Председатель конституционного суда российской федерации назначается. Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должности судей могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными органами власти субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Президент РФ не связан этими предложениями и вправе предложить Совету Федерации любую кандидатуру, отвечающую требованиям закона.

Мнения ученых

Формирование судейского корпуса органа конституционной юстиции имеет политическую окраску, влияющую на степень независимости суда. Особенно это заметно, когда право назначения судей монополизировано одним органом власти.

Законодательство в части формирования Конституционного Суда РФ претерпело существенную эволюцию: от полной монополии парламента в назначении всего состава Конституционного Суда РФ до скромного утверждения кандидатур (даже безальтернативных), предложенных Президентом РФ. Очевидна разная значимость полномочий на выдвижение кандидатуры и ее утверждение. Утвердить можно только того, кого выдвинули, поэтому вариант паритетного назначения судей различными ветвями власти в большей степени обеспечивает сбалансированность состава органа конституционной юстиции и соответствует принципу разделения властей .

К кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, высокая квалификация в области права.

Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ Совет Федерации рассматривает в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ. Свое решение Совет

Федерации оформляет постановлением. После принятия решения Советом Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ Президент РФ не позднее одного месяца со дня открытия вакансии представляет кандидатуру на место выбывшего судьи. Данная кандидатура утверждается на заседании Совета Федерации большинством голосов.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет, однако на Председателя Конституционного Суда РФ это правило не распространяется.

Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей, назначаемых в таком же порядке, как и Председатель. Председатель и его заместители по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Полномочия Председателя или его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ, если решением Конституционного Суда РФ установлено, что Председатель или заместитель Председателя не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Решение Конституционного Суда РФ принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.

Это интересно

Согласно ранее действовавшей редакции ФКЗ о Конституционном Суде Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судью- секретаря избирали на три года сами судьи Конституционного Суда из своего состава, последовательно и на закрытом пленарном заседании. С изменением Закона процедура назначения Председателя Конституционного Суда и его заместителей была уравнена с порядком получения своих постов председателями Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их заместителями.

Порядок прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда и его заместителей ранее тоже был другим. Старая редакция ст. 23 закрепляла возможность инициации процедуры досрочного освобождения от должности Председателя или его заместителя не менее чем пятью судьями Конституционного Суда. Основания для такой инициативы - недобросовестное исполнение ими своих обязанностей либо злоупотребление своими правами. Окончательное решение о досрочном освобождении от должности указанных лиц принимал Конституционный Суд большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.

Председатель Конституционного Суда РФ:

  • 1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
  • 2) вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению на его заседаниях;
  • 3) представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени;
  • 4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и структуру аппарата;
  • 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с ФКЗ о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда РФ;
  • 6) издает приказы и распоряжения.

На судей Конституционного Суда РФ распространяются права, обязанности, гарантии и запреты, установленные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с учетом особенностей, определенных ФКЗ о Конституционном Суде.

  • См.: Нарутто С. В. Конституционный Суд Российской Федерации: изменения встатусе и процедурах (2009 и 2010 годы) // Хозяйство и право. 2011. № 9. С. 12.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет . Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 17.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если:

1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу ;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.

Конституционный Суд Российской Федерации приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части первой настоящей статьи.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не влечет за собой приостановления выплаты этому судье ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и не лишает его гарантий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 18.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи ;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий , не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин ;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

Смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации , в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

57.Полномочия КС и акты
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Ро ссийской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 4 и 5.1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение . Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию, постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Формы деятельности КС РФ

Независимость

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Статья 30. Коллегиальность

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от числа действующих судей.

Статья 31. Гласность

Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Брежнев О.В., заведующий кафедрой государственного строительства и конституционного права Курского института государственной и муниципальной службы, доктор юридических наук.

Срок полномочий представляет собой важный элемент правового статуса любого органа власти и должностного лица. Его значимость обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, срок полномочий устанавливает временные границы реализации компетенции конкретным составом коллегиального органа власти и лицом, замещающим ту или иную должность. Во-вторых, как следствие вышесказанного, законодательно установленный срок полномочий обусловливает обязательное периодическое обновление властвующих элит, что является неотъемлемым признаком современного демократического государства.

