку этот курс включен в программу повышения квалификации " УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА) В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ПОДГОТОВКА МЕДИАТОРОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)", 576 ак. часов,
  • по желанию можно присоединиться к практике (или стажировка),
  • конечно же удостоверение установленного образца о повышении квалификации (в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), в случае успешного прохождения курса повышения квалификации, если вы не в Москве, удостоверение будет отправлено вместе с оригиналами документов заказным письмом Почтой России.

В процессе изучения материала необходимо пройти все тесты и практические задачи (кейсы) по каждой теме.

На международной научно-практической конференции «Правовые риски современной медицинской деятельности и возможности их преодоления», организованной в рамках Соглашения о сотрудничестве между Всероссийским государственным университетом юстиции (РПА Минюста России) и Союзом медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата», врачи и юристы обсудили широкий спектр правовых проблем: от уголовной ответственности медиков до досудебного урегулирования споров и сошлись во мнении, что на сегодня назрела необходимость изменить подходы к правовому регулированию в здравоохранении , что невозможно сделать без активного участия в процессе представителей медицинского сообщества.

«Это историческое событие. На конференции уникальный состав участников – впервые в одной аудитории, глаза в глаза, встречаются врачи, юристы, судьи, судебно-медицинские эксперты, адвокаты, представители Верховного суда РФ для того, чтобы обсудить наиболее значимые правовые проблемы в здравоохранении и совместными усилиями найти способы их решения», – сказал президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

Уголовная ответственность врачей участники – это исключительно крайняя мера реагирования, а статьи по которым чаще всего бывают осуждены врачи требуют доработки. «Тонкая специфичность медицинской деятельности сопряженная с постоянным риском, не укладывается в те нормы уголовного закона, который написан для обычных бытовых ситуаций», – считаетпрофессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Николай Пикуров. В частности, согласно УК РФ преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. При этом, преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Как отметил эксперт, любой врач в силу своей квалификации предвидит, что в ходе медицинских манипуляций, могут возникнуть осложнения или летальный исход при самой простой операции, поскольку каждый больной уникален, как и его реакция на медицинское вмешательство. И поэтому данная статья не может применяться к врачам . Также он отметил, что сегодня все чаще медицинским работникам вменяется 238 статья УК РФ , когда ответственность наступает при выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья. По его мнению, она рассчитана на отношения имущественного характера и речь в первую очередь идет о потребителях услуг на платной основе. Как полагает эксперт, в эту статью УК РФ неправомерно включать такие последствия, как причинение смерти, причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку в этом случае происходит подмена понятий. Эти и многие другие статьи УК при применении к сфере здравоохранения нуждаются в доработке.

При этом, как подчеркнул Олег Зателепин, судья Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, согласно статистике, подавляющее большинство врачей добросовестно выполняет свой долг. Так, в прошлом году по «медицинской» статье 124-ой УК РФ «Неоказание помощи больному» было осуждено всего 9 человек . Однако проблематично собрать статистику относительно того, сколько именно медицинских работников привлекались к уголовной ответственности по другим статьям, например, 109-ой –«Причинение смерти по неосторожности». По экспертным оценкам, такие случаи участились, и решающую роль в этом играет то, что медицинские организации не хотят брать на себя ответственность и выступать ответчиками при гражданских исках, нести материальную ответственность, проще найти «стрелочника» в лице врача. В этой ситуации врачам нужны правозащитные механизмы. Олег Зателепин полагает, правозащитным механизмом для врачей в уголовных делах может стать применение дополнительной формы, конкретизирующей действия (бездействие), а именно – нарушение специальных правил . «Данная форма имеет очень важное юридическое значение, – говорит Олег Зателепин , – нарушение специальных правил заключается в неисполнении предъявляемых требований . Таким образом, такие требования должны быть установлены, и если в порядке предварительно расследования выяснится, что четких правил нет, то вопрос об уголовной ответственности должен решаться иначе, поскольку врач ничего не нарушал в юридическом смысле. Кроме того, для соблюдения специальных правил обязательно должно быть наличие возможности для исполнения, если в силу ряда причин такой возможности нет, то врач не может быть признан виновным. Есть и еще один правозащитный аспекту этой формы – специальные правила, в том числе для медицинской сферы характеризуются вторичностью: не исключена возможность неадекватного отражения правилами действительности, поскольку они могут как опережать действительность, так и отставать от нее действительности. И если мы будем применять к «медицинским случаям» эту норму, то недостаточно установить сам факт нарушения правил, необходимо учитывать насколько социально-обоснованы требования и нормы. В ряде случаев, например, с обоснованным риском, нарушение правил, которые не отражают актуальную действительность не должно влечь за собой уголовную ответственность врачей». Как подчеркнул эксперт, перевод вопроса об уголовной ответственности врачей в публичный дискурс имеет огромное значение, особенно для судейского сообщества, так как именно суд выносит окончательное решение. И общество хочет, чтобы требования были справедливыми.

