Сфера применения ФЗ «О техническом регулировании. Федеральный закон "о техническом регулировании" простыми словами Закон о техрегулировании

Основы

Технического регулирования

В россии

Методические указания

Оренбург

ИПК ГОУ ОГУ


Воробьев, А.Л.

Ó Воробьев А.Л.,

Бойко С.В., 2006

Ó ГОУ ОГУ, 2006



Введение

, и добровольных стандартов


Техническое регулирование

обязательных требований

Разработке, принятии, применении и исполнении

Оценке соответствия.

Поэтому в законе (или подзаконном акте) необходимо четко определить, какие из видов услуг и работ могут быть отнесены к процессам для соблюдения обязательных требований при их выполнении.

Сферы, на которые не распространяются нормы ФЗ:

Требования к функционированию единой сети связи РФ и продукции, обеспечивающей целостность, устойчивость и безопасность указанной сети связи, использованию радиочастотного спектра;

Государственные и образовательные стандарты;

Положения о бухгалтерском учете и правила аудиторской деятельности;

Стандарты эмиссии ценных бумаг и проспекты эмиссии ценных бумаг.

Технические регламенты

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие :

Безопасность излучений;

Биологическую безопасность;

Взрывобезопасность;

Механическую безопасность;

Пожарную безопасность;

Промышленную безопасность;

Термическую безопасность;

Химическую безопасность;

Электрическую безопасность;

Ядерную и радиационную безопасность;

Электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

Единство измерений.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов.

Перечень требований к содержанию технического регламента включает :

Исчерпывающий перечень объектов регулирования (продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) и правила их идентификации для целей применения технического регламента;

Обязательные требования к продукции и процессам;

Требования к терминологии;

Требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к упаковке и маркировке являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, к процессам её жизненного цикла, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента. Технические регламенты должны устанавливать требования к результату, который должен быть получен, а не к способу его достижения, и только при необходимости – требования к конструкции. Это позволит производителям самим выбирать конструктивное решение, экономически наиболее целесообразное для них.

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к объектам регулирования обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Технический регламент может содержать специальные требования, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей принятия технических регламентов.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования:

К продукции, методам ее обработки и производства;

К процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия;

Карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов;

Методы и процедуры отбора проб;

Методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание:

Положения международных стандартов;

Распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями;

Экологические условия;

Экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.

В случае если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующих технических регламентов в подобных случаях ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с ФЗ «О карантине растений» и Законом РФ «О ветеринарии».

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соотношения: степень риска / потенциальный экономический ущерб при применении указанных мер (ущерб от уменьшения объема производства продукции или ее продаж) / потенциальный экономический ущерб в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания (расходы на борьбу с ними или их ликвидацию).

Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для их проведения, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством РФ.

Одним из принципов технического регулирования является «соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам». Выполнение этих задач относится к функциям Правительства РФ, которое должно утверждать в этих целях программу разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

ФЗ предусматривает обязанность Правительства РФ по организации постоянного учета и анализа всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также информирования приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов. Объем и способы информирования ФЗ не определены.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов, видов или особенностей сделок физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Заключение

ФЗ «О техническом регулировании» вызвал серьезную критику, сопротивление и непонимание многих заинтересованных ведомств, а также предпринимателей. Наиболее активными противниками ФЗ были представители авиапрома и строители. В качестве основного аргумента приводилась невозможность замены нескольких тысяч нормативных документов одним (или несколькими) техническим регламентом. Оппозиционные выступления прозвучали и со стороны представителей металлургической, легкой и текстильной промышленности.

ФЗ при всей его значимости и актуальности не лишен недостатков и нуждается во внесении дополнений и изменений для их устранения.

Технические регламенты, принятые федеральным законом или постановлением Правительства РФ вступают в силу не ранее чем через 6 месяцев со дня его официального опубликования. Нижний временной предел вступления – 6 месяцев, верхний ФЗ не предусмотрен (уместнее было бы для устранения подобной неточности в сроках словосочетание «не ранее» убрать, предусмотрев вступление регламента в силу точно через 6 месяцев с момента опубликования). Это можно объяснить тем, что материально-техническая база и уровень материально-технического развития, которым должны соответствовать принимаемые технические регламенты, постоянно совершенствуются, не говоря уже о мировом уровне, который должен быть положен в основу разработки, можно предположить, что технические регламенты к моменту своего принятия могут «морально устареть». В подобной ситуации Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент, причем данная процедура должна проходить в том же порядке, что и принятие регламента. В результате законотворческий процесс рискует превратиться в череду приемов, отмен и внесения изменений.

