Система органов государственной безопасности. Государственные органы обеспечения безопасности

Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» закрепил правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации, контроля и надзора за их деятельностью.

В соответствии с Законом РФ *О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности - государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения считаются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик всоставе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управле-" ния краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом РФ «О безопасности» (ст. 2).

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экоч комического, политического и организационного характера. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных Законом РФ «О безопасности», не допускается (ст. 8).

Основные функции системы органов обеспечения безопасности:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угрозжизненно важным интересам объектов безопасности;

Осуществление комплекса оперативных и долговременныхмер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. 1 Совет Безопасности РФ - конституционный орган, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности РФ формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности»:

Основными задачами Совета безопасности РФ считаются:

Определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутреннихивнешних угроз объектам безопасности;

Разработка основных направлений стратегии обеспечениябезопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

Подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и организации их ликвидации;

В Совет Безопасности РФ входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности РФ является по должности Президент РФ. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности -РФ осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета Безопасности РФ.

В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания Совета Безопасности РФ, созданы межведомственные комиссии по отдельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственные комиссии по общественной безопасности, экологической безопасности; конституционной безопасности; безопасности в сфере экономики; военной безопасности и ряд других.

Персональный состав каждой комиссии утверждается секретарем Совета Безопасности РФ по представлению руководителей фе1-деральных органов государственной власти, должностные лица ко^-торых включены в ее состав. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности РФ может привлекать к участию в заседании на правах консультантов и других лиц.

Современная ситуация в этой области и ее прогноз актуализируют проблему завершения формирования единой государственной системы противодействия терроризму в нашей стране. Целый ряд важных элементов общегосударственной системы борьбы с терроризмом в России начал складываться уже в 1990-е гг. Этот процесс включал в себя создание механизмов руководства антите"ррористи-ческоЙ деятельностью на федеральном уровне, формирование органов координации субъектов антитеррористической деятельности, выработку основных форм участия органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом и др. Однако в современных условиях принятых ранее мер для противодействия терроризму недостаточно: они носили в ряде случаев непоследовательный характер, не в достаточной степени отражали необходимость учета изменений в самой системе терроризма.

Приведенное ранее содержание ст. 2 и 8 Закона РФ «О безопасности» позволяет относить к системе безопасности все государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Следует иметь в виду, что в рамках курса рассматриваются не все органы власти, причастные к обеспечению безопасности, а только те из них, для которых это направление деятельности является приоритетным. К ним относятся:

Органы Федеральной службы безопасности РФ;

Органы внешней разведки;

Федеральные органы государственной охраны.

12.2. федеральная служба безопасности РФ

Органы Федеральной службы безопасности РФ (далее - ФСБ России) считаются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» деятельность органов безопасности осуществляется на основе принципов:

Законности;

Уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

Гуманизма;

* единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими;

Конспирации, сочетания гласных и" негласных методов исредств деятельности.

Органы ФСБ России представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

1) ФСБ РОССИИ;

2) управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам исубъектам РФ (территориальные органы безопасности);

3) управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ,других войсках и воинских формированиях, а также их органах управления (органы безопасности в войсках);

4) управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной- службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов

находятся пограничные войска;

5) другие управления (отделы), выполняющие отдельные пол^номочия органов ФСБ России и пограничных войск (другие opra-iны безопасности); }

6) авиационные подразделения, центры специальной подготов-"ки, предприятия, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, экспертные и иные учреждения и подразделения, обеспечивающие деятельность ФСБ России (рис. 12.1)!

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности находятся в прямом подчинении подразделения непосредственно реализующие основные направления деятельности органов ФСБ России, управленческие и обеспечивающие функции.

Согласно Указу Президента РФ от 11 августа 2003 Е № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» руководство ФСБ России и подразделения, непосредственно входящие в ее структуру, составляют центральный аппарат ФСБ России.

ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра, назначаемый на должность Президентом РФ. Должность директора ФСБ России соответствует воинскому званию «генерал армии».

Директор ФСБ России: руководит органами ФСБ России; информирует Президента РФ и Правительство РФ и по их поручению органы власти субъектов РФ об угрозах безопасности России; принимает решения о создании территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках; зачисляет в установленном порядке граждан на военную службу в органах ФСБ России и осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами.В ФСБ России установлены должности двух первых заместителей директора - руководителей служб.

