Может ли быть продлено действие регистрации товарного знака? между всеми правообладателями поровну, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав. 2. В целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. 3. Юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности и на такие средства индивидуализации, а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В случаях, предусмотренных статьями 1401 - 1405 настоящего Кодекса, указанные в настоящем пункте действия могут осуществлять также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. 4. В отношении селекционных достижений функции, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, осуществляют соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям. 5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Данные ставки, порядок и сроки применяются в случае, если работодатель и работник не заключили договор, устанавливающий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец. 6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки вознаграждения, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Консультации юриста по ст. 1246 ГК РФ

Задать вопрос:


    Татьяна Никитина

    Помогите!! Нужны крэки и ключи!!

    Илья Кожемяко

    Церковные шестёрки сказали, что "для фотосъемки нужно благословение батюшки". Так это можно или запрещено, как понять?

    • Любительская фото и видеосъемка в храмах разрешена. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется свобода творчества, доступ к культурным ценностям и, согласно ст. 29, право свободно искать, получать, передавать...

    Надежда Сидорова

    Не пойму, почему многие считают, что мигранты-это благо для нашей экономики и страны в целом?Я считаю, что это глупости!

    • Я сделала недавно один вывод, что все эти полчища мигрантов нужны на самом деле не России и русскому народу, а кучке неруси, которая наживается и обогащается на труде нелегалов, сбивая их вот в такие преступные сообщества, наподобие...

    Алена Сидорова

    Почему я не наблюдаю реализацию этой команды???внутри

    • Много букв. Сходную мысль высказывал Герман Стерлигов, только он пошёл дальше, предлагая ввести золотой рубль, но в электронном выражении. То есть все запасы золота, которые есть в стране, выразить в весовых единицах и постепенно заменять...

    Валентин Мыцыков

    Если человек всю жизнь критиковал КПСС, а теперь поддерживает программу КПРФ, он кто для России? См. её.

    • у кпсс лозунги помню программу нет,у кпрф программа нравится а сама кпрф нет

    Виктор Смологонов

    Считается ли уголовнонаказуемым?. Является ли уголовно наказуемым, если качать фильмы и мультики, как новые так и старые с интернета, записывать их на диски и продавать, если да, то куда стоит обратиться что бы настучать на людей кто этим занимается?

    • Является.

    Наталья Романова

    Когда в нашей стране наладится жизнь?

    • Приезжай к нам в Беларусь и ты заберешь свои слова обратно и будишь радоваться жизни на своем Дальнем востоке

    Евгений Никитенко

    Штраф за использование нелицензионных программ у ИП.

    • Санкции такие, что ж@па треснет: айболит-онлайн.рф/Статьи-администрирование/illegal-soft-using .html (пробелы в ссылке перед точками убери) С 1 января 2008 года в сфере регулирования вопросов интеллектуальной собственности действует единый...

    Геннадий Духовской

    что такое аналогия права??

    • 5. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной...

    Дмитрий Туманин

    Кто такие либералы и почему их не любят? (многабукафф)

    • Дитё ты еще) те кто привел Державу дефолту 1998 года и массовому обнищанию населения РФ в 90 годах прошлого века. Какая разница, что из себя представляет каноническое определение либерализма из энциклопедии? "По плодам их познаете их...

    Георгий Чернонебов

    Здравствуйте, помогите пожалуйста с задачей по ПОПД. В одном из ныне действующих и благопо¬лучных НИИ в контракте, заключаемом с инженерно-техническими работниками, предусмотрены такие условия: 1. Работодатель осуществляет свои полномочия на основании Кодекса законов о труде и Гражданского ко¬декса РФ. 2. Срок действия договора - бессрочный. 3. Вся произведенная в период действия контракта продукция, в том числе и интеллектуального характера, является собственностью института. 4. Работник возмещает институту причиненные убытки, в том числе и упущенную выгоду в полном объеме. 5. Работник может быть уволен в случае разглашения сведений, являющихся государственной или коммерче¬ской тайной. 6. Расторжению трудового договора по любому осно¬ванию при наличии спора должно предшествовать рас¬смотрение спора специальной комиссией по рассмотре¬нию споров и жалоб, состоящей из пяти человек и при участии юриста. Результаты рассмотрения спора оформ¬ляются протоколом, мнение юриста считается решающим. Какие условия этого контракта противоречат трудо¬вому законодательству? Нормативные акты: КЗоТ РФ, ГК РФ .

    • Ответ юриста:

      1.Кодекс законов о труде давно уже утратил силу. Трудовые отношения регулирует Трудовой кодекс РФ . 4. Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. 6. Увольнению по собственному желанию работника предшествует только его личное заявление за 2 недели.

    Олег Штыков

    Хочу запатентовать компьютерную программу, но узнал что компьютерные программы патентовать нельзя, что делать?

    • На программу не дают, а вот на новые технологии дают. Т. е. : если в программе вы использовали какой-то инновационный метод, то его вполне можно запатентовать, как делают различные крупные компании.

    Лариса Кузьмина

    Помогите с информатикой! Всего 3 вопроса! Смотрите внутри! Очень СРОЧНО! Спасибо всем откликнувшимся!!!

    • 1) ормационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении...

