Федеральным источником трудового права является. Правоведение

Под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Источники трудового права, таким образом, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников.

Источники -- нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, однако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов -- источников трудового права, в других -- только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 года закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).

Статья 108 Конституции РФ предусмотрела особую процедуру принятия федерального конституционного закона. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность отклонения федерального конституционного закона Президентом РФ и повторного в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федерального Собрания. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, ибо последние имеют большую юридическую силу.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. 1к), следует различать среди источников трудового права наряду с федеральными законами законы субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние (то есть республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование общественных отношений по труду, включая принятие законов. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон.

Среди законов субъектов РФ в сфере труда также следует различать конституционные и обычные (текущие) законы. Все они принимаются соответствующими органами государственной власти -- законодательными собраниями (думами) республик, областными, краевыми, городскими думами и другими местными органами государственной власти, распространяя свое действие на соответствующие регионы.

Таким образом, законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

В соответствии со статьей 104 Конституции РФ право законодательной инициативы (в том числе и по вопросам трудового права) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012). Будучи основным кодифицированным источником трудового права России, он регулирует по существу весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Наряду с Трудовым кодексом РФ, являющимся кодифицированным актом общего значения, среди источников трудового права в последние годы получили широкое распространение кодификационные нормативные акты (федеральные законы), относящиеся к комплексному правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой отрасли. К их числу можно отнести, например, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, включая политику в области правового регулирования рынка труда, трудовых и социальных отношений. Реализуя эти свои полномочия, Президент РФ издал, например, Указ Президента РФ от 09.04.1997 N 309 (ред. от 12.07.2012, с изм. от 02.08.2012) "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации".

Постановления Правительства Российской Федерации как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти Российской Федерации, носящие подзаконный характер. В юридической иерархии источников права постановления Правительства стоят вслед за законами РФ и указами Президента нормативного значения.

В системе источников трудового права постановления Правительства РФ занимают весьма заметное место. Они по существу охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления Правительства принимаются во исполнение законов РФ и указов Президента в целях их конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь. Однако, будучи нормативными актами, принятыми в развитие действующего законодательства, а нередко и по прямому указанию закона и указа Президента, постановления Правительства РФ не теряют своего значения как источника трудового права, ибо содержат новые нормы, которые, не противореча законам и указам, развивают их. К числу таких постановлений относится, например, Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 28.01.2013) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (вместе с "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений").

Особо следует выделить значение постановлений Правительства РФ как источников трудового права, регулирующих условия труда отдельных категорий работников и устанавливающих посредством утверждения специальных “Положений” юридический статус отдельных органов и категорий работников. К их числу можно отнести, например, Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. .

Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Эти акты Министерства труда и социальной защиты РФ относятся к специфической разновидности источников трудового права, поскольку исходят от компетентного органа государственного управления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответствующих указов Президента и постановлений Правительства РФ. Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ издаются в целях обеспечения правильного единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных государственных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах.

Акты Министерства труда и социальной защиты РФ как источники трудового права по юридической силе относятся к подзаконным актам органов государственного управления и стоят вслед за актами Правительства РФ. Они, следовательно, не должны противоречить законам РФ и постановлениям Правительства РФ. Если же такие противоречия все же имеются, Правительство РФ вправе отменить или изменить их.

Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативными актами органов государственной власти и государственного управления к числу источников трудового права относятся и акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Указанные акты имеют ограниченную сферу действия (рамками региона субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов Российской федерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.

Соглашения как специфические договорные источники трудового права характеризуются тем, что они исходят не от органов государственной власти и управления, а от субъектов общественных трудовых отношений и их представителей. Государственные органы здесь могут лишь участвовать в качестве третьей стороны, обеспечивая социальное партнерство между работниками и работодателями. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда.

Указанными выше соглашениями могут предусматриваться положения: об оплате, условиях, охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучения работников и т.д.

Локальные нормативно-правовые акты - эта разновидность источников трудового права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемными работниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся также приказы администрации организаций, принятые в пределах ее компетенции.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия (пределами данной организации) и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.

Акты высших судебных органов -- Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Эти акты не могут рассматриваться в качестве источников трудового права, хотя в ряде случаев и Конституционному Суду и Верховному Суду приходится соответственно решать либо вопрос о конституционности того или иного нормативного акта о труде, либо об ориентировании судебной практики на единообразное понимание и разрешение трудовых споров.