Сегодня же складывается ситуация, когда врачи, запуганные возможностью отказаться на скамье подсудимых за любое деяние, отказываются рисковать, пытаются подстраховаться, действуют так, что максимально обезопасить себя, что естественно препятствует поиску смелых и неординарных решений в медицине. И как подчеркнула, Азалия Долгова, президент Российской криминологической ассоциации, доктор юридических наук, профессор, сегодня в отношении врачей отмечается «прокурорский экстремизм», запугивание врачей.«Реалии таковы, что все замкнулись на уголовной ответственности врача, – говорит Олеся Веселкина, член Некоммерческой организации «Ассоциация судебно-медицинских экспертов, заведующая отделом сложных экспертиз Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области, – В последние годы публикации каждого бюро судебно-медицинской экспертизы посвящены увеличению так называемых «врачебных экспертиз». В прошлом году в Московской области был зафиксирован пик -141 экспертиза, хотя для области, в которой 50 районов, на самом деле это не так много. И все-таки рост есть. Но врачи не стали лечить хуже. Причина в том, что изменилась политика следствия. Сейчас любая жалоба против врачей, даже если она полна абсурда, принимается к рассмотрению ». Как говорит эксперт, уголовная ответственность должна быть нацелена на результат – улучшение качества медицинской помощи и уменьшение числа врачебных ошибок. Однако, несмотря на севших на скамью подсудимых врачей, этого не происходит. А если нет результатов, то пришло время сменить тактику. «Система, которая существует сейчас, достигла пика абсурда и дальше будет только фарс. Есть два пути выхода из тупика – изменить подходы к норме права или декриминализовать действия медицинских работников и переориентировать медицинские споры в гражданское судопроизводство. Это принесет несомненную пользу – у граждан есть возможность получить решение гражданского суда за несколько месяцев, что более перспективно, чем многолетние потуги следствия в попытках доказать прямую причинно-следственную связь по уголовной статье».

Хотя по мнению, Антонины Чупровой, профессора кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), доктора юридических наук, пациенты не всегда готовы вести дискуссии в сфере гражданского судопроизводства. По социологическому опросу, проведенному в 6 регионах России, в котором участвовали 512 человек, лишь 46% респондентов были готовы решать споры в гражданском судопроизводстве, а остальные настаивали на возбуждении уголовных дел.

Решение споров в области здравоохранения в сфере гражданского судопроизводства сегодня требует также изменений. Как известно,сейчас к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. На конференции были высказаны мнения, что такое положение дел не является верным. «Закон о защите прав потребителей для регулирования медицинской деятельности перестал удовлетворять реальным общественным отношениям между врачами и пациентами, – считает Марина Илюшина, заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права, доктор юридических наук, профессор, – необходим свой закон о защите прав пациентов при оказании медицинской помощи, для того, чтобы все новые реалии учтены. Сегодня невозможно адекватно использовать общие положения гражданского кодекса в медицине . Адекватность решения по гражданско-правовым искам зависит исключительно от квалификации судьи, при этом в нашей отрасли, существуют такие же проблемы с кадрами и их подготовкой, как и у медиков, и не всегда квалификации судьи достаточно для объективной оценки ситуации» . По мнению эксперта, новый закон существенно повлияет на врачебную практику. Если сегодня медицинские работники боятся рисковать и быть привлеченными к ответственности, то новый закон позволит сформировать правильный состав правонарушений и будет адекватно учитывать риски . Так, например, в Германии в судебной практике обязательно учитывается информированное согласие пациента. Врач не будет действовать без этого согласия – с одной стороны оно защищает врача, который разъяснив риски пациенту, чувствует себя более свободно, с другой оно служит и интересам пациента, избавляя его от формального подхода к лечению.