    Тимур Ощерин

    тема интересного диплома подскажите)

    • Сначала определитесь какая отрасль права Вам интересна, потом думайте о проблемах, которые сейчас в этой сфере имеются, тогда тема сама родится, причем актуальная, а значит и интересная. Пример: "Проблемы защиты авторских прав в сети...

    Богдан Шахов

    Что имеют права делать таможные службы и что не имеют права делать?. Мне пару примеров там трогать багаж руками, осмотр без хозяина багажа и т. д. То что важно знать...

    • Ответ юриста:

      Статья 12. Функции (обязанности) таможенных органов 1. Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности) : 1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации; 2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота; 3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; 4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию; 5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза; 6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации; 7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; 8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) , оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации; 9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию; 10) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования; 11) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов; 12) обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; 13) разъясняют заинтересованным лицам их права

    Петр Дедухов

    каков круг отношений, регулируемых гражданским правом?

    • К общественным отношениям, регулируемым гражданским правом, относятся, прежде всего, товарно-денежные (купля-продажа, поставка, перевозка, аренда и пр.) и иные имущественные отношения в связи с переходом прав на имущество (дарение...

    Антонина Дмитриева

    помогите решить задачу. Состав семьи Потемкиных таков: дедушка - пенсионер, работает заведующим складом стан­- ции «Москва-товарная» ; отец - машинист локомотива; мать - домохозяйка; старший сын Степан - капитан дальнего плавания; сын Сергей - акционер, приобрел 25% акций ЗАО «Изум- руд» ; дочь Екатерина - занимается озеленением парков (в госу­- дарственной сфере и у частных лиц) ; дочь Ольга - свободный художник; ее муж Иван - предприниматель, занимается юридической практикой; Назовите общественные отношения, входящие в предмет трудового права. Каково отличие отношений, входящих в предмет трудового права, от отношений гражданского права? Укажите харак­- терные особенности трудовых отношений? На кого в семье Потемкиных распространяется трудовое законодательство? Сошлитесь на закон.

    • я дажае незнаю

    Вероника Полякова

    Узнает ли таможня меня

    • Ты грузом что ли собрался быть? Ты даже не понимаешь что такое Таможня и кто такие таможенные службы Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с...

    Валерий Лодочкин

    тема интересного диплома подскажите)))))

    • Особенности уголовного законодательства Франции Вековые традиции тотального уничтожения национальных языков и культур (Бретань и проч) Влияние разнообразия сыров на жадность и тупизм (ограниченность) большинства населения.

    Тимур Прощенков

    тема интересного диплома подскажите мне

    • Сколько тебе лет?

    Диана Пугачева

    Что значит?

    Анастасия Суханова

    Каковы основные формы собственности в РФ?

    • Основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации, перечислены в Конституции Российской Федерации п.2 ст.8. Согласно этой статьи ныне в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная...

    Михаил Белинский

    имущественные права супругов, список!

    • Имущественные права супругов Современная семья, как правило, строится на теплых чувствах членов семьи друг к другу, при этом имущественные отношения также играют важную роль в жизни людей. Имущественные отношения регулируются законом, так...

    Александра Казакова

    Какие федеральные органы имеются в России?

    • Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам...

    Антонина Казакова

    Функции таможенного права

    • 1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; 2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины...

    Степан Кривенков

    Помогите, пожалуйста) просто сама я тугодум в информатике (

    • 100% могу сказать только, что 4 - с

    Геннадий Дулев

    Чем занимается АТЭС? Чем занимается АТЭС?

    Евгений Сладкий

    гражданское право регилирует:...

    • А) Имущественные отношения граждан Гражданское право регулирует основополагающие отношения в жизни общества. Оно представляет собой совокупность норм, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания...

    Иван Балыбин

    помогите написать диплом

    • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По предмету: Семейное право На тему: Установление происхождения детей. Добровольное установление отцовства. Установление отцовства в судебном порядке .http://depositfiles.com/files/6m655h95b бух учтет формирование уставного...

    Даниил Прокофьев

    • Я живу в Украине. Думаю пираты в Украине мобилизируются коли что и не оставят нас, без контента...)))

    Валентин Бугримов

    Какие общественные отношения регулируют нормы гражданского права?

    • Гражданское право отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости имущественной самостоятельности и...

    Оксана Петрова

    что есть интеллектуального имущество??? пожалуйста со ссылкой на НПА. отвечая на вопрос встретила этот термин, я знаю только об интеллектуальной собственности, но никак не об имуществе

    • Ответ юриста:

      1 января 2008 года вступает в силу четвертая часть ГК РФ , посвященная правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. Закон заменяет все ранее действующие законы об интеллектуальной собственности и приводит их в соответствие с международными нормами. Проект Закона РФ Об интеллектуальном имуществеНастоящий проект Закона РФ "Об интеллектуальном имуществе" имеет целью ввести в экономический оборот огромный пласт интеллектуальной собственности, которая сегодня во-первых практически не защищена законом, а во-вторых не приносит никакого дохода государству. Введение в действие настоящего закона позволит:1. Защитить права владельцев интеллектуальной собственности, определить их как имущественные и поставить тем самым в равные правоотношения с другими видами имуществ.2. Создать дополнительный источник бюджетных средств засчет оформления легального обращения нового товара.3. Создать для России на значительный период преимущества перед другими странами, позволяющие получать дополнительный доход от эксплуатации мировых рынков интеллектуальной собственности в силу большей прогрессивности национального законодательства.Законопроект разработан в 1992 году в рамках рабочей группы Высшего Экономического Совета РФ "Интеллектуальная собственность", руководитель разработки – Е. В. Гильбо, основной разработчик - В. Я. Васильев.________________________________________________________ПроектЗаконРоссийской Федерации"Об интеллектуальном имуществе".Раздел 1. Общие положения .Статья 1.Отношения, регулируемые данным законом.Закон Российской Федерации "Об интеллектуальном имуществе" регулирует:- декларирование Интеллектуального имущества,- учет и налогообложение Интеллектуального имущества,- ликвидацию Интеллектуального имущества,- государственные гарантии защиты прав собственников Интеллектуального имущества,- обращение Интеллектуального имущества.Цель закона - регулирование применения понятия "имущество" в отношении нематериальных плодов интеллектуальной деятельности.Статья 2.Интеллектуальное имущество.Интеллектуальное имущество является видом движимого имущества в соответствии с гражданским законодательством.Интеллектуальным имуществом признается квазиобъект, в отношении которого выполняется процедура Декларирования Интеллектуального имущества.Владельцем Интеллектуального имущества может быть только физическое лицо.Выполняющий процедуры обязан заботиться о том, чтобы в случае рассмотрения вопроса в суде, суд имел возможность, изучив доказательства того, что процедуры выполнены, принять обоснованное решение о том, что процедуры были выполнены.При условии выполнения хотя бы части процедуры Декларирования Интеллектуального имущества, оно признается существующим до тех пор, пока в суде не будет доказано противоположное.Раздел 2. Декларирование Интеллектуального имущества.Статья 3. Процедура Декларирования Интеллектуального имущества.Процедура Декларирования Интеллектуального имущества есть последовательность действий, описанная в данном законе, направленная на извещение неограниченного круга лиц о наличии у Владельца нематериальных плодов интеллектуальной деятельности, которые он желает продать по определенной цене неограниченное число раз.Процедура Декларирования Интеллектуального имущества состоит из трех процедур:- процедуры Описания Интеллектуального имущества,- процедуры Депонирования Описания Интеллектуального имущества,- процедуры информирования налоговой инспекции и уплаты налогов.Процедура Декларирования Интеллектуального имущества выполняется непрерывно на протяжении всего времени существования Интеллектуального имущества.Статья 4. Процедура Описания Интеллектуального имущества.Процедура Описания Интеллектуального имущества есть последовательность действий по составлению описания плодов интеллектуальной деяте

    Татьяна Щербакова

    Пара вопросов о правах в интернете?(соц вопросы)

    • да нет да возможно да

    Андрей Хруницкий

    Что такое гражданске право, уголовное, семейное, жилищное, административное право?

    • Ответ юриста:

      Уголовное право, отрасль права, нормы которой определяют, какие деяния признаются общественно опасными (преступлениями) , меры наказания за их совершение и условия назначения наказания. Жилищное право, часть гражданского права, регулирующая порядок предоставления жилых помещений, условия пользования и распоряжения, а также изменения и прекращения пользования ими. Семейное право, отрасль советского права, регулирующая личные и имущественные отношения супругов, детей и других членов семьи. Семейные отношения регулируются отдельно и независимо от иных (не связанных с семьей) имущественных и личных отношений, регулируемых гражданскими или иными отраслями права. В отличие от гражданского права, в С. п. многие неимущественные отношения носят определяющий характер, а имущественные - производный Гражданское право - это совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон товарно-денежные и иные имущественные отношения, связанные с имущественными личные неимущественные отношения и личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Предмет гражданского права - это общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. Имущественные отношения - это отношения между людьми (коллективами) по приобретению, установлению принадлежности или перемещению материальных благ от одних лиц к другим. Личные неимущественные отношения - это общественные отношения, с помощью которых осуществляется индивидуализация участников или продуктов их творческой деятельности путем выявления и оценки их нравственных и деловых качеств с точки зрения закона. Метод - это совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, на поведение граждан и организаций в этих отношениях. Методу присущи признаки - это юр. равенство сторон, диспозитивность и особые правила защиты нарушенных прав. Принцип - основные положения, присущие всем нормам гражданского права или многим его институтам. Принцип верховенства закона, Принцип равенства участников гражданских правоотношений, Принцип неприкосновенности собственности, Принцип свободы договора, Принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, Принцип осуществления своих прав и восстановления нарушенных прав, Принцип судебной защиты. Система гражданского права - это совокупность отдельных институтов и норм в их определенной последовательности. Она состоит из общей и особенной части. Общая часть - содержит в себе положение, характерные для всей системы гражданского права от общих положений. Особенная часть - состоит из договорных обязательств, внедоговорных обязательств, интеллектуальной собственности, наследственное право и международного частного права. Адлинистративное право, отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, т. е. в процессе государственного управления. Нормы А. п. определяют порядок организации и деятельности аппарата государственного управления, компетенцию центральных и местных органов управления, права и обязанности должностных лиц, взаимоотношения между органами управления и гражданами, а также регламентируют порядок издания актов управления, методы административной деятельности, порядок применения мер административного принуждения.