Структура ФСБ РОССИИ включает восемь служб: пограничную; контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогнозов и стратегического планирования; организационно-кадровой работы и де-партаментпо обеспечению деятельности ФСБ России; контрольную. В состав служб входят департаменты, управления и отделы по соответствующим направлениям деятельности служб.

В ФСБ России образуется коллегия, численность и состав которой утверждает директор ФСБ России. Коллегия на своих заседа-ниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов ФСБ России. Решения коллегии оформляются приказом директора ФСБ, России. В случае разногласий между директором и коллегией перг вый реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

Органы внешней разведки в соотвфдвии с Законом РФ «О безопасности» включены в систему орга^ор безопасности.

Органы внешней разведки согласно Федеральному закону от 10 января 1996г. № 5-ФЗ «О внешнвй-разведке» осуществляют разведывательную деятельность посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизцфно важные интересы Российской Федерации реальныхи потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах безопасности РФ.

Разведывательная деятельнос^ьЬсуществляется Службой внешней разведки и подразделениямйУвходящими в структуры других федеральных органов исполнительной власти. Осуществление разведывательной деятельности в пределах их полномочий возложено на подразделения и органы внешней разведки:

Службы внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, сфере шифровальной, засекреченной и иных видах специальной связи с использованием радиоэлек-" тронных средств связи за пределами Российской Федерации, а также в части обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

Пограничных органов ФСБ России - в сфере охраны Государственной границы РФ, ее исключительной экономическойзоны и континентального шельфа.

Разведывательная деятельность органов ФСБ России осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки, которым в настоящее время передана часть функций упраздненного Федерального агентства связд и информации при Президенте РФ по использованию радиоэлектронных средств для получения разведывательной информации. 1,

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Особое мёсгго в системе разведывательных органов занимает возглавляемая директором Служба внешней разведки" РФ (далее - СВР Росии), явлЬЙщаяся своего рода высшим звеном системы внешней разведки.

Органы обеспечения безопасности государства

Хотя термин «обеспечение безопасности», так же, как и «безопасность», употребляются повсеместно, тем не менее, и в законодательных актах, а в научной и учебной литературе отсутствует единый подход к тому, что же именно считать органами обеспечения безопасности.

Принятая в мае 2009 г. Стратегия национальной безопасности РФ на период до 2020 года, а также действующий в настоящее время ФЗ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. определяют некоторые понятия, связанные с обеспечением безопасности. Так, в Стратегии вводятся следующие определения:

«национальная безопасность » - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства;

«система обеспечения национальной безопасности » - силы и средства обеспечения национальной безопасности;

«силы обеспечения национальной безопасности » - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ;

«средства обеспечения национальной безопасности » - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Другой поход к систематизации понятия «безопасность» предполагает рассмотрение ее на разных уровнях, привязываясь к «классической» триаде: личность - общество – государство. Такой подход предполагает рассмотрение таких социальных явлений, как, соответственно, личная безопасность, общественная безопасность и государственная безопасность. В последнее время всё большее распространение получил рассмотренный выше термин «национальная безопасность», которая может быть понята как совокупность всех названных видов безопасности (личной, общественной и государственной).

Однако такой подход не устраняет необходимость различать «сферы безопасности», поскольку та же безопасность личности, например, может раскрываться через криминальную безопасность, экологическую безопасность и т.д.; и обеспечиваться эта безопасность будет различными государственными органами. Что касается содержания понятия «общественная безопасность», то оно является, пожалуй, одним из наиболее спорных в современной научной литературе.

Единственным более-менее устоявшимся термином из триады «безопасность личности-общества-государства» будет термин «безопасность государства» или «государственная безопасность ». Она представляет собой защищенность от разведывательной и иной деятельности специальных служб, организаций и отдельных лиц иностранных государств, направленной на нанесение ущерба безопасности государства, а также – от деятельности незаконно вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России.

Органы, обеспечивающие безопасность государства, традиционно относятся к специальным службам . Спецслужбы, безусловно, являются правоохранительным органам, и не только на основе сложившихся в обществе традиций, но и на основе различных международных документов, определяющих общие основы правоохранительной деятельности. Однако, спецслужбы обладают своими особенностями, которые отсутствуют у «обычных» правоохранительных органов.