Зачастую не знают о своих правах не только пациенты, но и сами врачи порой не представляют, как реализовать эти права на практике. Несмотря на принятие Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на практике конкретные механизмы реализации прав пациентов отсутствуют в нормативно-правовых актах федерального уровня и уровня субъектов РФ. Профессор кафедры основ законодательства в здравоохранении ПМГМУ им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук Оксана Александрова считает, что решить данную проблему поможет разработка локальных нормативных актов , которые регламентируют реализацию прав пациентов. Сегодня права граждан в сфере охраны здоровья можно разбить на две большие группы. Первая группа – права граждан, механизм реализации которых в медицинской организации возможен через информирование о праве. К правам этой группы относятся: право на бесплатное получение медицинской помощи, право на меры социальной поддержки для льготных категорий граждан, право на платные медицинские услуги, право на выбор медицинской организации, право на выбор врача. Но есть огромные пласт прав граждан, механизм реализации которых в медицинской организации возможен через сочетание информирования о праве и регламентации локальным нормативным актом. Например, право пациента на информацию о состоянии здоровья и медицинском вмешательстве, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. В нормативно-правовых актах федерального уровня не регламентирован порядок выбора пациентом лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья. Или право на отказ от медицинского вмешательства. В законе федерального уровня не предусмотрен регламент действий медицинских работников при отказе пациента от медицинского вмешательства . Такая же ситуация и со многими другими правами пациента. «Закон есть, права у пациентов есть, а четкого и единого механизма реализации нет . Все это порождает многочисленные жалобы со стороны пациентов, непонимание, конфликты, – говорит Оксана Александрова. Разобраться с этим проблемами могут помочь локальные нормативные акты (ЛНА). Это документ установленной формы, принятый в пределах компетенции должностного лица, который содержит общеобязательные правила поведения, возникающие в связи с реализацией права гражданина и рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Локальный нормативный акт является нормативным правовым актом, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.Так, например, создаются ЛНА, закрепляющие порядок получения информации о правах и обязанностях пациента; ЛНА, закрепляющий порядок выбора лиц, которым может быть передана информация о состоянии здоровья пациента; ЛНА, утверждающие формы информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство и т.д. «Это большая и серьезная работа. Нужен анализ всех прав пациентов, анализ разработанных локальных нормативных актов. Конечно, необходимо обучать медицинских работников, рассказывать им об этих правовых аспектах. Необходимо в последипломную подготовку врачей вводить короткие циклы, программы по правам пациента. Нам важно создать понятный механизм реализации прав пациентов», – подчеркнула эксперт.

В этом контексте одной из тем конференции сало информированное согласие пациентов. Как отметили ее участники, чтобы информированное согласие пациентов действительно играло не формальную, а фактическую роль, сами пациенты должны быть хорошо осведомлены о своих правах и обязанностях. А как показывает практика, сегодня это далеко не так. С одной стороны, информирование пациентов прописано во многих нормативных и законодательных актах, в том числе в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации», в реалиях для пациента – это формальная бумага, которую ему выдают при приеме и с которой он не успевает толком ознакомиться. Информированное согласие подразумевает то, что пациент должен был детально ознакомлен с рисками, последствиями, альтернативными методами лечения, об ограничениях, которые могут возникать с методом лечения и пр. Но у врача нет на это времени, а пациенты черпают информацию из СМИ и интернета и имеют весьма смутное представление о свои правах. Как рассказала Ирина Наделяева , заместитель главного врача Центральной клинической больницы Управления делами президента Российской Федерации, в больнице было проведен опрос пациентов с целью узнать насколько пациенты в курсе своих прав и обязанностей. В течение 2 месяцев было опрошено 794 пациента. Из них 75% сказали, что знают свои права, утверждали что знакомы со своими обязанностями 84% респондентов. Однако под своими правами пациенты, например, понимали право приносить в больницу свои лекарства и принимать их без назначения врача, что на самом деле запрещено, поскольку больницы обеспечиваются через госпитальную аптеку. Пациенты плохо ориентируются и в обязанностях, так большинство не осознавали, что должны на 100% соблюдать режим назначений врача, не должны самостоятельно отменять прием лекарств. При этом более 30% даже не знали, куда они могут обратиться, если они полагают, что их права нарушены. «Этот опрос также показал, что пациенты готовы получать информацию о своих правах и обязанностях из личной беседы с врачом и потратить на это от 5-10 минут. Таким образом стало очевидно, что для пациентов очень важна персонализация отношений, а нынешняя система не подразумевает такой формы взаимодействия врача и пациента, что несет в дальнейшем правовые риски, которые объясняются незнанием пациентов своих прав и обязанностей », – сказала Ирина Наделяева.

В ходе дискуссии о правовом поле, в котором должны решаться конфликты между пациентов и врачом, участники обсудили также и возможность дисциплинарной ответственности врачей , которая широко применяется за рубежом. Как показывает зарубежный опыт – это очень действенный механизм воздействия. За нарушения и ошибки врач может быть отстранен от профессии, лишиться врачебной практики. Нередко для восстановления в профессии ему требует прохождение дополнительного обучения, подтверждение квалификации. Эксперты и с стороны юристов, и со стороны врачей считают, что функции по дисциплинарной ответственности должны быть делегированы профессиональному сообществу.

Помимо решения споров с помощью уголовного, гражданского судопроизводства и дисциплинарной ответственности медицинских работников, существует способ эффективного решения конфликтов в досудебном порядке. В этой области Национальной медицинской платой наработан большой опыт. Как рассказала Наталья Аксенова, председатель Общественного Совета при Министерстве здравоохранения РФ, председатель Смоленской региональной общественной организации «Врачебная Палата», вице-президент Национальной медицинской палаты, сегодня экспертами Смоленской врачебной палаты, которая на данный момент уже объединяет 85,2% врачей региона, было рассмотрено более 5,5 тыс. споров между пациентами и врачами граждан и лишь 2 из них перешли в стадию судебного разбирательства. В свое время, Смоленская врачебная палата также получила лицензию на контроль качества оказания медицинской помощи что дало возможность экспертам Палаты выступить перед судейским сообществом: во все суды региона были разосланы письма, что эта мощная медицинская организация готова помогать и при судебных разбирательствах. Эксперты были представлены судьям и получили высокую оценку судейской коллегии. В итоге за помощью стали обращаться сами судьи, эксперты палаты принимали участие уже в 12 судебных заседаниях. Но, конечно, гораздо эффективнее, если конфликт удалось погасить еще до того, как он передел в стадию судебного разбирательства.