Однако указанные суды в таких случаях не уполномочены “творить” право. Они лишь толкуют нормативные акты с точки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о применении действующего законодательства о труде. Если же Конституционный Суд или Верховный Суд придут к выводу о несовершенстве законодательства, они в порядке законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) могут обратиться в Государственную думу о его изменении или дополнении.

Важное значение в современных условиях приобретает непосредственное применение судами положений (статей) Конституции РФ, которое до последнего времени практиковалось крайне редко.

трудовой право нормативный соглашение

Основой правового регулирования труда являются его источники. Источники трудового права - это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами должно осуществляться трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно:

  • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
    • 1) указами Президента РФ;
    • 2) постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
    • 3) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;
    • 4) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

При этом установлена четкая иерархия нормативных правовых актов:

  • нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ;
  • указы Президента РФ не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам;
  • постановления Правительства РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ;
  • законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Исходя из сложившейся законодательной и правоприменительной

практики, специально отмечено, что в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяются нормы ТК РФ, а если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он применяется только при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

Важное значение для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений также имеют международные правовые акты и международные договоры РФ. Наиболее распространенным видом международных договоров в сфере труда являются международные конвенции Международной организации труда (далее - МОТ). Конвенция МОТ № 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров закрепляет право работодателей и работников создавать организации для защиты своих прав и интересов, вести коллективные переговоры для установления условий труда. Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий , Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде и Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда провозглашают запрещение дискриминации и принудительного труда. Конвенция МОТ № 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках и др. закрепляют основные гарантии работников при установлении продолжительности времени труда и отдыха, оплаты труда, охраны труда. Помимо конвенций МОТ заключаются и двухсторонние международные договоры об установлении определенных условий или решении конкретных вопросов использования труда иностранных работников и т.п.

Конституция РФ является специфическим источником трудового права, провозглашающим основные права человека в сфере труда. К числу таких прав относятся:

  • 1) право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  • 2) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
  • 3) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • 4) право на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ;
  • 5) право на защиту от безработицы;
  • 6) право на отдых;
  • 7) право на рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров с использованием установленных законом способов;
  • 8) запрещение принудительного труда.

Помимо закрепления основных прав и принципов трудового права нормы Конституции РФ имеют значение для построения системы трудового права.

Федеральное законодательство о труде включает в себя федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Базовым нормативным актом для трудового права является ТК РФ, определяющий содержание всех институтов трудового права. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ является исторически четвертым кодифицированным российским нормативным правовым актом о труде. Он содержит более 400 статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и с того времени претерпел большое количество изменений, в том числе и принципиальных. Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Первый Кодекс законов о труде (КЗоТ), принятый в 1918 г. , закрепил отрасль трудового права как самостоятельную, регулирующую поведение людей в общественной организации труда. До советского периода трудовые отношения регулировались отраслью гражданского права, хотя и действовали отдельные законы о промышленном труде (например, Устав о промышленном труде 1913 г.). Ныне действующий ТК РФ был принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г.

Трудовой кодекс РФ содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяет правовое положение работника и работодателя, способы защиты их прав.

Наряду с ТК РФ в сфере регулирования трудовых отношений действуют и другие федеральные законы. Отметим некоторые из них:

  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает права профсоюзов по представлению и защите интересов работников;
  • Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет принципы обеспечения занятости и регулирует отношения государственной службы занятости с работодателями и безработными;
  • ряд федеральных законов предусматривает особенности правового регулирования труда в отношении отдельных категорий работников, например ФЗ «Об образовании» , ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и другие законы.

Следует отметить, что все федеральные законы действуют в части, не противоречащей ТК РФ.

Помимо федеральных законов в сфере труда действуют подзаконные акты, принимаемые федеральными органами государственной власти.

Указы Президента РФ регулируют некоторые вопросы, связанные с трудом работников бюджетной сферы. Указами утверждаются дисциплинарные уставы, например Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации от 16 ноября 1998 г.

Постановления Правительства РФ, как правило, направлены на конкретизацию соответствующих законов или на регулирование отдельных правоотношений, а также осуществление дифференциации в трудовом праве.

Постановлениями Правительства РФ утверждаются положения о различных федеральных надзорных ведомствах, перечни опасных и вредных работ, правила проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для регулирования правоотношений в сфере труда действуют также нормативные акты различных министерств и ведомств. Среди них особое место занимают акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которые не только устанавливают условия труда, но и содержат разъяснения, обязательные для правоприменителей.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, относящимся к их компетенции.

Кроме нормативных правовых актов, принимаемых в централизованном порядке компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений большую роль играют локальные нормативные акты.