Проблема точного расчета времени для принятия технического регламента заключается в сложности и многоступенчатости процедуры принятия технических регламентов: проект дважды проходит обсуждение заинтересованных лиц, дважды подвергается комплексной комиссионной экспертизе, дважды Правительство РФ готовит на принимаемый проект отзыв, дважды проходят обсуждения в Государственной Думе (!). Поэтому произвести точный расчет времени невозможно, но очевидно, что эта процедура занимает много времени.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что возведение технического регламента в ранг федерального закона является необоснованным, фактически это возложение ответственности за техническое регулирование в стране на Государственную Думу. Технический регламент в силу его специфичности не является предметом рассмотрения Государственной Думы. За жизнь, здоровье граждан, защиту их имущества, защиту окружающей среды, флоры и фауны отвечает Правительство РФ. Это непосредственно входит в сферу его полномочий и обязанностей и отвечает интересам граждан России. Кроме того, учитывая некомпетентность большинства депутатского корпуса в технических вопросах, затяжные процедуры рассмотрения принятия законов, очень трудно будет найти виновных в появлении «несовершенных и неудачных» технических регламентов. Было бы целесообразнее, чтобы технические регламенты вводились в действие постановлениями Правительство РФ. Это значительно бы упростило процедуры разработки и принятия технических регламентов и сократило сроки введения их в действие. Престиж технического регламента от этого бы не пострадал, поскольку постановление Правительства РФ является хоть и подзаконным актом, но обладает высокой юридической силой и обязателен к исполнению на территории России. К тому же вся работа по техническому регулированию лежит на Правительстве РФ:

Утверждение программы разработки технических регламентов;

Рассмотрение внесенного в Государственную Думу проекта федерального закона о регламенте и подготовка отзыва на него;

Установление порядка создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию.

На Правительство РФ возлагается обязанность внесения изменений в регламент. Правительство РФ – это субъект международных договоров, в том числе и тех, которыми предусматривается введение в действие технических регламентов.

По данным различных публикаций российский фонд должен насчитывать около 500 – 2000 технических регламентов. Это означает, что Государственная Дума должна в течение 7 лет ежегодно рассматривать 100-300 законопроектов о технических регламентах, а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие регламенты, об отмене. Государственной Думе такой объем работы физически не по силам.

С момента официального опубликования федерального закона или постановления Правительства и до вступления их в силу должны быть разработаны федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции правила и методы отбора образцов для проведения исследований и измерений, необходимые для применения технических регламентов. Представляется неразумным разделять разработку обязательных требований к продукции и процессам и разработку определения этих требований (причем после того, как обязательные требования уже разработаны и приняты). Обязательные требования, как правило, представляют собой какие-либо количественные показатели, при этом значения этих показателей находятся в непосредственной взаимосвязи с методиками их определения. Поэтому трудно представить, как можно утвердить значения показателей, не обосновывая процедуру их определения. Для устранения этой недоработки следует включить в технические регламенты методики и правила проведения исследований и измерений или ссылки на них при обязательной одновременной разработке.

Основной вопрос, который остался открытым после вступления ФЗ в силу, - вопрос качества продукции. Ведь для обеспечения свободного выхода отечественной продукции на мировой рынок недостаточно привести нашу нормативную базу в соответствие с европейской. Основным критерием все-таки было и остается качество предлагаемой продукции.


Словарь терминов

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).


Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1) Перечислите сферы применения ФЗ «О техническом регулировании».

2) На какие сферы деятельности не распространяется действие ФЗ «О техническом регулировании»?

3) Что является объектами технических регламентов?

4) Перечислите принципы технического регулирования.

5) На какие виды работ и услуг устанавливаются обязательные требования? Какими способами они могут быть установлены?

6) В каких целях принимаются технические регламенты?

7) Какие виды безопасности должны обеспечивать установленные техническими регламентами требования?