Во-первых, спецслужбы отличают особые объекты охраны, а также - специфические угрозы , которым они должны противостоять. Объектами охраны спецслужб являются: суверенитет государства, конституционный строй, территориальная целостность, объекты оборонного комплекса, жизнь и здоровье государственных и общественных деятелей и т.д. Угрозы, которым призваны противодействовать спецслужбы, исходят от специальных служб и организацией, а также отдельных лиц иностранных государств, а также незаконным вооруженных формирований, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.

Во-вторых, все спецслужбы обладаютправом осуществлять оперативно-розыскную деятельность , хотя органы внешней разведки вправе осуществлять эту деятельность исключительно в целях обеспечения собственной безопасности.

В-третьих, деятельность спецслужб носит закрытый характер . Разведывательная и контрразведывательная деятельность предполагает проведение операций, которые по самой природе своей должны быть секретными, «непрозрачными»: например, внедрение агентов на интересующие спецслужбу объекты иностранных государств и т.д.

Среди спецслужб РФ, в первую очередь, необходимо назвать ФСБ России.

Согласно ст. 1 Федерального закона об органах ФСБ, Федеральная служба безопасности представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющую решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.

Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России.

2. Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

3. Борьба с преступностью применительно к деятельности органов ФСБ РФ может быть определена, как:

1. осуществление оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, а также - деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;



2. расследование указанных видов преступлений, а также иных уголовных дел, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению органов ФСБ.

4. Разведывательная деятельность . Данная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.

5. Пограничная деятельность включает в себя два направления:

Эта деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

1. защита и охрана Государственной границы РФ;

2. защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами и законодательством РФ.

Охрана государственной границы осуществляется Пограничной службой ФСБ РФ.

6. Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий по следующим основаниям:

1. при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

2. при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.

Органы государственной охраны – это специализированные федеральные органы исполнительной власти, призванные обеспечивать:

1. безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-технических и иных мер;

2. президентскую, правительственную и иные виды специальной связи и информации.

При этом под объектами охраны понимаются физические лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»; под охраняемыми объектами :

Здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти или находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны;

Прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории.

Хотя Службу внешней разведки РФ традиционно относят к органам обеспечения безопасности государства, фактически - если ориентироваться на ее цели и задачи – к правоохранительным органам СВР РФ не имеет никакого отношения. Хотя СВР РФ вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенция при этом ограничена исключительно вопросами обеспечения собственной безопасности, так же, как у ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (военной разведки).

Целями деятельности СВР являются:

1. обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;

2. обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

3. содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (РосФинМониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Системой обеспечения безопасности личности, общества и государства является совокупность взаимосвязанных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, общественных и иных организаций, отдельных граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также нормативные акты, регламентирующие отношения в данной сфере (рис. 4.1). Правовую основу обеспечения безопасности в России определяют: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности», иные законы и нормативные акты РФ, регулирующие

Система безопасности — это организованная совокупность специальных органов, служб, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов человека, общества, государства от внутренних и внешних угроз

Силы, посредством которых обеспечивается безопасность в Российской Федерации, включают в себя: Вооруженные силы; федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговую службу, таможенные органы и ряд других.

Для реализации задач безопасности принимаются конкретные меры, раскрытые в Концепции национальной безопасности России и в иных нормативно-правовых актах. Концепция является основополагающим нормативным документом, на основании которого разрабатываются программы обеспечения всех видов безопасности. Главным субъектом обеспечения безопасности выступает государственная власть, представленная органами законодательной, исполнительной и судебной власти (см. табл. 4.1).

Высший законодательный орган государства:

Определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;

Разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;

Устанавливает порядок организации и деятельности государственных органов,

Таблица 4.1

1. № п/п 2. Уровни 3. Наименование органа
4. 1 5. Международный 6. Совет Безопасности ООН
7. 2 8. Региональный (межгосударственный) 9. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 10. Организация африканского единства (ОАЕ) Организация американских государств (ОАГ) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 11. Европейское экономическое сообщество
12. 3 13. Государственный 14. Совет безопасности Российской Федерации
15. 4 16. Региональный (внутригосударственный) 17. Региональный Совет по безопасности, органы государственной власти
18. 5 19. Локальный 20. Служба безопасности предприятия

Принимающих участие в обеспечении безопасности;


Осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;

Определяет бюджетное финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности;

Структура Организации Объединенных Наций Уставе ООН и в других международных документах (о разоружении и сокращении вооружений, о правах человека, о международно-правовой ответственности, о мирном разрешении международных споров, о дипломатических сношениях, о международном гуманитарном сотрудничестве, о международной борьбе с преступностью, о международном космическом праве, о международно правовой охране окружающей среды и т.д.).