Один из институтов, который может существенно снизить обращения граждан в суды – институт независимой медицинской экспертизы .Пилотный проект по независимой медицинской экспертизе был запущен Национальной медицинской палатой в 2014 году. Первыми регионами, в которых апробировалась модель, стали Смоленская, Московская и Липецкая области, позже к ним присоединились Свердловская, Омская и Воронежская, Рязанская и Тверская области, Республики Башкортостан и Татарстан. Таким образом, в 10 российских регионах были организованы и начали работать комиссии по независимой медицинской экспертизе.В 2016 году Врачебная палата Московской области возглавила пилотный проект НМП по созданию института независимой медицинской экспертизы. За период участия в пилотном проекте в 2016 было принято 108 обращений по вопросу рассмотрения спорных случаев, –– в том числе 45 обращений из регионов РФ и 63 из Московской области. Отклонено было 17 заявок. Урегулировано в досудебном порядке 19 обращений без проведения экспертизы, в том числе в 9 случаях было подписано соглашение по компенсации убытков и морального вреда, в 10 случаях в компенсации вреда аргументированно отказано. Сегодня на стадии рассмотрения и производства экспертизы находится 38 обращений. За время осуществления пилотного проекта был выявлен целый ряд проблем правового регулирования института независимой медицинской экспертизы, которые требуют решения . Сергей Лившиц, председатель правления Некоммерческого партнерства «Врачебная Палата Московской области» перечислил эти «болевые» точки. Во-первых, до сих пор правовой статус независимой медицинской экспертизы не определен – отсутствует положение Правительства РФ, в котором был бы закреплен этот статус. По мнению экспертов, функцию ее проведения надо передать профессиональным некоммерческим организациям. Во-вторых, согласно 58 статье ФЗ№ 323, сегодня только граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы. «Необходимо, чтобы таким правом обладали и медицинские организации, по нашему законодательству именно они вступают субъектом права, поэтому неправильно исключать для них возможность с помощью экспертизы установить истину», – сказал Сергей Лившиц. В-третьих, необходимо подключать к работе комиссий судей в отставке, сегодня по закону они не могут принимать участие в работе комиссии. Наконец, хотя Положение о независимой медицинской экспертизе, разработанное Нацмедпалатой, определяет ее как внесудебную экспертизу качества медицинской помощи , если конфликт не удается урегулировать в досудебном порядке, то, как полагает эксперт, было бы эффективным использовать заключение комиссиии при судебном рассмотрении дела. В ходе пилотного проекта в комиссии неоднократно поступали обращение по тем делам, которые уже находятся в суде, но сегодня судьи могут отказать в просьбе о включении в материалы дела заключения независимой медицинской экспертизы.

И очень важный аспект, который нуждается в правовом регулировании – соблюдение врачебной тайны. При проведении анализа обращений от граждан в центр независимой экспертизы, было выявлено, что в структуре отклоненных от рассмотрения заявлений лидирующие позиции занимали отказы в приеме заявлений от родственников умерших пациентов. Из 17 отказов в 15 случаях эксперты не смогли принять дело на рассмотрение именно от родственников умерших, что связано с пробелами в законодательстве о соблюдении врачебной тайны. В соответствие со статьей 13 323 ФЗ не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.Соответственно родственники умерших зачастую не могут получить на руки документацию, которая необходима для проведения независимой медицинской экспертизы – им просто ее не выдают. «Такое положение дел вызывает негативное отношение граждан, которые получили отказ в проведении независимой медицинской экспертизы. У них формируется мнение о заинтересованности профессионального сообщества в одностороннем исходе дела. Формируется препятствие к урегулированию медицинских споров в досудебном прядке. Мы считаем, что необходимо привлечение внимания к необоснованному сужению прав родственников при наличии у них разумных сомнений в качестве медицинской помощи, оказанной их близким», – говорит Елена Тихонова , руководитель пилотного проекта, руководитель Центра независимой экспертизы качества медицинской помощи «Врачебной палаты Московской области».

Часть экспертов полагает, что для решения данной проблемы целесообразно внесение изменений в действующий федеральный закон, в части предоставления родственникам умершего лица права по получение медицинской документации после его смерти для проведения независимой медицинской экспертизы. Однако это вопрос дискуссионный, поскольку разные кодексы – семейный, гражданский и др. по-разному трактуют близость родства.