Евгения Коновалова

Как запатентовать идею компьютерной игры и возможно ли это???. Есть ли практика в реальности патента игры (ее принципов) ??

  • Ответ юриста:

    К сожалению, идею как таковую запатентовать невозможно. Запатентовать можно изобретение, полезную модель или промышленный образец. Под изобретением понимается «техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств)» . Более того, Изобретению предоставляется правовая охрана, только, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Новым считается изобретение, если оно не известно из уровня техники. Изобретательский уровень предполагает, что для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники. При этом при оценке Уровня техники, учитываются любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения, в том числе запатентованные, но активно не используемые. Другими словами, даже если вы никогда не слышали об аналогичных решениях, это не значит, что их не существует. Под полезной моделью пониматеся техническое решение в любой области человеческой деятельности, относящееся к устройству. Также полезную модель называют «малым изобретением» , поскольку творческий уровень таких технических решений ниже чем уровень изобретения. При этом требования промышленной применимости и новизны сохраняются. Также можно запатентовать художественно-конструкторское решение (промышленный образец) , определяющее внешний вид изделия. Разумеется при этом патентуемый внешний вид должен быть новым и оригинальным. «К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов» . И последняя новость: услугу как таковую запатентовать нельзя. Патенты выдаются на технические и художественно-конструкторские решения. Услуги в их число не входят. Но вы можете запатентовать способ оказания этой услуги, при условии, что он отличается новизной, оригинальностью или имеет изобретательский уровень, о котором мы говорили выше. Основной закон РФ, регулирующий вопросы патентования и защиты интеллектуальной собственности – 4 часть Гражданского кодекса РФ Каковы основания возникновения потребительских прав? .

    • Ответ юриста:

      Основания возникновения обязательств Как и другие правоотношения, обязательства возникают из различных юридических фактов, называемых в обязательственном праве основаниями возникновения обязательств (п. 2 ст. 307 ГК) . Следует подчеркнуть, что при отсутствии какого-либо из оснований, прямо предусмотренных ГК, обязательственных правоотношений не возникает, ибо отнюдь не все появляющиеся в реальной жизни факты или ситуации имеют юридическое и тем более обязательственно-правовое значение. Создание объекта «интеллектуальной собственности» или приобретение права собственности на имущество по давности владения (ср. пп. 4 и 5 п. 1 ст. 8 ГК) сами по себе не влекут появления каких-либо обязательств, будучи основаниями возникновения лишь определенного исключительного или вещного права. Поэтому для квалификации правоотношения в качестве обязательственного прежде всего необходимо установить основание его возникновения. Основание возникновения обязательств составляет договор собственников вещей либо иных законных владельцев имущества (а в современном обороте – также и обладателей авторских, патентных и иных исключительных прав) . Он представляет собой обычное, чаще всего встречающееся основание нормального товарообмена, а договорные обязательства – основную разновидность обязательств. При этом речь идет не только о договорах по передаче вещей, производству работ или оказанию услуг, но и о договорах об уступке (передаче) различных имущественных прав, в том числе исключительных и корпоративных. Обязательства возникают и из иных, односторонних сделок. Например, содержащийся в завещании завещательный отказ после открытия наследства порождает обязательство между наследниками и отказополучателем (ст. 538 ГК 1964 г.) . Важно иметь в виду, что обязательственные правоотношения возникают и из сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему и порождающих гражданские права и обязанности в силу общих начал и смысла гражданского законодательства (п. 1 ст. 8 ГК) . В связи с постоянным развитием и усложнением товарного оборота развитое законодательство не может содержать и не содержит исчерпывающего перечня допускаемых сделок, в том числе договоров (или их видов) , учитывая общий принцип договорной свободы. Важно лишь, чтобы конкретные сделки участников оборота не противоречили законодательным запретам и предписаниям, а также соответствовали принципам и существу частноправового регулирования. В ряде случаев основаниями возникновения обязательств становятся акты публичной власти. К их числу относятся, во-первых, административные акты государственных органов и органов местного самоуправления ненормативного (индивидуального) характера, если они прямо названы в этом качестве законом (пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК) . Например, решение компетентного органа публичной власти об изъятии у частного собственника земельного участка для государственных нужд порождает обязательство по выкупу такого участка государством или его продаже с публичных торгов (п. 1 ст. 239 ГК) , а решение о реквизиции вещи у частного собственника порождает обязательство по оплате ее стоимости (п. 1 ст. 242 ГК) . Принятие государственным органом или органом местного самоуправления акта, не соответствующего закону или иному правовому акту, может стать основанием возникновения деликтного обязательства (ст. 16,1069 ГК) . В прежнем правопорядке государство в лице своих органов непосредственно и широко вмешивалось в оборот, предписывая своими административными (плановыми) актами заключение большинства конкретных сделок между государственными юридическими лицами, а также распределяя некоторые виды дефицитного имущества, в частности жилья (путем выдачи ордеров на право заключения договоров жилищного найма) . В настоящее время такие основания возникновения обязательств остались лишь как редкое исключение, главным образом в форме заказов на поставку и подрядные работы для государственных нужд (ср. п. 1 ст. 527 и ст. 765 ГК) , а также ордеров на право заключения договоров и т. д.

  • Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются:

бессрочно.

  • В каком веке был принят первый норматимный акт, охраняющий права авторов?

18 век.

  • В каком международном договоре не участвует Российская Федерация?

В Договоре ВОИС об авторском праве 1996г.

  • Все ли объекты исключительных прав являются результатами творческой деятельности?

нет, исключение составляют, например, фонограммы и некоторые другие объекты:.

заключенным на пять лет.

  • В течении какого срока действует исключительное право на фирменное наименование?

в течение всего срока существования юридического лица.

  • В течении какого срока действует регистрация наименования места происхождения товара?

бессрочно.

  • В чем ведении находится законодательство об интеллектуальной собственности?

в исключительном ведении РФ.

  • Государственная регистрация программ для ЭВМ осуществляется:

Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

не зависят.

  • Интеллектуальные права на произведения науки литературы и искусства являются:

авторскими правами.

  • Исключительное право на произведение действует

В течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти.

  • Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации:

подлежит государственной регистрации только в случаях предусмотренных ГК РФ.

  • Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации действуют в течение:

определённого срока, за исключением случаев, предусмотренных Гражданского кодекса РФ.

  • Какие из признаков не характерны для объектов интеллектуальных прав?

вещественный характер прав на них.

  • Какие нормативные акты не регулируют отношения в сфере интеллектуальной собственности?

акты субъектов Российской Федерации.

  • Какие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака?

обозначения указывающие на вид, качество, количество, свойства товаров.

  • Какие объекты не охраняются законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности?

защита от недобросовестной конкуренции.

  • Как распределяются доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации:

между всеми правообладателями поровну, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

  • Каков срок действия свидетельства на товарный знак?

10 лет.

  • Какой правовой режим распространяется на секреты производства (ноу-хау):

режим исключительных прав.

  • Кому принадлежат исключительные права на использование «служебного произведения»?:

работодателю, если иное не предусмотрено договором между автором и работодателем.

  • Кто может быть субъектом права на фирменное наименование?

только коммерческая организация.

  • Кто является автором результата интеллектуальной деятельности?

гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

  • Может ли быть продлено действие регистрации товарного знака?

да каждый раз на 10 лет.

  • Может ли охраняться авторским правом название произведения?

да, но при условии, что оно представляет собой результат творческой деятельности.

  • Может ли Роспатент отказать в выдаче свидетельства на товарный знак, если лицо, подавшее заявку, не сможет его использовать:

нет.

  • На чьё имя может быть зарегистрирован товарный знак?

на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

  • Не допускается в личных целях, без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение:

произведений архитектуры в форме зданий аналогичных сооружений.

  • Объектами авторских прав не являются:

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.

  • Одним из элементов знака охраны авторского права является:

латинская буква «С» в окружности.

  • Права на какие объекты могут передаваться по лицензионному договору:

на товарные знаки.

  • При передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение право авторства:

не передаётся.

  • Распространяется ли режим вещных прав на объекты исключительных прав?

нет, на эти объекты распространяется режим исключительных прав.

  • Соавторами являются:

граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом.

  • С чьего согласия может осуществляться третьими лицами использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав?

с согласия правообладателя.

  • Что означает понятие коллективный знак?