Сроки полномочий судей всегда отличались спецификой с точки зрения их законодательной регламентации по причине того, что они тесно связаны с важнейшими принципами, определяющими правовой статус носителей судебной власти, - несменяемостью, независимостью, неприкосновенностью судей (ст. 120 - 122 Конституции Российской Федерации). Срок полномочий, наряду с иными средствами законодательного регулирования статуса судьи, призван обеспечивать невозможность произвольного прекращения или приостановления этого статуса, равно как и перевода судьи на другую должность без его добровольного согласия. Он должен создавать условия, при которых исключалось бы какое-либо внешнее воздействие на судью при исполнении им своих должностных полномочий, эффективно защищались бы его личные права. Исходя из этого, чаще всего сроки полномочий судей значительно превышают сроки полномочий иных органов государственной власти - парламента, главы государства, правительства. Как отмечает Н.В. Витрук, это "обеспечивает известный "консерватизм" в действиях судебной власти, стабильность конституционного строя", но в то же время позволяет обновлять состав судов, делает его подвижным, что, как показывает практика, оправдывает себя <1>.

<1> См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. М., 1998. С. 133.

Все вышесказанное в полной мере относится к проблеме определения сроков полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, ибо в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, что, впрочем, не исключает и возможность специальной законодательной регламентации некоторых особенностей правового положения отдельных категорий судей <2>.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.

Анализ российского и зарубежного законодательства о статусе судей конституционных судов позволяет сделать вывод, что в целях определения сроков полномочий данной категории судей законодатель традиционно использует следующие способы:

  1. нормативное ограничение пребывания в должности судьи определенным временным промежутком (в этом случае, как правило, закрепляется норма о недопустимости повторного избрания или назначения судьи на новый срок);
  2. установление предельного возраста, по достижении которого полномочия судьи прекращаются;
  3. закрепление обязательности периодической ротации состава конституционного суда (как правило, на одну треть).

Законодатель может отдать предпочтение какому-либо одному из вышеуказанных способов или использовать их в сочетании. При этом чаще всего закрепляются нормы о том, что судья конституционного суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором он достигает предельно допустимого возраста.

Законодательное регулирование срока полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации исторически прошло несколько этапов.

Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР" впервые в новейшей российской истории закрепил норму (ст. 15) о том, что полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком <3>. Одновременно с этим был установлен предельный возраст для занятия должности соответствующего судьи - 65 лет. В отношении судей всех иных судов в тот период действовала конституционная норма о десятилетнем сроке полномочий <4>. Таким образом, при принятии Закона "О Конституционном Суде РСФСР" российский законодатель в известной мере предвосхитил последующее правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений, ибо в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. в Конституцию была внесена норма о том, что "полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами Российской Федерации" <5>. Теоретическое обоснование данного положения содержалось в Концепции судебной реформы в РСФСР, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. <6>. В ней, в частности, было отмечено: "Краеугольным камнем преобразований будет несменяемость судей, распространяемая на всех судей, кроме мировых, для которых будет восстановлена выборность населением на 5-летний срок. Прочие судьи будут назначаться... НА СРОК ДО ОТСТАВКИ В СВЯЗИ С ДОСТИЖЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО ВОЗРАСТА. Будет упразднен институт отзыва судей (кроме мировых)" (выделено мной. - О.Б.). В соответствии с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. 29 - 30 октября того же года 13 судей Конституционного Суда РСФСР были избраны на соответствующие должности без ограничения срока полномочий, до достижения 65-летнего возраста <7>.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1017.
<4> См.: Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1303.
<5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 55.
<6> См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
<7> Согласно ч. 1 ст. 3 данного Закона Конституционный Суд состоял из 15 судей. Таким образом, после соответствующего голосования на Съезде народных депутатов Российской Федерации в составе Суда остались две вакантные судейские должности.