Главная особенность локальных нормативных актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках данной конкретной организации (коллектива работников, занятых у индивидуального предпринимателя). Основным назначением локальных нормативных актов является конкретизация трудового законодательства с учетом условий конкретного предприятия, повышение гарантий, предоставленных работникам законом, а также установление условий труда, определение которых отнесено к компетенции работодателя.

К важнейшим локальным нормативным актам относятся:

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ, применению не подлежат.

Действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве

Правила действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве установлены ст. 11-13 ТК РФ.

Положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и обязательны для применения на всей территории России для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационноправовых форм и форм собственности. Правила, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, распространяются на территории РФ на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Крайне важным для защиты трудовых прав граждан является следующее положение. В случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. (Например, заключили гражданско-правовой договор, обратились в суд, который установил, что обстоятельства, установленные судом, соответствуют трудовым отношениям, соответственно, к ним будет применяться трудовое законодательство). (Договор об оказании услуг - гражданско- правовой, при этом указано, что отношения между исполнителем и заказчиком регулируются трудовым законодательством в отношении трудового распорядка дня.)

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в нем либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющим порядок введения в действие акта данного вида.

Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: а) истечением срока его действия; б) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; в) отменой (признанием утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК РФ. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: а) истечением срока действия; б) отменой (признанием утратившим силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; в) вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Источники трудового права - это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

Об источниках трудового права необходимо говорить в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников трудового права. В формальном понимании под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Действительно, вначале правовым нормам придается определенная форма. Но придание данной формы вовсе не означает, что источнику права гарантирована реализация в отношения, для регулирования которых он создавался. Материализуются источники трудового права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права. Сказанное позволяет говорить о материальном аспекте источников трудового права. Изучение источников права в материальном аспекте предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет трудового права. Только после перехода указанных отношений в категорию правоотношений можно сделать вывод о материальном проявлении источников трудового права.

Таким образом, между формальным и материальным проявлением источников трудового права находится процесс реализации.

В связи с чем источники трудового права необходимо изучать не только с точки зрения содержащихся в них правил поведения. Изучение процесса реализации источников трудового права позволяет выявить как способы, которые не привели нормы права в соответствующие отношения, так и способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права. Рассмотрение материального аспекта источников трудового права позволяет выделить нормы, применение которых не вызывает затруднений, а также нормы, не преодолевшие путь от формального к материальному выражению. Выявление таких норм позволяет совершенствовать либо их содержание, либо процесс их реализации.

Источники трудового права имеют особенности. Во-первых, они издаются на различных уровнях правового регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном. Во-вторых, источники трудового права могут быть приняты не только государственными органами, но и по их поручению органами местного самоуправления, субъектами трудового права. В-третьих, источники трудового права отражают как общие, так и специальные формы регулирования труда. В-четвертых, источники трудового права могут применяться не только исходя из приданной им юридической силы, но и по принципу отражения в них интересов работников. Нормативный акт, содержащий дополнительные льготы для работников, применяется и в том случае, когда такие льготы отсутствуют в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте.

В-пятых, многие источники трудового права не могут преодолеть путь от формального к материальному выражению. Причем в правоприменительной деятельности нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, заменяется актом, изданным работодателем, который не желает предоставлять работникам предусмотренные в нем льготы. Имеющиеся способы реализации норм трудового права связаны с подачей жалобы работника на работодателя. Далеко не каждый работник способен жаловаться на своего работодателя. В силу чего нормы трудового права остаются без исполнения. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нормы трудового права должны иметь дополнительные способы реализации, обеспечивающие их переход от формального к материальному выражению. Такие способы могут появиться лишь благодаря созданию Трудового процессуального кодекса РФ (ТПК РФ), который должен предусматривать гораздо больше способов защиты трудовых прав работников, чем дает действующий ГПК.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • – понятие источников трудового права;
  • – основные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, иные правовые акты, содержащие нормы трудового права, основные конвенции МОТ;
  • – понятия нормативного регулирования трудовых отношений, коллективного договора и соглашения;

уметь

  • – отграничивать источники трудового права от источников других отраслей российского права;
  • – находить среди нормативных правовых и иных актов источники трудового права;
  • – определять с точки зрения применения на практики юридическую силу того или иного источника;
  • – определять необходимые источники трудового права, требуемые в той или иной ситуации правоприменительной практики;

владеть навыками

  • – применения различных источников трудового нрава в решении юридических споров;
  • – применения отдельных норм трудового права к ситуациям правоприменительной практики.