Елена Тихонова отмечает, что для того, чтобы решить этот вопрос можно внести изменения в 4-ую часть статьи о врачебной тайне, где определены ситуации, когда возможно предоставление сведений, являющихся врачебной тайной без согласия гражданина. Среди них есть пункт, гласящий, что это допустимо в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом. «Можно дополнить этот пункт, указав, что эти полномочия распространяются на профессиональные медицинские организации, которые занимаются независимой медицинской экспертизой. Сегодня же существующий перечень является исчерпывающим, не подлежит расширенному толкования, и мы как профессиональная организация запрашивать документы не можем», – говорит Елена Тихонова.

Тем не менее пока изменения в закон не внесены, при проведении профессиональными организациями в условиях действующей правовой нормы института врачебной тайны необходимо руководствоваться следующими позициями. Если с заявлением о проведении независимой экспертизы качества оказания медицинской помощи обращается медицинская организация, то первичная документация должна быть представлена комиссии в обезличенном виде. Так, если заявление принимается от гражданина, то ее для обеспечения принципа независимости экспертизы, документы обезличивает секретарь для отсылки экспертам, а медицинская организация должна делать это самостоятельно, чтобы не нарушать врачебной тайны.Медицинские организации также могу действовать через институт адвокатской тайны. Адвокат, который представляет интересы медицинской организации, берет на себя ответственность со сохранения врачебной тайны.В случае самостоятельного, индивидуального обращения врачей, врач также не может самостоятельно предоставить документы. Единственный способ для врачей – действовать через институт адвокатской тайны. При рассмотрении заявлений от родственников умерших пациентов о проведении независимой экспертизы, необходимо давать письменный аргументированный отказ в соответствии с нормой закона. «Важно давать устные разъяснения доступным языком о причине отказа. Объяснять, что это закон не позволяет принять документы, а также рекомендовать гражданам в случае рассмотрения дела в суде привлекать для проведения медицинской экспертизы профессиональную организаций – заявлять ходатайство об этом. В целях дальнейшего развития института независимой медицинской экспертизы необходимо решение перечисленных проблем на законодательном уровне», подытожила Елена Тихонова.

Евгений Никонов, доктор медицинских наук,вице-президент «Национальной медицинской палаты», отметил, что сегодня актуализации на законодательном уровне требует целый спектр вопросов. Например,вопросы о медицинской помощи и медицинской услуге в условиях дистанционного оказания медицинской помощи . «Не урегулирован вопрос дистанционного оказания медицинской помощи и предоставления информированного согласия при таком виде оказания помощи, необходимо вносить изменения в стандарты и порядки оказания медицинской помощи, в настоящее время они подразумевают, что медицинская помощь оказывается пациенту в очной форме.Не проработан вопрос оказания услуги с применением телемедицинских технологий, включая консультации между медицинскими работниками и медицинским работником и пациентом, нет определения понятия электронный медицинский документ», – говорит Евгений Никонов.

Актуален вопрос о правовом статусе электронного медицинского документа. Ежедневная «бумажная работа» (прием, выписка и пр.) составляет более 200 форм и журналов, около 40% времени медицинского персонала тратится на выполнение этой работы. При этом из 502 существующих различных форм, 183 определены нормативным актом, и по экспертному мнению, как минимум, в 136 случаях возможна оптимизация и их перевод в электронный вид.

Как показала проведенная конференция, сегодня в правовом регулировании законодательства есть целый пласт противоречий, которые необходимо решать совместными усилиями врачей и юристов. Леонид Рошаль назвал конференцию первым шагом на пути решения озвученных проблем. «Мы подняли огромный пласт проблем, не для всех из них у нас на сегодня есть решения, но это первый шаг в большой совместной работе, мы будем работать и дальше, поднимать острые проблемы. Обсуждать пути их решения, и в конце концов мы найдем правильный путь», - сказал Леонид Рошаль.

Добавить комментарий

Предусматривающий установление административной ответственности за ряд нарушений требований федерального законодательства в сфере здравоохранения, несоблюдение которых может оказывать влияние на правильную оценку эффективности и безопасности лекарственных препаратов, нарушать права граждан в сфере охраны здоровья, в том числе создавать угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан. Целью введения новых видов административной ответственности являются повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности и ориентация государственного контроля (надзора) на предупреждение и побуждение к пресечению нарушений в сфере здравоохранения. Законопроектом предусмотрено, что соответствующий федеральный закон вступает в силу 1 января 2017 года.

Что является административным правонарушением?

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат такой ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностными лицами понимаются лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

За что предусматривается ответственность?

Нарушение порядка оказания медицинской помощи.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) с 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и предоставляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проектом федерального закона № 1093620-6 предусмотрено введение в КоАП РФ ст. 6.34, в силу которой нарушение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в части несоблюдения установленных ими обязательных требований повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., а на само учреждение – в размере от 100 000 до 300 000 руб.