Конституция Российской Федерации 1993 г. непосредственно не содержала положений о сроке полномочий судьи Конституционного Суда. Поэтому соответствующий вопрос активно обсуждался в процессе подготовки проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и при его рассмотрении в Государственной Думе и Совете Федерации <8>. В итоге большинство депутатов согласилось с мнением о целесообразности ограничения срока полномочий судьи Конституционного Суда 12 годами, при одновременном "повышении" предельно допустимого возраста для занятия судейской должности до 70 лет. Соответствующая норма была закреплена в ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" <9>. По мнению депутатского корпуса, такое решение позволяло оптимально сохранить независимость Конституционного Суда и обеспечивало в то же время периодическое обновление его состава, тем более что законодательно был закреплен и запрет на назначение на должность судьи на второй срок.

<8> См.: Митюков М.А. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": правовые дискуссии при разработке и принятии (введение в тему) // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 12. С. 27 - 37.
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 14. Ст. 1447.

Возник вопрос и о статусе тех 13 судей Конституционного Суда, которые были избраны на соответствующие должности Съездом народных депутатов Российской Федерации без ограничения срока полномочий, до достижения 65-летнего возраста. В п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции России содержалась следующая норма: "После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА, НА КОТОРЫЙ ОНИ БЫЛИ ИЗБРАНЫ. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией" (выделено мной. - О.Б.). Данная норма, по сути, была воспроизведена в п. 4 раздела пятого "Переходные положения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Она породила такое своеобразное явление, как разделение состава Конституционного Суда, который был увеличен Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ч. 1 ст. 125) до 19 судей, на две части: избранных на неограниченный срок полномочий, до достижения 65-летнего возраста, и назначенных на 12-летний срок с предельным возрастным ограничением в 70 лет. Хотя формально статус всех судей был единым и регулировался главой II Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", отличия между судьями "первой и второй волны" существовали. Они касались не только сроков полномочий, но и опыта работы в должности судьи Конституционного Суда. Все-таки судьи, избранные Съездом народных депутатов Российской Федерации, получили определенную "закалку" в сложных политических обстоятельствах 1992 - 1993 годов. Как отмечает М.А. Митюков, это обстоятельство даже вызвало определенную дискуссию при рассмотрении Советом Федерации проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <10>. По мнению депутата Е.Б. Мизулиной, разделение судейского корпуса "не обеспечит приоритет Конституции Российской Федерации над политикой и политическими столкновениями" <11>. Депутат А.В. Усс, наоборот, утверждал, что "очень хорошо, что сегодня часть судей Конституционного Суда находится вне пределов нашей досягаемости. Они уже от нас независимы..." <12>. Последняя точка зрения получила признание парламентского большинства.

<10> См.: Митюков М.А. Указ. соч. С. 37.
<11> Там же.
<12> Там же.

Изменение законодательного регулирования срока полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации произошло с принятием Федерального конституционного закона от 8 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", который предусмотрел: увеличение срока полномочий судей Конституционного Суда до 15 лет; отмену предельного возраста для занятия должности судьи в 70 лет; распространение нового регулирования на всех судей Конституционного Суда, назначенных на должность Советом Федерации <13>. Была сохранена норма о недопустимости повторного назначения на должность судьи Конституционного Суда. В Пояснительной записке, направленной Президентом Российской Федерации (субъектом законодательной инициативы) вместе с проектом данного Закона в Государственную Думу, необходимость его принятия обосновывалась следующим образом: "...сложность и специфика деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации таковы, что требуется определенное время, пока судья не начнет работать с полной отдачей. С учетом этих факторов действующее в настоящее время положение, касающееся предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, неоправданно сокращает период его полноценной деятельности. Этими же обстоятельствами обусловлено и предусмотренное законопроектом увеличение срока полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации с 12 до 15 лет" <14>.