Я решил назвать свою статью так же, как озаглавлена в ГК РФ ст. 1246, хотя это название не представляется мне удачным. Ведь "интеллектуальная собственность" в соответствии со ст. 128 ГК РФ - один из видов объектов гражданских прав. Поэтому рассуждать о "государственном регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности" все равно что говорить о регулировании отношений, например, "в сфере вещей". Словом, над терминологией еще надо подумать. Не лучше ли оперировать понятием государственного регулирования отношений, касающихся интеллектуальной собственности или интеллектуальных прав?
Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (далее - РИД), которым посвящена часть четвертая ГК РФ, являются составной частью гражданских прав. Государственное регулирование в этой сфере осуществляется путем принятия нормативных правовых актов и ненормативных (административных) актов.
В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданские нормативные правовые акты состоят из ГК РФ, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. А ненормативные (административные) акты государственных органов, являющиеся основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, указаны в подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ.
Таким образом, комментируемая статья основывается на ст. ст. 3 и 8 ГК РФ.
Перейду теперь к комментарию самого текста обсуждаемой статьи.
Часть четвертая ГК РФ, включающая эту статью, вступила в силу с 1 января 2008 года. В своей первоначальной редакции статья действовала до 1 октября 2014 года. Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" она изменена и изложена в новой редакции, которая вступила в силу с 1 октября 2014 года. Эта редакция действует и в настоящее время. Первоначальная редакция названной статьи комментировалась мною дважды: в 2007 году и в 2009 году . В обоих случаях мой комментарий начинался одинаково: "Нормы комментируемой статьи не несут никакой правовой нагрузки; они не имеют ни теоретического, ни практического значения".
Моя негативная оценка первоначальной редакции рассматриваемой статьи осталась неизменной. В связи с этим нет смысла комментировать статью в ее первоначальной редакции.
Хотя новая, ныне действующая редакция не устранила многих недочетов предыдущей редакции (о них я упомяну далее), новая редакция статьи придала ей важное правовое значение.
Текст новой редакции статьи состоит из шести пунктов, причем во всех содержатся нормы, относящиеся к государственному регулированию отношений, связанных с интеллектуальными правами, подзаконными актами - как нормативными, так и ненормативными.
Первые четыре пункта включают указания об особых органах исполнительной власти, которые имеют право осуществлять государственное регулирование. Устанавливается, что нормативные акты, касающиеся отношений, связанных с объектами авторских и смежных прав, имеет право принимать "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав" (п. 1).
По отношениям, связанным с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, а также наименованиями мест происхождения товаров, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации перечисленных объектов, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие РИД и на такие средства индивидуализации, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по названным документам. Кроме того, этот федеральный орган - в случаях, предусмотренных ГК РФ, - издает другие нормативные правовые акты (п. п. 2 и 3 ст. 1246).
Нормативно-правовое регулирование сферы селекционных достижений вправе осуществлять "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства" (п. 4).
В отношении государственного регулирования интеллектуальных прав посредством принятия ненормативных актов в п. 3 комментируемой статьи указано: "Юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров... а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности".
В отношении же селекционных достижений государственное регулирование посредством принятия ненормативных актов осуществляет "федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям" (п. 4).
Наконец, в части правовой охраны и использования секретных изобретений право принимать ненормативные акты предоставлено "федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации" (второе предложение п. 3).
Хотя я не являюсь носителем государственной тайны, однако, боясь ненароком разгласить таковую, не буду далее обсуждать (и даже упоминать) норму, содержащуюся во втором предложении п. 3 ст. 1246 ГК РФ: она изложена вполне ясно и никаких комментариев не требует.
Итак, в п. п. 1 - 4 указано, что государственное регулирование отношений, касающихся интеллектуальных прав, могут осуществлять некоторые федеральные органы исполнительной власти. Что это за органы? Кто их определяет - "уполномочивает"? На данные вопросы ГК РФ ответов не содержит. Кто же может их дать?
В соответствии со ст. 3 ГК РФ ответы на поставленные вопросы могут быть даны либо законодателем - в другом федеральном законе, либо Президентом РФ - в указе или, по-видимому, в распоряжении. Может ли определить названные органы "Правительство РФ: ведь именно ему они подчиняются, по крайней мере те из них, которые осуществляют "нормативно-правовое регулирование"? Для ответа необходимо уяснить смысл п. п. 4 и 7 ст. 3 ГК РФ. В п. 4 установлено: "Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права", на основании и во исполнение Кодекса, законов и указов Президента РФ.
А в п. 7 определено, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, "в случаях и в пределах", предусмотренных Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Таким образом, Правительство РФ вправе регулировать гражданские отношения "на основании и во исполнение" законов и указов Президента РФ, а министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - "в случаях и в пределах", предусмотренных правовыми актами. Есть ли какие-либо различия между двумя приведенными взятыми в кавычки выражениями, или это синонимы?
В доктрине находим ответ на вопрос.
Особенность постановлений Правительства РФ состоит в том, что они принимаются на основании и во исполнение ГК РФ, федеральных законов и указов Президента РФ, "т.е. только при наличии соответствующего указания, а не "сами по себе" .