8) Для чего необходимо предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей?

9) Какие минимально необходимые требования должен устанавливать технический регламент?

10) Что должен содержать технический регламент?

11) В каком случае технический регламент может содержать требования к конструкции и исполнению?

12) Какие специальные требования может содержать технический регламент?

13) Что является основанием для применения и разработки ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер? Что должно учитываться при их применении?

14) По каким вопросам принимаются общие технические регламенты?

15) В отношении каких объектов необходимо принятие специальных технических регламентов?

16) Перечислите основные этапы разработки и принятия технического регламента.

17) Что указывается в уведомлении о разработке проекта технического регламента?

19) Какие документы необходимы для внесения проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу?

20) Каким образом может быть принят технический регламент в исключительных случаях?

21) Кто может быть членом экспертной комиссии по техническому регулированию?


Основы

Технического регулирования

В россии

Методические указания

к практическим занятиям по курсу

«Метрология, стандартизация и стандартизация»

Оренбург

ИПК ГОУ ОГУ


Рецензент – доцент, кандидат технических наук В.А. Никитин

Воробьев, А.Л.

В 75 Основы технического регулирования в России: методические указания к практическим занятиям по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» / А.Л. Воробьев, С.В. Бойко; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2006. – 24 с.

Приведены основные сферы применения федерального закона РФ «О техническом регулировании», рассмотрены цели и принципы технического регулирования, а также представлена информация по содержанию и применению технических регламентов, о порядке их разработки, принятия, изменения и отмены.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальностям 200503 «Стандартизация и сертификация» и 220501 «Управление качеством», при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», в части раздела «Стандартизация».

Ó Воробьев А.Л.,

Бойко С.В., 2006

Ó ГОУ ОГУ, 2006


Введение………………………………………………………………………
1 Техническое регулирование ………………………………………………
1.1 Сфера применения ФЗ «О техническом регулировании»……………..
1.2 Принципы технического регулирования……………………………….
1.3 Особенный порядок технического регулирования…………………….
2 Технические регламенты…………………………………………………..
2.1 Цели принятия технических регламентов……………………………...
2.2 Содержание и применение технических регламентов………………...
2.3 Виды технических регламентов………………………………………...
2.4 Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента…………………………………………………………………….
2.5 Особый порядок разработки и принятия технических регламентов…
Заключение……………………………………………………………………
Словарь терминов…………………………………………………………….
Вопросы для самоконтроля и обсуждения………………………………….
Список использованных источников………………………………………..

Введение

В развитых странах мирового сообщества широко распространена практика разработки и применения законодательства по техническому регулированию. В США действует порядка 150 таких законодательных актов, в Австрии - 200, в Японии - более 50. В Европейском сообществе в рамках нового и глобального подходов приняты 24 директивы общего рынка, являющиеся по существу техническими регламентами .

Вот и в Российской Федерации 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее ФЗ), который ознаменовал начало в России коренной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия.

К основным целям ФЗ его сторонники относят стремление максимально гармонизировать отечественную систему технического регулирования с международной, прежде всего, с европейской. Это, как предполагается, позволит устранить нормативные барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные условия для отечественных и зарубежных производителей на российском рынке.

Основная цель ФЗ – создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, которые будут содержать обязательные требования безопасности , и добровольных стандартов , содержащих требования к качеству (до принятия ФЗ все действующие в нашей стране ГОСТы были обязательны для исполнения).

Утверждение технического регламента в качестве обязательного к исполнению и применению документа и перевод стандартов в категорию добровольно применяемых норм явились своего рода революцией в сложившемся десятилетиями процессе технического регулирования (порядка разработки и установления обязательных к исполнению требований для продукции и связанных с её обращением процессов).


Техническое регулирование

Сфера применения ФЗ «О техническом регулировании»

ФЗ регулирует отношения, возникающие при:

Разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

Оценке соответствия.