<13> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 7. Ст. 607.
<14> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Дополнительным аргументом в пользу принятия данного Закона послужило и то обстоятельство, что действовавшее в то время законодательство о статусе судей не предусматривало предельного возраста для занятия судейской должности, то есть в данном случае можно было ставить вопрос и об обеспечении единства статуса судей.

Интересно отметить, что первоначально предполагалось распространить новую норму о сроке полномочий судей Конституционного Суда России не только в отношении тех из них, кто был назначен Советом Федерации, но и тех, кто был избран Съездом народных депутатов, за исключением тех судей, срок полномочий которых превышал 15 лет. Однако впоследствии депутаты посчитали более корректным придать обратную силу соответствующей норме только применительно к судьям, назначенным на должность после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации.

15 декабря 2001 г. по инициативе Президента Российской Федерации были приняты три важных Закона: Федеральный конституционный закон "О внесении дополнения и изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" <15>, Федеральный конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <16>, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <17>. Данные Законы привнесли много нового в правовое регулирование статуса судей. Одной из новелл явилось установление предельного возраста для занятия федеральной судейской должности - 65 лет (за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации). Первоначально не предполагалось каким-либо образом изменять нормы о сроке полномочий судей Конституционного Суда. Однако уже в процессе обсуждения соответствующего законопроекта депутаты пришли к выводу о том, что следует восстановить отмененный несколькими месяцами ранее предельный возраст для занятия должности судьи Конституционного Суда в 70 лет. При этом было установлено, что соответствующая норма вступает в силу с 1 января 2005 г., то есть действие прежнего регулирования пролонгировалось в течение некоторого промежутка времени. Была сохранена норма о 15-летнем сроке полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

<15> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4825.
<16> Там же. 2001. N 51. Ст. 4824.
<17> Там же. 2001. N 51. Ст. 4834.

В результате новых изменений законодательства сложилась ситуация, которая очень точно была охарактеризована в одном из заключений Правительства Российской Федерации, представленном в Государственную Думу: "...особенности правового положения отдельных категорий судей в настоящее время не позволяют говорить о реальном единстве статуса судей. Так, одной из гарантий независимости судей является неограниченный срок их полномочий (п. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), однако по отношению к судьям Конституционного Суда Российской Федерации срок полномочий ограничен 15 годами (ст. 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Различен также предельный возраст пребывания судьи в должности. Для судей Конституционного Суда Российской Федерации он определен в 70 лет, для остальных судей предельный возраст пребывания в должности - 65 лет" <18>. Исходя из этого, актуальной задачей стало принятие мер, направленных на устранение неравенства в вопросах срока полномочий между статусом судей Конституционного Суда и статусом иных федеральных судей, с тем, чтобы в конечном счете обеспечить реальность и единство гарантий самостоятельности и независимости всех носителей судебной власти. И такие законодательные меры не заставили себя ждать.

<18> См.: Заключение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 5451п-П4 на проекты Федеральных конституционных законов "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О внесении изменения в статью 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", вносимые в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

5 апреля 2005 г. были приняты следующие законы: Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" <19>, Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <20>, Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" <21>. В соответствии с данными законодательными изменениями было установлено, что полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, предельный возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Такое же регулирование срока полномочий закреплялось применительно и к другим федеральным судьям.

<19> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 15. Ст. 1274.
<20> Там же. 2005. N 15. Ст. 1273.
<21> Там же. 2005. N 15. Ст. 1278.

Особо отметим, что новой норме о сроке полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации была придана обратная сила. Устанавливалось, что она распространяется на всех действующих судей Конституционного Суда, то есть как назначенных на должность Советом Федерации, так и избранных Съездом народных депутатов России, в связи с чем были внесены изменения в п. 4 раздела пятого "Переходные положения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Насколько такое решение законодателя правомерно? Хотя судьи "первой волны" избирались без ограничения срока (на что часто ссылаются сторонники такого регулирования), все же "повышение" для них предельно допустимого возраста для занятия судейской должности означает не что иное, как фактическое продление их полномочий, что, безусловно, расходится со смыслом п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации.