При этом если такое деяние приведет к причинению вреда жизни или здоровью граждан либо создаст угрозу причинения вреда, на должностных лиц будет наложен административный штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на само учреждение – в размере от 200 000 до 400 000 руб. (или будет применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Нарушение порядка проведения медицинской экспертизы.

Проект федерального закона № 1093620-6 предусматривает административную ответственность за нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков проведения медицинской экспертизы, за исключением экспертизы качества оказания медицинской помощи, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Согласно вводимой в КоАП РФ ст. 6.35 нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных в соответствии с законодательством РФ порядков проведения медицинской экспертизы, кроме экспертизы качества оказания медицинской помощи, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11.32 КоАП РФ, повлечет наложение на должностных лиц учреждения здравоохранения административного штрафа в сумме от 2 000 до 3 000 руб., а на само учреждение – в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Напомним, что в силу ст. 58 Федерального закона № 323-ФЗ медицинской экспертизой является проводимое в предусмотренном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинской экспертизы:

  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • медико-социальная экспертиза;
  • военно-врачебная экспертиза;
  • судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
  • экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
  • экспертиза качества медицинской помощи.

Порядок проведения указанных видов экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет наступление юридически значимых последствий (ст. 65 Федерального закона № 323-ФЗ).

Видами медицинского освидетельствования являются:

  • освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
  • психиатрическое освидетельствование;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
  • иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством РФ.

Отметим, что административная ответственность за нарушение предусмотренного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров определена ст. 11.32 КоАП РФ.

Несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств.

Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, перечислены в ст. 74 Федерального закона № 323-ФЗ.

В силу ч. 3 данной статьи за нарушение указанных ограничений медицинские и фармацевтические работники, руководители медицинских организаций и руководители аптечных организаций, а также компании, представители компаний несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Заметим, что в настоящее время КоАП РФ не содержит норм, устанавливающих ответственность за данные нарушения. Этот пробел призван устранить проект федерального закона № 1093620-6, вводящий в кодекс ст. 6.36. Согласно названной статье несоблюдение ограничений, налагаемых в соответствии с законодательством РФ на медицинских работников, руководителей медицинских организаций, фармацевтических работников и руководителей аптечных организаций при осуществлении ими профессиональной деятельности, повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 7 000 руб., а на учреждение – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Кроме того, несоблюдение ограничений, налагаемых согласно законодательству об обращении лекарственных средств на организации, занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов для медицинского применения, организации, обладающие правами на использование торгового наименования лекарственного препарата для медицинского применения, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций), повлечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 300 000 до 500 000 руб. Напомним, что ограничения, применяемые при осуществлении деятельности в сфере обращения лекарственных средств, содержатся в ст. 67.1 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Проектом федерального закона № 1093620-6 предусматривается введение административной ответственности за следующие нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья (ст. 6.37 КоАП РФ).

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Совершение данного нарушения повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на само учреждение – в размере от 30 000 до 40 000 руб.

2. Взимание платы за оказание медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в реализации данной программы, и медицинскими работниками такой организации. Это действие приведет к наложению на должностных лиц административного штрафа в сумме от 20 000 до 30 000 руб., а на само учреждение – в размере от 30 000 до 40 000 руб.

3. Нарушение права гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 6.32 КоАП РФ. Данное деяние повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб., а на учреждение – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

4. Нарушение права гражданина на выбор в установленном законодательством РФ порядке врача и медицинской организации, получение информации о состоянии его здоровья. Указанное нарушение повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в сумме от 2 000 до 3 000 руб., а на учреждение – в сумме от 20 000 до 30 000 руб.

Напомним, что права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья определены гл. 4 Федерального закона № 323-ФЗ.

Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, предоставляющих медицинскую помощь, и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на ведение медицинской деятельности, осуществляются в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1175н (далее – Порядок № 1175н).

В соответствии с п. 30 и 34 указанного порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании первичной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе льготным категориям граждан, осуществляются исходя из тяжести и характера заболевания пациента или единолично лечащим врачом в случае типичного течения заболевания либо по согласованию с врачебной комиссией при нетипичном течении заболевания, при наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, а также в других случаях.

При этом в силу п. 6.1 Порядка № 1175н медицинским работникам запрещается выписывать рецепты:

  • на лекарственные препараты при отсутствии медицинских показаний;
  • на лекарственные препараты, не зарегистрированные на территории РФ;
  • на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях;
  • на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов для лечения наркомании.

Согласно вводимой в КоАП РФ ст. 6.37 нарушение медицинским работником порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, приведет к наложению административного штрафа в размере от 5 000 до 20 000 руб.

Нарушение порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения.