Следовательно, Правительство РФ, как и министерства (а также иные федеральные органы исполнительной власти), вправе принимать нормативные акты по гражданскому праву лишь тогда, когда они прямо уполномочены на это. Поскольку в ГК РФ указано, что определенные действия по государственному регулированию осуществляют некие федеральные органы исполнительной власти (часть из них названы "уполномоченными органами"), становится совершенно очевидным, что законодатель решил "действовать через голову" Правительства РФ. Правительству РФ не поручено установить порядок принятия нормативных правовых актов и осуществления юридически значимых действий по вопросам, касающимся охраны интеллектуальной собственности, не указано, что органы, упомянутые в п. п. 1 - 4 ст. 1246 ГК РФ, определяются Правительством РФ.
Исходя из действующих норм ГК РФ, Правительство РФ не вправе решать, какой именно федеральный орган исполнительной власти должен выполнять функции, перечисленные в п. п. 1 - 4 ст. 1246 ГК РФ.
Следует отметить, что ни на 1 января 2008 года (дата вступления в силу статьи ГК РФ в первоначальной редакции), ни на 1 октября 2014 года (дата вступления в силу той же статьи в ныне действующей редакции) фактически не существовало федеральных органов исполнительной власти, носящих названия, упоминаемые в п. п. 1 - 4 ст. 1246 ГК РФ.
Вопрос о том, что было бы, если бы такие федеральные органы исполнительной власти в названные даты существовали, практического значения не имеет и потому здесь не рассматривается. В этих условиях указание о том, какой именно федеральный орган исполнительной власти выполняет функции, приведенные в п. п. 1 - 4 ст. 1246, вправе давать, если исходить из положений п. п. 2 и 3 ст. 3 ГК РФ, только законодатель (в Кодексе или в ином законе) либо Президент РФ (в указе или распоряжении). Если компетентные органы не обозначены, любые нормативные и ненормативные акты (юридически значимые действия) федеральных органов исполнительной власти являются нелегитимными. Указания могут быть выражены либо путем включения в текст ст. 1246 ГК РФ перед названием каждого такого федерального органа словосочетания "уполномоченного Правительством Российской Федерации", либо общей нормы: "Поручить Правительству Российской Федерации определить, какие органы выполняют функции федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 1 - 4 ст. 1246 настоящего Кодекса". Полагаю, что ликвидация приведенного пробела в законодательстве является совершенно необходимой.
Вернемся, однако, на грешную землю.
Правительство РФ самостоятельно определяет, какие именно органы должны выполнять функции федеральных органов исполнительной власти, упоминаемых в п. п. 1 - 4 ст. 1246 ГК РФ. Время от времени эти функции возлагаются на иные органы, что отражается в научных комментариях к ст. 1246 ГК РФ.
В одном из них отмечается: "в настоящее время... органом... осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав... является Министерство культуры РФ" . Из того же источника мы узнаем: "...таким уполномоченным органом [указанным в п. 2 ст. 1246 ГК РФ] является Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России)", но некоторое время тому назад эта функция была закреплена за Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатентом) .
Поскольку данный комментарий имеет "учебно-практический" характер, его читателя, преследующего практические цели, не могут удовлетворить выражения типа "в настоящее время". Кроме того, такому читателю надо было сообщить, когда именно упомянутая функция была передана от Роспатента к Минобрнауки России.
В этом отношении более удачным, более близким к практике представляется другой комментарий , где точно указано, когда, каким постановлением Правительство РФ определило, какой именно орган исполнительной власти должен считаться уполномоченным органом, упоминаемым в п. п. 1 - 4 ст. 1246 ГК РФ.
В п. п. 1 - 4 ст. 1246 ГК РФ компетенция федеральных органов исполнительной власти установлена двумя способами: либо прямо и непосредственно, либо путем предварительной формулы (вводных слов) "в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом...". Именно эта формула предваряет текст п. 1, а также относится к части правомочий, закрепляемых п. п. 2 и 3 ст. 1246 за некоторыми федеральными органами исполнительной власти.
По моему мнению, нормы, следующие за формулой "в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом...", не имеют никакого правового смысла, ибо они вытекают из ст. 3 ГК РФ и, следовательно, избыточны. Отсылочные нормы, содержащиеся в п. п. 1 - 4 ст. 1246, иногда противоречат друг другу, а в некоторых случаях находятся в противоречии с другими положениями части четвертой ГК РФ. Так, в п. 1 ст. 1246 предусмотрено, что отношения в сфере интеллектуальной собственности, связанные с объектами авторских и смежных прав, регулируются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав. При этом к объектам авторских прав отнесены, в частности, программы для ЭВМ (п. 1 ст. 1259 ГК РФ) и базы данных (п. 2 ст. 1260 ГК РФ). А в п. 2 ст. 1246 ГК РФ указано на то, что нормативные правовые акты, регламентирующие отношения, касающиеся программ для ЭВМ и баз данных, издает другой орган - федеральный орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Сравнение этих двух норм позволяет прийти к выводу о том, что компетенция названных двух федеральных органов исполнительной власти частично совпадает. Такого в законе быть не должно!
Завершая рассмотрение положений, содержащихся в п. п. 1 - 4 ст. 1246, хочу отметить, что упомянутые здесь федеральные органы исполнительной власти вовсе не обязательно должны быть единственными. Например, в п. 4 назван "федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям" как некий единый орган. Между тем селекционные достижения делятся на два вида: 1) сорта растений и 2) породы животных. Полагаю, что норма закона будет соблюдена и в том случае, когда один федеральный орган исполнительной власти будет осуществлять юридически значимые действия по государственной регистрации сортов растений, а другой - по породам животных (см. также ).
В п. п. 5 и 6 ст. 1246 ГК РФ приведены три случая предоставления Правительству РФ права устанавливать размеры вознаграждения, относящегося к некоторым РИД.
Текст п. 5 ст. 1246 ГК РФ состоит из двух предложений. Первое предоставляет Правительству РФ право устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец (далее - служебные изобретения). Второе серьезно ограничивает сферу действия этого правомочия: данные ставки, порядок и сроки применяются в случае, если работодатель и работник не заключили договор, устанавливающий (иные. - Э.Г.) размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебные изобретения. Правительство РФ реализовало названное право, приняв Постановление от 04.06.2014 N 512 "Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы" (далее - Правила). Эти Правила комментировались в печати. Некоторые комментарии критические ; другие - восторженные . Объектом комментариев было и содержание нормы п. 5 ст. 1246 .