Главными задачами этой организации считаются борьба с грубыми нарушениями прав человека, деятельность в сфере международных экономических, социальных, культурных, гуманитарных отношений, определение наличия «угрозы миру» и принятие мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39 Устава ООН). Для установления международного мира и безопасности Совет Безопасности ООН имеет право использовать как вооруженные силы (ст. 42 Устава ООН), так и другие методы воздействия (ст. 41 Устава ООН). В последнее время Совет Безопасности ООН неоднократно применял экономические санкции и использовал вооруженные силы в различных странах, таких как Ливия, Либерия, Ангола, Югославия, Ирак.

Российская Федерация, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, наделена правом вето. И нельзя допускать, чтобы это право было ослаблено односторонними действиями США, которые своей международной политикой пытаются подорвать авторитет ООН и Совета Безопасности ООН.

В рамках ООН существуют специализированные учреждения: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Международная организация по борьбе с организованной преступностью (Интерпол), Международная организация труда (МОТ) и т. п.

Определенное место в мире занимает Организация Северо - атлантического договора (НАТО), представляющая собой военно-политический союз, постоянно стремящийся к расширению своего влияния. Деятельность такой организации, как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), носит экономический характер и направлена на территориальное разделение труда в интересах стран-участниц. Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) выступают как региональные объединения государств, заинтересованных в ускорении экономического роста, социального прогресса и в обеспечении безопасности. Российская Федерация на протяжении нескольких лет принимает участие в заседаниях «большой восьмерки». Создан Совет Россия — НАТО, который должен принимать коллегиальные решения в отличие от Со-вместного постоянного совета, который фактически был органом информирования России о решениях, принимаемых НАТО.

Для обеспечения коллективной безопасности от угроз международного терроризма был создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников СНГ, руководящим органом которого стал Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ. Для этого 10.03.2000 г. на внеочередном заседании Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ были рассмотрены и одобрены проекты Программы государств — участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма и Положения об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ. Программа и Положение утверждены решением Совета глав государств СНГ от 21.06.2000 г.

Основные задачи АТЦ СНГ:

Обеспечение взаимодействия и обмена оперативной информацией между органами государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом;

Научное прогнозирование развития международного терроризма на основе полученной информации; формирование объединенного банка данных органов безопасности и спецслужб.

Подразделения АТЦ обучают и готовят специалистов антитеррористических подразделений. Таким образом, обеспечение безопасности личности, общества, государства занимает одно из важнейших мест в международно-правовых отношениях.

Государственные правоохранительные органы обеспечения охраны порядка и безопасности это государственные органы, осуществляющие специализированную деятельность для защиты прав и свобод личности, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств. Каждый правоохранительный орган наделен особой исключительной компетенцией, например только органы прокуратуры являются высшей надзорной инстанцией.

Объединяет многие правоохранительные органы право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, предварительного следствия и дознания. Правоохранительная деятельность представляется как властно-организующая деятельность компетентных правоохранительных органов и их должностных лиц в соответствии с законодательными нормами, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности, правопорядка, безопасности в обществе. Правоохранительные органы наделены государственно-властными полномочиями; именно государство устанавливает систему юридических норм, методы и способы правовой охраны общественных отношений.

Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, которые отличают ее от других видов деятельности, а именно:

Она осуществляется только с помощью юридических мер воздействия (меры правового принуждения и взыскания — санкции , регламентированные законом);

Она реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур (например, судебное заседание состоит из набора процессуальных действий, соответствующих закону);

Ее реализация возлагается на специально создаваемые государственные органы.

Правоохранительная деятельность весьма разнообразна в силу выполняемых ею социальных функций, содержание которых определяется основными направлениями данного вида активности государства. Основные направления (функции) деятельности правоохранительных органов:

Конституционный контроль (устранение нарушений конституционных предписаний);

Осуществление правосудия и судебный контроль (справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, административных, арбитражных дел и исполнение судебных актов — постановлений, определений);

Прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона, прав и свобод человека и гражданина с помощью средств прокурорского реагирования);

Выявление и расследование преступлений и правонарушений;

Организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений;

Оказание юридической помощи и предоставление обвиняемым защиты по уголовным делам.