Новой ст. 6.38 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил надлежащей клинической практики, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на учреждение – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Кроме того, вводится ответственность за нарушение правил надлежащей лабораторной практики, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при проведении доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения. Санкции за данное деяние аналогичны санкциям за нарушение правил надлежащей клинической практики при проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.

Осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением лицензионных требований.

Согласно ч. 1 ст. 6.40 КоАП РФ осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением требований, предусмотренных соответствующими лицензиями, повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в сумме от 20 000 до 30 000 руб., а на учреждение – в сумме от 150 000 до 200 000 руб.

Кроме того, в случае осуществления медицинской и фармацевтической деятельности с грубым нарушением требований, установленных лицензиями, на должностное лицо учреждения будет наложен штраф в размере от 25 000 до 35 000 руб., а на учреждение – в размере от 200 000 до 300 000 руб. (или будет применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Обратите внимание

Понятие грубого нарушения будет устанавливаться Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств .

В новой редакции изложена ст. 14.4.2 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на учреждение – в размере от 100 000 до 150 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для справки:

Действующая в настоящее время редакция указанной статьи предусматривает применение административного штрафа: для должностных лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб., для юридических лиц – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Кроме того, вводится ответственность за следующие правонарушения:

  • за реализацию и отпуск лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, определенным производителями лекарственных препаратов, на указанные лекарственные препараты. Данное деяние повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 100 000 до 150 000 руб., а на юридических лиц – в размере от 250 000 до 500 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • за реализацию и отпуск лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, предусмотренным производителями лекарственных препаратов, на данные лекарственные препараты. Указанные нарушения приведут к наложению на должностных лиц административного штрафа в размере от 150 000 до 200 000 руб., а на юридических лиц – в размере от 500 000 до 1 000 000 руб. (или к административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток).

Кто будет привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

а) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

б) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения;

в) сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Проект федерального закона № 1093620-6 предлагает предоставить полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях по ряду статей об установлении административной ответственности, вводимых законопроектом, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.

Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 23.81 КоАП РФ Росздравнадзор, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 (в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг), 6.25 (в части несоблюдения требований к знаку о запрете курения, выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнения обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг), 6.28, ч. 1, 2 и 3 ст. 6.29, ст. 6.30, 6.32, ч. 1 ст. 6.34, ст. 6.35 – 6.39, ч. 1 ст. 14.4.2, ч. 1 и 2 ст. 14.43, ст. 14.44, 14.46, ч. 5 ст. 19.4, ч. 21 ст. 19.5, ст. 19.7.8 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роздравнадзора вправе:

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Отметим, что истечение срока давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Отсутствие в настоящее время предлагаемой проектом федерального закона № 1093620-6 административной ответственности не позволяет в полной мере применять меры воздействия при выявлении в ходе проверок, проводимых должностными лицами Росздравнадзора, нарушений качества и безопасности медицинской деятельности.

При этом выдача предписаний является недостаточно эффективной мерой воздействия для устранения нарушений в сфере здравоохранения, административная ответственность за которые предусматривается названным законопроектом.

В заключение еще раз перечислим нарушения, за которые вводится административная ответственность:

  • нарушение порядка оказания медицинской помощи;
  • нарушение порядка проведения медицинской экспертизы;
  • несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств;
  • нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов;
  • нарушение порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения;
  • осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением лицензионных требований;
  • нарушение законодательства об обращении лекарственных средств.

Проект федерального закона № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения».

21.04.2018

Цель семинара:

  • Формирование концепции юридической защиты интересов медицинской организации.
  • Создание основы для принятия эффективных управленческих решений по повышению качества и безопасности медицинской деятельности.
  • Минимизация правовых и финансовых рисков.

Целевая аудитория:

  • руководители и сотрудники администрации медицинских организаций;
  • практикующие врачи различных специальностей;
  • руководители юридических отделов и юрисконсульты медицинских организаций;
  • иные заинтересованные специалисты.

В результате обучения вы сможете узнать как:

  • Оптимизировать систему документооборота в медицинской организации.
  • Соблюдать требования законодательства в сфере оказания медицинских услуг.
  • Избежать системных правовых ошибок при оказании медицинских и немедицинских услуг медицинскими организациями разных форм собственности.
  • Построить эффективную систему внутреннего контроля качества медицинской помощи в медицинской организации.
  • Создать систему прогнозирования и предупреждения системных дефектов при оказании медицинской помощи.
  • Применять способы досудебного урегулирования конфликтов с пациентами.
  • Повысить эффективность работы с обращениями и жалобами пациентов.