Несмотря на то что понятие "источник права" существует со времен Древнего Рима, споры об этой категории в науке до сих пор продолжаются. Вместе с тем практически во всех современных национальных системах права и правовых школах в качестве источников права чаще всего называют формально-юридические источники. Тем самым подчеркивается идентичность формы и источника права, где форма указывает на то, каким образом организовано и ограничено вовне юридическое (нормативное) содержание, а источник – на то, каковы те юридические и иные истоки... предопределяющие рассматриваемую форму права и ее содержание . Однако в последнее время заметной стала дискуссия о том, можно ли к источникам права относить и договоры. Мнения специалистов на этот счет подчас диаметрально противоположны: от полного неприятия до горячего одобрения. Для трудового права такая дискуссия весьма существенна, ибо среди актов, содержащих нормы трудового права, ст. 5 ТК РФ называет также коллективные договоры и соглашения.

Понятие и виды источников трудового права

Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных норм, которые внешне облечены в определенную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином "источники права" .

Под источниками трудового права понимаются результаты правотворческой деятельности лиц и органов, наделенных соответствующими правомочиями. Однако единого мнения ученых о том, что конкретно относить к таковым, не сложилось. Традиционно к источникам трудового права относят нормативные правовые акты. Вместе с тем ряд авторов в качестве источников называет судебный прецедент и даже обычай . С этим трудно согласиться, ибо ни судебный прецедент, ни обычай источниками права в российской правовой системе не являются.

Основное значение источников трудового права – способствовать эффективности правового регулирования трудовых правоотношений. На это обращали внимание еще советские юристы, к примеру, О. В. Смирнов писал: "Эффект от регулирующего воздействия норм права понимается как определенный полезный результат, благотворно сказывающийся на дальнейшем развитии... организации труда". И далее: "В основу требований к современной... организации труда должен быть положен принцип оптимальной эффективности, т.е. максимальная эффективность при минимальных затратах" .

Как и во многих других отраслях российского права, источники трудового права подразделяются на виды в зависимости от их юридической силы и принимающего органа. Исходя из этого, выделяются следующие виды источников трудовою права:

  • – законодательные акты;
  • – иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
  • – коллективные договоры, соглашения;
  • – локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Учитывая, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), к источникам трудового права следует относить также нормы международного права и международные договоры, содержащие регламентацию трудовых отношений. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ).

Следует отметить, что действуют и некоторые нормативные правовые акты бывшего СССР – в части, не противоречащей российскому законодательству. В качестве примера можно привести следующие постановления: Совмина СССР от 15 июля 1981 г. № 677 "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность"; Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. № 233 "О дежурствах на предприятиях и в учреждениях", а также следующие постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС: от 3 ноября 1986 г. № 460/26-60 "Об утверждении перечня грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда"; от 30 мая 1985 г. № 162/12-55 "Об утверждении Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства"; от 6 июня 1984 г. № 170/10-101 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения скользящего (гибкого) графика работы для женщин, имеющих детей". Действует до сих пор и Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. № 369/92-14-147/20/18-22, и некоторые другие акты.

Таким образом, для системы источников трудового права характерны следующие особенности:

  • 1) многоуровневый характер источников права. К таким источникам права относятся не только федеральные законы и иные нормативные правовые акты, но и нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам трудового права;
  • 2) наличие среди названных источников большого количества подзаконных актов, принимаемых на уровне федеральных органов государственной власти, в том числе специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтруд России, Минздравсоцразвития России, в настоящее время – Министерство труда и социальной защиты РФ);
  • 3) придание важного значения локальному правовому регулированию в сфере труда;
  • 4) участие работников (их представителей) в создании норм права, регламентирующих трудовые отношения;
  • 5) дифференцированный подход к правовому регулированию труда в отдельных отраслях экономики, в отдельных регионах, некоторых категорий работников.

Вопрос 6. Источники трудового права

Источниками трудового права являются законодательные (нормативные) акты, в которых содержатся нормы трудового права.
Основным источником трудового права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всех граждан. “Мужчина и женщина, - говорится в Конституции, - имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.
Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здоровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых - вот важнейшие конституционные положения, которые должны реализовываться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.
Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.
За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.
Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответствии с Законом РФ № 90 от 30 июня 2006 г. “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”. Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК - с 6 октября 2006 г.Закон от 30 июня 2006 г.:
- внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;
- согласно Закону признаны не действующими на территории России некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);
- признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).
Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Закон от 30 июня 2006 г. упорядочил нормативно-правовую базу регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, которая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права,. содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае Противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.
Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).
Определенное место в регулировании трудовых отношений занимают акты Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией. К ним относятся: Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде и др.
Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами. Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.



Поделиться