Для их выполнения существуют конкретные государственные правоохранительные органы и негосударственные правоохранительные организации. В число правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность РФ, входят органы внутренних дел РФ — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности. Органы внутренних дел занимают одно из основных мест в правоохранительной системе Российской Федерации, так как выполняют значительный объем работы по охране законных интересов физических и юридических лиц, борьбе с преступностью и другими правонарушениями.

В соответствии с законом на органы внутренних дел возложены следующие обязанности:

Разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина;

Защита объектов независимо от форм собственности;

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;

Организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, и по иным обстоятельствам;

Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция РФ, Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19.07.2004 г. № 927, и иные нормативно-правовые акты.

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации являются органы Федеральной службы безопасности.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая свою деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства в соответствии с законом.

Правовую основу деятельности Федеральной службы безопасности РФ составляют : Конституция РФ, Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ, Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 11.08.2003 г. № 960, и другие законы и нормативные акты. Деятельность органов Федеральной службы безопасности основана на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы ФСБ и централизованного управления ею, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Основные направления деятельности органов ФСБ:

Контрразведывательная деятельность;

Борьба с преступностью и террористической деятельностью;

Разведывательная деятельность;

Пограничная деятельность;

Обеспечение информационной безопасности.

Контроль за деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы. Надзор за исполнением органами ФСБ законов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Органы внешней разведки — это совокупность специальных государственных органов, уполномоченных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Органы внешней разведки занимаются разведывательной деятельностью, которая заключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.

Свою деятельность органы внешней разведки реализуют на основании Конституции РФ, Федерального закона «О внешней разведке» от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ и иных правовых актов. Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют Президент РФ и Федеральное собрание РФ.

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации являются органы Федеральной службы безопасности.

Цели разведывательной деятельности:

Обеспечение Президента РФ, Федерального собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

Обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики государства в сфере безопасности;

Содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Функции разведывательной деятельности возлагаются на Службу внешней разведки РФ, орган внешней разведки Министерства обороны РФ, а также на ФСБ России. Общее руководство всеми органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Кроме того, за их деятельностью установлен парламентский контроль. Надзор за соблюдением законности органами внешней разведки РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Государственную охрану осуществляют особые федеральные органы государственной власти. При этом применяются правовые, организационные, собственно охранные, режимные, технические меры. Деятельность федеральных органов государственной охраны регулируется Федеральным законом «О государственной охране» от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ и иными нормативными актами. Объектами государственной охраны являются: Президент РФ; лица, замещающие государственные должности РФ; федеральные государственные служащие; главы иностранных государств и правительств и иные государственные, политические и общественные деятели иностранных государств во время пребывания на территории РФ. Охране подлежат также здания и сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, и прилегающие к ним территории и акватории.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН ) — это специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий в пределах своей компетенции:

Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

Создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

Осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации в международных организациях по указанным вопросам.

Деятельность ФСКН регламентируется Конституцией РФ, Указом Президента РФ «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 06.06.2003 г. № 624, Указом Президента РФ «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 05.06.2003 г. № 613, Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ и иными нормативными актами.

Таможенные органы РФ осуществляют защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. На них возложена реализация задач таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу» (ст. 1 Таможенного кодекса РФ).

Составляющей правоохранительных органов являются органы юстиции . Министерство юстиции Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в области юстиции, а также координирующий деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Правовое регламентирование деятельности Министерства осуществляется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ, Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313, и другими нормативно-правовыми актами. Руководство Министерством юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Правительство РФ занимается координацией деятельности Минюста России.

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Судебная власть — это вид государственной деятельности специально уполномоченных органов (суд, судья) по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров хозяйствующих субъектов (юридических лиц), осуществляемый путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Этот вид правоохранительной деятельности регламентируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ и другими.

Положения Конституции РФ устанавливают наличие судебной системы, но не определяют ее состава. Последний прописан в ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. В этой же статье приводится исчерпывающий перечень федеральных судов:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ч. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Деятельность органов прокуратуры определяют Конституция РФ, Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 и другие нормативно-правовые акты.

Прокурорский надзор, его предмет и пределы , полномочия прокурора, формы и средства устранения нарушений закона характеризуются рядом специфических признаков, отличающих их от методов контроля за законностью со стороны иных государственных органов.

Прокурорский надзор имеет самые широкие надзорные полномочия, которыми не обладает никакой другой государственный орган. Он распространяется на все министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также на должностных лиц.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением абсолютно всех законов, а также издаваемых на их основе правовых актов.