Закон выводит из-под действия обязательных требований такие два важных вида деятельности, как выполнение работ и оказание услуг, т.е. на продукцию и связанные с ней процессы разрабатываются и применяются как обязательные, так и добровольно исполняемые требования, а на выполнение работ и оказание услуг – только добровольные требования. Выведение работ и услуг из сферы действия обязательных требований может в дальнейшем вызвать серьезные проблемы: к чему следует отнести действия – к процессу, на который распространяются обязательные требования, или к оказанию услуги, регулируемой добровольно применяемыми требованиями. Так, например, розничная торговля продовольственными товарами до принятия ФЗ классифицировалась согласно Общероссийскому классификатору работ и услуг как «услуга по реализации продовольственных товаров», т.е. со вступлением ФЗ в силу требования на данные действия должны были применяться в добровольном порядке. Но в связи с особой значимостью соблюдения требований при осуществлении розничной торговли для обеспечения безопасности жизни или здоровья потребителей, она была выведена из категории «услуги» и переведена в категорию «процессы».

В перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, на которые, согласно ФЗ, не будут распространяться обязательные требования, гарантирующие достижение целей технического регулирования, можно включить: услуги общественного питания, по перевозке пассажиров, по ремонту автомототранспортных, по ремонту бытовой техники, строительству, медицинские и др. Все они сопряжены с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, а значит, выводить их из сферы обязательного регулирования преждевременно.

Характеристика ФЗ № 184-ФЗ "О техническом регулировании"

Принятый 27 декабря 2002 г. Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" закладывает основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оценки и подтверждения соответствия.

Рассматриваемый Закон предусматривает постепенную ликвидацию системы государственных и отраслевых стандартов и норм и предполагает разработку и принятие в течение семи лет обязательных для всех отраслей технических регламентов, которые, однако, должны содержать лишь минимальные требования к необходимому уровню безопасности продукции и процессам.

Из содержания Закона о техническом регулировании (п.1 ст.4) следует, что в данной сфере действует система правовых актов, которая позволяет охватывать все аспекты регулирования отношений в области установления, применения и исполнения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и оценки соответствия. Основу составляют конституционные принципы единства экономического пространства (ч.1 ст.8 Конституции), установления правовых основ единого рынка (п. "ж" ст.71 Конституции), закрепления важнейших объектов жизнедеятельности в исключительном ведении Российской Федерации (п. "и", "м", "р" ст.71 Конституции) Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. "Концепция правового обеспечения технического регулирования"//Журнал российского права. - 2006. - № 9. - С. 12. .

Концепция Закона о техническом регулировании исходит из признания верховенства федерального закона в данной сфере.

Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или эксплуатации. Суть контроля качества продукции на предприятии заключается в получении информации о состоянии объекта и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированных в чертежах, стандартах, договорах поставки, ТЗ, НДТ, ТУ и др. Контроль предусматривает проверку продукции в самом начале производственного процесса и в период эксплуатационного обслуживания.

В соответствии с Законом "О техническом регулировании" ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. ФЗ № 160-ФЗ от 23. 07.2008г.) //СЗ РФ. - 2002. - № 52 (ч. 1). такое регулирование должно сопровождаться принятием и введением в действие соответствующих нормативных правовых актов. В идеальном случае по объектам регулирования в разных отраслях экономики должны быть приняты:

1) технический регламент - это может быть федеральный закон или постановление Правительства либо указ Президента Российской Федерации;

2) стандарт - это документ, в котором устанавливаются для добровольного многократного использования правила, общие принципы, характеристики процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг;

3) декларация о соответствии или сертификат соответствия - это документальное удостоверение того, что продукция, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов или положениям стандартов, условиям гражданско-правовых договоров.

Техническое регулирование отношений, указанных в Законе, должно осуществляться практически во всех сферах экономической (хозяйственной) деятельности.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В целях доведения указанных сведений до заинтересованных лиц была создана единая информационная система по техническому регулированию.

Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Примечательно, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается (п.2 ст.6 Закона "О техническом регулировании"). С учетом степени риска причинения вреда технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измеренийСтраунинг Э.Л. "Роль технических регламентов в правовом регулировании рекламных отношений"//Право и экономика. - 2006. - № 6. - С. 21. .

Требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, которые преследуются принятием таких регламентов. В связи с этим установлено, что технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и не подлежит расширительному толкованию. Указанные регламенты имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер.