Программа семинара

  • Обзор нормативно – правовых актов, определяющих условия и порядок оказания медицинской помощи в Российской Федерации.
  • Правовое значение медицинской документации при рассмотрении судебных дел: системные правовые ошибки при оформлении медико-правовых документов, рекомендации по оптимизации документооборота.
  • Систематизация дефектов оказания медицинской помощи как фактор возникновения риска наступления юридической ответственности. Мировая статистика врачебных ошибок.
  • Структура проведенных судебно-медицинских экспертиз за период 2015 - 2016 годы. Анализ судебно-медицинских экспертиз по врачебным делам за 2015-2016 годы.
  • Особенности привлечения к уголовной и административной ответственности при оказании медицинских услуг: анализ правоприменительной практики, разбор наиболее часто встречающихся правонарушений.
  • Система профессиональных и должностных преступлений в сфере здравоохранения: новеллы уголовного законодательства
  • Определение оснований и пределов уголовной ответственности как гарантии против необоснованных обвинений медицинских работников
  • Особенности применения норм, устанавливающих уголовную ответственность и назначение уголовных наказаний медицинских работников. Классификация статей уголовного кодекса
  • «Ненадлежащее оказание медицинской помощи» и «Неоказание помощи больному». Проблемы классификации
  • Расследование преступлений, совершенных медицинскими работниками (ятрогенных преступлений). Понятие и классификация ятрогенных преступлений.
    • Стадия возбуждения уголовного дела следственными органами:
    • Проверка сообщения о преступлении;
    • Анализ информации, полученной при проверке сообщения о преступлении;
    • Отказ в возбуждении уголовного дела.
    • Особенности расследования ятрогенных преступлений:
    • Выемка и обыск;
    • Осмотр документов, помещений, компьютерной техники;
    • Следственный эксперимент;
    • Контроль и запись телефонных и иных переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
    • Допрос. Тактика допроса при расследовании преступлений, совершенных медицинскими работниками. Допрос потерпевшего, свидетелей, обвиняемого.
    • Использование специальных знаний при расследовании ятрогенных преступлений. Комиссионные судебно-медицинские экспертизы качества медицинской помощи.
  • Особенности и порядок проведения комиссионных судебно-медицинских экспертиз.
  • Установление причинно-следственных связей по факту неоказания или ненадлежащего оказания медицинской помощи. Проблемы установления причинно-следственной связи по факту неоказания и ненадлежащего оказания медицинской помощи. Кто устанавливает причинно-следственные связи
  • Порядок определения тяжести вреда здоровью.
  • Невиновное причинение вреда и обстоятельства, исключающие преступность деяния при осуществлении медицинской деятельности.
  • Особенности гражданско-правовой ответственности медицинских работников и медицинских организаций. Проблемные вопросы компенсации морального вреда в случаях ненадлежащего оказания медицинской помощи. Проблема предъявления регрессного иска к медицинскому работнику в случае причинения вреда жизни или здоровью пациента. Презумпция вины исполнителя медицинских услуг. Применение норм, устанавливающих гражданско-правовую ответственность причинителя вреда без вины.
  • Применение законодательства о защите прав потребителей при оказании медицинских услуг медицинскими организациями с любой формой собственности (наложение штрафов при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав; уплата неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя.
  • Административная ответственность (обзор статей Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации, применяемых к медицинским организациям (работникам).
  • Организация деятельности по рассмотрению обращений (жалоб) пациентов и (или) их законных представителей: алгоритм действий. Тактика разрешения и предупреждения конфликтов с пациентами, организация способов досудебного разрешения конфликтов.

Место проведения:

"Институт Биотехнологий и Междисциплинарной Стоматологии", г. Москва, м. Фрунзенская, Комсомольский пр-т, д.32, корп.2

Стоимость участия: 10 000 руб

Российское здравоохранение сегодня находится под прицелом средств массовой информации, которые предпочитают, не разобравшись в ситуации, обвинить врачей во всех тяжких.

Меняется поведение пациентов. Среди них всё больше становится людей, которые приходят не только лечиться, но и доказывать, что их вылечили неправильно.

Согласитесь, сложно повышать качество медицинской помощи в атмосфере недоверия и постоянной угрозы быть «разоблачённым».

Как исправить ситуацию? У нас есть два варианта: бороться с обществом или организовать деятельность медицинской организации таким образом, чтобы на любую претензию СМИ, пациента или проверяющей инстанции предоставить аргументы, подкрепляя их законодательными нормами.

Второй путь предполагает создание системы управления правовыми рисками медицинской организации, которая защитит как отдельного врача, так и всю медицинскую организацию, избавив от уплаты огромных штрафов, судебных разбирательств и уголовной ответственности.

Создать такую систему Вы сможете, приняв участие во Всероссийском практическом семинаре «Управление правовыми рисками в медицинской организации».

К участию приглашаются

  • главные врачи;
  • заместители главных врачей;
  • юристы медицинских организаций;
  • специалисты департаментов и управлений здравоохранением;
  • руководители и преподаватели медицинских колледжей и вузов.

Эксперты

Президент Национального агентства безопасности пациентов, член общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, директор дирекции защиты прав застрахованных и экспертизы качества медицинской помощи ООО «Росгосстрах-Медицина».

" target="_blank"> Скачать программу



Поделиться