Прокурорский надзор не распространяется на органы судебной власти и отдельных граждан (физических лиц).

Прокурор при осуществлении надзора не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность (за исключением случаев расследования преступлений).

Прокурор не обладает административной властью и не управляет поднадзорными ему организациями.

Прокуратура в соответствии с правовыми нормами проводит уголовное преследование, координирует работу правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает судебные решения, принимает участие в правотворческой деятельности.

Нотариат в Российской Федерации — это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем. Правовыми актами, регламентирующими деятельность нотариата, являются Конституция РФ, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 1 1.02.1993 г. № 4462-1 (в ред. от 02.11.2004 г.).

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы — должностные лица, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией. Охрана прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется нотариусом посредством совершения нотариальных действий, перечень которых, приведенный в Основах законодательства РФ о нотариате, не является исчерпывающим.

Адвокатура в Российской Федерации — это добровольное самоуправляемое объединение (сообщество) юристов-профессионалов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам. В соответствии с п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) Российской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти, в соответствии с нормативно-правовыми актами осуществляющий государственную политику по надзору и контролю в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В его основные задачи входят:

Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

Руководство гражданской обороной (ГО), войсками ГО, поисково-спасательными службами МЧС России;

Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий независимо от их организационно-правовых форм;

Сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмен ею;

Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС;

Осуществление в установленном порядке международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от ЧС, оказание гуманитарной помощи.

Федеральный закон «О защите населения...» вводит основные определения терминов, применяемых в РСЧС.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария — чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по кон-структивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений. Производственная пли транспортная катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации — территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств , порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС (рис.1) имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

- на федеральном уровне Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

Рис. 1. Уровни РСЧС

- на региональном , охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

- на территориальном , охватывающем территорию субъекта РФ, — комиссии по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном , охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

- на объектовом , охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС.

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов ис-полнительной власти организаций.

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГО и ЧС):

На федеральном уровне — МЧС России;

На региональном — региональные центры;

На территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;

На местном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;

На объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);

Оперативно-дежурные службы ОУ ГО и ЧС всех уровней;

Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

Силы и средства РСЧС.

Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют:

Силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

Силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;

Силы и средства органов местного самоуправления;

Силы и средства организаций. Все эти силы подразделяются:

На силы и средства наблюдения и контроля;

Силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля состоят:

Из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, наблюдающих и контролирующих состояние окружающей природной среды, обстановку на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения;

Формирований Государственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ;

Ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

Служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля качества пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

Геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии;

Учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:

Из военизированных и невоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

Формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

Формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

Военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Формирований гражданской обороны (ГО) территориального, местного и объектового уровней;

Специально подготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

Аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;

Служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

Восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;

Аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее — силы постоянной готовности). Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В целях проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае возникновения и обеспечения мер по их ликвидации осуществляется планирование действий в рамках РСЧС на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, планов действий федеральных органов исполнительной власти, планов действий субъектов РФ, планов действий органов местного самоуправления, планов действий организаций и объектов.

Мероприятия по защите населения и территорий от ЧС планируются и проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. Объем и содержание планируемых мероприятий определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне из соответствующего бюджета и средств предприятий и организаций.

Ликвидируются ЧС силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по ЧС.

Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами организации, местной ЧС — силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной ЧС — силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ, региональной и федеральной ЧС — силами и средствами исполнительной власти субъектов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации ЧС начальники ГО могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии работников соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами. К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством России. ЧС считается ликвидированной по завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ (Постановление Правительства РФ № 1094 от 13.09.1996 г.).

Режимы функционирования РСЧС.

Различают следующие режимы функционирования РСЧС:

Повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;

Повышенной готовности — при ухудшении нормальной обстановки и при получении прогноза о возникновении ЧС;

Чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Каждому режиму соответствует перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС.

При этом основными мероприятиями, выполняемыми в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, являются:

1) в режиме повышенной готовности — принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы; усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой ЧС;

2) в режиме чрезвычайной ситуации — организация защиты населения; выдвижение оперативных групп в район ЧС; организация ликвидации ЧС; определение границ зоны ЧС; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному обеспечению пострадавшего населения; непрерывный контроль состояния окружающей природной среды в районе ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

Для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС за счет их бюджетов и в определяемой ими номенклатуре создаются резервы финансовых и материальных ресурсов.

Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС.