Законом "О техническом регулировании" ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. ФЗ № 160-ФЗ от 23. 07.2008г.) //СЗ РФ. - 2002. - № 52 (ч. 1). установлено, что технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Предусмотрено, что в РФ должны действовать общие и специальные технические регламенты.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом "О техническом регулировании" для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов, а также степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Следует отметить, что Закон "О техническом регулировании" является, по сути, реформаторским и призван заменить действующие ГОСТы на технические регламенты, которые будут носить обязательный характер.

В настоящее время одними из новых, приняты следующие регламенты: технический регламент на молоко и молочную продукцию № 88-ФЗ от 12 июня 2008 г.; технический регламент на масложировую продукцию № 90-ФЗ от 24 июня 2008 г.; технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.; технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей № 178-ФЗ от 27 октября 2008 г.; технический регламент на табачную продукцию № 268-ФЗ от 22 декабря 2008 г.

Важным элементом в управлении качеством продукции является стандартизация.

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:

безопасности продукции и услуг;

технической и информационной совместимости;

взаимозаменяемости;

качества продукции;

соответствия уровню техники и технологии;

единства измерений;

безопасности хозяйственной деятельности;

обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст.2 Закона о техническом регулировании).

Федеральный закон "О техническом регулировании" отменил целый ряд документов, оставив:

национальные стандарты;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций;

своды правил.

Закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей. С другой стороны, Закон предусматривает дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования в важной сфере деятельности.

Закон разработан в соответствии с практикой работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию. Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс.

Давая общую оценку содержания Закона, следует сделать вывод о его революционном характере. Закон устраняет еще имевшиеся остатки методов административного управления экономикой в части регулирования требований к продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования. Закон устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, вносит ясность в многие понятия, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.

обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

2. Заявитель обязан:

Обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

Выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

Указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

Предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии;

Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

Извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

Приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 28 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ

    Определение от 29 августа 2019 г. по делу № А60-72469/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    11.1995 № 171ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», части 2 статьи 28 , статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184ФЗ «О техническом регулировании». Статьей 14.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, ...

    Решение от 2 апреля 2019 г. по делу № А32-4100/2019

    И изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг. Как следует из пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ), заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, ...

    Решение от 1 апреля 2019 г. по делу № А32-53855/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    .../ АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Дело № А32-53855/18 «1» апреля 2019 г. г. Краснодар Резолютивная часть решения объявлена « 28 » марта 2019 г. Полный текст решения изготовлен «1» апреля 2019 г. Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания помощником...

    Решение от 27 марта 2019 г. по делу № А22-312/2019

    Арбитражный суд Республики Калмыкия (АС Республики Калмыкия)

    В арбитражный суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя Токмакова Юрия Васильевича (далее – Ответчик, предприниматель) виновным в совершении административного правонарушения, за нарушение ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ч. 2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности зерна», и...

    Решение от 18 марта 2019 г. по делу № А53-430/2019

    10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса. Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». - Заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов и выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению...

    Решение от 14 марта 2019 г. по делу № А56-136838/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Перечень стандартов, указанныхв разделе V настоящего технического регламента, которые были применены приизготовлении (производстве) оборудования; документы, подтверждающиеквалификацию специалистов и персонала изготовителя. - нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 1 раздела I, пункта 50 раздела VI TP ТС 032/2013, подпункта е) пункта 4 раздела II Единой формы декларации о соответствии (в редакции, ...

    Решение от 14 марта 2019 г. по делу № А53-4906/2019

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    Установил следующее. В ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения № ВПП-000024 от 18.01.2019 по поручению заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 28 . 11.2018 г № АГ-П11-8385. 22.01.2019 10 часов 10 мин, в отношении СПК (колхоз) «Родина», зарегистрированного по адресу: 346964, Ростовская область, Матвеево-Курганский район, ...