Сам Конституционный Суд придерживается на этот счет иной позиции. В его Определениях от 11 марта 2005 г. N 3-О и N 148-О, касающихся проблемы законодательного изменения срока полномочий судей судов общей юрисдикции, указывается: "...введение... предельного возраста пребывания в должности судьи... и распространение названного ограничения на судей, которые ранее были назначены на должность без определения конкретного срока полномочий, не противоречит конституционному принципу несменяемости судей. Нарушением данного принципа было бы распространение на действующих судей нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания в должности судьи, МЕНЬШИЙ по сравнению с установленным законом, на основании которого они были избраны" <22> (п. 3.1 мотивировочных частей Определений) (выделено мной. - О.Б.).

<22> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 5. С. 60, 67.

Глубоко аргументированная критика подобной позиции содержится в Особом мнении по этим Определениям судьи Конституционного Суда Российской Федерации Б.С. Эбзеева <23>. Он акцентирует внимание на необходимость соблюдения п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации при любом законодательном изменении сроков полномочий судей. Из данного конституционного положения, по мнению Б.С. Эбзеева, вытекают следующие выводы: "1) источником полномочий соответствующих судей является не воля Совета Федерации или главы государства, а воля многонационального народа Российской Федерации, выраженная на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.; 2) эта воля, выраженная ясно и недвусмысленно, направлена на сохранение полномочий судей, избранных до вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, до истечения срока, на который они были избраны...; 3) федеральный законодатель не вправе и не может легитимным образом преодолеть данное положение, поскольку оно является выражением воли народа-суверена, которая сама является источником полномочий парламента, главы государства; 4) иные положения Конституции Российской Федерации не могут истолковываться в противоречие с указанным императивным велением Основного Закона. Объективности ради полагаю нужным оговориться, что указанные выводы в полной мере распространяются и на судей Конституционного Суда Российской Федерации, избранных V (внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 году, включая автора настоящего Особого мнения..." <24>. И далее: "...принцип несменяемости судей в различных правовых системах может наполняться различным нормативным содержанием и по-разному осуществляется: посредством пожизненного избрания или назначения; посредством назначения или избрания на определенный срок; посредством назначения или избрания до достижения определенного возраста. Возможна, как об этом свидетельствует отечественная государственно-правовая практика, и их комбинация. Следовательно, законодатель вправе избрать иной, чем это было сделано ранее, вариант реализации указанного принципа, но такой выбор и его регулятивное воздействие могут распространяться на судей, наделенных соответствующими полномочиями ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬ СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР" <25> (выделено мной. - О.Б.). Только такой взгляд на проблему, как представляется, соответствует содержанию конституционного принципа демократического государства, предполагающего разумную стабильность сроков полномочий судей и недопустимость законодательного "манипулирования" ими.

<23> Там же. С. 69 - 72.
<24> Там же. С. 70.
<25> Там же. С. 72.

На высокую должность судьи Конституционного Суда назначаются которые имеют большой послужной список в области юриспруденции и незапятнанную репутацию. Помимо этого, кандидат должен обладать необходимыми личностными качествами и отвечать множеству требований.

Подробнее о Конституционном суде

Конституционный суд - осуществляющий Путем конституционного делопроизводства вышеупомянутый орган имеет все права и полномочия для самостоятельного и назависимого осуществления судебной власти.

Полный перечень полномочий и особенности деятельности, а также порядок образования данного судебного органа определяются Конституцией России, а также В составе КС находятся 19 человек. Их назначение происходит путем проведения голосования представителей верхней палаты Федерального Собрания, Совфеда (Совета Федерации) после рассмотрения выдвинутой кандидатуры президентом.

Срок полномочий

Строго регламентированных ограничений по сроку службы полномочия судьи не имеют. Однако существует После достижения гражданином, занимающим данную должность, 70-летнего возраста его полномочия прекращаются в связи с существующим законодательством, однако он продолжает выполнение должностных обязательств до принятия итогового соглашения по делу, слушание которого проходит в обязательном порядке с его непосредственным участием.