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

Организация и ведение ГО — одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности. В мирное время гражданская оборона своими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области ГО (они же — органы повседневного управления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями ГО участвует в решении задач РСЧС.

ГО представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и решению задач самой защиты населения и объектов РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для достижения этих целей заблаговременно, в мирное время, организуется и осуществляется комплекс различных мероприятий ГО. Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство Российской Федерации. Начальником гражданской обороны России является Председатель Правительства РФ. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем на-чальника гражданской обороны Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках в составе РФ , краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Эти руководители являются начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство гражданской обороной РФ возложено на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основные направления ее развития и совершенствования.

РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельностью.

Для обеспечения безопасности (т.е. состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам, государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Закон РФ «О безопасности» (в редакции 2005 года) в ст. 2 относит к органам, осуществляющим безопасность чуть ли не все государственные органы, вне зависимости от принадлежности их к ветвям государственной сласти: «государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».

Согласно ст.8 Закона, систему безопасности страны образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Значит, налицо два элемента системы безопасности: 1) законодательство и 2) органы безопасности (в совокупности – система органов безопасности). Понятно, что органы судебной и законодательной власти не могут быть включены в перечень органов безопасности, хотя бы потому, что, как сказано в абз.1 ст.11 Закона, «Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации», а Президент в правовом государстве не может руководить законодательной и судебной ветвями власти. Соответственно, органами безопасности могут быть лишь некоторые органы исполнительной власти. Но и их перечень не дается в Законе. Более того, определенный перечень органов и служб дается в контексте «силы и средства обеспечения безопасности» в ст. 12 Закона: Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Из-за невозможности определить конечный перечень органов безопасности непосредственно из закона, обратимся к Указу Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 7 августа 2004 г.). На основе анализа данного Указа, авторы учебника под ред. О.А. Галустьяна, к числу органов безопасности относят:

Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности;

Органы внешней разведки;

Федеральные органы государственной охраны;

Органы федеральной фельдегерской связи;

Органы пожарной безопасности.

Рассмотрим их подробнее.

Правовую основу организации и деятельности Совета Безопасности России составляет Указ Президента РФ «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» №736 от 7 июня 2004 г.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

Обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

Определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

Разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

Подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства и мн.др.

Деятельность органов ФСБ основывается на ФЗ «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. Согласно ст.ст. 1 и 2 указанного закона, федеральная служба безопасности – есть единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ. К органам ФСБ относятся:

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям (ст.8 Закона):

Контрразведывательная деятельность;

Борьба с преступностью и террористической деятельностью;

Разведывательная деятельность;

Пограничная деятельность;

Обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В системе органов обеспечения безопасности Российской Федерации важное место отводится внешней разведке. Вопросы правового регулирования деятельности специальных служб всегда привлекали внимание не только разведчиков-профессионалов, сотрудников контрразведывательных органов, военных, но и многих политиков, представителей общественности, широкого круга граждан. Такого рода интерес как ранее, так и сейчас во многом обусловлен тем обстоятельством, что правовое регулирование функционирования разведывательных органов длительный период осуществлялось закрытыми нормативными правовыми актами. Это создавало определенный ореол таинственности и всемогущества вокруг органов внешней разведки, а в отдельных случаях давало повод для беспочвенных обвинений их во вседозволенности и бесконтрольности. И в настоящее время далеко не все правовые аспекты деятельности органов внешней разведки Российской Федерации получили огласку, что вполне понятно: некоторые из них раскрывают организацию, тактику, методы и средства разведывательной деятельности, а также силы разведки и их состав .

Тем не менее, на сегодняшний день деятельность органов внешней разведки урегулирована ФЗ «О внешней разведке» . Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств (ст.1).

Система органов внешней разведки включает Службу внешней разведки РФ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ. То есть можно говорить о наличии двух звеньев системы органов внешней разведки. Высшим звеном является Служба внешней разведки РФ. Общее руководство всей системой осуществляется Президентом РФ.

Разведывательная деятельность осуществляется в целях добывания информации о действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и отдельных лиц, затрагивающих жизненно важные интересы российского государства.

При проведении разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставлено право использовать гласные и негласные методы и средства. Особый характер их применения определяется условиями этой деятельности. На них возложено обеспечение безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, командированных за границу граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Кроме того, органы внешней разведки решают задачи обеспечения собственной безопасности, осуществляя оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» .