Поскольку и само право, предоставленное Правительству РФ п. 5, и Правила имеют довольно узкую сферу применения (они действуют только в тех случаях, когда между работодателем и работником отсутствует добровольное соглашение о выплате вознаграждения на иных условиях, то есть либо между ними возник конфликт, либо работник уже уволен или уволился), полагаю, что нет необходимости дополнительно комментировать п. 5 ст. 1246 ГК РФ.
Норма, содержащаяся в абз. 1 п. 6 ст. 1246 ГК РФ, гласит, что Правительству РФ предоставлено право устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких РИД осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения.
Хочу сразу же предупредить читателей журнала, которые, вероятно, попытаются самостоятельно вникнуть в смысл процитированной нормы: ни в коем случае не пытайтесь этого делать: такие попытки могут повлечь серьезные поражения мозговых оболочек! Приведенная норма - ярчайшее подтверждение известного выражения: "Умом Россию не понять!".
Действительно, произведения, исполнения, фонограммы используются с согласия правообладателей в тех случаях, когда на них существуют исключительные права. Реализуя исключительные права, правообладатели заключают договоры о распоряжении этими правами, в рамках которых решаются и вопросы, касающиеся вознаграждения. Если правообладатель обладает исключительным правом, размер вознаграждения определяется в договоре по свободному усмотрению сторон и никакого вмешательства законодателя не требуется. Более того, правообладатель может предоставить договорному партнеру право на использование произведения, исполнения и фонограммы и безвозмездно (бесплатно). Откуда же появились "отдельные виды использования" указанных РИД, когда согласие правообладателя на использование надо спрашивать (а это означает, что исключительное право существует и действует), но тем не менее приходится законодательно устанавливать минимальные ставки вознаграждения?
Это какая-то загадка, или, как говорил Аркадий Райкин, "рекбус"!
Ответ на вопрос содержится в ст. ст. 1242 - 1244 ГК РФ, которые регулируют сферу "коллективного управления авторскими и смежными правами". Как указано в п. 1 ст. 1242, система коллективного управления авторскими и смежными правами применяется в случаях, когда осуществление авторских, исполнительских и фонограммных прав в индивидуальном порядке "затруднено".
А в ст. 1244 ГК РФ речь идет о коллективном управлении авторскими и смежными правами организациями, получившими государственную аккредитацию. В этих случаях осуществление прав в индивидуальном порядке не просто "затруднено", а явно нецелесообразно, а по сути, невозможно. В связи с этим законодатель фактически установил, что при коллективном управлении авторскими и смежными правами, осуществляемом организациями, получившими государственную аккредитацию, принадлежащие правообладателям исключительные права заменяются правом на получение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав.
Вместе с тем правообладатель может отказаться от права на получение вознаграждения путем подачи уведомления организации, получившей государственную аккредитацию. Тогда он станет обладателем исключительного права, которое будет пытаться реализовывать самостоятельно.
Из изложенного можно понять, что данная правовая конструкция очень "изящна": с одной стороны, исключительное право вроде бы существует, с другой - оно заменяется правом на получение справедливого вознаграждения. Кроме того, особенность конструкции состоит в ее завуалированности: выражена она не прямо, а описана в "полутонах".
Таким образом, законодатель вправе устанавливать ставки авторского вознаграждения лишь тогда, когда правообладатель не пользуется исключительным правом на объект авторских или смежных прав и объект может использоваться без согласия правообладателя. Следовательно, фигурирующее в абз. 1 п. 6 ст. 1246 ГК РФ указание на то, что Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения, "если использование... осуществляется с согласия правообладателя", является ошибочным. Стоящие в кавычках слова должны быть исключены из названной нормы. Вместо этого целесообразно указать на ее связь с коллективным управлением авторскими и смежными правами. Предлагаю изложить данную норму в следующей редакции: "Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения, выплачиваемого организациями по управлению правами на коллективной основе (статьи 1242 - 1244 настоящего Кодекса)".
Приведенная редакция будет охватывать и норму, ныне содержащуюся в абз. 2 п. 6 ст. 1246 ГК РФ.
Изложенное толкование и объяснение нормы высказывалось мною и ранее . "А в ответ - тишина" (кажется, это слова из известной песни В. Высоцкого). Может быть, отсутствие откликов на мою позицию объясняется тем, что научно-практические работники соответствующие журналы не читают? В связи с этим отмечу, что данные статьи (после того, как авторские права на них возвратились ко мне) с моего согласия были обнародованы в СПС "КонсультантПлюс" и "Гарант", а также в недавно вышедшем в свет сборнике моих статей .

Библиографический список

1. Комментарий к ГК РФ (постатейный). Часть четвертая / Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гришаев [и др.]. М.: ТК Велби; Проспект, 2007.
2. Комментарий к части четвертой ГК РФ (постатейный) / Э.П. Гаврилов, В.И. Еременко. М.: Экзамен, 2009.
3. Комментарий к ГК РФ. Часть первая: Учеб.-практ. комментарий / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушев [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010 (автор текста - В.В. Ровный).
4. Комментарий к ГК РФ. Часть четвертая: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2016 (автор текста - А.П. Сергеев).
5. ГК РФ: Авторское право. Права, смежные с авторскими: Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014 (автор текста - О.А. Рузакова).
6. Гаврилов Э.П. Право на вознаграждение за служебные объекты патентного права // Патенты и лицензии. 2014. N 10.
7. Леонтьев Б.Б. Новации Гражданского кодекса РФ в отношении авторских вознаграждений // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2015. N 2.
8. Гаврилов Э. Публичное исполнение охраняемых правом произведений "малых форм" // Хозяйство и право. 2012. N 9.
9. Гаврилов Э.П. Из арбитражной практики по интеллектуальным правам // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. N 10.
10. Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права. XXI век. М.: Юрсервитум, 2016.



Поделиться