Прекращение действующих полномочий происходит в конце месяца, в котором судья достигает предельного возраста.

Существуют исключения. Гражданин продолжит выполнение предписанных должностных обязанностей в том случае, если после его выбытия количество людей, занимаемых должность судей КС, будет менее двух третей от общего количества людей в судейском сообществе и продолжит службу до тех пор, пока на должность не будет назначен новый кандидат.

Ранее пороговый возраст судей составлял 65 лет.

Особенности статуса

Каждый судья РФ имеет определенный правовой статус, что наделяет его перечнем прав, ответственностей и обязанностей, установленных действующим законодательством. Помимо этого, в понятие статуса судьи Конституционного суда РФ заключены гарантии независимости граждан, занимающих данных пост, при выполнении своих обязательств по осуществлению правосудия.

Все граждане, занимающую высокую должность судьи, наделены единым статусом. Главными различиями между ними являются вверенные полномочия и компетенции.

Документы, определяющие статус судьи

После того как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на высокую должность, они становятся обладателями статуса, основы которого задокументированы в ряде документов:

  • в статьях 119-122 Конституции;
  • во второй главе ФКЗ;
  • в положении Закона России о судейском правовом статусе;
  • в Кодексе чести судей РФ.

Последний упомянутый документ устанавливает правила поведения гражданина, занимающего должность судьи, не только во время выполнения профессиональных обязанностей, но и во время неслужебной деятельности. Помимо этого, в Кодексе изложены нормы поведения для членов судейской семьи и для граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе (в отставке), но за которыми сохраняются звание и принадлежность к сообществу судей.

"Кодекс чести судей" - не источник права. Данный документ является сводом правил корпоративной судебной этики.

Полномочия

Заняв гражданин фактически становится секретарем Конституционного Суда России. Приступать к выполнению профессиональных обязанностей можно с момента принятия присяги.

После того как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность, они обязаны приступить к выполнению следующих обязанностей:

  • осуществление непосредственного руководства работой аппарата КС;
  • обеспечение подготовки и проведение заседаний упомянутого судебного органа;
  • доведение до сведения определенных организаций и лиц решения, принятые на заседениях суда;
  • информирование КС об исполнении принятых решений;
  • организация информационного обеспечения всех членов судейского сообщеста данного судебного органа и др.

Гарантии независимости

После того как судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность, для них начинают действовать гарантии независимости, которые обеспечиваются его несменяемостью, а также личной неприкосновенностью и равенством прав всех членов судейского сообщества. Судья обеспечивается правом на отставку. Ему предоставляются материальное и социальное обеспечение, а также гарантии безопасности, которые соответствуют его высокому статусу.

Помимо этого, гарантии независимости обеспечиваются запретом любого рода вмешательства в судебную деятельность.

Также к соответствующим критериям относятся гарантии материальной независимости, которые связаны с предоставлением гражданину, занимаемому столь высокую должность, ежегодного отпуска, регулярную выплату заработной платы, обеспечением жильем и необходимыми жилищными условиями, бытовым обслуживанием, страхованием жизни и здоровья самого судьи и его ближайших родственников, обязательным страхованием имущества.

Требования к кандидату

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначается по результатам тщательного отбора и рассмотрения кандидатуры, которая выдвигается президентом. Данную должность может занимать гражданин России, который строго соответствует определенным требованиям. Возраст кандидата не должен быть меньше 40 лет. Кроме того, гражданин должен иметь высшее юридическое образование и трудовой стаж (по специальности), продолжительность которого должна составлять не менее 15 лет. У кандидата должна быть признанная квалификация в правовой области.

Высокие требования к кандидату обусловлены престижностью занимаемой должности и ответственностью, которая возлагается на гражданина. Репутация судьи должна быть идеальной на протяжении всего периода работы. Помимо этого, играет значение семейное положение лица, рассматриваемого в качестве кандидата на вакантную должность, репутация членов семьи.