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Принципы технического регулирования
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании
Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции
Статья 5.1. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений
Статья 5.2. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территории инновационного центра "Сколково"
Статья 5.3. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территории международного медицинского кластера
Статья 5.4. Особенности технического регулирования при осуществлении градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки
Статья 5.5. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территориях инновационных научно-технологических центров
Глава 2. Технические регламенты
Статья 6. Цели принятия технических регламентов
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
Статья 8. Виды технических регламентов. (Утратила силу)
Статья 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента
Статья 9.1. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию
Статья 10. Особый порядок разработки и принятия технических регламентов
Глава 3. Документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов
Статья 11. Цели стандартизации. (Утратила силу)
Статья 12. Принципы стандартизации. (Утратила силу)
Статья 13. Документы в области стандартизации. (Утратила силу)
Статья 14. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации. (Утратила силу)
Статья 15. Национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. (Утратила силу)
Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов. (Утратила силу)
Статья 16.1. Правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов
Статья 16.2. Правила разработки и утверждения предварительного национального стандарта. (Утратила силу)
Статья 17. Стандарты организаций. (Утратила силу)
Глава 4. Подтверждение соответствия
Статья 18. Цели подтверждения соответствия
Статья 19. Принципы подтверждения соответствия
Статья 20. Формы подтверждения соответствия
Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия
Статья 22. Знаки соответствия
Статья 23. Обязательное подтверждение соответствия
Статья 24. Декларирование соответствия
Статья 25. Обязательная сертификация
Статья 26. Организация обязательной сертификации
Статья 27. Знак обращения на рынке
Статья 28. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия
Статья 29. Условия ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
Статья 30. Признание результатов подтверждения соответствия
Глава 5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
Статья 31.1. Национальный орган по аккредитации. (Утратила силу)
Глава 6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
Статья 32. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
Статья 33. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
Статья 34. Полномочия органов государственного контроля (надзора)
Статья 35. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
Глава 7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции
Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов
Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 39. Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 40. Принудительный отзыв продукции
Статья 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации
Статья 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории (центра)
Глава 8. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов
Статья 43. Информация о документах по стандартизации. (Утратила силу)
Статья 44. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов
Глава 9. Финансирование в области технического регулирования
Статья 45. Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования
Глава 10. Заключительные и переходные положения
Статья 46. Переходные положения
Статья 47. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 48. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – правовое регулирование отношений в области уста­новления и применения обязательных требований и требований на добровольной основе к продукции, процессам жизненного цикла продукции (процес­сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), работам и услугам, а также в области оценки соответствия .

Одним из результатов технического регулирования является ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность правовых норм, регламентирующих требования к объектам технического регулирования и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

ОБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

    Продукция;

    Процессы жизненного цикла продукции (процес­сы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

    Работы и услуги.

СУБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

    Органы власти (Правительство и министерства РФ);

    Органы государственного контроля (надзора ) за соблюдением требований технического законодательства (Федеральные службы по надзору);

    Органы по сертификации , аккредитованные испытательные лаборатории ;

    Разработчики законов , стандартов и другой НТД;

    Субъекты предпринимательской деятельности.

ФЗ «О техническом регулировании» предписывает:

1. Установление обязательных требований к продукции, процессам производства, работам и услугам осуществляется исключительно в форме ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ РФ, имеющих статус Федеральных законов РФ.

2. Российские организации получают право формирования собственной, не противоречащей техническим регламентам РФ, нормативной базы (СТАНДАРТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ). При этом организации вправе осуществить это путем вве­дения в качестве своего стандарта как ранее выпущенных российских нормативных документов, так и международных стандартов.

3. Органы государственного надзора, министерства и ведомства России утрачивают право выпуска нормативных (предписывающих) документов и сохраняют право вы­пуска только документов разъясняющего и методического характера.

Уровни нормативных документов согласно фз «о техническом регулировании»

Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется тремя уровнями нормативных документов.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ Российской Федерации

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ – документ, который принят международным договором РФ, или Федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – стандарт, утвержденный национальным органом Рос­сийской Федерации по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

К этому же уровню относятся:

- документы министерств и ведомств , которые носят методический (рекомендательный) характер;

Установленные законом правила, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ - СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ - это стандарты, добровольно разрабатываемые и принимаемые отдельными организациями, компаниями, отраслевыми объединениями, которые обязательны только в границах издавших их организаций.

ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает:

    цели, принципы, функции и задачи стандартизации;

    документы в области стандартизации;

    функции Национального органа по стандартизации (Ростехрегулирования);

    порядок разработки, принятия и отмены технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций;

    цели, принципы и формы подтверждения соответствия;

    государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

    финансирование в области технического регулирования



Поделиться