В систему органов безопасности включены также федеральные органы государственной охраны , основывающие свою деятельность на ФЗ «О государственной охране» . Государственная охрана определена как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер;

Итак, государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, которыми является Федеральная служба охраны РФ. Основными задачами их являются (ст. 13 Закона):

1) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) защита охраняемых объектов;

6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 . В соответствие с ним, ф едеральная служба охраны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Систему органов федеральной фельдегерской связи возглавляет Государственная фельдегерская служба России. Организация и деятельность данного органа исполнительной власти регулируется Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, (утв. Указом Президента РФ от 13 августа 2004г. N 1074) .

И, наконец, система органов обеспечения пожарной безопасности предусмотрена в ФЗ «О пожарной безопасности» . Возглавляет систему органов обеспечения пожарной безопасности Государственная противопожарная служба, состоящая из двух звеньев - федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации.

Такой в целом можно представить систему органов безопасности страны. Повторимся, в нормативных актах не имеется полного перечня органов безопасности, поэтому, по сути, в этот перечень могут входить любые органы исполнительной власти, создание которых допускается законом.


Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» // Российская газета от 6 мая 1992 г. - №103

Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. – №12 - Ст. 1101.

Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. N 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июня 2004 г. - №24 - Ст. 2392.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г., - №15 - Ст. 1269.

Крейс И.В. Некоторые вопросы правового регулирования деятельности органов внешней разведки Российской Федерации. // Российский военно-правовой сборник «Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации». Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., - № 3 - Ст. 143.

Чубаровский Ю. Правоохранительные органы Российской Федерации М.: 2002. – с.109.

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., -№ 22 - Ст. 2594.

Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004г. - №32 - Ст.3314.

Указ Президента РФ от 13 августа 2004г. N 1074 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. - №33 - Ст. 3437.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г., - № 35 - Ст. 3649

Государственные органы обеспечения безопасности

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. В системе бизнеса образуются свои структуры, в образовательном пространстве, в жилищном кооперативе или дачном поселке свои. Но есть общие цели и правила, которые в документах чаще называют принципами. Их очень много: общие, частные, специальные, для каждой сферы жизнедеятельности свои. Однако есть и общие идеи и правила.


Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1. законность, т.е. все мероприятия по обеспечению безопасности осуществляются на основании нормативно-правовых актов, принцип законности обеспечивает верховенство и единство закона, равенство всех перед законом;
2. соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. при обеспечении безопасности не должны ущемляться интересы всех объектов безопасности, обеспечивающие их существование и возможность прогрессивного развития;
3. взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
4. интеграция с международными системами безопасности.


В разных источниках рассматривают и другие принципы БЖ: гуманность, демократичность, плановость, оперативность, приоритетность, научность, эффективность, дублирование защиты, системность, комплексность, экономичность, рациональность, надежность, непрерывность и иные.


При обеспечении безопасности допускается ограничение прав и свобод граждан, в случаях, предусмотренных законом (в соответствии со ст.55 Конституции РФ, ч. 3).


Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.


Закон дал четкое определение системы органов безопасности РФ.


Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом, не допускается.


Таким образом, вся вертикаль власти, а также все организации и граждане, имеющие отношение к обеспечению безопасности, а также нормативные акты образуют общую систему безопасности нашего государства и общества. (Подробнее органы, входящие в систему безопасности рассмотрены в 5 и 6 главах настоящего учебного пособия).


Но все органы власти, организации и граждане имеют множество иных задач и функций помимо сферы безопасности, например экономические, производственные, технические, культурные и иные. Их реализация регулируется иными соответствующими актами. А в Законе «О безопасности» раскрываются направления деятельности всех подсистем государства и общества именно в интересах и в сфере обеспечения безопасности. Каковы же эти направления (функции).


Основными функциями системы безопасности (практически любого уровня и любого ведомства, организации, предприятия) являются:
1. выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
2. создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
3. управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
4. осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
5. участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.


Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который:

  1. возглавляет Совет безопасности РФ;
  2. контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
  3. принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Президент руководит работой Совета безопасности и его членов, принимает Указы по созданию и регулированию деятельности силовых структур, назначает и увольняет их руководителей.


Правительство РФ:

  1. обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ;
  2. организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами РФ, и субъектов РФ.

Министерства РФ:

  1. обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;
  2. разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в РФ в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.


Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.


Службы РФ, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, такие как Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерства внутренних дел (МВД), иных органов исполнительной власти,действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.



Поделиться