Играют роль регалии претендента, звания, ученые степени, достижения в профессиональной сфере. Большинство действующих судей имеют ученую степень или являются докторами наук.

Половая принадлежность кандидата значения не имеет.

Кем назначаются судьи Конституционного Суда РФ

Вся информация о порядке назначения судей Конституционного Суда РФ подробно прописана в ФКЗ о Конституционном Суде. Статья 9 содержит информацию не только о процедуре наделения полномочиями, но и о том, кем именно избирается кандидат.

Предложения касательно кандидатов на столь высокую должность могут быть внесены главе государства членами СовФеда, депутатами Государственной Думы. Помимо этого, предложения могут вносить высшие органы судебного вида и юридические ведомства федерального значения, юридические сообщества всероссийского масштаба, научные и учебные заведения юриидческой направленности.

С момента представления президента касательно возможного кандидата до момента назначения должно пройти не более 14 календарных дней. Вопрос о назначении в течение этого времени рассматривает Совет Федерации.

Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность строго в индивидуальном порядке. Для этого проводится тайное голосование членов СовФеда. Из всех кандидатов назначается гражданин, получивший большую часть голосов.

Если после выбытия одного из участников общее количество судей будет менее двух третей, президентом вносится представление о рассмотрении и последующем назначении другого кандидата на вакантную должность. Причем это делается в срок не позднее одного календарного месяца со дня появления свободного места.

Прекращение полномочий

Досрочная отставка гражданина, занимающего столь высокую должность, помимо достижения предельного возраста может быть связана с состоянием здоровья, а также с потерей возможности выполнения должностных обязательств на протяжении длительного времени по уважительной причине.

Кроме того, основаниями для прекращения полномочий ранее указанного срока могут быть:

  • личное заявление гражданина об отставке;
  • потеря должностным лицом по различным причинам;
  • обвинительный приговор в отношении гражданина, занимавшего должность конституционного судьи;;
  • опороченная репутация и честь в результате совершения проступка;
  • ведение деятельности или совершение поступков, не совместимых с профессиональной деятельностью;
  • неучастие в заседаниях судебных сообществ по неуважительной причине;
  • уклонение от принятия участия в голосовании без наличия достойной причины более двух раз подряд;
  • задокументированная потеря дееспособности гражданина, занимающего данную должность;
  • признание должностного лица безвестно отсутствующим;
  • задокументированное в судебном порядке объявление судьи умершим;
  • смерть гражданина.

Помимо этого, прекращение должностных полномочий последует, если выяснится, что был нарушен порядок назначения гражданина на должность судьи КС.

Прекращение обязанностей осуществляется исключительно после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом, направленного главе государства и Совету Федерации. Данное решение является официальным объявлением о появлении вакантной должности.

Полное прекращение полномочий производится Советом Федерации по решению, предъявленному КС, которое было принято большинством голосов.

Председатель Конституционного суда РФ:

  • 1. Руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;
  • 2. Вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
  • 3. Представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;
  • 4. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;
  • 5. Осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации также издает приказы и распоряжения. 1 ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации. ст. 23 2

Заместитель Председателя Конституционного суда РФ:

  • 1. Когда наступает его очередность председательствовать на заседании палаты Конституционного Суда РФ, созывает данные заседания и председательствует на них;
  • 2. Участвует в заседании палаты как член суда, когда председательствует другой судья Конституционного Суда РФ;
  • 3. Участвует в пленарном заседании;
  • 4. По уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ

осуществляет отдельные его функции;

  • 5. Выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом РФ;
  • 6. Временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда последний не в состоянии сам исполнять таковые.

Как председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.

Непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:

  • 2. Организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
  • 2. Доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;
  • 3. Организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
  • 4. Контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой;
  • 5. Контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;
  • 6. Организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;
  • 7. Визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного Суда;
  • 8. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда РФ. 1 § 4 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации 3


Поделиться